ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Factors that influence the economic activity of pensioners
Burlaka N.
Факторы, влияющие на экономическую активность пенсионеров
Бурлака Н. П.
Бурлака Надежда Петровна /Burlaka Nadezhda - кандидат экономических наук, доцент,
кафедра менеджмента,
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области
Университет «Дубна», г. Дубна
Аннотация: в статье рассматриваются основные факторы, влияющие на экономическую активность пенсионеров. Делается вывод, что главное - это состояние здоровья, при этом наиболее востребованы высококвалифицированные специалисты.
Abstract: the article examines the main factors influencing the economic activity of pensioners. The conclusion is that the most important is health, with the most in-demand highly skilledprofessionals.
Ключевые слова: пенсионный возраст, трудовые ресурсы, зарплата пенсионера, уход на пенсию, уход с рынка труда.
Keywords: retirement age, human resources, the salary of the retiree, the retirement, withdrawal from the labour market.
Большинство специалистов считает, что основная причина сохранения занятости после выхода на пенсию связана с низким уровнем пенсионных выплат. Нынешняя пенсионная система в целом справляется с предотвращением бедности и особенно крайних форм ее проявления у большинства представителей традиционных групп пенсионеров, - то есть у тех, кто получает трудовые пенсии по старости. Однако, поскольку размер пенсии остается до сих пор слабо дифференцированным, большинство пенсионеров предпочитает отложить период, когда их доходы будут ограничены лишь социальными выплатами в виде пенсии. Таким образом, основным фактором, существенно повышающим доходы пенсионеров, становится их занятость [1].
При этом исследования связи занятости и доходов пенсионеров показывают, что в целом занятость пенсионеров не зависит от размера получаемой пенсии и доходов домохозяйств, членами которых они являются. В частности, обнаружено, что вопреки ожиданиям, большую часть работающих пенсионеров составляют не самые бедные из числа пенсионеров [2].
По данным статистики, экономическая активность наиболее высока у пенсионеров в трудоспособном возрасте от 40 до 54 лет, то есть у тех, кто имеет досрочную пенсию. Экономическая активность заметно снижается при достижении официального пенсионного возраста, но наиболее резкое падение занятости пенсионеров наблюдается после достижения женщинами 60, а мужчинами 65 лет. Следовательно, по сути, имеет место отложенный выход на пенсию [3, 86].
В течение первого года после оформления пенсии более 60% пенсионеров остаются на рынке труда. Это примерно половина мужчин и три четверти женщин. В течение второго года пребывания на пенсии количество мужчин-пенсионеров практически не изменяется, а среди женщин примерно пятая часть уходит с рынка труда. С увеличением периода нахождения на пенсии доля занятых в экономике пенсионеров уменьшается, причем женщины покидают рынок труда интенсивнее, чем мужчины-пенсионеры. Тем не менее, в первые пять лет после оформления пенсии женщины являются более экономически активными по сравнению с мужчинами. После 10-летнего пребывания на пенсии происходит резкое снижение количества работающих пенсионеров.
Схему трудового поведения работающего пенсионера можно описать следующим образом: работа на том же рабочем месте, что и до выхода на пенсию до тех пор, пока есть силы и здоровье. Увольнение, как правило, означает окончательный уход с рынка труда. Это связано с тем, что, по данным статистики, среднее время поиска работы увеличивается с возрастом. Кроме того, существуют барьеры в виде субъективных установок работодателей по поводу более низкой производительности труда пожилых работников, а также объективно низкого уровня их человеческого капитала.
Главным фактором, регулирующим занятость в пожилом возрасте, является здоровье пенсионера. Ухудшение здоровья приводит не только к более раннему оформлению пенсии, но и к выходу с рынка труда. Более образованные пенсионеры не только имеют более высокое качество здоровья, но и чаще оказываются занятыми даже, если оценивают свое здоровье как плохое или очень плохое. Таким
образом, наблюдающееся в последние годы повышение образовательного уровня новых контингентов пенсионеров вносит свой вклад в увеличение масштабов их занятости.
Отраслевая структура занятых пенсионеров имеет отчетливо выраженное смещение в сторону интеллектуальных сфер деятельности. На первом месте стоят образование, наука и культура. Доля пенсионеров, работающих в сфере образования, в 2004 - 2007 гг. составляла (по данным РиДМиЖ) 1819%. В сфере науки и культуры работает порядка 4 - 5% пенсионеров. Еще одна сфера некоммерческих услуг, где концентрируются пенсионеры, - здравоохранение и социальное обслуживание. Там занято около 14 - 16% пенсионеров, причем, большая часть - это пенсионеры, уже достигшие общеустановленного пенсионного возраста. Схемы раннего оформления пенсии для работников образования (учителя) и здравоохранения в значительной степени объясняют высокую концентрацию работающих пенсионеров в этих сферах. Если к этому добавить сферу управления, органы социальной защиты, то получится, что около 40% всех работающих пенсионеров заняты в сферах, требующих высокого уровня профессионального образования. В машиностроении и отраслях тяжелой промышленности занято около 18 - 19% работающих пенсионеров. Во всех остальных отраслях занятость пенсионеров существенно ниже, чем для совокупности не пенсионеров [3, 97].
По мнению авторов Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 год, у сохранения занятости пенсионеров в образовании, науке, здравоохранении есть, безусловно, свои резоны. Работа в них, в отличие, например, от работы на транспорте, в строительстве или промышленности, не сопряжена с высокими рисками утраты профессиональной способности. Здесь не предъявляется повышенных требований к состоянию физического здоровья человека. И ухудшившееся здоровье не ведет к утрате профессиональных способностей. Напротив, с возрастом накапливается багаж знаний, опыт, профессиональная компетенция. Тем не менее, сложившаяся ситуация, с точки зрения политики на рынке труда, выглядит противоречиво^]. Выплачивая пенсию работающим в этих областях пенсионерам за счет ресурсов пенсионной системы, удается решить проблему нехватки кадров, однако нерешенной остается проблема привлечения молодых кадров на низкооплачиваемые бюджетные места и реформирования этих отраслей. Вместе с тем, учитывая, что уровень образования новых когорт, приближающихся к пенсионному возрасту, растет, в перспективе расширение масштабов занятости в пожилых возрастах возможно при условии реструктуризации рынка профессий умственного труда, увеличения на нем доли рабочих мест в сфере услуг, информационных технологий, и других профессий умственного труда.
На решение пенсионера продолжать трудовую деятельность оказывает воздействие размер его потенциальной зарплаты. Как показывают проведенные исследования, наиболее высоки шансы сохранить свое рабочее место на рынке труда у тех пенсионеров, которые рассчитывают на получение самой высокой заработной платы[3,143]. Наличие высшего и среднего профессионального образования является весомой предпосылкой для продолжения работы на пенсии. Поэтому фактором, способствующим увеличению занятости пенсионеров, может стать повышение образовательного уровня новых контингентов пенсионеров. Без внедрения программ непрерывного образования и расширения доли высококвалифицированных кадров среди лиц предпенсионного возраста невозможно удовлетворить потребности рынка труда. Использование пенсионеров на рабочих местах, где преимущественно не требуется высокая квалификация, не соответствует поставленной задаче модернизации экономики и повышения производительности труда.
Здоровье пенсионера имеет решающее значение при принятии решения о продолжении им трудовой деятельности. Главным индикатором, который характеризуют здоровье населения, является ожидаемая продолжительность предстоящей жизни. В России она крайне низка по сравнению с другими странами. Это же подтверждают и результаты опросов 22,7 % мужчин и 55 % женщин оценивают свое здоровье в возрасте 60 лет как очень плохое. В результате проведенных опросов пожилых людей в возрасте 60-64 лет, уже 64 % мужчин и 60,3% женщин ответили, что имеют заболевание существенно ограничивающие их жизнедеятельность и работоспособность[4,59]. Следовательно, две трети жителей России к 60 годам уже утрачивают значительную часть ресурсного потенциала.
Но с другой стороны, результаты исследований ИСЭПН РАН (Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук) показывают, что около 18% пожилых жителей городов обладают ресурсным потенциалом. Среди не занятых в общественном производстве более 20% мужчин и 19% женщин в возрасте после 60 лет сохранили ресурсных потенциал, а среди тех, кто занят в экономике, таких вдвое больше. Это дает основания отнести их к «третьему возрасту»[4,58]. Пока это немногочисленное поколение пожилых людей в России, но в демографическом плане оно является значимым. Наравне с их зарубежными сверстниками представители этого слоя испытывают влияние предубеждений, т.е. ощущают дискриминацию по возрастному признаку, оставаясь в зоне риска в плане профессиональной занятости. Приведем примеры некоторых из них:
• пожилые люди являются неэффективными работниками;
• пожилые люди, занятые в экономической сфере, занимают на рынке труда рабочие места молодежи;
• пожилые люди невосприимчивы к инновациям на рабочих местах;
• пожилые люди всегда бедны;
• пожилые люди должны обходиться минимальными материальным затратами;
• пенсионеры в рыночной экономике - это «нагрузка» на работающее население.
В современном российском обществе порогом старости является законодательно установленный пенсионный возраст. В результате увеличения продолжительности жизни и состояния здоровья пожилые люди, которых называют «молодыми стариками», не вписываются в стереотипные рамки восприятия и вынуждены являться заложниками возрастных ролей. В обществе существуют законодательные акты и предрассудки, которые препятствуют пожилым людям вести привлекательный для них образ жизни, участвовать в трудовой и общественной жизни общества.
Литература
1. Бурлака Н. П. Схема ухода с рынка труда пожилых работников в зарубежных странах // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 7(49). С. 101-104.
2. Малеева Т. М., Синявская О. В. Нужно ли повышать занятость пенсионеров? [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2008/0341/s_map.php#1. (дата обращения: 23. 05.2016).
3. Доклад о развитии человеческого потенциалов Российской Федерации за 2008 г. / Под общей редакцией А. Г. Вишневского и С. Н. Бобылева; М. Сити-Принт, 2009. 208 с.
4. Доброхлеб В. Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России // Социологические исследования, 2008. №8. С. 55-61.
5. Бурлака Н. П. Некоторые проблемы реализации страховых принципов в российской пенсионной системе // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 22-24.
The need for the use of electronic training systems to improve the quality
of the educational process Khachaturova S.
Необходимость использования электронных обучающих систем для повышения качества учебного процесса Хачатурова С. С.
Хачатурова Седа Сейрановна /Khachaturova Seda — кандидат экономических наук, доцент, кафедра информационных технологий, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются проблемы обеспечения учебного процесса необходимыми учебно-методическими пособиями. В связи с тем, что учебный материал приходится постоянно корректировать в связи со значительными изменениями правового законодательства, целесообразно использовать электронные обучающие системы, которые создают благоприятные условия для эффективной реализации педагогических методик и повышают качество учебного процесса. Abstract: the article analyzes the problem of providing educational process with necessary educational-methodical manuals. Because the learning material have to constantly adjust due to significant changes in the legal legislation, it is advisable to use e-learning systems that create favorable conditions for effective implementation of teaching methods and improve the quality of the educational process.
Ключевые слова: образование, проблема, наука, дисциплина, компьютер, обучающая система, преподаватель, высшая школа, информация.
Keywords: education, problem, science, discipline, computer, training systems, lecturer, graduate school, information.
Образование - это основная из социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формировании предпосылок экономического роста страны. На общем фоне процессов, протекающих в промышленности и науке, в сельском хозяйстве и культуре, система российского образования оказалась одним из устойчивых социальных институтов. Главная заслуга в этом принадлежит педагогической элите высшей школы, которая вопреки мизерной зарплате и социальной ситуации