Научная статья на тему 'ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УИС: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ'

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УИС: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
882
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ УИС / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Илюхин Сергей Евгеньевич, Юсупов Денис Халитович

Обеспечение пожарной безопасности в исправительных колониях и следственных изоляторах (далее - СИЗО) играет важную роль в процессе исполнения и отбывания наказаний, оказывая благоприятное влияние на оперативную обстановку в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС). Пожары вносят дестабилизацию в установленный внутренний распорядок дня, провоцируют неповиновения, недовольства осужденных, создают обстановку, в которой складываются побегоопасные ситуации, причиняют имущественный, материальный вред, а также вред жизни и здоровью лиц, находящихся на территории объектов УИС. Именно поэтому необходимо детально и всесторонне изучать вопросы обеспечения мер противопожарной безопасности в исправительных колониях и СИЗО УИС. Отметим, что раз в полгода ФСИН России проводит мониторинг пожаров и состояния пожарной безопасности в учреждениях УИС, что позволяет отслеживать динамику по устранению недостатков, касающихся укомплектования исправительных колоний и СИЗО пожарной техникой, укомплектованности личного состава, а также анализировать количество пожаров, их причины и условия, вырабатывать новые и совершенствовать старые мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на объектах УИС в современных реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Илюхин Сергей Евгеньевич, Юсупов Денис Халитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE SAFETY IN CORRECTIONAL COLONIES AND REMAND PRISONS OF THE PENAL SYSTEM: REGULATORY AND LEGAL REGULATION AND FIRE-FIGHTING MEASURES

Ensuring fire safety in correctional colonies and pre-trial detention centers (hereinafter referred to as SIZO), of course, plays a huge role in the process of execution and serving sentences, having a favorable impact on the operational situation in institutions of the penal system (hereinafter referred to as UIS). Fires, in turn, destabilize the established internal daily routine, provoke disobedience, discontent of convicts, cause life-threatening situations, cause property, material damage, as well as harm to the life and health of all persons located on the territory of the facilities of the penal system. That is why it is necessary to study in detail and comprehensively the issues of ensuring fire safety measures in correctional colonies and pre-trial detention centers. It should be noted that every six months the Federal Penitentiary Service of Russia monitors fires and the state of fire safety in penal institutions, which allows you to track the dynamics of eliminating deficiencies in staffing correctional colonies and pre-trial detention centers with fire equipment, staffing, analyze the number of fires, their causes and conditions. And also to develop new and improve old measures to ensure fire safety at UIS facilities in modern realities.

Текст научной работы на тему «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УИС: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»

DOI 10.37523/SUI.2023.52.1.020 УДК 343.8

Илюхин Сергей Евгеньевич

старший преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: i.s.e.1984@mail.ru

Sergey E. Ilyukhin

Senior Lecturer of the Department of Regime and Supervision in the Penal System,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: i.s.e.1984@mail.ru

Юсупов Денис Халитович

курсант 4 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: usupov.deniska@mail.ru

Denis H. Usupov

4th year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: usupov.deniska@mail.ru

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УИС: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация. Обеспечение пожарной безопасности в исправительных колониях и следственных изоляторах (далее - СИЗО) играет важную роль в процессе исполнения и отбывания наказаний, оказывая благоприятное влияние на оперативную обстановку в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС). Пожары вносят дестабилизацию в установленный внутренний распорядок дня, провоцируют неповиновения, недовольства осужденных, создают обстановку, в которой складываются побегоопасные ситуации, причиняют имущественный, материальный вред, а также вред жизни и здоровью лиц, находящихся на территории объектов УИС.

Именно поэтому необходимо детально и всесторонне изучать вопросы обеспечения мер противопожарной безопасности в исправительных колониях и СИЗО УИС.

Отметим, что раз в полгода ФСИН России проводит мониторинг пожаров и состояния пожарной безопасности в учреждениях УИС, что позволяет отслеживать динамику по устранению недостатков, касающихся укомплектования исправительных колоний и СИЗО пожарной техникой, укомплектованности личного состава, а также анализировать количество пожаров, их причины и условия, вырабатывать новые и совершенствовать старые мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на объектах УИС в современных реалиях.

Ключевые слова: противопожарная безопасность, учреждения УИС, нормативно-правовая база, противопожарные мероприятия, пожарный надзор.

FIRE SAFETY IN CORRECTIONAL COLONIES AND REMAND PRISONS OF THE PENAL SYSTEM: REGULATORY AND LEGAL REGULATION AND FIRE-FIGHTING MEASURES

Summary. Ensuring fire safety in correctional colonies and pre-trial detention centers (hereinafter referred to as SIZO), of course, plays a huge role in the process of execution and serving sentences, having a favorable impact on the operational situation in institutions of the penal system (hereinafter referred to as UIS). Fires, in turn, destabilize the established internal daily routine, provoke disobedience, discontent of convicts, cause life-threatening situations, cause property, material damage, as well as harm to the life and health of all persons located on the territory of the facilities of the penal system.

That is why it is necessary to study in detail and comprehensively the issues of ensuring fire safety measures in correctional colonies and pre-trial detention centers.

It should be noted that every six months the Federal Penitentiary Service of Russia monitors fires and the state offire safety in penal institutions, which allows you to track the dynamics of eliminating deficiencies in staffing correctional colonies and pre-trial detention centers with fire equipment, staffing, analyze the number of fires, their causes and conditions. And also to develop new and improve old measures to ensure fire safety at UIS facilities in modern realities.

Keywords: fire safety, UIS institutions, regulatory framework, fire prevention measures, fire supervision.

© 2023 Илюхин С. E., Юсупов Д. X.

ТРИБУНА МОЛОйОГО УЧЕНОГО

Определение пожарной безопасности закреплено в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ ©О пожарной безопасности». В соответствии со ст. 1 под пожарной безопасностью подразумевается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Обязанность обеспечения пожарной безопасности в УИС возлагается на ведомственную пожарную охрану УИС (далее - ВПО), которая создана в целях совершенствования уровня пожарной безопасности и своевременного предотвращения пожаров на объектах УИС согласно ст. 12 ФЗ «О пожарной безопасности», и указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказания».

Отметим, что количество подразделений ВПО в учреждениях УИС на 2021 г. составило 831 (всего учреждений УИС на отчетный период 2021 г. - 907), из них: объединенных пожарных частей - 34; пожарных частей 1-го разряда - 194; пожарных частей 2-го разряда - 172; отдельных постов - 256; групп пожарной профилактики - 1758 [1].

Данное количество функционирующих подразделений ВПО УИС обуславливается в том числе тем, что при реализации требований пожарной безопасности необходимо учитывать режимные требования учреждений УИС, оснащенность объектов инженерно-техническими средствами охраны и надзора (далее - ИТСОН), а также то, что учреждения УИС, как правило, располагаются вне города, в населенных пунктах, где время ожидания пожарной службы в случае возгорания будет превышать заданные нормативы. Очевидно, что сказанное оправдывает необходимость наличия подразделений ВПО в структуре учреждений УИС.

Отметим, что деятельность ВПО УИС осуществляется в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами, согласно нормам которых разрабатываются своды правил, национальные стандарты, ГОСТы, также являющиеся правовой основой обеспечения противопожарной безопасности в учреждениях УИС.

16 декабря 2020 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» - на данный момент один из главных источников, на которых основывается пожарная безопасность в УИС.

При этом основным ведомственным нормативно-правовым актом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности в учреждениях УИС, является Приказ Минюста России от 3 сентября 2007 г. № 177 «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее - Наставление), который закрепляет основные задачи подразделений ВПО УИС, порядок организации их работы, их полномочия, структуру; права и обязанности должностных лиц подразделений ВПО; ответственных за соблюдение пожарной безопасности лиц в учреждениях УИС; порядок несения службы ВПО УИС; состав ВПО; ведомственный пожарный надзор за учреждениями УИС, направления его совершенствования, субъектов его осуществляющих; порядок проведения служебных проверок, детерминантов поджогов объектов УИС; приложения с необходимой подразделениям ВПО документацией для осуществления поставленных задач и т. д.

Приказ ФСИН России от 30 марта 2005 г. № 214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» регламентирует общие положения о пожарной безопасности на объектах ФСИН России, в том числе: права и обязанности должностных лиц; содержание территории исправительных колоний и СИЗО, содержание зданий и сооружений - общие требования к ним (категории пожарной опасности, степень огнестойкости и др.); требования к обеспечению противопожарной безопасности жилых зон, бань, лечебных учреждений, производственных зон согласно видам производств; содержание пожарной техники, систем противопожарного водоснабжения, средств связи, установок пожаротушения и сигнализации, пожарного инвентаря и т. п.

На локальном уровне в территориальном органе ФСИН России и непосредственно в исправительных учреждениях и СИЗО также издаются правовые акты в соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами. Таковыми, например, являются: Положения об организации противопожарного режима на территории исправительных колоний и СИЗО, Постановление территориального органа ФСИН России о приостановлении работы отдельного производства, производственного участка, агрегата, эксплуатации здания, сооружения, помещения, проведения отдельного вида работ и т. д.

Проанализировав нормативно-правовую базу, регламентирующую обеспечение пожарной безопасности в исправительных колониях и СИЗО УИС, мы пришли к выводу, что существуют правовые акты разного уровня, которые закрепляют основные, а также вытекающие из основных правил требования безопасности на объектах УИС. При этом необходимо обратить особое внимание, что ряд из них (Наставление, Правила пожарной безопасности) были приняты давно и на данный момент требуют переработки и внесения в них соответствующих изменений в целях получения качественного результата при организации деятельности служб ВПО УИС в современных условиях. Очевидно, что необходимость принятия данного Приказа обусловлена в том числе тем, что с 2020 г. действуют новые правила противопожарного режима в России, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации, содержание норм которых в отдельных моментах противоречит действующим Правилам пожарной безопасности на объектах УИС. Например, согласно правилам пожарной безопасности на территории страны при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. В свою очередь правила пожарной безопасности на объектах УИС закрепляют, что допускается в исключительных случаях, по согласованию с руководством подразделения ВПО, закрывать запасные эвакуационные выходы на внутренний механический замок.

В этой связи мы столкнулись с проблемой, что, несмотря на принимаемые попытки в виде предложения проектов принять новые правила, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности на объектах УИС (ныне действующие приняты в 2005 г.), новый подзаконный акт до сих пор не издан. Так, в последний раз ФСИН России подготовила проект Приказа «Об установлении Особенных требований пожарной безопасности на объектах учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» в марте 2021 г., однако, как мы видим, в настоящий момент он до сих пор не принят.

Таким образом, необходимо в кратчайшие сроки привести ведомственные нормативно-правовые акты, которые предусматривают обеспечение правил противопожарной безопасности в исправительных колониях и СИЗО УИС, в соответствие с нынешними реалиями и действующим федеральным законодательством посредством принятия нового Приказа, регламентирующего правила пожарной безопасности в учреждениях УИС. Данный Приказ целесообразно издать под редакцией Минюста России как государственного органа, реализующего политику в сфере исполнения уголовных наказаний, для того чтобы правила пожарной безопасности в учреждениях УИС стали признаваться уполномоченными подразделениями Министерства чрезвычайных ситуаций наравне с Правилами противопожарного режима на территории Российской Федерации в части, им противоречащей.

Пожарная безопасность на объектах УИС обеспечивается посредством своевременного проведения как с сотрудниками, так и с осужденными комплекса противопожарных мероприятий, которые осуществляются согласно законодательству федерального уровня, ведомственным нормативно-правовым актам Минюста России и указаниям ФСИН России, требующим проведения определенных мероприятий в территориальных органах УИС.

Только за период январь-декабрь 2021 г. с целью закрепления навыков реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с возникновением пожаров на объектах УИС, подразделениями ВПО проведено 19 391 пожарно-тактическое занятие и 433 пожарно-тактических учений совместно с подразделениями ГГС МЧС России [2].

Сотрудниками ВПО проведена противопожарная пропаганда, в ходе которой прочитано свыше 47 тыс. лекций и проведено бесед на противопожарные темы с сотрудниками подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, а также проведено более 10,1 тыс. выступлений по ведомственному радио и телевидению. В свою очередь поставлено на профилактический учет как склонных к поджогу 2804 осужденных.

Несмотря на это, по состоянию на 30.09.2022 на объектах УИС зарегистрировано 35 пожаров, материальный ущерб от которых составил более 5,5 млн р. [3] Следовательно, необходимо продолжать работу по совершенствованию мер противопожарной безопасности на объектах УИС.

ТРИБУНА МОЛОйОГО УЧЕНОГО

Одним из основных мероприятий в целях обеспечения противопожарной безопасности в исправительных колониях и СИЗО УИС является осуществление пожарного надзора. Согласно Наставлению пожарный надзор в УИС - это деятельность ВПО УИС по проверке соблюдения работниками УИС и осужденными требований пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС и принятие мер по результатам проверок.

В работе мы согласны с позицией К. А. Чистякова в том, что данное определение не в полном объеме отражает сущность контроля за обеспечением пожарной безопасности в учреждениях УИС, поскольку не закрепляет в качестве надзорной деятельности полномочия по лицензированию и выдачи разрешений [4, с. 74].

Отметим, что за 2021 г. надзорными органами приостановлена работа 406 производственных объектов, из предложенных руководству учреждений УИС противопожарных мероприятий выполнено лишь 40 879 (78,9 %) [5].

Анализируя нормы Наставления по реализации ВПО УИС пожарного надзора в учреждениях, мы отмечаем, что он реализуется посредством проведения проверочных мероприятий. Проверки в свою очередь бывают плановые, которые подразделяются на детальные и контрольные, и внеплановые. Итогом проведения проверок пожарной безопасности в колониях и СИЗО является вынесение предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности согласно пункту 88 Наставления.

Рассматривая мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности в колониях и СИЗО УИС, стоит отметить, что согласно указаниям ФСИН России на объектах УИС проводятся комплексные мероприятия по подготовке к осенне-зимнему и весенне-летнему пожароопасному периоду.

Например, к осенне-зимнему пожароопасному периоду 2022-2023 г. в учреждениях ФСИН России по Самарской области были проведены следующие мероприятия:

- пожарная техника, пожарно-техническое оборудование, вооружение и снаряжение было проверено и достоверно находится в исправном состоянии;

- проведено пожарно-тактическое занятие по отработке алгоритма действий при пожаре с личным составом ведомственной пожарной охраны и сотрудниками учреждения;

- проведена проверка наличия и состояния первичных средств пожаротушения (огнетушителей), комплектация пожарных шкафов, щитов и т. д.

Помимо этого, в целях мотивации, повышения квалификации, профессионализма личного состава подразделений ВПО к исполнению своих должностных обязанностей раз в три года в территориальном органе ФСИН России (далее - ТО ФСИН России) проходит конкурс «Лучший начальник подразделения ведомственной пожарной охраны», победитель которого отправляется в качестве представителя ТО ФСИН России на второй этап конкурса, проводимый уже ФСИН России.

Также необходимо отметить, что в территориальных органах ФСИН России реализуются тренировочные пожарно-тактические учения по согласованию с местным гарнизоном пожарной охраны, учебно-методические сборы с начальниками ВПО УИС, отдельных постов, старшими инспекторами групп пожарной профилактики учреждений.

На наш взгляд, проведение такого рода мероприятий оказывает благоприятное воздействие на повышение профессионального уровня и мастерства, стимулирования профессиональной деятельности и роста профессионализма начальников ВПО, отдельных постов, старших инспекторов групп пожарной профилактики. Кроме того, сборы являются хорошей площадкой для обмена опытом и решения возможных проблем в ходе обеспечения пожарной безопасности в учреждениях УИС.

Помимо этого, на обеспечение пожарной безопасности на объектах УИС и повышение уровня боеготовности подразделений ВПО, безусловно, влияет состояние техники и средств тушения пожара. В этой связи ТО ФСИН России в первом полугодии 2022 г. заключено 24 государственных контракта на ремонт 24 пожарных автоцистерн, а также сделан оборонный заказ на 11 наименований -боевая одежда пожарного для рядового состава, водосборник, комплект теплоотражательного костюма, огнетушитель, разветвление, рукав пожарный напорный для пожарной машины диаметром 77 миллиметров, самоспасатель и т. д. [6].

Таким образом, мы рассмотрели основные мероприятия, которые проводятся в исправительных колониях и следственных изоляторах УИС для обеспечения мер противопожарной безопасности. На наш взгляд, рассмотренный выше положительный опыт проведения на уровне территориального органа ФСИН России мероприятий, повышающих профессионализм сотрудников подразделений ВПО, необходимо внедрять в других учреждениях УИС.

Библиографический список

1. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы январь - декабрь 2021 г.: информационно аналитический сборник. Тверь: ФКУ НИИТ ФСИН России, 2021. 412 с.

2. Ведомственная противопожарная служба [Электронный ресурс] // ФСИН России. Главная. Структурные подразделения ФСИН России. Управление режима и надзора. Ведомственная противопожарная служба: офиц. сайт. URL: https://fsin.gov.ru/structure/watch/4/ (дата обращения: 09.05.2023).

3. Чистяков К. А. Некоторые вопросы деятельности подразделений ведомственной пожарной охраны Федеральной службы исполнения наказаний // Уголовно -исполнительное право. 2016. № 3 (25). С. 74.

4. О пожарах и состоянии пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС в первом полугодии 2021 года: указание ФСИН России от 05.08.2021, исх. № 03-52593.

5. О пожарах и состоянии пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС в первом полугодии 2022 года: указание ФСИН России от 14.08.2022, исх. № 02-53755.

References

1. Osnovnie pokazateli deyatelnosti ugolovno-ispolnitelnoi sistemi yanvar - dekabr 2021 g.: informacionno analiticheskii sbornik [The main indicators of the activity of the penitentiary system January - December 2021: information and analytical collection]. Tver, 2021, 412 p. [in Russian].

2. Vedomstvennaya protivopojarnaya slujba [Departmental Fire Service]. FSIN Rossii. Glavnaya. Strukturnie podrazdeleniya FSIN Rossii. Upravlenie rejima i nadzora. Vedomstvennaya protivopojarnaya slujba: ofic. sait [Federal Penitentiary Service of Russia. Main. Structural divisions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Management of the regime and supervision. Departmental Fire Service ]. URL: https://fsin.gov.ru/structure/watch/4/ (Accessed: 09.02.2023) [in Russian].

3. Chistyakov K. A. Nekotorie voprosi deyatelnosti podrazdelenii vedomstvennoi pojarnoi ohrani Federalnoi slujbi ispolneniya nakazanii [Some issues of activity of departmental fire protection units of the Federal Penitentiary Service]. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo [Penal enforcement law], 2016, no. 3 (25), pp. 72-77 [in Russian].

4. O pojarah i sostoyanii pojarnoi bezopasnosti na obektah uchrejdenii i organov UIS v pervom polugodii 2021 goda: ukazanie FSIN Rossii ot 05.08.2021 g. ish. 03-52593 [On fires and the state of fire safety at the facilities of institutions and bodies of the UIS in the first half of 2021: instruction of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 05.08.2021, ex. no. 03-52593] [in Russian].

5. O pojarah i sostoyanii pojarnoi bezopasnosti na obektah uchrejdenii i organov UIS v pervom polugodii 2022 goda: ukazanie FSIN Rossii ot 05.08.2021 g. ish. 02-53755 [On fires and the state of fire safety at the facilities of institutions and bodies of the UIS in the first half of 2022: instruction of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 14.08.2022, ex. no. 02-53755] [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.