©Чешев А.В., 2010
УДК 347.633 ББК 67.404.55
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСЫНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ
А.В. Чешев
Статья посвящена вопросам правового регулирования усыновления иностранными гражданами российских детей. В настоящее время проблема нарушения прав ребенка при международном усыновлении, к сожалению, является острой и злободневной для Российской Федерации. В этой связи представляется необходимым создать в России соответствующую нормативную базу, состоящую не только из национального законодательства, детально регламентирующего требования, предъявляемые к иностранным усыновителям, но и из международных договоров между Россией и другими государствами, граждане которых берут российских детей на усыновление.
Ключевые слова:усыновление; иностранные граждане; правовое регулирование; российские дети; международное законодательство.
Российское законодательство называет усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к опеке и попечительству, приемной семье [1].
Увеличение масштабов усыновления иностранными гражданами российских детей, вывоз усыновленных детей из страны поставили на повестку дня решение проблем, связанных с более тщательной правовой регламентацией усыновления детей иностранцами. Такая задача возникла и в России, куда обращаются граждане многих государств с просьбой о передаче им детей на усыновление. А причин для этого достаточно много: рост числа детей, оставшихся без попечения родителей на территории РФ, среди которых немало инвалидов; социально-экономические потрясения, не позволяющие должным образом обеспечить нормальное существование этих детей, и т. д. С другой стороны, все больше становится иностранных граждан, которые не могут иметь детей и не имеют возможности усыновить ребенка в своей стране. Одна из причин - более жесткие, чем в России, условия усыновления в собственной стране. На-
пример, в Нидерландах усыновление разрешается только женатым парам с брачным стажем не менее пяти лет. В Испании лицо, усыновляющее ребенка, должно быть не моложе 25 лет. Кроме того, само число детей, оставшихся без попечения родителей, в странах, которые принято называть развитыми, значительно меньше [2].
Усыновление - это сложный юридический акт. В нем находят отражение как воля лиц, выразивших желание усыновить ребенка, родителей, давших согласие на усыновление своего ребенка, самого ребенка, достигшего 10-летнего возраста, и других лиц, установленных законом, так и воля государства, выраженная в решении суда. Таким образом, государственная воля оказывает определенное влияние на возникновение порождаемых усыновлением отношений. Государство посредством судебных органов власти непосредственно выражает свою волю и участвует в формировании самого акта усыновления. Без прямо выраженной его воли на усыновление соответствующие этому акту отношения возникнуть не могут. На этом основании можно заключить, что решение суда входит в содержание акта усыновления в качестве его неотъемлемой части, а не просто действия, которыми регулируется усыновление [4].
Усыновление детей в Российской Федерации регулируется международными нормативно-правовыми актами и национальным законодательством. Систему нормативно-правовых актов России составляют Семейный кодекс Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. № 223-Ф3, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением», Постановление Правительства РФ от 02 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства».
Международное усыновление - это усыновление, в котором есть иностранный элемент, в данном случае он выражается в том, что усыновленный и усыновитель имеют разное гражданство либо усыновление происходит на территории иностранного государства [7].
Основные принципы межгосударственного усыновления закреплены в международных документах. Прежде всего, в Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Среди принципов выделяют, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Это связано с тем, что усыновление ребенка усыновителями страны происхождения позволяет компетентным органам государства в наилучшей степени контролировать соблюдение законных интересов усыновленного, а также ограничивать и пресекать преступные посягательства на интересы ребенка со стороны усыновителей и иных лиц.
Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства.
В-третьих, необходимость того, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении.
И, наконец, в-четвертых, недопущение того, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами [3].
Правовое регулирование в области усыновления осуществляется также с помощью международной конвенции «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления», принятой в Гааге 29 мая 1993 г. и подписанной Российской Федерацией 7 сентября 2000 года. Однако указанный акт не имеет юридической силы на территории России, поскольку не ратифицирован Российской Федерацией.
Кроме того, представляется целесообразным заключение Российской Федерацией международных договоров с другими государствами, граждане которых усыновляют российских детей. Так, в прошлом году был принят Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. № 258-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей».
Семейный кодекс Российской Федерации, восприняв основные принципы международного права в области усыновления, содержит принципиальную норму, ограничивающую усыновление детей иностранными гражданами. В соответствии с п. 4 ст. 124 СК РФ последнее допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории страны, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Тем самым международное усыновление признается также и российским законодателем в качестве альтернативного способа ухода за ребенком: приоритетным является его усыновление гражданами РФ [4].
В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление иностранными гражданами российских детей производится по праву страны гражданства усыновителей. Тем не менее для обеспечения интересов российских детей необходимо соблюдение требований российского законодательства.
Вместе с тем даже безупречные с точки зрения юридической техники и содержания нормы права на практике, к сожалению, применяются в противоречии с приоритетом устройства российских детей в семьи российских граждан [8].
Процедура международного усыновления требует повышенного внимания, поскольку усыновляемые дети передаются на воспитание в семьи иностранных граждан, проживающих, как правило, за пределами РФ. Это обусловливает необходимость формирования особого порядка международного усыновления и системы мер контроля за усыновленными детьми в целях защиты их прав и законных интересов на территории иностранного государства [4].
Кроме того, сложность правового регулирования данного вида правоотношений заключается в том, что участники семейных отношений, осложненных иностранным элементом, являются гражданами двух, а то и более иностранных государств. На первый план выходит проблема выбора законодательства, подлежащего применению в каждом конкретном случае международного усыновления. Также нельзя не упомянуть о столкновении правовых систем различных государств, дифференциации источников правового регулирования [6].
Усыновление иностранными гражданами ребенка допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с обязательным учетом этнического происхождения, религиозной и культурной принадлежности, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании детей.
Судебный порядок рассмотрения дел об усыновлении регламентируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ и призван обеспечить дополнительные гарантии соблюдения законности, прав и интересов детей при усыновлении. В соответствии с действующим
законодательством при рассмотрении судом дел об усыновлении обязательно участие органа опеки и попечительства, а также прокурора.
Между тем зачастую у суда нет реальных возможностей убедиться в действительности представленных в судебное заседание документов. Так, сегодня иностранные граждане проходят медицинское освидетельствование в российских клиниках и представляют суду справку требуемой формы о состоянии своего здоровья [8]. И получить нужные документы иностранным усыновителям не составляет особого труда.
Оформление справки сегодня превратилось в доходный бизнес. В Интернете можно найти фирмы, способствующие их быстрому получению. Срок получения такой справки порой зависит только от размера вознаграждения. Во многом этому способствует коммерциализация процесса международного усыновления (в большинстве случаев усыновление осуществляется через аккредитованные организации, которые получают за свою деятельность достаточно высокое вознаграждение) [8].
Хочется также отметить, что до сих пор в российское семейное законодательство не внесены соответствующие изменения, которые бы предусматривали какие-либо поощрения материального характера, льготы российским усыновителям [5].
Представляется, что в национальном российском законодательстве необходимо детально регламентировать требования, предъявляемые к иностранным усыновителям, а судам не бояться отказывать в удовлетворении заявления об усыновлении при отсутствии сведений о нормах об усыновлении страны гражданина-усыновителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнова, Э. В. Понятие и правовая природа усыновления / Э. В. Арутюнова // Семейное и жилищное право. - 2010. - № 2. - С. 16-18.
2. Гришаев, С. П. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан / С. П. Гришаев // Семейные правоотношения с участием иностранных граждан. - 2009. - Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».
3. Косова, О. Н. Особенности международного усыновления / О. Н. Косова // Законность. -2001.- № 1. - С. 26-32.
4. Паршукова, К. Ю. Общая характеристика отношений, порождаемых усыновлением, и их правовая природа / К. Ю. Паршукова // Семейное и жилищное право. - 2008. - N° 2. - С. 17-20.
5. Рязанцев, С. В. Эмиграция детей из России через канал международного усыновления / С. В. Рязанцев // Миграционное право. - 2008. - № 2. - С. 22-25.
6. Содылева, О. С. Международное законодательство об усыновлении и правовом положении ребенка на территории Российской Федерации
/ О. С. Содылева // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 3. - С. 110-114.
7. Цветкова, О. А. Запрет на осуществление посреднической деятельности при международном усыновлении / О. А. Цветкова // Право и образование. - 2008. - № 3. - С. 68-71.
8. Чашкова, С. Ю. Теория и практика международного усыновления / С. Ю. Чашкова // Семейное и жилищное право. - 2008. - № 5. -С. 13-17.
LEGAL BASES OF RUSSIAN CHILDREN ADOPTION BY FOREIGN CITIZENS
A. V. Cheshev
The article is devoted to legal regulation of Russian children adoption by foreign citizens. The author thinks that the problem of infringement of the rights of the child in international adoption is topical for the Russian Federation and proposes the necessity of creating in Russia the corresponding standard base consisting not only of national legislation, in details regulating requirement shown to foreign adoptive parents, but also the international contracts between Russia and other states the citizens of which adopt Russian children.
Key words: adoption; foreign citizens; legal regulation; Russian children; international legislation.