Научная статья на тему 'Особенности применения курортного сбора'

Особенности применения курортного сбора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / КУРОРТ / КУРОРТНЫЙ СБОР / МЕСТНЫЙБЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ОПЕРАТОР КУРОРТНОГО СБОРА / ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ / РАЗМЕР ПЛАТЕЖА / СТРАНА / ТУРИСТЫ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / ШТРАФ ЗА НЕУПЛАТУ / ЭКСПЕРИМЕНТ / BUDGET REVENUES / COUNTRY / EXPERIMENT / LOCAL BUDGET / PAYMENT AMOUNT / PENALTY FOR NON-PAYMENT / REGULATORY FRAMEWORK / RESEARCH / RESORT / RESORT TAX / RESORT TAX OPERATOR / TAX RATE / TOURISTS / TOURIST AND RECREATIONAL INFRASTRUCTURE / TOURIST ZONE / TOURIST FLOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Жанна Павловна, Каломбо Муламба Виктория Имадовна

Введение: статья посвящена истории возникновения и тенденции развития курортного сбора в зарубежных странах и в Российской Федерации. Рассмотрение сущности курортного сбора, механизма его исчисления и уплаты. В современных условиях развития экономики туристический сектор испытывает значительное затруднение в сфере финансирования своего развития. В местных бюджетах не предусмотрено финансирование туристско-рекреационной отрасли в объемах, достаточных для ее полноценного функционирования. В этой связи было принято решение о введении такой доходной статьи, как курортный сбор, для определенных законодательством территорий Российской Федерации. Материалы и методы: рассматривается понятие курортного сбора как объекта налогообложения, приводятся статистические данные по поступившим суммам от курортного сбора в местные бюджеты, анализируются общие требования по уплате данного сбора, раскрывается история становления и развития курортных платежей в России и зарубежных странах. При проведении исследования были использованы методы анализа, обобщения, синтеза и систематизации. Результаты: в научной статье изучено содержание понятий: «курортный сбор», «правила, условия и сроки его уплаты», «курортная инфраструктура», «оператор курортного сбора», региональный аспект взимания курортного сбора. Рассмотрена результативность введения и применения курортного сбора на обусловленных территориях Российской Федерации. Обсуждение: подробно рассмотрены и разграничены категории плательщиков курортного сбора и выделены группы туристов, кто освобождается от курортного сбора. Проанализированы поступления от уплаты курортногосбора в Российской Федерации, представлен анализ процесса взимания курортного сбора за рубежом. Заключение: результаты проведенного исследования позволят увеличить собираемостькурортного сбора, использовать поступившие средства для модернизации существующей туристско-рекреационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION OF RESORT FEE

Introduction: the article is devoted to the history of the emergence and development trend of resort fees in the Russian Federation and in foreign countries. Consideration of the essence of the resort fee, the mechanism of its calculation and payment. In the current conditions of economic development, the tourism sector is experiencing significant difficulties in financing its development. Local budgets do not provide funding for the tourism and recreation industry in volumes sufficient for its full functioning. In this regard, it was decided to introduce such a revenue item as a resort fee for certain territories of the Russian Federation defined by the legislation. Materials and methods: the concept of the resort tax is considered as an object of taxation, statistics are presented on the amounts received from the resort tax to local budgets, the general requirements for the payment of this tax are analyzed, the history of the formation and development of resort payments in Russia and foreign countries is revealed. During the study, methods of analysis, generalization, synthesis and systematization were used. Results: in the scientific article, the content of concepts was studied: resort tax, rules, conditions and terms of payment, resort infrastructure, resort tax operator, regional aspect of levying resort tax. The effectiveness of the introduction and application of resort fees in the designated territories of the Russian Federation is considered. Discussion: the categories of resort tax payers are considered and delimited in detail and groups of tourists who are exempted from the resort tax are identified. The proceeds from the payment of the resort tax in the Russian Federation are analyzed, the analysis of the process of charging the resort tax abroad is presented. Conclusion: the results of the study will increase the collection of resort fees, use the funds received to modernize the existing tourist and recreational infrastructure.

Текст научной работы на тему «Особенности применения курортного сбора»

Вестник НГИЭИ. 2019. № 10 (101) 08.00.05

УДК 336.221.262

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА

© 2019

Жанна Павловна Александрова, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Рыночные и государственные институты» Виктория Имадовна Каломбо Муламба, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Рыночные и государственные институты» Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар (Россия)

Аннотация

Введение: статья посвящена истории возникновения и тенденции развития курортного сбора в зарубежных странах и в Российской Федерации. Рассмотрение сущности курортного сбора, механизма его исчисления и уплаты. В современных условиях развития экономики туристический сектор испытывает значительное затруднение в сфере финансирования своего развития. В местных бюджетах не предусмотрено финансирование туристско-рекреационной отрасли в объемах, достаточных для ее полноценного функционирования. В этой связи было принято решение о введении такой доходной статьи, как курортный сбор, для определенных законодательством территорий Российской Федерации.

Материалы и методы: рассматривается понятие курортного сбора как объекта налогообложения, приводятся статистические данные по поступившим суммам от курортного сбора в местные бюджеты, анализируются общие требования по уплате данного сбора, раскрывается история становления и развития курортных платежей в России и зарубежных странах. При проведении исследования были использованы методы анализа, обобщения, синтеза и систематизации.

Результаты: в научной статье изучено содержание понятий: «курортный сбор», «правила, условия и сроки его уплаты», «курортная инфраструктура», «оператор курортного сбора», региональный аспект взимания курортного сбора. Рассмотрена результативность введения и применения курортного сбора на обусловленных территориях Российской Федерации.

Обсуждение: подробно рассмотрены и разграничены категории плательщиков курортного сбора и выделены группы туристов, кто освобождается от курортного сбора. Проанализированы поступления от уплаты курорт-ногосбора в Российской Федерации, представлен анализ процесса взимания курортного сбора за рубежом. Заключение: результаты проведенного исследования позволят увеличить собираемостькурортного сбора, использовать поступившие средства для модернизации существующей туристско-рекреационной инфраструктуры. Ключевые слова: исследование, курорт, курортный сбор, местныйбюджет, налоговая ставка, нормативно-правовая база, оператор курортного сбора, поступления в бюджет, размер платежа, страна, туристы, туристско-рекреационная инфраструктура, туристическая зона, туристический поток, штраф за неуплату, эксперимент.

Для цитирования: Александрова Ж. П., Каломбо Муламба В. И., Особенности применения курортного сбора // Вестник НГИЭИ. 2019. № 10 (101). С. 28-38.

FEATURES OF APPLICATION OF RESORT FEE

© 2019

Zhanna Pavlovna Alexandrova, Ph. D. (Sociology), associate professor of the chair «Market and government institutions» Victoria Imadovna Kalombo Mulamba, Ph. D. (Economics), associate professor of the chair «Market and state institutions»

Kuban State Technological University, Krasnodar (Russia)

Abstract

Introduction: the article is devoted to the history of the emergence and development trend of resort fees in the Russian Federation and in foreign countries. Consideration of the essence of the resort fee, the mechanism of its calculation and payment. In the current conditions of economic development, the tourism sector is experiencing significant difficulties in financing its development. Local budgets do not provide funding for the tourism and recreation industry in volumes sufficient for its full functioning. In this regard, it was decided to introduce such a revenue item as a resort fee for certain territories of the Russian Federation defined by the legislation.

28

Materials and methods: the concept of the resort tax is considered as an object of taxation, statistics are presented on the amounts received from the resort tax to local budgets, the general requirements for the payment of this tax are analyzed, the history of the formation and development of resort payments in Russia and foreign countries is revealed. During the study, methods of analysis, generalization, synthesis and systematization were used. Results: in the scientific article, the content of concepts was studied: resort tax, rules, conditions and terms of payment, resort infrastructure, resort tax operator, regional aspect of levying resort tax. The effectiveness of the introduction and application of resort fees in the designated territories of the Russian Federation is considered. Discussion: the categories of resort tax payers are considered and delimited in detail and groups of tourists who are exempted from the resort tax are identified. The proceeds from the payment of the resort tax in the Russian Federation are analyzed, the analysis of the process of charging the resort tax abroad is presented.

Conclusion: the results of the study will increase the collection of resort fees, use the funds received to modernize the existing tourist and recreational infrastructure.

Keywords: budget revenues, country, experiment, local budget, payment amount, penalty for non-payment, regulatory framework, research, resort, resort tax, resort tax operator, tax rate, tourists, tourist and recreational infrastructure, tourist zone, tourist flow.

For citation: Alexandrova Z. P., Kalombo Mulamba V. I., Features of application of resort fee // Bulletin NGIEI. 2019. № 10 (101). P. 28-38.

Введение

Исторически сложилось, что во многих странах, обладающих привлекательным для туристов рекреационным комплексом, был введен курортный сбор - сумма, уплачиваемая туристами за посещение, проживание, отдых и лечение, которая варьируется в зависимости от конкретного города или страны. Курортный сбор не является налоговым платежом.

С 01.05.2018 г. Федеральным законом № 214-ФЗ от 29.07.2017 г. в Российской Федерации было предложено ввести курортный сбор в виде фиксированной платы с туристов в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае «в порядке эксперимента» до 31.12.2022 года [1]. Однако в Республике Крым введение данного платежа было перенесено на май 2019 года. В настоящий момент, по просьбе правительства Республики Крым, рассматривается вопрос об исключении ее из эксперимента.

Основной целью введения курортного сбора является пополнение местных бюджетов с целью развития инфраструктуры туристско-

рекреационных территорий, где он введен, проведение мероприятий пообустройству городской среды включая поддержание пляжных зон в надлежащем состоянии, реставрацию зданий в исторических центрах городов и т.д., поскольку увеличение потока отдыхающих находится в прямой зависимости от степени обустроенности курортной инфраструктуры. Считаем целесообразным проанализировать собираемость курортного сбора чего влияние на туристический бизнес в Российской Федерации.

Материалы и методы

Впервые в Российской Федерации курортный сбор был введен 12.12.1991 г., когда Президент РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О курортном сборе с физических лиц», разрешающий взимать с отдыхающих без путевок (за исключением детей, инвалидов, пенсионеров и др. льготных категорий граждан) сбор в размере до 5 % от МРОТ. Однако, данный сбор действовал только с 1992 по 2004 гг. и нередко не взимался из-за отсутствия должного контроля и в связи с тем, что рост размера МРОТ существенно отставал от инфляции [2].

В 2014-2016 гг. существенно возрос интерес российских и иностранных туристов к внутренним российским курортам, однако выяснилось, что средств для их функционирования явно недостаточно. Для поддержания конкурентоспособности российских курортов требуется модернизация, совершенствование и привлечение инвестиций в развитие не только комплексных инфраструктурных объектов, но и отдельных элементов туристско-рекреационных зон. Очевидно, что увеличению потока отдыхающих способствует благоустройство курортов, и курортный сбор, несомненно, станет существенным источником дополнительных доходов для данных территорий, так как количество отдыхающих намного превышает количество местных жителей, то и также увеличивается и бюджетная нагрузка, и затраты на восстановительные мероприятия по окончании курортного сезона. Поступления в местные бюджеты формируются только в основном за счет взимания налога на имущество физических лиц и земельного налога, в связи с этим для проведения мероприятий по обустройству террито-

рий необходимо введение курортного сбора и в других туристско-привлекательных регионах РФ.

Очевидно, что курортная отрасль в России еще не достигла сопоставимого результата «Цена = Качество», поэтому многие отпускники предпочитают заграничные туры отдыху на отечественных курортах. Данный платеж, называемый в народе «налог на отдых», дополнительным финансовым бременем накладывается на отдыхающих, что вызывает много негодований у туристов. Существует предположение, что взимание курортного сбор отвернет российских отпускников и те предпочтут отдых за рубежом. Однако, многие граждане не знают, что, приобретая путевки в туристических агенствах, поселяясь в гостиницах и отелях, хосте-лах, за рубежом их зачастую даже не уведомляют, что аналог нашего курортного сбора обязателен для уплаты в данном государстве или в отдельном городе, уже включен в стоимость путевки или номера в гостинице при заселении. И существует такой «туристический налог» уже долгий период времени, во

Франции и Италии, к примеру, он существует уже более 100 лет, а в Греции, как и в России, он был введен в 2018 г.

Каждое государство имеет свое особенное законодательство в области туризма. В таблице 1 рассмотрим категории налогоплательщиков и сумму налоговой ставки для туристов в различных странах [3].

Каждая страна устанавливает разный размер платежа для туристов, который взимается в зависимости: от стоимости платы за номер гостиницы, количества дней пребывания в стране, въезд и (или) выезд из страны и от класса обслуживания транспортной компанией. Среди рассматриваемых стран чаще всего применяется платеж, взимаемый с туристов в зависимости от количества дней нахождения на территории данного государства. В этом случае самый высокий сбор встречается в Италии, где за один день пребывания в стране турист может отдать до 5 евро, и Доминиканской Республике, а наименьший - 0,3 евро в Литве [4].

Таблица 1. Категория налогоплательщиков и сумма налоговой ставки для туристов Table 1. Category of tourists and the amount of fee

Страна/ Country Плательщики сбора/ Fee Payers Размер платежа/ Payment Amount

1 2 3

Барбадос/ Barbados

Бельгия/ Belgium

Венгрия/ Hungary Вьетнам/ Vietnam

Германия/ Germany

Доминиканская Республика/ Dominican Египет/ Egypt

1 налог: за каждые сутки пребывания на острове; 2 налог: убывающие с острова туристы /

1 tax: for each day of stay on the island;

2 tax: tourists departing from the island

С туристов взимается налоговый сбор в зависимости класса гостиницы/ Tourists are taxed according to the class of the hotel

Налог не взимаются с туристов не достигших 18 лет/ Tax is not levied on tourists under 18 years old Туристы любых возрастов, посетившие страну/

Tourists of all ages who visited the country Туристы любых возрастов, посетившие страну, кроме командированных/ Tourists of all ages who visited the country

Налог не взимается с детей младше 2 лет и транзитных пассажиров / Tax is not levied on children under 2 years of age and transit passengers

Туристы любых возрастов, посетившие страну/ Tourists of all ages who have visited the country

- от 2,5 до 10 долларов (в зависимости от категории отеля / from 2,5 to 10 dollars

(depending on the category of hotel);

- 70 долларов за вылет из страны (будет введен с октября) / $ 70 per departure from

the country since October 2,15-8,75 евро (в зависимости от стоимости платы за номер гостиницы) / 2,15-8,75 euros (depending on the cost of the hotel room free) 4 % (от стоимости платы номера гостиницы) / 4% (of the cost of the hotel room fee) 1 доллар (за сутки пребывания в стране) / 1 dollar (per day stay in the country) 5 % (от стоимости платы за номер гостиницы), зависит от города / 5% (of the cost of payment for hotel room)

20 долларов (10 - за въезде 10 долларов за выезд из страны) / Republic $ 20 (10 - for entry and $ 10 for departure from the country)

7 долларов (при въезде в страну)/ $ 7 (at the entrance to the country)

Окончание таблицы 1 / End of table 1

3

Испания/ Spain

Италия/ Italy

Литва/ Lithuania Мальдивы / Maldives

Марокко/ Morocco

Нидерланды/ Netherlands

ОАЭ/ UAE

Португалия/ Portugal

Франция/ France

Чехия/ Czech Republic

Абхазия/ Abkhazia

Туристы любых возрастов, посетившие страну/ Tourists of all ages who visited the country

Туристы, находящиеся в курортных зонах

(на текущий момент их 25) / Tourists located in resort areas (currently 25)

Туристы любых возрастов, посетившие страну/

Tourists of all ages who visited the country Туристы любых возрастов, посетившие страну/ Tourists of all ages who have visited the country

Туристы, пользующиеся услугами авиакомпаний/ Tourists using the services of airlines

Туристы любых возрастов, посетившие страну/ Tourists of all ages who visited the country

Туристы любых возрастов, посетившие страну, при заселении в отель/ Tourists of all ages who have visited the country

Налог не взимается с детей младше 13 лет/ Tax is not applicable for children under 13 years old

Туристы любых возрастов, посетившие страну, кроме несовершеннолетних, сезонных мигрантов и тех, кто приехал в страну для подработки/ Tourists of all ages who visited the country, except minors, seasonal migrants and those who came to the country for parttime work

Туристы любых возрастов, посетившие страну/ Tourists of all ages who have visited the country

Иностранные туристы старше 14 лет, посетившие страну на срок дольше 3 суток, оплачивают по месту проживания в отеле, гостинице или частном секторе. Иногда сумма сбора включается в стоимость гостиничного номера или путёвки. Освобождаются прибывшие в командировку / Foreign tourists over 14 years of age, having visited the country for a period longer than 3 days, pay at the place of residence in the hotel, hotel or private sector. Sometimes the amount of the fee is included in the price of a hotel room or ticket. Citizens arriving on a business trip are exempted from payment

0,45-2,25 (за каждые сутки пребывания в стране) в зависимости от возраста туриста, класса гостиницы, сезона, срока пребывания / 0,45-2,25 (for each day of stay in the country) depending on the age of the tourist,

class of hotel, season, length of stay 1-7евро (за сутки пребывания в стране) в зависимости от возраста туриста / 1-7 euros (per day stay in the country) depending on the age of the tourist 0,3 евро (за сутки пребывания в стране) / 0,3 euros (per day stay in the country) 8 долларов (за въезд в страну) / $8 (for entry into the country) 9-36 евро (в зависимости от класса обслуживания на рейсе, уплачивается при выезде) / 9-36 euros (depending on the class of service on the flight, paid upon departure) 5 % (от стоимости платы за номер гостиницы), от 6 до 10 евро при посещении Амстердама / 5 % (of the cost of the hotel room fee), from 6 to 10 euros when visiting Amsterdam 1,9-5,5 долларов (за сутки пребывания в стране) / 1,9-5,5 dollars (per day stay in the country)

1 евро (за сутки пребывания в стране)/ 1 euro (per night in the country)

8 евро (за сутки пребывания в стране)/ 8 euros (per day of stay in the country)

0,5 евро (за сутки пребывания в стране)/ 0,5 euro (per day stay in the country)

30 руб. (единовременно за период проживания). При продолжении проживания более 3-х месяцев, сбор в размере 30 руб. уплачивается повторно/ 30 rubles (once for the period of residence). If you continue your stay for more than 3 months, a fee of 30 rubles is paid again

1

2

Окончание таблицы 1 / End of table 1

2

3

Россия/ Russia

Взимается только с совершеннолетних туристов, приехавших на данную территорию более, чем на 1 сутки. Освобождены от уплаты социальные льготники и поселившиеся участных

владельцев / Is charged only from adult tourists who have arrived in this territory for more than 1 day. Exempted from social benefits and settled with private owners.

- 10 руб. в курортных городах Краснодарского края / 10 rubles in the resort cities of the Krasnodar Territory; - 50 руб. в Алтайском крае на курорте Белокуриха /50 rubles in the Altai Territory

in the resort of Belokurikha; - 50 руб. на курортах Минеральных Вод в Ставропольском крае / 50 rubles at the resorts of Mieralnye Vody in the Stavropol Territory

Источник: составлено автором на основеэлектронных ресурсов 3, 4.

Наблюдается стабильная тенденция увеличения количества государств,взимающих платеж с туристов, прибывающих в страну. Чаще всего преобладает вариант взимания туристического налога при заселении в гостиницы и за каждые сутки проживания, а в некоторых государствах и повторно. А также возрастает и сумма за ежедневное пребывание в данном государстве. В большинстве стран возраст туриста не является освобождением для уплаты курортного сбора.

Современной нормативно-правовой базой установлено, что данный платеж должны взимать операторы курортного сбора, так как сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения. Оператором курортного сбора признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который в соответствии с законодательством РФ предоставляет гостиничные услуги, услуги по временному коллективному или индивидуальному размещению частного характера, в том числе обеспечение временного проживания как российских, так и иностранных отдыхающих [5].

Результаты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно данных агенства Интерфакс-туризм, с начала взимания курортного сбора на территории субъектов-участников эксперимента прошло уже более года. Первоначальная сумма сбора была установлена в 2018 г. в Краснодарском крае в размере 10 руб, в Алтайском крае - 30 руб., в Ставропольском крае - 50 руб., а уже в 2019 г. плата повысилась в Алтайском крае до 50 рублей и в дальнейшем будет увеличение до 100 рублей за одни сутки фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения.

В соответствии со статистическими данными, в 2018 г. туристы в Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях заплатили около 313 млн руб

курортного сбора, в текущем году уже собрано более 360 млн руб, что безусловно, существенно увеличивает возможности местных органов власти в плане улучшения инфраструктуры, озеленения скверов, восстановления покрытия набережных и т. д. Увеличивается и количество операторов курортного сбора - на сегодняшний день их уже более 3 тысяч [6].

Курортный сбор взимается не только летом, а в течение всего года. Поступившие от курортного сбора средства аккумулируются в специально созданном фонде, а затем в том же объеме, в каком поступили, возвращаются в муниципалитет в виде субсидии и должны быть потрачены только на благоустройство территорий, проектирование и строительство новых объектов. Как распорядиться собранными деньгами, решают жители и гости прибрежных поселений в ходе открытых мини-референдумов [7].

В 2019 г. в Краснодарском крае реестре операторов курортного сбора было зарегистрировано около 5,5 тысяч отелей, гостевых домов, баз отдыха и прочих объектов размещения. В Министерствах курортов края разработали актуальную версию реестра, которой можно воспользоваться на сайте и получить достоверную информацию об операторе. В Ставропольском крае их количество составляет 355, на Алтае - 35 [8].

Не все отдыхающие граждане согласны добровольно уплачивать данный вид платежа. По информации руководителя дирекции санаториев Бело-курихи за 8 месяцев 2018 г. было только 50 отказов уплатить курортный сбор, а за первые 4 месяца 2019 г. их было 152.

Если турист не желает уплачивать курортный сбор, оператор должен предупредить его обадминистративной ответственности ипредло-жить заполнить форму отказа. Штраф занеуплату сбора составляет от 500 до 2 тыс. рублей. Если от-

1

дыхающий не хочет подписывать отказ, гостиница составляет соответствующий акт. При отказе туриста подписывать и этот акт оператор делает в нем соответствующую отметку. Затем в течение 5 рабочих дней гостиница уведомляет региональное Министерство туризма о невозможности удержания курортного сбора с постояльца, а оно, в свою очередь, возбуждает дело об административном правонарушении. С момента отказа туриста заплатить сбор до привлечения его к административной ответственности может пройти до 2 месяцев. После привлечения кответственности данному физическому лицу дается еще 60 дней на добровольную уплату штрафа. При этом заплатить придется и штраф, и сумму курортного сбора.

С одной стороны, гостинице невыгодно портить свою репутацию, выясняя отношения с постояльцами из-за таких небольших сумм, тем более операторы особой выгоды свзимания сбора не получают. С другой стороны, для операторов курортного сбора также предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка и сроков

исчисления, взимания и перечисления сбора в краевой бюджет.

В нормативно-правовой базе предусмотрено наказание для физических и юридических лиц за нарушение законодательства по уплате курортного сбора.

В Краснодарском крае неисполнение плательщиками обязанности по уплате курортного сбора курортного сбора наказывается наложением административного штрафа на граждан в размере от 500 до 2 тыс. рублей. В случае нарушения оператором курортного сбора порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в краевой бюджет курортного сбора - предусматривается наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. Непредставление или несвоевременное представление операторами курортного сбора в органы местного самоуправления необходимых сведений, или представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде -влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тыс. рублей [9].

Таблица 2. Размер штрафа и ответственные лица за взимание курортного сбора Table 2. The amount of the fine and the persons responsible for the collection of the resort fee

Страна/ Country Ответственный за взимание платежа/ Responsible For charging Размер штрафа/ Finesize

1 2 3

Абхазия / Abkhazia

Испания/ Spain

Россия/ Russia

Местные подразделения государственных органов регистрационного учёта, организации любых форм собственности, уполномоченные регистрировать отдыхающих. Фактически уплачивается в гостинице при поселении/ Local units of state registration authorities, organizations of any form of ownership, authorized to register vacationers. Actually paid at the hotel upon check-in Туристические учреждения и посредники, предоставляющие услуги по поиску отпускного жилья / Travel agencies and holiday accommodation brokers

Операторы курортного сбора / Resortfee operators

Срок исковой давности 3 года, взыскивается в судебном порядке: 30 руб. за каждые 3 месяца пребывания в стране, а также сумму штрафа в размере 30 руб. При условии, что турист - злостным неплательщик, сумма штрафа утраивается (30 руб сбора + двойной штраф)/ he limitation period is 3 years, is recoverable in court: 30 rubles for every 3 months of stay in the country, as well as a fine of 30 rubles. Provided that the tourist is a malicious payer, the amount of the fine is tripled (30 rubles of collection + double fine)

До 300 % от суммы неуплаченного налога. Минимальный размер штрафа за неуплату или недоперечисление курортного платежа - 600 евро для тех, кто утаил от государства не более 10 % от подлежащей уплате суммы. При превышении этой суммы штраф увеличит сядо 2000 евро. / Up to 300 % of the amount of unpaid tax. The minimum penalty for non-payment or under-payment of resort payments is 600 euros for those who withheld from the state no more than 10% of the amount payable. If this amount is exceeded, the fine will increase to 2,000 euros

Административный штраф на граждан в размере от 500 до 2 тыс. рублей, на Операторов курортного сбора - от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. Приповторномнарушении - до 15 тыс. и 50 тыс. рублейсоответственно. / Administrative fine on citizens in the amount of 500 to 2 thousand rubles, on Resort fee operators - from 5 thousand to 15 thousand rubles. In case of repeated violation - up to 15 thousand and 50 thousand rubles, respectively

Окончание таблицы 1 / End of table 1

1 2 3

Черногория / Montenegro Уплата сбора и регистрация происходит в почтовых отделениях, в банках, а также непосредственно в офисах туристической организаций/ Payment of fees and registration takes place at post offices, banks, as well as directly at the offices of tourism organizations Штраф за неуплату и отсутствие регистрации - 200 евро / The penalty for non-payment and lack of registration is 200 euros

Источник: составлено автором на основе электронных ресурсов [12; 13; 14].

ра закона Краснодарского края об административ-

Нарушение операторами и плательщиками курортного сбора Закона и нормативных правовых актов Алтайского края, связанных с введением курортного сбора, регулируется законом Алтайского края об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края. Неправомерное удержание, неперечисление, несвоевременное или неполное перечисление данного платежа в краевой бюджет сроком до 30 календарных дней предусматривает наложение на оператора курортного сбора штрафа в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от суммы курортного сбора, подлежащей перечислению в краевой бюджет, за каждый календарный день просрочки. В случае превышения 30 календарных дней размер штрафа составит 1/150 ключевой ставки Банка России, действующей в период начиная с 31 календарного дня такой просрочки, от суммы, подлежащей перечислению в краевой бюджет, за каждый календарный день просрочки [10].

Относительно нарушений положения Закона и иных нормативных правовых актов Ставропольского края, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет Ставропольского края устанавливается и регулируется в соответствии с Законом Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» и выражается в штрафе в размере от 500 до 2 тыс. рублей [11].

В таблице 2 рассмотрим меры ответственности за нарушение законодательства, связанные с уплатой туристического налога в разных странах.

Многие физические лица не относятся серьезно к полученным счетам по уплате данного сбора и уезжая из мест отдыха, надеются, что дома административные штрафы их не настигнут. Однако, как демонстрирует практика и отчеты министерств, к ответственности туристов привлекают, и, довольно часто. Так, только в г. Сочи в 2018 г. постатье оне-исполнении обязанности по уплате курортного сбо-

ных правонарушениях было составлено 266 протоколов, вынесено 263 постановления оштрафах на общую сумму 133 тыс. рублей. К сожалению, к концу года изних было уплачено только 11,5 тыс. рублей. Всего с начала внедрения эксперимента в Краснодарском крае от обязанности уплаты курортного сбора отказались около 600 туристов, и, соответственно, они будут оштрафованы на суммы от 500 до 2 тыс. рублей на основании соответствующего краевого законодательства [15].

Обсуждение

Таким образом, введение курортного сбора будет иметь только положительный эффект. Во-первых, подобные налоги и сборы существуют в большинстве стран уже давно, во-вторых, предполагаемая величина сбора не существенна при цене нынешних туристических путевок, в-третьих, это позволит сформировать курортный фонд, который бы развивал инфраструктуру туризма, это особенно действенно, когда в стране слабый приток инвестиций. Проведенная сравнительная характеристика налогообложения туристического бизнеса в зарубежных странах показала, что курортный сбор может именоваться по-разному, но так или иначе туристы его уплачивают. Вполне вероятно, что поступающий объем средств от таких сборов позволяет странам предоставлять инвесторам многочисленные льготы и преференции. Поэтому введение курортного сбора в России позволит также сформировать дополнительные условия для инвесторов, которые готовы инвестировать в развитие туризма страны.

Существуют категории физических лиц, которые законодательно освобождены от уплаты курортного сбора. В основном это граждане, проживающие в регионе проведения эксперимента, или приехавшие туда на обучение и в основном этот список составляют льготные категории физических лиц, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ. Перечень льготников, с которых курортный сбор не взимается, достаточно широкий. В Краснодарском крае это 20 различных категорий физических лиц -19 из них предусмотрено федеральным законом, а ещё одна категория - краевым законодательством

[16]. В 2018 году количество выплачивающих курортного сбора на Кубани превысило 1,56 млн человек, 318 тыс. граждан были освобождены от его уплаты. Фактически в краевой бюджет по итогам первого года эксперимента поступили 109,3 млн рублей при том, что, по прогнозам, сумма поступлений должна была составить 70 млн рублей [17].

Заключение

Введение курортного сбора на территориях обусловленных регионов Российской Федерации не отпугнуло и не сократило поток отдыхающих. Анализируя ситуацию с реальным пополнением бюджетов тех городов, где был проведен данный эксперимент, ряд регионов, включая Кемеровскую, Новосибирскую области, Приморский край, Карачаево-Черкесию, также пожелали ввести на своей территории курортный сбор. Однако это невозможно будет сделать до момента, пока не завершится эксперимент, т. е. только в 2022 году [18].

В целом регионы хорошо оценили нововведения и их результаты. Так, по мнению главы Ставропольского края Владимира Владимирова, ожидается увеличение поступлений от курортного сбора до 300 млн руб.,за счет роста турпотока в регион Кавказские Минеральные Воды. В 2018 году в рамках эксперимента по курортному сбору в бюджет реги-онапоступило 185,5 млн руб. Предыдущий прогноз властей региона по поступлениям от курортного сбора в 2019 г. - 250 млн руб. Таким образом, ожидается, что по итогам текущего года объем поступлений будет увеличен в 1,6 раза [19].

Несмотря на то, что в Краснодарском крае установлен минимальный курортный сбор - всего 10 руб. в день, поступления от него прогнозируются на уровне 150 млн руб. и это в 1,5 раза больше, чем

в 2018 г. Ожидалось, что всего по итогам года сумма курортного сбора составит около 70 млн руб. По данным на декабрь 2018 г. в бюджет поступило более 100 млн руб. курортного сбора. На 2019 г. было запланировано 150 млн руб. [20].

В бюджет Алтайского края в первом квартале 2019 г. поступило 11 млн руб средств курортного сбора. Всего с начала экспериментав Фонд развития курортной инфраструктуры края перечислили 31,6 млн руб. [21].

Однако многие жители территорий, где проводится данный эксперимент, опасаются, что увеличение размера данного платежаотвернет многих российских и иностранных туристов от наших курортов: депутаты города-курорта Белокурихи, опасаясь снижения его привлекательности и популярности среди туристов, хотят снизить тариф и вернуть напрежний уровень.

В плане мероприятий по собираемости данного сбора необходимо более усовершенствовать схему по их начислению и уплате: после заселения и оплаты проживания вам дадут квитанцию, однако проверять их оплату дома попросту некому. В2018 г. появилась информация о том, что власти Кубани начнут отправлять «ревизоров» вгостиницы, которые будут требовать от отдыхающих подтверждения уплаты курортного сбора [22]. Однако досих пор этим никто незанимается и внедрение «ревизоров» пока не анонсировалось.

Не все гладко происходит с уплатой курортного сбора и за рубежом, несмотря на то, что во многих странах курортный сбор был введен гораздо раньше, чем в РФ. Многие отели, гостиницы взимают несоразмерно высокую плату и не предоставляют оговоренный перечень услуг [23].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.07.2017 г.№ 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 221174&fld=134&dst=100054,0&md=0.23293057499728587#08099225021866767 (дата обращения 8 июля 2019 г.).

2. Закон РСФСР от 12.12.1991 г. № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178/.

3. Туристический налог: сколько платить и в каких странах? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eg.ru/society/566865-turisticheskiy-nalog-skolko-platit-i-v-kakih-stranah/ (дата обращения 12 июля 2019 г.).

4. В каких странах берут курортный сбор и как его платить [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/travel_tips/advice/53682/.

5. Кто признается оператором КС? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.klerk.ru/buh/ articles/484863.

6. Около 250 млн рублей курортного сбора заплатили туристы в России с начала года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/61026/ (дата обращения 18 июля 2019 г.).

7. В селе Небуге приступили к работам по благоустройству на средства от курортного сбора [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tuapseregion.ru/adm/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1% 80%D0%BC%D0%B0%D 1%86%D0%B8%D 1 %8F/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1 %81%D 1%82%D 0%В8/36684/(дата обращения 15 июля 2019 г.).

8. Курортный сбор в Краснодарском крае в 2019 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/newsment/kurortnyi-sbor-v-krasnodarskom-krae-v-2019-godu5cadf7b5fd077400b2e0837

9. Закон Краснодарского края от 27.11.2017 г. № 3690-K3 «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края» и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях»» Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 22.11.2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www .minkavkaz.gov.ru/kurortnyy-sbor/pdf/zakon_kk .pdf.

10. Закон Алтайского края от 1.11.2017 г. № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minkavkaz.gov.ru/ kurortnyy-sbor/pdf/zakon_ak.pdf.

11. Закон Ставропольского края от 8.12.2017 г. № 130-кз «О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minkavkaz.gov.ru/kurortnyy-sbor/pdf/zakon_sk.pdf.

12. Д. А. Дружинин Курортный сбор в Абхазии 2019: сколько стоит и как оплатить [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://100migrantov.ru/vnzh/strana/kurortnyj-sbor-v-abhazii.html.

13. Женералитат вводит штрафы за неуплату туристического налога и поднимает его ставки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://espanarusa.com/ru/news/article/595052.

14. Турсбор в Черногории - от А до Я [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://montegora.ru/turisticheskij-sbor-v-chernogorii.html.

15. Огурцова Е. Курортный обман: чем грозит неуплата туристического сбора [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.klerk.ru/buh/articles/485828/.

16. Курортный сбор в Краснодарском крае в 2019 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://newsment.ru/context/kurortnyj-sbor-v-krasnodarskom-krae-v-2019-godu/.

17. На Кубани 600 человек оплатят штраф за неуплату курортного сбора. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6680851?keepThis=true&TB_iframe=true&height=500&width=1100&caption= %D0%A2%D0%90%D0%A 1%D0%A 1.

18. М. Воскресенский, Глава Минкавказа: многие регионы интересуются введением курортного сбора. РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20190911/1558569070.html?utm_source= yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews.

19. Ставрополье в 2019 году рассчитывает на увеличение поступлений от курортного сбора в 1,6 раза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/62502/.

20. Кубань рассчитывает, что поступления от курортного сбора в 2019 году вырастут в 1,5 раза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5936454/.

21. 11 миллионов рублей средств курортного сбора пополнили бюджет Алтайского края в первом квартале 2019 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www.altairegion22.ru/territory/regions/ beloku-rikha/news?ELEMENT_ID=774275( 19 апреля 2019 г.).

22. Оплату курортного сбора на Кубани начнут контролировать ревизоры. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.yaplakal.com/forum3/topic1851150.html.

23. Paying a 'Resort Fee' When You're Not at a Resort. Jane L. Levere. [Электронный ресурс] Режим доступа: //https://www.nytimes.com/2018/10/22/business/luxury-hotels-urban-areas-cities.html (Oct. 22, 2018).

Дата поступления статьи в редакцию 22.07.2019, принята к публикации 21.08.2019.

Информация об авторах:

Александрова Жанна Павловна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Рыночные и государственные институты»

Адрес: Кубанский государственный технологический университет, 350072, г. Краснодар, ул. Московская, д. 2. E-mail: jane_alexandrova@mail.ru Spine-код: 8473-7902

Каломбо Муламба Виктория Имадовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Рыночные и государственные институты»

Адрес: Кубанский государственный технологический университет, 350072, г. Краснодар, ул. Московская, д. 2. E-mail: V.I.KalomboMulamba@yandex.ru Spine-код: 9724-4460

Заявленный вклад авторов: Александрова Жанна Павловна: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Каломбо Муламба Виктория Имадовна: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Federal'nyyzakonot 29.07.2017 g. № 214-FZ «O provedenii eksperimenta po razvitiyu kurortnoy infrastruktury v Respublike Krym, Altayskom kraye, Krasnodarskom kraye i Stavropol'skom kraye», [Elektronnyy resurs]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221174&fld=134&dst=1 00054,0&rnd=0.23293057499728587#08099225021866767 (data obrashcheniya 8 iyulya 2019 g.).

2. Zakon RSFSR ot 12.12.1991 g. No. 2018-1 «O kurortnomsbore s fizicheskikhlits», [Elektronnyy resurs]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178

3. Turisticheskiy nalog: skol'koplatit' i v kakikh stranakh? [Elektronnyy resurs]. Available at: https://www.eg.ru/society/566865-turisticheskiy-nalog-skolko-platit-i-v-kakih-stranah/ (data obrashcheniya 12 iyulya 2019 g.).

4. V kakikh stranakh berut kurortnyy sbo ikak ego platit' [Elektronnyy resurs]. Available at: https://tourism.interfax.ru/ru/travel_tips/advice/53682/.

5. Kto priznayetsya operatorom KS? [Elektronnyy resurs]. Available at: https://www.klerk.ru/buh/article s/484863.

6. Okolo 250 mln rubley kurortnogo sbora zaplatili turisty v Rossii s nachala goda, [Elektronnyy resurs]. Available at: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/61026/ (data obrashcheniya 18 iyulya 2019 g.).

7. V sele Nebuge pristupili k rabotam po blagoustroystvu na sredstva ot kurortnogo sbora, [Elektronnyy resurs]. Available at: https://tuapseregion.ru/adm/%D0%B8%D0%BD%D 1 %84%D0%BE%D 1%80%D0%BC%D0% B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/36684/(data obrashcheniya 15 iyulya 2019 g.).

8. Kurortnyysbor v Krasnodarskomkraye v 2019 godu, [Elektronnyy resurs]. Available at: https://zen.yandex.ru/media/newsment/kurortnyi-sbor-v-krasnodarskom-krae-v-2019-godu5cadf7b5fd077400b2e083c

9. Zakon Krasnodarskogo kraya ot 27.11.2017 g. No. 3690-KZ «O vvedenii kurortnogo sbora na territorii Kras-nodarskogo kraya i vnesenii izmeneniy v Zakon Krasnodarskogo kraya «Ob administrativnykh pravonarusheniyakh» Prinyat Zakon o datel'nym Sobraniyem Krasnodarskogo kraya 22.11.2017 g. [Elektronnyy resurs]. Available at: http : //www.minkavkaz.gov.ru/kurortnyy-sbor/pdf/zakon_kk .pdf.

10. Zakon Altayskogo kraya ot 1.11.2017 g. No. 76-ZS «O vvedenii platy zapol'zovaniyekurortnoy infra-strukturoy v Altayskomkraye» [Elektronnyy resurs]. Available at: http://www.minkavkaz.gov.ru/kurortnyy-sbor/pdf/zakon_ak.pdf.

11. Zakon Stavropol'skogo kraya ot 8.12.2017 g. No. 130-kz «O nekotorykh voprosakh provedeniya eksperimenta porazvitiyu kurortnoy infrastruktury v Stavropol'skom kraye» [Elektronnyy resurs]. Available at: http://www.minkavkaz.gov.ru/kurortnyy-sbor/pdf/zakon_sk.pdf.

12. Druzhinin D. A. Kurortnyysbor v Abkhazii 2019: skol'kostoitika ko platit' [Elektronnyy resurs]. Available at: https://100migrantov.ru/vnzh/strana/kurortnyj -sbor-v-abhazii.html

13. Zheneralitat vvodit shtrafy za neuplatu turisticheskogo naloga I podnimayetye gostavki. [Elekronnyy resurs]. Available at: https://espanarusa.com/ru/news/article/595052

14. Tursbor v Chernogorii - ot A do YA. [Elektronnyy resurs]. Available at: https://montegora.ru/turisticheskij-sbor-v-chernogorii.html

15. Kurortnyy obman: chem. Grozit neuplata turisticheskogo sbora. Ye. Ogurtsova. [Elektronnyy resurs]. Available at: https://www.klerk.ru/buh/articles/485828/.

Вестник НГИЭИ. 2019. № 10 (101)

16. Kurortnyy sbor v Krasnodarskomkraye v 2019 godu. [Elektronnyy resurs]. Available at: https://newsment.ru/context/kurortnyj-sbor-v-krasnodarskom-krae-v-2019-godu/

17. Na Kubani 600 chelovek oplaty at shtraf za neuplatu kurortnogo sbora. [Elektronnyy resurs]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/6680851?keepThis=true&TB_iframe=true&height=500&width=1100&caption=%D0%A2% D0%90%D0%A 1 %D0%A 1.

18. Glava Minkavkaza: mnogiye region interesuyutsya vvedeniyem kurortnogo sbora. M. Voskresenskiy RIA Novosti. [Elektronnyy resurs]. Available at: https://ria.ru/20190911/1558569070.html?utm_source=yxnews& utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews.

19. Stavropol'ye v 2019 godu rasschityvayet na uvelicheniye postupleniy ot kurortnogo sbora v 1,6 raza. [Elektronnyy resurs]. Available at: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/62502/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Kuban' rasschityvayet, chto postupleniya ot kurortnogo sbora v 2019 godu vyrastut v 1,5 raza. [Elektronnyy resurs]. Available at: https://tass.ru/ekonomika/5936454

21. 11 millionov rubley sredstv kurortnogo sbora popolnili byudzhet Altayskogo kraya v pervom kvartale 2019 g. [Elektronnyy resurs]. Available at: https://www.altairegion22.ru/territory/regions/belokurikha/?ELEMENT_I D=77427 5 (19 aprelya 2019 g.)

22. Oplatu kurortnogo sbora na Kubani nachnut kontrolirovat' revizory. [Elektronnyy resurs]. Available at: https://www.yaplakal.com/forum3/topic1851150.html.

23. Paying a 'Resort Fee' When You're Not at a Resort. Jane L. Levere. [Elektronnyy resurs]. Available at: https://www.nytimes.com/2018/10/22/business/luxury-hotels-urban-areas-cities.html (Oct. 22, 2018).

Submitted 22.07.2019; revised 21.08.2019.

About the authors:

Zhаnna P. Alexandrova, Ph. D. (Sociology), associate professor of the chair «Market and state institutions» Address: 350089, Russia, Krasnodar, Moskovskaya Str., 2 E-mail: jane_alexandrova@mail.ru Spin-code: 8473-7902

Victoria I. Kalombo Mulamba, Ph. D. (Economics), associate professor of the chair «Market and state institutions» Address: 350089, Russia,Krasnodar, Moskovskaya Str., 2 E-mail: V.I.KalomboMulamba@yandex.ru Spin-code: 9724-4460

Contribution of the authors: Zhаnna P. Alexandrova: managed the research project, analysing and supplementing the text. Victoria I. Kalombo Mulamba: collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.

All authors have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.