Научная статья на тему 'Перспективы взимания курортного сбора в республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях'

Перспективы взимания курортного сбора в республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курортный сбор / курортная инфраструктура / неналоговый платёж / плательщики курортного сбора / сборы / туристический сбор / resort tax / resort infrastructure / non-tax payment / resort tax payers / fees / tourist tax.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Г. Ф. Цельникер, Т. В. Мавринская

В данной статье рассматривается вопрос о введении курортного сбора в республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях и о перспективах данного эксперимента. Автором анализируются правовая природа курортного сбора, а также последствия проведения эксперимента по введению таких сборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF CHARGING A RESORT FEE IN THE REPUBLIC OF CRIMEA, ALTAI, KRASNODAR AND STAVROPOL TERRITORIES

This article discusses the issue of introducing a resort fee in the Republic of Crimea, Altai, Krasnodar and Stavropol Territories and the prospects of this experiment. The author analyzes the legal nature of the resort fee, as well as the consequences of the experiment on the introduction of such fees

Текст научной работы на тему «Перспективы взимания курортного сбора в республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях»

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗИМАНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, АЛТАЙСКОМ, КРАСНОДАРСКОМ И СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЯХ

Г.Ф. Цельникер, канд. юр. наук, доцент Т.В. Мавринская, студент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10403

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о введении курортного сбора в республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях и о перспективах данного эксперимента. Автором анализируются правовая природа курортного сбора, а также последствия проведения эксперимента по введению таких сборов.

Ключевые слова: курортный сбор, курортная инфраструктура, неналоговый платёж, плательщики курортного сбора, сборы, туристический сбор.

На сегодняшний день некоторые регионы России обладают правом взимать с туристов курортной сбор за пользование курортной инфраструктурой. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» с 1 мая 2018 года все четыре региона - Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края являются регионами-участниками в эксперименте по взиманию курортного сбора. Согласно вышесказанному закону целью данного эксперимента является сохранение, восстановление и развитие курортов, формирование единого туристического пространства, создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма [2]. Субъектами Российской Федерации - участниками эксперимента на основании федерального закона от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» были приняты законы на уровне субъектов Российской Федерации о введении курортного сбора.

В соответствии с федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ плательщиками курортного сбора являются совершеннолетние физические лица, прожи-

вающие в объектах размещения более 24 часов. Настоящий закон устанавливает категории лиц, которые освобождаются от уплаты курортного сбора, однако законодатель в ч. 2 ст.7 дает право субъектам РФ устанавливать иные категории лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора [2]. Законом субъекта РФ устанавливаются размер курортного сбора территория эксперимента, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта РФ. Так, в соответствии с Законом Алтайского края от 1 ноября 2017 года № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае» курортный сбор с 1 мая 2018 г. введен на территории муниципального образования город Бело-куриха Алтайского края. В 2018 г. размер курортного сбора за сутки фактического проживания туриста составил 30 рублей, а с 2019 по 2022 г. размер данного сбора увеличиться до 50 рублей [4].

Как известно, курортный сбор в России появился 12 декабря 1991 г., когда президент Борис Ельцин подписал закон РСФСР «О курортном сборе с физических лиц». В соответствии с данным законом предельный размер ставки курортного сбора «не может превышать 5% от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации». В то время МРОТ был установлен в размере 200 рублей. Закон РСФСР «О курортном сборе с физических лиц» предусматривал

иные категории лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора [9, с. 7]. Так, в ст. 7 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ законодатель закрепляет, конкретизирует категории лиц, которые освобождаются от уплаты курортного сбора [2]. Курортный сбор, введенный в 1991 году, в связи с всеобщим снижением налогового бремени в 2004 году Закон РСФСР «О курортном сборе с физических лиц» был упразднен [9, с. 7]. И в июле 2017 года был принят новый федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». По данным РБК в Ставропольском крае лишь за первые два месяца эксперимента удалось собрать 37,6 млн руб., в Алтайском края сумма составила более 4 млн руб.

В настоящее время курортный сбор является неналоговым платежом и платится по фиксированным ставкам, установленным для каждого региона отдельно. В целом, введение курортного сбора представляет собой эксперимент, по окончанию которого будет принято решение оставлять его только в субъектах РФ, являющихся участниками эксперимента либо вводить его во всех регионах.

Принятый федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ вызвал серьёзный общественный резонанс. К любой введенной дополнительной финансовой нагрузки на бюджет граждан, в том числе и к введению курортного сбора в целях совершенствования курортной инфраструктуры, общество относится отрицательно [7, с. 100]. В настоящее время проблема развития, а также поддержания курортной инфраструктуры приобретает особую актуальность, и решение её в пределах одного региона без привлечения дополнительных финансовых источников является трудной задачей. Предполагается, что средства, которые получены за счет введения курортного сбора, являются дополнительным источником для развития курортной инфраструктуры на территориях Республики Крым, Алтайского края, Краснодарского края и Ставропольского края. Так, по оценке Правительства РФ прове-

дение эксперимента по введению курортного сбора позволит пополнить бюджет Краснодарского края на 8,3 млрд., Ставропольского края на 2,02 млрд. руб., а в Крыму бюджет увеличится на 16,4 млрд. руб.

Взимание курортного сбора может привести к одной из причин отказа от внутреннего туризма [8]. К тому же большинство граждан выбирают зарубежный отдых, в связи с тем, что до сих пор соотношение цены и качества за границей и на российских курортах явно не в пользу отечественных. Вышеуказанный фактор может привести к снижению конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплексов, как на отечественном, так и на международном рынках турист-ско-рекреационных услуг,

По данным РБК, в правительстве РФ обсуждают включение в Налоговый кодекс туристического сбора. Регионы РФ с 2020 года могут получить право взимать до 2% от цены проживания по аналогии с введенным курортным сбором. Внесение поправок в Налоговый кодекс РФ позволит ввести туристический сбор на территории всех субъектов РФ.

Сегодня туристический сбор существует почти во всех европейских странах. Как известно, Франция была первой страной, которая приняла решение облагать туризм дополнительными сборами. Среди туристических направлений Франция занимает лидирующие позиции. В данной стране туристический сбор варьируется от 1 евро до 4,4 евро с человека за сутки проживания в зависимости от категории отеля [8]. Также как и во Франции, в Испании туристический сбор распространяется на все более популярные курорты, турзоны, и размер таких сборов зависит от категории отеля. В ФРГ в ряде таких городов, как Берлин, Дортмунд, Кельн, Эрфурт, взимается сбор, равный 5% от стоимости проживания в отеле. В большинстве федеральных земель Германии туристические сборы, в том числе курортный, взимается и с детей.

Следовательно, во многих странах размер туристического сбора зависит от категории отеля, чем выше категория, тем

больше размер данного сбора. Введение Начавшийся эксперимент по введению

туристического сбора в европейских стра- курортного сбора на территориях Респуб-нах было произведено при уже достаточно лики Крым, Алтайского края, Краснодар-высоком развитии инфраструктуры и сфе- ского края и Ставропольского края ещё не ры туризма в целом, и целью данного на- показал существенных результатов, и рас-лога стала необходимость поддержки на пространение сбора на всю страну может должном уровне объектов туризма, со- привести к подрыву конкурентоспособно-хранности и развития туристической ин- сти России как направления на междуна-фраструктуры. В связи с этим полагаем, родном туристическом рынке. что введение туристического сбора в Рос- Подводя итоги, следует отметить, что

сии, при имеющимся низком уровне тури- перспективы взимания курортного сбора в стической инфраструктуры, является не- республике Крым, Алтайском, Краснодар-целесообразным и несвоевременным, так ском и Ставропольском краях являются как отдыхающие в настоящий момент вы- крайне неоднозначными. С одной сторо-нуждены платить за улучшение условий ны, введение курортного сбора, как пола-для тех, кто будет отдыхать в будущем. гается, приведет к сохранению, восстанов-Подход европейских стран к туристиче- лению и развитию курортов, формирова-скому сбору, когда государство создает нию единого туристского пространства, всю туристическую инфраструктуру, а за- созданию благоприятных условий для ус-тем вводит указанный сбор для поддержа- тойчивого развития сферы туризма, с дру-ния этой инфраструктуры, выглядит пред- гой стороны, такой эксперимент может почтительнее, нежели создание и развитие привести к экономическим последствиям, инфраструктуры за счет туристов. в том числе и к снижению конкурентоспо-

собности России на туристическом рынке.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года №146-ФЗ// СПС «Консультант плюс».

2. Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» от 29.07.2017 №214-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс».

3. См.: Закон Краснодарского края от 27 ноября 2017 года № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» // СПС «Консультант плюс».

4. См.: Закон Алтайского края от 1 ноября 2017 года № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае» // СПС «Консультант плюс».

5. См.: Закон Республики Крым от 30 ноября 2017 года № 435-ЗРК/2017 «О введении курортного сбора» // СПС «Консультант плюс».

6. См.: Закон Ставропольского края от 8 декабря 2017 года № 130-кз «О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае» // СПС «Консультант плюс».

7. Джанджугазова Е.А. Курортный сбор в фокусе общественной дискуссии// Российские регионы: взгляд в будущее. 2018.

8. Солдатова С.Э., Тищук М.О. Перспективы курортного сбора в России// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018.

9. Копина А.А., Копин Д.В. Курортный сбор: история, зарубежный опыт и перспективы // Налоги (газета). 2016. №20.

10. Кретова А.Ю. Проблемы установления курортного сбора на территории России// Наука и просвещение. 2018.

THE PROSPECTS OF CHARGING A RESORT FEE IN THE REPUBLIC OF CRIMEA, ALTAI, KRASNODAR AND STAVROPOL TERRITORIES

G.F. Celniker, candidate of legal sciences, associate professor

T.V. Mavrinskaya, student

Samara state university of economics

(Russia, Samara)

Abstract. This article discusses the issue of introducing a resort fee in the Republic of Crimea, Altai, Krasnodar and Stavropol Territories and the prospects of this experiment. The author analyzes the legal nature of the resort fee, as well as the consequences of the experiment on the introduction of such fees.

Keywords: resort tax, resort infrastructure, non-tax payment, resort tax payers, fees, tourist tax.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.