4. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного образования. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
5. Талызина Н. Ф., Габай Т. Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: изд. МГУ, 1977. 98 с.
6. Костомаров В. Г., Митрофанова О. Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 257 с.
7. Каган В. И, Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: ВШ.,1987. 187 с.
8. Щукин А. Н. История преподавания русского языка как иностранного в очерках и извлечениях: Учебное пособие. М.: Филоматис, 2005. 76 с.
9. Голицына И. Н. Вопросы эффективности внедрения компьютерных технологий в профессиональное образование. // Educational Technology & Society, 2000. 3 (3). pp. 538-547.
10. Абилова Б. А. Профессиональная компьютерная лингводидактика: принципы и методы обучения. Монография. Алматы: ИД «Архитектура и Строительство», 2012. 293 с.
Гипертекстовые решения в экономическом образовании Хачатурова С. С.
Хачатурова Седа Сейрановна /Khachaturova Seda Seiranovna - кандидат экономических наук,
доцент,
кафедра информационных технологий, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается необходимость повышения качества процесса преподавания экономических дисциплин, включающих информацию из области права с помощью информационных гипертекстовых технологий. Abstract: the article discusses the need to improve the quality of teaching of economic disciplines, including information from the fields of law, with the help of tool hypertext technology.
Ключевые слова: гипертекст, интеграция, информационные технологии, правовая информация, экономическое образование, качество образования.
Keywords: hypertext, integration, information technologies, legal information, economic education, quality of education.
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в учебный план подготовки специалистов экономического профиля включены экономико-правовые учебные дисциплины. Особенностью данного комплекса дисциплин является объединение информации экономики и права в единый блок в рамках синтеза экономико-правовых знаний [3].
Например, правовой составляющей учебного курса «Финансовое право» является перечень действующих бюджетных законодательств федерального, регионального уровня, а также нормативных актов местного самоуправления по финансовому праву, позволяющих выявить тенденции развития законодательства, а также анализировать действующее валютное и бюджетное законодательство [4]. Более того, студенты должны понимать причины их изменений, ориентироваться в разнообразных проявлениях судебной практики по вопросам применения Бюджетного кодекса РФ и т.д.
Проведены исследования и автором выявлено, что в действительности базовой основой изучения экономико-правовых дисциплин являются учебные пособия со
ссылками на утратившие силу, недействующие правовые документы. Подобная ситуация негативно сказывается как на процессе преподавания экономико-правовых дисциплин, так и на качестве профессиональной подготовки будущих экономистов в области экономического права. Учебный материал необходимо постоянно корректировать в свете актов правового законодательства, принятых после выхода учебников, что практически невозможно без информационных технологий.
В этой связи существует объективная необходимость использования программно -методических средств и инструментальных технологий при изучении экономико-правовых дисциплин, способствующих быстрому поиску, подборке и доступу к нормативно-законодательной информации с учетом содержания действующих редакций законодательства.
При этом отмечено, что, несмотря на множество педагогических программных средств различного назначения - компьютерных обучающих систем, электронных учебных пособий, компьютерных средств обучения, тренажеров, деловых игр и т.д., их прямое использование не позволяет качественно организовать изучение экономико-правовых дисциплин на правовой основе.
Автором предлагается использование инструментальных технологий, основанных на нелинейном способе представления информации (гипертекстовая интеграция) и способствующих единению баз знаний. Интеграция знаний экономики и права позволит сформировать синтетическую экономико-правовую дисциплину и интенсифицировать его усвоение [4].
Для этого были сформулированы и решены следующие задачи:
- разработаны технологии создания Электронных учебников по отдельным экономико-правовым дисциплинам и инструментальные средства, обеспечивающие их встраивание в систему учебно-методической литературы в соответствии с заданным учебным планом;
- разработаны составляющие модули Обучающей системы: Электронные учебники и Справочно-правовая подсистема, обеспечивающие процесс преподавания экономико-правовых дисциплин, а также Тестовая подсистема для контроля остаточных знаний;
- разработана технология гипертекстовой интеграции Справочно-правовой подсистемы в Образовательную среду, позволяющая устанавливать ассоциативные связи между составляющими модулями Обучающей системы;
- разработаны предложения по административному сопровождению работы Обучающей системы в учебном процессе.
Гипертекстовая интеграция позволяет поддерживать ассоциативные связи между выделяемыми запросами в разделах Электронных учебников и нормативными данными в базе Справочно-правовой подсистемы. Такая технология облегчает доступ к организованной нормативно-законодательной информации при освоении теоретического материала и при решении экономических задач на правовой основе [3].
Экспериментальное исследование решения экономических задач на основе разработанной гипертекстовой интеграции Справочно-правовой подсистемы в Образовательную среду и сравнение решения этих же задач с текстом документов-первоисточников показали эффективность использования Обучающей системы с информационно-правовой поддержкой: высокую скорость поиска, полноту и точность выдаваемой студенту нормативно-законодательной и справочной информации.
Литература
1. Васютина Т. Л., Стахно Р. Е. Применение современных информационных
технологий в обучении. // Проблемы современной науки и образования, 2016.
№ 7 (49). С. 52-54.
2. Ляшенко И. И. О применении информационных технологий в процессе определения профессиональной направленности учащихся. // Вестник науки и образования, 2015. 6 (8). С. 4-5.
3. Хачатурова С. С. Гипертекстовая интеграция справочно-правовой подсистемы в образовательную среду. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Москва, 2006. С. 22.
4. Хачатурова С. С. Проблемы современной науки и образования, 2016. № 11 (53). С. 63-64.
Работа над английским текстом медицинского содержания
Латипова Д. Ш.
Латипова Дильноза Шорасуловна /Latipova Dilnoza Shorasulovna - преподаватель, кафедра иностранных языков, педагогики и психологии, Ташкентский педиатрический медицинский институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье описываются новые методы работы над английским текстом медицинского содержания.
Abstract: this article describes the new methods of work on the English text of medicalcontent.
Ключевые слова: иностранный язык, языка специальности, англоязычные тексты по специальности, реферат, научная статья.
Keywords: foreign language, specialty language, English-language specialty texts, essay, scientific article.
Обучение английскому языку в медицинском вузе до недавних пор не являлось первостепенной задачей в подготовке врача. Однако сегодня требования к высококвалифицированным специалистам очень высоки, и знание иностранного языка (ИЯ), обязательно. В Узбекистане с 2013 года началось углубленное изучение иностранного языка на всех уровнях - начиная с детских садов и заканчивая министерствами. Для обеспечения полноценного обучения повсеместно внедряются новые формы, методы и приемы обучения ИЯ. Приоритет отдан новым педагогическим информационным технологиям, известным Оксфордским и Кембриджским учебникам.
В медицинском вузе ставится цель - овладение студентами и магистрами языка специальности, поэтому учебная литература, в основном, медицинского содержания. Широкие возможности для совершенствования разговорной речи на языке специальности, по-прежнему, дает коммуникативный подход в обучении, который призван, в первую очередь, снять страх перед общением.
Из четырех видов речевой деятельности - чтение, письмо, говорение и аудирование - повышенное внимание уделяется именно двум последним.
Коммуникативный подход предназначен не только для общения. Систематические задания по обмену информацией на профессиональную тему расширяют словарный запас студентов и магистров. Более того, последние, регулярно участвуя в конференциях, готовя материал в Интернете, для подготовки статьи или доклада, лучше ориентируются в профессиональном тексте. Учебные пособия Оксфорда и Кембриджа, по которым мы занимаемся, также построены по коммуникативной методике, изобилуют распространенными выражениями и клише, аудио-, видео- и интерактивными ресурсами, а также привязаны к лингвострановедению.