Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
гражданское общество / общественные объединения / исправле-ние / осужденные без изоляции от общества / civil society / public associations / corrections / convicts without isolation from society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Владимирович Ольховик

Определяются правовые основы участия институтов гражданского общества в исправлении осужденных без изоляции от общества. Отмечается, что в Концепции развития УИС РФ на период до 2030 года исполь-зуются разные термины, обозначающие институты гражданского общества, поня-тия которых не совпадают. Концепция развития УИС РФ на период до 2030 года предусматривает разный спектр вопросов, решение которых предполагает необхо-димость сотрудничества с тем или иным представителем гражданского общества. Несмотря на многообразие институтов гражданского общества, указанных в Концепции развития УИС РФ на период до 2030 года, в соответствии со ст. 23 УИК РФ только общественные объединения могут принимать участие в исправлении осужденных, причем в формах и в порядке, которые установлены законодатель-ством Российской Федерации. Обосновывается необходимость нормативного закрепления форм участия обще-ственных объединений в деятельности по исправлению осужденным без изоляции от общества. Общественные объединения должны не просто принимать участие в процессе предупреждения правонарушений среди осужденных без изоляции от обще-ства, а быть полноправным субъектом этого процесса. Определяются пять форм содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания без изоляции осужденных от обще-ства: 1) участие в социальной адаптации осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, посредством содействия лицам, нуждающимся в исправлении и социальной адаптации; 2) участие в реализации федеральных, региональных и муни-ципальных программ в сфере профилактики правонарушений; 3) выявление причин, условий и факторов, способствующих совершению правонарушений; 4) разработка и реализация мер, направленных на их предупреждение; 5) участие в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Николай Владимирович Ольховик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR PARTICIPATION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE CORRECTION OF CONVICTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

The legal basis for the participation of civil society institutions in the correction of con-victs without isolation from society is determined. It is noted that the Concept for the Development of the Penitentiary System until 2030 uses different terms to denote civil society institutions, the concepts of which do not coin-cide. The concept for the development of the penal system until 2030 provides for a different range of issues, the solution of which requires cooperation with one or another representa-tive of civil society. Despite the diversity of civil society institutions specified in the Concept for the Devel-opment of the Penitentiary System until 2030, in accordance with Art. 23 of the Penal Code of the Russian Federation, only public associations can take part in the correction of con-victed persons, and in the forms and in the manner established by the legislation of the Rus-sian Federation. The need for normative consolidation of the forms of participation of public associa-tions in the activities of correction of convicts without isolation from society is substantiat-ed. Public associations should not only take part in the process of preventing offenses among convicts without isolation from society, but be a full-fledged subject of this process. Five forms of assistance from public associations in the work of institutions and bodies executing punishments without isolating convicts from society are defined: 1) participation in the social adaptation of convicts to punishments not related to imprisonment, through assistance to persons in need of correction and social adaptation; 2) participation in the implementation of federal, regional and municipal programs in the field of crime preven-tion; 3) identifying the causes, conditions and factors contributing to the commission of of-fenses; 4) development and implementation of measures aimed at their prevention; 5) par-ticipation in events to protect public order and other socially significant events.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА»

УДК 343.8

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/65-72

Н. В. Ольховик

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА

Определяются правовые основы участия институтов гражданского общества в исправлении осужденных без изоляции от общества.

Отмечается, что в Концепции развития УИС РФ на период до 2030 года используются разные термины, обозначающие институты гражданского общества, понятия которых не совпадают. Концепция развития УИС РФ на период до 2030 года предусматривает разный спектр вопросов, решение которых предполагает необходимость сотрудничества с тем или иным представителем гражданского общества.

Несмотря на многообразие институтов гражданского общества, указанных в Концепции развития УИС РФ на период до 2030 года, в соответствии со ст. 23 УИК РФ только общественные объединения могут принимать участие в исправлении осужденных, причем в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Обосновывается необходимость нормативного закрепления форм участия общественных объединений в деятельности по исправлению осужденным без изоляции от общества. Общественные объединения должны не просто принимать участие в процессе предупреждения правонарушений среди осужденных без изоляции от общества, а быть полноправным субъектом этого процесса.

Определяются пять форм содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания без изоляции осужденных от общества: 1) участие в социальной адаптации осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, посредством содействия лицам, нуждающимся в исправлении и социальной адаптации; 2) участие в реализации федеральных, региональных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений; 3) выявление причин, условий и факторов, способствующих совершению правонарушений; 4) разработка и реализация мер, направленных на их предупреждение; 5) участие в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях.

Ключевые слова: гражданское общество, общественные объединения, исправление, осужденные без изоляции от общества.

Для цитирования: Ольховик Н. В. Правовые основы участия институтов гражданского общества в исправлении осужденных без изоляции от общества // Вестник Кузбасского института. 2023. № 4 (57). С. 65-72. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/65-72.

© Ольховик Н. В., 2023 © Olkhovik N. V., 2023

N. V. Olkhovik

LEGAL BASIS FOR PARTICIPATION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE CORRECTION OF CONVICTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

The legal basis for the participation of civil society institutions in the correction of convicts without isolation from society is determined.

It is noted that the Concept for the Development of the Penitentiary System until 2030 uses different terms to denote civil society institutions, the concepts of which do not coincide. The concept for the development of the penal system until 2030 provides for a different range of issues, the solution of which requires cooperation with one or another representative of civil society.

Despite the diversity of civil society institutions specified in the Concept for the Development of the Penitentiary System until 2030, in accordance with Art. 23 of the Penal Code of the Russian Federation, only public associations can take part in the correction of convicted persons, and in the forms and in the manner established by the legislation of the Russian Federation.

The need for normative consolidation of the forms of participation of public associations in the activities of correction of convicts without isolation from society is substantiated. Public associations should not only take part in the process of preventing offenses among convicts without isolation from society, but be a full-fledged subject of this process.

Five forms of assistance from public associations in the work of institutions and bodies executing punishments without isolating convicts from society are defined: 1) participation in the social adaptation of convicts to punishments not related to imprisonment, through assistance to persons in need of correction and social adaptation; 2) participation in the implementation of federal, regional and municipal programs in the field of crime prevention; 3) identifying the causes, conditions and factors contributing to the commission of offenses; 4) development and implementation of measures aimed at their prevention; 5) participation in events to protect public order and other socially significant events.

Key words: civil society; public associations; corrections; convicts without isolation from society.

For citation: Olkhovik N. V. Legal basis for participation of civil society institutions in the correction of convicts without isolation from society. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 4 (57), p. 65-72. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/65-72.

Правовые основы участия институтов гражданского общества в исправлении осужденных весьма разнообразны. Они состоят из Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ), Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и

о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», Федерального за-

кона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Указа Президента РФ от 04.08.2006 № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам», распоряжения Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года», приказа ФСИН России от 22.11.2021 № 1067 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний», региональных нормативных правовых актов (Закон Ханты-Мансийского АО-Югры от 31.03.2017 № 10-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере профилактики правонарушений в Ханты-Мансийском АО-Югре»; Закон Республики Башкортостан от 03.02.2009 № 92-з «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы»; Закон Иркутской области от 21.11.2014 № 133-ОЗ «Об отдельных вопросах, связанных с участием граждан в охране общественного порядка в Иркутской области»).

На необходимость и обоснованность укрепления взаимодействия учреждений

и органов уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества указывается в распоряжении Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» (далее — Концепция развития УИС до 2030 года). Раздел XX Концепции развития УИС до 2030 года предусматривает, что развитие сотрудничества Федеральной службы исполнения наказаний с институтами гражданского общества предполагает:

- активное привлечение представителей институтов гражданского общества к участию в деятельности по оказанию содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе;

- расширение взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, институтами гражданского общества и общественными организациями, включая общественные наблюдательные комиссии, в вопросах контроля за соблюдением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

- укрепление сотрудничества и расширение участия религиозных организаций, относящихся к основным традиционным религиям, в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы;

- создание необходимых условий для осуществления деятельности представителей институтов гражданского общества при оказании содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

- обеспечение на постоянной основе сотрудничества со средствами массовой информации;

- участие дисциплинарных комиссий в исправительных учреждениях в решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, о применении к осужденным мер взыскания, а также закрепление порядка создания указанных комиссий.

Раздел XVI Концепции развития УИС до 2030 года «Создание и развитие системы пробации» предусматривает необходимость повышения уровня взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями, а также с учреждениями и предприятиями социального обслуживания по вопросам оказания адресной социальной помощи осужденным и лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

Анализ рассматриваемых положений Концепции развития УИС до 2030 года позволяет сделать несколько выводов.

Во-первых, Концепция развития УИС до 2030 года указывает на необходимость сотрудничества учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества, с общественными организациями, с общественными наблюдательными комиссиями, с религиозными организациями, с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Рос-

сийской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Таким образом, для обозначения представителей гражданского общества в Концепции развития УИС до 2030 года используются разные термины, обозначающие общественность, понятия которых не совпадают.

Во-вторых, Концепция развития УИС до 2030 года предусматривает разный спектр вопросов, решение которых предполагает необходимость сотрудничества с тем или иным представителем общественности. Необходимость сотрудничества с институтами гражданского общества предусматривается по вопросам оказания содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе, в вопросах контроля за соблюдением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в вопросах духовно-нравственного просвещения и воспитания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Необходимость сотрудничества с общественными организациями предусматривается по вопросам оказания адресной социальной помощи осужденным и лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

Необходимость сотрудничества с религиозными организациями предусматривается по вопросам духовно-нравственного просвещения и воспитания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Необходимость сотрудничества с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, институтами гражданского общества и общественными организациями, включая общественные наблюдательные комиссии, предусматривается по вопросам контроля за соблюдением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Говоря о правовой основе взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров с институтами гражданского общества, следует обратиться к уголовно-исполнительному законодательству Российской Федерации. Среди всех субъектов, перечисленных в ст. 23 УИК РФ, только общественные объединения могут принимать участие в исправлении осужденных, причем в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Многообразие общественных объединений и динамика их развития на современном этапе обусловливает необходимость постоянного мониторинга форм и методов их работы, целей и задач, возможностей достаточной длительности сотрудничества. При этом следует учитывать, что инициатива в организации такого взаимодействия в большей степени принадлежит учреждениям и органам, исполняющим наказания, помимо этого обязательным условием такого взаимодействия должна служить способность таких общественных объединений оказать позитивное воздействие на осужденных, оказать помощь персоналу. Вместе с тем, такая работа прежде всего должна строиться на основании закона и не может быть основана

на эпизодических мероприятиях. В такой работе необходима система, предполагающая долгосрочное перспективное сотрудничество.

Представляется, что проблема отсутствия легального закрепления в нормативных правовых актах порядка взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров с общественными объединениями видится в особенностях, связанных с категорией осужденных, с которыми они работают. Это осужденные, проживающие в обществе, которые могут обратиться в любую организацию, к любому должностному и физическому лицу с любой просьбой. Однако не всегда осужденный и (или) организация в таком взаимодействии заинтересованы. Такое положение дел требует нормативного закрепления порядка привлечения общественных объединений к участию в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по исправлению осужденных без изоляции от общества.

Прежде всего возникает вопрос о формах содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания без изоляции осужденных от общества. Как представляется, эти формы содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, можно определить на основании Федерального закона 23.06.2016 № 182-ФЗ от «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — Закон о профилактике правонарушений или Закон), который в ст. 24 рассматривает лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, в числе лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон допускает возможность применения к осужденным без изоляции от общества мер по их социальной адаптации,

обеспечение которой в том числе осуществляется посредством привлечения общественных объединений. В соответствии с Законом «социальная адаптация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве». Социальная адаптация является формой профилактического воздействия (ст. 17) на осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Закон о профилактике правонарушений определяет место общественных объединений в процессе социальной адаптации осужденных, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы. Буквальное толкование Закона свидетельствует о том, что общественные объединения не являются субъектами профилактики правонарушений и, в частности, такой формы профилактического воздействия, как социальная адаптация, могут только принимать участие в этом процессе: а) содействуя лицам, нуждающимся в социальной адаптации (ст. 24); б) участвуя в реализации программ в сфере профилактики правонарушений, которые принимаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; в) выявляя детерминанты совершения правонарушений; г) участвуя в разработке и реализации мер по их предупреждению, в том числе и в мероприятиях по охране общественного порядка (ст. 13).

Участие общественных объединений в такой форме профилактического воздействия, как социальная адаптация осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, на практике выражается в том, что общественные объединения могут инициировать перед руководством учреждений и органов, ис-

полняющих наказания, проведение мероприятий, которые либо связаны с реализацией осужденными без изоляции от общества своих конституционных прав, либо направлены на оказание им помощи в трудовом или бытовом устройстве. Решение же о возможности проведения того или иного мероприятия принимает руководство соответствующего учреждения или органа, исполняющего наказания, которое(ый) и является субъектом социальной адаптации осужденных без изоляции от общества как формы профилактического воздействия. Анализ положительного опыта деятельности уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров свидетельствует о том, что некоторые инициативы общественных объединений находят поддержку руководителей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания [2; 3]. Однако, как отмечается в литературе, практика сотрудничества учреждений и органов, исполняющих наказания, с общественными объединениями иногда носит формальный характер [1]. Все это свидетельствует о необходимости изменения места общественных объединений в процессе исправления осужденных без изоляции от общества.

Анализ региональных программ в области обеспечения общественной безопасности населения и региональных программ предупреждения (профилактики) правонарушений свидетельствует о том, что участия общественных объединений в реализации государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений и в других направлениях, предусмотренных ст. 13 Закона о профилактике правонарушений, практически не предусмотрено, в обширные перечни субъектов, реализующих мероприятия, предусмотренные этими программами, общественные

объединения даже не включаются [4]. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости переосмысления места общественных объединений не только в процессе социальной адаптации, но и в профилактике правонарушений вообще. Как представляется, общественные объединения должны не просто принимать участие в процессе профилактики правонарушений среди осужденных без изоляции от общества, а быть полноправным субъектом этого процесса. Участие общественных объединений в исправлении осужденных без изоляции от общества может выражаться в пяти формах: 1) участие в социальной адаптации осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, посредством содействия лицам, нуждающимся в исправлении и соци-

альной адаптации; 2) участие в реализации федеральных, региональных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений; 3) выявление причин, условий и факторов, способствующих совершению правонарушений; 4) разработка и реализация мер, направленных на их предупреждение; 5) участие в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях. Эти формы должны быть четко закреплены в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации в области обеспечения общественной безопасности и профилактики правонарушений.

Литература

1. Григорьян, И. Г. Общественность как субъект содействия уголовно-исполнительным инспекциям // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 2 (23). — С. 98-101.

2. Кохтачев, В. С., Борисова, Д. П. О содействии общественных советов при территориальных органах ФСИН России работе уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2019. — № 9 (208). — C. 31-37.

3. Лядов, Э. В., Носенок, С. А. Социальная помощь осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества: из опыта работы уголовно-исполнительной инспекции управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области // Уголовно-исполнительное право. — 2019. — № 1. — С. 16-25.

4. О ходе реализации региональных программ профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации // МВД России : сайт. — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/document/2574197 (дата обращения: 03.09.2023).

References

1. Grigoryan I. G. Obshchestvennost' kak sub"ekt sodejstviya ugolovno-ispolnitel'nym inspekciyam [Public as a subject of assistance to penal inspections]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2015, no. 2 (23), p. 98-101.

2. Kohtachev V. S., Borisova D. P. O sodejstvii obshchestvennyh sovetov pri territori-al'nyh organah FSIN Rossii rabote ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij i ispravitel'nyh centrov [On the assistance of public councils under the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia to the work of penitentiary inspections and correctional centers]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Vedomosti of the Penal System], 2019, no. 9 (208), p. 31-37.

3. Lyadov E. V., Nosenok S. A. Social'naya pomoshch' osuzhdennym k nakazaniyam, ne svyazannym s izolyaciej ot obshchestva: iz opyta raboty ugolovno-ispolnitel'noj in-spekcii upravleniya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij po Orenburgskoj oblasti [Social assistance to convicts to punishments not related to isolation from society: from the experience of the penitentiary inspection of the Department of the Federal Penitentiary Service in the Orenburg Region]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2019, no. 1, p. 16-25.

4. O hode realizacii regional'nyh programm profilaktiki pravonarushenij v sub"ektah Ros-sij skoj Federacii [On the progress of the implementation of regional programs for the prevention of offenses in the constituent entities of the Russian Federation]. MVD Ros-sii [The Ministry of Internal Affairs of Russia]. Website. URL: https ://xn--b1aew.xn--p1ai/document/2574197 (accessed 9/3/2023).

Сведения об авторе

Николай Владимирович Ольховик: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: lawtsu@rambler.ru

Information about the author

Nikolay V. Olkhovik: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Penal Law and Organization of the Execution of Punishments not Related to the Isolation of Convicts from Society, candidate of law, associate professor. E-mail: lawtsu@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.