Израильские поселения на Голанских высотах
Крылов А. В.
В статье дан анализ исторических и политических предпосылок, а также форм и методов израильской поселенческой политики на оккупированной территории сирийских Голанских высот после арабо-израильской войны 1967 г.
Более сорока лет продолжается спор между Сирией и Израилем за обладание Голанскми высотами. Распространение в 1981 г. израильской юрисдикции на Голаны не признается всем международным сообществом, как не признается им законность существования еврейских поселений, созданных на оккупированной территории. Голанские высоты (плато Голан), занимающие площадь 1800 кв. км (1,8 млн. дунамов)1, находятся на севере Иорданской долины и граничат на западе с Иорданской впадиной, а на востоке — с цепью высоких холмов (отрогами горы Хермон), имеющих высоту более 1,2 км над уровнем моря. К востоку от холмов на территории Сирии простирается базальтовая долина, понижающаяся от 600 м над уровнем моря на севере и до 200 м — на юге. На севере Голан возвышается гора Хермон, самая высокая точка (2224 м) которой в настоящее время контролируется Израилем. На юго-западе Голанское плато понижается и выходит к восточному побережью Тивериадского озера (израильское название — Кинерет) вплоть до ущелья, по которому протекает река Ярмук.
Особенность Голанских высот заключается в том, что на протяжении многих веков эта территория оставалась пустынной местностью, почти не освоенной до XIX века. Власти Османской империи предпринимали попытки по заселению Голан национальными меньшинствами, населявшими Дамасский вилайет. В начале ХХ в. здесь насчитывалось несколько десятков друзских, черкесских и алавитских деревень2. С конца XIX века немногочисленные группы еврейских поселенцев пытались закрепиться на Голанах. В основном это были религиозно настроенные сионисты, считавшие эти земли исторической территорией Израиля, поскольку еврейские города и населенные пункты на землях Башана (ныне — Голанские высоты) упоминаются в Библии и Талмуде. Еврейское поселение Бней-Йегуда, созданное в 1898 г. на восточном берегу
Тивериадского озера, недалеко от арабской деревни Бир-аш-Шакум, просуществовало до 1920 г.
После окончания Первой мировой войны и последующего подписания документов о переделе владений Османской империи Франция и Англия в 1923 г. разделили между собой Палестину, Сирию и Ливан. При определении границ в расчет принималось только тогдашнее расположение французских и английских военных гарнизонов. Пограничную линию назвали «международной границей», и она проходила с севера на юг по восточному берегу р. Иордан до ее впадения в Тивериадское озеро. Далее граница тянулась вдоль северо-восточного побережья на расстоянии 10-1000 м от него и упиралась в приграничную зону Иордании (в то время — Трансиордании) в районе термальных источников Хамат-Гадер (аль-Хамма). В соответствии с франко-британским договором о демаркации границ между державами-мандатариями, бассейн реки Иордан и все побережье Тивериадского озера присоединялись к территории Палестины, исключая северо-восточный участок, где Сирии отходила линия, равная по ширине десяти метрам и обеспечивавшая проход сирийцев к водным ресурсам озера. В 1926 г. колониальные власти Англии и Франции внесли дополнения к договору о границах, которые разрешали рыбакам Сирии ловить рыбу в Тивериадском озере.
В отличие от Англии, Франция возражала против сионистской поселенческой деятельности, и все земли, принадлежавшие на Голанах евреям, были конфискованы, а они сами — выселены3. Единственное еврейское поселение Эйн Гев, созданное на восточном берегу Тивериадского озера в 1937 г., находилось на территории подмандатной британской Палестины.
Сирия, получившая независимость в 1946 г., не признала «международную границу». В ходе первого арабо-израильского конфликта 1948-1949 гг. сирийские войска заняли стратегически важные районы на
Крылов Александр Владимирович — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований МГИМО(У); ; e-mail: www.vestnik@mgimo.ru
Голанских высотах, включая все восточное побережье Тивериадского озера. По соглашению о прекращении огня от 1949 г. Сирия обязалась отвести свои войска к западу от «международной границы». Официально признанной границы между Сирией и Израилем не было установлено, так как между сторонами не было подписано мирного договора4. Из 62 км демилитаризованных зон Израиль контролировал 44 км, а Сирия — 18 км. Используя стратегическое превосходство, Сирия в период с 1949 по 1967 гг. поставила под свой контроль восточную часть побережья Тивериадского озера, включая заповедник Хамат-Гадер, а также район бассейна реки Банияс. Эта несколько измененная по сравнению с 1923 г. линия часто называется границей, существовавшей на 4 июня 1967 г. В этот день Израиль нанес превентивный удар по сирийским позициям и к 9 июня оккупировал всю территорию Голанских высот. В ходе октябрьских боев 1973 г. Израиль сумел упрочить свои позиции на Голанах.
Сейчас между Сирией и Израилем проходит установленная в соответствии с Соглашением от 31 мая 1974 г. линия разъединения протяженностью около 80 км, которая находится под контролем сил ООН — иМБОБ (Силы ООН по наблюдению за разъединением)5. По Соглашению о разъединении Израиль вернул Сирии около 100 кв. км Голанских высот, в том числе полностью разрушенный город эль-Кунейтра — административный центр района до начала военных действий в июне 1967 г. На протяжении последних 35 лет ООН ежегодно продлевает мандат пребывания иМБОБ — военного корпуса численностью 1250 человек. До сегодняшнего дня Израиль продолжает контролировать около 70% территории Голанского плато.
По арабским источникам, на Голанах до израильской оккупации проживало 153 тысячи человек6 (116 тысяч — по израильским источникам)7. Здесь насчитывалось 139 деревень и около 60 семейных хозяйств8. При этом друзское население составляло 6% от всех жителей района9.
После израильской оккупации почти все жители Голан, включая 30 тысяч палестинцев, перемещенных сюда после войны 1948-1949 гг., бежали в Сирию. Сейчас приблизительно 350 тысяч человек, некогда живших на Голанах, составляют вместе с 500 тысячами палестинцев Западного берега и сектора Газа или их потомков контингент беженцев арабо-израильских войн в Сирии10.
Исключение составили 6400 друзов, которые остались в четырех деревнях (Масаде, Буката, Эйн Кинья, Маджель аш-Шамс) и несколько сот алавитов из деревни Гаджар.
С 1967 по 1981 гг. большая часть Голанских высот (1150 кв. км или 1,15 млн. дунамов)11 находилась под управлением командования израильских вооруженных сил. На протяжении всего этого периода израильские власти проводили двуединую политику, суть которой сводилась к следующему: полностью
изолировать Голаны от Сирии, а затем присоединить их к Израилю. Уже приказ № 1 израильского военного командования гласил, что «территория Голанских высот является закрытой военной зоной, и никто из жителей, вне зависимости от национальной принадлежности, не может въехать в этот район или выехать из него»12. Приказ № 58 от 17 сентября 1967 г. запрещал гражданам Сирии посещать Голаны13. Приказ № 120 от 24 марта 1968 г. запрещал пользоваться водными и ресурсами Голан без получения специального разрешения той же военной администрации14.
После подписания Соглашения о разъединении от 22 октября 1973 г. израильская военная администрация издала серию распоряжений, нацеленных на экспроприацию земли и источников воды на оккупированной части Голанских высот. Ниже приводится перечень наиболее распространенных предлогов, на основании которых коренные жители Голан лишались принадлежавшей им земельной собственности:
1. Собственностью государства Израиль является земля, принадлежавшая перемещенным лицам, в связи с отсутствием хозяина. При этом ни один гражданин Сирии, покинувший Голаны после их оккупации Израилем, не получил права на возвращение к местам проживания;
2. Общинная земля объявлялась собственностью государства Израиль в случае, если она не обрабатывалась на протяжении длительного времени. Под этим предлогом, например, были отчуждены в пользу Израиля общинные земли, принадлежавшие жителям друзской деревни Масаде;
3. В пользу Израиля отчуждались участки земли, прилегающие к линии прекращения огня, в целях прокладки заградительных сооружений, установки минных полей, а также пустующие участки для строительства военных баз, лагерей и других военных нужд;
4. Земельные участки для строительства дорог, военных объектов и для установки минных полей в опасных районах, которые находились за пределами линии прекращения огня. По данным ООН, на оккупированных Голанах до сих пор находится 2 млн. мин и 76 минных полей15;
5. Земельные участки для строительства поселений, создания сельскохозяйственной инфраструктуры и промышленных объектов;
6. Под предлогом передачи под контроль израильского органа по охране природных ресурсов экспроприация и огораживание были произведены на участках земли в целях создания природных парков и заповедников (общая площадь отчужденных под этим предлогом земельных участков на Голанах, по некоторым оценкам, составляет около 100 тысяч гектаров)16.
В результате целенаправленно проводимой израильским военным командованием политики конфискации земель к моменту перевода оккупированной части Голан под юрисдикцию Израиля в
распоряжении местного арабского населения находилось только 200 тыс. дунамов земли (16% всей территории оккупируемых Израилем Голанских высот)17.
В соответствии с планом развития Голан, который был разработан в 1975 г. департаментом по делам поселений Еврейского Агентства и утвержден израильским правительством, арабоязычному населению передавалась в пользование одна треть (50 тыс. дунамов) всех пригодных для использования в сельском хозяйстве земель. При этом численность коренного населения на оккупированной сирийской территории в то время составляла 8900 человек. Около двух тысяч поселенцев, обосновавшихся на Голанах, получали также 50 тыс. дунамов. Одна треть земель оставалась в резерве и вскоре тоже была отдана в пользование еврейским поселениям18.
Согласно докладу, подготовленному Экономической и социальной комиссией для Западной Азии по вопросу об экономических и социальных последствиях израильской оккупации на территории Иерусалим и сирийских Голанах, за эти годы земельный фонд еврейских поселений постоянно расширялся за счет экспроприации земельной собственности друзов и алавитов. В настоящее время Израиль использует 500 тыс. дунамов для выпаса скота, в то время как 100 тыс. дунамов были объявлены национальным заповедником. Оставшаяся часть (400 тыс. дунамов) является закрытой военной зоной. Сирийские арабы располагают доступом приблизительно к 20 тыс. дунамов земли, в то время как израильские поселенцы — примерно к 80 тыс. дунамов19.
Израильские инвестиции в развитие поселенческой инфраструктуры и строительство запланированных полутора тысяч единиц жилья в первое десятилетие оккупации составили 35 млн. долларов20. За годы, когда управление на Голанах осуществлялось израильской военной администрацией, природные источники воды этого региона были поставлены под полный контроль оккупирующего государства21.
Обращает на себя внимание тот факт, что большинство поселений на Голанах (27 из 34 ныне существующих) были созданы до 1977 г, то есть в те годы, когда у власти находилась правительственная Партия труда. Поселения, как правило, создавались на местах, где базировались военные гарнизоны, а первыми поселенцами были в основном демобилизованные солдаты и офицеры — участники боев с сирийскими войсками22.
Тогдашний заместитель премьер-министра и председатель правительственной комиссии по делам поселений И. Алон был убежден, что Израилю рано или поздно придется вернуть Египту и Сирии оккупированные в 1967 г. территории. По этой причине он рассматривал поселения на Синае и Голанах лишь как разменную монету в переговорах по другим принципиально важным вопросам арабо-израильского конфликта. При этом И. Алон до своей кончины в
1980 г. оставался убежденным сторонником проведения
активной поселенческой политики на Западном берегу и, прежде всего, в Иорданской долине, но не на Голанских высотах. Недавно в израильской прессе появились сообщения о том, что генерал И. Алон вынашивал планы создания в рамках проведения соответствующей работы среди местного арабоговорящего населения «республики друзов, которая имела бы дружеские экономические, дипломатические и военные отношения с Израилем»23.
Однако отношение израильских политиков к будущему Голанских высот существенно изменилось после прихода к власти блока «Ликуд». В июне 1979 г. Комитет по делам поселений Голанских высот, Галилеи и Иорданской долины, созданный по инициативе 73 депутатов Кнессета от правых партий, в том числе правящего блока «Ликуд» (так называемое «голанское лобби»), распространил заявление, в котором подчеркивалось, что «Голаны являются неотъемлемой частью Израиля»24. В это же время в поселении Хиспин председатели еврейских поселений на Голанах объявили о создании своего регионального совета, которому тотчас израильские власти предоставили муниципальный статус. В июле 1981 г. Кнессет внес поправку в закон о гражданстве, которая позволяла министру внутренних дел предоставлять арабоязычным жителям Голан временное израильское удостоверение личности (Ы88ег-ра88ег)25. В октябре
1980 г. представители «голанского лобби» в Кнессете вынесли на обсуждение законопроект о присоединении Голанских высот к Израилю, а в июле 1981 г. премьер-министр М. Бегин представил программу действий правительства «Ликуда», параграф 11 которой закреплял следующее положение: «Израиль не уйдет с Голанских высот и не ликвидирует ни одно из созданных там поселений. Правительство определит, начиная с какого момента на Голанские высоты будут распространены израильские законы, юрисдикция и управление»26. Наконец, 14 декабря 1981 г. израильское правительство вынесло на рассмотрение Кнессета законопроект о Голанских высотах, предусматривающий распространение израильских законов, юрисдикции и государственного управления на всю территорию оккупированных сирийских Голанских высот. Депутаты израильского парламента утвердили его большинством голосов. После принятия закона «О Голанах» (приложение 3) министр внутренних дел Израиля издал приказ о передачи функций по обеспечению безопасности и общественного порядка от военной администрации израильской полиции, а министр юстиции подписал указ о создании двух магистратских судов — в городском поселенческом центре Кацрин и друзской деревне Масаде. Спустя два года состоялись выборы в региональный совет Голанских высот.
Таким образом, сирийским гражданам оккупированного района фактически навязывалось израильское гражданство. Первые выборы в региональный совет, разместившийся в Кацрине, жители арабских
деревень на Голанах попросту бойкотировали. На выборах 1999 г. приняли участие в голосовании 773 человек из деревни Гаджар (около 40% алавитов) и 700 друзов (3.5% от всего друзского населения оккупированных Голанских высот)27. В настоящее время, согласно израильским данным, только 1500 друзов (7,4% всего друзского населения оккупированных сирийских Голан)28 имеют израильское гражданство и могут участвовать в выборах представителей регионального совета и депутатов Кнессета29. По данным ООН, 14% бывших граждан САР приняли израильское гражданство30.
Значительная часть сирийских арабов утратила, прежде всего, площади, использовавшиеся в качестве пастбищ, а это привело к изменению структуры производственных и коммерческих связей в традиционном, сложившемся еще до оккупации обществе. Торговля сельскохозяйственной продукцией, преимущественно яблоками, оливковым маслом, медом и другой продукцией садов и огородов в основном осуществляется на израильских рынках. Лишь небольшая доля яблочного сбора (около 400 тонн) ежегодно экспортируется в Сирию при посредничестве Международного комитета Красного Креста. Арабоязычное население не может конкурировать с поселенческим сектором, так как не имеет налоговых льгот и такой поддержки, которую постоянно оказывает поселенцам израильское правительство.
Коренное население стало зависимым от израильской сельскохозяйственной продукции и частично от продукции поселений (особенно в том, что касается мясомолочного ассортимента). Безработица в арабском секторе равна 40%; 3200 друзов работают на израильских предприятиях за пределами границ Голанских высот31. Сирийские арабы на Голанах сталкиваются со значительными трудностями при получении от местных израильских властей разрешений на строительство жилья и объектов социальной сферы.
Принятие Израилем закона о Голанких высотах означало не только аннексию оккупированных в 1967 г. сирийских территорий. Это означало и юридическое признание в одностороннем порядке линии размежевания израильских и сирийских войск по результатам Октябрьской войны 1973 г. в качестве фактической границы Израиля с Сирией. Последняя до настоящего времени не признает таких территориальных изменений и настаивает на восстановлении, без каких-либо предварительных условий, границы с Израилем по линии, существовавшей на 4 июня 1967 г. Возможность встречных претензий и компромиссов со стороны Израиля сирийским руководством не обсуждается и отвергается в категоричной форме.
Международное сообщество изначально осудило действия Израиля по присоединению оккупированной части сирийских Голанских высот. Совет Безопасности ООН единогласно принял 17 декабря
1981 г. резолюцию № 497, которая постановляла, что
«все положения Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года по-прежнему распространяются на сирийскую территорию, оккупируемую Израилем с июня 1967 года. Резолюция требовала, чтобы «Израиль, оккупирующая держава, немедленно отменил свое решение» и подтверждала, что «решение Израиля установить свои законы, юрисдикцию и управление на оккупированных сирийских Голанских высотах является недействительным и не имеет международной юридической силы»32. Примечательно, что по вопросу
о Голанах единое мнение, которое сводится к осуждению и требованию об отмене израильского решения об аннексии части сирийской территории, выражают Россия, США, Великобритания, Евросоюз, Лига арабских государств, авторитетные гуманитарные и правозащитные организации, такие, как Красный Крест, Международная Амнистия и др.33
Между тем, в Израиле сложилось близкое к консенсусному мнение, когда подавляющее большинство населения страны поддерживает решение Кнессета от
1981 г. о распространении действия израильских законов на всю территорию оккупированных Голанских высот. Любая попытка изменения существующего статуса вызывает мощное общественное сопротивление. По результатам опроса общественного мнения, проведенного израильским Институтом изучения национальной безопасности:
— только 3% еврейского населения Израиля соглашаются с тем, что вся территория оккупированных Голанских высот должна быть возвращена Сирии;
— 6% израильтян считают, что при любых обстоятельствах Сирия не должна иметь доступа к побережью Тивериадского озера;
— 11% респондентов ответили, что Израиль должен вернуть Сирии лишь часть оккупированных Голан;
— 60% израильтян убеждены, что территория Голанских высот — это суверенная территория Израиля;
— 20% респондентов полагают, что Израиль может вернуть Голаны под сирийский суверенитет с сохранением ныне существующего положения, подкрепленного условиями двустороннего договора с Сирией о долгосрочной аренде ныне контролируемых Израилем территорий34. Аналитики из Института изучения национальной безопасности Израиля приходят к выводу о том, что у израильского правительства нет общественного мандата на возвращение Голанских высот Сирии. Большая часть израильского населения негативно относится к сирийскому руководству и не верит в то, что оно способно гарантировать безопасность на сирийско-израильских границах в случае, если Голаны отойдут к Сирии35. Причин такого отношения израильтян к «голанскому вопросу» несколько:
— во-первых, израильские законодатели, правоведы, историки и многие политики на протяжении десятилетий настойчиво доказывали и сумели укрепить в сознании большинства израильских граждан мнение, что Голаны — земля, издревле принадлежавшая еврейскому народу, и она незаконно была передана Сирии в 1923 г. Согласно этой точке зрения, первоначально Голаны отводились Великобритании по тексту мандата, выданного Лигой Наций в 1920 г., Последняя, в соответствии с его положениями и Декларацией Бальфу-ра, должна была содействовать развитию на подконтрольных ей территориях «еврейского национального очага». Однако граница подмандатной территории была пересмотрена в ходе англо-французских переговоров при разделе Дамасского вилайета, что явилось нарушением международных обязательств, взятых на себя странами — победительницами в Первой Мировой войне;
— во-вторых, утверждается, что естественный рельеф Голан идеален для обеспечения безопасности Израиля на восточных рубежах. И, напротив, потеря Голан, с вершин которых свободно простреливается чуть ли не половина Израиля, зна-чительно-де снижает его обороноспособность. В качестве примера необходимости сохранения израильского присутствия именно на Голанских высотах военно-политическое руководство страны обычно приводит тот факт, что переход этого района под израильский суверенитет обеспечивает более трех десятилетий «позитивное спокойствие» в зоне, где до израильской аннексии постоянно происходили военные столкновения. Израильтяне убеждены, что переход Голанского плато под контроль Израиля позволил ему обеспечить спокойствие на этом участке северовосточных границ. И наоборот, передача Голан Сирии способна дестабилизировать обстановку в сфере безопасности;
— в-третьих, Голанские высоты представляют один из самых благополучных районов Израиля с экономической точки зрения. Уровень безработицы здесь равен 4% (средний уровень безработицы в Израиле — 7,3%)36. Хорошая погода и наличие исторических и природных памятников обеспечивают значительный приток туристов. Несмотря на то, что туристический бизнес в Израиле существенно пострадал от продолжающейся конфронтации с палестинцами, Голаны по-прежнему остаются популярным местом отдыха как для израильтян, так и для иностранцев (около 3 млн. посещений в год)37;
— в-четвертых, — это проблема водоснабжения. В настоящее время более 30% питьевой воды Израиль черпает из источников, протекающих по территории Голанских высот. По мнению экспертов Бюро по связям с евреями СНГ и Восточной Европы при канцелярии премьер-
министра («Натив»), передача Голанских высот Сирии связана с потерей 70% водосборного бассейна Кинерета38. Израильтяне убеждены, что переход Голан под сирийский контроль неминуемо приведет их к водному голоду и экологической катастрофе.
Кроме того, по подсчетам израильских специалистов, вся процедура, связанная с эвакуацией еврейских поселенцев и военной инфраструктуры с Голан, обошлась бы государственной казне Израиля как минимум в 30 млрд. долларов39. При этом пришлось бы значительно увеличить воинский контингент на границе с Сирией. Таких расходов Израиль, испытывающий сейчас острый дефицит бюджетных средств после дорогостоящей реализации плана размежевания с Газой и проведения в секторе широкомасштабной военной операции «Литой свинец», позволить себе не может. Проведенная Хайфским университетом оценка расходов только по переселению израильских граждан с Голан показала, что подобная операция потребовала бы не менее 10 млрд. долл. «Эта сумма или близкие к ней затраты попросту разрушат израильскую экономику», — отмечалось в указанном исследовании40.
Следует иметь в виду и то, что, в отличие от территории Западного берега и сектора Газа, нееврейское население на Голанах немногочисленно. К тому же проживающие у подножья горы Хермон друзы и алавиты в результате целенаправленно проводимой властями Израиля мер по постепенной интеграции и ассимиляции сейчас в основной своей массе предпочитают придерживаться политики мирного сосуществования с израильскими поселенцами.
Кампания против ухода с Голан достигала апогея в Израиле в 1992 г. и в 1999-2000 гг. В 1992 г. тогдашний премьер-министр Израиля И. Рабин в результате мощного давления США, стремившихся присоединить Сирию к антииракской коалиции, согласился принять формулу президента Дж. Буша-старшего об отступлении с Голан. В обмен Вашингтон предлагал гарантии полной компенсации расходов, связанных с передислокацией израильских войск и демонтажем еврейских поселений. 17 сентября 1992 г. И. Рабин официально объявил о правительственной программе мира «Сначала — Сирия». К середине 1994 г. министром иностранных дел Ш. Пересом был подготовлен план эвакуации еврейских поселений с Голанских высот, однако правительство Рабина-Переса натолкнулось на мощное общественно-политическое сопротивление. По Израилю прокатилась волна протеста в защиту целостности и суверенитета Голан. Лозунги не менялись и в последующее десятилетие: «Голаны — наши», «Народ с Голанами».
В апреле 1995 г. региональный совет Голанских высот призвал правительство прекратить любые переговоры с САР. Руководители Совета объявили о начале шестимесячной общеизраильской кампании мобилизации населения для участия в мероприятиях
поддержки лозунга сохранения района под полным контролем Израиля. На проведение этих мероприятий региональный совет собрал и израсходовал 1.5 млн. шекелей41. В знак протеста против правительственной линии в этом вопросе из «Аводы» вышла группа депутатов Кнессета во главе командующим бронетанковым корпусом на Голанах во время октябрьской войны 1973 г., генералом А. Кахалани, а израильский парламент постановил, чтобы любое соглашение с Сирией было вынесено на всенародный референдум. Понимая уязвимость своей позиции, И. Рабин не рискнул продолжать переговоры с Сирией. Выступая 30 июля на заседании правительственного кабинета, он заявил, что «испытывает серьезные сомнения относительно перспектив заключения мирного соглашения с САР»42.
После убийства И. Рабина в ноябре 1995 г. и в условиях приверженности сирийского президента Хафеза Асада (скончался в июне 2000 г.) в отношении мира с Израилем бескомпромиссной позиции идея подписания мирного договора с Сирией была отложена. Тем не менее, как доказывают просочившиеся недавно на страницы израильской печати документы, правительство Б. Нетаньяху (1996-1999 гг.) и некоторые правые и правоцентристские политики также не отвергали возможности ухода с Голан и осуществления незначительных изменений границ в обмен на мирный договор с Сирией43.
Пришедшее к власти в мае 1999 г. правительство Э. Барака вновь попыталось реанимировать план И. Рабина «Сначала — Сирия». В середине января 1999 г. в Вашингтоне при посредничестве президента Б. Клинтона состоялись израильско-сирийские переговоры о достижении долгосрочных мирных договоренностей, в рамках которых должен был решаться, в том числе вопрос о постоянном статусе Голанских высот. По некоторым данным, на переговорах израильская сторона запрашивала у американской администрации сумму в размере 17 млрд. долл. для погашения расходов, связанных с выводом военных баз и поселенцев с территории оккупированных Голан44.
Выступая в Кнессете накануне переговоров в Шепедстауне (США, январь 2000 г.) с министром иностранных дел Сирии Фаруком аш-Шарой (ныне вице-президент Сирии) при участии американского президента Б. Клинтона, Э. Барак предупредил: израильтяне должны будут заплатить высокую цену за мир с Сирией. Он считал, что потребуется вернуть ей не только территорию Голан, но и выселить с этих мест всех израильских поселенцев45. Такая перспектива, как показала политическая действительность, не имела поддержки даже среди тех, кто отдал за него голоса на выборах 1999 г. Свидетельством тому стали грандиозные демонстрации «в защиту Голан» в декабре 1999 г. перед зданием Кнессета в Иерусалиме и январе 2000 г. на площади И. Рабина в Тель-Авиве. Правые партии выработали совместный план борьбы
за Голанское плато. Против возобновления израильско-сирийских переговоров выступили министры от партий ШАС, МАФДАЛ и «Исраэль ба-Алия», что стало явным нарушением коалиционно-правительственной дисциплины.
По инициативе депутатов от «Ликуд» и «Наш дом — Израиль» во главе с бывшим министром иностранных дел С. Шаломом и депутатом Ю. Штерном был подан на рассмотрение Кнессета проект закона «О всенародном референдуме». Целью этого закона было установление института референдума в Израиле, принципов его организации и проведение в тех случаях, когда правительство решит, что израильская судебная система, законодательная и исполнительная власть не будут распространяться на определенную территорию, или будет принято решение об изменении государственных границ, утвержденное Кнессетом. При этом большинство, необходимое для утверждения вопроса, вынесенного на референдум, должно составлять 50 процентов от общего количества обладателей права голоса. Хотя в законе не было даже упоминания о Голанских высотах, его в Израиле назвали «законом о бронировании Голан». Благодаря этому закону, в случае проведения референдума фактически нейтрализовывались голоса израильских арабов, которые, несомненно, были бы отданы за отступление с Голанских высот.
1 марта 2000 г. законопроект был принят Кнессетом, причем за него голосовали в полном составе три основные фракции правительственной коалиции. Голосование по закону «О всенародном референдуме» доказало, что у правительства не может быть большинства ни в парламенте, ни в обществе в вопросе по поддержке ухода Израиля с Голанских высот. После сокрушительного поражения Э. Барака на выборах в феврале 2001 г. обсуждение темы возвращения Голанских высот Сирии стало для израильских политиков таким же табу, как обсуждение вопросов о «целостности и неделимости Иерусалима».
Ближневосточная политика президента США Дж. Буша (2001-2009 гг.) также не благоприятствовала урегулированию сирийско-израильского территориального конфликта. После свержения режима Саддама Хусейна в Ираке, как и ожидалось, США аналогичные обвинения в поддержке международного терроризма, предъявили Сирии. Модель, в соответствии с которой госдепартамент США при президенте Дж. Буше выстраивал свои отношения с Дамаском, по сути, ничем не отличалась от иракской. На этот раз в качестве предлога политического давления на Сирию ее руководству в ультимативной форме предлагалось назвать виновных в убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири, то есть фактически взять на себя ответственность за подготовку и организацию этого теракта; отказаться от участия в решении ливанских проблем, тогда как ливанское направление, как известно, занимает традиционно важное место в региональной
политике Сирии и, наконец, прекратить поддержку террористических и радикальных мусульманских группировок. Последнее обвинение было одним из ключевых аргументов для проведения широкомасштабной военной операции США и их союзников в Ираке в марте 2003 г. Как и накануне вторжения в Ирак, американская дипломатия предпринимала активные действия в целях подключения ООН, прежде всего Совета Безопасности, к разработке пакета санкций против Сирии.
Ни для кого не является секретом, что в основе недовольства США политикой молодого сирийского президента Башара Асада (в равной степени, как и политикой бывшего президента Ирака С. Хусейна) лежат нефтяные интересы. Сейчас, когда США и их союзники установили контроль над нефтяными ресурсами Ирака, на повестке дня обозначился новый актуальный вопрос, касающийся транспортировки иракской нефти к основным рынкам сбыта. Даже поверхностный взгляд на карту региона показывает, что выбор не велик. Перекачка нефти, добываемой на севере Ирака, всегда была проблематичной из-за конфликта между Турцией и курдами. Транзит сырой нефти через южные порты Басра (Ирак) и Акаба (Иордания) неизбежно ведет к ее существенному удорожанию. Ближайшими, таким образом, остаются средиземноморские гавани Банияс (Сирия) и Триполи (Ливан). Основной нефтепровод, связывающий эти порты с нефтяными месторождениями на севере Ирака, проходит по территории Сирии. В последние годы правления С. Хусейна по нефтепроводу Кир-кук-Банияс перегонялось около 150 тыс. баррелей в день, что приносило иракской казне до 2 млн. долл. США в сутки.
2 апреля 2003 г. американские войска взорвали основной трубопровод, проходивший через границы Ирака и Сирии, что явилось реакцией Вашингтона на позицию сирийского президента, открыто выступившего с критикой американского военного вторжения в Ирак. Одним словом, американцы установили контроль над иракской нефтью, но не могут в полной мере воспользоваться плодами победы из-за ограниченности местных каналов ее транспортировки. Выходов из сложившейся ситуации было несколько. Первый — это устранить Б. Асада и его окружение. Военные эксперты не исключали повторения иракских событий весны 2003 г. в Сирии. Однако, опять же оглядываясь на иракский опыт, американская администрация явно была не заинтересована в дестабилизации внутренней обстановки в Сирии, что, скорее всего, произошло бы в случае ликвидации существующего и, кстати, достаточно устойчивого режима.
Второй — попытаться при помощи угроз, уступок и компромиссов склонить Б. Асада к капитуляции и, в конечном счете, заставить его принять условия американской политической игры. Если речь идет об этом варианте, то, очевидно,
что президент Сирии за лояльное отношение к американской политике на Ближнем Востоке, как в свое время бывший президент Египта А. Садат, потребовал бы у Белого дома реальной поддержки в вопросе восстановления утраченной во время арабо-израильских войн 1967 г. и 1973 г. территориальной целостности Сирии. Проще говоря, это было бы требование восстановления границ, существовавших на 4 июня 1967 г., то есть возврата под сирийский суверенитет Голанских высот.
Следует подчеркнуть, что до настоящего времени США в своей ближневосточной политике исходили из того, что Голаны — неотъемлемая часть Сирии. Однако администрация Б. Обамы в 2009 г. автоматически продлила срок действия санкций против Сирии, давая тем самым понять, что она пока не намерена играть посредническую роль по вопросу об урегулировании территориального спора между Сирией и Израилем. Нынешнее политическое руководство Израиля объективно заинтересовано в обострении конфронтации между США и Сирией, так как «президент Асад-изгой в политической изоляции более удобен для Иерусалима, чем Асад, прирученный Вашингтоном и допущенный в мировое сообщество»46. Такие комментарии чаще всего появляются в израильских СМИ в последнее время по мере усиления американского давления на сирийское руководство.
Пока шли безуспешные переговоры под американской эгидой, Израиль стимулировал заселение оккупированной сирийской части Голан своими гражданами, а также развитие поселенческой инфраструктуры. Сейчас на Голанских высотах в 34-х еврейских поселениях общее количество жителей составляет 17 338 человек. Еврейские поселенцы проживают в 19 мошавах, 11 кибуцах47, двух поселениях городского типа (Бней-Иегуда и Хиспин) и небольшом городе Кацрин, который является административным центром с населением 6,6 тыс. жителей (треть из них — иммигранты из СССР-СНГ). Кибуцы и мошавы насчитывают от нескольких сот до нескольких десятков поселенцев и наиболее крупными из них являются: Мером Голан, Иона-тан, Эль-Ром, Эйн-Гев, Маале-Гамла. Большая часть кибуцев и мошавов расположена в районе, который прилегает к восточному берегу Тивериадского озера. Основная масса еврейских поселенцев на Голанах — светские евреи, отличающиеся по укладу жизни от стандарта ортодоксального религиозного поселенца, с которым обычно ассоциируются израильские жители Западного берега р. Иордан. Это отличие обеспечивает предрасположенность и солидарность с жителями Голанских высот со стороны широких кругов израильского общества.
До 1999 г. еврейские жители Голанского плато были убеждены, что закон «О Голанах» от 1984 г. не допускает даже применения к ним термина «поселенцы». Они не нуждались, как еврейские поселенцы Западного берега
и сектора Газа, в собственных общественно-политических организациях, считая, что сложившийся в Израиле спектр политических партий и движений вполне удовлетворяет их интересы. Примечательно, что на выборах в мае 1999 г. почти половина еврейских жителей Голан отдала свои голоса за «Аводу». Однако как только возникла реальная перспектива передачи Голан Сирии, тотчас региональный совет Голанских высот стал настойчиво добиваться от правительства Израиля принятия однозначных решений о прекращении переговорного процесса с Сирией, допускающего возможность передачи Голан или каких-либо территориальных уступок на Голанах.
Совет существенно расширил свой состав за счет привлечения представителей самых широких израильских общественно-политических кругов, которые не обязательно являются жителями Голан. В списке президиума Совета значатся имена бывшего министра обороны, депутата кнессета от «Ли-куд» М. Аренса, бывшего председателя Кнессета от «Аводы» Ш. Хилеля, бывшего командующего ВВС генерала Г. Бодингера, начальника управления водных ресурсов Израиля профессора Д. Заславского и др. Бессменным председателем регионального совета является Эли Малка. Штаб-квартира Совета располагается в Тель-Авиве, его деятельность финансируется частными спонсорами, а также за счет сбора средств во время проведения манифестаций и других мероприятий в поддержку сохранения израильского суверенитета на Голанах. После при-
нятия закона «О всенародном референдуме региональный совет сосредоточил свою деятельность на проведении информационно-разъяснительной работы по пропаганде стратегического значения Голанских высот для Израиля. С этой целью были созданы штабы в защиту Голанских высот в 44 городах и районных центрах Израиля. При поддержке русскоязычных партий региональным советом было организовано поселенческое движение иммигрантов — выходцев из СССР-СНГ на Голанах.
В отличие от Западного берега, на Голанских высотах правительство финансирует на постоянной основе содержание военных баз, оборонную и транспортную инфраструктуру48. Что касается поселений, то они, можно сказать, самодостаточны с экономической точки зрения: их ежегодный суммарный доход составляет 1,6 млн шекелей (0.4 млн. долл.). Приводимая ниже таблица 1 показывает, что сфера туризма и сельское хозяйство являются наиболее эффективными отраслями экономики поселенческого сектора. В районе производится более 50% потребляемой в Израиле минеральной воды, около четверти всех вин (в том числе экспортных — 40%), от 30 до 50 процентов отдельных видов фруктов и овощей, 23% всей мясной продукции страны и 6% — молочной (Таблица 2)49. Около 20% продукции, производимой поселенцами на Голанах, экспортируется в 20 стран, включая Соединенные Штаты Америки, Канаду, Австралию и страны Евросоюза50.
Таблица 1. Количество предприятий в еврейских поселениях на Голанах и доход от реализации их продукции (по состоянию на 2008 г.).
Отрасль Количество предприятий Количество занятых Доход от реализации продукции (в шекелях)
Сельское хозяйство 700 1100 500
Промышленное производство 24 860 700
Сфера туризма и организации отдыха 207 720 150
Сфера торговли 180 600 180
Образование, медицина и др. услуги социальных учреждений -не известно 1820 80
Итого: 1101 5100 1.6
Таблица № 2 Продукция сельского хозяйства, производимая в поселенческом секторе на Голанах (по состоянию на 2008 г.)
Наименование продукции Количество (в тоннах) Процент от всей продукции, производимой в Израиле
Вино 7.500 21%
Крупный рогатый скот 20 тыс. голов 40%
Говядина 5 тыс. 23%
Молоко 66 млн. литров 6%
Куриное яйцо 3 тыс. 28%
Шерсть 10 тыс. 41%
Вишня 600 50%
Картофель 7 тыс. 32%
Кукуруза 20 тыс. 23%
Яблоки 30 тыс. 30%
Манго 7 тыс. 32%
Груши 10 тыс. 42%
Таблицы 1 и 2 составлены на основании данных Регионального Совета Голанских высот, представленных на интернет-сайте по адресу: http://www.golan.org.il/387/ (на сайте имеется только версия на яз. иврит).
После назначения в 1996 г. А. Шарона председателем правительственной комиссии по делам поселений была разработана долгосрочная программа по стимулированию поселенцев на Голанах, которая была нацелена на увеличение численности израильтян в этом районе до 25 тысяч человек51. Государственная помощь, оказываемая каждому гражданину Израиля, принявшего решение переселиться на Голаны, с того времени и до сегодняшнего дня включает субсидию в размере 50 тыс. шекелей (16.5 тыс. долл. США) и льготную ссуду на строительство жилья в размере 95% его стоимости52. Израильтяне на Голанах могут приобрести многоквартирный дом со всеми удобствами и земельным участком всего за 80-100 тыс. долл. США53. Поселенцы платят фактически номинальный муниципальный налог на землю — 26 шекелей. В Хайфе этот же налог в 5-6 раз выше. Поселенцы имеют другие налоговые льготы, например, при оплате счетов за пользование водой или реализации произведенной продукции. За кубический метр воды израильтяне на Голанах платят в два с половиной раза меньше, чем граждане страны, живущие за «зеленой линией». А. Шарон выделил из бюджета возглавляемого им в 1996-1999 гг. министерства инфраструктур 10 млн шекелей (3.3 млн. долл. США) на строительство на Голанах новых дорог, мостов и
тоннелей и 4 млн долл. — на создание парков и туристических зон54. В период, когда Б. Нетаньяху возглавлял первое свое правительство, общая сумма государственных расходов на развитие поселенческого сектора на Голанах возросла с 20 до 50 млн долл.55
Еврейское население Голан делает все возможное, чтобы не допустить ухода Израиля из этого района. В этой связи организуются на постоянной основе массовые шествия на Голаны, которые привлекают тысячи израильтян, а также проводится соответствующая разъяснительная работа в других районах Израиля. На Голанах разбито несколько десятков заповедников и парков, налажено производство таких не характерных для Израиля продуктов, как лесные ягоды и грибы, оборудованы уникальные места для рыбалки, минигостиницы, финские гостевые домики и т.п. В Кацрине действует технологическая «теплица», в которой большинство проектов разрабатывают новые иммигранты, выделены площади под строительство предприятий, специализирующихся в области высоких технологий, строятся новые учебные заведения. При этом, как полагают инициаторы проектов, чем больше будет евреев на Голанах, тем сложнее их будет выселить.
Вместе с тем, несмотря на благоприятные экономические и бытовые условия, на Голанах не наблюдается
такого устойчивого роста жителей поселений, как на Западном берегу или в Восточном Иерусалиме. Так, если в последнее десятилетие усредненный показатель роста численности еврейского населения на Западном берегу и Восточном Иерусалиме был равен соответственно 5.5% и 7%, то на Голанах — 2.5-2.6% (таблица № 3). На Голанах отмечен даже излишек жилых помещений. Со времени начала в середине 1990-х годов сирийско-израильских переговоров о возвращении Голан уровень
мотивации израильтян к переселению в этот район заметно снизился. По некоторым данным, около 25% квартир (согласно израильской статистике — 6%) остаются незаселенными56.
Таблица 3. Рост численности поселенцев в различных районах оккупированных арабских территорий (1972-2007 гг.)
Год Западный берег Сектор Газа Восточный Иерусалим Голанские высоты Итого:
1972 1,182 7QQ 8,649 77 1Q,6Q8
1983 22,8QQ 9QQ 76,Q95 6,8QQ 1Q6,595
1985 44,1QQ 1,9QQ 1Q3,9QQ* 8,7QQ 158,7QQ
1989 69,8QQ 3,QQQ 117,1QQ 1Q,QQQ 199,9QQ
1990 78,6QQ 3,3QQ 135,QQQ 1Q,6QQ 227,5QQ
1991 9Q,3QQ 3,8QQ 137,3QQ 11,6QQ 243,QQQ
1992 1Q1,1QQ 4,3QQ 141,QQQ 12,QQQ 258,4QQ
1993 111,6QQ 4,8QQ 152,8QQ 12,6QQ 281,8QQ
1995 133,2QQ 5,3QQ 157,3QQ 13,4QQ 3Q9,2QQ
1996 142,7QQ 5,6QQ 16Q,4QQ 13,8QQ 322,5QQ
1997 154,4QQ 5,7QQ 161,416 14,3QQ 335,816
1998 163,3QQ 6,1QQ 165,967 14,9QQ 35Q,267
1999 177,411 6,337 17Q,123 15,313 369,184
2000 192,976 6,678 172,25Q 15,955 387,859
2002 214,722 7,277 175,617 16,5Q3 414,119
2003 224,669 7,556 178,6Q1 16,791 427,617
2004 234,487 7,826 181,587 17,265 441,828
2005 258,988 - 184,Q57 17,793 46Q,838
2006 268,4QQ - 186,857 18,1Q5 473,362
2007 282,QQQ - 189,7Q8 18,692 484,862
Источник: Report on Israeli Settlement in the Occupied Territories. Foundation for Middle East Peace. Vol. 17 No. 3. May-June 2007. P. 2; приложение к изданию на яз. иврит. С. 15-16; Report on Israeli Settlement in the Occupied Territories. Vol. 16 No. 6. November-December 2006. P. 3; Report on Israeli Settlement in the Occupied Territories. Vol. 15 No. 2. March-April 2005. P. 7-8;
Несмотря на это, министерствами строительства, сельского хозяйства и национальной инфраструктуры в 2004 г. был разработан план строительства дополнительных 900 единиц жилья и гостиничных мест. Одновременно с подготовкой к операции по выводу поселенцев и израильских военных гарнизонов из Газы, правительство А. Шарона (2001 - 2006 гг.) подготовило и утвердило 30 декабря 2004 г. трехлетнюю программу развития на Голанских высотах. Она предусматривала выделение из бюджета 70 млн. долл. США на расширение объектов жилищной, промышленной, сельскохозяйственной и туристической инфраструктуры, удвоение числа проживающих на этих оккупированных территориях еврейских поселенцев57. Появление информации об этой программе вызвало серьезную обеспокоенность в политических кругах США, Англии и Франции и ряда других стран. В официальном заявлении МИД России, в частности, подчеркивалось, что «подобные действия Израиля идут вразрез с международно-правовыми нормами, регулирующими статус оккупированных территорий, и подрывают усилия международного сообщества по достижению всеобъемлющего ближневосточного урегулирования, в частности, на таком важном его направлении, каким является сирийский трек»58.
В мае-июне 2007 г. в израильских и западных СМИ появились сообщения о том, что премьер-министр Израиля Э. Ольмерт (2006 — февраль 2009 гг.) после консультаций с президентом США Дж. Бушем через европейских посредников предложил передать Голанские высоты Сирии в обмен на заключение мирного договора59. Однако дальнейшее развитие событий показало, что это был тактический шаг, обусловленный тем, что израильское правительство в это время было слишком уязвимо перед волной внешней критики, обрушившейся на него накануне международной конференции в Аннаполисе (США, ноябрь 2007 г.) в связи с фактическим отказом действовать в рамках обязательств по «Дорожной карте». В Аннаполисе Израиль подтвердил, что будет координировать свою политику с положениями «Дорожной карты», которые обязывают израильские власти незамедлительно демонтировать незаконные поселения, созданные с марта 2001 г., и заморозить любую поселенческую деятельность, в том числе так называемый естественный рост поселений. Однако практика конфискации частных земель, принадлежащих палестинским хозяевам, и активное развитие поселенческой инфраструктуры продолжались в прежних масштабах и Западном берегу, и на Голанских высотах. Так, в докладе Специального комитета по расследованию затрагивающих права человека действий Израиля в отношении палестинского народа и других арабов на оккупированных территориях (2008 г.) отмечалось, что правительство Израиля санкционировало проведение тендера на строительство на Голанах новых 300 единиц жилья; департамент земельных ресурсов выставил на продажу 2,5 тыс. дунамов пустующих
земель, а региональный совет организовал продажу поселенцам коттеджей, возведенных на развалинах сирийской деревни Джувайза по крайне заниженной цене — 27 тыс. долл. США60.
Нынешнее политическое руководство Израиля считает, что никакого территориального спора между Израилем и Сирией вообще не существует, поскольку, как утверждает премьер-министр Б. Нетаньяху, «Голаны — неотъемлемая часть Израиля»61. В политической программе возглавляемого им блока «Ликуд», записано, что после отступления из Газы «никаких территориальных уступок больше не будет»62. Во время своего предвыборного визита на Голаны Б. Нетаньяху заявил: «Если правительство возглавит «Ликуд», он будет держать Голанские высоты в качестве стратегического актива государства»63. Сразу после победы на выборах нынешний премьер-министр Израиля совершил демонстративный визит в Кацрин и посадил дерево как символ того, что он не отказывается от своих предвыборных обещаний, и освоение Голанских высот поселенцами будет продолжаться. Правительство уже выделило сумму, равную 30 млн. в долларовом исчислении, на строительство нового поселения для обслуживания туристов на месте, где когда-то находилась сирийская деревня Амудия64. Региональный совет Голанских высот утвердил план расширения промышленной зоны и центра высокотехнологических инициатив в Кацрине, а также создание в городе новых 150 единиц жилья.
Очевидно, что сейчас создание мощного анти-иранского фронта является приоритетной задачей внешней политики США на Ближнем Востоке. Отказ администрации Б. Обамы от единственного выставленного Израилю условия, подразумевавшего временное «замораживание» строительства в еврейских поселениях, развязывает Израилю руки и дает ему дополнительные преимущества для закрепления своего присутствия на Западном берегу, в Восточном Иерусалиме и на Голанских высотах. Переговоры премьер-министра Израиля на высшем уровне в Нью-Йорке (сентябрь 2010 г.) отчетливо продемонстрировали, что американский президент и его окружение, по крайней мере, в ближайшее время не будут оказывать давление на израильских политиков, требуя от них каких-либо территориальных уступок65.
В ближайшем будущем можно ожидать расширения строительства в израильских поселениях на Голанах и увеличения численности еврейских поселенцев. В отличие от Западного берега, местное сирийское арабоязычное население малочисленно и не способно противостоять наступлению поселенцев. В юго-восточной части Голанских высот, которая примыкает к Тивериадскому озеру, фактически уже сформировался поселенческий анклав, напоминающий районы сплошной поселенческой сети на Западном берегу — так называемые блоки поселений Гуш Эцион, Модиин, Маале-Адумим и Ариэль. В соответствии с позицией всех израильских политиков — от правых до левых —
эти районы не могут быть возвращены палестинским арабам ни при каких обстоятельствах. Если Израиль будет продолжать строительство объектов инфраструктуры и жилья для поселенцев прежними темпами, не встречая серьезного международного противодействия, то вопрос о возвращении Сирии Голанских высот в скором времени может утратить свою актуальность и будет забыт надолго, если не навсегда.
Summary: The article analyses historical and political prerequisites and as well as the main forms and methods of Israeli settlement policy on the occupied Syrian Golan Heights after the Arab Israeli war of 1967.
Приложения
Еврейские поселения на Голанских высотах
Название поселения Год основания Вид поселения Количество поселенцев
1. Авней Эйтан 1974 религиозный кибуц 463
2. Афик 1967 кибуц 216
3. Аниам 1972 мошав 462
4. Бней Иегуда 1972 поселок городского типа 1036
5. Гешур 1971 мошав 204
6. Гиват Йоав 1967 мошав 452
7. Ионатан 1976 мошав 353
8. Канаф 1973 мошав 333
9. Кацрин 1973 городской центр 6 600
10. Кела Алон 1978 мошав 154
11. Кешет 1974 кибуц 526
12. Кидмат Цви 1984 мошав 373
13. Кфар Харув 1967 киббуц 312
14. Маале Гамла 1967 мошав 357
15. Мево Хамма 1967 мошав 339
16. Мером Голан 1968 киббуц 497
17. Мецар 1980 мошав 65
18. Натур 1974 кибуц 111
19. Неот Голан 1967 мошав 350
20. Невэ Атив 1972 мошав 175
21. Нимрод 1982 мошав 30
22. Нов 1982 религиозный кибуц 529
23. Одем 1978 мошав 103
24. Орталь 1971 кибуц 238
25. Рамат а-магшимим 1968 религиозный кибуц 517
26. Рамот 1970 мошав 487
27. Хад Нес 1987 мошав 510
28. Хиспин 1973 поселок городского типа 1 369
29. Шааль 1977 мошав 225
30. Эли-Ад 1968 мошав 272
31. Элоней а-Башан 1968 мошав 286
32. Эль Ром 1971 кибуц 271
33. Эйн Гев Единственное поселение, основанное в 1937 г, т.е. до образования Государства Израиль кибуц 521
34. Эйн Зиван 1968 мошав 213
Итого: 18 949
Источник: Statistical Abstract of Israel. Central Bureau of Statistics of Israel, Jerusalem, 2009; таблица с данными Центрального статистического бюро Израиля о населенных пунктах с числом жителей менее 2 тыс. чел. (на яз. иврит): http://www.cbs.gov.il/ishuvim/ ishuv2007/bycode.xls; таблица с данными Центрального статистического бюро Израиля о населенных пунктах с числом жителей более 2 тыс. чел. (на яз. иврит): http://www.cbs.gov.il/population/new_2009/table3.pdf
Закон «О Голанских высотах»
1. Законы, юрисдикция и государственное управление Израиля распространяются на Голанские высоты.
2. Закон вступает в силу со дня утверждения Кнессетом.
3. Ответственным за исполнение настоящего Закона является министр внутренних дел. Ему и министру юстиции поручается осуществлять настоящий Закон с учетом законодательных и административных актов, а также положений о правах и обязанностях местного населения, которые распространялись на территории Голанских высот до применения настоящего Закона.
Закон утвержден Кнессетом 14 декабря 1981 г. и опубликован в «Сефер а-Хуким» (Свод государственных законов Израиля) 15 декабря 1981 г. Т. 1559. С. 46.
-------------- Ключевые слова ----------------------------------------- Keywords --------------
Ближний Восток, Голанские высоты, поселенческая Middle East, Golan Heights, Israeli settlement policy
политика Израиля.
Примечания
1. Дунам — общепринятая в странах Восточного Средиземноморья, в том числе в Израиле и Палестине, единица измерения земельной площади. 1 дунам равен 1000 кв. метров.
2. Друзы — этно-религиозная община исмаилитского толка, сформировавшаяся в начале XI в. под влиянием вероучения шиитского проповедника Мухаммеда Бен Исмаила Наштакина ад-Дарази. В настоящее время друзы проживают в основном в Сирии (865 тыс. чел.), Ливане (280 тыс.), Израиле (118 тыс.) и Иордании (ок .20 тыс.). Алавиты — название последователей ряда исламских религиозных направлений, ответвлений или сект, по мнению некоторых специалистов, стоящих на границе между шиизмом особой религией, которая сочетает в себе различные элементы ислама, христианства и доисламских восточных верований. Со временем алавиты образовали самостоятельные этнические группы в ряде стран Ближнего Востока. Больше всего алавитов проживает в Сирии — 2 млн. чел.; ок. 100 тыс. — в Ливане и Турции. В Израиле и на Голанских высотах проживает около 10 тыс. алавитов. Черкесы — одна из народностей адыгов. Помимо Карачаево-Черкесии, они живут в некоторых странах Ближнего Востока, куда переселились в основном после присоединения Кавказа к России во второй половине XIX в. До арабо-израильской войны 1967 г. на Голанских высотах проживало около 30 тыс. черкесов.
3. Первый ребенок, имевший израильское гражданство, родился на территории оккупированных Голан в декабре 1968 г. (Сорок лет поселенческому движению на Голанах (на яз. иврит). Региональный совет Голанских высот, июнь 2007. С. 8
4. Israel-Syria General Armistice Agreement. Документ СБ ООН S/1353/Rev.l от 20.07.1949.
5. Report of the Secretary-General concerning the Agreement on Disengagement between Israeli and Syrian Forces. РР. 880-882. Документ СБ ООН S/11302/Add.1 от 30 мая 1974.
6. AL-MARSAD — The Arab Center for Human Rights in the Golan Heights. Israel's Gross Violations of International Law in the Occupied Syrian Golan. Majdal Shams, November 2008. P. 21.
7. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 2005. Т. 2. С. 152.
8. Sakr Abu Fakhr. Voices from the Golan. Journal of Palestine Studies, Wash. No. 29/4, 2000. P. 5.
9. Ibid. P.6.
10. The Golan. Ending Occupation, Establishing Peace. Report of the conference held in London in June 2007. University of London's School of Oriental and African Studies (SOAS), 2007. P. 6.
11. Davis U. The Golan Heights under Israeli Occupation. The Centre for Middle Eastern & Islamic Studies. University of Durham, England, 1984. P. 24.
12. AL-MARSAD — The Arab Centre for Human Rights in the Occupied Syrian Golan. The Occupied Syrian Golan Background, Majdal Shams, 2005. Р. 6.
13. Ibid.
14. Ibid. Р. 8.
15. Report of the Special Committee to Investigate Israeli Practices Affecting the Human Rights of the Palestinian People and Other Arabs of the Occupied Territories. P. 27. Документ ГА ООН A/63/273 от 13 Августа 2008 г.
16. Report of the Special Committee to Investigate Israeli Practices Affecting the Human Rights of the Palestinian People and Other Arabs of the Occupied Territories. Add. 2. P. 8. Документ ГА ООН A/52/202 от 23 Июня 1997 г.
17. Report of the Special Committee to Investigate Israeli Practices Affecting the Human Rights of the Palestinian People and Other Arabs of the Occupied Territories. Annex A/44/150. Документ ГА ООН A/44/515 от 11 сентября 1989 г.
18. Davis U. The Golan Heights under Israeli Occupation... Р. 30-31.
19. Economic and Social Commission for Western Asia (ESCWA). Economic and Social Repercussions of the Israeli Occupation. Facts and Figures. October 2008. P. 13.
20. Davis U. The Golan Heights under Israeli Occupation. Р. 26.
21. Водные ресурсы Израиля достаточно ограничены и в известной степени зависят от ежегодных климатических колебаний и интенсивности забора воды из источников Литании и Хасбани, которые протекают по территории Ливана и питают р. Иордан. Примерно одна треть всего естественного потенциала пресной воды поступает с северо-востока страны, где ее дает Тивериадское озеро (около 4 - 4,3 млрд. куб. м) и впадающие в него воды Иордана и многочисленные ручьи, русла которых проходят по территории Голанских высот. Наиболее полноводные из них — Баньяс и Ярмук дают ежегодно 600 и 500 млн. куб. м пресной воды соответственно. На Голанах расположено также около 80 колодцев. Самые крупные колодцы Бейт Джин и аль-Вайвани способны дать 1900 литров воды в минуту. Распределением воды на Голанах занимается государственная израильская компания «Мекорот». По данным Директора Арабской ассоциации содействия развитию Голанских высот Тасир Маара, поселенцы получают ежегодно 700 куб. м воды на один дунам используемой земли, в то время, как жители арабских деревень — 70-100 куб мДОг. Taysir Mara. The Golan Heights. The Alternative Palestine/Israel Information Center. August 19, 2005; Интернет адрес статьи: http://www.alternativenews.org
22. По данным ООН, сначала израильские военные базы, а затем — кибуцы и мошавы Невэ Атив, Эль Ром, Эйн Зиван, Шааль, Маале Гамла, Рамот, Рамат а-Мигшамим, Мево Хамма, Орталь и некоторые др. поселения на Голанах создавались на месте разрушенных сирийских деревень или недалеко от них (Yearbook of the United Nations, 2005. UN Publications, printed in Canada. Vol.59. P. 572; The Report of the UN Security Council Commission established under resolution № 446 (1979); документ СБ ООН S/14268 от 25 ноября 1980 г.).
23. Акива Э. Проблема нескольких десятков метров (на яз. иврит). «Гаарец», 01.06.2008.
24. Report of the Special Committee to Investigate Israeli Practices Affecting the Human Rights of the Palestinian People and Other Arabs
of the Occupied Territories. Annex 52/50. Документ ГА ООН A/52/202 от 23 Июня 1997 г.
25. Уже в ноябре 1980 г. в друзских деревнях были открыты отделения министерства внутренних дел Израиля, которые организовали выдачу местным жителям израильских временных удостоверений личности.
26. Report of the Special Committee to Investigate Israeli Practices Affecting the Human Rights of the Palestinian People and Other Arabs of the Occupied Territories. Annex 52/50. Документ ГА ООН A/52/202 от 23 Июня 1997 г.
27. Central Bureau of Statistics of Israel. Statistical Abstract of Israel. Jerusalem, No. 50. 1999. Table 2.7.
28. По данным Центрального статистического бюро Израиля, в четырех друзских деревнях проживает 20170 человек (в Масаде — 3385 чел., Букате — 5665, Эйн Кинье — 1940 и Маджель эль Шамсе — 9180). Таблица с данными Центрального статистического бюро Израиля о населенных пунктах с числом жителей менее 2 тыс. чел. (на яз. иврит): http://www.cbs.gov.il/ishuvim/ishuv2007/ bycode.xls;
29. Авни И. Ничейные граждане (на яз. иврит).«Едиот Ахронот», 10.16.2006.
30. Economic and social repercussions of the Israeli occupation on the living conditions of the Palestinian people in the occupied Palestinian territory, including Jerusalem, and of the Arab population in the occupied Syrian Golan. P. 17. Документ ГА ООН A/61/67; E/2006/13 от 3 мая 2006 г.
31. Ibid. Р. 18.
32. Резолюция Совета Безопасности ООН № 497. Документ СБ ООН S/RES/497 (1981)от 17 декабря 1981 г.
33. МИД России. О ближневосточном урегулировании (БВУ). Документ Департамента информации и печати от 25.03.2004; CRS
Issue Brief for Congress: Israeli-United States Relations. Congressional Research Service. April 5, 2002. РР. 5-6; The Presidency of the European Union Statement on Golan Heights, January 4, 2004; Israel and the Occupied Palestinian Territories. UK Foreign and
Commonwealth Office, June 11, 2009; The Council of Arab States at the Summit Level at its 14th Ordinary Session. the full text of a
Saudi-inspired peace plan adopted by the Arab summit in Beirut, 2002; ICRC activities in the occupied Golan during 2008. Operational update, March 3, 2009; Middle East: Israel and the Occupied Territories and the Palestinian Authority: Without distinction — attacks on civilians by Palestinian armed groups. Amnesty International Document, July 10, 2002.
34. Примечательно, что противников территориальных уступок на Голанах намного больше среди иммигрантов — выходцев из СССР-СНГ. Этот показатель среди русскоязычных израильтян составляет почти 90%. Русскоязычные депутаты Кнессета приняли активное участие в создании в 1979 г. парламентского лобби «В защиту Голанских высот», которое возглавил представитель «русской» партии «Исраэль ба-Алия», в то время зам. министра абсорбции Ю. Эдельштейн. Деятельность этой структуры блокирует любую политическую инициативу, допускающую передачу Голан (или их части) Сирии. Во многом благодаря деятельности «голанского лобби», все попытки предложить компромисс в этом вопросе до сих пор были обречены на неудачу.
35. The People's Voice: Results of a Public Opinion Survey on National Security. Issues INSS (Institute for National Strategic Studies). No. 114, June 14, 2009.
36. Central Bureau of Statistics, Statistical Abstract of Israel. Jerusalem, 2009. P. 551.
37. По данным министерства туризма Израиля, семь национальных парков на Голанах посещают каждый год около 700 тыс. чел.; 600 тыс. израильтян отдыхают ежегодно на пляжах, расположенных на восточном берегу Тивериадского озера; 500 тыс. и 480 тыс. — проводят свой отдых соответственно на горно-лыжном курорте на горе Хермон и целебных источниках Хамат-Гадер (Сорок лет поселенческому движению на Голанах. С. 52).
38. «Натив» (яз. иврит), 8 февраля 2001.
39. Tsiddon-Chatto Y. At What Price the Golan Heights. Ariel Center for Policy Research (ACPR), 1997. No. 5. Р. 10.
40. «Натив», 08.02.2001.
41. « The Jerusalem Post», 10.04.1995.
42. «The Jerusalem Post», 31.07.1995.
43. Полный текст проекта мирного договора между Израилем и Сирией был опубликован в газете «Едиот Ахронот» (13.04.2001.) с разрешения бывшего директора израильской разведывательной службы «Мосад» Д. Ятома. Этот текст был изложен в письме, написанным американским бизнесменом Р. Лаудером, который, будучи одним из наиболее приближенных к Б. Нетаньяху людей, занимался, среди прочего, ведением секретных переговоров между Израилем и Сирией. Просочившийся на страницы израильской печати проект договора почти полностью совпадал с текстом рамочного соглашения о мире между Израилем и Сирией, который был предложен для рассмотрения правительствам этих стран администрацией американского президента Б. Клинтона в январе 2000 г. («Гаарец», АР, 13.01.2000.).
44. «The New York Times», 05.01. 2000.
45. «Гаарец», 04.01.2000.
46. MIG-news, 18.10.2005.
47. Киббуцы и мошавы — распространенные формы землепользования в Израиле, представляющие собой сельскохозяйственные объединения соответственно коммунального и кооперативного типа.
48. Tsiddon-Chatto Y. At What Price the Golan Heights. Ariel Center for Policy Research (ACPR), 1997. No. 5. Р. 9.
49. Сорок лет поселенческому движению на Голанах (на яз. иврит). Региональный совет Голанских высот, июнь 2007. С. 46-48; сайт Регионального совета Голанских высот, имеющий версию только на яз. иврит, расположен по Интернет адресу: http://www. golan.org.il/387/
50. Report of the Special Committee to Investigate Israeli Practices Affecting the Human Rights of the Palestinian People and Other Arabs of the Occupied Territories. Para 90. P. 24. Документ ГА ООН A/64/339 от 9 сентября 2009 г.
51. «Гаарец», 24.09.1996.
52. «Едиот Ахронот», 21.03.1996.
53. За такую сумму в центральном районе Израиля даже в те годы нельзя было приобрести небольшую двухкомнатную квартиру.
54. «Едиот Ахронот», 24.11.1996.
55. Foundation for Middle East Peace (FMEP). Wash., September-October. V. 6. No 5. P. 3.
56. «Гаарец», 21.05.1997. Упомянутый выше план А. Шарона предусматривал строительство 2,3 тыс. единиц жилья для заселения и 2,5 тыс. — так называемых резервных ед. жилья («Гаарец», 20.08.1998).
57. «Едиот Ахронот», 31.12.2004.
58. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с вопросом российских СМИ относительно утвержденной израильской правительственной комиссией по вопросам поселений трехлетней программы развития на Голанских высотах от 6 января 2004 г.
59. См., например, «Едиот Ахронот», 08.06.2007; «Гаарец», 09.06.2007; «The New York Times», 22.05.2007; «The Guardian», Saturday, June 9, 2007.
60. Report of the Special Committee to Investigate Israeli Practices Affecting the Human Rights of the Palestinian People and Other Arabs of the Occupied Territories. Para 74. P. 25. Документ ГА ООН A/62/360 от 24 сентября 2007 г.
61. Цитата из выступления Б.Нетаньяху на митинге по случаю тридцатилетия со дня основания Кацрина. Israel National News («Аруц шева»), 04.06.2009.
62. Официальный Интернет-сайт партии «Ликуд»: http://en.netanyahu.org.il
63. MIG-news, 22.12.2008.
64. Economic and social repercussions of the Israeli occupation on the living conditions of the Palestinian people in the Occupied Palestinian Territory, including Jerusalem, and of the Arab population in the occupied Syrian Golan.Para 61. P. 15. Документ ГА ООН A/64/77; E/2009/13 от 2 мая 2009 г.
65. Подробно о политике администрации президента США Б. Обамы на ближневосточном направлении см. аналитические комментарии Крылова А.В. на Интернет-сайте МГИМО (У) МИД России: Строительный бум в израильских поселениях накануне обсуждения американской инициативы о временном «замораживании» строительства в поселенческих блоках на Западном берегу. 09.09.2009. (http://www.mgimo.ru/news/experts/document120422.phtml); Опасный прецедент. 12.09.2009. (http:// www.mgimo.ru/news/experts/document120623.phtml); Израиль — ПНА 5:0. 24.09.2009. (http://www.mgimo.ru/news/experts/ document121436.phtml).