Научная статья на тему 'Правовые особенности выборов депутатов Законодательного (представительного) органа государственной власти нового объединенного субъекта Российской Федерации'

Правовые особенности выборов депутатов Законодательного (представительного) органа государственной власти нового объединенного субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
539
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые особенности выборов депутатов Законодательного (представительного) органа государственной власти нового объединенного субъекта Российской Федерации»

избирательные правонарушения и юридическая ответственность

32. См.: Иванов И.С. Юридические конструкции вины в российском законодательстве // Российский следователь. 2006. № 9. С. 12.

33. См.: Кошемарина С.В. Правовое регулирование информационного обеспечения выборов в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 82.

34. См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2004 г. по делу № 56-Г04-3 // СПС «КонсультантПлюс» (судебная практика).

35. См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 г. по делу № 41-Г03-11 // СПС «КонсультантПлюс» (судебная практика).

36. См.: Сазонов П.А. К вопросу о вине избирательного объединения при применении меры конституционно-правовой ответственности в виде отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов // Избирательное право. 2006. № 3. С. 45.

37. См.: РымаревД.С. Указ. соч. С. 41.

38. См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2005 г. по делу № 5-Г05-134 // СПС «КонсультантПлюс» (судебная практика).

39. См.: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 488.

40. См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. по делу № 49-Г03-141 // СПС «КонсультантПлюс» (судебная практика).

41. См.: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 488.

42. См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2003 г. по делу № 7-Г03-14 // СПС «КонсультантПлюс» (судебная практика).

комментарии законодательства

правовые особенности выборов депутатов

законодательного (представительного) органа

государственной власти нового объединенного субъекта российской федерации

В.В. Игнатенко, доктор юридических наук, профессор

В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» [1] в составе Российской Федерации был образован новый субъект в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Новый субъект Российской Федерации, имеющий наименование Иркутская область, считается образованным с 1 января 2008 г.

В основу создания нового объединенного субъекта Российской Федерации были положены результаты референдумов, проведенных одновременно 16 апреля 2006 г. в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. На оба референдума был вынесен следующий вопрос: «Согласны ли Вы, чтобы Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации - Иркутскую область, в составе которого Усть-Ор-

дынский Бурятский автономный округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом, определяемым уставом нового субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации?». По официальным данным в Иркутской области в голосовании на референдуме приняло участие 68,98 % от общего числа граждан, включенных в списки участников референдума; при этом за объединение области и округа высказалось 89,77 % участников референдума, принявших участие в голосовании, против - 9,44 %. В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе участие в голосовании приняли 99,51 % участников референдума, за объединение субъектов Российской Федерации проголосовали 97,79 % участников референдума, против - 1,55 % [2].

Со дня вступления в силу Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынс- 47 кого Бурятского автономного округа» [3] и не

позднее 1 января 2009 г. должны быть сформированы органы государственной власти нового субъекта Российской Федерации.

Общая характеристика выборов. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» формирование Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва должно быть завершено не позднее 31 декабря 2008 г. Формирование Законодательного Собрания включает в себя процесс избрания на выборах депутатов этого законодательного органа государственной власти, а также процесс образования рабочих органов Законодательного Собрания и избрания его руководящих должностных лиц.

Согласно п. 10 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Законодательное Собрание Иркутской области будет считаться правомочным при условии избрания в его состав не менее двух третей от установленного числа депутатов (50), т. е. не менее 33 депутатов. В случае избрания меньшего числа депутатов (по причине отказа избранного депутата от мандата или в связи с признанием недействительными результатов выборов по какому-либо избирательному округу, либо в связи с признанием незаконным избрания конкретного депутата) должны быть назначены и проведены в соответствии с действующим избирательным законодательством не позднее 31 декабря 2008 г. новые выборы депутатов Законодательного Собрания по отдельным избирательным округам.

В ч. 2 ст. 9 Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» установлена дата выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва. Такие выборы должны быть проведены 12 октября 2008 г. Указанная дата согласуется с правилом, закрепленным в п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4]. В соответствии с этим правилом, днями голосования

на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются соответственно второе воскресенье марта или второе воскресенье октября.

Законодательное Собрание Иркутской области первого созыва будет избрано сроком на пять лет и состоять из 50 депутатов. Срок полномочий и численный состав Законодательного Собрания Иркутской области второго и последующего созывов будут определены в Уставе Иркутской области - основном законе нового субъекта Российской Федерации.

Избрание депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва будет осуществлено на основе так называемой смешанной избирательной системы с использованием как пропорциональной, так и мажоритарной избирательных систем.

Избирательная система - это способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Как правило, в российской электоральной практике применяются две основных избирательных системы - пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональной избирательной системой является такая разновидность избирательной системы, при которой избиратели голосуют за политические партии (выдвинутые ими списки кандидатов) и мандаты распределяются между партиями (партийными списками) пропорционально полученному ими количеству голосов избирателей [5]. При мажоритарной избирательной системе (от франц. majorité - большинство) избранным считается кандидат (кандидаты), получивший в избирательном округе установленное большинство голосов избирателей. В рамках этой избирательной системы каждый кандидат выступает в личном качестве (хотя и может выдвигаться политической партией и идентифицировать себя с ней), и избиратели голосуют за него персонально [6].

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» половина депутатов Законодательного Собрания (25) будут избраны по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями; 21 депутат будет избран по одномандатным избирательным округам,

которые намечено образовать на территории нового субъекта Российской Федерации, за исключением территории Усть-Ордынского Бурятского округа, на основе средней нормы представительства избирателей. Указанная норма представительства определяется как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории Иркутской области, кроме избирателей, зарегистрированных на территории административно-территориальной единицы с особым статусом (Усть-Ордынский Бурятский округ), на число одномандатных избирательных округов (21). По многомандатному избирательному округу, который планируется образовать на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, будет избрано 4 депутата Законодательного Собрания. При этом следует учитывать, что многомандатным избирательным округом является такой округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратель голосуют персонально. При образовании одномандатных и четырехман-датного избирательных округов должны применяться перечни труднодоступных и отдаленных местностей, установленные законами Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, вступившие в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.

Согласно п. 3 главы 1 Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 г. № 286 [7] (далее - Положение о выборах), временная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва (далее - временная избирательная комиссия) определяет и утверждает схему одномандатных и четырехмандатного избирательных округов не позднее чем за 30 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы депутатов Законодательного Собрания. В этой схеме округов должны быть:

1) указаны номера каждого избирательного округа и обозначены границы избирательных округов;

2) приведен перечень административно-территориальных единиц, муниципальных образований или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориаль-

ной единицы, муниципального образования или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, муниципального образования или населенного пункта);

3) указано место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии;

4) указано число избирателей в каждом избирательном округе;

5) указано количество депутатских мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе.

Временная избирательная комиссия не позднее чем через пять дней после утверждения схемы избирательных округов публикует в средствах массовой информации указанную схему, включая ее графическое изображение. Для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания, избираемых на основе пропорциональной избирательной системы по партийным спискам, образуется единый избирательный округ, который включает в себя всю территорию Иркутской области.

Вид и особенности избирательной системы, на основе которой будут избираться депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго и последующего созывов, намечается определить в Уставе Иркутской области - основном законе нового субъекта Российской Федерации.

Правовой статус временной избирательной комиссии. Выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Иркутской области первого созыва назначает, организует и проводит временная избирательная комиссия.

В соответствии с п. 1 главы 5 Положения о выборах временная избирательная комиссия формируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации до 1 мая 2008 г. в количестве 14 членов с правом решающего голоса с соблюдением правил, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 22, 23).

Основные правила формирования временной избирательной комиссии сводятся к следующим положениям. Данная избирательная комиссия формируется на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные

к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, губернатора Иркутской области, главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Законодательного Собрания Иркутской области, Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а также с учетом предложений политических партий, в том числе имеющих депутатские объединения (фракции, группы) в Законодательном Собрании Иркутской области, Думе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, иных общественных объединений, предложений Избирательной комиссии Иркутской области, Избирательной комиссии Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований. Срок приема предложений по составу временной избирательной комиссии составляет один месяц. Сообщение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о формировании временной избирательной комиссии и сроке приема предложений по кандидатурам в ее состав подлежит опубликованию (обнародованию) до начала приема указанных предложений.

Указанные выше политические партии, иные общественные объединения, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления муниципальных образований не вправе предлагать для рассмотрения в состав временной избирательной комиссии более одной кандидатуры. К постановлению (решению, акту) о выдвижении кандидатуры в состав временной избирательной комиссии должны быть приложены сведения биографического характера о лице, предлагаемом в состав временной избирательной комиссии, в том числе об образовании, основном месте работы, о наличии гражданства Российской Федерации, неснятой и непогашенной судимости (при ее наличии), привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах на основании вступившего в законную силу решения (постановления) суда (в случае привлечения к административной ответственности менее чем за один год до дня принятия указанного постановления (решения, акта), а также об опыте работы по организации и проведению выборов. Политические партии, иные общественные объединения вместе с предложением по кандидатуре

в состав временной избирательной комиссии должны представить копию документа, подтверждающего полномочия органа, принявшего решение по указанной кандидатуре, а также копию документа, подтверждающего регистрацию политической партии, ее регионального отделения в установленном законом порядке.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов временной избирательной комиссии по поступившим предложениям политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, губернатора Иркутской области, главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Законодательного Собрания Иркутской области, Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. До назначения члена временной избирательной комиссии Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана проверить соответствие представленной кандидатуры и порядка ее выдвижения требованиям законодательства о выборах. Назначение члена временной избирательной комиссии производится после получения письменного согласия гражданина Российской Федерации на его вхождение в состав комиссии. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Срок полномочий временной избирательной комиссии начинается со дня ее первого заседания и истекает в день первого заседания избирательной комиссии нового субъекта Российской Федерации в правомочном составе. Временная избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

По аналогии с полномочиями избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, которая является организующей выборы законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, к основным полномочиям временной избирательной комиссии отнесены:

1) организация подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собра-

ния, осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан на территории области при подготовке и проведении указанных выборов;

2) назначение выборов депутатов Законодательного Собрания;

3) руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, участвующих в подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания;

4) разработка и утверждение схемы одномандатных и многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания, а также её опубликование (обнародование);

5) осуществление на территории области мер по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации;

6) осуществление на территории области мер по организации финансирования подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания, распределение средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, контроль за целевым использованием указанных средств;

7) осуществление контроля за поступлением средств в избирательные фонды избирательных объединений и их расходованием;

8) осуществление мер по обеспечению соблюдения при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов и их опубликования;

9) формирование окружных избирательных комиссий и назначение их председателей, информирование населения о месте нахождения окружных избирательных комиссий;

10) обеспечение изготовления избирательных бюллетеней для голосования по единому областному избирательному округу и передача их в окружные избирательные комиссии;

11) обеспечение доставки в нижестоящие избирательные комиссии открепительных удостоверений, других избирательных документов;

12) установление формы избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов;

13) утверждение текста избирательного бюллетеня для голосования по единому областному избирательному округу;

14) установление единой нумерации избирательных участков;

15) обеспечение на территории области соблюдения нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных комиссий, порядка хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов;

16) обеспечение информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, об избирательных объединениях и кандидатах;

17) заслушивание сообщений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов Законодательного Собрания;

18) заверение списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, и списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по единому областному избирательному округу;

19) регистрация областных списков кандидатов, а также доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений;

20) определение результатов выборов по единому областному избирательному округу, распределение депутатских мандатов между областными списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов;

21) определение общих результатов выборов депутатов Законодательного Собрания и опубликование их в средствах массовой информации;

22) регистрация избранных депутатов Законодательного Собрания, выдача им удостоверения об избрании;

23) рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, принятие по жалобам (заявлениям) мотивированных решений;

24) принятие инструкций и иных нормативных актов по вопросам применения Положения о выборах.

Временная избирательная комиссия является вышестоящей для окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного

Собрания. Окружная избирательная комиссия является вышестоящей для территориальных и участковых избирательных комиссий, действующих на территории соответствующего одномандатного (многомандатного) избирательного округа. Территориальная избирательная комиссия является вышестоящей для участковых избирательных комиссий, действующих на соответствующей территории. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.

Возглавляет работу временной избирательной комиссии её председатель, который должен иметь высшее профессиональное образование. Председатель временной избирательной комиссии избирается тайным голосованием из числа членов комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Член временной избирательной комиссии считается избранным председателем комиссии, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Заместитель председателя и секретарь временной избирательной комиссии избираются тайным голосованием из числа членов комиссии с правом решающего голоса после избрания председателя комиссии. Решение об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря временной избирательной комиссии, а также решение об освобождении от обязанностей председателя, заместителя председателя и секретаря временной избирательной комиссии, которое принимается тайным голосованием большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (за исключением случая освобождения от обязанностей по личному заявлению), оформляются постановлением комиссии. Копия указанного постановления незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. При освобождении от обязанностей заместителя председателя или секретаря временной избирательной комиссии комиссия на этом же заседании обязана избрать нового заместителя председателя или секретаря временной избирательной комиссии.

В соответствии с п. 17 главы 5 Положения о выборах председатель временной избирательной комиссии:

1) представляет комиссию в органах государственной власти, органах местного самоуправления муниципальных образований, в судебных органах, во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами без специального полномочия;

2) созывает заседания комиссии и председательствует на них;

3) подписывает постановления комиссии, протоколы заседаний, а также иные документы комиссии;

4) заключает от имени комиссии договоры и соглашения, в том числе с лицами, привлеченными комиссией по гражданско-правовым договорам для выполнения работ, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Законодательного Собрания и обеспечением деятельности комиссии, выдает доверенности на представление интересов комиссии в суде;

5) издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

6) руководит работой комиссии, дает поручения членам комиссии;

7) распоряжается от имени комиссии средствами, выделенными из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания, обеспечение деятельности временной избирательной комиссии;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами и Положением о выборах.

Временная избирательная комиссия рассматривает вопросы, входящие в ее компетенцию, в соответствии с повесткой дня заседания комиссии. Предложения по повестке дня заседания комиссии вносятся членами комиссии. Временная избирательная комиссия по требованию любого присутствующего на заседании члена комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым на заседании. Члены временной избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе предлагать проект постановления.

При принятии решений временная избирательная комиссия руководствуется своим регламентом, принятым на заседании комиссии. Решения временной избирательной комиссии принимаются в форме постановлений. Постановления принимаются только на заседа-

ниях комиссии по результатам голосования членов комиссии с правом решающего голоса. В постановлении указываются дата, номер и место его принятия, полное наименование временной избирательной комиссии, обстоятельства, послужившие основанием для принятия постановления, а также нормативные акты, которыми руководствовалась комиссия при принятии постановления. Постановление подписывается председателем (председательствующим на заседании) и секретарем (секретарем заседания) временной избирательной комиссии в течение суток после его принятия, если иное не установлено федеральным законом. По итогам каждого заседания временной избирательной комиссии составляется протокол. Протокол оформляется и подписывается председателем (председательствующим на заседании) и секретарем (секретарем заседания) временной избирательной комиссии в течение двух рабочих дней после заседания комиссии. При наличии технических средств возможно, наряду с ведением протокола, проведение в установленном порядке аудиовидеозаписи заседания временной избирательной комиссии. Постановления временной избирательной комиссии вступают в силу с момента их принятия, если иное не установлено федеральным законом или постановлением временной избирательной комиссии.

В целях обеспечения исполнения своих полномочий временная избирательная комиссия вправе создавать рабочие группы из числа членов комиссии с правом решающего голоса, а также лиц, привлеченных комиссией для обеспечения ее деятельности. Результаты деятельности рабочей группы отражаются в составляемом ею протоколе, который подписывается всеми членами рабочей группы. Временная избирательная комиссия вправе за вознаграждение привлекать по гражданско-правовым договорам граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Законодательного Собрания, а также с обеспечением полномочий временной избирательной комиссии. Правовое, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности временной избирательной комиссии осуществляется за счет средств, выделенных ей из соответствующего бюджета. Временная избирательная комиссия при осуществлении своих полномочий использует Государственную автоматизированную систему «Выборы».

Статус членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса устанавливается ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва начинается со дня официального опубликования решения временной избирательной комиссии о назначении выборов. При этом следует учитывать, что согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Завершается избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва со дня представления временной избирательной комиссией отчета о расходовании средств областного бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания области первого созыва.

Особенности нормативно-правовой основы выборов. Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» в новом субъекте Российской Федерации организация и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва будут осуществляться в соответствии с федеральным законодательством о выборах, а в части, им не урегулированной, - в соответствии с указом Президента Российской Федерации. Аналогичное правило закреплено в п. 9 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В обычных условиях выборы депутатов региональных законодательных (представительных) органов государственной власти проводятся на основании соответствующих

федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Однако для проведения выборов депутатов законодательного органа вновь образованного субъекта Российской Федерации одних только федеральных законов о выборах недостаточно, так как целый ряд вопросов правового регулирования этого вида выборов отнесен к ведению субъекта Федерации. В частности, в соответствии с федеральным законодательством исключительно на региональном уровне регулируются следующие вопросы:

1) закрепление вида и конкретных параметров избирательной системы, применяемой на выборах (ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);

2) установление гарантий избирательных прав граждан, дополняющих гарантии, закрепленные в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 3 ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

3) установление дополнительных условий реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста (п. 8 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

4) установление срока, на который избираются законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и его депутаты, а также срок полномочий этого органа (п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

5) установление перечня труднодоступных и отдаленных местностей (п. 4 ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

6) определение численного состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в пределах «вилки», установленной федеральным законом, - «не менее 10 и более 14» (п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

7) установление правила о предоставлении в избирательную комиссию для регистрации списка кандидатов помимо этого списка и иных документов, связанных с выдвижением кандидатов (п. 14 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

8) установление оснований для отказа избирательной комиссии в заверении списка кандидатов (п. 14 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

9) определение для избирательных объединений необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов минимального процента голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 7 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п. 15 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

10) определение количества подписей избирателей в поддержку кандидатов, списков кандидатов для их регистрации (п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

11) утверждение формы подписного листа и порядка его заверения (п. 8 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

12) регламентация процедуры проверки соблюдения установленного порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях (п. 3 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

13) установление оснований для признания подписей избирателей недействительными (п. 3 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

14) реализация права на уменьшение размера избирательного залога в пределах «вилки» от 10 до 15 процентов от установленного

законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения (п. 11 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

15) определение числа голосов избирателей, полученных кандидатом, избирательным объединением, как основания возврата избирательного залога в избирательный фонд (п. 14 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

16) установление сроков возврата избирательного залога в избирательный фонд, а также сроков перечисления избирательного залога в доход соответствующего бюджета (п. 15 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

17) установление срока для проверки избирательной комиссией соответствия порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принятие решения о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации (п. 18 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

18) определение числа доверенных лиц кандидата, избирательного объединения (п. 3 ст. 43 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

19) определение объема эфирного времени, предоставляемого региональными государственными организациями телерадиовещания для проведения предвыборной агитации на дополнительных или повторных выборах депутата (депутатов) законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

20) определение общего объема резервируемой печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации (п. 2 ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

21) установление предельных размеров перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельных размеров расходования средств избирательных фондов (п. 10 ст. 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

22) регламентация условий возмещения организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации, расходов, понесенных ими в связи с предоставлением избирательному объединению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации (п. 10 ст. 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

23) установление запрета на пользование бесплатным эфирным временем и бесплатной печатной площадью при проведении последующих выборов для избирательных объединений, не возместивших расходы средствам массовой информации, понесенных ими в связи с предоставлением бесплатных эфирного времени и печатной площади (п. 10 ст. 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

24) установление возможности голосования избирателей на основании открепительного удостоверения и соответствующих процедурных правил (ст. 62 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

25) установление возможности голосования избирателей по почте (п. 14 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

26) установление обязанности полного или частичного возмещения расходов на проведение повторных выборов для кандидата, который не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата, без вынуждающих к тому обстоятельств (п. 7 ст. 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

27) установление процедуры повторного голосования на общих выборах (п. 1 ст. 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

28) установление иных оснований для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего (п. 9 ст. 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В связи с тем, что правовая база организации и проведения выборов депутатов законодательного органа государственной власти вновь образуемого субъекта Российской Федерации явно недостаточна и исчерпывается отдельными федеральными законами, объективно возникшие правовые пробелы устраняются Президентом Российской Федерации. В этой связи им было утверждено Положение о выборах. Данный нормативный правовой акт является своеобразным нормативным аналогом закона субъекта Российской Федерации, предметом регулирования которого являются организация и проведение рассматриваемого вида выборов. Таким образом, правовую базу выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные федеральные законы, а также Положение о выборах.

В 2006-2007 гг. выборы депутатов законодательных органов государственной власти во вновь образованных в составе Российской Федерации Пермском, Красноярском и Камчатском краях также проводились на основе положений о выборах, которые утверждались указами Президента Российской Федерации [8]. В этих положениях был урегулирован следующий круг вопросов: порядок образования избирательных округов и избирательных участков; порядок составления списков избирателей; система, порядок формирования и полномочия избирательных комиссий; статус членов избирательных комиссий; порядок информационного обеспечения выборов; поря-

док финансирования выборов; порядок голосования и определения результатов выборов; порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан. В Положении о выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области регламентирован аналогичный круг вопросов и инкорпорирован целый ряд норм из действующего Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области». В частности, в этом Положении закреплены следующие нормы:

1) предельная сумма расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты не может превышать 2,5 млн руб. (п. 3 главы 34);

2) предельная сумма расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения не может превышать 60 млн руб. (п. 3 главы 34);

3) обязательному опубликованию подлежат сведения: а) о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда в случае, если ее размер превышает 200 тыс. руб. для избирательного объединения и 100 тыс. руб. для кандидата в депутаты; б) о юридических лицах, внесших в избирательных фонд добровольные пожертвования в сумме, превышающей 200 тыс. руб. для избирательного объединения и 100 тыс. руб. для кандидата в депутаты; в) о количестве граждан, внесших в избирательный фонд добровольные пожертвования на сумму, превышающую 30 тыс. руб.; г) о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об основаниях возврата; д) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме средств, израсходованных из него (п. 17 главы 34);

4) к распределению депутатских мандатов допускаются областные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее трех и что за все эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу. В этом случае иные областные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются. Если голосование проводилось менее чем за три областных списка кандидатов и каждый из них получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному

округу, все указанные списки допускаются к распределению депутатских мандатов при условии, что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу (п. 8 главы 46);

5) в случае если за областные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей - областные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу, пока общее число голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу, и к распределению депутатских мандатов будет допущено не менее трех единых списков кандидатов, а если голосование проводилось менее чем за три единых списка кандидатов, - все областные списки кандидатов, за которые проводилось голосование (п. 9 главы 46);

6) в случае если менее чем за три областных списка кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу, подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу, а остальные областные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются областные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей - областные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших

участие в голосовании по областному избирательному округу, пока число областных списков кандидатов, допускаемых к распределению депутатских мандатов, не достигнет трех. Если голосование проводилось менее чем за три областных списка кандидатов и за указанные списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются все областные списки кандидатов, за которые проводилось голосование (п. 10 главы 46);

7) депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в областном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка и рассматриваемым как порядок очередности получения депутатских мандатов (п. 12 главы 46).

В течение переходного периода Избирательная комиссия Иркутской области и Избирательная комиссия Усть-Ордынского Бурятского автономного округа продолжают осуществлять свои полномочия в отношении соответствующих территорий нового субъекта Российской Федерации при проведении выборов и референдумов, организуемых в новом субъекте Российской Федерации, за исключением выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва, которые проводятся временной избирательной комиссией. Указанные региональные избирательные комиссии, сформированные в 2003 г. органами государственной власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа до объединения этих регионов в новый субъект Российской Федерации, действуют до завершения формирования избирательной комиссии нового субъекта Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2008 г. Завершением процесса формирования избирательной комиссии нового субъекта Российской Федерации следует считать начало её первого организационного заседания в правомочном составе, на котором тайным голосованием будут избраны председатель, заместитель председателя и секретарь данной избирательной комиссии. Избирательная комиссия нового субъекта Российской Федерации будет правомочна приступить к работе при условии назначения уполномоченными органами в её состав не менее чем двух третей от установленного числа членов комиссии с правом

решающего голоса. Следует также отметить, что до начала процесса формирования избирательной комиссии нового субъекта Российской Федерации целесообразно принятие областного закона о статусе этой комиссии.

До внесения изменения в ч. 6 ст. 9 Федерального конституционного закона законодателем предусматривалось формирование новых составов избирательных комиссий Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в переходный период. С целью исключения ситуации формирования региональных избирательных комиссий на короткий срок их деятельности всего лишь в полтора года и был принят Федеральный конституционный закон от 2 июня 2007 г. 4-ФКЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» [9].

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916; 2005. № 45. Ст. 4581.

2. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об образовании в составе Российской Федера-

ции нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» (постатейный) / Под ред. В.В. Игнатенко. Иркутск: Институт законодательства и правовой информации, 2007. С. 14-15.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 1; № 23. Ст. 2690.

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2007.

5. См.: Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М.: Норма, 2006. С. 383.

6. Там же. С. 250.

7. Российская газета. 2008. 8 марта.

8. См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2006 г. № 402 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 17. Ст. 1821; Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 913 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва» // Российская газета. 2006. 25 августа; Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2007 г. № 474 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края первого созыва» // Российская газета. 2007. 18 апреля.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 23. Ст. 2690.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.