Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА: ОБЗОР, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА: ОБЗОР, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ / КУРОРТНЫЙ СБОР / РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрижкина Валентина Николаевна, Шлегель Ангелина Алексеевна

В статье рассмотрена практика использования курортного сбора, как один из методов увеличения дохода бюджета. Проведен обзор размеров и условий использования курортных сборов как в практике европейских государств, стран Африки, бывшего СНГ, особое внимание уделено прядку уплаты курортного сбора в Республике Крым, во время нахождения данной территории в составе р. Украины. Рассмотрены также основные проблемы, план, порядок интеграции и дальнейшего использования курортного сбора на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICES OF APPLICATION OF RESORTFEE: REVIEW, PROBLEMS, PROSPECTS

The article discusses the practice of using a resort fee as one of the methods to increase the budget revenue. The size and conditions for the use of resort fees in the practice of European countries, countries of Africa, and CIS have been reviewed; special attention has been paid to the procedure for paying a resort fee in the Republic of Crimea, while being the territory of Ukraine. The main problems, the plan, and the order of integration and further use of the resort fee in the territory of the Russian Federation are also considered.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА: ОБЗОР, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

215JH

2017 ^■

УДК 338.26

Валентина Николаевна Стрижкина, доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук

Ангелина Алексеевна Шлегель, магистрант кафедры региональной экономики и управления, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия)

В статье рассмотрена практика использования курортного сбора, как один из методов увеличения дохода бюджета. Проведен обзор размеров и условий использования курортных сборов как в практике европейских государств, стран Африки, бывшего СНГ, особое внимание уделено прядку уплаты курортного сбора в Республике Крым, во время нахождения данной территории в составе р. Украины. Рассмотрены также основные проблемы, план, порядок интеграции и дальнейшего использования курортного сбора на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: налоговые доходы бюджетов, курортный сбор, региональные бюджеты, стратегия развития регионов, государственно-правовое реформирование.

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА: ОБЗОР, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

PRACTICES OF APPLICATION OF RESORT FEE: REVIEW, PROBLEMS, PROSPECTS

В настоящее время Российская Федерация переживает период реформ, затрагивающий все сферы управления, в том числе сферу налогообложения, без чего не может существовать ни одно государство. Указанные реформы направлены, прежде всего, на усовершенствование и развитие налоговых правоотношений, экономическое развитие Российской Федерации в целом и ее субъектов, что достигается путем грамотно выстроенной и слаженной системы налогов и сборов.

Задача повышения налоговых доходов региональных бюджетов должна решаться путем совершенствования механизмов взимания имеющихся налогов и улучшения налогового администрирования. Одним из направлений такого совершенствования является введение курортного сбора. Известно, что такого рода фискальный инструмент применяется во многих развитых странах мира, на территории которых имеются курортные регионы.

Что касается туристов, то, выбирая курорт для своего отдыха, они делают вклад в развитие региона. Однако чтобы добиться большего потока отдыхающих и соответствовать международным стандартам в сфере гостеприимства и туризма, необходимо совершить ряд мероприятий: улучшить инфраструктуру, устранить недостатки сервиса, информационного обеспечения, благоустройства региона в целом. Для того чтобы хотя бы приблизиться к этим стандартам и создать благоприятную инфраструктуру, необходимы дополнительные средства. Этими средствами могут стать сборы от отдыхающих туристов.

Курортный сбор - разновидность сборов, устанавливаемых государством в курортной местности!.. Правовой основой уплаты курортного сбора являются законодательные акты, например, Закон РСФСР «О курортном сборе с физических лиц» от 12.12.1991 № 2018-1 и соответствующий нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления.

В качестве плательщиков курортного сбора выступают физические лица, прибывающие в курортную местность. Перечень населенных пунктов, относимых к категории курортной местности, устанавливается государством. В соответствующих нормативных актах устанавливаются:

- размер ставки курортного сбора;

- порядок уплаты курортного сбора;

- льготы по уплате курортного сбора.

С 2004 г. Закон РСФСР «О курортном сборе с физических лиц» от 12.12.1991 № 2018-1 утратил силу. В 2015 г. в СМИ появились предположения, что курортный сбор может быть снова введен в России через несколько лет.

22 сентября 2016 г. на сайте Президента РФ было объявлено, что Владимир Путин поручил Правительству до 1 марта 2017 г. внести в российское законодательство изменения, предусматривающие введение курортного сбора.

В Евросоюзе сегодня насчитывается 14 стран, в налоговом своде

которых подобная статья платежей в казну имеется. 11 государств ЕС уверены в том, что им это не надо, остальные пока размышляют, к какому решению склониться. Существует такой налог и в США, хотя многие наши соотечественники, отправляясь в Нью-Йорк, Сан-Франциско или Майами, даже и не подозревают, что налог этот уплачивают. Причем иногда дважды - первый раз при въезде в страну и второй при устройстве в гостиницу (правда, это правило действует не во всех).

Туристический налог далеко не всегда выведен для туриста отдельной строкой - часто он прячется в визовых или гостиничных платежах, а также авиабилетах.

Теоретически деньги, полученные в виде этого сбора, должны идти в фонды развития того же самого туризма и сохранения национального наследия (содержания и поддержания достопримечательностей, которые и привлекают туристов ехать на них любоваться).

В мире различают 2 вида монетизации курортного сбора - азиатский

и европейский. В азиатском стиле турист платит фиксированную сумму в сутки или процент от стоимости услуг отельеру. В европейском же в стоимость тура входит курортный сбор. Так деньги распределяются между туроператором, отельером и регионом2.

Общая картина представлена в таблице 1, в которой указано соответствие между странами, условиями, порядком исчисления и размером курортного сбора, а также приведение сумм в рубли по курсу на 31 марта 2017 г.

Таблица 1

Условия и правила использования курортного сбора в различных странах

Страна Условия Сумма Сумма в рублях

Куба При отъезде из страны с каждого туриста 22 € 1397

Мексика Перед отлетом От 50€ до 60€ От 3175 до 3811

Доминиканская За въезд 10 $ 600

Республика за выезд 20 $ 1200

ОАЭ в сутки за номер От 1,4€ до 4€ От 88,92 до 254

Марокко Включается в стоимость авиабилетов:

для пассажиров эконом-класса и 9 € 571,66

для тех, кто путешествует бизнес-классом 36 € 2286,66

Египет С гостя за въезд в страну 25 € 1587,96

Тунис За ночь с человека 2 € 127

Швейцария Каждый кантон имеет право определять собственную налоговую модель. В некоторых городах существуют два и даже три тарифа разного уровня

США за въезд в страну. 14 $ 842,26

5-7,5% от суммы счета-фактуры В Нью-Йорке, например, 3 $ 180,48

Мальта С человека за въезд в страну 3,5 € 222,31

Словения За ночь с человека. Ставка зависит от количества звезд гостиницы и категории города, в котором она находится От 0,6 € до 1,25 € От 38 до 79,4

Италия Применяется, как правило, в крупных городах. Его ставка варьируется от 0,35 € до 5€ в зависимости от региона В Риме платят 3 € с человека за ночь (постояльцы 4-5-звездных гостиниц), а в отелях 190,56

и звездности отелей. В подавляющем звездностью поменьше - 2 €. 127

большинстве городов турсбор Во Флоренции с каждого

распространяется только на первые гостя берут по системе «1 €

10 ночей. В некоторых местах он не за звезду отеля», умножая это 63,5

взимается с лиц, не достигших 18-летнего количество на число ночей

возраста пребывания. В Милане в отелях от 4 звезд берут 5 € с человека. В Венеции сбор составляет по 1 € за звезду отеля в течение первых пяти ночей. Если путешественник регистрируется в частных апартаментах - с него по 2 € за ночь 317,59 63,5 127

Словакия Это называется муниципальным налогом От 0,5 € до 1,65 € От 31,75 до 104,8

Румыния В зависимости от уровня сервиса в отелях От 0,5 € с человека в сутки до 5% от общей суммы фактуры за проживание От 37,75

215В

2017 ^■

Страна Условия Сумма Сумма в рублях

Литва Налог взимается только с проживающих в отелях и апартаментах От 0,3 € до 0,6 € От 19 до 38

Будапешт Берут 4% от суммы счета-фактуры за проживание

Венгрия В сутки с постояльца, однако, владельцам отелей на их усмотрение разрешено поднимать ставку в зависимости от уровня сервиса 1,5 € 95,3

Чехия С человека за ночь 1 € 63,5

Хорватия В сутки с человека (размер этого налога зависит от времени года (интенсивности туристического сезона) и места размещения) От 0,25 € до 1 € От 15,9 до 63,5

Бельгия Колеблется в зависимости от уровня города и звездности отеля, как правило, за ночь 2 € 127

Австрия С человека От 0,15 до 2,18 € От 9,5 до 138,5

Голландия С человека в сутки От 0,55 € до 4,76 € От 34,93 до 302,3

Германия Берут за ночь с человека или 5% от счета-фактуры в зависимости от категории жилья и типа помещения в нем От 25 центов до 5 € От 15 до 317,59

Франция С человека в сутки в отелях четырех и пяти звезд. Кроме того, существует дополнительная «загрузка» в 2% для гостей номеров, цена которых превышает 200 € в сутки От 20 центов для кемпингов, общежитий и однозвездочных гостиниц до 1,5 € От 12 до 95,3

Как видно из данных представленных в таблице условия и правила, а равно как и размер курортных сборов в значительной степени варьируется, например, в Соединенных Штатах существует разные виды сборов с туристов. Во-первых, за въезд в страну - 14 $. Во-вторых, в гостиницах. Ставки зависят от города или штата, где вы останавливаетесь. В Нью-Йорке, например, 3 $. Во многих городах берут проценты (5-7,5%) от суммы счета-фактуры.

Тунис - сумма, в пересчете с местной валюты, немного не добирающая до 2 евро за ночь с человека.

В Египте - 25 евро с гостя за въезд в страну.

Курортный налог в Марокко установлен в 2014 г. Включается в стоимость авиабилетов: 100 дирхамов (9 €) для пассажиров эконом-класса и 400 дирхамов (36 €) для тех, кто путешествует бизнес-классом.

Дубай - в пересчете на евро - от 1,4 до 4 в сутки за номер.

Испания - едва ли не самая легкая на подъем из евросоюзных государств в плане туристического налога. В 20022003 гг. состоялась проба такового в автономии Балеарские острова. Взимался турналог в размере 1 € с человека в сутки и принес региону 84 миллиона евро

за два года. После чего был отменен. Нет смысла тратить время на выяснение, почему это произошло. Важно знать, что туристический налог на Балеары снова вернулся. С 1 июля 2016 г. с каждого приезжего в возрасте 15 лет и старше за каждую проведенную ночь на балеар-ской территории взимается плата в размере от 0,25 € до 2 €. Просто включается в стоимость проживания. В 2012 г. туристический налог был установлен в Каталонии (от 0,5 € до 2,5 €), который действует и по сей день. В августе 2016 г. за введение этого вида сбора проголосовало правительство провинции Гипускоа (конкретная дата пока не определена). Мало кто из экспертов сомневается в том, что «первая ласточка» из четырех баскских областей сделает весну во всей автономии Страна Басков. Опыт функционирования туристического налога в Испании говорит, что расхожее мнение «кризис - не лучшее время для дополнительного налогообложения» - не более чем спорное утверждение. Испания, что бы там ни говорила ее пресса об окончательном и бесповоротном выходе из кризиса, пока своих докризисных показателей не достигла. Но дополнительные таксы вводит, а поток туристов при этом только растет.

Туристический налог в Италии применяется, как правило, в крупных городах. Его ставка варьируется от 0,35 € до 5€ в зависимости от региона и звезд-ности отелей. В подавляющем большинстве городов турсбор распространяется только на первые 10 ночей. В некоторых местах он не взимается с лиц, не достигших 18-летнего возраста. В Риме такое послабление - только для детей до 10 лет. Здесь постояльцы 4-5-звездных гостиниц платят 3 евро с человека за ночь, а в отелях звездностью поменьше - 2 €. Во Флоренции с каждого гостя берут по системе «1 евро за звезду отеля», умножая это количество на число ночей пребывания. То есть трое суток в трехзвездной гостинице обойдется одному путешественнику в 9 евро. Отдельно во Флоренции существует налог на обмен валюты. Самая высокая ставка - в Милане. В отелях от 4 звезд берут 5 € с человека. Правда, только с тех, кому уже стукнуло 18. В Венеции сбор составляет по 1 евро за звезду отеля в течение первых пяти ночей. Если путешественник регистрируется в частных апартаментах - с него по 2 € за ночь. Похожая практика - и в Вероне.

Французы были первыми в ЕС, кто догадался облагать туризм дополнительными сборами. Началось все в Париже

31

в 1994 г., и с тех пор эта практика распространяется по всей стране. Диапазон оплат - от 20 центов для кемпингов, общежитий и однозвездочных гостиниц до 1,5 € с человека в сутки в отелях четырех и пяти звезд.

В Германии берут от 25 центов до 5 евро за ночь с человека или 5% от счета-фактуры в зависимости от категории жилья и типа помещения в нем. В Берлине действует тариф в размере 5% от суммы счета. Он был введен в 2013 г. и, по оценкам специалистов, приносит в казну 25 миллионов евро чистыми с 10 миллионов туристов, посещающих немецкую столицу в течение года.

В Голландии сумма сбора зависит от города, в котором вы останавливаетесь. В Амстердаме установлены точно такие же нормы, как в Берлине. В остальных населенных пунктах платежи могут колебаться от 0,55 € до 4,76 € с человека в сутки.

Ночлег в Австрии облагается дополнительным платежом в пределах 0,152,18 € с человека. Самые низкие ставки распространяются на кемпинги.

Размер туристического налога в Бельгии колеблется в зависимости от уровня города и звездности отеля. В Антверпене, как правило, это 2 € за ночь. Круче всего - в Брюсселе. В некоторых заведениях столицы ЕС платежи составляют 7,5 € в сутки.

Суточная ставка туристического сбора варьируется от 0,5 € до 1,5 € с человека. В некоторых городах введен фиксированный тариф — 8 € за весь период пребывания, вне зависимости от его длительности.

В Хорватии размер этого налога зависит от времени года (интенсивности туристического сезона) и места размещения и колеблется от 0,25 € до 1 € в сутки с человека.

В Чехии - один евро с человека за ночь.

В Венгрии, как правило, 1,5 € в сутки с постояльца, однако владельцам отелей на их усмотрение разрешено поднимать ставку в зависимости от уровня сервиса. В Будапеште, например, берут 4% от суммы счета-фактуры за проживание.

В Литве налог взимается только с проживающих в отелях и апартаментах. Варьируется от 0,3 € до 0,6 €.

В зависимости от уровня сервиса в отелях Румынии берут от 0,5 € с человека в сутки до 5% от общей суммы фактуры за проживание.

В Словакии это называется муниципальным налогом и берется в отелях в пределах 0,5 €-1,65 €.

Словения - от 0,6 € до 1,25 € за ночь с человека. Ставка зависит от количества звезд гостиницы и категории города, в котором она находится.

Мальта - взимается 3,5 евро с человека за въезд в страну.

В Швейцарии каждый кантон имеет право определять собственную налоговую модель. В некоторых городах существуют два и даже три тарифа разного уровня.

Зарубежные страны, такие как Франция, Хорватия, Австрия, а также Абхазия, Узбекистан и Белоруссия уже имеют опыт в курортных сборах. Рассмотрим некоторые из них, где данный вид налога достаточно эффективен. Во Франции налог определяется на муниципальном уровне и зависти от «звездности» отеля. Например, в отелях категории ниже трех звезд посетители платят сбор в размере 0,9 евро, пяти звезд - 3 евро. В Абхазии данный вид налога введен с 2006 г. Плательщиками курортного сбора являются иностранные граждане и лица без гражданства. Сбор вносится в виде единовременного платежа сроком на три месяца и составляет 30 рублей. Все средства от уплаты сбора зачисляются в местный бюджет в размере 100%3. В Белоруссии курортный сбор составляет 1-3% от стоимости путевки в санатории, пансионате, базе отдыха. Взимается он разово по приезду с отдыхающего в объект размещения за весь период. С 2012 г. сбор введен в Узбекистане в размере два доллара с каждого гостя страны. Уплачивают налог гостиницы и турфирмы.

И все же наличие курортного сбора не гарантирует устойчивого развития территорий. В 2004 г. сбор был отменен из-за того, что на его администрирование уходило очень много денег. И порой убытков бывало больше, чем доходов. А в таких популярных среди российских туристов странах, как Турция, Болгария, Индия, этого сбора вовсе нет.

Отдельно следует рассмотреть порядок уплаты курортного сбора на территории Республики Крым, в виду ее особого положения, учитывая последние изменения в государственной принадлежности данной территории. До 1 января 2015 г. на территории Республики Крым взимался туристический сбор - местный сбор, средства от которого зачисляются в местный бюджет по ставке от 0,5% до 1% от стоимости всего

периода проживания (ночлега) у налоговых агентов, которым в соответствии с Налоговым кодексом Украины в 2011 г. был заменен авансовый туристический патент4.

Например, в 2011 г. в Крыму поступления от туристического сбора составили около 8,5 млн грн. (приблизительно 32,3 млн руб.). Так, 91 территориальная община аккумулировала в своих бюджетах туристический сбор, средства которого шли на развитие их инфраструктур. В первую очередь это советы, территории которых отнесены к курортным зонам5.

Вместе с тем в 2012 г. в Крыму поступления от туристического сбора в бюджет выросли на 14% и составили только за май-август 6 млн грн. (около 22,8 млн руб.).; в 2013 г. собрали 11,7 млн грн. (около 44,6 млн руб.) туристического сбора, что на 7,3% больше, чем за 2012 г. (10,9 млн грн. - около 41,5 млн руб.).6

По официальным данным Министерства курортов и туризма Республики Крым, налоговые поступления в бюджет Крыма от туристического сбора в переходный период составили 19 млн 345 тыс. руб.7, что на 57% меньше, чем поступило за аналогичный период 2013 г. (44 млн 693 тыс. руб.). Уменьшение поступлений в бюджет от туристического сбора было связано с рядом причин:

1) предприятия, которые прошли перерегистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, не взимают туристический сбор;

2) предприятия, которые в 2013 г. взимали туристический сбор и имели менее 29 койко-мест, в 2014 г. не взимали туристический сбор, а выбрали патент8.

Так, в переходный период в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ в целях увеличения доходов местных бюджетов от легализации доходов, получаемых гражданами от предоставления мест для кратковременного проживания в индивидуальных средствах размещения на территории Республики Крым, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 г. № 2091 - 6/14 был утвержден Порядок уплаты налога на доходы физических лиц гражданами, предоставляющими места для кратковременного проживания в индивидуальных средствах размещения, по фиксированным ставкам (далее - Порядок) без регистрации как индивидуального предпринимателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

151

2017

Согласно вышеуказанному Порядку граждане, имеющие индивидуальное средство размещения (не более 29 мест) для предоставления платных услуг по временному проживанию отдыхающих, обязаны были уплачивать с таких доходов налог на доходы физических лиц по фиксированным ставкам на основе Свидетельства об уплате налога на доходы физических лиц, полученных от предоставления услуг по кратковременному проживанию в индивидуальных средствах размещения, которое выдавалось на каждое индивидуальное средство размещения в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговыми органами заявления от налогоплательщика.

Базовая фиксированная ставка налога на доходы физических лиц составляла: 12 руб. за 1 м2 общей площади средства размещения в месяц при площади средства размещения до 50 м2; 20 руб. за 1 м2 общей площади средства размещения в месяц при площади средства размещения свыше 50 м2.

Так, в 2014 г. в налоговые органы Республики Крым обратились за получением свидетельств 2289 граждан, которым выдано 2576 свидетельств. Наибольшее количество свидетельств в 2014 г. приобретено в Ялтинском регионе - 1327, Евпаторийском - 388, Феодосийском -286, Алуштинском - 230, в г. Симферополе - 222. По данным приобретаемых свидетельств, официально уплачиваются налоги с 2633 объектов недвижимости, в которых предоставляются места для кратковременного проживания, в том числе 1671 объекта с общей площадью до 50 м2. Общая сумма поступившего налога на доходы физических лиц граждан, предоставляющих места для кратковременного проживания в индивидуальных средствах размещения по фиксированным ставкам, за 2014 г. составила 8 млн 803 тыс. руб.9

При этом в Законе Республики Крым от 6 июня 2014 г. № 19-ЗРК/2014 «О патентной системе налогообложения на территории Республики Крым» предусмотрено патентование деятельности по сдаче в аренду жилых помещений в туристический сезон самозанятыми гражданами, но оно предполагает регистрацию физических лиц как индивидуальных предпринимателей.

Однако при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя стартовый порог для начала работы по сдаче жилья внаем, с учетом всех расходов, связанных с регистрацией, со-

ставляет около 30 тыс. руб. Для работы в течение 3-4 месяцев в году в данной сфере это существенный барьер. Учитывая, что порядка 70% рынка в сфере предоставления услуг временного проживания на территории Республики Крым относится к физическим лицам, сдающим свое жилье внаем в течение летнего периода, Республика Крым рискует получить значительный сектор отрасли, «работающий в тени».

Таким образом, в условиях переходного периода в 2014 г. на территории Республики Крым продолжалось взимание туристического сбора, что позволило пополнить бюджет Республики Крым на 19 млн 345 тыс. руб. Одновременно осуществлялось привлечение к налогообложению индивидуальных предпринимателей и граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сдачу жилья внаем и получающих доходы от такой сдачи путем приобретения соответствующего свидетельства, что позволило собрать 8 млн 803 тыс. руб.

В то же время в связи с взиманием туристического сбора в Республике Крым в переходный период проблемными оставались следующие вопросы:

1) отсутствие доступа на территорию частных домовладений для проверки достоверности информации собственника о стоимости проживания, количестве койко-мест, сдаваемых внаем, количестве проживающих человек и дней их пребывания;

2) отсутствие возможности доступа в квартиры многоквартирных домов, собственники которых используют их для предоставления услуг временного размещения, для ведения учета и привлечения их к налогообложению;

3) отсутствие четко прописанных штрафных санкций.

Работа по внедрению курортного сбора ведется и на территории Российской Федерации, так, например, Министерство по делам Северного Кавказа подготовило экспериментальный проект закона о курортном сборе до 2021 г. Размер сбора составит до 150 рублей в сутки за «пользование курортной инфраструктурой». Новый вид платежа будет взиматься, в частности, в Кисловодске, Ессентуках, Пятигорске, Железноводс-ке, Минеральных водах и т.д. По словам Льва Кузнецова, министра по делам Северного Кавказа, ведомство таким образом рассчитывает привлечь на развитие курорта 2-6 млрд рублей10. В первую оче-

редь средства пойдут на восстановление парков региона. Следующим пунктом станет безопасность отдыхающих, что не менее важно для туристов.

Сбор должны будут платить посетители гостиниц, санаториев, домов отдыха, турбаз. Он будет входить в стоимость отелей, санаториев.

От уплаты туристического сбора будут освобождены некоторые категории граждан, такие как:

- несовершеннолетние;

- инвалиды и сопровождающие их лица;

- ветераны;

- герои СССР, РФ и Социалистического труда;

- чернобыльцы.

Против данной инициативы выступили пять ведомств: Роспотребнадзор, Минпромторг, Минфин, Минэкономразвития и Минюст, мотивировав свою позицию тем, что это приведет к повышению цен на путевки на 5-10%, то есть к подорожанию отдыха и может негативно отразиться на развитии отечественного туризма.

Конечно, с одной стороны, Кавказские Минеральные Воды могут себе позволить введение курортного сбора, поскольку обладают редкими рекреационными, бальнеологическими ресурсами. Это уникальный курорт, в своем сегменте он является монополистом (в части обладания редкими ресурсами - минеральной водой, грязями и др.), и у многих больных просто нет альтернативы. С другой стороны, именно данная категория граждан и будет приезжать сюда на лечение и, как правило, эти люди не обладают высокими доходами. А значит, даже небольшое удорожание путевки может снизить спрос на данные услуги.

Итак, регион Кавказских Минеральных Вод только начал возрождаться и возвращать свою популярность. По нашему мнению, возобновляемый спрос на внутренний рынок может подорваться введением курортного сбора.

Дополнительный налог может вновь понизить привлекательность российского курорта. Таким образом, можно заключить, что вопрос о введении курортного сбора весьма неоднозначный. Известно точно одно - не изменив подход к качеству предоставления курорт-но-рекреационных услуг, сервису и улучшению курортной инфраструктуры, невозможно будет решить задачу увеличения посещаемости курортов и повы-

31

шения их привлекательности и доступности оздоровления как для россиян, так и для зарубежных граждан.

Следует отметить, что дискуссии по поводу установления и введения в систему налогов и сборов Российской Федерации туристического налога (сбора) ведутся довольно давно, а принятие законопроекта, предусматривающего введение туристического налога (сбора) в Российской Федерации, уже давно обсуждается как в научных кругах, так и среди законодателей, а также представителей широкой общественности. Напомним, что инициатором проекта закона о введении в России туристического сбора выступила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Предполагалось, что сбор не станет обременительным для туристов, поскольку его сумма составит от 100 до 200 руб., а введение туристического сбора даст возможность увеличить доходную часть бюджетов и сконцентрировать средства на восстановлении памятников истории и культуры, исторических поселений11.

Так, туристический сбор может стать существенным источником доходов для регионов, которые сильно зависят от федерального бюджета, поскольку все средства, полученные данным путем, пойдут на поддержание памятников истории и архитектуры в регионах. В то же время противники введения туристического налога (сбора) среди основных аргументов называют то, что туристический поток слишком мал, за исключением таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, а также Краснодарского края и Крыма, а деньги, которые могут быть получены за счет сборов, уйдут на административные издержки, на поддержку туристических объектов останутся крохи. В связи с этим, прежде чем вводить сборы, необходимо сначала увеличить внутренний туристический поток. Следует отметить, что в октябре 2014 г. коллектив сенаторов - Е. Бушмин, С. Рябухин и В. Петров предложили на рассмотрение законопроект о введении специального туристического налога, который предлагалось взимать с физических лиц, в том числе с иностранцев и лиц без гражданства. По задумке авторов, решение о введении налога и его размер должны были самостоятельно определять ре-12

гиональные власти12.

Однако Правительство РФ раскритиковало данный законопроект, мотивируя это тем, что принятие туристического налога может привести к удо-

рожанию отдыха на российских курортах, что станет серьезным препятствием на пути развития отечественного туризма. По данным заключения, невозможно определить, что является предметом налогообложения, каковы будут ставка, порядок и срок уплаты.

Вместе с тем вопрос об установлении и введении в Российской Федерации туристического налога (сбора) остается открытым, и на данный момент Министерство по делам Северного Кавказа совместно с Министерством финансов и правительством Ставропольского края разрабатывает законопроект о введении туристического сбора.

В отличие от курортного сбора, который уплачивался только на территории курортных регионов, туристический налог может уплачиваться как на всей территории Российской Федерации, так и на отдельных территориях, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований, решением представительных органов которых он будет вводиться.

Необходимость введения туристического налога обосновывается ростом антропогенной нагрузки на окружающую среду, в том числе на рекреационные территории и парковые зоны, а также на жилищно-коммунальную инфраструктуру городов-курортов. Так, в курортных и туристических регионах, таких как Республика Крым, поток туристов в летнее время вырастает до 10 раз, что, соответственно, в 10 раз увеличивает нагрузки на коммунальные службы, городскую инфраструктуру, затраты на обслуживание - уборку мусора, канализацию, подачу воды, нагрузки на газовые и электрические сети, на транспорт и т.д. Целесообразность введения туристического налога обусловлена также необходимостью расширения туристических услуг и повышения культуры обслуживания.

Таким образом, происходящие сегодня процессы государственно-правового реформирования всех сфер управленческой деятельности, в том числе сферы налогов и сборов, требуют выработки новой концепции построения системы налогов и сборов, отвечающей реалиям сегодняшнего дня. Не стоит забывать о том, что туристический и курортный налог (сбор) существует во многих странах мира, и ввести его можно только в форме налога - местного налога, который будет вводиться местными властями

на соответствующей территории. При условии установления лояльных ставок - от 0,5 до 1% - разумный размер сбора не отпугнет туристов. Кроме того, опыт взимания такого вида местных налогов и сборов - курортного сбора и туристического сбора - в Российской Федерации и в Республике Крым уже есть.

Поэтому в качестве пилотного региона для апробации туристического налога предлагается выбрать именно Республику Крым, которая уже имеет определенный опыт по взиманию данного налога. Реализация проекта в данном субъекте Российской Федерации позволит обеспечить сохранение и развитие туристических и курортных объектов на территории Крымского полуострова.

Администрация Алтайского края в 2015 г. приняло решение о создании вокруг Белокурихи, в том числе на территории двух прилегающих сельских территории двух прилегающих сельских районов, природного парка регионального значения общей площадью около 40 тысяч гектаров, играющего роль экологического пояса безопасности курорта. Источник финансирования таких мероприятий может быть также сформирован через введение на первом этапе механизма курортного сбора в пилотных территориях.

Проект должен носить рамочный характер и предусмотреть только возможность введения такого сбора по решению законодательных органов субъектов страны.

В разрабатываемом документе устанавливаются размеры сбора, льготные категории граждан и механизмы администрирования. Ключевым их них является специальный целевой фонд по примеру дорожного фонда с закрытым перечнем направлений, по которым эти денежные средства можно расходовать.

Среди пилотных территорий - четыре:

- Республика Крым;

- Ставропольский край;

- Алтайский край;

- Краснодарский край13.

Использование опыта на данных территориях позволит принять решение о том, стоит ли распространять данную практику, корректировать или отказываться от нее.

Размер курортного сбора должен составлять 50-100 руб. Деньги будут направляться на развитие курортов, то есть как раз во благо отдыхающих.

15í

2017

Предполагается, что средства, которые будут консолидироваться по данному механизму, однозначно должны использоваться на цели, прямо оговоренные в законодательных актах федерального уровня. Тогда сбор будет понятен для тех, кто его станет платить. Люди должны ощущать результаты правильного целевого использования средств.

Курортный сбор для отдыхающих -довольно чувствительная мера.

В Белокурихе один приезжающий в среднем оставляет 9 тыс. руб. Примерно половина - проживание, а остальное - услуги, которые он покупает.

Одна из ключевых задач - создание благоприятной инвестсреды в курортных территориях. Так, принципиальным вопросом для бизнеса являются обозначения охранных границ курортов и постановка их на кадастровый учет. Такие режимы предусмотрены законодательством в том числе для сохранения рекреационного потенциала курортов, однако далеко не всегда соблюдаются.

На сегодняшний день в законодательстве нет такого понятия, как «курортный сбор». Заметим, в ст. 8 Налогового кодекса РФ раскрывается лишь общее понятие «сбора». Можно обратить внимание и на общедоступные источники информации. Курортный сбор является разновидностью сборов, устанавливаемых государством в курортной местности.

Курортный сбор ранее уже был установлен в нашей стране Законом РСФСР «О курортном сборе с физических лиц» от 12.12.1991 № 2018-1. Этот закон в 2004 г. утратил силу. Теперь же к введению курортного сбора вернулись вновь.

Платить курортный сбор будут исключительно физические лица, прибывающие на отдых в города-курорты. Причем платить сбор будут как россияне, так и иностранцы. Организации и индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес на территориях курортной зоны,

платить сбор не будут. Плательщики сбора - исключительно физические лица.

Планируется, что сбор не будет включаться непосредственно в стоимость путевки. Он будет уплачиваться отдыхающими в объекте размещения при заезде или выезде. Если будет так, то дополнительных проблем и трудностей с оплатой отдыхающим сбор доставить не должен.

Курортный сбор будет вводиться поэтапно. Сначала - в рамках пилотного проекта на отдельных территориях. Предусмотрено четыре территории, где будет проходить пилотный проект: Кавказские Минеральные Воды (Ставропольский край), Крым, Алтайский край и Краснодарский край.

При положительной практике курортный сбор может быть введен и на других курортах. Но только по решению региональных властей.

При этом стоит заметить, что, скорее всего, региональные власти смогут дифференцировать ставки курортного сбора в разных регионах.

Подобный сбор действует во многих странах мира. За счет курортного сбора будет развиваться инфраструктура туризма и санаторно-курортное лечение. Предполагается, что будет создан некий фонд, из которого будут направляться на указанные цели.

Планируются и льготы по сбору. Так, льготниками могут стать: дети в возрасте до 16 лет; инвалиды и сопровождающие их лица; лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха; лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу и постоянное место жительства; лица, следующие по плановым туристским маршрутам туристско-экскурсион-ных предприятий и организаций, а также совершающие путешествия по маршрутным книжкам; мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55

лет и старше; дети, приезжающие к родителям указанного возраста.

1 Евсикова Е.В., Жигулина В.В. К вопросу о введении туристического налога (сбора) в РФ / / Евразийский юридический журнал. 2016. № 3 (94). С. 138.

2 Евсикова Е.В., Жигулина В.В. К вопросу о введении туристического налога (сбора) в РФ // Евразийский юридический журнал. 2016. № 3 (94). С. 138.

3 Ключкин А. Медведев предложил восстановить курортный сбор с отдыхающих [Электронный ресурс]. URL: http:// www.docstandard.com/ (Дата обращения 18.11.2016).

4 Евсикова Е.В., Жигулина В.В. Проблемы установления и взимания туристического налога в РФ и республике Крым // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 2 (32). С. 173.

5 Там же. С. 174.

6 Тараненко О.Н., Манасян Р.Р. Курортный сбор и его влияние на имидж региона // Молодежь и XXI век - 2016: материалы VI Междунар. молодежной науч. конф: в 4 томах. 2016. С. 368.

7 Ключкин А. Медведев предложил восстановить курортный сбор с отдыхающих [Электронный ресурс]. URL: http:// www.docstandard.com/ (Дата обращения 18.11.2016).

8 Там же.

9 Курортный сбор: что он собой представляет и зачем его хотят вернуть // Бюджет [Электронный ресурс]. URL: http://bujet. ru/ article/ 280723.php/ (Дата обращения 19.11.2016).

10 Тараненко О.Н., Манасян Р.Р. Курортный сбор и его влияние на имидж региона // Молодежь и XXI век - 2016: материалы VI Междунар. молодеж. науч. конф.: в 4 томах. 2016. С. 369.

11 Курортный сбор: что он собой представляет и зачем его хотят вернуть // Бюджет [Электронный ресурс]. URL: http://bujet. ru/ article/ 280723.php/ (Дата обращения 19.11.2016).

12 Там же.

13 Ливер К., Каспришин А. Найти золотую середину // Алтайская правда. 30 августа 2016 г.

Valentina Nikolaevna Strizhkina, Associate Professor of the Department of Regional Economy and Management of Altai State University (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences

Angelina Alekseevna Shlegel, Master of Science of the Department of Regional Economy and Management of Altai State University (Barnaul, Russia)

The article discusses the practice ofusing a resort fee as one of the methods to increase the budget revenue. The size and conditions for the use of resort fees in the practice of European countries, countries of Africa, and CIS have been reviewed; special attention has been paid to the procedure for paying a resort fee in the Republic of Crimea, while being the territory of Ukraine. The main problems, the plan, and the order of integration and further use of the resort fee in the territory of the Russian Federation are also considered.

Keywords: budget tax revenues, a resort fee, regional budgets, regional development strategy, state-legal reform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.