Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
служба в УИС / социальные гарантии сотрудников УИС / нормативно-правовые акты / стимулирование служебной деятельности. / The article provides a significant set of normative legal acts of the activities of the employees of the UIS / providing their social guarantees.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамова Наталья Геннадьевна, Волохова Марина Борисовна

В статье приводится значимый комплекс нормативно-правовых актов деятельности сотрудников УИС, обеспечивающий их социальные гарантии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абрамова Наталья Геннадьевна, Волохова Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS FOR STIMULATING THE PERFORMANCE OF EMPLOYEES OF THE UIS BY PROVIDING THEM WITH SOCIAL GUARANTEES

The article deals with the main organizational and legal complex of regulatory legal acts of the activities of employees of the UIS, providing their social guarantees.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-324-327 АБРАМОВА Наталья Геннадьевна,

NIION: 2018-0076-10/23-807 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-10-807 доцент, начальник кафедры

гражданско-правовых дисциплин Псковского филиала Университета ФСИН России, e-mail: natalika1108@yandex.ru

ВОЛОХОВА Марина Борисовна,

старший преподаватель-методист учебного отдела Псковского филиала Университета ФСИН России,

e-mail: vmb24@yandex.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

Аннотация. В статье приводится значимый комплекс нормативно-правовых актов деятельности сотрудников УИС, обеспечивающий их социальные гарантии.

Ключевые слова: служба в УИС, социальные гарантии сотрудников УИС, нормативно-правовые акты, стимулирование служебной деятельности.

ABRAMOVA Natalia Gennadievna,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law Disciplines Pskov Branch of the Federal Penitentiary Service of Russia University,

VOLOKHOVA Marina Borisovna,

senior teacher-methodologist of the educational department Pskov Branch of the Federal Penitentiary Service of Russia University

THE LEGAL BASIS FOR STIMULATING THE PERFORMANCE OF EMPLOYEES OF THE UIS BY PROVIDING THEM WITH SOCIAL

GUARANTEES

Annotation. The article deals with the main organizational and legal complex of regulatory legal acts of the activities of employees of the UIS, providing their social guarantees.

Key words: The article provides a significant set of normative legal acts of the activities of the employees of the UIS, providing their social guarantees.

Одним из способов стимулирования любой деятельности государственных служащих является предоставление им социальных гарантий. Рассматривая правовые аспекты стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) обратимся к системе нормативно-правовых актов, содержание которых позволяет нам констатировать его закрепление.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российской Федерации -

социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в этой связи на территории нашего государства устанавливаются социальные гарантии для различных категорий граждан, в том числе для сотрудников УИС и членов их семей. Воплощение в жизнь данного конституционного принципа не должно иметь исключительно иждивенческий либо потребительский характер: практический результат предоставления социальных гарантий

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

сотрудникам УИС необходимо связывать как минимум с созданием положительного имиджа и привлекательности службы [1].

В системе правового регулирования функционирования УИС важнейшим универсальным документом общего характера является Всеобщая декларация прав человека [2], а специальным международным стандартом, регламентирующим обращение с заключенными, являются Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными, в которых имеется отдельный раздел «Персонал заведений», где закреплены рекомендации о предоставлении социальных гарантий сотрудникам тюремной администрации, которые имеют статус гражданских служащих, а соответствующие условия труда и социальные гарантии обусловлены исключительно трудными условиями работы (пп. 3 п. 46 [3]).

Значимость принципов, сформулированных в международных правовых актах, определяется тем, что они носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов, а потому являются ориентиром для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

Следует подчеркнуть, что УИС не может надлежаще реформироваться без повышения социального статуса сотрудников, поскольку это объективно необходимое условие укомплектования пенитенциарной системы достойными кадрами [4].

Анализ положений международных документов указывает на целесообразность определения статуса персонала и службы в УИС с учетом международных стандартов, поскольку российское законодательство не урегулировало эти важные вопросы должным образом. С целью соответствия высоким международным требованиям к пенитенциарному персоналу, Российскому государству следует повышать престиж службы в УИС, создавая достойные условия труда и предусмотрев дополнительные социальные гарантии [5].

В иерархии нормативно-правовых актов после международных нормативных актов следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы. Согласно ст. 349 ТК РФ, на сотрудников УИС распространяется законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами ФСИН России, для сотрудников УИС

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные социальные гарантии.

Ряд прав и обязанностей работников УИС регламентирует глава IV Закона Российской Федерации 21 июля 1993 г. (ред. от 27.12.2019) № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Основным нормативным правовым актом, принятым на федеральном уровне, является Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах УИС.

К правовым актам центральных органов исполнительной власти по вопросам социальной поддержки сотрудников УИС относятся:

1) акты, принимаемые главой государства -Президентом Российской Федерации. К числу таких актов можно отнести Указы Президента Российской Федерации, например:

Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1996 г. № 1556 «О выплате стипендий Президента Российской Федерации адъюнктам, слушателям и курсантам образовательных учреждений высшего профессионального образования из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы и сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий дополнительно к их окладам месячного денежного содержания» (с изменениями и дополнениями);

Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которым в компетенцию ФСИН России входят полномочия по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников УИС и членов их семей; пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы, а также членов их семей;

Указ Президента Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 140 «О порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, орга-

нов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам» (с изменениями и дополнениями);

2) важная роль отводится множеству постановлений Правительства Российской Федерации, например:

постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 58 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и таможенных органов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 г. ставится задача увеличения социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам УИС, поскольку несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы является основным мотивом увольнения работников УИС и снижения требовательности к персоналу.

3) заслуживают внимания также приказы Минюста России, например:

приказ Минюста России от 23 мая 2014 г. № 102 «Об утверждении порядка организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам уголовно-исполнительной системы» (с изменениями и дополнениями);

приказ Минюста России от 13 апреля 2006 г. № 114 «Об утверждении Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно- исполнительной системы»;

4) многочисленные приказы ФСИН России, например:

приказ ФСИН России от 31 января 2013 г. № 44 «Об определении стоимости путевки и установлении размера платы за санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) Федеральной службы исполнения наказаний»;

приказ ФСИН России от 23 декабря 2014 г. № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний». Награждение ведомственными наградами является особым видом стимулирования служебной деятельности сотрудников УИС, так как включает в себя одно-

временно материальное и моральное стимулирование.

Принятие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ увеличило массивность существующей нормативно-правовой базы в области предоставления социальных гарантий сотрудникам УИС и членам их семей. Указанный закон содержит около восьмидесяти ссылок на иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, что свидетельствует об ориентации на дополнительное, подзаконное правовое регулирование для реализации практического потенциала закона, что затрудняет его применение. Но факт введения его в действие наметил позитивную тенденцию перехода с подзаконного уровня регулирования предоставления социальных гарантий сотрудникам УИС на уровень федерального законодательства, что свидетельствует о понимании законодателем высокой значимости регламентируемых вопросов.

Представляется, что социальные гарантии, являясь инструментом стимулирования и привлечения карьерных сотрудников в службе, особенно в УИС, станут незаменимым потенциалом в обеспечении функционирования ее в условиях реформирования. Однако, чтобы эти гарантии работали, нужна соответствующая национальная законодательная база, способная обеспечивать не только сохранение и увеличение существующих социальных гарантий, но и возможность дополнительных поощрений для сотрудников, проявляющих инициативность и достигающих высоких результатов в служебной деятельности.

Список литературы:

[1] Зинченко А. Э. Правовая защита и социальные гарантии сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и членов их семей как часть структуры имиджа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / А. Э. Зинченко // Петербургские пенитенциарные конференции : материалы конференций в 4 томах, Санкт-Петербург, 17-18 мая 2021 года. Том 3. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет ФСИН России, 2021. С. 114.

[2] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Рос. газета. 1995 № 67.

[3] Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными (Приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Международная защита прав и свобод человека ; сборник документов. М., 1990 С. 290311.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

[4] Нитиевская М. Н. Система социальных гарантий для сотрудников уголовно-исполнительной системы в современных условиях / М. Н. Нитиевская, С. И. Вервейн, Д. Э. Таксанов // Правовая позиция. 2022. № 5(29). С. 126.

[5] Неустроева Н. Н. Социальные гарантии сотрудников как система мотивации труда в уголовно-исполнительной системе / Н. Н. Неустроева // Актуальные проблемы управления персоналом УИС: Сб. материалов межрегионального научного круглого стола, Киров, 08 февраля 2018 года. Киров: Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России, 2018. С. 64.

Spisok literatury:

[1] Zinchenko A. E. Pravovaya zashchita i social'nye garantii sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii i chlenov ih semej kak chast' struktury imidzha ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii / A. E. Zinchenko // Peter-burgskie penitenciarnye konferencii : materialy kon-ferencij v 4 tomah, Sankt-Peterburg, 17-18 maya 2021 goda. Tom 3. Sankt-Peterburg: Sankt-Peter-burgskij universitet FSIN Rossii, 2021. S. 114.

[2] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata General'noj Assambleej OON 10 dekabrya 1948 g.) // Ros. gazeta. 1995 № 67.

[3] Minimal'nye standartnye Pravila obrash-cheniya s zaklyuchennymi (Prinyaty na pervom Kongresse OON po preduprezhdeniyu prestupnosti i obrashcheniyu s pravonarushitelyami 30 avgusta 1955 g., odobreny Ekonomicheskim i Social'nym sovetom na 994-m plenarnom zasedanii 31 iyulya 1957 g.) // Mezhdunarodnaya zashchita prav i svo-bod cheloveka ; sbornik dokumentov. M., 1990 S. 290-311.

[4] Nitievskaya M. N. Sistema social'nyh garan-tij dlya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v sovremennyh usloviyah / M. N. Nitievskaya, S. I. Vervejn, D. E. Taksanov // Pravovaya poziciya. 2022. № 5(29). S. 126.

[5] Neustroeva N. N. Social'nye garantii sotrudnikov kak sistema motivacii truda v ugolovno-ispolni-tel'noj sisteme / N. N. Neustroeva // Aktual'nye prob-lemy upravleniya personalom UIS: Sb. materialov mezhregional'nogo nauchnogo kruglogo stola, Kirov, 08 fevralya 2018 goda. Kirov: Kirovskij institut povy-sheniya kvalifikacii rabotnikov FSIN Rossii, 2018. S. 64.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.