Научная статья на тему 'Территория как объект вооруженного конфликта на Ближнем Востоке'

Территория как объект вооруженного конфликта на Ближнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
720
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ГОСУДАРСТВО / КОНФЛИКТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / СУВЕРЕНИТЕТ / ТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аль Ахмад Амад Хассан

В статье рассматриваются основные источники возникновения вооруженного конфликта на Ближнем Востоке между группой арабских государств и государством Израиль. В частности, обсуждаются соотношение мирного урегулирования всего ближневосточного конфликта с вопросом возвращение оккупированных в 1967 г. арабских территорий в соответствии с основополагающими резолюциями Совета Безопасности и Генеральной Ассамблей ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territory as an Object of Armed Conflict in the Near East

The paper deals with the main sources of armed conflict between a group of Arab states and t h e State of Israel in the Near East. In particular, the author discusses correlation of peaceful resolution of Middle-East conflict and return of Arab territories occupied in 1967 in line with basic Security Council resolutions and General Assembly of the UN.

Текст научной работы на тему «Территория как объект вооруженного конфликта на Ближнем Востоке»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Право

УДК 341.1

Территория как объект вооруженного конфликта на Ближнем Востоке

Аль Ахмад Амад Хассан

Аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматриваются основные источники возникновения вооруженного конфликта на Ближнем Востоке между группой арабских государств и государством Израиль. В частности, обсуждается соотношение мирного урегулирования всего ближневосточного конфликта с вопросом возвращения оккупированных в 1967 г. арабских территорий в соответствии с основополагающими резолюциями Совета Безопасности и Генеральной Ассамблей ООН.

Ключевые слова: Ближний Восток, государство, конфликт, международное право, суверенитет, территория.

Территория имеет важное значение для населяющего ее народа. Она является естественной необходимой средой, в которой существует любое общество, и тесно связана с процессом развития исторических явлений, общества и человека. Этот процесс начался с появлением родоплеменных отношений, расселением племен на определенных территориях. Процесс развития человечества был связан с появлением Homo sapiens 25-30 тыс. лет назад [1, с. 169-170].

Оккупированными арабскими территория в настоящее время являются: сирийские Голанские высоты, часть ливанских территорий, а также палестинских территорий на Западном берегу реки Иордан.

В связи с взрывоопасным конфликтом на Ближнем Востоке ООН и другие международные организации предпринимают максимальные усилия по поиску взаимного компромисса, позволяющего обеспечить необходимые условия для достижения мира и безопасности в регионе с обеспечением прав и интересов всех государств региона.

Территория государства является одним из признаков существования любого государства. Кроме того, государство в пределах своей территории осуществляет свою административную, законодательную и судебную власть.

Территория, как объект спора, имеет огромное значение для государства; наряду с населением она 166

является материальной основой его существования, закладывая перспективы экономического и политического развития. Современное государство не воспринимается иначе, как в пределах четко ограниченного пространства [2, с. 47].

Современное международное право, опирающееся на общепризнанные принципы, полностью отрицает всякую возможность насильственного изменения территории государств в нарушение положения Устава ООН, не признает перехода суверенитета от побежденного государства к государству-победите-лю даже при длительной фактической оккупации территории побежденного государства (например, оккупация Ираком территории Кувейта), отрицает приобретательную давность. Никакая оккупация не признается законной [3, с. 384].

Б.М. Клименко отмечает, что «из принципа уважения государственного суверенитета в международном праве неизбежно следует принцип уважения неприкосновенности и целостности государственной территории, которая является естественным и необходимым условием существования государства» [4, с. 38].

В современных условиях рассматриваются различные подходы и варианты, направленные на мирное и комплексное урегулирование ближневосточного конфликта путем возвращения оккупированных арабских территорий. Среди них: Дорожная карта, принятая «международной четверкой» (ООН,

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Право

Европейский Союз, США и РФ) в 2002 г., а также «Общеарабская мирная инициатива», разработанная и принятая всеми государствами-членами Лиги Арабских государств на бейрутском саммите в марте 2002 г., направленная на коренное урегулирование всех существующих территориальных и иных проблем между непосредственными арабскими государствами и государством Израиль.

Что касается вопроса ближневосточного мирного урегулирования, то можно отметить, что особую ценность, на наш взгляд, представляет объединение усилий двух международных организаций (ООН и ЕС) с двумя влиятельными державами (РФ и США) и получившее название «ближневосточный квартет». Посредники ООН действуют исключительно от имени всей Организации и в рамках Устава ООН и резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН.

Главной целью региональных и международных организаций является достижение справедливого и приемлемого урегулирования всего ближневосточного конфликта.

Необходимо особо отметить, что позиция участников ближневосточного конфликта по урегулированию вопросов оккупированных территорий частично совпадает. Однако, практика свидетельствует о том, что обсуждение ключевых вопросов неоднократно заходило в тупик. Ярким примером являются такие вопросы, как вопрос о графике и масштабе вывода войск, вопросы нормализации отношений и др.

В современном международном праве серьезное внимание уделяется вопросу неприкосновенности государственных территорий. Необходимо воздерживаться от любого посягательства на территориальную целостность другого государства в нарушение Устава ООН.

После вооруженного конфликта в июне 1967 г. между Израилем и группой арабских государств, ООН, в частности, Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея неоднократно квалифицировали происходящие на территории Ближнего Востока события как угрозу миру и безопасности со всеми вытекающими правовыми и политическими последствиями. В связи с этим были приняты многочисленные резолюции и решения, относящиеся к принадлежности оккупированных территорий на Ближнем Востоке.

Говоря об Уставе ООН, можно отметить, что Устав закрепляет гарантии территориальной целостности и политической независимости суверенных государств, кроме того, эти гарантии предполагают соблюдение всеми государствами международноправовых норм, зафиксированных в Уставе ООН.

В ходе вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может обрести контроль над частью или всей территорией другой, т.е. оккупировать ее. Ок-

купация не наделяет оккупанта суверенными правами. Он не вправе аннексировать или передать другому государству эту территорию. Ее судьба решается лишь при окончательном мирном урегулировании. Не следует также забывать, что, согласно Уставу ООН, завоевание не является законным методом приобретения территории [5, с. 351].

В истории международного права давно обсуждается вопрос о международно-правовой природе государственной территории. Можно выделить следующие точки зрения:

1) территория является пространственным пределом власти и объектом властвования;

2) территория есть пространственный предел действия власти государства, но вместе с тем она -объект собственности и материальная база государства;

3) государство властвует над территорией и так или иначе владеет ею от имени народа (населения);

4) государственная территория - это не только пространство, но и объект публичных правомочий государства [6, с. 10].

На наш взгляд, вопрос оккупированных арабских территорий должен быть урегулирован исключительно мирным путем в соответствии с основополагающими резолюциями Совета Безопасности ООН № 242 (1967 г.) и № 338 (1973 г.). Эти резолюции гарантируют установление мира и взаимной безопасности на всей территории Ближнего Востока.

Территория государства закрепляется и гарантируется принципами и нормами международного права, в частности, международно-правовым принципом запрещения применения силы или угрозы силой, включая применение силы с целью нарушения существующих международных границ государств [7, с. 113].

Приобретает особую актуальность вопрос, касающийся территорий ряда арабских государств, оккупированных в июне 1967 г. Именно этот вопрос был и остается предметом противостояния между Израилем, с одной стороны, Сирией, Ливаном и Палестиной - с другой.

Таким образом, все участники ближневосточного конфликта должны придерживаться следующего:

1) принять все необходимые меры для устранения напряженности в зонах конфликта на Ближнем Востоке;

2) в целях мирного урегулирования территориальных конфликтов сторонам необходимо возобновить мирные переговоры с учетом анализа причин неудач предыдущих мирных переговоров по ближневосточному мирному урегулированию.

П.Н. Бирюков утверждает, что каждая территория находится под контролем и суверенитетом государства. Государственную территорию образуют: «сухопутная территория: вся суша, расположенная в пределах границ данного государства (острова),

167

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Право

водная территория: все водоемы, расположенные на сухопутной территории, и часть вод морей и океанов, примыкающих к его берегам; воздушная территория: все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территорией; недра: под сухопутной и водной территориями» [8, с. 84-86].

По мнению Д.Ж. Харриса, территория государства не может быть объектом военной оккупации, являющейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения [9, с. 201]. Н.А. Ушаков полагает, что никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не должны признаваться законными [10, с. 57].

Н.А. Ушаков считает, что если государство в ходе вооруженного конфликта с другими государствами потеряло контроль над частью своей территории или всю территорию, оно теряет суверенитет над данной территорией, которая признается, с точки зрения современного международного права, оккупированной территорией. По мнению ученого, суверенитет, как политико-юридическое понятие, отражает наиболее общие юридические и политические свойства государства [11, с. 8]. По мнению автора, без установления государственных границ между всеми участниками ближневосточного конфликта его урегулирование на долгосрочной основе не имеет перспективы.

Последствием июньской войны 1967 г. является создание опасного прецедента на Ближнем Востоке, поскольку результат вооруженного конфликта в 1967 г. свидетельствует о том, что мир и безопасность в этом регионе оказались под вопросом.

Что касается ближневосточного вооруженного конфликта, можно сказать, что неурегулированность территориального конфликта между участниками этого конфликта предопределяет в перспективе неизбежность многократного возобновления военных столкновений на Ближнем Востоке, что непосредственно оказывает негативные последствия

на мирное решение всего комплекса вопросов в этом регионе.

Таким образом, можно отметить, что основной причиной продолжения ближневосточного конфликта является неурегулированность вопроса оккупированных в 1967 г. арабских территорий. Итак, решение территориальных вопросов на Ближнем Востоке является основой решения всего комплекса проблем ближневосточного урегулирования.

Литература:

1. Аднан Сафий. Политическая география между прошлым и настоящим. - Александрия: Изд-во Александрийского ун-та, 2000. - 412 с.

2. Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. - М.: Изд-во Мо-сковск. Ун-та, 1997. - 480 с.

3. Международное публичное право / Отв. ред. К.А. Бекяшев. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. - 636 с.

4. Клименко Б.М. Государственная территория: Вопросы теории и практики международного права. - М.: МО, 1974. - 168 с.

5. Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учеб. для студентов юрид. факультетов и вузов. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с.

6. Курс международного права: В 7 т. Т. 3. Основные институты международного права / Отв. ред. тома Н.А. Ушаков. - М.: Наука, 1990. - 260 с.

7. Курдюков Г.И. Государства в системе международно-правового регулирования. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1979. - 175 с.

8. Бирюков П.Н. Международное право: учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрист, 2000.

- 415 с.

9. Harris D.J. Cases and materials on International Law. 4 th edition sweet Maxwell. - London, 1991.

- 1040 р.

10. Ушаков Н.А. Международное право: учеб. для вузов. РАН, Ин-т государства и права. - М.: Юристъ, 2000. - 302 с.

11. Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. - М.: Изд-во ИМО, 1963. -271 с.

Territory as an Object of Armed Conflict in the Near East

Al Ahmad Amad Hassan Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with the main sources of armed conflict between a group of Arab states and the State of Israel in the Near East. In particular, the author discusses correlation ofpeaceful resolution of Middle-East conflict and return of Arab territories occupied in 1967 in line with basic Security Council resolutions and General Assembly of the UN.

Key words: the Near East, state, conflict, international law, sovereignty, territory.

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.