Научная статья на тему 'Миротворческие миссии ООН на Ближнем Востоке: история и современность'

Миротворческие миссии ООН на Ближнем Востоке: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3709
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОТВОРЧЕСТВО / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / МИССИЯ / ООН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходынская-голенищева Мария Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению «ближневосточного среза» ооновского миротворчества. Принимая во внимание высокую конфликтогенность региона, автор рассматривает действие важного инструмента обеспечения мира и безопасности в рамках крупнейшей мировой организации применительно к геополитически важному и взрывоопасному региону Ближнего Востока с целью выявления эффективности ооновской «миротворческой машины».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UN PEACE-BUILDING MISSIONS IN THE MIDDLE EAST: HISTORY AND THE PRESENT

The article deals with the «Middle East dimension» of the UN peace-building activities. Taking into consideration the regions high susceptibility to conflicts, the author regards the application of an important instrument of providing peace and security within the biggest world organization to this geopolitically crucial and highly explosive region of the Middle East aiming at examining the effectiveness of the UN «peacebuilding machine».

Текст научной работы на тему «Миротворческие миссии ООН на Ближнем Востоке: история и современность»

УДК 327

ХОДЫНСКАЯ-ГОЛЕНИЩЕВА Мария Сергеевна, атташе Департамента международных организаций Министерства иностранных дел Российской Федерации; аспирантка кафедры востоковедения факультета международных отношений МГИМО(У) МИД РФ. Автор одной научной публикации

МИРОТВОРЧЕСКИЕ МИССИИ ООН НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Статья посвящена рассмотрению «ближневосточного среза» ооновского миротворчества. Принимая во внимание высокую конфликтогенность региона, автор рассматривает действие важного инструмента обеспечения мира и безопасности в рамках крупнейшей мировой организации применительно к геополитически важному и взрывоопасному региону Ближнего Востока с целью выявления эффективности ооновской «миротворческой машины».

Миротворчество, Ближний Восток, миссия, ООН

В 2008 году ооновское миротворчество -важнейший инструмент обеспечения международного мира и безопасности - отмечает свое шестидесятилетие. Такая солидная дата позволяет не только подвести рубежные итоги на этом важнейшем направлении деятельности ООН, но и определить те ориентиры, на достижении которых международное сообществ должно сконцентрировать свои усилия в предстоящий период.

С течением времени и под влиянием складывающейся мировой обстановки концепция миротворчества развивалась и наполнялась новым содержанием1. И сегодня нельзя не признать, что указанный юбилей всемирная Организация встречает на пике востребованности миротворческой деятельности (на повестку дня ООН почти постоянно выносятся вопросы развития миротворческой практики2), и это убе-

дительно подтверждают статистические выкладки. По состоянию на октябрь 2008 года в ведении Департамента операций по поддержанию мира Секретариата ООН находилось 18 операций с общим численным контингентом персонала свыше 90 тыс. чел., при этом поставщиками контингентов выступали 119 государств. Совокупный годовой бюджет ооновского миротворчества в настоящее время превышает 6,5 млрд долл. Все это не только подкрепляет сохраняющийся в мире высокий авторитет ооновского миротворчества, но и диктует необходимость неукоснительно соблюдать и приумножать имеющиеся традиции и наработки.

Ближний Восток - один из самых ключевых и неспокойных регионов мира3. А миротворческие операции ООН особенно востребованы в наиболее конфликтогенных районах (характерно, что первая миротворческая операция ООН

была проведена именно в регионе Ближнего Востока: Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия - ОНВУП - был создан в 1947 г. после первой арабо-израильской войны). В этом контексте интерес представляет рассмотрение современной представленности ооновского миротворчества в данной части мира.

1. Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия - ОНВУП (UN TRUCE SUPERVISION ORGANIZATION -UNTSO).

В ноябре 1947 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила план раздела Палестины, предусматривавший создание арабского и еврейского государств и установление международного статуса для Иерусалима4. 14 мая 1948 года Соединенное Королевство отказалось от своего мандата на Палестину, и в тот же день было провозглашено государство Израиль. На следующий день начались военные действия между Израилем и палестинскими арабами, которых поддержали арабские государства.

В своей резолюции 50 (1948) от 29 мая 1948 года Совет Безопасности призвал к прекращению военных действий в Палестине и постановил, что за перемирием будет наблюдать посредник ООН, которому будет помогать группа военных наблюдателей5. Первая группа военных наблюдателей, которая получила название «Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия» (ОНВУП), прибыла в регион в июне 1948 года. В 1949 году военные наблюдатели ОНВУП остались наблюдать за соблюдением заключенных между Израилем и его арабскими соседями соглашений о перемирии6.

После войн 1956,1967 и 1973 годов функции наблюдателей трансформировались с учетом менявшейся обстановки, однако они продолжали оставаться в занимаемых районах, действуя в качестве посредников между враждующими сторонами и в качестве инструмента, позволяющего локализовать разрозненные инциденты и предотвратить их перерастание в крупные конфликты.

В настоящее время группы военных наблюдателей ОНВУП на Ближнем Востоке приданы действующим в этом районе силам по поддержанию мира: Силам Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением (СООННР) на Голанских высотах и Временным силам Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ). На Синае остается группа наблюдателей, обеспечивающая присутствие Организации Объединенных Наций на этом полуострове. Кроме того, ОНВУП имеет представительства в Бейруте и Дамаске.

Штаб-квартирой для ОНВУП служит Дом правительства в Иерусалиме. Начальником штаба является генерал-майор И.К. Гордон (Австралия).

ОНВУП был первой операцией по поддержанию мира, учрежденной ООН, и за 60 лет своего функционирования доказал действенность ооновского миротворчества, возможность достижения поставленных задач при условии эффективного взаимодействия всех сторон, участвующих в конфликте.

Мандат ОНВУП является бессрочным.

2. Силы ООН по наблюдению за разъединением - СООННР (UN disengagement observer force - UNDOF).

6 октября 1973 года на Ближнем Востоке начались военные действия между египетскими и израильскими силами в районе Суэцкого канала и на Синайском полуострове, а также между израильскими и сирийскими силами на Голанских высотах7. Когда бои между Египтом и Израилем достигли критической стадии, 24 октября Совет Безопасности постановил создать Чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций8. Они были немедленно дислоцированы между израильской и египетской армиями в районе Суэцкого канала, и их прибытие, по сути, стабилизировало обстановку. В 1974-1975 годах были заключены соглашения между Израилем и Египтом о разъединении войск, и в июле 1979 года Чрезвычайные силы прекратили свое существование.

После завершения военных действий в израильско-сирийском секторе сохранялась высо-

кая напряженность. В этих условиях 31 мая 1974 года было заключено Соглашение о разъединении израильских и сирийских войск, которое предусматривало создание района разъединения, а по обе стороны от него — двух равных зон, в которых ограничивались вооруженные силы и вооружения.

В тот же день Совет Безопасности принял резолюцию 350, в соответствии с которой были созданы Силы Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением (СО-ОННР). Местонахождением сил являются сирийские Голанские высоты, штаб-лагерем -лагерь Фауар. Командует силами генерал-майор В. Иильке (Австрия).

Деятельность СООННР способствовала тому, что после завершения военных действий в 1973 году обстановка в зоне военных действий остается в целом спокойной и подконтрольной.

Мандат СООННР продлевается каждые шесть месяцев. Последний раз мандат Сил был продлен резолюцией СБ ООН 1848 от 12 декабря 2008 года до 30 июня 2009 года.

3. Временные силы ООН в Ливане -ВСООНЛ (UN interim force in Lebanon -UNIFIL).

Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ) были сформированы в 1978 году в соответствии с резолюциями 425 и 426 СБ ООН от 19 марта 1978 года9. Основанием для их создания стала просьба правительства Ливана об отправке в страну миротворческого контингента в связи с израильским вторжением, начавшимся в марте 1978 года.

В то время на ВСООНЛ возлагались следующие задачи:

1. Подтверждение вывода израильских войск.

2. Восстановление международного мира и безопасности.

3. Оказание правительству Ливана помощи в возвращении ему эффективной власти в этом районе.

До сентября 2006 года численность ВСООНЛ составляла около 2 тыс. чел. В зону их ответственности входили территории Ливана к

югу от р. Эль-Литани, за исключением населенного пункта Тир и прилегающих к нему районов.

12 июля 2006 года «Хизбалла» предприняла вооруженную акцию в районе ливано-израиль-кой границы, в результате которой было захвачено двое израильских военнослужащих. В ответ Израиль начал крупномасштабную военную операцию против Ливана с массированным задействованием ВВС.

11 августа 2006 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1701, призывающую стороны к прекращению боевых действий, а именно: Израиль - к остановке наступательных операций, а «Хизбаллу» - к прекращению атак. Боевые действия между Израилем и «Хизбаллой» были остановлены утром 14 августа.

Помимо призыва к временному прекращению огня, основными положениями резолюции были также увеличение численного состава ВСООНЛ до 15 тыс. военнослужащих и передача под их контроль всех ливанских территорий между р. Эль-Литани и «голубой линией» (определенная ООН линия разъединения израильских и ливанских вооруженных сил, соответствующая международно признанной границе Ливана).

В соответствии с этим документом в дополнение к задачам ВСООНЛ, утвержденным резолюциями 425 (1978) и 426 (1978) СБ ООН, миротворческому контингенту также поручено:

• осуществлять наблюдение за прекращением боевых действий;

• сопровождать ливанские вооруженные силы и оказывать им поддержку в ходе их развертывания во всех южных районах страны, в том числе вдоль «голубой линии», по мере вывода Израилем своих вооруженных сил из Ливана;

• координировать свою деятельность в ходе этих мероприятий с правительствами Ливана и Израиля;

• оказывать помощь обеспечению гуманитарного доступа к гражданскому населению и добровольного возвращения перемещенных лиц в условиях безопасности;

• оказывать ливанским вооруженным силам содействие в принятии мер по созданию между «голубой линией» и р. Эль-Литани района, свободного от любого вооруженного персонала, сил, средств и вооружений, кроме относящихся к силам правительства Ливана и ВСООНЛ;

• оказывать правительству Ливана по его просьбе содействие в обеспечении контроля над границами страны и другими пунктами въезда в нее в целях недопущения ввоза в Ливан оружия или связанных с ним материальных средств.

Организационно ВСООНЛ состоят из сухопутной группировки и морской оперативной группы (МОГ), общее руководство которыми осуществляет объединенный штаб, расположенный в населенном пункте Эн-Накура. С 2 февраля 2007 года командующим международными силами назначен генерал-майор К. Грациано (Италия), сменивший на этом посту генерал-майора А. Пеллегрини (Франция).

Сухопутная группировка включает в себя две бригады - «Запад» и «Восток» со штабами в населенных пунктах Тибнин и Марджаюн под командованием Италии и Испании соответственно.

В настоящее время командование ВСООНЛ, в целом завершив развертывание международных миротворческих сил на ливано-израильской границе, приступило к выполнению задач в соответствии с требованиями резолюции 1701 СБ ООН. Ожидается, что в ближайшей перспективе состав миротворческой группировки значительных изменений не претерпит, однако руководство международных сил располагает возможностью в случае необходимости довести численность миротворцев до 15 тыс. военнослужащих.

После завершения военных действий в августе 2006 года значительно расширенный по решению СБ ООН ВСООНЛ, в состав которого входит и морской компонент, выполняет важную задачу по разъединению сторон, наблюдению за перемирием, осуществляет функции по недопущению несанкционированного перевооружения неправительственных формирований в Ливане, а также, по согласию с обеих сторон, демаркацию «голубой линии». В соответствии с резолюцией 1832 от 27 августа 2008 года, мандат ВСООНЛ был продлен до 31 августа 2009 года.

Не вызывает сомнений, что задача обеспечения международного мира и безопасности в современных условиях не становится проще. Наглядные свидетельства того - события в Косово и вокруг него, грузино-югоосетинский конфликт. Чтобы избежать в будущем таких негативных примеров, нельзя допускать применения практики двойных стандартов. Это одна из наиболее острых проблем в контексте современного миротворчества, которая, однако, может быть решена только в более широких рамках справедливой перестройки всей системы международных отношений.

Как подтверждает опыт функционирования миротворчества в регионе Ближнего Востока, несмотря на все сбои, которые иногда дает машина ооновского миротворчества, она зарекомендовала себя за истекшие десятилетия как эффективный фактор сдерживания напряженности, обеспечения безопасности, защиты гражданских лиц, содействия решению гуманитарных кризисов. В этой связи совсем не удивительно, что именно в сфере совершенствования ооновского миротворчества были достигнуты первые и наиболее заметные успехи в деле реформирования ООН.

Примечания

1 Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М., 2005. С. 540.

2ЗаемскийВ.Ф. ООН и миротворчество: курс лекций. М., 2008. С. 9.

3Коновалова М.С. Некоторые аспекты участия Сирии в ближневосточном мирном процессе на современном этапе II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гуманиг. и соц. науки». 2002. № 5. С. 9.

4Блищенко В.И. Региональные конфликты и международное право (вторая половина XX - начало XXI века). М., 2005. С. 202.

5 The Question of Palestine and the United Nations. United Nations, N.Y., 2008. P. 10-11.

6 Ibid. P. 11.

7Бакланов А.Г. Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию системы региональной безопасности. М., 2001. С. 32.

8 Smith D.C. The Palestine and the Arab-Israeli Conflict: A History with Documents. Boston; N.Y., 2007. P. 329.

9 Новейшая история арабских стран Азии/E.M. Примаков, А.Д. Лебедев, Д.Р. Вобликов и др.; отв. ред. НаумкинВ.В. 1917-1985. М., 1988. С. 140.

Hodynskaya-Golenischeva Maria

UN PEACE-BUILDING MISSIONS IN THE MIDDLE EAST:

HISTORY AND THE PRESENT

The article deals with the «Middle East dimension» of the UN peace-building activities. Taking into consideration the region’s high susceptibility to conflicts, the author regards the application of an important instrument of providing peace and security within the biggest world organization to this geopolitically crucial and highly explosive region of the Middle East aiming at examining the effectiveness of the UN «peacebuilding machine».

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Соколова Ф.Х., доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой регионоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.