УДК 342.951:336.221
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УСТАНОВЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, АЛТАЙСКОМ, КРАСНОДАРСКОМ И СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
Елена В. Евсикова1 @
1 Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, 295006, Россия, г. Симферополь, ул. Павленко, 5 @ [email protected]
Поступила в редакцию 23.04.2018. Принята к печати 29.06.2018.
Ключевые слова:
налоговая система, налоги, сборы, курортный сбор, эксперимент по развитию курортной инфраструктуры.
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблем установления, введения и взимания курортного сбора в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае. Целью данного исследования является анализ Федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» как основополагающего нормативно-правового акта, закрепляющего основную концепцию введения и взимания курортного сбора в Российской Федерации, а также анализ закона Алтайского края «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае», закона Краснодарского края «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях», закона Республики Крым «О введении курортного сбора», закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае». Это позволило рассмотреть предмет исследования - курортный сбор как элемент налоговой системы Российской Федерации и важный инструмент экономической политики государства, а метод системно-структурного анализа позволил рассмотреть исследуемые правовые явления как элементы системы и выявить коллизионные аспекты, возникающие в ходе реализации Федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» и соответствующих законов субъектов Российской Федерации иного федерального и регионального законодательства в сфере регламентации налоговых правоотношений, на основе чего выработаны конкретные рекомендации по его усовершенствованию.
Для цитирования: Евсикова Е. В. Некоторые аспекты установления, введения и взимания курортного сбора в республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском крае // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 86-92.
Избранный нашим государством курс на государственно-правовое реформирование всех сфер государственной и общественной жизни, в том числе налоговой системы Российской Федерации в целом, а также отдельных ее элементов ставит целью усовершенствование и дальнейшее развитие налоговых правоотношений, принципов налогообложения. Система налогов и сборов, требующая грамотного и слаженного построения и нормативно-правового регулирования, привлекает к себе все больше и больше внимания как со стороны правоприменителей, так и законодателей, а также ученых в области административного и финансового права, экономики, государственного управления, которые настаивают на том, что экономическое развитие Российской Федерации в целом и ее субъектов достигается путем грамотно выстроенной и слаженной системы налогов и сборов [1, с. 172].
Однако на сегодняшний день этот вопрос остается открытым, т. к. анализ существующей сегодня в Российской Федерации нормативно-правовой базы, регламентирующей налоговые правоотношения, показывает, что она требует существенной доработки и усовершенствования с учетом правоприменительной практики, а также наработок представителей юридической и экономической науки.
Следует отметить, что Конституция Российской Федерации в качестве основополагающих и определяющих категорий для обозначения обязательных платежей с физических лиц применила термин «налоги и сборы», что, по замыслу законодателей, должно было привести к упорядочению всей системы обязательных платежей в Российской Федерации в дальнейшем. Однако, несмотря на разграничение в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ)1 таких важных и основных кате-
1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп.); Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.). Режим доступа: http://base.garant.rU/10900200/1/#block_20001 (дата обращения: 15.04.2018).
горий, как налоги и сборы, а также непосредственное закрепление указанных понятий, на сегодняшний день де-юре в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ)2 остается нормативно закрепленным огромный массив платежей, которые де-факто не включены в систему налогов и сборов Российской Федерации, что требует пересмотра и определения кардинально нового подхода для урегулирования ситуации с определением перечня таких платежей [2].
В то же время усовершенствование и дальнейшее развитие налоговой системы Российской Федерации обусловлено различными причинами, в том числе к ним относятся сложная геополитическая обстановка, масштабный отток капитала за рубеж, снижение цен на энергоносители, введение санкций, масштабное ослабление курса рубля.
Необходимость и возможность совершенствования налоговой системы РФ обуславливаются основными событиями в сфере экономической политики, происходящими сегодня в нашей стране, что обусловлено в том числе сложной геополитической обстановкой, масштабным оттоком капитала за рубеж, снижением цен на энергоносители, введением санкций. Таким образом, проблемы финансово-экономических условий актуализируют вопросы разработки новых эффективных механизмов налоговой политики [3, с. 83].
В этой связи следует отметить принятие Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (далее - ФЗ № 214-ФЗ)3, который вызвал неоднозначную реакцию как научного сообщества, так и правоприменительных органов и юристов-практиков, а также общественности, поскольку предусматривает проведение эксперимента по введению курортного сбора в отдельных субъектах РФ.
Вместе с тем споры относительно введения в Российской Федерации курортного или туристического сбора или налога ведутся достаточно давно. Причем единого мнения нет даже среди законодателей. Если одна часть законодателей во главе с В. Матвиенко выступает за введение курортного сбора еще начиная с 2009 г., то другая часть выступает категорически против и указывает, что введение курортного сбора будет способствовать не развитию, а наоборот, упадку туристической инфраструктуры в силу большой налоговой нагрузки на курортный и туристический сектор, который и так имеет значительные трудности в своем развитии. В то же время при разработке и принятии ФЗ № 214-ФЗ не учтено, что система налогов и сборов включает только региональные налоги, а именно: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, т. е. региональные сборы и, в частности курортный сбор, который НК РФ не предусмотрен. В свою очередь, к местным нало-
гам и сборам относятся только земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор [4, с. 193-194].
Так, некоторые авторы предлагают ввести таможенные и инвестиционные льготы, которые будут направлены на стимулирование сохранения и развития курортов и туризма, приведут к увеличению туристических потоков на курорты РФ и сроков нахождения туристов в объектах размещения [5].
Кроме того, ряд авторов высказывается довольно критично о введении курортного сбора в Российской Федерации и ее субъектах, обосновывая это тем, что данный сбор принесет незначительные поступления в местные бюджеты, снизит конкурентоспособность российского туризма, усугубит отток туристических потоков, создаст благоприятную почву для ряда правонарушений и преступлений, в том числе коррупционной направленности, потребует вложения достаточно больших объемов средств на его администрирование [6].
Однако, несмотря на особую актуальность проблемы установления, введения и взимания курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском крае являются малоизученными с научной точки зрения, а проблематика курортного сбора и целесообразность его введения требуют проведения дальнейших совместных научных разработок различных специалистов в области права и экономики.
Проблема курортного сбора не просто актуальна, она имеет серьезное общественное значение, т. к. курорты и туристские центры всегда будут нуждаться в дополнительном финансировании, позволяющем содержать и развивать курортную инфраструктуру, а следовательно, туристы, пользующиеся этой инфраструктурой, должны принимать в этом участие [7].
Исследуя проблемы установления, введения и взимания курортного сбора, отметим, что данный платеж следует отнести к местным налогам и сборам, входящим в систему налогов и сборов Российской Федерации, предусмотренную НК РФ. Таким образом, курортный сбор как местный сбор будет вводиться на соответствующей территории муниципального образования решением органа местного самоуправления, что даст возможность представительным органам муниципальных образований самим решать, вводить указанный сбор на своей территории или нет, исходя из географических, климатических, экономических особенностей региона [8, с. 139].
Насущная необходимость установления и введения курортного сбора в Российской Федерации на сегодня уже не вызывает сомнений, однако вопрос стоит лишь в грамотной организации уплаты данного вида сбора, а также качественном нормативно-правовом урегулировании.
Следует отметить, что ФЗ № 214-ФЗ предусматривает, что в Республике Крым, Краснодарском, Алтайском
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 15.04.2018). Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 15.04.2018).
3 О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ // Гарант.ру. Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1125891/ (дата обращения: 15.04.2018).
и Ставропольском крае будет проводиться эксперимент по развитию курортной инфраструктуры, в рамках которого и будет взиматься курортный сбор на соответствующих территориях. Это позволит обеспечить сохранность, восстановление и развитие сферы курортов и туризма в Российской Федерации, создать благоприятные условия для его развития, сформировать единое туристическое пространство, поскольку средства, собранные от уплаты курортного сбора, предполагается использовать именно на развитие курортной инфраструктуры на соответствующих территориях (проектирование, строительство, реконструкция, содержание, благоустройство и ремонт объектов санаторно-курортной и туристической инфраструктуры и т. д.).
Согласно пояснительной записке к проекту ФЗ № 2 14-ФЗ указывается, что целью законопроекта является формирование единого туристического пространства, условий для стабильного сохранения, восстановления и развития сферы курортов и туризма, в том числе курортной инфраструктуры, путем проведения с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском крае. По итогам эксперимента будет принято решение распространить лучший опыт для применения на всей территории Российской Федерации, либо отказаться от его внедрения. Законопроектом определяются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, необходимые для его реализации.
Размер (ставка) курортного сбора, порядок и сроки его исчисления, уплаты и перечисления в бюджет субъекта РФ определяются соответствующим законом субъекта РФ, которым предусматривается перечень освобожденных от уплаты курортного сбора лиц, порядок информирования о результатах эксперимента, порядок размещения сведений о достижении показателей эффективности и перечнях построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектах курортной инфраструктуры4.
Следует отметить, что анализ соответствующих законов субъектов РФ позволяет выделить некоторые особенности установления, введения и взимания курортного сбора в Республике Крым5, Алтайском6, Краснодарском7 и Ставропольском крае8, а именно:
1) закон Алтайского края от 1 ноября 2017 г. № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае» (далее - ЗАК от 01.11.2017 № 76-ЗС), закон Краснодарского края
от 27 ноября 2017 г. № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» (ЗКК от 27.11.2017 № 3690-КЗ), закон Республики Крым от 30 ноября 2017 г. № 435-ЗРК/2017 «О введении курортного сбора» (далее - ЗРК от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017) в соответствии с требованиями ФЗ № 214-ФЗ приняты до 01 декабря 2017 г., однако, закон Ставропольского края от 8 декабря 2017 г. № 130-кз «О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае» (далее - ЗСК от 08.12.2017 № 130-кз) в нарушение требований ФЗ № 214-ФЗ принят после 01 декабря 2017 г.;
2) ЗКК от 27.11.2017 № 3690-КЗ и ЗРК от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017 регламентируют введение курортного сбора, а ЗАК от 01.11.2017 № 76-ЗС и ЗСК от 08.12.2017 № 130-кз регламентируют особенности введения платы за пользование курортной инфраструктурой и проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры;
3) только ЗСК от 08.12.2017 № 130-кз и ЗКК от 27.11.2017 № 3690-КЗ в соответствии с правилами юридической техники устанавливают предмет регулирования закона, причем ЗСК от 08.12.2017 № 130-кз вводит плату за пользование курортной инфраструктурой на территории отдельных муниципальных образований Ставропольского края и направлен на регулирование некоторых вопросов проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае по сохранению, восстановлению и развитию курортов, формированию единого туристического пространства, созданию благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма, а ЗКК от 27.11.2017 № 3690-КЗ регулирует отдельные вопросы, связанные с проведением на территории Краснодарского края эксперимента в целях развития курортной инфраструктуры, а также восстановлению и развитию курортов, формированию единого туристического пространства, созданию благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма в Краснодарском крае;
4) в Краснодарском крае курортный сбор взимается с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2022 г., а в Республике Крым - с 1 мая 2019 г. по 31 декабря 2022 г., на территории эксперимента, в Ставропольском крае, курортный сбор вводится с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2022 г. (на территории муниципальных образований Ставропольского края), однако в Алтайском крае с 1 мая 2018 г. на территории муниципального обра-
4 О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае. Законопроект № 169585-7. Пояснительная записка к проекту Федерального закона. Режим доступа: http://asozd2. duma.gov.ru/main.nsf/(spravka)?openagent&m=169585-7 (дата обращения: 15.04.2018).
5 О введении курортного сбора. Закон Республики Крым от 30 ноября 2017 г. № 435-ЗРК/2017 // Российская газета. 02.12.2017. Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/05/krim-zakon435-reg-dok.html (дата обращения: 15.04.2018).
6 О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае. Закон Алтайского края от 1 ноября 2017 года № 76-ЗС // Российская газета. 03.11.2017. Режим доступа: https://rg.ru/2017/11/29/altkrai-zakon76-reg-dok.html (дата обращения: 15.04.2018).
7 О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях». Закон Краснодарского края от 27 ноября 2017 г. № 3690-КЗ // Российская газета. 29.11.2017. Режим доступа: https:// rg.ru/2017/11/29/krasnodar-zakon3690-reg-dok.html (дата обращения: 15.04.2018).
8 О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае. Закон Ставропольского края от 8 декабря 2017 г. № 130-кз // Российская газета. 10.12.2017. Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/12/stavropol-zakon130-reg-dok.html (дата обращения: 15.04.2018).
зования город Белокуриха Алтайского края вводится плата за пользование курортной инфраструктурой;
5) в Республике Крым территория эксперимента включает территории 7-ми муниципальных образований: городской округ (ГО) Алушта; ГО Евпатория; ГО Саки; ГО Судак; ГО Феодосия; ГО Ялта и Черноморский район; в Краснодарском крае территория эксперимента включает территории 8-ми муниципальных образований: муниципальное образование город-курорт (МОГК) Анапа; МОГК Геленджик; МОГК Сочи; МОГК Горячий Ключ; Новомихайловское и Джубгское городские поселения Туапсинского района; Небугское и Шепсинское сельские поселения Туапсинского района; в Ставропольском крае территория эксперимента включает территории 4-х муниципальных образований: город-курорт (ГК) Ессентуки; ГК Железноводск; ГК Кисловодск; ГК Пятигорск. ЗАК от 01.11.2017 № 76-ЗС территорию проведения эксперимента и отдельную норму, ее закрепляющую, прямо не предусматривает, но из анализа положений закона ЗАК от 01.11.2017 №76-ЗС можно определить, что эксперимент будет проводиться только на территории муниципального образования город Белокуриха Алтайского края;
6) в Республике Крым размер курортного сбора за сутки проживания плательщика в объекте размещения будет составлять: с 1 мая до 30 сентября - 10 руб.; с 1 января до 30 апреля и с 1 октября до 31 декабря -0 руб.; в Алайском крае в 2018 г. - 30 руб. за сутки, а в 2019-2022 гг. размер курортного сбора составит 50 руб.; в Краснодарском крае курортный сбор устанавливается в размере 10 руб. в сутки, а в Ставропольском крае установлен максимальный размер курортного сбора, предусмотренный ФЗ № 214-ФЗ, который составляет 50 руб.;
7) сумма курортного сбора, подлежащая уплате в Республике Крым, Алтайском и Краснодарском крае, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания (при этом день заезда не учитывается при расчете суммы уплаты);
8) в соответствии с ЗСК от 08.12.2017 № 130-кз исчисление и взимание курортного сбора осуществляется оператором курортного сбора, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Ставропольского края, в порядке, установленном ст. 8 ФЗ № 214-ФЗ;
9) в Республике Крым и Алтайском крае исчисление и взимание курортного сбора будет осуществляться оператором курортного сбора при оплате стоимости проживания плательщиком, но не позднее момента выезда плательщика из объекта размещения;
10) порядок исчисления курортного сбора ЗКК от 27.11.2017 № 3690-КЗ не предусмотрен, хотя данный закон запрещает повторную уплату курортного сбора за один и тот же период проживания, а при сокращении фактического количества дней проживания в объекте размещения излишне исчисленная и уплаченная сумма курортного сбора подлежит возврату оператором курортного сбора плательщику при выезде;
11) ЗРК от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017, ЗКК от27.11.2017 № 3690-КЗ и ЗАК от 01.11.2017 № 76-ЗС предусмотре-
но, что оператор курортного сбора при взимании сбора выдает плательщику документ, подтверждающий факт уплаты, а в случае досрочного выбытия плательщика из объекта размещения осуществляет перерасчет суммы курортного сбора (в день выезда);
12) ЗРК от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017 и ЗАК от 01.11.2017 №76-ЗС предусмотрено, что в случае, если невозможно удержать у плательщика сумму курортного сбора, оператор курортного сбора не позднее 30 календарных дней по истечении момента выезда плательщика уведомляет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Крым и Алтайского края, ответственный за проведение эксперимента, о невозможности такого удержания с указанием суммы сбора, подлежащей уплате. А в Краснодарском крае оператор курортного сбора обязан не позднее пяти рабочих дней со дня получения отказа от уплаты курортного сбора письменно уведомить о невозможности удержания курортного сбора уполномоченный орган. В то же время ЗСК от 08.12.2017 №130-кз устанавливает срок уведомления органа исполнительной власти, ответственного за проведение эксперимента -не позднее 3-х рабочих дней со дня выезда плательщика курортного сбора из объекта размещения;
13) в соответствии с ЗРК от 30.11.2017 № 435-ЗРК/ 2017 от уплаты курортного сбора освобождаются: а) лица, указанные в ч. 1 ст. 7 ФЗ № 214-ФЗ; б) лица, направляемые на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования; в) лица, имеющие место жительства (регистрацию) на территории Республики Крым;
14) в соответствии с ЗАК от 01.11.2017 №76-ЗС от уплаты курортного сбора освобождаются: а) лица, указанные в ч. 1 ст. 7 ФЗ № 214-ФЗ; б) лица, направляемые на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования;
15) ЗКК от 27.11.2017 № 3690-КЗ установлено, что плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие 18 лет, планирующие проживать в объектах размещения более 24 часов, которые обязаны уплачивать курортный сбор при поселении в объект размещения. Однако освобождаются от уплаты курортного сбора категории лиц, освобожденные от уплаты курортного сбора на территории Краснодарского края, которые установлены ч. 1 ст. 7 ФЗ № 214-ФЗ; на территории Краснодарского края от уплаты курортного сбора освобождены лица, имеющие место жительства на территории Краснодарского края;
16) ЗСК от 08.12.2017 № 130-кз особенности освобождения от уплаты курортного сбора на территории эксперимента вообще не предусматривает;
17) в Республике Крым и Алтайском крае перечисление курортного сбора в соответствующий бюджет осуществляется оператором курортного сбора не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в Краснодарском крае - в течение 5-ти рабочих дней, следующих за отчетным периодом, а в Ставропольском крае - не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчис-
ление курортного сбора, но не ранее истечения срока фактического проживания плательщика;
18) в Республике Крым и Алтайском крае уполномоченный орган ежегодно не позднее 1 марта текущего финансового года предоставляет в Государственный Совет Республики Крым / Алтайское краевое Законодательное Собрание сведения о ходе эксперимента за предыдущий финансовый год, а в Ставропольском крае Дума Ставропольского края уведомляется не позднее 1 июня, начиная с года, следующего за годом введения курортного сбора. В Краснодарском крае уполномоченный орган ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, размещает сведения о перечне построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры на территории Краснодарского края за отчетный год за счет средств Фонда на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
19) предполагается, что суммарный дополнительный объем поступлений в период с 2018 г. по 2022 г. в Ставропольском крае превысит 2,02 млрд руб., в Краснодарском крае - 8,3 млрд руб., в Республике Крым -16,4 млрд руб. (при ставке в 50 руб.).
Таким образом, введение курортного сбора на территории Республики Крым и ряда других субъектов РФ возможно при условии правильной организации его взимания, дифференцированного определения его размера с учетом особенностей каждого субъекта РФ, применения единого унифицированного подхода при его установлении, а именно:
1) при разработке соответствующих законов субъектов РФ нужно использовать ключевые понятия и формулировки, предусмотренные ФЗ № 214-ФЗ, чтобы уйти от коллизионных и противоречивых моментов в законодательстве субъектов РФ (предлагается название соответствующих законов субъектов РФ скорректировать в соответствии с ФЗ № 214-ФЗ, в частности закон субъекта РФ «О введении курортного сбора в рамках проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры»);
2) прописать в соответствующих законах субъектов РФ, что предметом закона являются отношения по установлению, введению и взиманию курортного сбора, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся на территории субъекта РФ, входящей в территорию эксперимента;
3) более детально прописать базу обложения курортным сбором, ставки, порядок исчисления и уплаты;
4) уточнить и детально прописать, кто является плательщиком курортного сбора, а кто освобождается от уплаты курортного сбора. По нашему мнению,
к таким лицам можно отнести: лиц, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в территорию эксперимента; лиц, временно пребывающих, временно проживающих или постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в территорию эксперимента в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; лиц в возрасте до 18-ти лет; детей-инвалидов и лиц, которые сопровождают детей-инвалидов (не более одного сопровождающего); лиц, которые прибыли в командировку на территорию эксперимента; лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; многодетные семьи, т. е. семьи, имеющие 3-х и более детей [9, с. 152-153];
5) уточнить формулировку лиц, являющихся операторами курортного сбора, т. е. налоговыми агентами по перечислению и уплате курортного сбора в соответствующий бюджет.
Как нам видится, указанные изменения позволят усовершенствовать нормативно-правовую базу, регламентирующую установление, введение и взимание курортного сбора в соответствующих субъектах РФ, что обеспечит более качественное и эффективное администрирование, уплату, взимание и перечисление курортного сбора, а в конечном итоге сыграет важную роль в создании современных санаторно-курортных и туристических объектов Российской Федерации, позволит сохранять, восстанавливать и развивать сферу курортов и туризма, сформировать единое туристическое пространство, а также привлечь дополнительные средства для проектирования, строительства, реконструкции, содержания, благоустройства и ремонта объектов курортной инфраструктуры. Конечной целью преобразований на рекреационной территории является создание эффективной экономики с развитой туристской и санаторно-курортной инфраструктурой.
Литература
1. Евсикова Е. В., Жигулина В. В. Проблемы установления и взимания туристического налога в Российской Федерации и Республике Крым // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 2. С. 172-176.
2. Васильева Н. В. Современное состояние системы налогов и сборов: правовой аспект // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 2. С. 19.
3. Ряховский Д. И., Акулова Н. Г. Неналоговые платежи в налоговой системе России // Проблемы современной экономики. 2015. № 4. С. 83-86.
4. Оголь В. Л., Евсикова Е. В. Проблемы и перспективы развития курортной инфраструктуры в Республике Крым в контексте введения и взимания курортного сбора // Молодая наука: сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых (Ялта, 27-28 октября 2017 г.) / науч. ред. Н. Г. Гончарова. Симферополь, 2017. С. 193-195.
5. Бабич М.Е. Пробелы законодательства о курортах и перспективы введения курортного сбора в России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. № 11. С. 96-105.
6. Уберия А. Р. О целесообразности введения курортного сбора // Развитие общественных наук российскими студентами: сборник научных трудов (30 марта - 05 апреля 2017 г.). Краснодар, 2017. С. 63-66.
7. Джанджугазова Е. А. Курортный сбор в фокусе общественной дискуссии // Российские регионы: взгляд в будущее. 2018. Т. 5. № 1. С. 99-113.
8. Евсикова Е. В., Жигулина В. В. К вопросу о введении туристического налога (сбора) в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2016. № 3. С. 137-139.
9. Евсикова Е. В. Проблемы законодательного урегулирования введения курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2017. Т. 3. № 2. С. 143-161.
SOME ASPECTS OF ESTABLISHMENT, INTRODUCTION AND COLLECTION OF RESORT FEE IN THE REPUBLIC OF CRIMEA, ALTAI, KRASNODAR AND STAVROPOL REGION
Elena V. Evsikova1, @
1 Crimean Branch of the Russian State University of Justice, 5, Pavlenko St., Simferopol, Russia, 295006 @ [email protected]
Received 23.04.2018. Accepted 29.06.2018.
Keywords: tax system, taxes, fees, resort collecting, an experiment on development of resort infrastructure.
Abstract: The research features the problems of establishment, introduction and collection of resort fee in the Republic of Crimea, Altai region, Krasnodar region and Stavropol region. The objective of the study is to analyze the Federal law «On carrying out an experiment on development of resort infrastructure in the Republic of Crimea, Altai region, Krasnodar region and Stavropol region» as the fundamental normative legal act fixing the main concept of introduction and collection of resort fee in the Russian Federation, as well as to analyze the law introduced in Altai region «On introduction of a payment for use of resort infrastructure in Altai region»; the law of Krasnodar region «On introduction of resort fee in the territory of Krasnodar region and amendments to the law of Krasnodar region «On administrative offenses»; the law of the Republic of Crimea «About introduction of resort collecting»; the law of Stavropol region «On the matters of carrying out an experiment on development of resort infrastructure in Stavropol region». The subject of the research is resort fee as an element of tax system of the Russian Federation and the important tool of economic policy of the state. The method of the system and structural analysis has allowed the author to consider the legal phenomena as elements of the system and to reveal the conflict aspects arising during implementation of the Federal law «On carrying out an experiment on development of resort infrastructure in the Republic of Crimea, Altai region, Krasnodar region and Stavropol region» and the relevant laws of territorial subjects of the Russian Federation with other federal and regional legislation in the sphere of tax legal relationship regulation on the basis of particular improvement recommendations.
For citation: Evsikova E. V. Nekotorye aspekty ustanovleniia, vvedeniia i vzimaniia kurortnogo sbora v respublike Krym, Altaiskom, Krasnodarskom i Stavropol'skom krae [Some Aspects of Establishment, Introduction and Collection of Resort Fee in the Republic of Crimea, Altai, Krasnodar and Stavropol Region]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 2 (2018): 86-92.
References
1. Evsikova E. V, Zhigulina V. V Problemy ustanovleniia i vzimaniia turisticheskogo naloga v Rossiiskoi Federatsii i Respublike Krym [Problems of establishing and collecting tourist tax in the Russian Federation and the Republic of Crimea].
Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry ofInternal Affairs of Russia, no. 2 (2016): 172-176.
2. Vasilyeva N. V Sovremennoe sostoianie sistemy nalogov i sborov: pravovoi aspekt [Current state of taxes and levies system: a legal aspect]. Baikal Research Journal, 7, no. 2 (2016): 19.
3. Riakhovsky D. I., Akulova N. G. Nenalogovye platezhi v nalogovoi sisteme Rossii [Non-tax payments in the Russian tax system]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of modern economics, no. 4 (2015): 83-86.
4. Ogol' V. L., Evsikova E.V Problemy i perspektivy razvitiia kurortnoi infrastruktury v Respublike Krym v kontekste vvedeniia i vzimaniia kurortnogo sbora [Problems and Prospects for the Development of the Resort Infrastructure in the Republic of Crimea in the Context of the Introduction and Collection of Resort Fee]. Molodaia nauka: sbornik nauchnykh trudov nauchno-prakticheskoi konferentsii dlia studentov i molodykh uchenykh (lalta, 27-28 oktiabria 2017 g.) [Young Science: Proc. Sc.-Prac. Conf. for Students and Young Scientists (Yalta, October 27-28 2017)]. Ed. Goncharova N. G. Simferopol, 2017, 193-195.
5. Babich M. E. Probely zakonodatel'stva o kurortakh i perspektivy vvedeniia kurortnogo sbora v Rossii [Gaps in resort legislation and the prospects for putting resort fee in Russia]. Imushchestvennye otnosheniia v Rossiiskoi Federatsii = Property relations in the Russian Federation, no. 11 (2016): 96-105.
6. Uberiia A. R. O tselesoobraznosti vvedeniia kurortnogo sbora [On the advisability of introducing a resort fee]. Razvitie obshchestvennykh nauk rossiiskimi studentami (30 marta - 05 aprelia 2017 g.) [Development of social sciences by Russian students (March 30 - April 05 2017)]. Krasnodar, 2017, 63-66.
7. Dzhandzhugazova E. A. Kurortnyi sbor v fokuse obshchestvennoi diskussii [Resort fee in the focus of public discussion]. Rossiiskie regiony: vzgliad v budushchee = Russian regions: a look into the future, 5, no. 1 (2018): 99-113.
8. Evsikova E. V, Zhigulina V V K voprosu o vvedenii turisticheskogo naloga (sbora) v Rossiiskoi Federatsii [Introduction of tourist tax (duty) in the Russian Federation]. Evraziiskii iuridicheskii zhurnal = Eurasian law journal, no. 3 (2016): 137-139.
9. Evsikova E. V Problemy zakonodatel'nogo uregulirovaniia vvedeniia kurortnogo sbora v Respublike Krym, Altaiskom, Krasnodarskom i Stavropol'skom kraiakh [Problems of Legislative Settlement of Introducing the Resort Collection in the Republic of Crimea, Altai, Krasnodar and Stavropol Territories]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. luridicheskie nauki = Uchenye zapiski Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Jurisprudence, 3, no. 2 (2017): 143-161.