Научная статья на тему 'Изменения в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации'

Изменения в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4618
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMATION / ИЗМЕНЕНИЕ / СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ / INSURANCE PENSION / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ / FUNDED PENSION / ПЕНСИОННЫЕ БАЛЛЫ (КОЭФФИЦИЕНТЫ) / INDIVIDUAL PENSION COEFFICIENT POINTS (COEFFICIENTS) / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьева В.И.

В статье рассматриваются изменения пенсионной системы Российской Федерации согласно новым Федеральным законам, вступившим в силу в 2015 году. Основным направлением реформирования пенсионного обеспечения является поддержка внедрения страхового и накопительного принципов в структуру формирования будущих пенсий. В пенсионную формулу также было включено новое условие для назначения размера пенсионного обеспечения пенсионные баллы (коэффициенты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in pension system of the Russian Federation

This paper examines changes of pension system of the Russian Federation according to the new Federal laws, which came into force in 2015. The main direction of pension reform is the introduction of the insurance and funded principles into the structure of formation of future pensions. Besides the pension formula includes a new condition for purpose of the size of pension insurance the pension points (individual pension coefficients).

Текст научной работы на тему «Изменения в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации»

№ 2. - 2016

УДК 336.57

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ6

В.И. Игнатьева, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия), e-mail: leruska_ignateva@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются изменения пенсионной системы Российской Федерации согласно новым Федеральным законам, вступившим в силу в 2015 году. Основным направлением реформирования пенсионного обеспечения является поддержка внедрения страхового и накопительного принципов в структуру формирования будущих пенсий. В пенсионную формулу также было включено новое условие для назначения размера пенсионного обеспечения - пенсионные баллы (коэффициенты).

Ключевые слова: реформирование, изменение, страховая пенсия, накопительная пенсия, пенсионные баллы (коэффициенты).

С 1 января 2015 года на территории Российской Федерации вступили в силу несколько изменений в пенсионном законодательстве: обновлены Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (начало действия редакции - 29.12.2015) [5], Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [3]; Федеральный закон № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (начало действия редакции - 28.12.2013 г.) [6] дополнен положениями Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)[4].

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» соотносится с основными постулатами в сфере пенсионного обеспечения, прописанными в ст. 39 Конституции РФ:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом;

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность [1].

Пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью системы социальной защиты населения Российской Федерации. От состояния пенсионной системы зависит жизнь огромного числа нетрудоспособных людей, одними из которых являются лица пожилого возраста [7]. На 2015 год по данным государственной статистики численность пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде России по старости, составляет 34,3 миллиона человек [14].

6 Статья представлена техническим редактором журнала «Наука. Мысль», магистром социальной работы Т.М. Хусяиновым. Рецензент: И.А. Исакова - старший преподаватель кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидат социологических наук

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации, в первую очередь, обусловлено необходимостью ее адаптации к происходящим изменениям в экономической и общественной сферах. Одной из основных государственных задач в данной области является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в долгосрочной перспективе, а также борьба с теневой экономикой страны [9].

Существовавшая ранее система пенсионного обеспечения не давала работнику реальной возможности заработать достойную пенсию, новая пенсионная модель, напротив, является по своему сути страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их заработных плат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Страховые и накопительные принципы были введены ранее, поскольку позволяют наиболее полно учитывать результаты трудовой деятельности каждого работника и повышение его ответственности за уровень своего материального обеспечения в будущем, по выходу на заслуженный отдых [8]. Последнее аргументируется тем фактом, что благодаря новой пенсионной формуле государство стремится стимулировать население к более ответственному выбору своей профессиональной деятельности. Следовательно, для формирования будущей пенсии каждый трудоспособный гражданин РФ должен, в первую очередь, позаботиться о собственном месте работы, в котором заработная плата выплачивается в полной сумме. Кроме этого, каждый гражданин РФ должен проработать определенный срок, другими словами, иметь стаж работы, для благополучной старости.

Теперь, каждый гражданин 1967 года рождения и моложе должен выбрать один из двух возможных вариантов пенсионного обеспечения: либо направить всю сумму страховых взносов на формирование страховой пенсии, либо - на накопительную и страховую пенсии вместе. В зависимости от сделанного выбора возможны два вида распределения взносов:

1. формирование только страховой пенсии (из 22% заработной платы 16% идут на формирование страховой пенсии и 6% на финансирование фиксированной выплаты),

2. формирование страховой и накопительной пенсий (из 22% заработной платы 10% распределяются на формирование страховой пенсии, 6% на формирование накопительной пенсии и 6% на финансирование фиксированной выплаты).

Законом также прописано: если гражданин не сделает выбор, то у него будет формироваться только страховая пенсия. А те, кто пока не работает и не формирует свою будущую пенсию, смогут сделать выбор пенсионного обеспечения в течение пяти лет после начала трудовой деятельности. Данный вопрос является актуальным для молодого поколения нашей страны. Большинство из них считают, что пенсия - это период, который никогда не наступит, и, непременно, их обойдет. Вследствие этого молодые люди часто не задумываются о наступлении пенсионного возраста, ограничивая свои действия оплатой налогов. Поэтому государство вводит принцип выбора распределения взносов, тем самым борясь с патернализмом и безответственностью населения.

Кроме этого согласно Федеральному закону №400-ФЗ размер страховых пенсий по старости с 2015 года будет зависеть от:

• размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше в будущем будет пенсия. Поэтому, если работодатель платит гражданину зарплату «в конверте», то этот заработок не будет участвовать в формировании будущей пенсии работника;

• длительности страхового стажа застрахованного лица, т.е. чем продолжительнее страховой стаж, тем больше у гражданина за каждый год трудовой деятельности будет начисляться пенсионных коэффициентов (баллов). Следовательно, работник должен думать не только о заработной плате, но и отслеживать записи в трудовой книжке, собирать сведения и справки, подтверждающие наличие стажа;

• периода обращения за назначением страховой пенсии застрахованного лица, т.е. если по достижении пенсионного возраста пожилой человек не обращается за получением пенсии, то последняя будет назначена в повышенном размере [5]. То есть за каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты, что является весьма выгодным вариантом формирования пенсии. Так, минимальный срок, на который можно отложить выход на пенсию, -12 месяцев со дня возникновения права; максимальный срок не ограничен, однако по закону премиальные коэффициенты будут начисляться не более чем за 10 лет.

При этом для получения страховых пенсий Федеральным законом прописаны три обязательных условия, реализация которых возможна только в совокупности:

1. достижение пенсионного возраста - 55 лет и 60 лет для женщин и мужчин соответственно (либо по достижении условий, прописанных законом);

2. наличие минимального страхового стажа (в 2015 году - 6 лет, далее с каждым годом требования к минимальному стажу будут увеличиваться на 1 год таким образом, чтобы к 2024 году минимальный страховой стаж составил 15 лет [15]);

3. наличие минимального количества пенсионных баллов (в 2015 году - 6,6 баллов, далее с каждым годом требования к минимальному количеству будут увеличиваться, чтобы к 2025 они составляли не менее 30 баллов) (ст. 8. Условия назначения страховой пенсии по старости) [5].

Пенсионный балл - это параметр, которым оценивается каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд России и варианта пенсионного обеспечения [5]. Пенсионный балл, другими словами, индивидуальный пенсионный коэффициент будет формироваться автоматически из перечисленных работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд России. Количество баллов, которое может получить каждый работник, зависит от величины заработной платы: чем выше зарплата, тем больше пенсионных баллов, следовательно, и больше размер будущей пенсии. Стоимость пенсионного балла устанавливается государством и ежегодно увеличивается им на уровень не ниже инфляции в предыдущем году.

Кроме этого пенсионные коэффициенты будут начисляться гражданам РФ не только, когда они работают. Законом предусмотрены периоды жизни людей, которые можно назвать социально значимой деятельностью. Примерами таких периодов и количества пенсионных баллов являются (ст. 15. Размеры страховых пенсий) [5]:

• 1 год военной службы по призыву - 1, 8 балла;

• 1 год ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом - 1,8 балла;

• 1 год ухода за гражданином, достигшим 80 лет - 1,8 балла;

• 1 год ухода за первым ребенком - 1,8 балла;

• 1 год ухода за вторым ребенком - 3.6 балла;

• 1 год ухода за третьим и четвертым ребенком - по 5,4 балла.

Помимо страховой и накопительной пенсий на территории РФ существует еще два вида пенсий: социальная и добровольная (дополнительная) пенсии. Социальная пенсия назначается тем лицам, которые не заработали право на страховую пенсию по старости, в связи с инвалидностью и иных случаях, предусмотренных Федеральным закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [2]. Суть добровольной пенсии состоит в том, что в рамках существования негосударственного пенсионного страхования каждый гражданин имеет право формировать добровольную пенсию из личных взносов. Чтобы получать такую пенсию (индивидуальную), будущему пенсионеру необходимо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной. Но с данным видом формирования пенсий связано множество противоречий. С одной стороны, негосударственные пенсионные фонды (далее НПФ) дают возможность гражданам самим позаботиться о своем будущем благосостоянии, не рассчитывая на поддержку государства. Из этого вытекают такие преимущества добровольного страхования, как более достойная будущая пенсия, прозрачность начислений и доступность информации. С другой стороны, большинство граждан РФ не доверяют свои сбережения НПФ в отличие от многих капиталистических стран мира, в которых НПФ являются основными участниками пенсионной системы. Во-первых, это связано с постоянными нововведениями в законодательстве РФ. Законодательство РФ в сфере пенсионного обеспечения находится на этапе бурного развития, что, безусловно, неблагоприятно сказывается на негосударственных пенсионных фондах, и, следовательно, на их клиентах. Во-вторых, из-за нестабильного политического и экономического положения в мире, и особенно в нашей стране, население боится откладывать имеющиеся в наличии деньги на формирование будущей пенсии. И, наконец, граждане РФ негативно отзываются о НПФ из-за большого количества аферистов, действующих от их имени. В связи с этим, государство должно задуматься об изменении имеющихся стереотипов в обществе и направить усилия на реформирование пенсионной системы, включая программы на активизацию и вовлечение граждан в сотрудничество с негосударственными пенсионными фондами.

Таким образом, можно выделить существенные плюсы реформирования пенсионной системы Российской Федерации. Во-первых, данные изменения должны привести в будущем к увеличению размера пенсии работников, следствием чего будет являться повышение эффективности функционирования всей распределительно-накопительной пенсионной системы. Во-вторых, благодаря данному нововведению будет происходить финансовое участие работников в пенсионном страховании, так как они будут заинтересованы в увеличении размера собственных пенсий. Кроме этого с помощью новой пенсионной системы государство пытается искоренить из экономики страны «подпольное» распределение доходов работодателей, за счет искоренения «зарплаты в конвертах».

С другой стороны, ряд исследователей (Е.В. Хадыкина, Ю.Н. Харитонова, Н.С. Чеба-нова, А.Д. Стрепетова и др. [11, 12, 13, 10]) в сфере пенсионного обеспечения видят множество рисков в связи с внедрением данной модели. Во-первых, участники накопительной пенсионной системы могут быть беззащитны перед «рыночным риском» и инфляцией, так

как экономика носит циклический характер. В условиях кризиса накопления могут обесцениваться за счет переоценки рыночной стоимости ценных бумаг. Во-вторых, присутствует риск «политического популизма», когда назначение и/или увеличение пенсий осуществляется без определения источников их долгосрочного финансирования, а это, в свою очередь, будет происходить в условиях старения населения, когда изменяется соотношение трудоспособных и пенсионеров. Суммарных отчислений становится недостаточно для сохранения уровня пенсий, их размер снижается за счет «запаздывающей» индексации и коэффициент замещения снижается [10, 12].

Нами отмечен неопределенный и двуполярный результат нововведений в пенсионной системе, однако окончательно степень эффективности реформирования можно будет установить лишь по истечении некоторого времени. Поэтому, остается надеяться, что новая модель пенсионного обеспечения приведет к изменению сложившейся ситуации в трудовых, экономических и политических отношениях.

Литература:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Правовой портал «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.11.2015 г.)

2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Правовой портал «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.12.2015 г.; 26.12.2015 г.)

3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Правовой портал «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.11.2015 г.; 26.12.2015 г.)

4. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Правовой портал «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.11.2015 г.; 26.11.2015 г.; 28.11.2015 г.)

5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" // Правовой портал «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.12.2015 г.; 30.12.2015 г.)

6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" // Правовой портал «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.11.2015 г.; 27.11.2015 г.)

7. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов: учеб. пособие для студ. начального проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - С. 51.

8. Пономаренко, А.С. Особенности системы пенсионного обеспечения в РФ /А.С. По-номаренко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2015. - № 3. - С. 103-108.

9. Прокофьев, Н.Н. Особенности преобразований российской пенсионной системы / Н.Н. Прокофьев // Вестник Международного института экономики и права. - 2014. - № 2. -С. 94-103.

10. Стрепетова, А.Д. Перспективные направления институциональных преобразований пенсионной системы в современной России / А.Д. Стрепетова// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 10-1. - С. 109-114.

11. Хадыкина, Е.В. Опыт зарубежных государств в пенсионной сфере и его значение для российской системы пенсионного обеспечения / Е.В. Хадыкина// «Ученые заметки ТОГУ». - 2014. - №4. - С. 1309-1322.

12. Харитонова, Ю.Н. Реформирование пенсионной системы РФ / Ю.Н. Харитонова // Экономика, социология и право. - 2015. - № 1. - С. 158-161.

13. Чебанова, Н.С. Реформа в сфере пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Н.С. Чебанова, И.Г. Дмитриев, М.В. Лаптев// Вопросы современной юрисдикции. - 2014. - №36. - С. 98-102.

14. Старшее поколение. Пенсионное обеспечение граждан пенсионного возраста. Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров в Российской Федерации - М., Федеральная служба государственной статистики, 1999-2015. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/. (Дата обращения: 24.12.2015)

15. Трудовой стаж для начисления пенсии [Электронный ресурс] // Проект [СР]. 2014-2015. - URL: http://cryptopilot.ru/. (Дата обращения: 15.12.2015).

^ Ignat'eva V.I. Izmenenija v sisteme pensionnogo obespechenija Rossijskoj Federacii II Nauka. Mysl'. - № 2. - 2016.

© В.И. Игнатьева, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Abstract. This paper examines changes of pension system of the Russian Federation according to the new Federal laws, which came into force in 2015. The main direction of pension reform is the introduction of the insurance and funded principles into the structure of formation of future pensions. Besides the pension formula includes a new condition for purpose of the size of pension insurance - the pension points (individual pension coefficients).

Keywords: reformation, transformation, insurance pension, funded pension, individual pension coefficient points (coefficients).

— • —

Сведения об авторах

№ 2. - 2016

Валерия Игоревна Игнатьева, бакалавр 3 курса, Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород).

— • —

Подписано в печать 15.02.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.