УДК 336.717 Р. О. Гайдарова
Пенсионная реформа в России: плюсы и минусы
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; [email protected]
В связи с нарастанием дефицита бюджета Пенсионного фонда России проблема разработки долгосрочной стратегической концепции развития пенсионной системы на федеральном и региональном уровнях приобрела в последнее время особую актуальность. В ходе проведенного анализа выявлены и раскрыты ключевые приоритетные и стратегические направления модернизации российской пенсионной системы, определены новые положения пенсионной формулы, среднесрочные и долгосрочные цели, ключевые проблемы, обозначены плюсы и минусы проводимой пенсионной реформы.
Определена система долгосрочных целей, обоснованы приоритетные направления и задачи развития пенсионной системы на среднесрочную перспективу, определены пути совершенствования пенсионной системы в регионе. Сделан вывод о том, что одним из направлений стабилизации пенсионной системы является постепенный переход к многоуровневой пенсионной системе, которая будет включать в себя трудовые пенсии, связанные со страховыми взносами и выплачиваемые из средств государственных пенсионных фондов; пенсии, выплачиваемые за счет негосударственных (частных) пенсионных фондов; дополнительные пенсии, которые финансируются за счет добровольных взносов работодателей и работников.
Ключевые слова: стратегия долгосрочного развития пенсионной системы, пенсионное обеспечение, пенсионная формула, пенсионное страхование, пенсионные права, тарифная политика, страховая пенсия, трудовая пенсия.
В условиях мирового кризиса совершенствование пенсионной системы является одним из приоритетных вопросов социальной политики государства. В этой связи возникает необходимость в повышении общего уровня жизни и благосостояния граждан, что невозможно без формирования и реализации эффективной социально-экономической политики. Социальную политику можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, она выступает в качестве общеэкономической политики государства, формирует социально-экономическую среду, благоприятствующую самореализации всех членов общества в экономической сфере, гарантирующую достаточный уровень стабильности и перспективы развития человека [1, с. 100]. С другой стороны, социальная политика представлена в качестве особой системы мероприятий государства и других субъектов, направленных на решение ряда социальных задач [2, с. 257].
Процесс модернизации социальной сферы основан на широком применении инновационных технологий. Инновационная деятельность в данной сфере может осуществляться в следующих формах: создание новых организационных структур и институциональных форм в ходе осуществления инновационной деятельности; развитие информационных технологий в области сбора, анализа и обработки данных, доведение результатов до получателей социальных услуг; внедрение в практику социальных учреждений инновационных технологий, направленных на разработку новых, более качественных товаров и услуг для населения; внедрение качественно новых социальных услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей самых широких слоев населения; индивидуализация социальных услуг; развитие практики социального партнерства между работниками учреждений социальной сферы и населением [3, с. 98].
Анализ текущего состояния пенсионной системы и прогнозов ее развития, проведенный экспертами и аналитиками, привел к выводу о том, что действующая модель не может обеспечить адекватный уровень пенсионных выплат и финансовую устойчивость пенсионной системы.
Формирование новой системы обязательного пенсионного страхования в России предполагает концептуальное и законодательное решение целого ряда стратегических задач национального масштаба. Выбор национальной модели пенсионного обеспечения и ее эффективное функционирование всегда обусловлены фундаментальными составляющими жизнеобеспечения общества, где пенсия рассматривается как часть совокупных доходов населения, поэтому важно оценивать совокупные размеры средств на пенсионное обеспечение как долю в совокупных доходах населения, образовавшуюся в результате перераспределительных процессов [4]. В системе обязательного пенсионного страхования россиян участвуют следующие страховщики: Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды, согласовавшие страховые правила в Федеральной службе по финансовым рынкам России и ведущие учет пенсионных обязательств перед застрахованными лицами [5].
В связи с нарастанием дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации возникла необходимость в новых социальных ориентирах, механизмах и приоритетах государственной политики в сфере пенсионного страхования. В связи с этим разработана Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее - Стратегия), утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р [6], а одним из главных документов по новому пенсионному законодательству является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно Федеральному закону с 1 января 2015 г. в России введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - новая пенсионная формула. По новой пенсионной формуле на размер пенсии будут влиять: размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия; длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов; возраст обращения за назначением трудовой пенсии (пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией).
Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий, новая пенсионная формула позволят обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 г. был 3 610,31 руб.).
Страховая пенсия по старости будет назначаться гражданам при соблюдении трех условий. Первое - достижение возраста 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). Важно отметить, что пенсионный возраст повышаться не будет. Второе - наличие стажа не менее 15 лет. Повышение требований к стажу будет происходить постепенно: в 2015 г. он составит 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году увеличится до 15 лет. Третье - необходимо сформировать пенсионные права в объеме 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Требование по наличию 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов также будет вводиться постепенно: в 2015 г. - 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины.
Для назначения страховой пенсии по новой формуле предлагается заработок, который гражданин получает в течение всей своей трудовой жизни, переводить в индивидуальные пенсионные коэффициенты. Например, если у гражданина предельная взносооб-лагаемая заработная плата, то он получит 10 баллов. Половина максимально облагаемой суммы - это 5 баллов и т. д. Одновременно отметим, что учет пенсионных прав в коэффициентах, а не в «живых» рублях, как было ранее, позволяет защищать пенсионные права граждан эффективнее, т. к. очевидно, что один рубль в 2014 г. по своей покупательной способности будет заметно отличаться от одного рубля, к примеру, в 2037 году.
Индивидуальные пенсионные коэффициенты суммируются. Например, гражданин проработал 30 лет, получая максимальный взносооблагаемый заработок, за год он получает 10 баллов, а за 35 лет работы сумма его индивидуальных пенсионных коэффициентов равна 350 баллам. Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина в год выхода на пенсию умножается на стоимость пенсионного коэффициента, таким образом определяется размер страховой пенсии.
Стоимость пенсионного коэффициента выражена в деньгах и будет ежегодно расти. Ежегодное увеличение назначенных страховых пенсий будет осуществляться исходя из роста стоимости пенсионного коэффициента (по сути, аналогично действующему сегодня порядку индексации пенсий и в те же сроки). Законом предусмотрено ежегодно индексировать фиксированную выплату к страховой пенсии. Таким образом, страховые пенсии будут гарантированно увеличиваться государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 г. вступят в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться.
Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены, будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете по новым правилам размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 г., то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере. Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними. Законом предусмотрен ежегодный перерасчет пенсий для работающих пенсионеров (в пределах заработной платы до 18 тыс. руб.). Тем самым обеспечиваются права значительной части пенсионеров, которые получают невысокую заработную плату. Для них перерасчет будет стопроцентным, для остальных же перерасчет ограничится тремя баллами.
Положениями статьи 12 Закона наравне с периодами работы и (или) иной деятельности предусмотрено, что в страховой стаж засчитываются такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые нестраховые периоды присваиваются особые годовые коэффициенты (1,8 за каждый год соответствующего периода, за уход за вторым ребенком - 3,6, а за третьим и четвертым - 5,4).
Если ранее действующим законодательством было предусмотрено возмещение средств за «нестраховые периоды» исходя из одного минимального размера оплаты труда, а это 1,2 балла, то в новом Законе соответствующие суммы возмещения увеличены, в том числе кратно. Поэтому если у мамы «нестраховые периоды» ухода за четырьмя детьми совокупно составляют 6 лет, то за эти периоды она получит 24,3 балла.
По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксирован-
ная выплата вырастет на 36 %, а страховая пенсия - на 45 %; если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая пенсия - в 2,32 раза. В выигрыше окажутся и те, у кого большой официальный стаж работы и приличная «белая» зарплата. А для этого работать нужно будет начинать с 18-20 лет, а высшее образование получать заочно.
Законом предусмотрена новая льгота для аграриев, проработавших в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживающих в сельской местности, с 2016 года они также будут получать прибавку к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты (примерно больше, чем на 1 тыс. руб.). Закон сохранил все льготы в части досрочных пенсий, в том числе для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с новой пенсионной формулой размер страховой пенсии по старости, назначаемой ранее общеустановленного возраста, будет выше, чем по действующей, в связи с отменой ежегодно растущего в настоящее время показателя ожидаемого периода выплаты пенсии. Эти меры позволят снизить объем трансфертов федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ с 2,38 % ВВП в 2015 г. до 1,06 % ВВП в 2030 г. При этом величина основного показателя пенсионной системы - соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера - увеличится с 1,82 ПМП в 2014 г. до 2,66 ПМП в 2030 г.
В России в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 28.12.2013) с 01.01.2014 по 31.12.2015 предоставлена возможность направить 6 % индивидуальной части тарифа страхового взноса на формирование накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ или негосударственный пенсионный фонд или отказаться от дальнейшего формирования накопительной части трудовой пенсии, направив все страховые взносы на формирование страховой части трудовой пенсии. Кроме того, с 1 января 2009 г. в России начала действовать программа государственного софинансирования пенсии, направленная на увеличение добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации [7]. В рамках этой программы государством удваиваются средства застрахованных лиц, перечисленные на накопительную часть пенсии в сумме 2 000 и более рублей в год, в пределах 12 000 руб. в год. При этом работодатель может выступить как дополнительная сторона софинансирова-ния и перечислять на накопительную часть трудовой пенсии своего работника добровольный взнос, размер которого не ограничен.
Исследование позволяет констатировать, что при всех своих преимуществах накопительная пенсионная система имеет особенности, которые приводят к негативным социальным и экономическим последствиям. Прежде всего это касается прямой зависимости накопительной составляющей смешанной модели от макроэкономических параметров развития страны, когда проявления нестабильности экономики, выражающиеся в высоких темпах инфляции, падении темпов роста ВВП, снижении занятости и оплаты труда, дестабилизации инвестиционных факторов роста, декларации государственных гарантий, порождают значительные экономические и социальные риски для ее функционирования. Прирост ВВП в среднем с 2002 по 2013 год составляет 23 %, также по данному показателю наблюдается сильная корреляция, которая составляет 99,2 % [8].
Мировой опыт показывает, что финансовые интересы лиц пенсионного возраста наилучшим образом обеспечиваются, если в комплексе пенсионного страхования наряду с распределительной развивается и накопительная система, в которой пенсионные взносы используются для инвестирования в финансовые активы. Общая сумма таких активов будет увеличиваться благодаря приросту, полученному на фондовом рынке [9].
Накопительные системы во многих развитых странах дополняют распределитель-
ные и являются добровольными. Национальной особенностью пенсионной модели является обязательный характер накопительной системы, что свидетельствует об экономической незрелости, при этом применяется распределительный метод финансирования, на лицевых счетах отражается лишь сумма накоплений. Иначе говоря, для переходного периода характерно параллельное действие обеих систем [10].
По нашему мнению, новая пенсионная формула не в полной мере обеспечивает в будущем ожидаемые результаты. Стратегии в части обеспечения достойного уровня пенсий гражданам, основанного на принципе социальной справедливости, и не приводит к предполагаемому достижению коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 % утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате и снижает зависимость пенсии от стажа и заработка. Хотя возраст выхода на пенсию сохранили по-прежнему - 60 лет мужчинам и 55 лет женщинам, но ввели очень гибкое положение пенсионной формулы: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста. Это будет способствовать более позднему выходу на пенсию (через 5 лет и более) ради получения более достойной пенсии и возникновению стимулов к трудовой деятельности основной массы граждан. Но в связи с тем, что в нашей стране не так уж высок уровень жизни по сравнению с зарубежными странами и наблюдается низкая продолжительность жизни, не все смогут дотянуть до достойной пенсии в таком возрасте. А по действующему пенсионному законодательству пенсионеры получают пенсию с индексацией и продолжают работать без всяких ограничений. С января 2015 г. баллы не будут начисляться тем, кто продолжает работать и получает пенсию. До конца 2015 года гражданам дано право определиться, куда лучше перевести накопительную часть пенсии: в негосударственный пенсионный фонд, в управляющую компанию для инвестирования этих средств с перспективой передачи по-наследству или же по умолчанию оставить во «Внешэкономбанке». Если же не переводить их в негосударственные фонды, они пойдут на страховую часть пенсии. По нашему мнению, если направить все деньги на страховую часть, то выше будет гарантированная государством пенсия. Это лучше для людей с невысокой заработной платой и тех, которым до пенсии осталось совсем немного времени, так как они не получат приличной доходности и соответствующей накопительной пенсии, но у них сократятся права по страховой части, что видно из новой пенсионной формулы. Если же заработная плата достаточно высокая и имеется возможность дальнейшего карьерного роста, можно порекомендовать выбрать накопительную пенсию, как страховку на случай, если в бюджете государства денег не будет и страховая часть будет индексироваться плохо. Но выбор остается за гражданами [11].
Корпоративные пенсионные системы в России начали формироваться крупнейшими нефтегазовыми, металлургическими и транспортными компаниями. В рамках корпоративных пенсионных программ компании переводят пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, что составляет около 80 % всех пенсионных взносов в НПФ [12].
По данным обзора программ негосударственного пенсионного обеспечения, выполненного Эрнст энд Янг в 2011 году [13], подавляющее большинство корпоративных пенсионных планов являлись планами с установленными взносами. В двух третях компаний, имеющих корпоративные пенсионные программы, пенсионные накопления формируются не только за счет взносов работодателя, но и за счет взносов работников данных компаний. Объём пенсионных резервов (средств корпоративных пенсионных программ) за 2012 год увеличился лишь на 8 %, а за 9 месяцев 2013 года - на 6 %. Это свидетельствует о том, что развитие корпоративных пенсионных программ нуждается в стимулировании.
На основании вышеизложенного предлагаем следующий ряд дополнительных мер совершенствования проводимой пенсионной реформы: во-первых, необходимо более взвешенно подойти к вопросу о радикальном изменении существующих механизмов для определения размера страховой части в пенсионной формуле. Целесообразнее было внести поправки в статью 30 ФЗ № 173 в части пересмотра показателя, ограничивающего его применение при определении отношения средней заработной платы застрахованного лица к средней заработной плате по РФ, поскольку вопросы пенсионного обеспечения непосредственно влияют на определение социального положения граждан и имеют фундаментальное значение для экономики в целом.
Во-вторых, обязательная накопительная составляющая представляет собой важный сложившийся институт, который не должен быть ликвидирован или существенно уменьшен из-за текущего дефицита Пенсионного фонда. Полагаем, что для уменьшения дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ целесообразно предусмотреть ряд мер, направленных на оздоровление экономики и предупреждение неэффективного или нецелевого использования средств, в частности предоставление субсидий и субвенций. Реализация многих положений, направленных на совершенствование пенсионной системы, находится в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической ситуацией в стране и в регионах. На современном этапе принципиальное значение имеет переориентация органов исполнительной власти и Пенсионного фонда РФ на обоснование и реализацию стратегических направлений развития пенсионной системы как на ключевой элемент социальных преобразований в стране [14, с. 125].
В-третьих, представляется необходимым еще раз пересмотреть существующий механизм индексации пенсий. На наш взгляд, он должен применяться дифференцированно с учетом интересов различных социальных групп пенсионеров.
В-четвертых, предлагаем ввести для работодателя нормы, по которым взносы за сотрудника будут составлять не менее двух МРОТов ежемесячно, а для этого низгий уровень заработной платы должен составлять 10410 руб.
Таким образом, главными условиями реализации предлагаемых в данном исследовании мер являются: стабилизация положения в формальном секторе труда, повышение производительности труда, легализация и повышение заработной платы, пресечение теневой занятости, нелегальной миграции, что приводит к снижению заработной платы.
Литература
1. Ризаханова Ш.З. Теоретические основы оценки эффективности реализации социально-экономической политики государства на уровне региона // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - Вып. 5. - С. 99-102.
2. Магомедова М.М., Дохолян А.С. О перспективах развития частно-государственного партнерства в социальной сфере // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - № 1.
3. Джаватов Д.К., Маллаева М.И. Финансовые аспекты модернизации социальной сферы // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2012. - Вып. 5. -C. 97-101.
4. Сембиева Л.М., Мадиярова Д.М. Доходы населения как инвестиционный ресурс в РК (на материалах пенсионных фондов) // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9 (ч. 2). - С. 403-407.
5. Бахарева О.В. Инновации в пенсионной системе: гарантия равных прав пенсионного страхования // Управление экономическими системами. - 2010. - № 4.
6. Собрание законодательства РФ, 31.12.2012. № 53 (ч. 2), ст. 8029.
7. Вовченко Н.Г., Ефременко И.Н. Направления развития системы пенсионного обеспечения в условиях структурной перестройки финансовой системы России // Финансовые исследования. - 2009. - № 24. - C. 36-42.
8. Полякова А.Г., Гришина Е.Е., Коокуева В.В. Оценка практики функционирования корпоративных пенсионных систем в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-7. - С. 1473-1478.
9. Чеченов А.А., Калов З.А., Куршаева Ф.М., Атмурзаев А.И. Об инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных систем // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 11 - С. 31-35.
10. Калов З.А., Куршаева Ф.М., Хациева Л.У. Финансовая система пенсионного страхования // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 10 - С. 25-29.
11. Gaidarova R.O. Pension reform in Russia 2015: the problems and prospects // British Journal of Science, Education and Culture. - № 1 (5). - January-June 2014. - C. 536-541.
12. Колобаев О.М. Корпоративные пенсионные программы и стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации // Пенсионное обозрение. - 2013. - № 2 (14).
13. Пенсионные и актуарные консультации. Материалы отчёта о проведении обзора программ негосударственного пенсионного обеспечения / Эрнст энд Янг (СНГ). -М., 2011.
14. Гайдарова Р.О. Стратегия развития пенсионного обеспечения в регионе (на материалах Республики Дагестан) // Экономические стратегии. - 2013. - № 3 - С. 116-125.
Поступила в редакцию 16 июля 2014 г.
UDC 336.717
Pension reform in Russia: the pros and cons R.O. Gaidarova
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; graiga-nat@gmail. com
In connection with increase of a budget deficit of the Pension fund of Russia the problem of development of the long-term strategic concept of progress of pension system at federal and regional levels has become really urgent. During the analysis, the key priority and strategic directions of modernization of the Russian pension system have been revealed, directions and problems of progress of pension system of Russia, new positions of the pension formula have been defined as well as pros and cons of the forthcoming pension reform.
The system of long-term objectives ha been defined, priority directions and problems of progress of pension system on intermediate term prospect have been proved; ways of perfection of pension system in the region have been defined. One of the directions of the pension system stabilization is gradual transition to multi-tiered pension system, which will include employment-related pension insurance contributions paid from public funds and pension funds; pensions at the expense of non-State (private) pension funds; supplementary pensions, which are funded from voluntary contributions from employers and employees.
Keywords: long-term development strategy of the pension system, pensions, pension formula, pension insurance , pension rights, tariff policy, insurance pension, retirement pension.
Received 16 July, 2014