Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЦЕЛЯХ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА) В РОССИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЦЕЛЯХ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА) В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЛОНТЕР / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОН / VOLUNTEER / VOLUNTARY ACTIVII / VOLUNTEER MOVEMENT / HEALTH CARE / CHARITY / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Светлана Анатольевна

Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг. Ключевым аспектом нового закона является расширение полномочий органов власти всех уровней путем принятия, в том числе, регламентов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений с волонтерскими организациями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING COORDINATION OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION FOR ASSISTANCE TO DEVELOPMENT OF VOLUNTEERING (VOLUNTEERING) IN RUSSIA

Volunteer activities mean voluntary activities in the form of free work and/or services. Key aspect of the new law is expansion of powers of authorities of all levels by acceptance, including, regulations of interaction of federal executive authorities, executive authorities of territorial subjects of the Russian Federation, local governments, them with the volunteer organizations

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЦЕЛЯХ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА) В РОССИИ»

ИВАНОВА Светлана Анатольевна,

доктор юридических наук, профессор, эксперт РАН, Почетный адвокат России, заместитель первого проректора по учебной работе, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», e-mail: ivanovasa1@yandex.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЦЕЛЯХ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА) В РОССИИ

Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг. Ключевым аспектом нового закона является расширение полномочий органов власти всех уровней путем принятия, в том числе, регламентов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений с волонтерскими организациями.

Ключевые слова: волонтер, добровольческая деятельность, волонтерское движение, здравоохранение, благотворительность, закон.

IVANOVA Svetlana Anatolyevna,

doctor of jurisprudence, professor, expert of RAS, Honourable lawyer of Russia, deputy first vice rector for study, professor of Department of legal regulation of economic activity FGOBOU WAUGH "Financial University under the Government

of the Russian Federation"

ENSURING COORDINATION OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION FOR ASSISTANCE TO DEVELOPMENT OF VOLUNTEERING (VOLUNTEERING) IN RUSSIA

Volunteer activities mean voluntary activities in the form of free work and/or services. Key aspect of the new law is expansion of powers of authorities of all levels by acceptance, including, regulations of interaction of federal executive authorities, executive authorities of territorial subjects of the Russian Federation, local governments, the public and municipal authorities subordinated to them with the volunteer organizations.

Keywords: volunteer, voluntary activity, volunteer movement, health care, charity, law.

Определение волонтерской деятельности дано в ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Регламенты взаимодействия были приняты:

- Регламент взаимодействия Департамента здравоохранения города Москвы и организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, с социально ориентированными некоммерческими организациями от 22.09.2016 г.,

- Регламент взаимодействия волонтеров с социальными учреждениями Москвы (разработан совместно Департаментом соцзащиты, Департа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

ментом культуры Москвы при участии некоммерческих организаций),

- Стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах РФ.

При главе каждого субъекта РФ должен быть сформирован Совет по вопросам добровольчества (волонтерства) в качестве консультативного органа (п. 3 Стандарта).

Недостаток этих регламентов в том, что они не прописывают ответственность за возможные неправильные действия, ошибки волонтеров, регламенты ориентированы только на успешность волонтерской деятельности, но «страховочных» норм, регулирующих ситуации непрофессионализма волонтеров (кто за что отвечает и как

исправлять ошибки) регламенты не содержат [17, 18].

С 1 мая 2018 г. вступила в силу новая редакция Налогового кодекса РФ (ст. 217 и ст. 420). Новая редакция статьи 217 НК РФ предусматривает, что от налогообложения НДФЛ освобождены доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг [20]. В число таких доходов входят:

а) выплаты на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) на приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты. Возможны злоупотребления, связанные с отсутствием обязанности выплачивать государству 13% НДФЛ;

б) выплаты добровольцу на предоставление помещения во временное пользование, на проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно. Возникает воврпос о том, кто будет контролировать аренду добровольцами жилья, сроки аренды, соответствие стоимости арендуемого жилья фактическим затратам на него волонтера? [19];

в) выплаты волонтеру на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 НК РФ) [15];

г) суммы, уплаченные в качестве страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев (волонтеров) либо на страхование их жизни или здоровья, связанные с рисками для жизни или здоровья добровольцев (волонтеров) при осуществлении ими благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности [14, 16];

Д) доходы в натуральной форме, полученные по указанным гражданско-правовым договорам на волонтерские цели. Возможны злоупотребления, связанные с отсутствием обязанности выплачивать государству 13% НДФЛ.

В соответствии с новой редакцией статьи 420 НК РФ не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты добровольцам (волонтерам) в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтер-стве)» гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев (волонтеров), за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ. То есть от уплаты страховых взносов на пенсионное страхование освобождены доходы волонтеров (добровольцев) [10].

Для того, чтобы подтвердить такое право достаточно договора на осуществление добровольческой или волонтерской деятельности. Компании (НКО), которые объединяют таких лиц, должны быть включены в специальный реестр, как того требует новый закон [9].

По мнению разработчиков этих норм, это позволит стимулировать организаторов добровольческой деятельности. Однако возможны злоупотребления, связанные с отсутствием обязанности выплачивать государству страховые выплаты и НДФЛ.

Приказ Минэкономразвития России от 28.09.2017 г. № 524 «О Межведомственной комиссии по вопросам развития добровольчества (волонтерства)». В работе комиссии принимает участие большинство федеральных ведомств -Минобрнауки, Минтруд, Минздрав, МВД, МЧС, Минюст и т.д. Целями комиссии (еще не достигнутыми) являются:

а) разработка критериев и проведение оценки вклада волонтерства в развитие России,

б) разработка методики и проведение оценки вклада волонтерского движения в социально-экономическое развитие страны. Такой доклад планируется делать ежегодно. Для сравнения: вклад волонтеров в экономику США составляет около $75 млрд. [3, 4]

Следует отметить, что существует проблема, наиболее ярко она проявится в ближайшее время в медицине. По поручению главы Минздрава России на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова создан Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья. Цель учреждения -выработка методик формирования и работы волонтерских движений, развитие и продвижение таких инициатив, объединение ресурсов для решения проблем в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации.

Как могут и будут решать проблемы в области здравоохранения неподготовленные в этой сфере люди? Не профессионалы, не несущие никакой юридической ответственности за возможные ошибки, связанные, например, с ухудшением здоровья граждан в связи с их деятельностью?

Волонтерство в сфере охраны здоровья в России представлено работой в больницах и клиниках, помощью бригадам скорой медицинской помощи, содействием медицинским работникам во время массовых мероприятий различного уровня [11].

Для работы в больницах и клиниках необходима спецподготовка волонтеров, но даже она не гарантирует отсутствие ошибок. В законодательстве РФ не прописана ответственность волонтера. Он выполняет какую-либо работу, которую мог бы за зарплату выполнять наемный работник, но

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

помимо прав у наемного работника есть и обязанности по трудовому договору (контракту) и - что очень важно - ответственность перед работодателем за результат [12, 13].

В Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» есть одна статья об ответственности - ст. 20 «Ответственность благотворительной организации», но к персональным действиям конкретных волонтеров эта ответственность не применима! Иными словами, волонтерская организация, от имени которой работают волонтеры, не отвечает за последствия (в т.ч., негативные) их деятельности.

Например, согласно сайту https://www.волон-теры-медики.рф/o-nas волонтеры делают: инъекции и инфузии, проведение диагностических процедур, забор анализов, перевязки и пр. Неправильно сделанная инъекция или перевязка может ухудшить состояние здоровья пациент и привести к еще более тяжелым последствиям [5, 6]. Кто будет отвечать за действия волонтера. Врач, которому он помогал? Ответственность волонтера в дейсьвующем российском законодательстве не прописана. Требований также нет, нужно просто заполнить анкету на сайте. Для работы по некоторым направлениям необходимо иметь медицинскую книжку.1

Проблема в том, что успешность волонтерской деятельности рассматривается государством только с позиции хороших результатов, грамотной и профессиональной работы волонтера (например, в сфере здравоохранения). Отрицательные последствия работы волонтера, его ошибки, варианты их исправления, последствия при отсутствии ответственности виновного в неправильном действии волонтера не рассматриваются вообще [21, 22]. Это очень опасно и может привести к неисправимым результатам. Члены Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» и Ассоциации волонтерских центров - не профессионалы, каждый из волонтеров работает добровольно и может в любое время выйти из волонтерского движения [7, 8].

Минобрнауки России - согласно Письму Минобрнауки России от 15.12.2017 г. № 09-2578 «О разработке методических материалов»2 в рамках реализации Плана мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации, утвержденного заместителем председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко 5 июля 2017 г., АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» разработан и письмом от 7 сентября 2017 г. N 4554-

1 https://www.волонтеры-медики.рф/o-nas

2 Администратор образования, N 3(568), фев-

раль 2018.

03-54/АСИ направлен в субъекты Российский Федерации Стандарт поддержки добровольчества (волонтерства). Данный Стандарт основан на результатах анализа лучших практик государственной поддержки добровольчества в России и за рубежом [2].

Определение молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности дано в п. 2.1 Письма Минобрнауки России от 21.03.2017 г. № 09-607 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями о порядке регистрации и учета достижений/опыта молодых граждан, принимающих и изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Российской Федерации») [23]. Это добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат) [1].

Благотворительная деятельность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [24]. Получается, что понятие благотворительной деятельности шире понятия добровольной (волонтерской) деятельности, а понятие «благотворительность», согласно проведенному обзору НПА, в которых даются определения этих терминов, включает в себя понятие «волонтерство».

Библиографический список:

[1] Алпатов Ю.М. Развитие законодательства о городском самоуправлении в России (советский и современный период) // История государства и права. 2008. № 9. С. 24-27.

[2] Алпатов Ю.М. Финансово-правовые основы осуществления местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 5. С. 33-36.

[3] Алпатов Ю.М. Юридическая природа и механизм межмуниципального сотрудничества городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга // Административное и муниципальное право. 2009. № 2. С. 16-28.

[4] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблема сущности права // Вестник международного Института управления. 2012. № 1-2. С. 025-030.

[5] Мамедов С.Н. Актуальные вопросы реализации конституционного права на неприкосно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

венность жилища // Семейное и жилищное право. 2017. № 2. С. 37-38.

[6] Мамедов С.Н. Правовая природа неприкосновенности личности в Российской Федерации и ее место в системе прав и свобод // Власть Закона. 2017. № 4 (32). С. 149-154.

[7] Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917-1922 гг. // Государство и право. 2004. № 12. С. 70-76.

[8] Миронов В.О. О возможности построения федерации Беларуси и России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 1-2. С. 017-021.

[9] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377-380.

[10] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.

[11] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные вопросы образования и науки. 2011. № 1-2. С. 27-31.

[12] Михайлова Н.В., Печникова А.П. Предпосылки возникновения государственных лечебно-профилактических учреждений в России X -XVI вв. // Государство и право - 2007. - № 5. - С. 84-89.

[13] Печников А.П., Печникова А.П. Правовая культура в деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений // Модернизация образования в современном мире / Материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. М.-Тамбов, 2009. - С. 146 - 151.

[14] Печников А.П., Печникова А.П. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2009.

[15] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательных и лечебно-профилактических учреждений М.: Щит - М, 2006.

[16] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательства в сферах образования и здравоохранения. Учебное пособие. - М.: МГУУ ПМ, 2006. - 107 с.

[17] Печникова А.П. Становление государственных лечебно-профилактических учреждений в первые годы советской власти. // Сборник научных трудов. - М.- Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. С. 581 - 591.

[18] Печникова А.П. Становление советской системы здравоохранения // История государства и права. М., 2009. - № 16. - С. 34 - 36.

[19] Печникова А.П. Управление государственными лечебно-профилактическими учреж-

дениями в Российской империи XIX в. // Сборник научных трудов. - М.- Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. - С. 592 - 598.

[20] Шестак В.А. Воинский правопорядок как основной элемент системы предупреждения преступности в войсках // Юридический мир. 2013. № 5. С. 48-50.

[21] Шестак В.А. Зарубежный опыт противодействия правонарушениям военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2013. № 6. С. 12-26.

[22] Шестак В.А. Историко-правовые аспекты обеспечения воинского правопорядка в России // История государства и права. 2013. № 14. С. 55-59.

[23] Шестак В.А. Криминологические аспекты развития системы предупреждения преступности в вооруженных силах российской федерации, других войсках, воинских формированиях и органах // Москва, 2012. 283 с.

[24] Шестак В.А. Криминолого-правовые аспекты криминологической концепции развития системы предупреждения преступности военнослужащих // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 1 (6). С. 194-203.

Bibliograficheskij spisok:

[1] Alpatov Yu.M. Razvitie zakonodatel'stva o gorodskom samoupravlenii v Rossii (sovetskij i sovre-mennyj period) // Istoriya gosudarstva i prava. 2008. № 9. S. 24-27.

[2] Alpatov Yu.M. Finansovo-pravovye osnovy osushchestvleniya mestnogo samoupravleniya v gorodah federal'nogo znacheniya Moskve i Sankt-Pe-terburge // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2009. № 5. S. 33-36.

[3] Alpatov Yu.M. YUridicheskaya priroda i mekhanizm mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva gorodov federal'nogo znacheniya Moskvy i Sankt-Pe-terburga // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2009. № 2. S. 16-28.

[4] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Problema sushchnosti prava // Vestnik mezhdunarodnogo Insti-tuta upravleniya. 2012. № 1-2. S. 025-030.

[5] Mamedov S.N. Aktual'nye voprosy realizacii konstitucionnogo prava na neprikosnovennost' zhil-ishcha // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2017. № 2. S. 37-38.

[6] Mamedov S.N. Pravovaya priroda neprikos-novennosti lichnosti v Rossijskoj Federacii i ee mesto v sisteme prav i svobod // Vlast' Zakona. 2017. № 4 (32). S. 149-154.

[7] Mironov V.O. Gosudarstvenno-pravovye otnosheniya Rossii i Belorussii v 1917-1922 gg. // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 12. S. 70-76.

[8] Mironov V.O. O vozmozhnosti postroeniya federacii Belarusi i Rossii // Aktual'nye voprosy obra-zovaniya i nauki. 2012. № 1-2. S. 017-021.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

[9] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti pre-duprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v ispravi-tel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. 2010. № 2. S. 377-380.

[10] Mironov V.O. Prokurorskie garantii real-izacii prav i svobod cheloveka v Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.

[11] Mironov V.O. CHekhoslovackaya Feder-aciya: istoriko-pravovye aspekty // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2011. № 1-2. S. 27-31.

[12] Mihajlova N.V., Pechnikova A.P. Predpo-sylki vozniknoveniya gosudarstvennyh lechebno-pro-filakticheskih uchrezhdenij v Rossii X - XVI vv. // Gosudarstvo i pravo - 2007. - № 5. - S. 84-89.

[13] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Pravo-vaya kul'tura v deyatel'nosti gosudarstvennyh lech-ebno-profilakticheskih uchrezhdenij // Modernizaciya obrazovaniya v sovremennom mire / Materialy 2-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.-Tambov, 2009. - S. 146 - 151.

[14] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Teoriya gosudarstva i prava. Uchebno-metodicheskoe poso-bie. M.: MGUU Pravitel'stva Moskvy, 2009.

[15] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoj deyatel'nosti obrazovatel'nyh i lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij M.: SHCHit - M, 2006.

[16] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'stva v sferah obrazovaniya i zdra-voohraneniya. Uchebnoe posobie. - M.: MGUU PM, 2006. - 107 s.

[17] Pechnikova A.P. Stanovlenie gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij v

pervye gody sovetskoj vlasti. // Sbornik nauchnyh tru-dov. - M.- Tambov: Tambovskij filial MOSU, 2007. S. 581 - 591.

[18] Pechnikova A.P. Stanovlenie sovetskoj sis-temy zdravoohraneniya // Istoriya gosudarstva i prava. M., 2009. - № 16. - S. 34 - 36.

[19] Pechnikova A.P. Upravlenie gosudarstven-nymi lechebno-profilakticheskimi uchrezhdeniyami v Rossijskoj imperii XIX v. // Sbornik nauchnyh trudov.

- M.- Tambov: Tambovskij filial MOSU, 2007. - S. 592

- 598.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[20] Shestak V.A. Voinskij pravoporyadok kak osnovnoj element sistemy preduprezhdeniya prestup-nosti v vojskah // YUridicheskij mir. 2013. № 5. S. 48-50.

[21] Shestak V.A. Zarubezhnyj opyt protivode-jstviya pravonarusheniyam voennosluzhashchih // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2013. № 6. S. 12-26.

[22] Shestak V.A. Istoriko-pravovye aspekty obespecheniya voinskogo pravoporyadka v Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. 2013. № 14. S. 55-59.

[23] Shestak V.A. Kriminologicheskie aspekty razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v vooruzhennyh silah rossijskoj federacii, drugih vojskah, voinskih formirovaniyah i organah // Moskva, 2012. 283 s.

[24] Shestak V.A. Kriminologo-pravovye aspekty kriminologicheskoj koncepcii razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti voennoslu-zhashchih // Biblioteka kriminalista. Nauchnyj zhurnal. 2013. № 1 (6). S. 194-203.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.