2014
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 12
Вып. 4
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 316.354:351/354 А. Ф. Борисов
НОВАЯ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА КАК ИННОВАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
В статье рассматриваются основные инновации в пенсионной системе России начиная с 2000-х годов и по настоящее время. Особое внимание уделяется анализу путей повышения уровня пенсионного обеспечения российских граждан и увеличения доходности пенсионных фондов. Раскрываются основные способы решения этих задач, анализируется российский и международной опыт налоговой политики в сфере пенсионного страхования. Подводятся итоги дискуссии по проблеме пенсионного возраста, льготных и досрочных пенсий, увеличения доходности накопительной части пенсии, проблеме формирования негосударственной и корпоративной пенсии гражданина. В статье содержится анализ нового пенсионного законодательства, определяющего порядок формирования пенсионных прав граждан. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: инновация, пенсия, трудовая пенсия, страховая пенсия, накопительная пенсия, страховой стаж, страховые взносы, индивидуальный пенсионный коэффициент, фиксированная выплата, Пенсионный фонд, льготная пенсия, негосударственная пенсия, корпоративная пенсия, пенсия по выслуге лет, валоризация, коэффициент замещения.
THE NEW PENSION REFORM AS AN INNOVATION IN SOCIAL MANAGEMENT
A. F. Borisov
St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
The article discusses the main innovations in the pension system in Russia since the beginning of the 2000s . until the present. Particular attention is paid to the analysis of ways to improve the pensions of Russian citizens , as well as increasing the profitability of pension funds. The article suggests the main ways to solve these problems: analyze the Russian and international experience in tax policy in the field of pension insurance. The article summarizes the results of the discussion on the issue of retirement age and preferential pensions, increasing profitability of the accumulative pension, problems of formation of non-governmental and corporate pension of citizen. The article analyzes the new pension legislation, forming a new pension system in the country and a new procedure for the formation of pension rights. Refs 6.
Keywords: innovation, pension, the labor pension, pension insurance, the funded pension, the insurance period, the insurance premiums, the individual coefficient of pension, the Pension Fund, the privileged pensions, the early pensions, the non-governmental pensions, the corporate pensions, valorization, the replacement coefficient.
В большинстве стран современного мира пенсионная система вызывает бурные общественные дискуссии. О надежности, справедливости, стабильности и предсказуемости этой системы спорят ученые, политики, общественные деятели, банкиры,
активисты профсоюзов, работодатели и простые граждане. Не составляет исключения и наша страна.
В последнее время дискуссия о путях реформирования существующей в России пенсионной системы выплеснулась на страницы газет и журналов, стала предметом острых споров на радио и телевидении. Россиян беспокоит низкий размер существующих ныне трудовых пенсий, растущая нехватка средств в Пенсионном фонде, предложения правительства об изменении пенсионного законодательства и другие вопросы, связанные с реформой пенсионной системы.
В основу реформы пенсионной системы, задуманной в начале 2000-х годов, была положена идея перехода от солидарной системы страхования пенсий к накопительной. Солидарная система предполагает, что пенсии выплачиваются за счет взносов работающих. Впервые она возникла в Германии в 1889 г., когда канцлер Бисмарк предложил ввести государственную пенсию с 70 лет. Пенсия предназначалась только наемным рабочим и не распространялась на сельских жителей, составлявших тогда в Германии большинство населения. Считалось, что крестьяне кормятся от земли и живут в семьях, в которых трудоспособные дети поддерживают родителей.
При такой системе соотношение численности пенсионеров и работников должно быть таким, чтобы за счет сравнительно небольших страховых взносов, вычитаемых из заработной платы, платить приемлемые по размеру пенсии. Во времена Бисмарка это правило легко выполнялось. Однако с ростом средней продолжительности жизни количество пенсионеров стало расти быстрее количества работающих граждан. Собираемых взносов перестало хватать для выплаты пенсий.
Добиться баланса между поступлениями страховых взносов и выплатами текущих пенсий можно было за счет замены солидарной системы на распределительно-накопительную, что и попытались осуществить в России в 2002 г. Часть страховых платежей предполагалось направить на выплаты текущих пенсий, а другую часть — на индивидуальные накопительные счета.
По замыслу идеологов пенсионной реформы это могло улучшить пенсионное обеспечение, а заодно и увеличить бюджет Пенсионного фонда. Но этого не случилось. Дефицит бюджета Пенсионного фонда продолжал расти и в 2010 г. уже составлял 1,3 трлн руб. Стало ясно, что пенсионные накопления не покрывают текущие расходы на выплату пенсий в размере 5 трлн руб. ежегодно. И тогда правительство начало вторую пенсионную реформу, чтобы увеличить доходность Пенсионного фонда. Согласно Закона Ф3-379 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» вместо единого социального налога были введены повышенные страховые взносы с работодателей во все три внебюджетных фонда: 26% — в Пенсионный фонд; 2,9% — в Фонд социального страхования; 5,1% — в Фонд обязательного медицинского страхования [1]. Таким образом предполагалось увеличить доходность внебюджетных фондов ежегодно на 200 млрд руб. за счет увеличение нагрузки на бизнес.
Эксперты прогнозируют, что больше всего от этих нововведений пострадает малый и средний бизнес. Ужесточение налогового законодательства приведет к тому, что предприниматель начнет поиск альтернативных вариантов — будет пытаться увеличить стоимость товаров и услуг, что скажется на кармане потребителя, будет стремиться уменьшить заработную плату работникам своего предприятия или при-
быль своего предприятия. Учитывая, что прибыль в малом и среднем бизнесе относительно невелика, этот шаг приведет к четвертому варианту — переводу заработной платы «в тень».
В связи с этим мы рискуем получить не рост доходов внебюджетных фондов, а их понижение. Об этом свидетельствует международная практика, которая показывает, что повышение налогов всегда приводит к понижению налоговых сборов. Необходимо искать другие пути повышения бюджета Пенсионного фонда. Многие, например, считают неизбежным увеличение пенсионного возраста. К этой мере, по мнению многих политиков и ученых, побуждает демографическая ситуация, которая продолжает ухудшаться: в 2010 г. на 100 пенсионеров в России приходилось 128 работающих граждан, в 2012 г. их стало 112, а к 2030 г. их количество станет равным.
В России тема повышения пенсионного возраста является одной из самых острых. По данным опросов социологических исследований, 98,6% россиян выступают против повышения пенсионного возраста. Среди ученых и политиков мнения по этому вопросу разделились. Так, например, один из ведущих отечественных экономистов, научный руководитель Высшей школы экономики Е. Ясин считает, что пенсионный возраст нужно повышать, а от нынешней распределительно-накопительной пенсионной системы отказаться в пользу накопительной, чтобы лица старшего возраста могли сами влиять на размеры своих доходов.
Министерство труда и социальной защиты России вообще предлагает заменить пенсионный возраст на трудовой стаж, чтобы позволить гражданам самостоятельно выбирать возраст для выхода на пенсию. Прямое нормативное увеличение пенсионного возраста — устаревшая методика. Есть другой прекрасный регулятор — трудовой стаж. В 2002 г. от стажа мы фактически отказались, однако в рамках Стратегии развития пенсионной системы до 2030 г. планируется вернуть его значение. Величина трудового стажа, необходимая для получения трудовой пенсии, должна определяться исходя из реальных возможностей человека по его выработке. При этом важно законодательно определить, какие периоды жизни человека будут включаться в трудовой стаж [2].
Для покрытия дефицита Пенсионного фонда предполагается задействовать и собственные средства граждан. С этой целью в 2008 г. была принята государственная программа софинансирования [3]. В соответствии с этой программой гражданин может подать заявление в любой территориальный орган Пенсионного фонда самостоятельно или через своего работодателя о перечислении денег в счет накопительной части будущей трудовой пенсии (действовала эта программа с 1 октября 2008 г. по 1 октября 2013 г.). Сумма перечислений должна составлять не менее 2 тыс. руб., но не более 12 тыс. руб. В этом случае государство удваивает ваш взнос. И за это время можно накопить максимум 120 тыс. руб. и получить столько же от государства.
Существенно сэкономить средства на выплату пенсий можно было бы за счет корректировки порядка назначения и выплаты льготных пенсий. Их сегодня получают граждане, вынужденные трудиться на вредных и опасных производствах, а также те, кто работал в районах крайнего Севера и на приравненных к ним территориях.
Каждый год среди 2,5 млн новых пенсионеров треть составляют те, кто уходит на пенсию раньше установленного законом срока. За каждый год, с учетом роста пенсий, они получают порядка 5 млрд руб.
В России в ближайшее время, в соответствии со Стратегией развития пенсионной системы до 2030 г., произойдет изменение государственной политики в отношении граждан, по тем или иным причинам выходящих на пенсию раньше установленного срока. Наибольший процент таких пенсионеров «поставляют» вредные производства. С давних пор существуют списки профессий, дающих право на льготы по выходу на пенсию. В список 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производствах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда. В список 2 — с вредными и тяжелыми условиями труда. Число граждан, получающих досрочные пенсии, сегодня превышает 3,2 млн человек.
Для того чтобы обеспечить дополнительный источник финансирования досрочных пенсий, с 2013 г. вводится дополнительный тариф для работодателей, имеющих рабочие места на вредных производствах. По списку 1 он составит 4%, а по списку 2 — дополнительно 2% [4].
Сохраняя пенсию за «вредность», государство одновременно готовится принять законопроект о постепенном преобразовании института досрочных пенсий в корпоративные пенсионные системы. Этот проект предусматривает механизмы стимулирования работодателей к улучшению условий труда. Если они не хотят думать о здоровье своих работников, им придется платить работникам дополнительную корпоративную пенсию.
Для покрытия дефицита бюджета пенсионного фонда правительством были предприняты новые законодательные инициативы в отношении накопительной части трудовой пенсии. Сегодня пенсионные взносы, которые работодатели платят за каждого своего работника моложе 1967 года рождения, составляют 22% фонда оплаты труда: 16% из них идут на страховую часть будущей пенсии и фактически остаются в распоряжении Пенсионного фонда, который из этих денег платит пенсии нынешним пенсионерам, а оставшиеся 6% направляются в накопительную часть. Одни граждане распорядились перечислить 6% в какое-нибудь инвестиционное заведение, например, в негосударственный пенсионный фонд. Другие оставили решение вопроса о своих 6% на усмотрение Пенсионного фонда, который направляет их во Внешэкономбанк. Накопительная часть прирастает по законам финансового рынка со всеми его рисками, взлетами и падениями. Страховая часть ежегодно индексируется государством на величину инфляции.
В октябре 2012 г. в пенсионное законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми в срок до 31 декабря 2013 г. будущие пенсионеры могут изменить соотношение своей страховой и накопительной части — увеличить первую за счет уменьшения второй, или оставить все как есть. А есть еще и третья предполагаемая ситуация. Правительство предложило Госдуме рассмотреть возможность продления срока, в течение которого будущие пенсионеры должны определиться с направлениями пенсионных взносов до 31 декабря 2015 г. А пока, как значится в законопроекте, все пенсионные взносы в 2014 г. отправлять в страховую часть, то есть в бюджет Пенсионного фонда, откуда они прямиком отправляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Подсчитано, что всего по стране 6 «накопительных процентов» составляют примерно 250 млрд руб. Этими средствами планируются частично закрыть дефицит бюджета Пенсионного фонда.
Одновременно правительство поручило Центробанку России проанализировать финансовую состоятельность всех негосударственных пенсионных фондов
(НПФ) и оставить на рынке только те, которые действительно имеют устойчивую финансовую базу. Всего предстоит проанализировать 116 НПФ, имеющих лицензию на деятельность в области обязательного пенсионного страхования. Затем, по мысли правительства, НПФ должны пройти перерегистрацию и превратиться в акционерные общества. На эту работу Министерство финансов просит для Центробанка у Госдумы 2 года — 2014 и 2015 гг.
По поводу новых пенсионных предложений громче всех выражают свое недовольство НПФ, которые в течение 2014 г. недополучат 250 млрд руб., и по этой причине планы правительства объясняют желанием обрушить рынок пенсионных инвестиций.
Против сокращения накопительной части резко возражает Министерство финансов. Действительно, отказ от обязательных пенсионных накоплений нанесет серьезный удар по всей экономической системе. Возникнут проблемы с макроэкономической устойчивостью в результате ликвидации внутреннего источника «длинных денег», а также с бюджетной устойчивостью, так как накопления поддерживают рынок госдолга, и с инвестиционной привлекательностью.
Наряду с низкой доходностью Пенсионного фонда второй крупной проблемой существующей ныне в России пенсионной системы является проблема обеспечения более высокого уровня пенсий.
Какие сегодня существуют варианты повышения размера пенсии? Вариант первый — обеспечить максимальную доходность накопительной части своей пенсии. Трудовая пенсия граждан, родившихся после 1967 г., состоит из трех частей [5]. Первая, базовая, часть гарантирована государством всем, кто имеет стаж не менее 5 лет. Вторая часть, страховая, формируется посредством отчисления 16% фонда оплаты труда. Еще 6% размера вашей зарплаты — третья, накопительная часть. Это тот ресурс, распоряжаться которым вы можете самостоятельно. Граждане по собственному усмотрению могут инвестировать накопительную часть трудовой пенсии, переведя ее в государственные и негосударственные пенсионные фонды, задача которых как раз и состоит в том, чтобы, умело используя современные инвестиционные инструменты, обеспечить максимальную доходность накопительной части трудовой пенсии. Выбирая фонд, необходимо ориентироваться на то, как давно он работает на рынке, кто выступает его учредителем. Практика показывает, что неизменно стабильными являются те фонды, в число учредителей которых входят крупные организации или предприятия. Также необходимо обратить внимание на доходность выбранного вами фонда: средней считается доходность, превышающая инфляцию.
На сегодняшний день возникла проблема с выплатой накопительной части трудовой пенсии. По объективным возрастным показателям появилась категория граждан, которым пришла пора получать накопительную часть трудовой пенсии уже в этом году. Речь идет о гражданах, родившихся до 1967 г., которым с января 2002 г. перечислялись работодателями страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в размене 2% годового фонда отплаты труда. Сейчас получатели этих перечислений стали претендовать на накопительные выплаты. Но получить накопительную часть пенсии эти граждане не могут, поскольку до сих пор нет федерального закона, устанавливающего порядок этих выплат. Поэтому управляющие компании отказывают этим гражданам в выплатах и советуют обращаться в суд.
Чтобы избежать такого неблагоприятного сценария, чиновники предлагают различные варианты решения проблемы: во-первых, сделать накопительную часть пенсии делом добровольным, чтобы снять с государства всю ответственность; во-вторых, передать деньги из накопительной части в собственность граждан, которую можно будет потратить досрочно, но только на определенные цели — лечение, обучение, ипотеку или передать по наследству; в-третьих, оставить малообеспеченных работников в солидарно-распределительной системе.
Важным шагом в деле повышения финансового благополучия российских пенсионеров явилось принятие Государственной Думой 28 декабря 2013 г. новых Федеральных законов № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», формирующих новую пенсионную систему страны, которая начнет действовать с 1 января 2015 г. [6].
Согласно этим законам, трудовая пенсия по старости сегодня будет состоять из двух страховых пенсий и одной накопительной.
Накопительную пенсию можно рассчитать очень просто: все накопления необходимо поделить на количество месяцев так называемого ожидаемого периода выплаты, которая определяется федеральным законом на основе статистики.
Иное дело — со страховой. В составе страховой пенсии будет установлена фиксированная выплата. Она есть и сегодня, и называется фиксированным базовым размером, который в 2013 г. составил 3610 руб., а в 2015 г. будет равен 3935 руб. А вот другая часть страховой пенсии будет рассчитываться по-новому на основе годовых пенсионных коэффициентов (баллов). Максимальное количество пенсионных коэффициентов, которые можно заработать за год работы, — 10. Стоимость коэффициента (балла) устанавливается государством и ежегодно увеличивается на уровень не ниже инфляции. В первый год вступления в силу новой пенсионной формулы (2015 г.) стоимость пенсионного балла составит 64,1 рубля. Их значение напрямую зависит от суммы уплаченных за конкретный год взносов в страховую пенсию. В конечном счете чем выше зарплата за конкретный год, тем выше и значение пенсионного коэффициента (ПК) за этот год.
Также величина ПК будет зависеть от размера максимальной зарплаты, облагаемой пенсионными взносами. Этот показатель будет устанавливаться правительством ежегодно. Например, в 2013 г. максимальная зарплата, облагаемая пенсионными взносами, определена на уровне 2,3 от средней годовой зарплаты по стране, которая, согласно статистике, составила в 2013 г. 29 907 руб. Умножаем эту сумму на 2,3 и получаем ежемесячный максимум заработной платы, значение которого будет применяться при расчете ПК за 2013 г. — 68 786 руб. в месяц.
Отдельные коэффициенты вводятся также для всех социально значимых периодов: срочная служба в армии, уход за ребенком и т. д. Например, за каждый год срочной службы начисляется 1,8 ПК. Периоды ухода за ребенком (до 1,5 года на каждого ребенка) также будет засчитывается в стаж и соответственно получат коэффициенты. За каждый год отпуска по уходу за первым ребенком — 1,8 ПК, за вторым — 3,6 ПК, за третьим и всеми последующими — 5,4 ПК.
Важным нововведением является так называемая отложенная пенсия. Пенсионный возраст повышаться не будет. Но вводятся материальные стимулы для более позднего выхода на пенсию. Если гражданин придет оформлять пенсию не в 60, а в 65 лет, то фиксированная часть страховой пенсии будет увеличена на 36%, а стра-
ховая на 45%, если — в 70 лет, то соответственно первая часть страховой пенсии увеличивается в 2,11 раза, а вторая — в 2,32 раза. Этот коэффициент именуется коэффициентом отложенной пенсии.
При расчете страховой пенсии суммируются все коэффициенты, и годовые, и социально значимые. Потом полученная сумма умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
В новом пенсионном законодательстве изменяются требования к трудовому стажу. Сейчас минимальный трудовой стаж для получения права на пенсию — 5 лет. Новое законодательство предполагает, что этот минимум будет постепенно повышаться (в 2015 г. — до 6 лет, в 2016 — до 7 лет и т. д.). Таким образом, в 2025 г. минимальный общий трудовой стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет. Устанавливается еще одно обязательное условие для выхода на пенсию: необходимо накопить 30 ПК. Эта мера призвана легализовать рынок труда и обратить внимание граждан на важность «белой» заработной платы.
Таковы основные нововведения, которые содержатся в новых законах о пенсионном обеспечении граждан РФ. По замыслу разработчиков этих документов данные нововведения должны привести к росту пенсий по сравнению с нынешним уровнем. Время покажет, насколько они были правы.
Литература
1. Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» // Российская газета. 2011. 9 дек., № 278.
2. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/law/ Hotdocs/23062.html (дата обращения: 25.05.2014).
3. Федеральный закон от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // Российская газета. 2008. 6 мая, № 4652.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Российская газета. 2013. 30 дек., №6271.
5. Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // Российская газета. 2009. 28 июля, № 137.
6. Новое пенсионное законодательство: Федеральный закон «О страховых пенсиях»; Федеральный закон «О накопительной пенсии». М.: Проспект, 2014. 64 с.
Статья поступила в редакцию 24 июня 2014 г.
Контактная информация
Борисов Александр Федосеевич — доктор социологических наук, профессор; borisov-af@mail. ru Borisov Alexander F. — Doctor of Sociology, Professor; borisov-af@mail. ru