Хочется надеяться, что информатизация высшего образования не пройдёт даром и в скором времени все, кто работает в нашей профессиональной сфере, почувствуют повышение качества образовательного процесса.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
2. Васютина Т. Л., Стахно Р. Е. Применение современных информационных технологий в обучении. // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 7 (49). С. 52-54.
3. Хачатурова С. С. Информационные справочно-правовые системы в подготовке будущих специалистов. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 4-6. С. 1206-1207.
4. Хачатурова С. С. Гипертекстовая интеграция справочно-правовой подсистемы в образовательную среду. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Москва, 2006. С. 12.
Legal problems of economic education Khachaturova S. Правовые проблемы экономического образования Хачатурова С. С.
Хачатурова Седа Сейрановна /Khachaturova Seda — кандидат экономических наук, доцент, кафедра информационных технологий, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются правовые проблемы экономического образования. Необходимо повысить качество процесса преподавания экономико-правовых дисциплин. Основным условием успешного обучения является использование студентом правовой информации в процессе решения экономических задач.
Abstract: this article analyzes the legal problems of economic education. In solving this problem plays an essential role science. The main condition of successful training is the use of a student of legal information in the process of solving economic problems.
Ключевые слова: экономическое образование, проблема, право, наука, вопросы, экономист, дисциплина, справочно-правовая, система, информация.
Keywords: economic education, problem, right, science, questions, economist, discipline, legal reference, system, information.
Бурное развитие экономики в нашей стране, глобализация и интеграция экономических отношений на современном этапе привели к необходимости создания принципиально новых экономико-правовых подходов к регулированию бизнеса и взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Формирование рынка и рыночных отношений выявили потребность в законодательстве, которое сопровождается значительными и частыми пополнениями и изменениями законов, нормативных актов и прочих регламентируемых и инструктивных документов, обеспечивающих нормальное функционирование и создание благоприятных условий для их проведения [2].
Руководители и экономисты компаний должны постоянно отслеживать и всегда иметь под рукой необходимые нормативно-законодательные документы, чтобы своевременно корректировать свои действия под их быстроменяющиеся требования. Принятие управленческих решений как на уровне организации, так и на уровне региона, отрасли и страны в целом должно базироваться только на достоверной актуальной информации. В решении этой проблемы особую роль играет вузовская наука.
От степени надежности и объективности нормативно-законодательной информации во многом зависят результаты деятельности и экономических отношений хозяйствующих субъектов. Значительная часть правовой информации составляет массив документов, устанавливающие комплексы норм, правил, требований, которые разрабатываются в установленном порядке и утверждаются компетентными органами. Они являются обязательными для использования в областях экономики, причем должны отвечать определенным требованиям.
Рыночная экономика работает эффективно только тогда, когда все ее участники имеют необходимую нормативно-законодательную информацию для принятия эффективных решений.
Причем информация должна быть:
■ достоверной и правдивой;
■ своевременной, так как запоздалое поступление информации часто оказывается бесполезным;
■ юридически подтвержденной в документах необходимыми подписями (визами) соответствующих должностных лиц;
■ актуальной, нужной для данного подразделения и лиц, принимающих экономические решения. Сама информация выступает здесь объектом экономических отношений, урегулированных
нормами права при заключении договоров, контрактов, при ведении бухгалтерского учета и делопроизводства, при планировании и решении кадровых вопросов и т. п.
Ценность информации никогда не бывает чрезмерной. Ибо прибыли и убытки компаний напрямую зависят от своевременности и правильности принятия правильных решений на основе права.
В связи с этим необходимо повысить качество процесса преподавания экономико-правовых дисциплин. К таким дисциплинам относятся: «Экономическое право», «Предпринимательское право», «Налоговое право», «Налоги и налогообложение», «Правовое регулирование маркетинговой деятельности» и др. В структуре таких дисциплин значительное место занимает нормативно-законодательная и справочная информация: правовые акты РФ, официальные разъяснения и сопроводительные документы, судебная и правоприменительная практика, финансовые консультации и нормативы, стандарты и др. [4].
Решить современные проблемы экономического образования возможно, дополнительно включив в планы и задания семинарских занятий по профильным и специальным экономико-правовым дисциплинам для студентов старших курсов работу с правовыми системами, показав на конкретных примерах их применимость. Данная предварительная адаптация, безусловно, будет способствовать последующей ускоренной интеграции обучающихся в их профессиональную среду и повысит конкурентоспособность будущих специалистов-экономистов.
Навыки информационного поиска справочно-правовой и законодательной информации должны отрабатываться в ходе лабораторного практикума и в процессе выполнения индивидуальных заданий. Решение практических экономических задач с использованием нормативно-законодательной информации способствует развитию навыков будущей профессиональной деятельности экономиста. Необходимо обучение студентов нормотворческой деятельности, регулирования рыночных экономических отношений с учетом основополагающих правовых норм [3].
В нынешних условиях развитие системы образования в направлении информатизации учебного процесса должно являться частью государственной политики. Известно, что чем выше уровень образования населения страны, тем выше темпы развития государства, тем большее влияние оно имеет в мировом сообществе [1].
В противном случае это служит предпосылкой для появления противоречий в экономических отношениях, которые наносят значительный материальный ущерб экономическому развитию нашей страны.
Литература
1. Васютина Т. Л., Стахно Р. Е. Применение современных информационных технологий в обучении. // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 7 (49). С. 52-54.
2. Видяпин В. И. Экономическое право. Изд-во СПб-Питер, 2004. С. 79-80.
3. Хачатурова С. С. Информационные справочно-правовые системы в подготовке будущих специалистов. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 4-6. С. 1206-1207.
4. Хачатурова С. С. Гипертекстовая интеграция справочно-правовой подсистемы в образовательную среду. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Москва, 2006. С. 12.