• пожилые люди, занятые в экономической сфере, занимают на рынке труда рабочие места молодежи;
• пожилые люди невосприимчивы к инновациям на рабочих местах;
• пожилые люди всегда бедны;
• пожилые люди должны обходиться минимальными материальным затратами;
• пенсионеры в рыночной экономике - это «нагрузка» на работающее население.
В современном российском обществе порогом старости является законодательно установленный пенсионный возраст. В результате увеличения продолжительности жизни и состояния здоровья пожилые люди, которых называют «молодыми стариками», не вписываются в стереотипные рамки восприятия и вынуждены являться заложниками возрастных ролей. В обществе существуют законодательные акты и предрассудки, которые препятствуют пожилым людям вести привлекательный для них образ жизни, участвовать в трудовой и общественной жизни общества.
Литература
1. Бурлака Н. П. Схема ухода с рынка труда пожилых работников в зарубежных странах // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 7(49). С. 101-104.
2. Малеева Т. М., Синявская О. В. Нужно ли повышать занятость пенсионеров? [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2008/0341/s_map.php#1. (дата обращения: 23. 05.2016).
3. Доклад о развитии человеческого потенциалов Российской Федерации за 2008 г. / Под общей редакцией А. Г. Вишневского и С. Н. Бобылева; М. Сити-Принт, 2009. 208 с.
4. Доброхлеб В. Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России // Социологические исследования, 2008. №8. С. 55-61.
5. Бурлака Н. П. Некоторые проблемы реализации страховых принципов в российской пенсионной системе // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 22-24.
The need for the use of electronic training systems to improve the quality
of the educational process Khachaturova S.
Необходимость использования электронных обучающих систем для повышения качества учебного процесса Хачатурова С. С.
Хачатурова Седа Сейрановна /Khachaturova Seda — кандидат экономических наук, доцент, кафедра информационных технологий, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются проблемы обеспечения учебного процесса необходимыми учебно-методическими пособиями. В связи с тем, что учебный материал приходится постоянно корректировать в связи со значительными изменениями правового законодательства, целесообразно использовать электронные обучающие системы, которые создают благоприятные условия для эффективной реализации педагогических методик и повышают качество учебного процесса. Abstract: the article analyzes the problem of providing educational process with necessary educational-methodical manuals. Because the learning material have to constantly adjust due to significant changes in the legal legislation, it is advisable to use e-learning systems that create favorable conditions for effective implementation of teaching methods and improve the quality of the educational process.
Ключевые слова: образование, проблема, наука, дисциплина, компьютер, обучающая система, преподаватель, высшая школа, информация.
Keywords: education, problem, science, discipline, computer, training systems, lecturer, graduate school, information.
Образование - это основная из социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формировании предпосылок экономического роста страны. На общем фоне процессов, протекающих в промышленности и науке, в сельском хозяйстве и культуре, система российского образования оказалась одним из устойчивых социальных институтов. Главная заслуга в этом принадлежит педагогической элите высшей школы, которая вопреки мизерной зарплате и социальной ситуации
работает с полной самоотдачей. Несмотря на экономический кризис, наше высшее образование до сих пор остается одним из лучших в мире! Преподаватели вузов постоянно ведут поиск новых методов, приемов и средств обучения, форм контроля знаний и умений для качественной подготовки бакалавров, магистров и специалистов [1].
В настоящее время одной из актуальных задач, которая ставится перед экономическими вузами, является задача обеспечения подготовки студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности в современном информационном обществе. Своевременное и целенаправленное воздействие преподавателя на алгоритм функционирования студента позволит оптимизировать процесс приобретения фундаментальных знаний.
Очевидно, в экономических вузах до сих пор существует проблема обеспечения учебного процесса необходимыми учебно-методическими пособиями. Учебный материал необходимо преподавателям постоянно корректировать в связи со значительной изменчивостью правового законодательства. Таким образом, именно электронные обучающие системы создают благоприятные условия для эффективной реализации прогрессивных педагогических методик.
Обучая студентов экономических вузов, необходимо сформировать у них профессиональные качества, чтобы на основе приобретенных знаний, умений и навыков они стремились к самосовершенствованию и профессиональному развитию [4]. Для этого в процессе изучения экономико-правовых дисциплин необходимо облегчить доступ студентов к методически организованной нормативно-законодательной информации при освоении теоретического материала и при решении практических задач. Архитектура электронных обучающих систем должна быть разработана по модульному принципу с последующей интеграцией его составляющих.
При работе в программно-методической электронной среде обучаемый имеет определенную цель, а компьютерная образовательная система, в свою очередь, поддерживает его в достижении этой цели. Такая среда призвана решать те задачи и поддерживать те функции обучения и/или администрирования учебного процесса, которые определены на стадии проработки проекта по оказанию образовательных услуг в соответствии со стандартами учебных планов на основе компьютерной технологии.
Всё это способствует существенному развитию достижений в области подготовки квалифицированных специалистов. Современному обществу необходимы специалисты-экономисты, обладающие высоким уровнем информационных знаний и способных активно использовать при решении профессиональных задач совокупность общенаучных методов познания и инструментальных средств, обеспечивающих процессы сбора, хранения, обработки и передачи информации [3]. Социально-экономическое развитие общества в настоящее время предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки, квалификации и компетентности студентов вузов, в частности, соответствия ее качества требованиям современного рынка труда.
Решение таких проблем предусмотрено при использовании в учебном процессе электронных обучающих систем [4]. Перечислим технологические преимущества электронных обучающих систем:
1. своевременное обновление учебно-методической информации;
2. оперативное обновление нормативно-законодательной информации в базе данных;
3. доступ к электронным обучающим систем по локальной сети вуза;
4. легкое тиражирование обучающих систем на компакт-дисках;
5. создание условий для самостоятельной проработки учебного материала, позволяющих обучаемому выбирать удобный темп и режим учебного процесса;
6. возможность автоматизированного контроля знаний;
7. возможность поиска информации с помощью введенных гиперссылок, закладок, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск, и др.
Современная компьютерная техника оказывает заметное влияние как на содержание, так и на методы обучения, предоставляет в распоряжение участников учебного процесса новые технические средства обучения и преподавания. По своим функциональным возможностям компьютер стал практически идеальным средством обучения, однако, есть проблема эффективной реализации этих возможностей в процессе выработки необходимых навыков и умений [3]. В процессе обучения важна не столько информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование реализует достижение поставленных целей и задач преподавателей. Реализация компьютерной поддержки обучения является процедурой, органически взаимосвязанной, как с разработкой системы обучения в целом, так и для каждого учебного курса в отдельности. Основной смысл современных требований к экономическому образованию сводится к формированию у будущих специалистов системы знаний, чтобы вооружить их умением непрерывно совершенствоваться, творчески подходить к решению новых проблем, систематически пополнять и обновлять свои знания, быстро ориентироваться в потоке экономической, правовой, научной и практической информации [4].
Хочется надеяться, что информатизация высшего образования не пройдёт даром и в скором времени все, кто работает в нашей профессиональной сфере, почувствуют повышение качества образовательного процесса.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
2. Васютина Т. Л., Стахно Р. Е. Применение современных информационных технологий в обучении. // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 7 (49). С. 52-54.
3. Хачатурова С. С. Информационные справочно-правовые системы в подготовке будущих специалистов. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 4-6. С. 1206-1207.
4. Хачатурова С. С. Гипертекстовая интеграция справочно-правовой подсистемы в образовательную среду. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Москва, 2006. С. 12.
Legal problems of economic education Khachaturova S. Правовые проблемы экономического образования Хачатурова С. С.
Хачатурова Седа Сейрановна /Khachaturova Seda — кандидат экономических наук, доцент, кафедра информационных технологий, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются правовые проблемы экономического образования. Необходимо повысить качество процесса преподавания экономико-правовых дисциплин. Основным условием успешного обучения является использование студентом правовой информации в процессе решения экономических задач.
Abstract: this article analyzes the legal problems of economic education. In solving this problem plays an essential role science. The main condition of successful training is the use of a student of legal information in the process of solving economic problems.
Ключевые слова: экономическое образование, проблема, право, наука, вопросы, экономист, дисциплина, справочно-правовая, система, информация.
Keywords: economic education, problem, right, science, questions, economist, discipline, legal reference, system, information.
Бурное развитие экономики в нашей стране, глобализация и интеграция экономических отношений на современном этапе привели к необходимости создания принципиально новых экономико-правовых подходов к регулированию бизнеса и взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Формирование рынка и рыночных отношений выявили потребность в законодательстве, которое сопровождается значительными и частыми пополнениями и изменениями законов, нормативных актов и прочих регламентируемых и инструктивных документов, обеспечивающих нормальное функционирование и создание благоприятных условий для их проведения [2].
Руководители и экономисты компаний должны постоянно отслеживать и всегда иметь под рукой необходимые нормативно-законодательные документы, чтобы своевременно корректировать свои действия под их быстроменяющиеся требования. Принятие управленческих решений как на уровне организации, так и на уровне региона, отрасли и страны в целом должно базироваться только на достоверной актуальной информации. В решении этой проблемы особую роль играет вузовская наука.
От степени надежности и объективности нормативно-законодательной информации во многом зависят результаты деятельности и экономических отношений хозяйствующих субъектов. Значительная часть правовой информации составляет массив документов, устанавливающие комплексы норм, правил, требований, которые разрабатываются в установленном порядке и утверждаются компетентными органами. Они являются обязательными для использования в областях экономики, причем должны отвечать определенным требованиям.
Рыночная экономика работает эффективно только тогда, когда все ее участники имеют необходимую нормативно-законодательную информацию для принятия эффективных решений.