DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-3-502-511 УДК 343.8
Теоретические, правовые и организационные основы деятельности добровольцев в сфере социальной адаптации осужденных без изоляции от общества в России
С. Л. БАБАЯН
Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация
Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8712-0192, е-mail: [email protected] Н. В. ОЛЬХОВИК
Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация
Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7150-7234, е-mail: [email protected] С. А. ФАДЕЕВА
Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация
Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7150-7234, е-mail: fadeeva1607@gmail.
И. А. ЛАКИНА
Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5342-2886, е-mail: [email protected] Л. П. ПИТКЕВИЧ
Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2040-0960, е-т^И: Lida-19832008@ yandex.ru
Реферат
Введение: в статье рассматриваются теоретические, правовые и организационные основы участия добровольцев в социальной адаптации осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Цель: на основе обобщения теоретических, правовых и организационных основ деятельности добровольцев в сфере исполнения наказаний в России и зарубежных странах показать перспективы их участия в социальной адаптации осужденных без изоляции от общества в нашей стране. Методы: сравнительно-правовой, эмпирические методы описания, интерпретации, теоретические методы формальной и диалектической логики, частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты: в жизнедеятельности осужденных без изоляции от общества добровольчество выполняет мобилизационную, регулятивную, стимулирующую, коммуникативную функции, а также функции социализации и самоутверждения. Выводы: предлагается допол-
^т
нить перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с участниками добровольческой (волонтерской) деятельности, еще одним видом - содействием в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, участием в исправлении осужденных и их социальной адаптации. Обосновываются предложения о возложении на органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязанности оказывать организационную, информационную, методическую и иную поддержку субъектам добровольческой (волонтерской) деятельности, содействующим работе учреждений и органов, исполняющих наказания, учитывать добровольческую (волонтерскую) деятельность осужденного при определении степени его исправления, признании активного участия осужденного без изоляции от общества в добровольческой (волонтерской) деятельности основанием применения к нему мер поощрения.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное право; наказания, не связанные с лишением свободы; общественность; уголовно-исполнительные инспекции; добровольцы.
12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.
Для цитирования: Бабаян С. Л., Ольховик Н. В., Фадеева С. А., Лакина И. А., Питкевич Л. П. Пенитенциарная наука, 2021, т. 15, № 3 (55), с. 502-511. DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-3-502-511.
Theoretical, Legal and Organizational Foundations of Volunteer Activities in the Field of Social Adaptation of Individuals Sentenced to Non-Custodial Punishment in Russia
SERGEI L. BABAYAN
Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation
Vologda Institute of Law and Economics of FSIN Russia, Vologda, Russian
Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8712-0192, e-mail: [email protected]
NIKOLAI V. OL'KHOVIK
Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7150-7234, e-mail: [email protected]
SVETLANA A. FADEEVA
Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation
Nizhny Novgorod Institute for Education Development, Nizhny Novgorod, Russian
Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7150-7234, e-mail: fadeeva1607@gmail. com
IRINA A. LAKINA
Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5342-2886, e-mail: [email protected]
LIDIYA P. PITKEVICH
Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2040-0960, e-mail: Lida-19832008@
yandex.ru
Abstract
Introduction: the article investigates theoretical, legal and organizational foundations for participation of volunteers in the social adaptation of individuals convicted to noncustodial punishments. Aim: we review theoretical, legal and organizational foundations of the work of volunteers in the field of execution of sentences in Russia and foreign countries and show the prospects for their participation in the social adaptation of individuals convicted without isolation from society in our country. Methods: comparative legal, empirical methods of description, interpretation, theoretical methods of formal and dialectical logic, private scientific methods: legal-dogmatic and method of interpretation of legal norms. Results: in the life of those convicted to non-custodial punishments, volunteerism performs mobilization, regulatory, stimulating, communicative functions, as well as the functions of socialization and self-affirmation. Conclusions: we propose to supplement the list of activities in respect of which the federal executive authorities, executive authorities of constituent entities of the Russian Federation, and local government bodies approve the procedure for interaction between state and municipal institutions and volunteers, with one more type of activity such as assistance in the work of institutions and bodies executing sentences, participation in the reformation of convicts and their social adaptation. We substantiate the proposals on assigning the state authorities of the Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation, and local government bodies the obligation to provide organizational, informational, methodological and other support to the subjects of voluntary (volunteer) activities that promote the work of institutions and bodies executing sentences, to take into account the voluntary (volunteer) activity of the convicted person when determining the degree of their reformation, recognition of the active participation of the person convicted to noncustodial punishment in voluntary (volunteer) activities as the basis for applying incentive measures to such convicts.
Keywords: penal law; non-custodial punishments; the public; probation inspectorates; volunteers.
12.00.08 - Criminal law and criminology; penal law.
For citation: Babayan S.L., Ol'khovik N.V., Fadeeva S.A., Lakina I.A., Pitkevich L.P. Theoretical, legal and organizational foundations of volunteer activities in the field of social adaptation of individuals sentenced to non-custodial punishment in Russia. Penitentiary Science, 2021, vol. 15, no. 3 (55), pp. 502-511. DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-3-502-511.
Введение
Добровольчество (волонтерство) является одним из инструментов социального, экономического и духовного развития гражданского общества. Сформированность института добровольчества является характерным признаком устойчивой социальной системы. Целевым приоритетом добровольчества (волонтерства) признаются не только новые возможности для самореализации граждан, но и распространение соответствующих практик в общественном развитии. Доброволец - это человек, который добровольно участвует в каком-либо деле, а добровольчество - участие человека в какой-либо организации, движении по своему желанию и собственной воле.
Добровольчество привлекает внимание исследователей из разных областей науки. Как одну из практик гражданского общества добровольчество изучают И. Л. Корне-ева [4], О. И. Холина [14], Л. И. Якобсон [3; 17], как практику формирования общественных интересов исследуют Л. И. Никовская,
В. Н. Якимец [5], А. В. Соколов [11], в контексте включенности в социальную работу его рассматривают А. А. Клепикова [2], М. В. Певная [7], З. Х. Саралиева [8; 9] и др. Однако, к сожалению, сравнительно мало теоретических исследований посвящено влиянию добровольчества на процесс исправления и социализации осужденных. При необходимости можно опираться лишь на труды Л. И. Си-корской [10], Н. В. Тарасовой [12], в которых раскрыты педагогические и воспитательные аспекты добровольчества. Материалы и методы Добровольчество, имеющее место в среде осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, представляет собой не только осуществление социально ориентированной деятельности для решения общественных проблем. Ряд подходов потенциально реализуемы при определении добровольчества как методологического основания в деле социализации указанных лиц: - личностно ориентированный подход, рассматривающий участвующего в добро-
вольческой деятельности осужденного как активного субъекта своей ресоциализации и исправления с опорой на личностные потенциалы и возможности;
- информационно-просветительский подход, в основе которого лежит принцип «равный - равному», когда осужденные могут оказывать посильную поддержку и помощь друг другу;
- аксиологический подход, обосновывающий ценностный компонент добровольческой деятельности для жизни и благополучия осужденного;
- системный подход, рассматривающий добровольчество как организационную целостность, интегрирующую в себе цели, ре-сурсы,процессы и пр.
Для обобщения положительных практик деятельности в учреждениях и органах УИС добровольческих (волонтерских) организаций (команд, групп, звеньев) среди осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества НИИ ФСИН России проведен опрос сотрудников 30 территориальных органов ФСИН России. Подчеркнем, что работа по привлечению добровольческих организаций к процессу социализации осужденных рассматриваемой категории проводится во всех участвовавших в исследовании органах.
Результаты и обсуждение
Добровольчество как инструмент позитивного влияния на осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, представляется достаточно сложным социокультурным феноменом. Основные его функции в жизнедеятельности осужденных: мобилизационная, регулятивная, стимулирующая, коммуникативная, а также функции социализации и самоутверждения.
Следует отметить, что добровольчество обладает огромным социально-педагогическим потенциалом, поэтому использование этого ресурса для исправления и ресоци-ализации осужденных может как вызывать непосредственные положительные социальные эффекты, так и иметь отсроченные воспитательные результаты.
В Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 № 2950-р (далее - Концепция добровольчества), отмечено, что содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено
к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Конституция Российской Федерации закладывает правовые основы осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности [13], а практика добровольчества выстраивается, как правило, на основании положений Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее - ФЗ № 135) и Концепции добровольчества.
Определение правовых основ деятельности добровольцев в процессе ^циальной адаптации осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, обязывает напомнить дефиницию понятия «добровольческая деятельность». Итак, под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, которые исчерпывающим образом предусмотрены п. 1 ст. 2 ФЗ № 135.
Общественные объединения могут оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных (ст. 23 УИК РФ). Возникают правомерные вопросы: какие же цели волонтерской деятельности актуальны для работы добровольцев с осужденными? каковы целевые ориентиры содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания?
Известно, что осужденные к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях территориальных органов ФСИН России. Так как цели подобных наказаний -это исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, не вызывает сомнения приоритетность профилактической функции добровольчества как способа недопущения социально опасных форм поведения.
Стоит подчеркнуть, что общий массив осужденных, состоящих на учете УИИ, неоднороден по своим социально-демографическим, социально-ролевым, нравственно-психологическим, уголовно-правовым и уголовно-исполнительным признакам, а процесс детерминации преступности и других социально опасных форм поведения людей включает множество взаимосвязанных факторов [6], поэтому цели добровольческой (волонтерской)деятельности, перечис-
ленные п. 1 ст. 2 ФЗ № 135, сохраняют свое значение при их экстраполяции на работу с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Большая часть этих целей, как представляется, напрямую коррелирует с понятиями «социальная адаптация» и «ресоциализация». Указанные понятия четко закреплены в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Именно в данном документе используется термин «социальная адаптация», определяемый как комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (к которым относим и лиц, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы), содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве (ст. 24).
В соответствии со ст. 5 ФЗ № 135 участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации. Там же определено, что добровольцы (волонтеры) -физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в п. 1 ст. 2 настоящего федерального закона, или в иных общественно полезных целях. Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.
В целях развития добровольчества (во-лонтерства) территориальными огранами ФСИН России на постоянной основе осуществляется взаимодействие с различными волонтерскими организациями, которые способствуют привлечению к соответствующей деятельности осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества. При организации профилактической работы с данными лицами, в том числе несовершеннолетними, большое значение приобретает оказание содействия в решении социальных проблем (прохождение лечения, продолжение обучения, трудоустройство, оказание юридической, материальной и иной помощи).
В настоящее время заключено более 70
соглашений о взаимодействии с региональными центрами Ассоциации волонтерских центров, 76 соглашений - с региональными центрами Национальной родительской ассоциации и 572 - с добровольными (волонтерскими) движениями и молодежными общественными объединениями.
В течение 2020 г. сотрудниками УИИ совместно с добровольческими (волонтерскими) организациями проведено более 1 тыс. мероприятий по оказанию социальной поддержки несовершеннолетним, осужденным к наказаниям без изоляции от общества, которыми было охвачено более 2600 подучет-ных данной категории.
Результаты проведенного НИИ ФСИН России в мае 2021 г. опроса свидетельствуют о том, что работа по привлечению добровольческих (волонтерских) организаций к процессу социализации осужденных к наказаниям без изоляции от общества осуществляется в 100 % участвовавших в нем территориальных органов ФСИН России.
Так, например, УФСИН России по Вологодской области на основании информации, полученной в единой информационной системе «Добровольцы России», во всех муниципальных образованиях области определены мероприятия, в которых возможно участие осужденных без изоляции от общества и сотрудников уголовно-исполнительной системы. С волонтерскими отрядами и добровольческими движениями заключены соответствующие соглашения на муниципальном уровне. В июне 2020 г. в муниципальном казенном учреждении «Череповецкий молодежный центр» организована встреча несовершеннолетних осужденных с представителем «Школы волонтера», в рамках которой доведена информация о деятельности волонтерских организаций, способах участия в добровольческом движении. Состоящим на учете в УИИ несовершеннолетним осужденным выдан буклет с информацией «Череповецкого молодежного центра», где содержатся сведения о действующих объединениях волонтерской организации, проводимых акциях и мероприятиях, контактные данные.
УИИ УФСИН России по Самарской области заключены соглашения с волонтерским корпусом «Источник добра» и волонтерским движением «Волонтеры победы». Условно осужденными совместно с представителями добровольческих (волонтерских) организаций во 2 квартале 2020 г. в Челно-Вер-
шинском и Шенталинском районах оказана помощь по хозяйству инвалидам и людям с ограниченными возможностями.
Помещение осужденных без изоляции от общества в условия обычной жизни, организуемое подготовленными специалистами, представляется одним из векторов снижения рецидивной преступности среди этой категории лиц. УИИ имеют возможность переформатирования применяемых моделей социально-педагогической и воспитательной работы с осужденными. Однако эффективность этих процессов обеспечивается лишь наличием соответствующей нормативно-правовой базы и социально-экономических ресурсов. Кроме того, взаимодействие различных социальных институтов в работе с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, может внести неоценимый вклад в их социальную адаптацию. На этом делают акцент общемировые и европейские стандарты в области исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Например, в Рекомендации Комитета министров Совета Европы о правилах Совета Европы о пробации 2010 г. с учетом разнообразия выполняемых ведомством функций закреплен принцип взаимодействия с другими государственными органами и организациями для оказания помощи правонарушителям (п. 12). Это же положение содержится и в п. 15 Европейских правил в отношении несовершеннолетних.
Более того, сравнительно-правовое исследование исполняемых службами проба-ции в Европе функций убедительно доказывает, что они реализуются, как правило, при обязательном взаимодействии с другими институтами [16, с. 236; 18].
Например, служба пробации в ФРГ организует подготовку осужденных к освобождению, оказывает им помощь в трудоустройстве и обеспечивает жильем совместно с волонтерами и добровольцами. Как правило, волонтерство осуществляется в двух видах: попечительное (индивидуальное) и сотрудничество (групповое). Индивидуальное волонтерство подразумевает индивидуальную работу со стороны представителя общественности с конкретным осужденным в рамках волонтерской программы, а групповое включает в себя работу волонтера с группой осужденных (например, групповая организация спорта и досуга) [3, с. 84-85]. В ФРГ осуществляется программа по подбору и подготовке добровольных помощников, в
том числе с помощью специальных курсов, семинаров и конференций.
В Латвии Государственная служба про-бации начала привлекать добровольцев к своей работе с 2017 г. В волонтерской программе могут участвовать молодые люди от 14 до 25 лет. Однако в порядке исключения это могут быть и люди постарше, которые, например, будут работать с осужденным, который провел в местах лишения свободы более пяти лет. У волонтеров нет возрастных ограничений. Во время надзора служба про-бации старается найти осужденному волонтера, который мог бы быть ему интересен в силу общих увлечений, хобби, потребностей и умений. Соглашение с осужденным заключается на период надзора и действует, как правило, от 6 месяцев до 4 лет. Подать заявку может любой человек от 18 лет, заполнив анкету на сайте Государственной службы пробации. Анкета отсылается по месту жительства претендента, там с ним проводится беседа. Клиент службы пробации (осужденный) заполняет анкету: чем он в данный момент занимается, чему хочет научиться. Сотрудник службы пробации старается выявить риски, проблемы, которые необходимо проработать. После заполнения анкеты последний советуется с координатором, оценивает возможность найти подходящего волонтера. Спустя время происходит встреча в составе координатора, волонтера, клиента службы пробации, во время которой оговариваются правила поведения, происходит обмен контактами. Клиент службы пробации и волонтер договариваются о своей первой встрече. Волонтер должен общаться с осужденным не менее 8 часов в месяц, включая телефонные разговоры, что получает отражение в дневнике встреч, который ведется волонтером [1].
В федеральных законах существуют положения, которые потенциально применимы к рассматриваемой категории осужденных. Так, в ст. 24 федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предусматривается, что социальная адаптация (в том числе осужденных к наказаниям без изоляции от общества) происходит посредством:
1) стимулирования деятельности организаций, предоставляющих рабочие места лицам, нуждающимся в социальной адаптации, а также лицам, прошедшим курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию;
2) предоставления лицам, нуждающимся в социальной адаптации, в том числе лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальных услуг в организациях социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
4) привлечения общественных объединений для оказания содействия лицам, нуждающимся в социальной адаптации.
В ст. 17.3 ФЗ № 135 определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства). Общие требования к порядку взаимодействия федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с субъектами добровольческой (волонтерской) деятельности установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 28.11.2018 № 1425. В этом документе закреплен порядок взаимодействия, однако перечень видов деятельности, в отношении которых он утверждается, ограничивается в настоящее время лишь несколькими направлениями. Несмотря на то что выделенные направления взаимодействия и распространяются на осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, представляется необходимым дополнение существующего перечня еще одним пунктом: содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, участие в исправлении осужденных. На наш взгляд, необходимо подчеркнуть важность обеспечения безопасности населения от криминальных угроз, предусмотрев возможность активизации участия добровольцев в работе с осужденными к наказаниям без изоляции от общества.
Создание и развитие на добровольной основе волонтерского движения осужденных позволит им ощутить связь с обще-
ством и нивелировать негативные стороны отбытия наказания.
С учетом того, что в УИК РФ не закреплено право осужденных на участие в добровольчестве (волонтерстве), представляется целесообразным указать в п. 6.2 ст. 12 УИК РФ, что осужденные могут участвовать в волонтерской деятельности при условии заключения соответствующих соглашений учреждениями и органами, исполняющими наказания. Также необходимо отметить, что активное участие осужденных в добровольчестве (волонтерстве) учитывается при определении степени их исправления и применении к ним средств поощрительного воздействия. Кроме того, в ст. 23 УИК РФ следует предусмотреть, что содействовать работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и принимать участие в исправлении осужденных могут общественные объединения, централизованные религиозные организации, а также участники добровольческой (волонтерской) деятельности.
Деятельность осужденных в составе добровольческих (волонтерских) организаций целесообразно стимулировать, применяя к ним меры поощрения, поощрительные нормы и институты. В ст. 57 УИК РФ нужно указать, что основанием применения мер поощрения к осужденным к ограничению свободы является также активное участие в добровольческой (волонтерской) деятельности. Необходимо учитывать данную деятельность при определении степени исправления, например при решении вопроса об отмене условного осуждения и снятии судимости в отношении условно осужденных, состоящих на учете в УИИ.
Выводы
Проведенный анализ теоретических, правовых и организационных основ деятельности добровольцев в сфере социальной адаптации осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, свидетельствует о необходимости пересмотра целого ряда важнейших аспектов деятельности уголовно-исполнительных инспекций. В числе приоритетных направлений следует назвать:
- оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями;
- популяризацию добровольческой (волонтерской) деятельности;
- активизацию участия в муниципальных программах и мероприятиях, ориентированных на поддержку добровольчества (во-лонтерства);
- поддержку в области подготовки и обучения работников и добровольцев (волонтеров) в случае, если добровольческую (волонтерскую) деятельность невозможно осуществить без специальной подготовки;
- участие в методическом обеспечении органов местного самоуправления по вопросам разработки и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;
- стимулирование деятельности осужденных в качестве волонтеров (учитывать
данную деятельность при оценке степени исправления осужденного, а именно при отмене условного осуждения и снятии судимости) для осуществления успешного исправительного воздействия и формирования позитивного социального портфолио осужденных.
Представляется, что все вышеуказанные предложения по совершенствованию содействия деятельности добровольцев в работе по социализации осужденных могут стать катализатором дальнейшего развития добровольчества и волонтерства в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, тем самым способствуя предупреждению правонарушений и достижению целей уголовного наказания.
■ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Интервью со специалистом Латгальского регионального отдела пробации Латвии Санита Сувейзда // Наш город: Новости Даугавпилса : сайт. - URL: https://gorod.lv/novosti/307894-sluzhba-probatsii-privlekaet-volonterov-dlya-sotsializatsii-prestupnikov#ixzz6mu8dsaB9 (дата обращения: 01.06.2021).
2. Клепикова, А. А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтерства и профессионализма / А. А. Клепикова // Журнал исследований социальной политики. - 2011. - Том 9, № 3. - С. 391-416. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovoltsy-blagotvoritelnoy-organizatsii-v-gosudarstvennom-uchrezhdenii-dlya-lyudey-s-tyazheloy-invalidnostyu-konstrukty/viewer (дата обращения: 01.06.2021).
3. Конзак, Д. Волонтерская работа в пенитенциарных учреждениях Германии // Д. Конзак, О. М. Чернышева // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2014. - № 3 (27). - С. 83-89.
4. Корнеева, Е. Л. Основные направления исследования волонтерской деятельности / Е. Л. Корнеева // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2015. - Том 7, № 1. - С. 131-141.
5. Никовская, Л. И. Публичная политика и гражданское общество (Санкт-Петербургский кейс) / Л. И. Никовская,
B. Н. Якимец // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2018. - Том 14, № 1. - С. 57-67. - DOI 10.21638/11701/ spbu23.2018.105. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-politika-i-grazhdanskoe-obschestvo-sankt-peterburgskiy-keys (дата обращения: 01.06.2021).
6. Ольховик, Н. В. Эффективность исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы / Н. В. Оль-ховик // Всероссийский криминологический журнал. - 2018. - Том 12, № 1. - С. 51-59.
7. Певная, М. В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Певная Мария Владимировна. - Нижний Новгород, 2016 -42 с.
8. Саралиева, З. Х. Инновационные социальные макро-, мезо- и микротехнологии / З. Х. Саралиева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 3-3. - С. 229-234.
9. Саралиева, З. Х. Специфика профессиональной деятельности социальных работников / З. Х. Саралиева // Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке : материалы международной научно-практической конференции / под общей редакцией З. Х. Саралиевой. - Нижний Новгород : НИСОЦ, 2014. -
C. 795-798.
10. Сикорская, Л. Е. Организация добровольческой деятельности в городской среде : учебно-методическое пособие / Л. Е. Сикорская ; под редакцией В. А. Ситарова. - Москва : Нац. ин-т бизнеса, 2008. - 212 с. - ISBN 978-58309-0288-5.
11. Соколов, А. В. Добровольческий ресурс развития общества / А. В. Соколов, А. А. Власова // Власть. - 2014. -Том 22, № 11. - С. 110-115. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolcheskiy-resurs-razvitiya-obschestva (дата обращения: 01.06.2021).
12. Тарасова, Н. В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен / Н. В. Тарасова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 46-52. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-kak-istoriko-pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 01.06.2021).
13. Тимец, М. В. Конституционные основы волонтерской деятельности в Российской Федерации / М. В. Тимец, Л. Р. Гибадулинова // Успехи в химии и химической технологии. - 2015. - № 5. - С. 82-84.
14. Холина, О. И. Институализация волонтерства в структуру российского гражданского общества : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Холина Ольга Ивановна. - Краснодар, 2012. - 132 с.
15. Civil society in modernising Russia : analytical report of The Centre for Studies of Civil Society and the Non-for-Profit Sector of the National Research University «Higher School of Economics» according to the results of a «Civil Society Index -CIVICUS» project / Jakobson L. I., Mersiyanova I. V., Kononykhina O. N. et al. - Moscow : NRU HSE, 2011. - 48 р. - ISBN 978-5-7598-0922-7.
16. Goodman, A. Rehabilitating and Resettling Offenders in the Community / Anthony Goodman. - Hoboken, New Jersey : John Wiley & Sons Ltd, 2012. - 249 p. - ISBN 978-1-1183-1222-3.
17. Jakobson, L. Do voluntary associations matter for the spread of civic activism in Russia? Matching technique applied to survey data / L. Jakobson, C. Leonard, Z. Nazarov // Social Science Quarterly. - 2020. - Volume 101, no. 1. -Pp. 183-200. - DOI 10.1111/ssqu.12726.
18. Kampen, T. Empowerment and Disempowerment of Workfare Volunteers: A Diachronic Approach to Activation Policy in the Netherlands / Thomas Kampen and Evelien Tonkens // Social Policy and Society. - 2019. - Volume 18, issue 3. -Pp. 351-364.
| REFERENCES
1. Interview with a specialist of the Latgale regional Probation Department of Latvia Sanita Suveizda. Our city: News of Daugavpils: website. Available at: https://gorod.lv/novosti/307894-sluzhba-probatsii-privlekaet-volonterov-dlya-sotsializatsii-prestupnikov#ixzz6mu8dsaB9 (accessed June 1, 2021). (In Russ.).
2. Klepikova A.A. Volunteers of a charitable organization in a state institution for people with severe disabilities: constructs of volunteerism and professionalism. Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki=Journal of Social Policy Studies, 2011, vol. 9, no. 3, pp. 391-416. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovoltsy-blagotvoritelnoy-organizatsii-v-gosudarstvennom-uchrezhdenii-dlya-lyudey-s-tyazheloy-invalidnostyu-konstrukty/viewer (accessed June 1, 2021). (In Russ.).
3. Konzak D., Chernysheva O.M. The voluntary work in penitentiary establishments in Germany. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie=Institute Bulletin: Crime, Punishment, Correction, 2014, no. 3 (27), pp. 83-89. (In Russ.).
4. Korneeva E.L. The main directions of research volunteer activities. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu. ru.=Psychological Science and Education psyedu.ru., 2015, vol. 7, no. 1, pp. 131-141. (In Russ.).
5. Nikovskaya L.I., Yakimets V.N. Public policy and civil society (case study of Saint Petersburg). Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS=PoliticalExpertise: POLITEX, 2018, vol. 14, no. 1, pp. 57-67. DOI 10.21638/11701/spbu23.2018.105. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-politika-i-grazhdanskoe-obschestvo-sankt-peterburgskiy-keys (accessed June 1, 2021). (In Russ.).
6. Ol'khovik N.V. The effectiveness of criminal punishment without a deprivation of liberty. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal=Russian Journal of Criminology, 2018, vol. 12, no. 1, pp. 51-59. (In Russ.).
7. Pevnaya M.V. Volonterstvo kak sotsial'nyi fenomen: upravlencheskii podkhod: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora sotsiologicheskikh nauk [Volunteering as a social phenomenon: a managerial approach: Doctor of Sciences (Sociology) dissertation abstract]. Nizhny Novgorod, 2016. 42 p.
8. Saralieva Z.Kh. Innovative social macro-, meso-, and microtechnologies. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo=Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 2013, no. 3-3, pp. 229-234. (In Russ.).
9. Saralieva Z.Kh. Specifics of professional activity of social workers. In: Saralieva Z.Kh. (Ed.). Sotsial'nye innovatsii v razvitii trudovykh otnoshenii izanyatosti vXXI veke: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Social innovations in the development of labor relations and employment in the 21st century: proceedings of the international scientific and practical conference]. Nizhny Novgorod: NISOTs, 2014. Pp. 795-798. (In Russ.).
10. Sikorskaya L.E. Organizatsiya dobrovol'cheskoi deyatel'nosti v gorodskoi srede: uchebno-metodicheskoe posobie [Organizing volunteer activity in the urban environment: an educational and methodological manual]. Moscow: Nats. in-t biznesa, 2008. 212 p.
11. Sokolov A.V., Vlasova A.A. Volunteer resource for the development of society. Vlast'=Power, 2014, vol. 22, no. 11, pp. 110-115. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolcheskiy-resurs-razvitiya-obschestva (accessed June 1, 2021). (In Russ.).
12. Tarasova N.V. Volunteer activity as a historical and pedagogical phenomenon. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii=Pedagogical Education in Russia, 2012, no. 4, pp. 46-52. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ volonterskaya-deyatelnost-kak-istoriko-pedagogicheskiy-fenomen (accessed June 1, 2021). (In Russ.).
13. Timets M.V., Gibadulinova L.R. Constitutional foundations of volunteer activity in the Russian Federation. Uspekhi v khimii i khimicheskoi tekhnologii=Advances in Chemistry and Chemical Technology, 2015, no. 5, pp. 82-84. (In Russ.).
14. Kholina O.I. Institualizatsiya volonterstva v strukturu rossiiskogo grazhdanskogo obshchestva: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata sotsiologicheskikh nauk [Institutionalization of volunteerism in the structure of Russian civil society: Candidate of Sciences (Sociology) dissertation]. Krasnodar, 2012. 132 p.
15. Jakobson L.I., Mersiyanova I.V., Kononykhina O.N. et al. Civil society in modernising Russia: analytical report of The Centre for Studies of Civil Society and the Non-for-Profit Sector of the National Research University "Higher School of Economics" according to the results of a "Civil Society Index - CIVICUS" project. Moscow: NRU HSE, 2011. 48 p.
16. Goodman A. Rehabilitating and Resettling Offenders in the Community. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons Ltd, 2012. 249 p.
17. Jakobson L., Leonard C., Nazarov Z. Do voluntary associations matter for the spread of civic activism in Russia? Matching technique applied to survey data. Social Science Quarterly, 2020, vol. 101, no. 1, pp. 183-200. DOI 10.1111/ssqu.12726.
18. Kampen T., Tonkens E. Empowerment and disempowerment of workfare volunteers: a diachronic approach to activation policy in the Netherlands. Social Policy and Society, 2019, vol. 18, no. 3, pp. 351-364.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ БАБАЯН - доктор юридических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Научно-исследовательского института ФСИН России, г Москва, Российская Федерация, профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными юридического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация, ORCID: https://orcid. огд/0000-0001-8712-0192, е-таН: [email protected]
SERGEI L. BABAYAN - Doctor of Sciences (Law), Chief Researcher at Scientific Research Center-2, Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation, professor at the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts, Faculty of Law, Vologda Institute of Law and Economics of FSIN Russia, Vologda, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8712-0192, e-mail: [email protected]
НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ОЛЬХОВИК - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ-2 Научно-исследовательского института ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, доцент кафедры уголовного права Национального исследовательского Томского государственного университета, г. Томск, Российская Федерация, ОЯСЮ: https://orcid.org/0000-0002-7150-7234, е-mail: [email protected] СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА ФАДЕЕВА - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЦ-2 Научно-исследовательского института ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, профессор кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования Нижегородского института развития образования, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, ОЯСЮ: https://orcid.org/0000-0002-7150-7234, е-mail: [email protected] ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ЛАКИНА - научный сотрудник НИЦ-3 Научно-исследовательского института ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, ОЯСЮ: https://orcid.org/0000-0002-5342-2886, е-mail: [email protected]
ЛИДИЯ ПЕТРОВНА ПИТКЕВИЧ - научный сотрудник НИЦ-1 Научно-исследовательского института ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, ОЯСЮ: https://orcid.org/0000-0003-2040-0960, е-mail: [email protected]
NIKOLAI V. OL'KHOVIK - Candidate of Sciences (Law), Leading Researcher at Scientific Research Center-2, Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation, associate professor at the Department of Criminal Law, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-7150-7234, e-mail: [email protected] SVETLANA A. FADEEVA - Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chief Researcher at Scientific Research Center-2, Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation, professor at the Department of the Theory and Practice of Education and Additional Training, Nizhny Novgorod Institute for Education Development, Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-7150-7234, e-mail: fadeeva1607@ gmail.com
IRINA A. LAKINA - Researcher at Scientific Research Center-3, Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5342-2886, e-mail: [email protected] LIDIYA P. PITKEVICH - Researcher at Scientific Research Center-1, Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2040-0960, e-mail: [email protected]
Статья поступила 04.06.2021