Научная статья на тему 'Нововведения в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации'

Нововведения в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1357
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ / PENSION INSURANCE PENSION / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ / FUNDED PENSION / ПЕНСИОННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ (БАЛЛЫ) / PENSION COEFFICIENTS (POINTS)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блошенко К.В.

В статье рассматриваются нововведения в пенсионной системе Российской Федерации согласно изменениям в федеральных законах, принятым в 2015 и 2016 годах. Главным преобразованием пенсионного обеспечения является поддержка внедрения накопительного и страхового принципов в структуру формирования будущих пенсий. В новую формулу расчета пенсий также было включено условие для назначения размера пенсионного обеспечения пенсионные коэффициенты (баллы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses innovations in the pension system of the Russian Federation according to changes in Federal laws passed in 2015 and 2016. The main conversion of the pension provision is to support the implementation of savings and insurance principles into the structure of formation of future pensions. A new formula for calculating pensions was also included a condition for the appointment of the retirement pension, the pension coefficients (points).

Текст научной работы на тему «Нововведения в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации»

https://paris.zagranitsa.com/article/2807/osobennosti-meditsinskogo-strakhovaniia-vo-frantsi (дата обращения: 29.11.2017г.)

6. Хоминич И.П., Дик Е.В., Архангельская Т.А., Архипов А.П., Ахвледиани Ю.Т., Козлова Е.А., Мягкова Ю.Ю., Рябикин В.И., Финогенова Ю.Ю., Челухина Н.Ф., Бакланова Л.Д. Страхование. -Москва, 2015. - 437 с.

7. Адриановская Т.Л., Карданова И.В. Право социального обеспечения. институт пособий и компенсационных выплат. - Москва, 2015. - 455 с.

8. Суслякова О.Н. Страхование как неотъемлемый элемент социально-экономического развития общества // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1 (21). С. 270-274.

Блошенко К.В.

НОВОВВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, страховая пенсия, накопительная пенсия, пенсионные коэффициенты (баллы).

Аннотация: в статье рассматриваются нововведения в пенсионной системе Российской Федерации согласно изменениям в федеральных законах, принятым в 2015 и 2016 годах. Главным преобразованием пенсионного обеспечения является поддержка внедрения накопительного и страхового принципов в структуру формирования будущих пенсий. В новую формулу расчета пенсий также было включено условие для назначения размера пенсионного обеспечения -пенсионные коэффициенты (баллы).

Key words: pension insurance pension, funded pension, pension coefficients (points).

Abstract: the article discusses innovations in the pension system of the Russian Federation according to changes in Federal laws passed in 2015 and 2016. The main conversion of the pension provision is to support the implementation of savings and insurance principles into the structure of formation of future pensions. A new formula for calculating pensions was also included a condition for the appointment of the retirement pension, the pension coefficients (points).

С 1 января 2015 года на территории Российской Федерации вступили в силу несколько изменений в пенсионном законодательстве:

обновлены Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 29.12.2015), Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (начало действия редакции - 01.01.2015 г.) дополнен положениями Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» соотносится с основными постулатами в сфере пенсионного обеспечения, прописанными в ст. 39 Конституции РФ.

Пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью системы социальной защиты населения Российской Федерации. От состояния пенсионной системы зависит жизнь огромного числа нетрудоспособных людей, одними из которых являются лица пожилого возраста, состоящих на учете в Пенсионном фонде РФ (их число на 2016 год составляет 42,7 миллиона человек).

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации вызвано необходимостью ее приспособления к происходящим изменениям в общественной и экономической сферах. Одной из основных государственных задач в данной области является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на длительное время, а также противоборство с теневой экономикой страны.

Обновленная пенсионная модель является по своей сути страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их заработных плат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Накопительные и страховые принципы были введены раньше, так как дают возможность наиболее подробно учитывать результаты каждого работника о его трудовой деятельности и рост ответственности за уровень своего материального обеспечения в перспективе [1]. Благодаря новой пенсионной модели государство направлено на стимулирование населения к наиболее ответственному выбору своей будущей профессии. Исходя из этого, для того чтобы сформировать будущую пенсию каждый трудоспособный гражданин России обязан подумать о своем месте работы, где заработная плата будет выплачиваться в полной сумме. А также, каждый гражданин должен иметь стаж работы для благополучной старости.

Теперь каждый гражданин, родившийся в 1967 году и моложе обязан выбрать один из вариантов пенсионного обеспечения: либо направить всю сумму своих страховых взносов на формирование страховой пенсии, либо - на страховую и накопительную пенсии вместе. В зависимости от сделанного выбора возможны два вида распределения взносов:

1) формирование только страховой пенсии (из 22 % заработной платы 16 % идут на формирование страховой пенсии и 6 % на финансирование установленной выплаты);

2) формирование накопительной и страховой пенсий (из 22 % заработной платы 10 % распределяются на формирование страховой пенсии, 6 % на формирование накопительной пенсии и 6 % на финансирование установленной выплаты).

Законом также прописано: если гражданин не сделает выбор, то у него будет устанавливаться только страховая пенсия. А те, кто пока не работает и не формирует свою будущую пенсию, смогут сделать выбор пенсионного обеспечения в течение пяти лет после начала трудовой деятельности. Данный вопрос является актуальным для молодых людей, которые не задумывается о наступлении пенсионного возраста. Поэтому государство вводит принцип выбора распределения взносов, тем самым борясь с безответственностью населения.

Кроме этого согласно Федеральному закону № 400-ФЗ размер страховых пенсий по старости будет зависеть от [5-6]:

• размера заработной платы застрахованного лица;

• длительности страхового стажа застрахованного лица;

• периода обращения за назначением страховой пенсии застрахованного лица.

При этом для получения страховых пенсий Федеральным законом прописаны три обязательных условия, реализация которых возможна только в совокупности:

1) достижение пенсионного возраста - 55 лет и 60 лет для женщин и мужчин соответственно (либо по достижении условий, прописанных законом);

2) наличие минимального страхового стажа (в 2016 году - 7 лет, к 2024 году - 15 лет);

3) наличие минимального количества пенсионных баллов (в 2016 году - 9 баллов, к 2025 - не менее 30 баллов).

Пенсионный балл - это параметр, которым оценивается каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд России и варианта пенсионного обеспечения. Индивидуальный пенсионный

коэффициент будет формироваться автоматически из перечисленных работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд России. Количество баллов, которое может получить каждый работник, зависит от величины заработной платы: чем выше зарплата, тем больше пенсионных баллов. Сумма пенсионных коэффициентов устанавливается государством и ежегодно увеличивается им на уровень не ниже инфляции в предыдущем году.

Кроме этого пенсионные коэффициенты будут начисляться гражданам РФ не только, когда они работают. Законом предусмотрены периоды жизни людей, которые можно назвать социально значимой деятельностью. Примерами таких периодов и количества пенсионных баллов являются (ст. 15. Размеры страховых пенсий) [2; 6]:

• 1 год военной службы по призыву - 1,8 балла;

• 1 год ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом - 1,8 балла;

• 1 год ухода за гражданином, достигшим 80 лет - 1,8 балла;

• 1 год ухода за первым ребенком - 1,8 балла;

• 1 год ухода за вторым ребенком - 3,6 балла;

• 1 год ухода за третьим и четвертым ребенком - по 5,4 балла.

В конце 2015 года в Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» было внесено изменение, связанное с выплатой страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. В частности, с 2016 года она будет индексироваться только у неработающих пенсионеров (по состоянию на 30 сентября 2015 года). Сделано это для того, чтобы в условиях сложной экономической ситуации снизить расходы федерального бюджета РФ. Правительство даже пошло на послабления, так как некоторым категориям работающих пенсионеров предлагали отменить выплату пенсий.

В 2016 году произошло неординарное событие для пенсионной системы РФ, которое вызвало жаркие дискуссии в обществе - вторая индексация пенсий была заменена единовременной выплатой в размере 5000 рублей, которая будет выплачена в январе 2017 года, из-за отсутствия ресурсов в бюджете страны для обычной индексации. При расчете размера выплаты власти отталкивались от средней пенсии, составляющей 13 200 рублей.

Таким образом, можно выделить существенные плюсы преобразования пенсионной системы Российской Федерации. Во-первых, благодаря данным изменениям произойдет повышение эффективности функционирования всей распределительно-накопительной пенсионной системы, что приведет к увеличению размера пенсии работников. Во-вторых, вследствие

заинтересованности работников в повышении размера пенсий, произойдет их финансовое участие в пенсионном страховании. Кроме этого с помощью новой пенсионной системы государство пытается искоренить из экономики страны «подпольное» распределение доходов работодателей, за счет искоренения «зарплаты в конвертах».

С другой стороны, ряд исследователей [3-4 и др.] в сфере пенсионного обеспечения видят множество рисков в связи с внедрением данной модели. Во-первых, это «рыночный риск» и инфляция, так как экономика носит циклический характер. В условиях кризиса накопления могут обесцениваться за счет переоценки рыночной стоимости ценных бумаг. Во-вторых, риск «политического популизма», когда назначение и/или увеличение пенсий осуществляется без определения источников их долгосрочного финансирования, а это будет происходить в условиях старения населения, когда изменяется соотношение трудоспособных и пенсионеров. Суммарных отчислений становится недостаточно для сохранения уровня пенсий, их размер снижается за счет «запаздывающей» индексации и коэффициент замещения снижается.

Нами был отмечен неопределенный и двуполярный результат нововведений в пенсионной системе, однако окончательно степень эффективности преобразования можно будет выявить лишь по истечении некоторого времени. Поэтому, остается надеяться, что новая модель пенсионного обеспечения приведет к изменению сложившейся ситуации в трудовых, экономических и политических отношениях.

Список литературы

1. Варламова Ю.А. Сбережения в условиях экономической динамики: автореф. дисс. канд. экон. наук. - Казань, 2010. - 24 с.

2. Демидов Н.В. Трудовое право России: системные проблемы истории и современности // Журнал российского права. 2015. № 11 (227). С. 106-113.

3. Ерёменко Е.В. Конституционное право на забастовку и механизм его реализации в Российской Федерации. - Москва, 2008. -142 с.

4. Игумнов О.А. Теоретические аспекты генезиса концепции корпоративной социальной ответственности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2012. № 7-1. С. 38.

5. Троценко О.С. Спорные вопросы правового регулирования охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на

территории Свердловской области // Евразийский юридический журнал. 2015. № 11 (90). С. 120-121.

6. Шахбанова Ю.А.Пенсионная реформа в России 2015 года // Закон и право. 2015. № 5. С. 25-28.

Козленко В.И.

Научный руководитель: к. ю. н., доцент Годовникова А.М.

СУЩНОСТЬ И ДОКТРИНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: институт собственности на землю, специфика прав собственности на землю

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы института собственности на землю и его влияния на эффективность использования земли в условиях реформирования земельных отношений

Keywords: land ownership, land ownership

Abstract: The article discusses the problems of land ownership and its impact on land use efficiency in the context of land relations reform

Актуальность исследования права собственности на землю в современный период не вызывает сомнений, поскольку массив правовых норм, регламентирующих отношения в этой сфере сегодня находится на стадии реформирования и, соответственно, изменения, обсуждаются новые, порой весьма спорные инициативы. В зависимости от того, какие из них будут реализованы на практике, уже в самом ближайшем будущем возможно формирование кардинально отличного от нынешнего правового института собственности на землю. Все изменения, безусловно, будут оформлены юридически, поскольку законодательство обязано соответствовать задачам государства и общества, идти в ногу с ними, соответствовать духу времени.

Для любого государства земля является важнейшим и основополагающим объектом, поскольку является уникальной ценностью, единственным местом жизни человеческих поколений. Поэтому земля, согласно ст.7 Конституции РФ, имеет особый юридический статус, она является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.