Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СИЛА систем
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КУРОРТНЫЙ СБОР / НАЛОГ / КУРОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOURISM / RESORT FEE / TAX / RESORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарифуллина Алина Игоревна

В статье проанализированы теоретические аспекты курортного сбора, приведены примеры из мировой практики. Рассмотрен Федеральный закон №214-ФЗ, утверждающий введение курортного сбора в России. Проанализированы основные преимущества и недостатки этого решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF A RESORT FEE IN RUSSIA

The article analyzes theoretical aspects of the resort fee, provides examples of world practice. Federal Law №214, approving the introduction of a resort fee in Russia, was considered. The main advantages and disadvantages of this solution were analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА В РОССИИ»

Шарифуллина Алина Игоревна

студент Факультета международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса, Финансовый университет при Правительстве РФ, Россия, г. Москва alishari2000@mail.ru

Проблемы и перспективы введения курортного сбора в России

Аннотация

В статье проанализированы теоретические аспекты курортного сбора, приведены примеры из мировой практики. Рассмотрен Федеральный закон №214-ФЗ, утверждающий введение курортного сбора в России. Проанализированы основные преимущества и недостатки этого решения.

Ключевые слова

туризм, курортный сбор, налог, курортная инфраструктура

Alina I. Sharifullina

student of Faculty of international tourism, sports and hotel business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia alishari2000@mail.ru

Problems and prospects for the introduction of a resort fee in Russia

Abstract

The article analyzes theoretical aspects of the resort fee, provides examples of world practice. Federal Law №214, approving the introduction of a resort fee in Russia, was considered. The main advantages and disadvantages of this solution were analyzed.

Keywords

tourism, resort fee, tax, resort infrastructure

Введение. Несмотря на разногласия среди экспертов туристской индустрии, в 2017 году было принято решение о введении курортного сбора в некоторых субъектах Российской Федерации. Главная цель принятого решения - это устойчивое развитие туризма и развитие курортной инфраструктуры. Однако при введении налога могут возникнуть риски, препятствующие развитию туризма в России.

1. Практика взимания курортного сбора и его история в России. Курортный сбор - это обязательная плата, взимаемая с туристов, приезжающих на определенный туристический объект, с целью поддержания действующей инфраструктуры: модернизация курортных зон, финансирование природоохранных

мероприятий, реконструкция туристических объектов, памятников.

Практика курортного сбора распространена во всем мире. Такая система действует, например, в Греции.

© А.И. Шарифуллина, 2019

Ночь в отеле с одной или двумя звездами обойдется в дополнительные 0,5 евро. Налог в той же стране, но в гостинице с 5 звездами составит 4 евро за ночь. Также курортный сбор существует в Испании, Франции, Нидерландах, Италии, США, Германии [2, с. 175].

В СССР курортный сбор существовал с 1933 г. В России закон о курортном сборе действовал с 1991 по 2004 год. Тогда размер курортного сбора не должен был превышать 5% от минимального размера оплаты труда.

2. Курортный сбор в России в настоящее время. Президентом России 30 июля 2017 года подписан Федеральный закон №214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». В соответствии с данным законом, с 1 мая 2018 года сбор взимается с туристов, останавливающихся в коллективных средствах размещения в курортных городах Алтайского и Ставропольского краев, с 16 июля - в

Краснодарском крае. С 1 мая 2019 года налог с отдыхающих начнут взимать в Крыму. Размер налога устанавливается местными органами власти. В 2018 году Краснодарский край установил курортный сбор в размере 10 руб. в сутки, Ставропольский край - 50 руб., Алтайский край - 30 руб. [4]. В последующие годы размер курортного сбора не будет превышать 100 рублей. Эксперимент будет проводиться по 31 декабря 2022 года, когда будет принято решение или о прекращении эксперимента, или о его распространении на всю территорию страны [1].

Все средства, полученные от уплаты курортного сбора, перечисляются в Фонд развития курортной инфраструктуры. Это обособленная часть бюджета региона, которая может быть расходована только в целях развития курортной инфраструктуры. По данным Министерства РФ по делам Северного Кавказа, в 2018 году 54 миллиона рублей направили на благоустройство парка «Курортный» в Ессентуках, около 28 миллионов направлено на ремонт терренкура санатория «Горный воздух» в Железноводске, 37 миллионов рублей выделили на благоустройство парка «Цветник» в Пятигорске [5].

Согласно статистическим данным, всего с мая 2018 года было собрано около 260 млн рублей в трех регионах России, которые приняли участие в эксперименте по взиманию туристического сбора. Из них более 140 млн рублей собрали в Ставропольском крае, около 98 млн - в Краснодарском крае, более 15 млн - в Алтайском крае. Общее количество туристов, заплативших налог, достигло 1,5 млн человек [4].

3. Возможные угрозы введения сбора. Однако большинство туристов не поддерживает введение данного налога. Согласно опросу, проведенному Фондом «Общественное мнение» среди граждан России старше 18 лет в 53 субъектах РФ,

68% респондентов относятся к введению сбора отрицательно, и только 18% опрошенных - положительно. Возможное влияние курортного сбора на регионы, в которых он будет введен, участники опроса оценили по-разному. Так, 32% считают, что он никак не отразится на курортной индустрии, 25% считают, что влияние его будет положительным, 25% - что отрицательным [6].

В связи с этим существует ряд угроз, которые могут возникнуть при введении курортного сбора. Во-первых, может увеличиться спрос со стороны туристов на услуги каучсерфинга и повыситься процент отдыхающих в частном секторе, где налог не взимается [3, с. 57]. Во-вторых, неясен процесс контроля за взиманием налога. К тому же ответственность за неуплату сбора в законе не определена. В-третьих, существуют проблемы в алгоритме его взимания и механизме расходования средств: деньги направляются в региональный бюджет, и спустя время 70% возвращается в курортные города [2, с. 175].

Выводы. Несмотря на все угрозы, туристический сбор может стать важным инструментом для развития туризма в регионах. Летний сезон 2018 года в Сочи показал, что курортный сбор не оказывает влияния на уменьшение числа туристов. В контексте больших общих затрат на путешествие в целом курортный сбор не становится решающим фактором для выбора дестинации. Однако эти средства, при правильном администрировании и расходовании, могут быть эффективным инструментом улучшения инфраструктуры курортных и туристических зон, что приведёт к повышению качества отдыха приезжающих и, впоследствии, к повышению количества туристов.

Научный руководитель работы:

Левченко Константин Владимирович,

старший преподаватель, департамент

менеджмента, Финансовый университет

при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

Литература

1. Федеральный закон от 29.07.2017 №214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае».

2. Леонтьев В. Е., Баранова А. Ю. Механизм уплаты туристического сбора в России // Журнал правовых и экономических исследований. 2017. № 1. С. 172-177.

3. Солдатова С.Э., Тищук М.О. Перспективы курортного сбора в России // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 52-60.

4. Сайт Интерфакс - [Электронный ресурс]. - Код доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/article s/54271 (дата обращения 23.11.18).

5. Сайт Министерства РФ по делам Северного Кавказа - [Электронный ресурс]. - Код доступа: http://www.minkavkaz.gov.ru/kurortnyy-sbor/ (дата обращения 18.11.18).

6. Сайт фонда «Общественное мнение» -[Электронный ресурс]. - Код доступа: https://fom.ru/Ekonomika/14049 (дата обращения 23.11.18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.