Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1280
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ / ПРЕДПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / ПРЕДПЕНСИОННЫЕ ЛЬГОТЫ / PENSION INSURANCE / INSURANCE PENSION / PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION / FUNDED PENSION / PRE-RETIREMENT AGE / PRE-RETIREMENT BENEFITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горожанкина М. А.

Государство в лице своих уполномоченных органов находится в поиске оптимальной и цельной системы обязательного пенсионного страхования. Развитие пенсионной системы России можно представить тремя этапами, последний из которых завершился в самом начале 2015 г. Нововведения, принятые в 2019 г., не всеми воспринимаются положительно, тем не менее реформирования данной системы не избежать, поскольку она весьма чутко реагирует на любые изменения в экономике. В статье исследованы основные нормативные правовые акты Российской Федерации в области пенсионного обеспечения граждан, охарактеризованы виды страховых пенсий (по старости, инвалидности и потере кормильца), определены условия их предоставления. Обязательное пенсионное страхование финансируется за счет обязательных страховых взносов работодателя, а негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой формирование пенсионных выплат за счет добровольных пенсионных взносов граждан или работодателей. Услуги по негосударственному пенсионному обеспечению оказываются негосударственными пенсионными фондами, в настоящее время накопительная пенсия представляет большой интерес, прежде всего потому что ее будущий получатель имеет возможность принимать непосредственное участие в ее формировании. Выбор подходящего учреждения в сфере пенсионного обеспечения и удачного инвестиционного портфеля позволяет приумножить накопления и, соответственно, рассчитывать на больший размер пенсионных выплат. В действующее законодательство России вводится новое юридическое понятие «предпенсионный возраст», в статье определены правовые возможности предоставления предпенсионных льгот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FEATURES OF THE MODERN SYSTEM OF MANDATORY PENSION INSURANCE IN RUSSIA

The state, through its authorized bodies, is now in the search for an optimal and complete system of mandatory pension insurance. Over the period of Russian Federation existence, the development of the pension system can be represented by three full-fledged stages, the last of which ended at the very beginning of 2015. However, the innovations that influenced the pension system in 2019 are not perceived by everyone positively. Nevertheless, the reform of the system is unavoidable since it is very sensitive to any changes in the national economy. The article reviews the main regulatory legal acts of the Russian Federation in the field of pensions for its citizens as well as the types of insurance pensions including old age, disability, and loss of the breadwinner pensions, defining the conditions for their provision. The compulsory pension insurance is financed by the employer obligatory insurance contributions, whereas the non-state pension provision is based on the formation of pension payments at the expense of voluntary pension contributions of citizens or employers. Non-state pension fund services are provided by non-state pension funds. At present a funded pension scheme attracts attention, first of all, because its future recipient has the opportunity to take a direct part in its formation, choosing a suitable institution in the field of pensions, while a successful investment portfolio allows to increase savings, and accordingly, rely on larger pension payments in the future. The current Russian legislation introduces a new legal concept of “pre-retirement age”; the article identifies the legal possibilities for the provision of pre-retirement benefits.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ»

УДК 349.3

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

М. А. Горожанкина

Правовые особенности современной системы обязательного пенсионного страхования в России

Государство в лице своих уполномоченных органов находится в поиске оптимальной и цельной системы обязательного пенсионного страхования. Развитие пенсионной системы России можно представить тремя этапами, последний из которых завершился в самом начале 2015 г. Нововведения, принятые в 2019 г., не всеми воспринимаются положительно, тем не менее реформирования данной системы не избежать, поскольку она весьма чутко реагирует на любые изменения в экономике. В статье исследованы основные нормативные правовые акты Российской Федерации в области пенсионного обеспечения граждан, охарактеризованы виды страховых пенсий (по старости, инвалидности и потере кормильца), определены условия их предоставления. Обязательное пенсионное страхование финансируется за счет обязательных страховых взносов работодателя, а негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой формирование пенсионных выплат за счет добровольных пенсионных взносов граждан или работодателей. Услуги по негосударственному пенсионному обеспечению оказываются негосударственными пенсионными фондами, в настоящее время накопительная пенсия представляет большой интерес, прежде всего потому что ее будущий получатель имеет возможность принимать непосредственное участие в ее формировании. Выбор подходящего учреждения в сфере пенсионного обеспечения и удачного инвестиционного портфеля позволяет приумножить накопления и, соответственно, рассчитывать на больший размер пенсионных выплат. В действующее законодательство России вводится новое юридическое понятие «предпенсионный возраст», в статье определены правовые возможности предоставления предпенсионных льгот.

Ключевые слова: пенсионное страхование, страховая пенсия, Пенсионный фонд России, накопительная пенсия, предпенсионный возраст, предпенсионные льготы.

Россия в ст. 7 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [1] провозгласила себя социальным государством, где все люди являются свободными и равными в правах. Ценность человека в государстве неоспорима, ввиду этого государство обязано заботиться об улучшении социально-правового положения граждан не только путем признания их прав, но и путем гарантирования и обеспечения их реализации. Инструментарий социальной политики обширен, что позволяет использовать его для поддержания различных категорий граждан - пенсионеров, лиц с инвалидностью, членов многодетных семей, детей-сирот. Полноценное социальное и пенсионное обеспечение может применяться к тем гражданам, которые действительно лишены способности позаботиться о себе самостоятельно в силу наступления определенных обстоятельств. Например, пенсионеры относятся к такой категории граждан ввиду того, что достигли определенного возраста, который может сопровождаться определенными проблемами со здоровьем.

Сегодня социальная ситуация в стране довольно неоднозначна, и особое внимание в последние годы сосредоточено на пенсионном

обеспечении. Пенсии как вид социального обеспечения нашли свое практическое применение еще в конце XIX в. благодаря усилиям Отто фон Бисмарка, который фактически изобрел солидарную систему пенсионного обеспечения. Тогда граничный возраст для получения выплат составлял 70 лет, несмотря на то что средняя продолжительность жизни населения была 45 лет.

Следует отметить, что общество не всегда с пониманием относилось к гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и пенсионном обеспечении со стороны государства. В хрониках древних государств упоминаний о пенсионном обеспечении не приводится. Так, еще из истории Древней Спарты до нас дошли сведения о страшном отношении к младенцам с явно выраженными физическими недостатками. В конце Средних веков словом «инвалид» называли немощных людей, которые были жертвами войн и нуждались в помощи и опеке. Во времена эпохи Возрождения, которая возвышала здоровое и красивое тело, люди с увечьем подвергались преследованиям. В дальнейшем в истории человечества наблюдался прогресс - для инвалидов создавались приюты, они жили на подаяние. Но та-

кие подаяния не являлись пенсией, скорее, их можно расценивать как благотворительные взносы, не отличавшиеся системностью и стабильностью.

В России пенсионное страхование зародилось в XIX в., значительно позже, чем в других государствах мира. Право на пенсии возникало только у отдельных категорий граждан, как правило, относившихся к высшим слоям населения [2, с. 181]. Октябрьская революция 1917 г. приостановила развитие пенсионной системы в стране, а окончание революции стало причиной практически полной отмены выплаты пенсий гражданам советского государства. О необходимости обновления пенсионной системы власти заговорили только в 20-х гг. XX в. В основу формирования пенсионной системы были положены принципы, провозглашенные на конституционном уровне и касавшиеся обязательной государственной поддержки граждан при достижении ими определенного возраста. К 1927 г. система пенсионного обеспечения приобрела относительно стройные черты и формально входила в систему социального обеспечения и страхования. Уже тогда социальное обеспечение не ограничивалось только пенсионными и социальными выплатами, но включало и формы социального, санаторно-курортного и медицинского обслуживания советских граждан. Государство поддерживало пенсионеров и нетрудоспособных граждан, которые вследствие определенных заболеваний были не способны обеспечивать себя. Все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и пенсиями по возрасту, инвалидности и потере кормильца, выплачиваемыми за счет государства и колхозов, другими формами социального обеспечения [3, с. 21-23].

Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных изменений всей пенсионной

системы, прежде всего путем формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства -стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР». Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [4] (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который привнес значительные изменения в правовые основания функционирования пенсионной системы [5, с. 6-9].

Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

В структуре Пенсионного фонда 84 отделения в субъектах РФ, включая отделение в г. Байконуре (Казахстан), а также 2 460 клиентских служб в территориальных органах ПФР. В системе ПФР трудится более 100 000 специалистов [6].

ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:

- установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;

- выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;

- назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

- ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

- формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;

- адресная помощь пенсионерам и софи-нансирование социальных программ субъектов РФ;

- реализация Программы государственного софинансирования пенсии;

- реализация международных соглашений.

Пенсионная система представляет собой совокупность создаваемых институтов и норм в России, которые направлены на предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионных выплат. Свой современный вид пенсионная система России получила 1 января 2002 г. Она включает три базовых компонента - государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение.

Можно утверждать, что в 2013 г. начался новый этап развития пенсионной системы. Прежде всего, государство позаботилось о сохранении трехуровневой системы пенсионного обеспечения. Основные цели развития и усовершенствования системы пенсионного обеспечения сводятся к следующему:

- гарантии по обеспечению надлежащего уровня пенсионного обеспечения;

- использование коэффициента замещения трудовой пенсии по старости в 40 % от заработной платы;

- повышение размера трудовой пенсии по старости, которая бы составляла не менее двух-трех размеров прожиточного минимума;

- повышение эффективности накопительной системы пенсионного обеспечения.

В 2015 г. пенсионная система России подверглась определенным изменениям. До 31 декабря 2015 г. гражданам 1967 года рождения и моложе следовало выбрать для себя вариант пенсионного обеспечения - оставить только страховую часть пенсии и отказаться от накопительной либо сохранить обе части своей будущей пенсии [7, с. 14].

Страховая часть является базовой формой государственного пенсионного обеспечения. Пенсия гарантирована, но ее размер зависит от ситуации, которая будет в стране на начало выплат, прежде всего от соотношения числа работающих граждан и пенсионеров и от ситуации с госбюджетом.

Накопительная часть - это средства обязательных пенсионных накоплений, которыми в интересах будущего пенсионера управляют профессиональные участники рынка.

Сочетание накопительной и страховой части позволяет сформировать наиболее надежный вариант пенсионного обеспечения. Такая «комбинированная» пенсия состоит как минимум из двух элементов - бюджетного и рыночного, что помогает защитить потенциальные выплаты от различных по характеру рисков.

И страховая, и накопительная части пенсии формируются за счет страховых взносов, которые начисляет работодатель за своих работников. Взносы на страховую часть фиксируются на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде в виде пенсионных прав, гарантированных государством, регулярно индексируются государством. Но сами деньги идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Взносы на накопительную часть пенсии живут другой, более сложной финансовой жизнью. Это реальные средства, которые можно передать в управление компании, она будет вкладывать средства в инвестиционные проекты и тем самым увеличивать суммы с течением времени. Можно вместо управляющей компании выбрать негосударственный пенсионный фонд, который работает с несколькими управляющими компаниями, от-

слеживает состояние счета гражданина, снижает риски потерь.

Сегодня окончательно сложились виды пенсий, подлежащих выплате гражданам. В их число теперь входят страховая пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению, накопительная пенсия.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством. Согласно ст. 6 Федерального закона «О страховых пенсиях» [8], (далее Закон № 400-ФЗ), страховая пенсия назначается в трех случаях: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца (в соответствии со ст. 11 данный документ вступает в силу с 1 января 2019 г., за исключением подп. «б» и «в» п. 5, пп. 6 и 7 ст. 7, вступающих в силу с 1 января 2025 г.). Для назначения страховой пенсии требуется одновременное соблюдение ряда условий, которые предусмотрены ст. 8 Закона № 400-ФЗ:

1. Достижение общеустановленного возраста: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (возраст определяется с учетом переходных положений, предусмотренных прил. 6 к Закону № 400-ФЗ). Для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещающих на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещающих на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, возраст указан в прил. 5 к Закону № 400-ФЗ.

Уже в 2017 г. начался процесс повышения пенсионного возраста для государственных служащих по полгода в год до 65 лет (мужчины) и до 63 лет (женщины). С 1 января 2021 г. увеличится шаг повышения возраста выхода на пенсию - по году в год. Таким об-

разом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста для всех.

В случае если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно).

2. Страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2019 г. он составляет 10 лет и поэтапно, по одному году, увеличится к 2024 г. до 15 лет.

3. Тридцать индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Требование по наличию 30 баллов также вводится постепенно: в 2019 г. - 16,2 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 г.

Для назначения страховой пенсии по инвалидности должны быть соблюдены следующие условия:

- признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности, которое осуществляет федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, направляющее выписку из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, в трехдневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение;

- наличие хотя бы одного дня страхового стажа. Если полностью отсутствует страховой стаж, то назначается социальная пенсия по инвалидности.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца должны быть соблюдены следующие условия:

- наличие страхового стажа у умершего кормильца (хотя бы одного дня);

- наступление смерти кормильца либо признание его безвестно отсутствующим в судебном порядке;

- нахождение на иждивении умершего кормильца, за исключением лиц, совершив-

ших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

В соответствии с Федеральным законом № 350-Ф3 [9] в законодательство Российской Федерации вводится понятие «предпенсионный возраст». Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 г. для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за пять лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, т. е. начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. С 2019 г. правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам № 1, 2 и другим, позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и получение права на льготы в таких случаях возникают за пять лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 г. выработает необходимый педагогический стаж, с этого момента будет считаться пред-пенсионером.

У тех, чей пенсионный возраст с 2019 г. не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, т. е. за пять лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии, им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот. Исключением, на которое не распространяется правило пяти лет, являются налоговые льготы.

Таким образом, можно сделать вывод, что государству на современном этапе удалось выполнить лишь одну из поставленных задач: усиление государственного регулирования и непосредственного участия государства в гарантировании финансовой обеспеченности выплаты всех видов пенсий. Для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд [10, с. 224-228]. Пенсионная система не стоит на месте, а стремительно развивается. И только время покажет, в лучшую или в худшую сторону данные изменения для россиян.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12.12.1993] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Сапилов Е. В. Пенсионное обеспечение дореволюционной России // ЭКО. 2004. № 10. С. 181-185.

3. Тресков В. И. Пенсионное обеспечение граждан : основные вопросы. М. : Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. С. 21-24.

4. О государственных пенсиях в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 (в ред. от 05.11.2002) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.

5. Сербиновский Б. Ю., Гарькуша В. Н. Страховое дело : учеб. пособие для вузов. Изд. 6-е, доп. и пе-рераб. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 250 с.

6. Об исполнительной дирекции ПФР // Пенсионный фонд Российской Федерации : офиц. сайт. URL: http://www.pfrf.ru/about/isp (дата обращения: 25.04.2019).

7. Борцова Т. С. Эволюция нормативного регулирования пенсионной реформы в России // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. С. 14-17.

8. О страховых пенсиях : Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. I. Ст. 6965.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий : Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.10.2018).

10. Юзвович Л. И., Кузнецова Е. П. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2017. № 4-1. С. 224-228.

M. A. Gorozhankina

Legal Features of the Modern System of Mandatory Pension Insurance in Russia

Abstract. The state, through its authorized bodies, is now in the search for an optimal and complete system of mandatory pension insurance. Over the period of Russian Federation existence, the development of the pension system can be represented by three full-fledged stages, the last of which ended at the very beginning of 2015. However, the innovations that influenced the pension system in 2019 are not perceived by everyone positively. Nevertheless, the reform of the system is unavoidable since it is very sensitive to any changes in the national economy. The article reviews the main regulatory legal acts of the Russian Federation in the field of pensions for its citizens as well as the types of insurance pensions including old age, disability, and loss of the breadwinner pensions, defining the conditions for their provision. The compulsory pension insurance is financed by the employer obligatory insurance contributions, whereas the non-state pension provision is based on the formation of pension payments at the expense of voluntary pension contributions of citizens or employers. Non-state pension fund services are provided by non-state pension funds. At present a funded pension scheme attracts attention, first of all, because its future recipient has the opportunity to take a direct part in its formation, choosing a suitable institution in the field of pensions, while a successful investment portfolio allows to increase savings, and accordingly, rely on larger pension payments in the future. The current Russian legislation introduces a new legal concept of "pre-retirement age"; the article identifies the legal possibilities for the provision of pre-retirement benefits.

Key words: pension insurance; insurance pension; Pension Fund of the Russian Federation; funded pension; pre-retirement age; pre-retirement benefits.

Горожанкина Марина Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» СГУПСа. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.