RESORT FEE: TAX ASPECTS AND IMPLICATIONS Gnatyshina E.I. (Russian Federation) Email: Gnatyshina235@scientifictext.ru
Gnatyshina Elizaveta Igorevna - PhD in Economics, Associate Professor, FINANCE AND CREDIT DEPARTMENT, VOLGA REGION STATE UNIVERSITY OF SERVICE, TOLYATTI
Abstract: the article deals with the main functional aspects and elements of the resort fee: payers, rates, terms of payment, the mechanism offormation of the tax base, the benefits provided by Federal and regional legislation, the period of collection, as well as the responsibility provided for non-compliance with the law, the formula for calculating the resort fee. The article also presents a forecast of the consequences of the introduction of the resort fee, identifies the positive and negative aspects of its collection. Keywords: resort fee, resort fee operators, rate, benefit, tourist flow.
КУРОРТНЫЙ СБОР: НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ И ВОЗМОЖНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ Гнатышина Е.И. (Российская Федерация)
Гнатышина Елизавета Игоревна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и кредита, Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти
Аннотация: в статье рассматриваются основные функциональные моменты и элементы курортного сбора: плательщики, ставки, сроки уплаты, механизм формирования налоговой базы, предусмотренные федеральным и региональным законодательством льготы, период взимания сбора, а также ответственность, предусмотренная за неисполнение законодательства, формула расчета курортного сбора. Также в статье приведен прогноз последствий введения курортного сбора, определяются положительные и отрицательные моменты его взимания. Ключевые слова: курортный сбор, операторы курортного сбора, ставка, льгота, туристический поток.
Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 № 214-ФЗ, начиная с 1 мая 2018 года начинает осуществляться взимание курортного сбора.
Плательщиками курортного сбора будут граждане России и иностранные граждане, решившие посетить с целью отдыха Республику Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края в период с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 год включительно. Максимальная ставка в 2018 году составит 50 руб. в сутки с человека, а в 2019 году - 100 руб. в сутки с человека. Регионам дано право самостоятельно устанавливать порядок и сроки исчисления курортного сбора.
Данные о величине курортного сбора и территориях, на которые распространяется сбор, по регионам представлены в таблице 1.
Регион Ставка в рублях Срок действия
Алтайский край: город-курорт Белокуриха 30 50 с 1 января 2018г. по 31 декабря 2018г. с 1 января 2019г. по 31 декабря 2022г.
Республика Крым:
• городской округ Алушта;
• городской округ Евпатория;
• городской округ Саки; 10 с 1 мая по 30 сентября
• городской округ Судак; • городской округ Феодосия; 0 с 1 октября по 31 декабря
• городской округ Ялта;
• Черноморский район.
Ставропольский край:
• город-курорт Ессентуки; • город-курорт Железноводск; • город-курорт Кисловодск; • город-курорт Пятигорск. 50 с 1 января 2018г. по 31 декабря 2022 г.
Краснодарский край:
• города-курорты Анапа, Геленджик, Сочи;
• город Горячий Ключ; 10 с 1 января 2018 г. по 31 декабря
• Новомихайловское, 2022 г.
Джубгское, Небугское, Шепсинское поселения
Туапсинского района.
Размер курортного сбора может меняться в зависимости от ряда факторов:
• сезона (в том числе возможно его снижение до 0 руб.);
• времени пребывания плательщика сбора в объекте размещения;
• значения курорта, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.
В ст. 5 Закона о курортном сборе уточняется, что взимание сбора может быть прекращено на территории муниципального образования на основании заявки об исключении из территории эксперимента.
Плательщиками курортного сбора будут являться совершеннолетние граждане, проживающие в объектах размещения более 24 часов.
Льготы, предоставляемые при уплате курортного сбора, представлены в таблице 2.
Регион Льгота по Федеральному закону Дополнительные категории граждан, освобожденные от уплаты сбора региональным законодательством
Алтайский край ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ [1]. —
Республика Крым жители Республики Крым, а также лица, отправляющиеся в Крым на лечение в рамках обязательного медицинского или социального страхования.
Ставропольский край ---
Краснодарский край Жители края
Освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, подтверждающего это право, либо заверенной копии.
Закон вводит такое понятие, как «оператор курортного сбора». Это юридическое лицо или ИП, которое в соответствии с законодательством РФ осуществляет деятельность следующего характера:
• предоставление гостиничных услуг;
• предоставление услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению;
• обеспечение временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.
Перечисление курортного сбора в бюджет субъекта РФ осуществляется оператором по истечении срока фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения.
В ст. 10 Закона о курортном сборе перечислены обязанности операторов курортного сбора. В частности, к ним относятся:
1. Осуществление исчисления, взимания и перечисление в бюджет субъекта РФ курортного сбора.
2. Выдача плательщику курортного сбора документа, подтверждающего факт уплаты курортного сбора.
3. Уведомление о невозможности удержания курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора (в случае невозможности удержания у плательщика исчисленной суммы курортного сбора).
4. Осуществление учета плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, с соблюдением требований Закона «О персональных данных».
5. Представление в уполномоченный орган субъекта РФ отчета, подготовленного на основе данных учета, а также сведений, необходимые для ведения реестра
операторов курортного сбора. Форма, порядок и сроки представления отчета устанавливаются уполномоченным органом субъекта РФ.
Ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора устанавливается законодательством субъекта РФ.
За неуплату курортного сбора и неисполнение обязанностей, связанных с его сбором, предусмотрен штраф для граждан — от 500 до 2000 руб.; для операторов курортного сбора (юридических лиц и ИП) - от 5000 до 15000 руб.
При сокращении фактического количества дней проживания в объекте размещения излишне исчисленная и уплаченная сумма курортного сбора подлежит возврату оператором плательщику сбора при выезде из средства размещения.
Курортный сбор будет поступать в бюджет региона, где проводится эксперимент. Для распределения средств планируется создать Фонд развития курортной инфраструктуры.
Согласно письму ФНС России от 12.04.2018 № СД-4-3/6986@сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения [5].
Поскольку перечисляемая оператору сумма курортного сбора не связана с расчетами по оплате проживания, да и сам оператор является лишь посредником между туристом, вносящим сбор, и бюджетом, то суммы курортного сбора, поступившие оператору, не учитываются в налоговой базе по УСН, налогу на прибыль, НДС и НДФЛ.
Формула расчета курортного сбора имеет следующий вид:
Количество дней фактического проживания в объекте размещения (за исключением дня заезда)
X
размер курортного сбора (в сутки)
Кроме того, при исчислении курортного сбора следует помнить что:
• курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения;
• недопустимо повторное взимание платежа за один и тот же период проживания на территории эксперимента.
Несмотря на то, что курортный сбор еще не начал взиматься, туроператоры уже сообщили о снижении спроса на отдых в Сочи на 40% [2].
Среди причин снижения спроса были названы следующие:
- более выгодные предложения зарубежных курортов;
- высокие цены на размещение;
- неблагоприятные погодные условия;
- введение курортного сбора.
Таким образом, с одной стороны введение курортного сбора приведет к увеличению доходов бюджетов соответствующих регионов, с другой стороны эксперты в области туристического бизнеса считают, что введение туристического налога преждевременно и приведет к снижению спроса на внутренние направления, а также прогнозируют перераспределение в сторону нелегальных гостевых домов и прочих мест размещения, что приведет к росту теневого бизнеса.
Список литературы /References
1. Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимента
по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае,
Краснодарском крае и Ставропольском крае».
2. Демьяненко Е.А. Курортный сбор с туристов РФ как способ обеспечения отрасли. Возможные проблемы и перспективы. [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 21-23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/law/archive/281/12990/ (дата обращения: 26.04.2018).
3. О мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации: заседание президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов от 26.08.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/52769/ (дата обращения 25.10.2016).
4. Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 26.04.2018).
5. Письмо ФНС России от 12.04.2018 № СД-4-3/6986@ «О налогообложении операторов курортного сбора».
FORMS OF MANIFESTATION OF SHADOW CIRCULATION AND FACTORS AFFECTING THEM Shahinyan T.V. (Republic of Armenia) Email: Shahinyan235@scientifictext.ru
Shahinyan Tatevik Vazgen - Junior Research Associate, PhD Student,
M. KOTANYAN INSTITUTE OF ECONOMOCS NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES, REPUBLIC OF ARMENIA, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA
Abstract: the conducted researches testify, that the shadow economy is shown in its various displays practically in all sectors of economy. The article examines the forms of manifestation of shadow circulation and a list of the main factors contributing to the development of the shadow economy in the world, which is leading the growth of unemployment. After the research, conclusions were drawn, according to which actions against combating shadow treatment should be comprehensive and systemic, acting on economic, legal and social aspects.
Keywords: the shadow economy, shadow circulation, informal economic activity, corruption, unemployment.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВОГО ОБРАЩЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ РАЗМЕРЫ Шагинян Т.В. (Республика Армения)
Шагинян Татевик Вазгеновна - младший научный сотрудник, аспирант, Институт экономики им. Микаела Котаняна Национальная академия наук Республики Армения, г. Ереван, Республика Армения
Аннотация: проведенные исследования свидетельствуют, что теневая экономика проявляется в ее разнообразных проявлениях практически во всех секторах экономики. В статье рассматриваются формы проявления теневого обращения и список основных факторов, способствующие развитию теневой экономики в мире, который возглавляет рост безработицы. После исследований были сделаны выводы, согласно которым мероприятия по борьбе с теневым обращением должны быть