АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (ADMINISTRATIVE, INFORMATION, INTERNATIONAL LAW)
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 23 (378).
Право. Вып. 44. С. 58-64.
УДК 341.9
ББК 67.5
СИРИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
А. Х. Аль Ахмад
ФГБОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия
В данной статье освещаются проблемы сирийско-израильского конфликта. Оценивая деятельность ООН по поддержанию мира на Голанских высотах, автор считает, что ООН сыграла положительную роль в разрядке напряженности между Сирией и Израилем в районе Голанских высот, оккупированных в июне 1967 г. По мнению автора, мирное урегулирование вопроса Голанских высот возможно путем выполнения сирийской и израильской сторон положения резолюций Совета Безопасности ООН 242 и 338, касающихся вывода войск Израиля с сирийской территории.
Ключевые слова: граница, конфликт, мирное урегулирование, международное право, территория.
После окончания Первой мировой войны и подписания документов о переделе владений Османской империи Франция и Англия в 1923 г. разделили между собой Палестину, Сирию и Ливан. При определении границ в расчет принималось только тогдашнее расположение французских и английских военных гарнизонов. Пограничную линию назвали «международной границей», и она проходила с севера на юг по восточному берегу реки Иордан до ее впадения в Тивериадское озеро. Далее граница тянулась вдоль северо-восточного побережья на расстоянии 10—1000 м от него и упиралась в приграничную зону Иордании (в то время — Трансиордания) в районе термальных источников Хамат-Гадер (аль-Хамма). В соответствии с франко-британским договором о демаркации границ между державами-мандатариями бассейн реки Иордан и все побережье Тивериадского озера присоединялись к территории Палестины, исключая северо-восточный участок, где Сирии отходила линия, равная по ширине 10 м и обеспечивавшая проход сирийцев к водным ресурсам озера. В 1926 г. колониальные власти Англии и Франции внесли дополнения к договору о границах, которые разрешали рыбакам Сирии ловить рыбу в Тивериадском озере [9. С. 246].
Сирия является одной из ключевых фигур в арабо-израильском противостоянии. Об этом госу-
дарстве справедливо говорят, что без него можно начать войну, но добиться мира нельзя [4. С. 30].
Сирия, получившая независимость в 1946 г., не признала «международную границу». В ходе первого арабо-израильского конфликта 1948— 1949 гг. сирийские войска заняли стратегически важные районы на Голанских высотах, включая все восточное побережье Тивериадского озера. По соглашению о прекращении огня 1949 г. Сирия обязалась отвести свои войска к западу от «международной границы». Официально признанной границы между Сирией и Израилем не было установлено, так как между сторонами не был подписан мирный договор [23].
Необходимо отметить, что из 62 км демилитаризованных зон Израиль контролировал 44 км, а Сирия — 18 км. Используя стратегическое превосходство, Сирия в период с 1949 по 1967 г. поставила под свой контроль восточную часть побережья Тивериадского озера, включая заповедник Хамат-Гадер, а также район бассейна реки Банияс. Эту несколько измененную по сравнению с 1923 г. линию часто называют границей, существовавшей на 4 июня 1967 г. В этот день Израиль нанес превентивный удар по сирийским позициям и к 9 июня оккупировал всю территорию Голанских высот. В ходе октябрьских боев 1973 г. Израиль сумел упрочить свои позиции на Голанах [9. С. 246].
Это событие в июне 1967 г., вошедшее в историю ближневосточного конфликта, открыло новый этап в кризисном развитии арабо-израильских отношений и еще более усугубило нерешенность палестинской проблемы [10. С. 71].
Как известно, между конфликтующими государствами Израилем и Сирией существует не по -стоянная граница, а лишь временная линия перемирия, установленная специальным соглашением, подписанным 20 июля 1949 г. между правительствами Сирии и Израиля на острове Родос. Однако вышеназванный документ о перемирии не привел к решению территориальных вопросов.
Обстановка на сирийско-израильских границах до возникновения вооруженного конфликта на Ближнем Востоке в июне 1967 г. была напряженной.
Итак, 5 июня 1967 г. Израиль ввел свои армейские подразделения на арабскую территорию. За шесть дней, что шла война, Израилю удалось захватить части арабских территорий у Египта, Сирии, Иордании и Палестины, что позволило ему значительно расширить свои границы. Среди оккупированных территорий были и территории Голанских высот, принадлежащих суверенному государству Сирия. До момента оккупации сирийской территории Голанские высоты являлись частью провинции Эль-Кунейтра.
Война представляет собой «вооруженную борьбу между государствами с намерением осуществления политических целей при помощи средств, регулируемых международным правом» [26].
Ключевая роль вооруженных столкновений и, соответственно, военной силы в мировой политике объяснялась во многом тем, что «война является продолжением политики насильственными средствами». «Война есть только часть политической деятельности. Война ни в коем случае не является чем-то самостоятельным. Если война есть часть политики, то последняя определяет ее характер» [21].
Институт незаконности аннексий складывался исторически, и принцип отказа от завоеваний чужих территорий был закреплен еще во время Французской революции [1. С. 112-113].
С 1967 по 1981 г. большая часть Голанских высот (1150 кв. км, или 1,15 млн дунамов) [22] находилась под управлением командования израильских Вооруженных сил в Северном военном округе. На протяжении всего этого периода израильские власти проводили двуединую политику: полно -стью изолировать Голаны от Сирии, а затем при-
соединить их к Израилю. Уже приказ № 1 израильского военного командования гласил, что «тер -ритория Голанских высот является закрытой военной зоной, и никто из жителей вне зависимости от национальной принадлежности не может въехать в этот район или выехать из него» [20. С. 6].
Международное право запрещает аннексию как нарушающую принципы территориальной целостности, неприкосновенности и нерушимости государственных границ. Военная оккупация — это временное занятие в ходе войны вооруженными силами одного государства территории другого государства и принятие на себя управления этими территориями. Согласно нормам международного права оккупированная территория юридически продолжает оставаться территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации [5. С. 528].
Оккупация начинается с установления фактического контроля над территорией, создания оккупационной администрации. Однако даже при кратковременном занятии территории войсками неприятеля они обязаны соблюдать соответствующие правила оккупации. Оккупационный режим прекращается с момента утраты фактического контроля над территорией. Если же оккупация сохраняется и после прекращения военных действий, то согласно IV Гаагской конвенции соответствующие нормы гуманитарного права подлежат применению в течение года после общего прекращения военных действий. Это положение было обоснованно изменено Первым дополнительным протоколом 1977 г., установившим, что международное гуманитарное право должно применяться до прекращения оккупации. Думается, что данное изменение внесено с учетом опыта многолетней оккупации Израилем восточного берега реки Иордан [13. С. 352].
Современное международное право, опирающееся на общепризнанные принципы, полностью отрицает всякую возможность насильственного изменения территории государств в нарушение положения Устава ООН, не признает перехода суверенитета от побежденного государства к государству-победителю даже при длительной фактической оккупации территории побежденного государства (например, оккупация Ираком территории Кувейта), отрицает приобретательскую давность. Никакая оккупация не признается законной [16. С. 384].
14 декабря 1981 г. Кнессет (парламент) Израиля принял специальное постановление об аннексии
части территории суверенного государства Сирия — Голанских высот, оккупированных в ходе войны в июне 1967 г. Этот закон дает Израилю право распространять свою юрисдикцию на аннексированную территорию Голана.
В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой либо ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН [2. С. 56].
Взаимное уважение границ — необходимое условие мира. Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства [13. С. 390].
Территория государства не может быть объектом военной оккупации, являющейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения [24]. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не должны признаваться законными [19. С. 96].
С точки зрения международно-правового статуса государственных границ наиболее важное значение имеют принципы неприкосновенности и нерушимости. В соответствии с принципом неприкосновенности запрещаются насильственный захват и присоединение чужих территорий и, соответственно, посягательство на границы других государств [17. С. 221].
По арабским источникам, до израильской оккупации на Голанах проживало 153 тыс. человек [22] (116 тыс. — по израильским источникам [7. С. 152]). Здесь насчитывалось 139 деревень и около 60 семейных хозяйств [27]. В настоящее время на территории Голана под израильской юрисдикцией находятся пять населенных пунктов площадью 1150 км2, где проживает свыше 17 тыс. сирийских граждан. С момента оккупации района Голана Израиль активно расширяет поселенческую деятельность и строит десятки военных и гражданских поселений, численность поселенцев превышает 17 тыс. человек.
Что касается вопроса строительства Израилем поселений на оккупированных Голанах, можно отметить, что это связано прежде всего с от-
сутствуем мирного договора и неурегулированностью вопроса о границе двух соседних государств. Существование поселений на оккупированной в ходе военных действий территории является незаконным с точки зрения международного права. Четвертая Женевская конвенция 1949 г. категорически запрещает оккупирующей державе переселять гражданское население на оккупированную территорию, так как подобные действия значительно затрудняют сам процесс прекращения оккупации. Незаконность статуса израильских поселений была подтверждена многочисленными резолюциями Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, а также Международным судом ООН [8. С. 3-4].
После войны 1973 г. Организация Объединенных Наций существенно активизировала свою деятельность по обеспечению прочного урегулирования арабо-израильского конфликта. В декабре 1973 г. в Женеве под эгидой ООН и под совместным председательством Советского Союза и Соединенных Штатов Америки была проведена международная мирная конференция. На ней были представлены Египет, Израиль и Иордания, в то время как Сирия отказалась принимать участие. После трех заседаний конференция прервала свою работу на неопределенное время, однако была достигнута договоренность возобновить ее в рамках рабочей группы по военным вопросам [3. С. 21].
Эта рабочая группа сыграла важную роль в достижении соглашений о разъединении вооруженных сил Египта и Израиля в январе 1974 г. и октябре 1975 г., а также принимала участие в заключении соглашения о разъединении войск Сирии и Израиля в мае 1974 г. Данные соглашения осуществлялись при содействии двух миссий Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. После достижения соглашения между Египтом и Израилем о разъединении своих вооруженных сил передислокация проходила под наблюдением ЧВС ООН II [Там же].
После прекращения октябрьской войны в 1973 г. в рамках Женевской мирной конференции 31 мая 1974 г. между конфликтующими государствами Израиль и Сирия в Женеве было подписано соглашение о разъединении их войск в районе Голана. Данное соглашение стало основой для принятия СБ ООН резолюции № 350, согласно которой закреплялись все достигнутые пункты вышеупомянутого соглашения. Главным пунктом резолюции № 350 является учреждение Сил ООН
по наблюдению за разъединением (СООННР — UNDOF) на Голанах. Задача СООННР заключается в осуществлении международного контроля за разъединением войск Израиля и Сирии в районе Голана. Согласно резолюции № 350 СООННР растянулись на 80 км с юга на север и от 500 м до 10 км с востока на запад.
Направление войск ООН на Ближний Восток с целью наблюдения за разъединением войск на египетско-израильском и сирийско-израильском фронтах сыграло положительную роль в разрядке взрывоопасной обстановки, возникшей в результате военных действий в зоне Суэцкого канала и на Голанских высотах в октябре 1973 г. Обеспечивая полное прекращение огня и военных действий, осуществляя контроль за соблюдением соглашений о разъединении, которые были заключены между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем — с другой, войска ООН тем самым способствовали созданию условий, необходимых для принятия надлежащих мер по ликвидации последствий израильской агрессии и установлению справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке на основе и во исполнение принятых ООН решений [18. С. 116].
Согласно двустороннему сирийско-израильскому соглашению обе стороны обязались соблюдать условия прекращения огня и всех военных действий на Голанах. Сирийско-израильский вопрос об установлении государственных границ так и не был урегулирован.
По нашему мнению, трудно представить себе урегулирование конфликтов и споров без ООН, главной задачей которой является поддержание и сохранение всеобщего мира и безопасности, если в полной мере будут строго и неукоснительно выполняться те обязательства, которые зафиксированы в Уставе ООН, поскольку без соблюдения членами ООН своих обязательств реализация этих целей невозможна.
По Соглашению о разъединении Израиль вернул Сирии около 100 кв. км Голанских высот, в том числе полностью разрушенный город Эль-Кунейтра — административный центр района до начала военных действий в июне 1967 г. На протяжении последних 35 лет ООН ежегодно продле -вает мандат пребывания своего военного корпуса численностью 1250 человек. До сегодняшнего дня Израиль продолжает контролировать около 70 % территории Голанского плато [9. С. 246].
Следует специально подчеркнуть, что у Сирии и Израиля имеются принципиальные противо-
речия по следующим вопросам: по вопросу разоружения расположенной в соседнем Ливане террористической группировки «Хизбалла», которая финансируется и поддерживается Ираном и Сирией, по вопросу о границах, вопросу вывода войск Израиля с территории Голанских высот и т. д.
Территория государства закрепляется и гарантируется принципами и нормами международного права, в частности международно-правовым принципом запрещения применения силы или угрозы силой, включая применение силы с целью нарушения существующих международных границ государств [11. С. 113].
История международного права и международных отношений свидетельствует о том, что причиной кровопролитных войн и конфликтов становились территории. Соответственно, вопрос о принадлежности территории был и остается главным в международном праве, так как территория и границы в основном являются причиной противостояния между субъектами международного права.
Суть принципа территориальной целостности государств — одного из основных принципов международного права — сводится к запрещению насильственного захвата или изменения принадлежности иностранных территорий [12. С. 101].
Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств, регулирующий правовой статус государственной территории и границ, представляет собой фундаментальную норму международного права, без соблюдения которой немыслимо существование суверенных государств как субъектов международного права. Эти принципы укрепляют суверенитет государства и тесно связаны с принципом суверенного равенства государств. Существует даже тенденция выдвижения данных принципов на второе место в системе основных принципов международного права.
За принципом уважения государственного суверенитета в международном праве неизбежно следует принцип уважения неприкосновенности и целостности государственной территории, которая является естественным и необходимым условием существования государства [6. С. 38].
Особо важно отметить, что вопрос о возвращении Голана Сирии является менее принципиальным и существенным по сравнению с другими проблемами, такими как палестинский
и ливанские вопросы. Вопрос Голан остается тесно связанным со всем комплексом этих проблем. Решение судьбы Голанских высот и разрешение сирийско-израильского конфликта может быть достигнуто в контексте всеобъемлющего мирного урегулирования ближневосточного конфликта.
Таким образом, согласно современному международному праву аннексия Израилем в 1981 г. части сирийской территории в районе Голанских высот является грубым нарушением положений Устава ООН и ряда международно-право-
вых документов и актов. Прямым результатом продолжения противостояния между Сирией и Израилем является неурегулированность вопроса о возвращении Голана Сирии как единственному законному владельцу этой территории. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что выполнение участниками конфликта вышеупомянутых резолюций СБ ООН непременно приведет к урегулированию вопроса Голанских высот и разблокирует сирийско-израильский конфликт в целом.
Список литературы
1. Баскин, Ю. Я. История международного права / Ю. Я. Баскин, Д. И. Фельдман. - М. : Междунар. отношения, 1990. - 208 с.
2. Бирюков, П. Н. Международное право : учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / П. Н. Бирюков. -М. : Юрист, 2000. - 416 с.
3. Вопрос о Палестине и Организация Объединенных Наций. - Нью-Йорк : Орг. Объед. Наций, 2008. - 136 с.
4. Дауров, Р. Д. Долгая шестидневная война: победы и поражения СССР на Ближнем Востоке / Р. Д. Дауров. - М. : Ин-т востоковедения РАН, 2009. - 238 с.
5. Игнатенко, Г. В. Международное право : учеб. для вузов. / Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. - 4-е изд., изм. и доп. - М. : НОРМА, 2007.
6. Клименко, Б. М. Государственная территория : вопр. теории и практики междунар. права / Б. М. Клименко. - М. : Междунар. отношения, 1974. - 168 с.
7. Краткая еврейская энциклопедия. - Иерусалим, 2005. - Т. 2.
8. Крылов, А. В. Израильская заградительная стена на Западном берегу / А. В. Крылов // Аналит. зап. - 2008. Вып. 1 (30, март). - М. : МГИМО (У), 2008.
9. Крылов, А. В. Израильские поселения на оккупированных арабских территориях (1967—2007 гг.) / А. В. Крылов. - М. : МГИМО-Ун-т, 2011. - 340 с.
10. Кудрявцев, А. В. Исламский мир и палестинская проблема / А. В. Кудрявцев ; отв. ред. В. Носенко, Л. Р. Полонская ; АН СССР, Ин-т востоковедения. - М. : Наука, 1990. - 133 с.
11. Курдюков, Г. И. Государства в системе международно-правового регулирования / Г. И. Курдюков. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1979. - 173 с.
12. Курс международного права : в 7 т. Т. 2: Основные принципы международного права / Г. В. Игнатенко [и др.]. - М. : Наука, 1989. - 240 с.
13. Лукашук, И. Международное право. Особенная часть : учеб. для вузов / И. Лукашук. - М. : БЕК, 1997. - 384 с.
14. Лукашук, И. И. Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, 2005. - 544 с.
15. Международное право : учебник / под ред. Н. Т. Блатовой - М. : Юрид. лит., 1987. - 543 с.
16. Международное публичное право / отв. ред. К. А. Бекяшев. - М. : Проспект, 1999. - 636 с.
17. Международное право : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Ашавский [и др.] ; под ред. А. А. Ковалева, С. В. Черниченко ; Дипломат. акад. МИД РФ. 3-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2008. - 831 с.
18. ООН как инструмент по поддержанию и укреплению мира: международно-правовые проблемы / под ред. М. М. Авакова, В. Л. Исраэляна, А. П. Мовчана. - М. : Междунар. отношения, 1980. - 261 с.
19. Ушаков, Н. А. Международное право : учебник / Н. А. Ушаков. - М. : Юрист, 2000. - 304 с.
20. AL-MARSAD — the Arab Centre for Human Rights in the Occupied Syrian Golan. The Occupied Syrian Golan Background. Majdal Shams, 2005.
21. Clawsewitz C., Howard M. and Pfiet P. (eds. and transl.). Von On War. Prinston, 1976.
22. Davis, U. The Golan Heights under Israeli Occupation / U. Davis. - Durham City, England : The Centre for Middle Eastern & Islamic Studies ; Univ. of Durham, 1984. - 60 p.
23. Общее соглашение о перемирии между Израилем и Сирией : док. СБ ООН S/1353/Rev.1 от 20.07.1949 [Электронный ресурс]. - URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/NG9/035/34/PDF/ NG903534.pdf?OpenElement (дата обращения: 25.06.2015).
24. Harris, D. J. Cases and materials on International Law / D. J. Harris. 4th ed. - London : Sweet & Maxwell, 1991. - 1040 р.
25. Report of the Secretary-General concerning the Agreement on Disengagement between Israeli and Syrian Forces : Резолюция Совета Безопасности ООН № 350 от 31.05.1974 [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.encydia.com/en/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1 %8F_350_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE %D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%9E%D0%9E%D0%9D (дата обращения: 25.06.2015).
26. Rousseau, C. Droit international public / C. Rousseau. - Paris : Libr. du Rec. Sirey, 1953. - 752 p.
27. Fakhr, S. A. Voices from the Golan / S. A. Fakhr // J. of Palestine Studies. Washington. - 1999/2000. Vol. 29, no. 4 (116). - Pp. 5-36.
28. Report of the Secretary-General concerning the Agreement on Disengagement between Israeli and Syrian Forces. United Nations Security Council: S/11302/Add.1, May 30, 1974 [Электронный ресурс]. - URL: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Funispal.un.org%2FUNISPAL.NSF%2 F0%2F4FCBEABF0E58068085256DB70074A828&tld=ru&lang=en&la=1436199808&tm=1451215643&text= Syrian%20Forces.%20UN%20Security%20Council.%20D.%20S%2F11302%2FAdd.%201.%2030.05.1974&l10 n=ru&mime=html&sign=73a994a70d06ac0938722bd9401b7bba&keyno=0 (дата обращения: 25.06.2015).
Сведения об авторе
Аль Ахмад Амад Хассан — аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 23 (378). Law. Issue 44. Pp. 58-64.
SYRIAN-ISRAEL CONFLICT IN THE LIGHT OF INTERNATIONAL LAW
A. H. Al Ahmad
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia. [email protected]
The problems of the Syrian-Israel conflict are illuminated in this article. Estimating activity of the UN on maintenance of the world on the Golan heights, an author considers that the UN played a positive role in discharging of tension between Syria and Israel in a district the Golan heights, occupied in June, 1967. In opinion of author, the peaceful settlement of question of the Golan heights is possible by implementation Syrian and Israel parties of position of resolutions of Security of the UN Council 242 and 338, touching the conclusion of troops of Israel from Syrian territory.
Keywords: border, conflict, peaceful, international law, territory.
References
1. Baskin Yu.Ya., Fel'dman D.I. Istoriya mezhdunarodnogo prava [History of international law]. Moscow, Mezhdunarodnye Otnosheniya Publ., 1990. (In Russ.).
2. Biryukov P.N. Mezhdunarodnoyepravo [International law]. Moscow, Jurist Publ., 2006. (In Russ.).
3. Vopros o Palestine i Organizatsiya Ob"edinennyh Natsiy [Question of Palestine and United Nations]. New-York, Organizatsiya Ob"edinennyh Natsiy, 2008. 416 p. (In Russ.).
4. Daurov R.D. Dolgaya shestidnevnaya voyna: pobedy i porazheniya SSSR na Blizhnem Vostoke [Long six-day war: victories and defeats of the USSR in the Middle East]. Moscow, 2009. 238 p. (In Russ.).
5. Ignatenko G.V. Mezhdunarodnoye pravo [International law]. Moscow, NORMA Publ., 2007. (In Russ.).
6. Klimenko B.M. Gosudarstvennaya territoriya: voprosy teorii ipraktiki [State territory: questions of the theory and practice]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1974. 168 p. (In Russ.).
7. Kratkayaevreyskaya entsiklopediya. T. 2. [Short Jewish encyclopedia, vol. 2]. Jerusalem, 2005. (In Russ.).
8. Krylov A.V. Izrail'skaya zagraditel'naya stena na Zapadnom beregu [Israel protecting wall at the West bank]. Analiticheskiye zapiski. 2008. Vyp. 1 (30, mart) [Analytical notes. 2008. Iss. 1 (30, March)]. Moscow, MGIMO (U) Publ., 2008. (In Russ.).
9. Krylov A.V. Izrail 'skieposeleniya na okkupirovannyh arabskih territoriyah (1967—2007 gg.) [The Israel settlements in the occupied Arab territories (1967—2007)]. Moscow, MGIMO-Universitet Publ., 2011. 430 p. (In Russ.).
10. Kudryavtsev A.V. Islamskiy mir ipalestinskayaproblema [Islam world and Palestinian problem]. Academy of Sciences of the USSR, Institute of Oriental Studies. Moscow, Nauka Publ., 1990. (In Russ.). 133 p.
11. Kurdyukov G.I. Gosudarstvo v sisteme mezhdunarodno-pravovogo regulirovaniya [State in system of international legal regulation]. Kazan, Izd-vo Kazanskogo universiteta Publ., 1979. 173 p. (In Russ.).
12. Ignatenko G.V., Kartashkin V.A., Klimenko B.M. (eds.). Kurs mezhdunarodnogo prava v 7 t. T. 2. Os-novnye principy mezhdunarodnogo prava [Course of international law: in 7 vol. Vol. 2. Basic principles of international law]. Moscow, Nauka Publ., 1989. 240 p. (In Russ.).
13. Lukashuk I. Mezhdunarodnoye pravo [International law]. Moscow, BEK Publ., 1997. 384 p. (In Russ.).
14. Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoye pravo: Osobennaya chast' [International law: Special part]. Moscow, Volters Kluver Publ., 2005. 544 p. (In Russ.).
15. Blatovoy N.T. (ed.) Mezhdunarodnoye pravo [International law]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1987. 543 p. (In Russ.).
16. Bekyashev K.A. (ed.) Mezhdunarodnoye publichnoye pravo [International public law]. Moscow, Prospekt Publ., 1999. 636 p. (In Russ.).
17. Kovaleva A.A., Chernichenko S.V. (eds.). Mezhdunarodnoye pravo [International law]. Moscow, Ome-ga-L Publ., 2008. 831 p. (In Russ.).
18. Avakov M.M., Israelyan V.L., Movchan A.P. (eds.). OONkak instrumentpopodderzhaniyu i ukrepleniyu mira: Mezhdunarodno-pravovyeproblemy [The UN as the tool on maintenance and strengthening of the world: International legal problems]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1980. 261 p. (In Russ.).
19. Ushakov N.A. Mezhdunarodnoye pravo [International law]. Moscow, Jurist Publ., 2000. 304 p. (In Russ.).
20. AL-MARSAD — The Arab Centre for Human Rights in the Occupied Syrian Golan. The Occupied Syrian Golan Background. Majdal Shams, 2005.
21. Clawsewitz C., Howard M. and Pfiet P. (eds. and transl.). Von On War. Prinston, 1976.
22. Davis U. The Golan Heights under Israeli Occupation. The Centre for Middle Eastern & Islamic Studies, University of Durham, England, 1984.
23. Israel — Syria General Armistice Agreemen): S/1353/Rev.1, 20.07.1949. Available at: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/NG9/035/34/PDF/NG903534.pdf?0penElement, accessed 25.06.2015. (In Russ.).
24. Harris D.J. Cases and materials on International Law. 4th ed. Sweet Maxwell. London, 1991. 1040 p.
25. Report of the Secretary-General concerning the Agreement on Disengagement between Israeli and Syrian Forces: no. 350, 31.05.1974. Available at: http://ru.encydia.com/en/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%B E%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F_350_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0 %B0_%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1 %82%D0%B8_%D0%9E%D0%9E%D0%9D, accessed 25.06.2015.
26. Rousseau C. Droit international public. 1953. Paris, Libr. du Rec. Sirey, 1953. 752 p.
27. Sakr Abu Fakhr. Voices from the Golan. Journal of Palestine Studies. Washington. 1999/2000, no. 29/4, pp. 5—36.
28. Report of the Secretary-General concerning the Agreement on Disengagement between Israeli and Syrian Forces. United Nations Security Council: S/11302/Add.1, May 30, 1974. Available at: http://hghltd.yan-dex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Funispal.un.org%2FUNISPAL.NSF%2F0%2F4FCBEA BF0E58068085256DB70074A828&tld=ru&lang=en&la=1436199808&tm=1451215643&text=Syrian%20Forc-es.%20UN%20Security%20Council.%20D.%20S%2F11302%2FAdd.%201.%2030.05.1974&l10n=ru&mime=h tml&sign=73a994a70d06ac0938722bd9401b7bba&keyno=0, accessed 25.06.2015.