DOI 10.37523/SUI.2022.47.1.012 УДК 343.811
Савушкин Сергей Михайлович
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника института по учебной и научной работе,
Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России,
634057, Россия, г. Томск, ул. Говорова, 10, e-mail: savusertom@rambler.ru
Sergey M. Savushkin
Candidate of Law, Associate Professor Deputy Head of the Institute for educational and scientific work,
Tomsk Institute for Advanced Studies of Employees of the Federal Penitentiary Service of Russia, 10, Govorova str., Tomsk, Russia, 634057, e-mail: savusertom@rambler.ru
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. Проводимый курс государства на укрепление внутреннего единства и политической стабильности, на модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала положительным образом сказывается на стабилизации уголовно-исполнительной системы РФ. Финансирование возрастает, условия содержания осужденных улучшаются, права и законные интересы нормами права обеспечиваются.
Сохранению общественной безопасности способствует реализация мер, направленных на усиление роли государства как гаранта безопасности личности и повышение эффективности деятельности правоохранительных органов. Положительная динамика развития общественных отношений способствует уменьшению осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях.
На фоне положительных изменений в обществе происходят противоположные естественные изменения в уголовно-исполнительных правоотношениях. Число осужденных, которые осуждены к лишению свободы второй, третий и более раз, от общей массы осужденных увеличивается, число осужденных, состоящих на различных видах профилактического учета, увеличивается, правонарушений, злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания и преступлений в среде осужденных становится больше, обстановка в исправительных учреждениях ухудшается.
Лица, состоящие на профилактическом учете и подвергающиеся дополнительным мерам надзора и изоляции, ежегодно совершают больше преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В данных условиях представляется необходимым выполнять мероприятия Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2030 года по обеспечению безопасности УИС в гармоничном единстве с качественной дифференциацией осужденных к лишению свободы.
В статье поднимаются проблемы дифференциации осужденных к лишению свободы, проводится аналитика последствий неудовлетворительной работы по обеспечению безопасности УИС и определяются общие ориентиры улучшения данной работы.
Ключевые слова: нарушения установленного порядка отбывания наказания, преступления, обеспечение безопасности, дифференциация осужденных, лишение свободы.
Summary. The ongoing course of the state to strengthen internal unity and political stability, to modernize the economy and develop industrial potential has a positive effect on the stabilization of the penitentiary system of the Russian Federation. Funding is increasing, the conditions of detention of convicts are improving, the rights and legitimate interests are ensured by the rule of law.
The preservation of public safety is facilitated by the implementation of measures aimed at strengthening the role of the state as a guarantor of the security of the individual and increasing the efficiency of law enforcement agencies. The positive dynamics in the development of social relations contributes to the reduction of convicts serving sentences in correctional institutions.
Against the backdrop of positive changes in society, opposite natural changes occur in penitentiary legal relations. The number of convicts who are sentenced to imprisonment for the second, third or more times out of the total mass of convicts is increasing, the number of convicts who are on various types of preventive records is increasing, offenses, malicious violations of the established procedure for serving sentences and crimes among convicts are increasing, the situation worsening in correctional facilities.
Persons on preventive records and subject to additional surveillance and isolation measures annually commit more crimes compared to the same period last year.
© 2022 Савушкин С. М.
DIFFERENTIATION OF CONVICTS IN A NEW SECURITY ENVIRONMENT
Under these conditions, it seems necessary to carry out the activities of the Concept for the development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2030 to ensure the security of the penitentiary system in harmony with the qualitative differentiation of those sentenced to deprivation of liberty.
The article raises the problems of differentiation of those sentenced to imprisonment, analyzes the consequences of unsatisfactory work to ensure the security of the penal system and determines the general guidelines for improving this work.
Keywords: violations of the established procedure for serving sentences, crimes, security, differentiation of convicts, imprisonment.
Президент РФ в соответствии с федеральными законами «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф3 [1] и «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [2] 2 июля 2021 г. утвердил Стратегию национальной безопасности РФ [3], которая стала базовым документом стратегического планирования.
В стратегии отмечается, что только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России. Для этого необходимы согласованные действия по реализации стратегических национальных приоритетов, направленных на нейтрализацию внешних и внутренних угроз.
Обеспечению общественной безопасности способствует реализация мер, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления, а также на формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности.
Документом планирования, определяющим цели и приоритетные направления развития уголовно-исполнительной системы РФ, является утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года [4].
Р. З. Усеев отмечает, что развитие и прогресс человека, общества и государства возможны только тогда, когда указанное триединство будет находиться в состоянии устойчивости, комфорта, стабильности, предсказуемости и эффективности [5, с. 181].
Одним из обязательных элементов обеспечения безопасности является качественная реализация уголовно-исполнительных отношений. Уменьшение числа осужденных к лишению свободы за последние десять лет является безусловным успехом государства по предупреждению преступности. В то же время число осужденных к лишению свободы остается на высоком уровне, а число осужденных к лишению свободы за повторные преступления в общей массе осужденных увеличивается. В Концепции развития УИС РФ до 2030 года отмечается, что Россия по количеству лиц, отбывающих наказания, на 100 тысяч населения в мировом рейтинге занимает 26 место. При этом в данном рейтинге среди стран постсоветского пространства и стран Европейского Союза Россия занимает 4 место. Согласно Концепции развития УИС РФ по самым оптимистичным прогнозам в указанном рейтинге Россия в 2030 году должна занять примерно 90-е место, что является амбициозной задачей. Стоит осознавать, что состав осужденных продолжит ухудшаться.
В данном контексте представляется, что осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, в своей совокупности представляют потенциальную угрозу национальной безопасности.
Одним из наиболее перспективных средств обеспечения пенитенциарной безопасности является дифференциация осужденных к лишению свободы. Ее целями являются отделение осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или своих черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение осужденных на категории, облегчающие работу с ними в целях их ресоциализации.
Без достижения стоящих перед дифференциацией осужденных целей не представляется возможным достижение целей уголовно-исполнительного законодательства, так как в «лагерных» условиях отбывания наказания конфликтные ситуации, являющиеся следствием правонарушений и преступлений, встречаются часто.
Учитывая важность обеспечения внутренней безопасности государства, необходимо провести анализ факторов и рисков, которые способны уменьшить качество дифференциации осужденных к лишению свободы.
Целесообразность совершенствования уголовно-исполнительного законодательства РФ может возникнуть только после определения проблем исполнения наказания в виде лишения свободы. В первую очередь для этого необходим анализ допускаемых осужденными нарушений и злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания; проблем постановки осужденных на профилактический учет; уровня пенитенциарной преступности.
Рассмотрим отдельные элементы, оказывающие влияние на институт дифференциации осужденных к лишению свободы, который в свою очередь способствует профилактике возможных рисков национальной безопасности РФ. Для подтверждения достоверности имеющихся проблем и динамики их нарастания будем использовать статистические данные с временным промежутком в пять лет.
1. Ухудшающийся состав осужденных исправительных учреждений
В 2010 г. доля осужденных, отбывающих наказания в ИУ за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, составляла немногим более 70 %, а в 2020 г. на их долю приходилось более 85 % (если сравнивать данный показатель с началом 2000-х гг., то он вырос почти в 2 раза).
Доля лиц, отбывающих наказание 3 раза и более, в 2020 г. от общей массы осужденных составила 39,8 %. В 2010 г. данный показатель составлял 27,2 %, в 2015 г. - уже 34,3 %, что говорит об ухудшающемся контингенте осужденных. Данные факты сказываются на сложности проводимой работы с осужденными и состоянии преступности в исправительных учреждениях.
За убийство из числа отбывающих наказание в исправительных колониях в 2010 г. было осуждено 21 % чел., в 2015 г. - 21,6 %, а в 2020 - 25,2 %. Возрастает общее число и удельный вес отбывающих наказание за преступления, связанные наркотиками: в 2010 г. - 17,9 % от всех осужденных, в 2015 г. - 25,5 %, а в 2020 г. - 29 %.
Уровень нарушений порядка отбывания наказания в расчете на 1000 человек по УИС составил 1482 (2015 г. - 1126,9).
2. Проблемы эффективности профилактического учета осужденных
На 1 января 2021 г. на профилактическом учете в исправительных учреждениях состояло 79 013 осужденных, в том числе 33 944 осужденных, склонных к суициду и членовредительству; 23 860 осужденных, склонных к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность; 8549 осужденных, склонных к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; 7289 осужденных, склонных к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка; 4433 осужденных, склонных к совершению побега; 5379 осужденных, склонных к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.
В 2020 г. совершено 485 преступлений осужденными, состоящими на профилактическом учете. Зафиксировано 323 случая применения насилия в отношении персонала учреждений во время осуществления ими служебной деятельности, в том числе 86 случаев - с причинением вреда здоровью.
Учитывая факт того, что ежегодно число совершаемых преступлений в общей доле преступлений лицами, состоящими на профилактическом учете, возрастает, необходимо определять категории, в отношении которых принимать дополнительные меры по надзору, а в отношении других от таких мер отказываться. Из-за большого числа осужденных, состоящих на профилактическом учете, встречаются ситуации, когда за осужденным закрепляется сотрудник, который не понимает, что от него требуется. Так, сотрудник исправительного учреждения сможет провести воспитательную беседу с осужденным, склонным к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, не разбираясь в мотивах такого поведения, но беседы со склонными к суицидам или склонными к посягательствам на половую свободу должны проводить люди со знанием определенных психологических аномалий.
3. Опасность злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания
Численность осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка
отбывания наказания, составила 17 143 чел. Уровень злостных нарушений порядка отбывания наказания в расчете на 1000 человек по УИС составил в отчетном периоде 44,2 (2015 г. - 41,7).
В контексте пенитенциарной безопасности важно проводить качественную дифференциацию осужденных не по совершенному нарушению, а по их реальной опасности, в результате которой страдает не процесс исправления самого осужденного, а права других осужденных на безопасность.
В результате любого нарушения должна наступать ответственность, но дополнительные превентивные и ограничительные меры влекут расходование человеческих ресурсов, которые ограничены. Ухудшающийся состав осужденных ставит администрацию исправительных учреждений перед новыми реалиями.
4. Опасность пенитенциарной преступности
Общее число зарегистрированных преступлений среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, за 2020 г. составило 1184. В числовом выражении преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было совершено больше на 13. Учитывая уменьшение числа осужденных к лишению свободы более чем на 10 % за год, увеличение числа совершенных преступлений представляется существенным. Уровень преступности (в расчете на 1000 человек) за десять лет вырос почти в два раза (2010 г. - 1,34; 2020 г. - 2,59).
С учетом ухудшающегося состава осужденных к лишению свободы вопрос по прогнозированию криминологической ситуации заключается только в том, на сколько существенно вырастит уровень преступности в краткосрочной перспективе. Без увеличения числа сотрудников, непосредственно отвечающих за постоянный надзор за осужденными, при возрастающей служебной нагрузке сдержать негативную, но естественную динамику не представляется возможным.
A. И. Дроздов отмечает, что система исполнения наказания в виде лишения свободы не приспособлена к обеспечению пенитенциарной профилактики, законодательно и организационно она не готова защищаться от злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания [6, с. 26].
Проблема, по нашему мнению, куда шире, чем указывается автором. На современном этапе в деятельности исправительных учреждений большую опасность представляют лидеры преступных группировок, которые не допускают нарушений установленного порядка отбывания наказания, и их изоляция от общей массы представляется действительно сложной.
Согласно Концепции развития УИС до 2030 года обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы РФ является одним из основных направлений ее совершенствования и развития. В условиях большого скопления осужденных в одном помещении необходимо выявлять осужденных, склонных к негативному воздействию на других осужденных.
B. И. Селиверстов, В. Н. Черный отмечают, что исходя из статистической отчетности ФСИН России можно констатировать концентрацию в исправительных учреждениях наиболее опасных категорий преступников, в том числе лиц, отбывающих наказание за преступления террористического характера, сбыт наркотиков, преступления против жизни и здоровья, что, по мнению авторов, повышает риски вовлечения в более опасную преступную деятельность осужденных, отбывающих наказание за совершение экономических преступлений в сфере предпринимательства и должностных преступлений [7, с. 100].
Исходя из дифференциации преступлений логика авторов понятна, но в большинстве случаев противоправное поведение осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении, не связано с совершенным им преступлением. На его поведении сказывается множество различных факторов, некоторые из них не связаны с его личностью. Негативное воздействие на осужденного может оказывать другой, осужденный за совершение менее опасного преступления, чем совершено тем, на кого оказывается такое воздействие.
Определение вида исправительного учреждения, перевод из одного исправительного учреждения в другое, изменение условий отбывания наказания, выдворение в штрафной изолятор, перевод осужденного в единые помещения камерного типа должно осуществляться на основании его потенциальной опасности и нарушения, которое влияет на безопасность другого осужденного. В условиях содержания осужденных в общежитиях администрация исправительного учреждения должна реагировать на любое нарушение установленного порядка отбывания наказания, но стоит отметить, что отдельные нарушения в юридическом плане являются равнозначными, а в фактическом - между ними существенная разница. Хранение одеколона на спиртовой основе и неповиновение представителям администрации ИУ являются злостными нарушениями установленного порядка отбывания наказания.
Акцент необходимо сделать на опасности правонарушения, признание злостным нарушителем должно производиться за совершение «наиболее опасных» нарушений, система постановки на профилактический учет призвана учитывать в большей мере потенциальную угрозу личности и факт того, что ее превентивные возможности ограничены людским ресурсом.
Относительно законодательных изменений мы согласны с позицией В. А. Уткина о необходимости исключить из ст. 116 положение, согласно которому злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. Нужно предоставить начальнику учреждения право даже при совершении осужденным деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УИК РФ, в зависимости от обстоятельств дела и личности виновного не признавать его нарушение злостным [8, с. 12] .
Также следует отметить, что вопрос определения постановки на профилактический учет должен решаться с привлечением специалистов различных профилей, так как на данный момент система неэффективна: несмотря на то что 44 218 осужденных состояло на профилактическом учете как склонные к суициду и членовредительству, в первом полугодии 2021 г. из 108 осужденных, лишивших себя жизни, 63 % не состояли на профилактическом учете.
Библиографический список
1. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 (ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 17.01.2022).
4. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1183-р // Собрание законодательства РФ. 2021. № 20. Ст. 3397.
5. Усеев Р. З. Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы: теоретико-правовые и организационные аспекты: монография. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. 220 с.
6. Дроздов А. И. Пенитенциарная ответственность осужденных, создающих угрозу безопасности исправительных учреждений // Вестник Института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 2 (14). С. 25-29.
7. Селиверстов В. И., Чорный В. Н. Об отдельном и раздельном содержании осужденных при отбывании лишения свободы за экономические и должностные преступления // Вестник Кузбасского института ФСИН России. 2021. № 2. С. 99-106.
8. Уткин В. А. Об уголовно-правовых средствах обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института. 2013. № 1. С. 7-13.
References
1. O bezopasnosti: Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 no. 390-FZ (red. ot 09.11.2020) [On safety: Federal Law no. 390-FZ of 12.28.2010 (ed. of 11.19.2020)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2011, no. 1, st. 2 [in Russian].
2. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii: Fe-deral'nyj zakon ot 28.06.2014 no. 172-FZ (red. ot 31.07.2020) [On strategic planning in the Russian Federation: Federal Law no. 172-FZ of 28.06.2014 (ed. of 31.07.2020)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2014, no. 26 (ch. I), st. 3378 [in Russian].
3. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 no. 400 [On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation no. 400 dated 02.07.2021]. URL: http://pravo.gov.ru (Accessed: 17.01.2022) [in Russian].
4. O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Ros-sijskoj Federacii na period do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.04.2021 no. 1183-r [On the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation no. 1183-r dated 04.29.202]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2021, no. 20, st. 3397 [in Russian].
5. Useev R. Z. Obespechenie bezopasnosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: teoretiko-pravovye i organizacionnye aspekty: monografiya [Ensuring the security of the penal enforcement system: theoretical, legal and organizational aspects]. Samara, 2017, 220 p. [in Russian].
6. Drozdov A. I. Penitenciarnaya otvetstvennost' osuzhdennyh, sozdayushchih ugrozu bezopasnosti ispravitel'nyh uchrezhdenij [Penitentiary responsibility of convicts who pose a threat to the security of correctional institutions]. Vestnik Instituía: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2011, no. 2 (14), pp. 25-29 [in Russian].
7. Seliverstov V. I., Chornyj V. N. Ob otdel'nom i razdel'nom soderzhanii osuzhdennyh pri otbyvanii lisheniya svobody za ekonomicheskie i dolzhnostnye prestupleniya [On separate and separate detention of convicts while serving imprisonment for economic and official crimes]. Vestnik Kuzbasskogo instituta FSIN Rossii [Bulletin of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia], 2021, no. 2, pp. 99-106 [in Russian].
8. Utkin V. A. Ob ugolovno-pravovyh sredstvah obespecheniya pra-voporyadka v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah [About criminal-legal means of ensuring law and order in correctional institutions]. Vestnik Kuzbasskogo instituta FSIN Rossii [Bulletin of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia], 2013, no. 1, pp. 7-13 [in Russian].