Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полосухина Оксана Валентиновна

В статье на основе анализа ряда нормативных правовых актов (Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона«Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Федерального закона «Об общественных объединениях», Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года и пр.) рассматривается понятийный аппарат, а также правовая основа взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с общественными организациями в контексте достижения исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. С учетом выявления организационно-правовых проблем взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с общественными организациями формулируется ряд рекомендаций, в том числе предлагается принять новый федеральный закон «Об общественном контроле за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полосухина Оксана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PENAL ENFORCEMENT INSPECTIONS WITH PUBLIC ORGANIZATIONS: SOME ASPECTS

In the article, based on the analysis of a number of regulatory legal acts (the Penal Enforcement Code of the Russian Federation, the Federal Law “On Public Control over Ensuring Human Rights in Places of Forced Detention and on Assistance to Persons in Places of Forced Detention”, the Federal Law “On Public Associations”, the Federal Law “On Public Associations”, the Concept of development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030, etc.) the conceptual apparatus is considered, as well as the legal basis for the interaction of criminal enforcement inspections with public organizations in the context of achieving the correction of convicts and preventing the commission of new crimes. Taking into account the identification of organizational and legal problems of interaction of penal enforcement inspections with public organizations, a number of recommendations are formulated, including the proposal to adopt a new Federal law “On Public control over the activities of penal enforcement inspections”.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ»

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

Научная статья

УДК 343.847:343.848.5

doi: 10.33463/2687-122Х.2022.17(1-4).4.489-495

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

Оксана Валентиновна Полосухина1

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, lub25@list.ru

Аннотация. В статье на основе анализа ряда нормативных правовых актов (Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Федерального закона «Об общественных объединениях», Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года и пр.) рассматривается понятийный аппарат, а также правовая основа взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с общественными организациями в контексте достижения исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. С учетом выявления организационно-правовых проблем взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с общественными организациями формулируется ряд рекомендаций, в том числе предлагается принять новый федеральный закон «Об общественном контроле за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций».

Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции, общественные организации, исправление осужденных, общественное воздействие, общественный контроль

Для цитирования

Полосухина О. В. Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с общественными организациями: некоторые аспекты // Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17(1-4), № 4. С. 489-495. DOI: 10.33463/2687-122Х.2022.17 (1-4).4.489-495.

© Полосухина О. В., 2022

(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Original article

INTERACTION OF PENAL ENFORCEMENT INSPECTIONS WITH PUBLIC ORGANIZATIONS: SOME ASPECTS

Oksana Valentinovna Polosuhina1

1 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, lub25@list.ru

Abstract. In the article, based on the analysis of a number of regulatory legal acts (the Penal Enforcement Code of the Russian Federation, the Federal Law "On Public Control over Ensuring Human Rights in Places of Forced Detention and on Assistance to Persons in Places of Forced Detention", the Federal Law "On Public Associations", the Federal Law "On Public Associations", the Concept of development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030, etc.) the conceptual apparatus is considered, as well as the legal basis for the interaction of criminal enforcement inspections with public organizations in the context of achieving the correction of convicts and preventing the commission of new crimes. Taking into account the identification of organizational and legal problems of interaction of penal enforcement inspections with public organizations, a number of recommendations are formulated, including the proposal to adopt a new Federal law "On Public control over the activities of penal enforcement inspections".

Keywords: penal enforcement inspections, public organizations, correction of convicts, public impact, public control

For citation

Polosuhina, O. V. 2022, 'Interaction of penal enforcement inspections with public organizations: some aspects', Penal law, vol. 17(1-4), iss. 4, pp. 489-495, doi: 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).4.489-495.

Конституция Российской Федерации (ст. 1), провозглашающая нашу страну демократическим федеративным государством, управляемым на основе верховенства закона, предполагает многонациональный народ в качестве единственного источника своей власти и обеспечивает права граждан России на участие в управлении государственными делами, а также на их объединение. Участие общественных объединений в деятельности исправительных учреждений, как следует из ст. 1, 38 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 8, 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), -это проявление признака демократичности при исполнении уголовных наказаний.

Необходимость всестороннего повышения взаимодействия представителей общественности с учреждениями и органами УИС также закреплена в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Так, в разд. XX Концепции говорится об активном привлечении представителей институтов гражданского общества к деятельности по оказанию содействия лицам, находящимся в местах лишения свободы, к вопросам обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе.

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

Что же такое общественное воздействие как средство исправления осужденных в соответствии со ст. 9 УИК РФ, воздействие общества в лице общественных организаций (в том числе неправительственных) на осужденного в процессе отбывания наказания и содействие ему после освобождения? Как можно воздействовать на осужденного, если он отбывает наказание без изоляции от общества? По нашему мнению, с учетом положений Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и мнения исследователей [1, с. 247-251; 2, с. 70-79; 3, с. 59-63; 4, с. 438-442] это может выражаться в оказании содействия со стороны общественных, неправительственных организаций сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) при осуществлении контроля за осужденными и проведении с ними воспитательной работы, что в современных реалиях существенно облегчит процесс исполнения наказаний без изоляции от общества и мер уголовно-правового характера.

Участие общественности в деятельности УИИ имеет свои особенности. Они связаны с тем, что повлиять на осужденных, находящихся на свободе, гораздо сложнее, чем на осужденных, изолированных от общества, а также с постановкой и реализацией общих и частных профилактических задач перед отбыванием наказания. Однако участие общественности в исполнении приговоров без лишения свободы не регулируется каким-либо нормативным правовым актом. Представляется, что назрела необходимость принятия федерального закона «Об общественном контроле за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций», который будет определять субъектов такого контроля, конкретные сферы их работы, формы и методы участия представителей общественности при полном уважении прав и законных интересов осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Принятие такого закона позволит урегулировать вопросы привлечения частных лиц, в том числе неправительственных организаций, к работе с осужденными, состоящими на учете в УИИ.

Несколько слов о понятиях общественных, неправительственных, некоммерческих организаций. Так, в ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» указано, что общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривается, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешать споры и конфликты, оказывать юридическую помощь и др. Неправительственная организация (НПО) - это организация, созданная частными лицами или другими общественными (некоммерческими) организациями без участия государственных учреждений и осуществляющая свою деятельность на основании устава и за свой счет. НПО включают в себя организации, созданные физическими лицами (физическими или юридическими лицами) и группами физических лиц. По составу и объему они могут быть как национальными, так и международными. Прибыль, получаемая в ходе своей деятельности, не является целью НПО и не рас-

пределяется между участниками или учредителями, а направляется на выполнение задач организации.

Продолжая разбираться в сущности общественных объединений, обратимся к Федеральному закону «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волон-терстве)». Так, в ст. 6 предусмотрено, что благотворительная организация - это негосударственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества гражданам или юридическим лицам, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Под добровольной (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг.

В России существует много различных общественных организаций, которые оказывают содействие учреждениям и органам, исполняющим наказания, а также осуществляют общественный контроль за их деятельностью. Так, в ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрены следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Все указанное важно, поскольку УИИ выполняют следующие задачи: наблюдение за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин, женщин с детьми в возрасте до 14 лет и мужчин, являющихся единственными родителями, с детьми в возрасте до 14 лет, которые в соответствии со ст. 82 УК РФ были отстранены от отбывания наказания, исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, обязательных работ; контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых лиц в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением запретов, налагаемых судом, подозреваемыми или обвиняемыми лицами, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет на определенные действия, домашний арест или залог; предупреждение преступлений и иных правонарушений со стороны лиц, состоящих на учете в УИИ.

На практике нередко население недостаточно информировано о работе учреждений, исполняющих приговоры без изоляции от общества, а также о деятельности неправительственных (в том числе правозащитных) организаций в этой области. Однако в ряде регионов имеется положительный опыт взаимодействия инспекций с неправительственными организациями (Новосибирская, Томская, Владимирскяа, Самарская области). Ими проводятся совместные встречи сотрудников УИИ и руководителей местных НПО, на которых распространяется различная информация, в том числе о деятельности инспекций и возможных альтернативах тюремному заключению. Так, в Рязанской области для обеспечения взаимодействия УИИ с общественностью и разъяснения целей и преимуществ наказаний без изоляции от общества проводилась целенаправленная работа со средствами массовой информации (были организованы пресс-конференции по телевидению; в различных изданиях публиковались статьи о деятельности УИИ) и т. д.

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

Представляется, что после таких мероприятий при возросшей активности неправительственных организаций и средств массовой информации значительно расширяются знания населения о деятельности инспекций по исполнению приговоров и контроле за их деятельностью.

Однако большинство граждан не готовы вернуться к положительному опыту функционирования ранее действовавших товарищеских судов и общественных объединений. Между тем опыт прошлого, касающийся вовлечения общественности в работу инспекций, возможно, сможет возродить потенциал оказания помощи УИИ со стороны общественных объединений, в том числе неправительственных организаций. На наш взгляд, совместная работа заинтересованных органов власти, общественных объединений, сотрудников полиции, УИИ, индивидуальный подход к каждому осужденному в значительной степени будут способствовать профилактике преступлений среди осужденных, состоящих на учете в инспекциях, и оказанию им социальной поддержки в решении личных проблем.

Обратимся к опыту работы с общественными объединениями в некоторых странах. Так, в Азербайджанской Республике есть Закон «О неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах)», в ст. 2 которого предусмотрены понятие и вид неправительственных организаций. Так, согласно ст. 2.1, 2.2 данного Закона общественное объединение является добровольной, самоуправляемой неправительственной организацией, которая не предусматривает извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученные доходы между своими членами, созданной для целей, определенных в ее учредительных документах, по инициативе нескольких физических лиц и (или) юридических лиц, объединенных на основе общих интересов. Фонд - это неправительственная организация, не имеющая членов, созданная одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами на основе добровольного имущественного взноса, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Общественные объединения (в том числе неправительственные организации) имеют больше возможностей оказывать помощь исправительным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы. Можно учесть опыт применения в пенитенциарных учреждениях европейскими странами индивидуальных программ ресоциализации осужденных на основе психологической диагностики с учетом среды его обитания до совершения преступления, а также уровня образования, профессиональных навыков, характера совершенного преступления, отношения к жертве преступления и т. д. В течение определенного периода с такими лицами могла быть организована работа по подготовке их к освобождению, в том числе с привлечением неправительственных организаций. Основной задачей этих организаций было бы, прежде всего, оказание осужденному помощи в восстановлении утраченных социальных и общественных связей. Еще до своего полного освобождения осужденный получил бы необходимую и полезную информацию об изменениях, произошедших за время его изоляции, имел бы возможность заранее найти работу, восстановить утерянные документы, семейные и другие связи и в конечном итоге спланировать свою жизнь после освобождения.

По нашему мнению, подобное содействие осужденным неправительственные организации могут оказывать и при взаимодействии с УИИ. Особенно это касается такой сложной категории подучетных, как несовершеннолетние осужденные. Поскольку такие звенья, как трудовые коллективы, общественные воспитатели, в настоящее время

практически исключены из системы профилактического воздействия на несовершеннолетних осужденных, а взаимодействие УИИ и ПДН нуждается в совершенствовании с целью предотвращения негативного влияния неблагополучной семьи и преступных группировок, следует разработать новые формы работы с этими подростками. Необходимо только расставить по-другому акценты, отдавая приоритет социальной помощи и защите несовершеннолетних.

Считаем, что законодательное закрепление направлений взаимодействия УИИ с другими правоохранительными органами, в том числе с неправительственными и общественными организациями (например, заключение соглашений о сотрудничестве), поможет эффективно осуществлять мониторинг, надзор и ресоциализацию данной категории осужденных.

В качестве примера рассмотрим роль общественности, которая, на наш взгляд, способна обеспечить проведение профилактической (предупредительной) работы в предотвращении повторных преступлений и иных правонарушений при проведении индивидуальной профилактической работы среди осужденных, состоящих на учете в УИИ. Такая работа может осуществляться отдельными лицами индивидуально (наставниками, народными дружинниками, добровольцами). Своим личным примером они могут оказывать положительное влияние на осужденных, в том числе несовершеннолетних, а общественные организации могут предоставлять социальную и иную помощь осужденным, состоящим на учете в УИИ.

Чтобы повысить эффективность взаимодействия УИИ с общественными организациями, необходимо законодательное закрепление подобного взаимодействия с неправительственными и общественными организациями, усиление индивидуальной профилактической работы среди осужденных, состоящих на учете в УИИ, с помощью представителей общественности, в том числе отдельных граждан.

Список источников

1. Гришин Д. А. Профилактика преступлений, совершаемых осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4(57). С. 247-251.

2. Малолеткина Н. С., Скиба А. П. Регулирование общественного воздействия как средства исправления осужденных: постановка проблемы // Вестник Кузбасского института. 2021. № 2. С. 70-79.

3. Ольховик Н. В. Правовые основы осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций // Уголовная юстиция. 2016. № 2(8). С. 59-63.

4. Скиба А. П., Никитин Д. А. Круглый стол «Общественное воздействие как средство исправления осужденных» // Уголовно-исполнительное право. 2020. Т. 15 (1-4), № 4. С. 438-442.

References

1. Grishin, D. A. 2021, 'Prevention of crimes committed by convicts to punishments not related to isolation from society', Business, Education, Law, iss. 4(57), pp. 247-251.

2. Maloletkina, N. S. & Skiba, A. P. 2021, 'Regulation of public impact as a means of correcting convicts: Problem statement', Bulletin of the Kuzbass Institute, iss. 2, pp. 70-79.

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ...

3. Olkhovik, N. V. 2016, 'Legal bases of public control over the activities of penal enforcement inspections', Criminal Justice, iss. 2(8), pp. 59-63.

4. Skiba, A. P. & Nikitin, D. A. 2020, 'Round table "Public impact as a means of correcting convicts" (December 2, 2020)', Penal law, vol. 15 (1-4), iss. 4, pp. 438-442.

Информация об авторе

О. В. Полосухина - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-исполнительного права.

Information about the author

O. V. Polosuhina - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Penal Enforcement Law.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки).

Статья поступила в редакцию 10.09.2022; одобрена после рецензирования 28.11.2022; принята к публикации 01.12.2022.

The article was submitted 10.09.2022; approved after reviewing 28.11.2022; accepted for publication 01.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.