Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА В РОССИИ И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА В РОССИИ И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРОРТНЫЙ СБОР / RESORT FEE / НАЛОГ НА ТУРИСТОВ / ГОРОДСКОЙ НАЛОГ / CITY TAX / ПЛАТЕЛЬЩИКИ КУРОРТНОГО СБОРА / RESORT FEE PAYERS / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КУРОРТНОГО СБОРА / ADMINISTRATION / TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожникова Екатерина Юрьевна, Тютюник Ольга Дмитриевна

В статье рассмотрен проект введения курортного сбора в РФ. Проанализированы возможные проблемы применения курортного сбора на практике. Приведены мнения представителей различных регионов о возможности введения курортного сбора на их территориях. Исследована практика взимания подобных налогов и сборов в различных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the legal foundations for the introduction of the holiday collection in Russia and its application in foreign countries

In the article the draft introduction resort fee. It's analyzed possible problems of holiday collection in practice. There are the views of the representatives of the different regions on the possibility of introducing a resort fee on their territories. We investigated the practice of charging such fees or taxes in different countries.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА В РОССИИ И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА В РОССИИ И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

САПОЖНИКОВА Екатерина Юрьевна,

к.э.н., заведующий кафедрой «Коммерческое и предпринимательское право» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». E-mail: bsn510@mail.ru;

ТЮТЮНИК Ольга Дмитриевна,

доцент кафедры коммерческого и предпринимательского права ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». E-mail: bsn510@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрен проект введения курортного сбора в РФ. Проанализированы возможные проблемы применения курортного сбора на практике. Приведены мнения представителей различных регионов о возможности введения курортного сбора на их территориях. Исследована практика взимания подобных налогов и сборов в различных странах.

Abstract: In the article the draft introduction resort fee. It's analyzed possible problems of holiday collection in practice. There are the views of the representatives of the different regions on the possibility of introducing a resort fee on their territories. We investigated the practice of charging such fees or taxes in different countries.

Ключевые слова: Курортный сбор, налог на туристов, городской налог, плательщики курортного сбора, администрирование курортного сбора.

Keywords: Resort fee, tax, city tax, resort fee payers, administration, resort fee.

Правительство рассматривает возможность введения курортного сбора. В качестве эксперимента новый налог планируется начать взимать в пяти регионах России: Краснодарском крае, Крыму, Севастополе, Ставропольском крае и Алтайском крае. На текущий момент эксперимент планируется провести в течение пяти лет и только после этого распространить на другие регионы России. Проект введения курортного сбора размещен на официальном сайте Министерства культуры РФ[1].

При разработке законопроекта встает ряд вопросов. Как начислять курортный сбор: на каждого отдыхающего или по количеству мест в санаториях и гостевых домах? Как при этом заставить платить тех, кто уходит от налогов и скрывает отдыхающих? Кто будем взимать сбор? В какой момент осуществлять сбор? В каком размере будет исчисляться курортный сбор и кто является льготными категориями плательщиков?

Очередное обсуждение инициативы состоялось 16 февраля 2017 г. в Совете Федерации. Предварительно было решено, что ставка по курортному сбору составит 100 рублей в день. Предлагался диапазон от 50 до 150 рублей. При этом окончательная сумма может устанавливаться региональными властями.

Согласно проекту закона, сбор будут пла-

тить «пользователи курортной инфраструктурой». Предполагается, что налог будет включаться в стоимость путевок, курсовок, а также в счета за проживание в курортной зоне - гостиницы, отели и другие места размещения.

Уточнен перечень льготных категорий туристов. Льготами смогут воспользоваться практически все социальные категории россиян при предъявлении соответствующего документа. К льготе также могут подключить малообеспеченных россиян и туристов, прибывших на курорт для получения санаторно-курортной помощи.

Платить курортный сбор будут те туристы, которые находятся в месте отдыха более суток. Взимать средства будут отели, в которых проживают туристы. Вырученные средства будут направляться на развитие туристической инфраструктуры каждого конкретного региона.

По данным Ростуризма, число ночевок в коллективных средствах размещения в Алтайском крае в 2015 г. составило 3,5 млн., если регион введет курортный сбор на уровне 100 рублей, годовой доход бюджета может составить около 350 млн. рублей. Для Краснодарского края доход от нового налога может составить 4,08 млрд. рублей, для Крыма - 1,7 млрд. рублей, для Ставрополья - 861 млн. рублей соответ-ственно[2]. Однако, сумма администрирования сбора

курортного налога, пока что не просчитана, соответственно до конца не понятно, какой в конечном итоге доход от курортного сбора получат регионы.

По другим подсчетам (видимо, самым оптимистичным), реализация инициативы даст Ставропольскому краю дополнительно 1,2 млрд. рублей. Примерно треть этой суммы будет получать город Кисловодск, - считает губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.

Заместитель директора Департамента инвестиционных проектов Минкавказа Рустам Тапаев расссказал, что министерство внесло свой проект закона на рассмотрение в правительство. По их расчетам плата составит 50-150 рублей в сутки с человека, что должно составить 3-4% от стоимости тура. Сбор будут администрировать муниципалитеты, деньги будут поступать в специальный фонд и тратиться целевым образом на развитие и поддержание инфраструктуры. Необходимость этого сбора он обосновал тяжелым финансовым положением муниципалитетов Ставропольского края.

На курортах Ставропольского края зачастую не хватает денег даже на уборку города от мусора[3]. Уже даже возникает новое название для курортного сбора - «мусорный сбор».

От нехватки средств на улучшение инфраструктуры страдают и курорты Краснодарского края. Каждый год Анапа принимает все больше гостей - в 2016 г. в пик сезона в сутки на курорте Анапа находились до 450 тысяч человек![4] Инженерные сети, городское хозяйство, пляжи испытывают колоссальную нагрузку. На восстановление нужны огромные средства.

Самая главная проблема, которую пока сложно решить, - порядок администрирования курортного сбора. Одни предлагают заложить его в стоимость проживания, и тогда туристы даже не заметят, как доплачивают на поддержку культурно-развлекательных мест и объектов. Другие считают, что курортный сбор должен собираться на отдельные государственные счета, но без создания специальных операторов. Третьи отмечают, что аккумулирование сбора необходимо контролировать, поэтому предлагают создать специальную туристическую полицию. При этом каждый вариант несовершенен, поскольку не решает всех проблем, например, как взимать сбор с туристов, которые отдыхают в частном секторе или на лоне природы[5]. А если семья несколько раз в год посещает курорты России? Они

должны будут платить несколько раз?

Вопросы у турбизнеса вызывает и сумма сбора, которая пока остается не ясной. Ее предельный размер в 150 руб. в сутки на одного человека может привести к подорожанию отдыха на 450 руб. в сутки на семью из трех человек. В некоторых объектах размещения такая доплата соответствует уже другой категории номера. Например, если номер категории "эконом" стоит 1 тыс. 200 руб. в сутки, то от 1 тыс. 600 руб. может начинаться стоимость номера комфорт. Так что по факту выйдет, что оплачивая сбор, отдыхающие заплатят за более высокую категорию номера, оставаясь в более экономичном номере. Гостей это радовать не будет точно, туристы будут предпочитать размещение в частном секторе, где можно вообще не платить курортный сбор.

Одни считают, что курортный сбор надо начислять на человека при въезде в город. С одной стороны, предложение верное. Например, в городе Анапа из общего числа гостей, а в 2016 г. это почти пять миллионов человек, 50 процентов приходится на туристов, не охваченных организованным отдыхом. Они едут на личных автомобилях, пользуются железнодорожным и авиатранспортом. Но как администрировать такой платеж, ведь кто-то едет к родственникам, кто-то в командировку.

В случае, если ввести курортный сбор на койко-место, то крупные налогоплательщики - санатории и пансионаты - будут вынуждены платить по второму кругу, а нелегальные гостиницы на землях под индивидуальное жилищное строительство и огромное количество незарегистрированных предпринимателей опять уйдут в тень. Один из принципов налогообложения - равенство. А в результате туристы, отдыхающие в санаториях или отелях, окажутся в менее выгодных условиях, чем те, кто селится неофициально в теневом секторе.

По словам министра курортов и туризма Краснодарского края Христофора Константиниди, на неорганизованный туризм приходится от половины до двух третей от общего турпотока[6].

Изначально за образец брали Ставропольский край, в котором более 90% турпотока приходится на санатории и пансионаты. Это организованный сектор, официально зарегистрированный и выплачивающий налоги. А в Краснодарском крае очень большой объем неорганизованного туризма.

Некоторые чиновники вполне резонно предлагают ужесточить меры в отношении недобросове-

стных предпринимателей, которые возводят гостиницы на земле, предназначенной под индивидуальное жилищное строительство, и за счет этого платят налоги в десятки раз меньше! Если вывести из тени нелегальный бизнес, который есть на территории курортных регионов, то не нужен будет никакой курортный сбор.

Главное, чтобы все деньги, собранные за счет курортного сбора, не ушли на покрытие расходов по его администрированию.

В настоящее время Министерство по делам Северного Кавказа предлагает сделать курортный сбор неналоговым платежом, подконтрольным некоммерческой организации. Краснодарский край, в свою очередь, планирует определить курортный сбор как налоговый платеж, взимать который будут региональные налоговые службы[7].

Исследования об эффективности сборов Федеральной налоговой службой и Федеральной службой судебных приставов показали, что расходы государства на сбор сумм менее 500 руб. превышают доход от этих операций[8]. В случае, если курортный сбор будет установлен разовым с суммой 100400 рублей, то его администрирование «съест» все доходы от его взимания.

Курортный сбор хорошо собирать, когда отрасль легализована, нет «серых» гостиниц, частного сектора, которые не платят налоги. В первую очередь нужно легализовать туристический поток, и только потом рассматривать возможность введения курортного сбора.

Что же касается суммы «туристического налога», по мнению представителей туристического бизнеса, его размер должен быть дифференцированным исходя из средней стоимости суточного пребывания в отеле и местах отдыха[9].

По некоторым данным, на сегодняшний день до 60% клиентов санаторно-курортных комплексов -это люди, получившие либо бесплатную путевку (комитет соц. защиты, фонд социального страхования), либо путевку с компенсацией в размере 70-100% на предприятии по коллективному договору. Данная категория граждан является малообеспеченной. Люди и без того тратят большие средства на проезд из дальних регионов к морю, порой с 3-4 пересадками на различном транспорте. Порой в целях экономии туристы добираются на личных автомобилях, преодолевая с семьями тысячи километров. Они не смогут оплатить курортный сбор на себя и членов своих семей.

Вызывает спор и процесс внедрения курортного сбора в Алтайском крае. По мнению заместителя генерального директора по стратегическому развитию ЗАО «Курорт Белокуриха» Олега Акимова курортный сбор не повлияет на спрос, по крайней мере, на путевки в Белокуриху. Дело в том, что средняя стоимость путевки на четверых человек начинается от 120 тысяч, поэтому сумма курортного сбора на общей стоимости отразится не существенного]. Но для Алтайского края в целом, сбор в размере 100 рублей - это много.

Налог на туристов и в мире, и в России не в новинку. Еще в середине 60-х гг. прошлого века с граждан, отдыхающих в пансионатах или «дикарями», взимали специальную плату. Этот сбор в то время иногда называли «лечебным», и составлял он целых 2 рубля. От «пошлины» освобождались военнослужащие, инвалиды войны и труда, рабочие с небольшими доходами. После развала СССР в России до 2004 г. также взимался курортный сбор, который уплачивался по месту временного проживания туриста. Для граждан, которые проживали в частном секторе, была предусмотрена обязанность уплачивать city tax в банковские учреждения или в поселковые, сельские Советы народных депутатов. Соответствующий номер квитанции и дата уплаты заносились в домовые книги или карточки прописки. От уплаты сбора освобождались лица до 16 лет, инвалиды, пенсионеры, а также студенты. Предельная ставка налога с туристов до 2004 г. не могла превышать 5% от установленного МРОТ в Российской Федерации. После 2004 г. в России курортный сбор так и не был введен, хотя предлагалось сделать его госпошлиной и прописать его в налоговом законодательстве. Что касается недавно присоединившегося к РФ Крыма, то территория до присоединения имела право взимать сборы с туристов в размере в размере 1% от стоимости проживания. С 2014 г. посетители полуострова ничего не доплачивают. Однако сейчас власти Крыма просят утвердить единовременный сбор в размере 300 рублей, который будет взиматься на границе. На каком варианте остановятся российские власти, сказать сложно. Не исключено, что в правительстве воспользуются уже проверенной формулой, когда местные власти получают право самостоятельно определять и ставки налогов, и их плательщиков, и льготы, но в определенных рамках.

Напомним, что 22 июля 2016 г. Правительство РФ сняло все ограничения на выполнение регу-

лярных рейсов в Турцию, а 28 августа 2016 г. был отменен запрет на чартерные перевозки. В скором времени планируется возобновить полеты в Египет. Таким образом, ввод курортного сбора может только усугубить ситуацию, вновь снизив интерес к российским курортам.

В рамках исследования представляются ин-

формативными сведения о практике взимания налогов, аналогичных разрабатываемому курортному сбору, в различных странах мира.

В приведенной ниже таблице указаны ставки городского налога, который является прообразом российского курортного сбора в европейских столицах.

Таблица 1 - Городской налог в европейских столицах[11]

Город Категория жилья Ставка налога с человека за ночь Льготы

Прагах[12] распространяется на все типы размещения 15 чешских крон лица младше 18 лет и старше 70 лет, а также люди с тяжелой инвалидностью освобождаются от уплаты налога

Будапеш[1 3] распространяется на все типы размещения 4% от стоимости номера за ночь лица младше 18 лет освобождаются от уплаты

Рим[14] 1-2* 3* 4* 5* гостиницы типа B&B и апартаменты кемпинги налог взимается только за 10 ночей (для кемпингов - 5 ночей), дальнейшее пребывание не облагается 3 евро 4 евро 6 евро 7 евро 3,5 евро 2 евро дети до 10 лет, полицейские, военнослужащие, гиды и водители туристических автобусов, а также приехавшие в Рим на лечение и те, кто их сопровождают, освобождаются от уплаты

Париж[15] 1* 2* 3* 4-5* жилье без звезд (не проходившее сертификацию) 0,42 евро 0,78 евро 1 евро 1,5 евро 0,2 евро

Берлин[16] распространяется на все типы размещения начисляется 21 день 5% от стоимости номера бизнес-туристы освобождены от уплаты (нужно подтвердить цель визита -например, письмом от компании)

Амстердам [17] распространяется на все типы размещения 5,5% от стоимости номера за ночь

Мадрид введение налога обсуждается, однако в 2015 его вводить еще не планируют

Лиссабон начисляется только на первые 7 дней пребывания 1 евро дети освобождены от уплаты

Берн[18] отели, B&B, апартаменты кемпинги, общежития и прочие варианты коллективного размещения. туристический налог (Tourismusabgaben) состоит из трех частей: налог на проживание (Beherbergungsabgabe), курортный сбор (Kurtaxe), а также транспортный 2,5-6 франков 1,25-3 франка плюс транспортный налог - 1,5 франка и на- дети до 16 лет освобождены от уплаты всех налогов, кроме транспортного (1,5 франка). Дети до 6 лет освобождены ото всех выплат

сбор (Tourismusförderungabgabe). Платится одновременно в отеле. За транспортный сбор вы получаете проездной, который предоставляет право на бесплатный трансфер в аэропорт, а также поездки на общественном транспорте Libero в зоне 100-101 (центр Берна). лог на проживание - 1 франк

Вена[19] 3,2 процента от стоимости номера (завтрак, НДС и другие услуги не входят в базу для расчета) Несовершеннолетние, молодежь, проживающая в общежитиях, а также те, кто остаются в Вене более чем на 3 месяца, освобождены от уплаты налога

Брюссель[2 0] Категория I, без категории Категория II Категория III Категория IV Категория V 2,15 евро 2,9 евро 4,5 евро 7,15 евро 8,75 евро

Таллин налога нет

Рига налога нет

Варшава налога нет

Лондон налога нет

В Соединенных Штатах существует разные виды сборов с туристов. Во-первых, за въезд в страну - 14 $. Во-вторых, в гостиницах. Ставки зависят от города или штата, где вы останавливаететсь. Обычно тариф устанавливает и штат, и местные власти. Таким образом, ставка суммируется. Локальный на-

лог, как правило, тоже составной. Он включает в себя собственно налог на пребывание в городе (Occupancy Tax), а также другие сборы. Чаще всего применяется процентная система. Как правило, налог не включает в стоимость номера и оплачивается отдельно (таблица 2).

Таблица 2 - Ставки городского налога в США

Город Категория жилья Ставка налога в евро

Нью-Йорк $10-19,99 $20-29,99 $30-39,99 больше $40 $0,5 в день $1 в день $ 1,5вдень $2 в день К этой сумме прибавляется $1,5 за ночь (New York State Hotel Unit Fee), а также 5.875% от стоимости номера за ночь (Hotel Room Occupancy Tax Rate).

Сан-Франциско Общая сумма налога составляет 16,05% от стоимости номера, она включает в себя Occupancy Tax (14%) и другие сборы.

Штат Техас Ставка налога штата составляет 6% от стоимости номера, муниципалитеты также могут вводить свой собственный налог - до 7%. Таким образом, максимальная ставка - 13% от стоимости проживания.

Штат Калифорния Область Норт-Лейк-Тахо (North Lake Tahoe) Область Вестерн-Слоуп (Western Slope) 10% от стоимости проживания. Применяется 30 дней 8% от стоимости проживания

Курортный налог существует и в Марокко, который установлен в 2014 г. Включается в стоимость авиабилетов: 100 дирхамов (9 €) для пассажиров эконом-класса и 400 дирхамов (36 €) для тех, кто путешествует бизнес-классом.

Балеарские острова решили выделиться, введя еще в начале 2000-х так называемый налог на солнце, который должны уплатить все туристы. Так, любителям Ибицы, Майорки, Менорки и других островов, придется «обеднеть» на 1 евро за каждые сутки пребывания на островах.

Налог на туристов взимается и на Мальдивах. Любителям роскошных островов придется заплатить «экологический» налог, установленный в Мальдивской Республике с ноября 2015 года. Так, каждый турист должен будет еще выложить 6 долларов за каждые сутки пребывания на курорте. При этом эти средства направляются на защиту уникальной флоры и фауны архипелага.

Подобный налог взымается и в других странах мира[21]. Таиланд берет 12 евро за въезд в страну. Пунта Кана (Доминиканская Республика) и Ривьера Майя (Мексика) взимает 10 долларов за въезд и 20 долларов — за выезд. Власти Канкуна (Мексика) взимают от 50 до 60 евро перед отлетом.

Куба тоже не осталась в стороне. При отъезде из страны с каждого туриста взимают 25 кубинских песо (примерно 22 евро).

Пионером во взимании туристического налога в ОАЭ стал Дубай. Его взимают с 31 марта 2014 года в размере от 2 до 6 долларов за комнату в сутки в зависимости от количества «звезд» отеля, категории апартаментов и количества ночей проживания. С 1 ноября 2015 года сбор введен и в Рас Аль Хайме, северном эмирате ОАЭ. Размер этого налога также зависит от категории выбранного отеля.

Вслед за эмиратами Дубай и Рас Аль Хайма туристический налог вводится в Абу-Даби. Его надо будет платить при заселении в отель. С 1 июня 2016 г., согласно постановлению Департамента туризма Правительства Абу-Даби, туристы обязаны оплачивать туристический сбор в размере примерно 5 долларов за номер за ночь, независимо от категории отеля и типа размещению. Налог должен оплачиваться непосредственно во время заселения в отель

Библиография:

- наличными в дирхамах, иностранной валюте по курсу отеля или банковской картой по курсу отеля.

Для эмиратов Дубай и Абу Даби если номер в гостинице состоит из более, чем одной комнаты, сбор умножается на количество комнат.

Кроме того, размер сбора в эмиратах Дубай и Рас Эль Хайма зависит от категории гостиниц. В эмирате Абу Даби размер сбора не зависит от категории гостиниц.

В таких эмиратах, как Шарджа, Фуджейра, Умм Эль Кавайн и Аджман подобных сборов на данный момент не существует, но в дальнейшем эти сборы могут быть введены.

На основе проделанного анализа законопроекта о курортном сборе можно выделить следующие предложения, которые могли бы содействовать введению и развитию данного сбора в России.

1. Возложить функции администрирования курортного сбора налоговые органы России.

2. Установить сумму сбора в размере 50-100 рублей в день в зависимости от сроков пребывания туристов.

3. Уплата сбора должна производиться только в период активного курортного сезона.

4. Уплата должна производиться не более чем за 10 суток.

5. Муниципальным властям должно быть предоставлено право дифференцировать сбор в зависимости от развитости инфраструктуры курорта.

6. Сбор должен оплачиваться во время заселения в объект пребывания на курорте.

Подводя итог, следует сказать, что проект введения курортного сбора в России требует тщательной проработки. И дело даже не в сумме, а в правильном механизме, который будет эффективным и полезным для бюджета, предпринимательского сообщества и санаторно-курортной сферы в целом. Если решение окончательно принимается о введении этого сбора, то это должен быть налоговый сбор, поскольку создание специальной службы по сбору может повлечь чрезмерные административные расходы

Прежде чем вводить такие сборы, региону необходимо определиться в приоритетах - изыскать средства на развитие инфраструктуры или вводить сборы, которые будут сдерживать рост турпотоков.

1. http://mkrf.ш/ministerstvo/departament/detaN.php?Ю=1009348&SECTЮNJD=197

2. http://expert.ru/siberia/2016/45/ne-osest-v-karmane/

3. http://rustur.ru/stanet-li-kurortnyj-sbor-novym-nalogom-dlya-rossiyan

4. http://www.anapa-official.ru/news/2017/02/15504

5. http://ppt.ru/news/137285

6. http://www.rbc.ru/krasnodar/27/12/2016/586237b39a7947fdb696fd79

7. http://krasnodarmedia.su/news/558083

8. http://www.kommersant.ru/doc/3106448

9. https://kazanfirst.ru/article/368455

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. http://expert.ru/siberia/2016/45/ne-osest-v-karmane/

11. http://www.travel.ru/info/money/city_tax/

12. http://www.praha1 .cz/cps/psv-odbory-23898.html?show=full

13. http://www.erzsebetvaros.hu/ugyintezes/ugyleirasok-36/adougyek-79/idegenforgalmi-ado-179

14. Новые налоговые меры при размещении туристов в Риме http://www.turismoroma.it/news/contributo-di-soggiorno?lang=en

15. http://www.paris.fr/professionnels

16. Официальный сайт департамента Сената по финансам Германии http://www.berlin.de/sen/finanzen/steuern/informationen-fuer-steuerzahler-/faq-steuern/artikel.57911.php

17. Официальный сайт муниципалитета Амстердама https://www.amsterdam.nl/belasting-heffingen/ondernemers/toeristenbelasting

18. http://www.vol.be.ch/vol/de/index/wirtschaft/tourismus_regionalentwicklung/tourismusabgaben.html

19. https://www.wien.gv.at/amtshelfer/finanzielles/rechnungswesen/abgaben/ortstaxe.html

20. http://www.brussels.be/artdet.cfm/4544#a_8

21. https://regnum.ru/news/economy/2172175.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.