Научная статья на тему 'Некоторые аспекты регламентации правоотношений в сфере установления, введения, взимания и перечисления курортного сбора (опыт зарубежных стран)'

Некоторые аспекты регламентации правоотношений в сфере установления, введения, взимания и перечисления курортного сбора (опыт зарубежных стран) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ И СБОРЫ / TAXES AND FEES / СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SYSTEM OF TAXES AND FEES OF THE RUSSIAN FEDERATION / РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / REGIONAL TAXES / МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ / LOCAL TAXES AND FEES / КУРОРТНЫЙ СБОР / ТУРИСТИЧЕСКИЙ НАЛОГ / TOURIST TAX / КУРОРТНО-ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / RESORT AND TOURIST INFRASTRUCTURE / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / REPUBLIC OF CRIMEA / RESORT COLLECTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсикова Е.В.

В статье анализируется опыт зарубежных стран по установлению, введению и взиманию курортного (туристического) сбора (налога). На примере таких стран, как Австрия, Бельгия, Германия, Доминиканская Республика, Египет, Иордания, Италия, Испания, Мальдивы, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Португалия, Сербия, Франция, Швейцария автор исследует некоторые аспекты установления, введения, взимания и перечисления курортного (туристического) сбора (налога). Кроме того, в статье раскрывается опыт соседних с Российской Федерацией государств (Абхазии, Республики Беларусь, Республики Узбекистан, Украины) по нормативно-правовому урегулированию правоотношений в сфере установления, введения, взимания и перечисления курортного (туристического) сбора (налога). В ходе проведенного анализа автор приходит к выводу о необходимости и обоснованности введения курортного (туристического) сбора (налога) с целью поддержания и развития курортной и туристической инфраструктуры в Российской Федерации и Республике Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the regulation of legal relationship in the sphere of establishment, introduction, collection and transfer of resort collecting (experience of foreign countries)

In article experiment of foreign countries on establishment, introduction and collection of resort (tourist) collecting (tax) is analyzed. On the example of such countries as Austria, Belgium, Germany, Dominican Republic, Egypt, Jordan, Italy, Spain, Maldives, Morocco, the United Arab Emirates, Portugal, Serbia, France, Switzerland the author investigates some aspects of establishment, introduction, collection and transfer of resort (tourist) collecting (tax). Besides, in article experience of the states, neighboring to the Russian Federation (Abkhazia, Republic of Belarus, the Republic of Uzbekistan, Ukraine) on standard legal settlement of legal relationship in the sphere of establishment, introduction, collection and transfer of resort (tourist) collecting (tax) reveals. During the carried-out analysis, the author comes to a conclusion about need and validity of introduction of resort (tourist) collecting (tax) for the purpose of maintenance and development of resort and tourist infrastructure in the Russian Federation and the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты регламентации правоотношений в сфере установления, введения, взимания и перечисления курортного сбора (опыт зарубежных стран)»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 1. - С. 175-187.

УДК 342.951: 336.221

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ УСТАНОВЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ, ВЗИМАНИЯ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ

КУРОРТНОГО СБОРА (ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)

Евсикова Е. В.

Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

В статье анализируется опыт зарубежных стран по установлению, введению и взиманию курортного (туристического) сбора (налога). На примере таких стран, как Австрия, Бельгия, Германия, Доминиканская Республика, Египет, Иордания, Италия, Испания, Мальдивы, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Португалия, Сербия, Франция, Швейцария автор исследует некоторые аспекты установления, введения, взимания и перечисления курортного (туристического) сбора (налога). Кроме того, в статье раскрывается опыт соседних с Российской Федерацией государств (Абхазии, Республики Беларусь, Республики Узбекистан, Украины) по нормативно-правовому урегулированию правоотношений в сфере установления, введения, взимания и перечисления курортного (туристического) сбора (налога). В ходе проведенного анализа автор приходит к выводу о необходимости и обоснованности введения курортного (туристического) сбора (налога) с целью поддержания и развития курортной и туристической инфраструктуры в Российской Федерации и Республике Крым.

Ключевые слова: налоги и сборы, система налогов и сборов Российской Федерации, региональные налоги, местные налоги и сборы, курортный сбор, туристический налог, курортно-туристская инфраструктура, Республика Крым.

Актуальность темы. В силу специфики налоговых правоотношений проблемы их законодательного урегулирования были и остаются актуальными и привлекают к себе все больше внимания как со стороны ученых, так и со стороны практиков [1, с. 149].

Так, проблемы регламентации правоотношений в сфере установления, введения, взимания и перечисления курортного (туристического) сбора (налога) выдвигают на первый план необходимость качественного и обоснованного с научной и практической точки зрения закрепления на законодательном уровне обязанности по уплате курортного (туристического) сбора (налога), речь о введении которого в Российской Федерации в целом и в отдельных ее регионах ведется уже достаточно давно [2].

Следует отметить, что необходимость введения курортного сбора поддержана и со стороны руководства страны. Так, Президент Российской Федерации Владимир Путин еще в августе 2016 г. дал поручение Правительству РФ в срок до 1 марта 2017 г. внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие введение курортного сбора, доходы от которого могут быть направлены на развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации [3, с. 143].

Поскольку 19.07.2017 Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по разви-

175

тию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае», регламентирующий порядок проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма и осуществления оценки его эффективности [4], в рамках данного исследования определенный научный интерес представляет изучение опыта зарубежных стран по регламентации отношений в сфере установления, введения, взимания и перечисления курортного (туристического) сбора (налога) и возможности его адаптации к условиям «российской» действительности.

Во многих странах по-прежнему остается актуальной тенденция введения курортного (туристического) сбора (налога). Данным видом сбора средств облагаются все туристы, приезжающие в то или иное государство и останавливающиеся в различных предназначенных для проживания местах. Туристы оплачивают сбор (налог) на месте и он не может быть оплачен заранее, независимо от системы бронирования или места приобретения. Средства от уплаты курортного (туристического) сбора (налога) направляются в местный бюджет, а затем используются для развития туристической инфраструктуры, в том числе обеспечения путешественникам более комфортных условий проживания, реставрацию памятников, благоустройство, проведение фестивалей, спортивных мероприятий и так далее.

Как показывает практика, размер курортного (туристического) сбора (налога) в каждом муниципалитете устанавливают местные власти, даже на территории одной страны или региона величина сбора может меняться от города к городу, однако существует всего четыре способа расчета и начисления курортного (туристического) сбора (налога):

— за одного туриста установлена фиксированная сумма курортного (туристического) сбора (налога), общая сумма сбора зависит от количества ночей, которые он проведет в объекте размещения (сбор начисляется на каждого туриста, который проживает в номере);

— сумма курортного (туристического) сбора (налога) зависит от количества ночей, проведенных на объекте размещения, однако ставка не зависит от количества человек, которые проживают в номере;

— сумма курортного (туристического) сбора (налога) включена в стоимость номера и начисляется сразу при бронировании за весь срок пребывания в отеле;

— сумма курортного (туристического) сбора (налога) рассчитывается как процент от стоимости номера.

В большинстве европейских городов местные власти идут по первому пути: сумму курортного (туристического) сбора (налога) взимают с каждого человека в зависимости от того, сколько ночей он будет жить на объекте размещения, однако решение о включении суммы курортного (туристического) сбора (налога) в стоимость номера или взимание его отдельно принимается каждым объектом размещения самостоятельно.

Кроме того, размер курортного (туристического) сбора (налога) может меняться в зависимости от того, какой тип объекта размещения снимает турист - апартаменты, номер в отеле или хостеле, а также количества звезд отеля.

В то же время некоторые города устанавливают и взимают сумму курортного (туристического) сбора (налога) только за фиксированное количество дней, обычно

176

от пяти до четырнадцати, однако, если лицо остается на объекте размещения на более длительный срок, то за дни сверх установленного лимита сбор с него уже не взимают. Как правило, ставка налога обычно составляет от 0,5 до 2 евро за ночь.

Следует отметить, что от уплаты курортного (туристического) сбора (налога) освобождаются следующие категории лиц:

- бизнес-путешественники освобождены от уплаты городского налога (при условии подтверждения, что целью пребывания является не культурный, а деловой туризм);

- дети в возрасте до 10-18 лет (возрастные рамки детства в разных городах различаются);

- лица с ограниченными возможностями;

- молодожены во время медового месяца (Сиракузы).

Как правило, курортный (туристический) сбор (налог) оплачивается одновременно с оплатой номера в отеле, однако при бронировании номера через Интернет лицо оплачивает сбор при выезде из отеля вместе с оплатой других услуг - пользованием мини-баром и т. д.

Например, в некоторых городах Германии гость, оплачивая курортный (туристический) сбора (налог), получает туристическую карту, которая дает ряд привилегий - скидки на посещение музеев, ресторанов, бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатное пользование некоторыми курортными заведениями, ряд бесплатных услуг и т.д. Следует отметить, что корни немецкого курортного сбора уходят в Позднее Средневековье, а его появление связано с одним из самых известных курортов Германии - Баден-Баденом, в котором Маркграф Кристоф I уже в 1507 году издал правила пользования термальными купальнями и постоялыми дворами, согласно которым с приезжих стали взимать так называемый курортный пфенниг (разрешение зарабатывать на своих целебных источниках Баден-Баден получил еще раньше — в начале XIV века). Более широко в Германии курортный сбор распространился в XIX веке. Так, специальный закон о правилах учреждения и взимания налога с отдыхающих был принят еще в 1893 году. На сегодняшний день ставка курортного (туристического) сбора (налога) в Германии, в среднем, составляет 2,36 евро в день, однако размер ставки может варьироваться: Айзенах - 5 % от стоимости номера, Берлин - 5 % от стоимости номера, Бремен - 1-4 евро, Баден-Баден - 3,5 евро, Гамбург - 1-5 евро, Дрезден - 1,3 евро, Ольденбург - 1-5 евро, Триер - 1 евро и т. д. [5].

Также в 2011 г. итальянское правительство приняло закон, позволяющий городам вводить туристический налог на проживание в принимающих структурах в размере не более 7 евро за человека за ночь. Следует отметить, что установление, введение и взимание туристического налога в Италии является прерогативой муниципалитета. Однако ввиду того, что налог взимается не гостиницей, а муниципалитетом, его должны оплачивать и те, кто проживает в гостиницах по договору бесплатно: сопровождающие групп, водители туристических автобусов и др. Налог оплачивается самими туристами при заезде в отель или выезде, а вырученные средства отчисляются в городские бюджеты и направляются на развитие туристической инфраструктуры и сферы услуг. На сегодняшний день налог введен более чем в 20 городах и курортных зонах Италии, в т. ч. Риме, Флоренции, Венеции, Падуе, Римини, Генуе, Пизе, Монтекатини, Падуе, Сорренто, на озерах Комо, Гарда, Маджоре, на о. Сардиния и др. Во всех городах и регионах налоговые тарифы и сроки их дей-

177

ствия устанавливаются администрацией и могут изменяться. Так, например, в Риме ставка туристического налога установлена в размере от 2 евро за место в кемпинге до 7 евро за место в пятизвездочной гостинице, при этом налог взимается максимально за 10 дней пребывания, а, начиная с 11 -го дня, проживание налогом не облагается, также освобождаются от уплаты налога дети в возрасте до 2-х лет; в Болонье ставка туристического налога установлена в размере от 1 евро за место в гостинице с одной звездной до 4 евро за место в четырех- и пятизвездочной гостинице, при этом сумма налога зависит не от категории отеля, а от суточной стоимости номера, налог взимается максимально за 6 дней пребывания (дети до 14-ти лет налогом не облагаются); в Вероне ставка туристического налога установлена в размере от 0,5 евро за место в кемпинге до 3 евро за место в пятизвездочной гостинице, при этом налог взимается максимально за 6 дней пребывания (дети до 14-ти лет налогом не облагаются); во Флоренции ставка туристического налога установлена в размере от 1 евро за место в кемпинге до 5 евро за место в пятизвездочной гостинице, при этом налог взимается максимально за 10 дней пребывания, а, начиная с 11 -го дня, проживание налогом не облагается (дети до 10-ти лет налогом не облагаются); в Турине ставка туристического налога установлена в размере от 1 евро за место в кемпинге до 5 евро за место в пятизвездочной гостинице, при этом налог взимается максимально за 5 дней пребывания и т. д. [6].

Следует отметить, что в Испании в 2002-2003 гг. был введен туристический сбор в автономии Балеарские острова в размере 1 евро с человека в сутки, в результате чего региону удалось собрать 84 миллиона евро за два года. Кроме того, 20 марта 2012 года в Официальном Правительственном Вестнике Парламента Каталонии был опубликован закон о налоговых, финансовых и административных мерах и об увеличении налога на пребывание в туристических учреждениях, так называемого «Туристического сбора», который вступил в силу с 1 ноября 2012 г. В соответствии с данным законом налог на пребывание взимается в следующих учреждениях и оборудованных зонах:

- учреждения гостиничного типа, туристические апартаменты, кемпинги и базы сельского туризма;

- молодежные общежития;

- сезонное жилье для туристов;

- зоны ночевки, предназначенные для передвижных апартаментов;

- стоянки тех туристических круизных лайнеров, которые относятся к категории судов, осуществляющих перевозку в море по водным маршрутам, и предоставляют пассажирам исключительно услуги досуга и отдыха, куда включены и другие услуги, в том числе пребывание на борту судна сроком более двух ночей, во время стоянки судна в порту.

При этом под пребыванием понимается пользование услугами размещения в течение одного дня или части дня, с ночевкой или без. В соответствии с данным законом установлены следующие тарифы, которые варьируются в зависимости от того, в какой зоне осуществляется пребывание: в Барселоне или в других городах Каталонии. Исключения составляют пятизвездочные отели, роскошные апартаменты и круизные лайнеры, чья квота остается неизменной: отели и круизные лайнеры категории 5 звезд - 2,5 евро (в Барселоне и других городах Каталонии); отели категории 4 звезды - 1,25 евро (в Барселоне) и 1 евро (в других городах Каталонии); другие учреждения и оборудованные зоны - 0,75 евро (в Барселоне) и

178

0,50 евро (в других городах Каталонии). Однако при проживании в одном отеле более 8 дней предоставляется скидка 50 % с 9 дня пребывания (максимальный размер квоты соответствует 7 пребываниям на человека).

Обратим внимание, что под уплату данного сбора в Испании попадают все физические лица, пребывающие в вышеуказанных учреждениях, или юридические лица, на которых оформляется счет-фактура либо аналогичный документ на пребывание. Уплату сбора необходимо осуществлять по истечении срока пребывания путем оформления соответствующего счета-фактуры или аналогичного документа. При этом от уплаты туристического сбора в Испании освобождаются: учреждения, получающие субсидии по программе социальной поддержки со стороны государственного управления любого государства - члена Европейского Союза; лица 16 лет и младше. Туристические агентства в качестве посредников при оформлении контракта могут учитывать совместную ответственность, в соответствии с которой с учреждения можно потребовать уплату налога на условиях, установленных регламентом [7].

Вместе с тем во Франции туристический налог был введен еще в 1910 г. Его размер устанавливается на уровне коммун (административно-территориальных единиц Франции, объединенных в департаменты) и может быть как постоянным, так и сезонным, однако представительные органы департаментов могут взимать с туристов дополнительный налог, размер которого составляет 10 % от установленного властями коммун. От уплаты налога освобождаются путешественники, не достигшие совершеннолетнего возраста, а также сезонные мигранты, приезжающие в курортные регионы для подработки. Так, ставка налога варьируется в зависимости от категории отеля и составляет от 0,2 евро до 8 евро за ночь с человека [8].

В свою очередь, Правительство Нидерландов позволяет городам вводить туристический налог на проживание в принимающих структурах, который оплачивается самими туристами при заезде в отель или выезде. При этом вырученные средства отчисляются в городские бюджеты и направляются на развитие туристической инфраструктуры и сферы туристических услуг. Также в некоторых случаях налог включен в стоимость, объявленную продавцом, однако это можно уточнить при бронировании. Во всех городах и регионах налоговые тарифы (в Амстердаме - 5,5 % от стоимости номера в ночь, в маленьких городах налог может быть 1,5 евро в день за ночь) и сроки их действия устанавливаются администрацией и могут изменяться [9].

Кроме того, с 1 ноября 2008 года туристический налог в размере 1,5 евро в день взимается в Австрии с каждого взрослого туриста в гостинице при расчете за проживание, однако дети до 14 лет налогом не облагаются. В Вене налог составляет 3,2 % от стоимости номера (завтрак, НДС и другие услуги не входят в базу для расчета), Баден - 2,3 %, Санкт-Пельтен - 1,5 %, Линц - 0,75 %, Зальцбург - 1,1 %, Инсбрук - 1 %, Брегенц - 0,73 % (октябрь- апрель), 1,24 % (май - сентябрь), Грац, Леобен - 1 % [10].

Интересно, что мерией города Лиссабона (Португалия) 30.12.2014 был принят закон («Diario da República», 2nd Series - No. 251), согласно которому с 1 января 2016 г. туристический городской сбор в размере 1 евро взимается с каждого гостя города старше 13 лет, за каждую ночь пребывания в Лиссабоне, максимум за 7 ночей, т. е. не составит более 7 евро с человека за весь срок пребывания. Однако

179

данная сумма не входит в стоимость гостиничного номера и должна быть оплачена каждым гостем напрямую в отеле при регистрации или при выписке из отеля. При этом никакой бухгалтерский документ или счет за уплату данного сбора также предоставляться не будет. Вместе с тем в Лиссабоне взимается еще один туристический налог - налог за проживание, который собирается непосредственно в гостиницах и отелях со всех постояльцев в возрасте старше 13 лет в размере 1 евро за каждую ночь первой недели пребывания, т. е. не более 7 евро с постояльца. При этом иностранцы, приехавшие в Португалию на лечение, освобождаются от уплаты туристического налога. Налог оплачивается отдельно от счета за проживание. Полностью аналогичный налог действует с начала 2017 г. в Кашкайше. Также в г. Санта-Круше на Мадейре подобным образом собирают местный экологический налог, который уплачивается за первые 5 ночей [11].

Кроме того, Правительство Бельгии позволяет городам вводить туристический налог на проживание в объектах размещения, который оплачивается самими туристами при заезде в отель или выезде, зависит от класса гостиницы/отеля и составляет 2,15-8,75 евро с каждого отдыхающего в сутки. Средства, полученные от уплаты туристического налога, отчисляются в городские бюджеты и направляются на развитие туристической инфраструктуры и сферы туристических услуг [12].

Вместе с тем согласно постановлению Департамента по туризму и коммерческому маркетингу Дубаи с 31 марта 2014 г. для туристов, проживающих в отелях и апартаментах на территории эмирата Дубай, вводится туристский налог, размер которого определяется категорией отеля и количеством дней проживания. Данное постановление распространяется на все ранее забронированные и подтвержденные заявки с датой заезда с 01.04.2014. Туристический налог оплачивается в момент заезда в отель/апартаменты. При этом размер налога - от 7 до 20 дирхамов ОАЭ (от 1,9 доллара до 5,5 доллара) за одну ночь пребывания в стране, в зависимости от типа размещения. Кроме этого, с постояльцев гостиниц в Дубае вдобавок к стоимости номера взимается 10 % муниципальный налог и такой же сбор за обслуживание [13].

Согласно постановлению Департамента Туризма эмирата Рас-Аль-Хайма, с 1 ноября 2015 года для туристов, проживающих в отелях и апартаментах на территории эмирата Рас-аль-Хайма, вводится туристический налог, размер которого определяется категорией отеля и количеством дней проживания. Данное постановление распространяется на все ранее забронированные и подтвержденные заявки с датой заезда с 01.11.2015. Налог оплачивается в момент заезда в отель.

В то же время Министерство Туризма Абу-Даби с 01 июня 2016 г. ввело туристический налог для туристов, проживающих в отелях и апартаментах на территории эмирата Абу-Даби. Размер налога 15 Дирхам/4 долларов США за каждую комнату в номере за ночь проживания. Налог оплачивается в момент заезда или выезда из отеля/апартаментов [14].

Согласно местным законам Сербии, любой иностранец обязан зарегистрироваться в полицейском участке, указав место пребывания (включая имя владельца жилья) и заплатив городской налог, который составляет 1,3 евро на человека в сутки. Налог платится на месте пребывания (в гостинице или апартаментах), после чего лицу выдается так называемый «Белый картон» -квитанция об оплате, которая проверяется сотрудниками таможенной службы при выезде из страны. На горнолыжном курорте Сербии Копаоник действует

180

туристический налог, который составляет от 1 до 2 евро в сутки в зависимости от отеля и апартаментов [15].

Следует отметить, что в целях поддержки туристического сектора экономики страны с 01 июня 2014 г. налог для туристов введен Министерством туризма Египта. Так, с июня 2014 года все туристы, прибывающие в аэропорты Александрии, Южного Синая, Хургады, Луксора и Асуана, обязаны оплатить налог на развитие в размере 7 долларов США [16].

Также в связи с нехваткой финансов на развитие туристического сектора власти Вьетнама ввели с 01 января 2014 г. туристический налог, который уплачивается в размере 1 доллар за сутки пребывания. Для посещения Доминиканской Республики путешественникам, которые прибывают в аэропорт Пуэрто Плата, нужно заполнить карточку туриста и оплатить налог в аэропорту в размере десяти долларов при въезде в страну и десяти долларов при выезде (не платят налог дети младше двух лет и транзитные пассажиры). В Иордании взимается налог с индивидуальных туристов при выезде из страны, если туристы пробыли в стране больше суток, в размере 5 иорданских динаров. С февраля 2014 года каждый турист, въезжающий на Мальдивы, независимо от возраста, оплачивает Bed Tax (налог на размещение) в сумме 8 долларов в сутки за человека. В Марокко с 1 апреля 2014 года туристы платят так называемый налог на авиабилеты, который составляет 9 евро и 36 евро (в зависимости от класса обслуживания на рейсе) и уплачивается по отбытию туристов из страны (закон распространяется на все регулярные и чартерные рейсы, за исключением транзитных авиарейсов). В Берне (Швейцария) туристический налог состоит из трех частей: налог на проживание, курортный сбор, а также транспортный сбор, который уплачивается одновременно в отеле и составляет от 2,5 до 6 франков [17].

Кроме того, курортный (туристический) сбор (налог) взимается и в соседних с Российской Федерацией государствах. Так, в соответствии со ст. 9 Налогового кодекса Республики Беларусь к местным налогам и сборам относится курортный сбор, а плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами [18].

Вместе с тем объектом обложения курортным сбором в Республике Беларусь признается нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь. При этом налоговая база курортного сбора определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортную и оздоровительную организацию, однако ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3 процентов. Сумма курортного сбора исчисляется как произведение налоговой базы и ставки курортного сбора.

Следует отметить, что уплата курортного сбора производится плательщиками путем внесения сумм сбора санаторно-курортным или оздоровительным организациям, которые осуществляют прием сумм курортного сбора и их перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Также санаторно-курортные и оздоровительные организации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом,

181

представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении курортного сбора в произвольной форме. При этом налоговым периодом по курортному сбору признается календарный квартал, однако налоговая декларация (расчет) по курортному сбору не представляется [19].

Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь принятием нормативного правового акта (решения) - по курортному сбору -Минского городского Совета депутатов, Советов депутатов базового территориального уровня. Величина курортного сбора определяется Инструкцией о курортном сборе, утвержденной решением местного районного Совета депутатов, чаще всего величина курортного сбора составляет 2-3% от стоимости путевки. При установлении местных налогов и сборов местные Советы депутатов определяют плательщиков, объекты налогообложения (нахождение физического лица в соответствующем санаторно-курортном или оздоровительном учреждении), налоговую базу (как правило, определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения), налоговые ставки (2-3% от налоговой базы), налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, а также налоговые льготы (как правило, от уплаты освобождаются дети до 18 лет; инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; инвалиды I и II группы; лица, постоянно проживающие на данной территории). Учет поступающего курортного сбора, контроль за правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью уплаты осуществляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и соответствующими инспекциями [18].

Также согласно Закону Республики Абхазия № 1421-с-XIV от 25 июля 2006 года «О курортном сборе» иностранные граждане, прибывающие в Абхазию на срок более 3-х суток с целью отдыха, обязаны оплатить единоразовый курортный сбор в размере 30 рублей по месту пребывания в курортном объекте или в частном секторе (с момента оплаты курортного сбора плательщик освобождается от необходимости повторной его оплаты на всей территории Республики Абхазия в течение трех месяцев). Плательщиками курортного сбора являются иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие постоянной или временной прописки в Республике Абхазии, прибывшие в Республику Абхазия с целью отдыха на срок более трех суток. Вместе с тем от уплаты курортного сбора освобождаются: дети в возрасте до 14 лет; инвалиды 1-ой и 11-ой группы и сопровождающее их лицо; лица, пребывание которых в Республике Абхазии не связано с отдыхом (при условии наличия у лица документального подтверждения цели пребывания). Курортный сбор взимается государственными органами регистрационного учета либо предприятиями независимо от формы собственности, уполномоченными в соответствии с законодательством Республики Абхазии регистрировать иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их временного пребывания на территории республики. Все средства, поступающие от уплаты курортного сбора, зачисляются в доход местных бюджетов в размере 100 % [20].

Кроме того, в Узбекистане туристический сбор взимался с 2004 г. на основании Положения о туристическом сборе, взимаемом с туристических фирм и гостиничных хозяйств за обслуживание туристов. Туристический сбор взимался: с туристи-

182

ческих фирм за каждого туриста, выезжающего за пределы Республики Узбекистан; с гостиничных хозяйств за каждого туриста в разовом порядке независимо от периода проживания; с туристических фирм за каждого туриста, не являющегося гражданином Республики Узбекистан и въезжающего на территорию Республики Узбекистан. Плательщики туристического сбора оплачивали туристический сбор в национальной валюте «сум» в размере, эквивалентном 1 доллару США за каждого туриста по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на день оплаты. Плательщиками туристического сбора являлись туристические фирмы и гостиничные хозяйства, независимо от форм собственности, имеющие лицензию на осуществление вида деятельности «туризм» и осуществляющие обслуживание туристов. В то же время от уплаты туристического сбора освобождались: граждане Республики Узбекистан, размещающиеся в гостиничных хозяйствах, расположенных на территории Республики Узбекистан; сотрудники дипломатического корпуса, работающие в иностранных дипломатических представительствах, расположенных на территории Республики Узбекистан; члены правительственных делегаций, журналисты, сотрудники иностранных представительств и миссий, аккредитованных в Республике Узбекистан. Для исчисления и учета сумм туристического сбора плательщики туристического сбора должны были вести учет количества туристов, за которых они обязаны уплатить в установленном порядке туристический сбор. Также плательщики туристического сбора должны были представлять расчет сумм туристического сбора в Национальную компанию «Узбектуризм» ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, по установленной форме. Таким образом, сумма туристического сбора в централизованном порядке перечислялась плательщиками туристического сбора на специальный счет Фонда развития туризма Национальной компании «Узбектуризм» не позднее дня, следующего за днем представления расчета [21].

С целью реформирования системы туризма, сосредоточения внимания на проведении государственной политики в сфере туризма, создания свободного рынка услуг, рекламы республики за рубежом, лицензирования и сертификации в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 28 июля 2004 года № 360 «О дальнейшем совершенствовании деятельности Национальной компании «Узбектуризм» при НК «Узбектуризм» был создан внебюджетный Фонд развития туризма, источником формирования которого определены поступления от туристского сбора, взимаемого с туристских фирм и гостиничных хозяйств за обслуживание туристов.

Однако с 15 октября 2012 года порядок взимания туристического сбора в Узбекистане был изменен, а именно: туристский сбор взимается в размере, эквивалентном 2 долл. США, только с субъектов туристской деятельности, оказывающих услуги по размещению туристов и имеющих лицензии на право осуществления туристской деятельности, за каждый день проживания; взимание туристского сбора с иных субъектов туристской деятельности было отменено [22].

В то же время, в соответствии с Налоговым кодексом Украины, к местным налогам и сборам относится туристический сбор [23, п. 10.2.2 ст. 10], который вводится местными советами на соответствующей территории. Так, ст. 268 Налогового кодекса Украины предусматривает, что туристический сбор - это местный сбор, средства от уплаты которого зачисляются в местный бюджет. Плательщиками сбора выступают граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, которые прибывают на территорию административно-территориальной единицы, на которой

183

действует решение сельского, поселкового или городского совета об установлении туристического сбора, и получают услуги по временному проживанию (ночевке) с обязательством оставить место пребывания в указанный срок.

Однако плательщиками сбора не могут быть лица, которые:

- постоянно проживают, в том числе и на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор;

- прибыли в командировку;

- инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);

- ветераны войны;

- участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

- лица, которые прибыли по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения, которые имеют лицензию на медицинскую практику и аккредитацию центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны здоровья;

- дети в возрасте до 18 лет;

- детские лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения.

При этом базой налогообложения туристическим сбором является стоимость всего периода проживания (ночевки) в объектах размещения. Однако в стоимость проживания не включаются расходы на питание или бытовые услуги (стирка чистка, глажка, ремонт одежды, обуви или белья), телефонные счета, оформление заграничных паспортов, разрешений на въезд/выезд, обязательное страхование, расходы на устный и письменный переводы, иные документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда. Ставка туристического сбора в Украине составляет от 0,5 до 1 % от базы налогообложения туристическим сбором.

Туристический сбор взимают налоговые агенты во время оказания услуг по временному размещению и указывают сумму уплаченного туристического сбора отдельной строкой в квитанции (счете) на проживание. К налоговым агентам по туристическому сбору относятся: администрации отелей, кемпингов, общежитий для приезжих и др. заведений отельного типа, санаторно-курортные заведения; квар-тирно-посреднические организации, которые направляют неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), которые принадлежат физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма; юридические лица или физические лица - предприниматели, которые уполномочены сельским, поселковым или городским советом на взимание, перечисление и уплату туристического сбора на условиях договора, заключенного с соответствующим советом [23].

Таким образом, туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти. Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, в основе которых полное и гармоничное развитие личности, право человека на уважение его достоинства и индивидуальности, уважение моральных ценностей народов.

Большое влияние, с социальной точки зрения, оказывает туризм и на регионы: благодаря развитию туризма появляются сотни тысяч рабочих мест, развиваются

184

коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения и т. п. А в ряде регионов, удаленных от промышленных и культурных центров, только он один и может выполнять эти функции. Анализ современного состояния туризма во многих странах показывает, что развитие туризма должно сопровождаться усилиями государств в содействии программам развития внутреннего, национального, туризма, которые могут быть эффективно реализованы при наличии достаточных средств и источников финансирования, что, к сожалению, на сегодняшний день во многих странах на достаточном уровне отсутствует. Для решения проблем финансирования туристического сектора в качестве альтернативной меры и вводится курортный (туристический) сбор (налог), который призван аккумулировать средства, поступившие от туристов, и использовать их в целях развития курортной и туристической инфраструктуры тех регионов, на территории которых он введен.

Таким образом, введение курортного (туристического) сбора (налога) в Российской Федерации и Республике Крым является скорее насущной необходимостью, обусловленной потребностью развития туристического сектора экономики нашей страны, поддержания и развития курортной и туристической инфраструктуры, особенно в курортных регионах, таких как Республика Крым, Алтайский, Ставропольский и Краснодарский край.

Список литературы:

1. Евсикова Е. В. Систематизация основных подходов к определению понятия «налоговые правоотношения» // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 4 (83). - С. 149-152.

2. Евсикова Е. В., Жигулина В. В. Проблемы установления и взимания туристического налога в Российской Федерации и Республике Крым // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. -№ 2 (32). - С. 172-176.

3. Евсикова Е. В. Проблемы законодательного урегулирования введения курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2017. - № 2. - С. 143-161.

4. Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221174/73a53061 a52bdc4de5de817903ab9c51b5a.

5. Курортный сбор в Германии. [Электронный ресурс] // URL : http://turbina.ru/blogs/view/Kurortnyy-sbor-v-Germanii-101810/.

6. Туристический налог на проживание в Италии. [Электронный ресурс] // [URL : http://visasam.ru/emigration/europe-emigration/turisticheskiy-nalog-v-italii.html.

7. Туристический сбор в отелях Испании. [Электронный ресурс] // URL : http: //www. anextour. com/page/204.

8. Туристический налог на проживание в городах Франции. [Электронный ресурс] // [URL : https://www.pac.ru/content/view/6426/country,213098/.

9. Туристический налог на проживание в городах Нидерландов. [Электронный ресурс] // URL : https://www.pac.ru/content/view/6018/country,213128/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Городские и курортные налоги в Австрии. [Электронный ресурс] // URL : http://www.amigo-s.ru/austria/about/tax/.

11. Туристический налог на проживание в Португалии. [Электронный ресурс] // URL : https://www.pac.ru/content/view/6890/country,213092/.

12. Туристический налог на проживание в городах Бельгии. [Электронный ресурс] // URL : https://www.pac.ru/content/view/6410/country,213080/.

13. Знакомство с Департаментом по туризму и коммерческому маркетингу Дубаи. [Электронный ресурс] // URL : https://www.visitdubai.com/ru/department-of-tourism.

14. Обязательный туристический налог в отелях и апартаментах Дубай и Рас-аль-Хайме, ОАЭ. [Электронный ресурс] // URL :: http://www.sunmar.ru/uae-tax/.

185

15. Налоговая система Сербии. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] :http://www.srbija.ru/mat/all/4929-id.

16. Власти Египта ввели для туристов налог на развитие. [Электронный ресурс] // URL : http://www.km.ru/turizm/2014/05/15/plyazhnyi-otdykh/739978-vlasti-egipta-vveli-dlya-turistov-nalog-na-razvitie.

17. Туристический налог в разных странах. [Электронный ресурс] // URL : https://city.travel/info/tourtaxes.

18. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. N 166-З. [Электронный ресурс] // [URL : http://www.nalog.gov.by/ru/TAX_CODE_RU/view/nalogovyj-kodeks-respubliki-belarus-obschaja-chast-19-dekabrja-2002-g-n-166-z-12910/.

19. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. N 71-З. [Электронный ресурс] // URL : http://www.nalog.gov.by/ru/TAX_CODE_RU/view/nalogovyj-kodeks-respubliki-belarus-osobennaja-chast-29-dekabrja-2009-g-n-71-z-12911/.

20. Закон Республики Абхазия № 1421-с-Х^ от 25 июля 2006 года «О курортном сборе». [Электронный ресурс] // URL : http://www.suputnik.abkhazia.ru/tax/.

21. Постановление от 29.08.2004 г. Министерства финансов N 106 и Национальной компании "Узбек-туризм" N 19 "Об утверждении Положения о туристическом сборе, взимаемом с туристических фирм и гостиничных хозяйств за обслуживание туристов" (Зарегистрировано МЮ 13.09.2004 г. N 1407). [Электронный ресурс] // URL : https://nrm.uz/contentf?doc=63951_postanovlenie_ot_29_08_2004_g_ministerstva_finansov_n_106_i_nacion alnoy_kompanii_uzbekturizm_n_19_ob_utverjdenii_polojeniya_o_turisticheskom_sbore.

22. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей поддержке и развитию туризма в Республике Узбекистан» от 10 октября 2012 года № 288. [Электронный ресурс] // URL : http://minjustuz.ru/ru/gcontent.scm_groupId=3472&sectionId=3574&contentId=6847.html.

23. Налоговый кодекс Украины (с изменениями и дополнениями) № 2856-VI от 23.12.2010. [Электронный ресурс] // URL : http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T102755.html.

Evsikova E. V. Some aspects of the regulation of legal relationship in the sphere of establishment, introduction, collection and transfer of resort collecting (experience of foreign countries) // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2018. - Т. 4 (70). № 1. - Р. 175-187.

In article experiment of foreign countries on establishment, introduction and collection of resort (tourist) collecting (tax) is analyzed. On the example of such countries as Austria, Belgium, Germany, Dominican Republic, Egypt, Jordan, Italy, Spain, Maldives, Morocco, the United Arab Emirates, Portugal, Serbia, France, Switzerland the author investigates some aspects of establishment, introduction, collection and transfer of resort (tourist) collecting (tax). Besides, in article experience of the states, neighboring to the Russian Federation (Abkhazia, Republic of Belarus, the Republic of Uzbekistan, Ukraine) on standard legal settlement of legal relationship in the sphere of establishment, introduction, collection and transfer of resort (tourist) collecting (tax) reveals. During the carried-out analysis, the author comes to a conclusion about need and validity of introduction of resort (tourist) collecting (tax) for the purpose of maintenance and development of resort and tourist infrastructure in the Russian Federation and the Republic of Crimea.

Keywords: taxes and fees; system of taxes and fees of the Russian Federation; regional taxes; local taxes and fees; resort collecting; tourist tax; resort and tourist infrastructure; Republic of Crimea.

Spisok literaturi:

1. Evsikova E. V. Sistematizaciya osnovnyh podhodov k opredeleniyu ponyatiya «nalogovye pravootnosheni-ya» // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2015. - № 4 (83). - S. 149-152.

2. Evsikova E. V., ZHigulina V. V. Problemy ustanovleniya i vzimaniya turisticheskogo naloga v Rossijskoj Federacii i Respublike Krym // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. - 2016. - № 2 (32). - S. 172-176.

3. Evsikova E. V. Problemy zakonodatel'nogo uregulirovaniya vvedeniya kurortnogo sbora v Respublike Krym, Altajskom, Krasnodarskom i Stavropol'skom krayah // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. - 2017. - T. 3 (69). - № 2. - S. 143-161.

4. Federal'nyj zakon ot 29.07.2017 N 214-FZ "O provedenii ehksperimenta po razvitiyu kurortnoj infra-struktury v Respublike Krym, Altajskom krae, Krasnodarskom krae i Stavropol'skom krae". [Elektronnyj resurs] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221174/73a53061a52bdc4de5de817903ab9c51b5a.

5. Kurortnyj sbor v Germanii. [Elektronnyj resurs] // [URL : http://turbina.ru/blogs/view/Kurortnyy-sbor-v-Germanii-101810/.

6. Turisticheskij nalog na prozhivanie v Italii. [Elektronnyj resurs] // URL :http://visasam.ru/emigration/europe-emigration/turisticheskiy-nalog-v-italii.html.

186

Еeсикоeа E. B.

7. Turisticheskij sbor v otelyah Ispanii. [Elektronnyj resurs] // URL : http://www.anextour.com/page/204.

8. Turisticheskij nalog na prozhivanie v gorodah Francii. [Elektronnyj resurs] // URL : https://www.pac.ru/content/view/6426/country,213098/.

9. Turisticheskij nalog na prozhivanie v gorodah Niderlandov. [Elektronnyj resurs] // URL : https://www.pac.ru/content/view/6018/country,213128/.

10. Gorodskie i kurortnye nalogi v Avstrii. [Elektronnyj resurs] // URL : http://www.amigo-s.ru/austria/about/tax/.

11. Turisticheskij nalog na prozhivanie v Portugalii. [Elektronnyj resurs] // URL : https://www.pac.ru/content/view/6890/country,213092/.

12. Turisticheskij nalog na prozhivanie v gorodah Bel'gii. [Elektronnyj resurs] // URL : https://www.pac.ru/content/view/6410/country,213080/.

13. Znakomstvo s Departamentom po turizmu i kommercheskomu marketingu Dubai. [Elektronnyj resurs] // URL : https://www.visitdubai.com/ru/department-of-tourism.

14. Obyazatel'nyj turisticheskij nalog v otelyah i apartamentah Dubaj i Ras-al'-Hajme, OAEH. [Elektronnyj resurs] // URL : http://www.sunmar.ru/uae-tax/.

15. Nalogovaya sistema Serbii. [Elektronnyj resurs] // URL : http://www.srbija.ru/mat/all/4929-id.

16. Vlasti Egipta vveli dlya turistov nalog na razvitie. [EHlektronnyj resurs] // URL : http://www.km.ru/turizm/2014/05/15/plyazhnyi-otdykh/739978-vlasti-egipta-vveli-dlya-turistov-nalog-na-razvitie.

17. Turisticheskij nalog v raznyh stranah. [Elektronnyj resurs] // URL : https://city.travel/info/tourtaxes.

18. Nalogovyj kodeks Respubliki Belarus' (Obshchaya chast') ot 19 dekabrya 2002 g. N 166-Z. [Elektronnyj resurs] // URL : http://www.nalog.gov.by/ru/TAX_CODE_RU/view/nalogovyj-kodeks-respubliki-belarus-obschaja-chast- 19-dekabrja-2002-g-n- 166-z-12910/.

19. Nalogovyj kodeks Respubliki Belarus' (Osobennaya chast') ot 29 dekabrya 2009 g. N 71-Z. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.nalog.gov.by/ru/TAX_CODE_RU/view/nalogovyj-kodeks-respubliki-belarus-osobennaja-chast-29-dekabrja-2009-g-n-71-z-12911/.

20. Zakon Respubliki Abhaziya № 1421-s-HIV ot 25 iyulya 2006 goda «O kurortnom sbore». [EHlektronnyj resurs] // URL : http://www.suputnik.abkhazia.ru/tax/.

21. Postanovlenie ot 29.08.2004 g. Ministerstva finansov N 106 i Nacional'noj kompanii "Uzbekturizm" N 19 "Ob utverzhdenii Polozheniya o turisticheskom sbore, vzimaemom s turisticheskih firm i gostinichnyh hozyajstv za obsluzhivanie turistov" (Zaregistrirovano MYU 13.09.2004 g. N 1407). [Elektronnyj resurs] // URL : https://nrm.uz/contentf?doc=63951_postanovlenie_ot_29_08_2004_g_ministerstva_finansov_n_106_i_nacion alnoy_kompanii_uzbekturizm_n_19_ob_utverjdenii_polojeniya_o_turisticheskom_sbore.

22. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan «O merah po dal'nejshej podderzhke i razvitiyu turizma v Respublike Uzbekistan» ot 10 oktyabrya 2012 goda № 288. [Elektronnyj resurs] // URL : http://minjustuz.ru/ru/gcontent.scm_groupId=3472&sectionId=3574&contentld=6847.html.

23.Nalogovyj kodeks Ukrainy (s izmeneniyami i dopolneniyami) № 2856-VI ot 23.12.2010. [Elektronnyj resurs] // URL : http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T102755.html.

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.