1 Указ Президента Российской Федерации «Основные направления Энергетической политики и структурной перестройке топливно-энергетического комплекс Российской Федерации на период до 2010 г.»
Паршев Н.В. Почему Россия не Америка. М., 2004.
Прилуко А.Н. Стратегические направления развития российского минерально-сырьевого потенциала. Хабаровск, 2005.
4 Романов И. А, Концепция целевого заселения Азиатско-тихоокеанского пространства России // Федеративные отношения. 2002. №10.
5 Салыгин А.С. Пограничная безопасность регионов Востока России // Власть. 2003. №1.
Петров А. В.
Иркутский государственный университет
СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В СИБИРСКИХ РЕГИОНАХ
Термин «многопартийность» заключает в себе два оттенка значения, определяя существующую в том или ином государстве совокупность партий сразу в двух измерениях одновременно. Во-первых, это общественный институт, организм, живущий по собственным внутренним законам; во-вторых, это политический институт, который возник в результате реализации гражданских свобод, как свобода слова, право на собрания и союзы. В этом случае отождествлять многопартийность и партийную систему нет никаких оснований. Партийная система — это верхушка айсберга многопартийности, узкий круг наиболее влиятельных объединений, принимающих реальное участие в управлении государством (1). Если прибегнуть к аналогиям с экономикой, то многопартийность играет в политической системе ту же роль, какую коммуникационные технологии играют в системе производства.
В процессе функционирования партийной системы правящая партия и оппозиция периодически меняются местами или, по крайней мере, ведут реальную борьбу за власть. Основы механизма, обеспечивающего беспрерывность этого процесса, могут быть заложены только с появлением правящей партии. Поскольку в современной России таковая только начинает институционализироваться («Единая Россия» приобрела контрольный пакет «акций» в Государственной Думе в декабре 2003 года), то говорить о наличии в стране развитой партийной системы пока преждевременно.
Большинство современных российских политических партий создавалось с 1990 гг. «на пустом месте». Именно в это время в формировании и деятельности различных общественных организаций, движений, фронтов принимали участие не только представители интеллигенции, но и самые различные слои населения.
После избрания В.В. Путина Президентом РФ началась работа по реформе избирательного законодательства. Главным направлением реформы стало стремление упорядочить систему политических партий и унифицировать правила политического процесса в российских регионах. Первым был принят Федеральный закон «О политических партиях», вступивший в силу 14 июля 2001 года (2). О необходимости специального закона о политических партиях говорили российские политики и эксперты с 1993 года, т.е. с того времени, когда прошли первые выборы в Государственную Думу РФ по партийным спискам. В условиях отсутствия такого закона право на участие в выборах получали любые общественные организации и объединения, в уставах которых была прописана возможность участия такого. Это несло опасность подмены представительства интересов граждан в органах представительной власти лоббистскими и подобными отношениями. Например, в выборах в Государственную Думу 1995 года участвовали «Партия любителей пива» и «Союз работников жилищно-коммунального хозяйства» (3), И
неудивительно, что и в региональные парламенты стали стремиться схожие структуры.
Пропорциональная система использовалась с 1993 г. на выборах половины состава Государственной Думы. До 2003 г. эту систему опробовали девять регионов, в том числе и наши соседи — Красноярский край, где выборы 1997 и 2001 года проходили по мажоритарнопропорциональной схеме (42 депутата, из которых 20 избирались по спискам). В Красноярском же крае пропорциональная система встречается на выборах представительных органов местного самоуправления в ряде муниципальных образований. Выборы в Законодательное собрание объединенного субъекта — Красноярского края, прошедшие в апреле 2007 года, также проходили по подобной схеме. 22 депутата избирались по одномандатным избирательным округам, которые были образованы на территории нового субъекта — Красноярского края, за исключением создаваемых в границах территорий Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа территорий административно-территориальных единиц с особым статусом, на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории нового субъекта Российской Федерации, кроме избирателей, зарегистрированных на территориях указанных автономных округов, на число одномандатных избирательных округов; 4 депутата избирались по двухмандатным избирательным округам — в этих целях на территории каждой административно-территориальной единицы с особым статусом был
образован один двухмандатный округ, в каждом из которых избиралось по два депутата; 26 депутатов избирались по единому краевому
избирательному округу на всей территории нового субъекта — Красноярского края. Двухмандатные избирательные округа были образованы с соблюдением требований, предусмотренных пп. «в» п.4 ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
После ряда внесений изменений в данный закон с декабря 2003 г. пропорциональная система используется на всех выборах, и по ней избирается не менее половины депутатов регионального законодательного органа или одной из его палат. По этой же системе избирается весь состав (450 депутатов) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва.
Согласно новому федеральному закону политические партии с 14 июля 2003 года стали единственным видом избирательного объединения на федеральных и региональных выборах. Закон содержал также запрет на создание региональных и межрегиональных политических партий: в региональных выборах теперь могут принимать участие только региональные отделения федеральных партий. Кроме того, были введены жесткие требования к численности политических партий (не менее 10 тысяч членов и наличие региональных отделений не менее в половине субъектов РФ с численностью не менее 100 человек); вводилось государственное финансирование партий в зависимости от их успеха на выборах Государственной Думы РФ.
Следующим шагом стало введение на региональных выборах пропорциональной избирательной системы. Одну из трудностей при принятии нового закона в большинстве регионов видели одинаково: необходимо было либо согласиться с неизбежностью изменения нарезки избирательных округов, чего очень не хотелось, так как любое укрупнение избирательного округа приводит к удорожанию избирательной кампании, либо удвоить численный состав органа представительной власти (чтобы сохранить прежнее число избирательных округов). Первое мнение в ряде регионов было одним — увеличить численный состав законодательного органа. Однако депутатский интерес входил в противоречие с интересами исполнительной власти, которой проще иметь дело с малочисленным представительным органом — им легче управлять и манипулировать. Следует учесть, что изменение численного состава регионального парламента невозможно без внесения изменений в устав (конституцию) субъекта Российской Федерации, для чего нужно согласие и исполнительной, и законодательной ветви власти. Соответственно, в большинстве регионов
значительного увеличения численности депутатского корпуса не произошло.
На первых в Иркутской области выборах по мажоритарнопропорциональной системе, прошедших 10 октября 2004 года, избиралось 45 депутатов — 23 по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями; 22 депутата избиралось по одномандатным избирательным округам. 15 декабря 2006 года
Государственная
Количество депутатов в представительных (законодательных) органах государственной власти субъектов РФ (Сибирский федеральный округ)____________________________________________________________________________
Наименование субъекта Старый закон Новый закон Соотношение мандатов (мажоритарные + пропорциональные)
Республика Алтай 41 41 20+21
Республика Бурятия 65 66 33+33
Республика Тыва 32 32 16+16
Республика Хакасия 75 75 37+38
Алтайский край 50 68 34+34
Красноярский край 42 52 22+2x4+26
Иркутская область 45 45/50 22+23/21+4+25
Кемеровская область 35 36 18+18
Новосибирская область 49 98 49+49
Омская область 30 44 22+22
Томская область ; 42 42 21+21
Читинская область 39 42 21+21
Агинский Бурятский АО 15 18 9+9
Таймырский (ДолганоНенецкий) АО 11 14 7+7
Усть-Ордынский Бурятский АО 19 18 9+9
Эвенкийский АО 23 - -
В среднем по СФО 38.1 47
Дума РФ, 22 декабря Совет Федерации РФ одобрил, а 30 декабря 2006 года Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского
Количество партийных списков на выборах представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ (Сибирский федеральный округ)
Наименование субъекта Зареги стриро вано первой ачальн о Выдвинули первоначаль но, но не представили документы на регистрацию Отказ ы в регист рации Отмена регистр ации Восстано влены судом Участво вали в выборах
Республика Алтай 13 - - - - 13
Республика Бурятия
Республика Тыва 5 1 2 1 2 6
Республика Хакасия 8 - 1 - - 8
Алтайский край 6 - - - - 6
Красноярский край 6 1 5 - 1 7
Иркутская область 9 - - 9
Кемеровская область
Новосибирская область 7 2 - - 7
Омская область 6 1 1 - - 6
Томская область 8 - - - - 8
Читинская область 5 - - - - 5
Агинский Бурятский АО 3 - - - - 3
Таймырский (ДолганоНенецкий) АО 4 4
Усть- Ордынский Бурятский АО 3 1 3
Эвенкийский АО - - - - - -
Бурятского автономного округа», в котором п.2 ст. 9 гласит, что выборы депутатов Законодательного собрания нового субъекта — Иркутской области — состоятся 12 октября 2008 года. Оно избирается на пять лет и будет состоять из 50 депутатов: 25 депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями; 21 депутат избирается по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории нового субъекта РФ за исключением территории административнотерриториальной единицы с особым статусом; 4 депутата избираются по многомандатному избирательному округу, который образуется на
территории административно-территориальной единицы с особым статусом (в границах бывшего Усть-Ордынского автономного округа).
Введение пропорциональной системы привело к росту конкурентной региональной политической среды. При данной системе региональный парламент становится более независимым от губернатора и менее управляемым органом, где представлены разные группы интересов, соответственно ее политический вес и значение обладателей депутатских мандатов существенно возрастут. Уместным является мнение А.Лейпхарта, который полагал, что чем менее строгой (т.е. чем более пропорциональной) является избирательная система, тем большим будет число партий.
Таким образом, можно полагать, что достоинства пропорциональной избирательной системы не смогут в полной мере проявиться в Российской Федерации до тех пор, пока в стране не сложится развитая партийная система.
Примечания
1 Петров Н. Путь многопартийности и законности // Общественные науки и современность. 1992. №3. С.25,
Федеральный закон «О политических партиях» №95~ФЗ от 11 июля 2001 года Не место для дискуссий. Аналитический доклад «Демократический аудит деятельности Государственной Думы и Совета Федерации» с декабря 2003 года по июль 2005 года. - М., 2005. С.247-248.
Воронин О., Петров А., Рабинович В.
Иркутский государственный университет
МОЛОДЕЖЬ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
Одной из печальных реалий современной политической системы в России является ее неудовлетворительная связь с действительными потребностями рядовых россиян. Безразличие элиты к реальным проблемам граждан страны находит свое естественное отражение в политической пассивности значительных групп на селения. К счастью, логика развития очередного электорального цикла изменила привычную ситуацию. Мы имеем возможность, опираясь на результаты свежего исследования оценить степень политического участия и включенности в политическую систему российской молодежи.
В рамках сетевого межрегионального проекта «Молодежь в политических процессах современной России (региональный аспект)» в Иркутском МИОНе была создана исследовательская группа, в которую вошли В.Ю. Рабинович, А.В. Петров, М.М. Плотникова, С.В. Швалов. Основным объектом проведенного исследования (г. Иркутск, май — август 2007 г.) выступала молодежь нового формирующегося российского
94