Конституционное, муниципальное и административное право
УДК 32.342.8
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ВЫСШЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дудко Игорь Геннадьевич,
доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
Мурашова Ольга Сергеевна,
магистр юридического факультета Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
В статье авторы рассказывают об изменении избирательной системы за последние двадцать лет, дают краткий обзор «важных» изменений и их отражения на избирательном процессе в Республике Марий Эл.
Ключевые слова: избирательная система, субъект, Марий Эл, выборы, государственное собрание.
Последние двадцать лет российское общество переживает процесс политической трансформации. В девяностые годы предыдущего столетия была полностью сломана политическая система государства. Наметился в общих чертах переход к принципиально новой демократической системе.
В этих условиях складываются другие политические институты, меняется содержание и структура старых, радикально реформируется система органов государственной власти, в том числе способы и методы ее формирования и реализации. Происходит процесс создания российской демократической избирательной системы, призванной обеспечивать адекватное и пропорциональное представительство в органах государственной власти, волю и интересы многонационального российского народа [1].
В 1992-1993 годах в России «расцветает» деятельность различных политических партий. Некоторые из них никак не хотят считаться с необходимостью территориальной организации своей деятельности и пытаются создать (воссоздать) производственные ячейки [2].
12 декабря 1993 года в выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации - обеих палат нового федерального парламента (Федерального Собрания) приняли участие многие партии и движения. Более того, начиная с этого времени, официальным государственным шагом, а затем и конституционным правилом, отразившим политический плюрализм и многопартийность, стало именно введение выборов в Государственную Думу - на принципах сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. При выборах законодательных собраний субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления в 1993-1994 годах разрешалось использовать как мажоритарную, так и пропорциональную избирательные системы, а также создавать смешанные варианты [3].
В этих условиях лишь незначительное число регионов самостоятельно решило ввести у себя пропор-
циональную или смешанную «несвязанную» избирательную систему. Всего в 1993-2002 годах выборы с использованием пропорциональной избирательной системы проходили в 9 регионах (республики Марий Эл, Тыва, Красноярский край, Свердловская, Калининградская, Саратовская и Псковская области, Корякский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа) [4].
В Республике Марий Эл выборы по смешанной системе прошли один раз - 12 декабря 1993 года, т. е. одновременно с принятием референдума по принятию новой Конституции Российской Федерации и с первыми выборами депутатов Государственной Думы.
Государственное Собрание Республики Марий Эл избиралось в 1993 году по следующей схеме: 22 депутата - по одномандатным избирательным округам, 8 депутатов - по пропорциональной системе [5]. На следующих выборах, прошедших в 1996 году, смешанная система уже не применялась [6].
Результаты выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл 1993 года по пропорциональной системе
Избирательное объединение, блок Доля голосов
Аграрная партия 22,5 %
КПРФ 13,1 %
Марийская организация Конструктивноэкологического движения России «Кедр» 10,5 %
Общественно-политическое движение «Достоинство и милосердие» 7,6 %
Марийское отделение Всероссийского объединения «Предприниматели за Новую Россию» 7,5 %
Общественно-политическое движение «Марий ушем» 7,1 %
Марийская организация Республиканской партии России 6,7 %
Общественно-политическое движение «Кугезе мланде» (Земля предков) 3,4 %
44
Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015
Дудко И. Г., Мурашова О. С.
C лета 2006 года начался очередной этап региональной избирательной реформы, отменено голосование «против всех», депутатам фактически запрещено покидать партию, от которой они были избраны, а партиям включать в свои списки представителей других партий. Иными словами, речь идет о любых межпартийных союзах.
Таким образом, региональные выборы происходили на фоне неуклонного нарастания административного контроля над составом электоральных игроков, усложнения и удорожания избирательных структур. Все это непременно отражалось на процессе формирования списков политических партий. Так актуальность теряют на региональных выборах местные активисты и «харизматики», так как зачастую такие политики оказывались слишком яркими, чтобы подстраиваться под федеральное руководство, они появляются в списках лишь тогда, когда региональное руководство в них «слишком» заинтересовано.
Выборы депутатов Государственного Собрания РМЭ второго созыва состоялись 6 октября 1996 года по мажоритарной избирательной системе. Состав депутатского корпуса увеличился до 67 депутатов [7]. Выборы в Государственное Собрание РМЭ третьего созыва состоялись 22 октября 2000 года по мажоритарной избирательной системе, т. е. 67 депутатов было избрано по одномандатным избирательным округам с равной численностью избирателей [8].
Государственное Собрание Республики Марий Эл четвертого созыва было избрано 10 октября 2004 года.
Главной особенностью этих выборов стало применение нового порядка формирования парламента РМЭ (сочетание мажоритарной и пропорциональной). Количество депутатских мест в парламенте сократилось с 67 до 52. Получается, выборы депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл четвертого созыва проводились по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. В соответствии с действующим избирательным законодательством выдвигать кандидатов имели право политические партии, их региональные отделения, а также избирательные блоки. Таким образом, повышение роли политических партий в процессе формирования представительных органов местного самоуправления в России и возможно, и необходимо, однако это должно сопровождаться правовым просвещением избирателей.
Речь идет о необходимости повышения не только качества представительства, но и качества работы самих политических партий. Вопросы местной политики, вопросы повседневной жизни, вопросы качества власти на местах и вопросы местного самоуправления граждан - это ключевые моменты в том числе и для совершенствования политической системы. Значит, политические партии и политическая система обязаны качественно работать именно на этом уровне.
Необходимо отметить, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права
Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015
на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в последней редакции в значительной степени ограничил самостоятельность субъектов Российской Федерации в определении ряда критериев избирательной системы, при формировании органов государственной власти. Данное ограничение противоречит ст. 73 Конституции Российской Федерации, по смыслу которой определение избирательной системы, используемой при выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, относится к исключительному ведению субъектов федерации.
Провозглашенное в первый период активное участие населения в политической жизни посредством выборных механизмов, начиная с 2000 года, снижается. Однако более значимым моментом является видимое пренебрежение государственной власти мнением населения, избирательными правами граждан. Пропорциональная избирательная система предусматривает участие в выборах исключительно политических партий; соответственно, граждане, имеющие конституционно закрепленное пассивное избирательное право, для его реализации должны вступить в политическую партию, только при этом условии можно реализовать данное право, что ограничивает конституционную свободу граждан вступать или не вступать в общественные объединения. Отмена региональных партий также серьезно ограничивает политическое представительство интересов населения. Изменение формы бюллетеня (отмена графы «против всех») ограничивает свободу выбора граждан. Государственная власть в избирательном процессе исключает механизмы обратной связи с избирателями, то есть мнение граждан, формирующих данную власть, не интересует саму власть. Однако, для правящей элиты отмена голосования «против всех» и количественного критерия явки граждан на выборы, должно являться, помимо прочего, показателями легитимности государственной власти.
Литература
1. Фазулов А. Р. Политические факторы институционализации избирательной системы Российской Федерации: дис. ... канд. полит. наук. - 2009.
2. Механизм непосредственной демократии в России // Российская газета. - М.: Издание Правительства РФ, 1993. - 5 мая.
3. Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные
объединения Российской Федерации: конституционно-
правовые основы. - М.: Российский юридический издательский Дом. 1996. - 359 с.
4. Сборник конкурсных работ в области избирательного права, избирательного процесса и законодательства о референдуме, выполненных студентами и аспирантами высших юридических заведений (юридических факультетов вузов) Российской Федерации в 2005/2006 учебном году. - М.: РЦОИТ, 2006. - 288 с.
5. Закон Республики Марий Эл от 10 ноября 1993 г. № 522-III «О реформировании высшего представительного органа власти Республики Марий Эл на период конституцион-
45