Уголовно-исполнительное право
УДК 343.8 M.A. GROMOV, A.V. ILYINA
ББК 67.409.021 Г87
THE STATE OF FIRE SAFETY IN PENAL SYSTEM AND THE AFFECTING FACTORS
Аннотация: в статье рассматривается понятие пожарной безопасности в УИС, ее состояние и факторы, воздействующие на нее.
Ключевые слова: пожарная безопасность, факторы, воздействующие на пожарную безопасность.
МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ ГРОМОВ*, АННА
ВЛАДИМИРОВНА ИЛЬИНА **
СОСТОЯНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ
* Кандидат юридических наук, профессор (Академия ФСИН России);
** инспектор отдела организации службы охраны (УФСИН России по Рязанской области).
E-mail: [email protected].
Annotation', the article considers the concept of fire safety in penal system, its status and the affecting factors.
Key words fire safety, factors affecting fire safety.
Пожары как одно из наиболее опасных бедствий на протяжении всей истории человечества причиняют колоссальный ущерб как личности, так и обществу, государству в целом. Согласно официальным статистическим данным общая оценка количества погибших и травмированных при пожарах, а также размер причиняемого ими материального ущерба вызывает серьезную озабоченность. Исследования данной проблемы показали, что Россия имеет самый высокий в мире процент человеческих жертв, связанных с пожарами, каждый четвертый погибший на пожаре - россиянин1. Это обстоятельство требует от государства принятия срочных мер по обеспечению противопожарной безопасности населения и материальных ценностей.
Укрепление и развитие противопожарной деятельности в стране находят свое отражение в разработанной в 2007 г. под непосредственным руководствомПрезидента РФ целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»2, одной из основных задач которой является повышение ответственности за обеспечение пожарной безопасности региональных и муниципальных властей, а также собственников объектов
Как определено законодателем, пожарная безопасность (от англ. fire - safety) - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров3.
Сложившаяся в 2010 г. на территории России пожароопасная ситуация, потребовавшая введения указом Президента РФ чрезвычайного положения в семи субъектах Российской Федерации, не только показала кризисное состояние обеспечения пожарной безопасности в
государстве, но и обнаружила явные и скры-
2Q
тые недостатки управленческой деятельности по локализации и ликвидации пожаров, охвативших большие площади.
Как известно, причины возникновения пожаров разнородны. То, что происходило летом 2010 г. на территории центральной европейской части страны, по нашему мнению, стало возможным как в результате воздействия природных факторов, так и вследствие бездеятельности хозяйствующих субъектов подразделений, призванных обеспечивать профилактику и тушение возникающих очагов возгорания, и выразилось в следующем:
- неподготовленность соответствующих подразделений к пожароопасному сезону, невыполнение элементарных профилактических мероприятий (опашка населенных пунктов, отдельных объектов, санитарная расчистка леса и вырубка просек, строительство и поддержание в рабочем режиме водоемов, предназначенных для забора воды в случае пожаров);
- упразднение структур, занимающихся лесохозяйственными вопросами и профилактикой пожаров, в том числе сокращение и без того незначительного числа лесников, что, в свою очередь, привело к ликвидации контролирующего звена по соблюдению запретов и ограничений в пожароопасных зонах;
- игнорирование обращений граждан в подразделения МЧС, несвоевременность оказания помощи в тушении первичных очагов возгорания сотрудниками этого ведомства, умаление возможных последствий случаев катастрофического перерастания пожаров, охвативших большие территории;
- нехватка специализированной техники для тушения пожаров, отсутствие требующегося количества пожарных расчетов, отдаленность их дислокации от мест возгорания;
- халатное отношение граждан к возникшей пожароопасной ситуации, несанкционированные выбросы легковоспламеняющегося мусора, разведение костров в зонах риска и т. д.
Для сравнительного анализа приведем основные статистические данные о пожарах в стране.
За 2010 г. обстановка с пожарами в Российской Федерации характеризовалась следующим образом:
- зарегистрировано 179 098 пожаров (в I полугодии 2011 г. - 82 181);
- в пожарах погибло свыше 12 983 чел. (в I полугодии 2011 г. - 6572 чел.);
- получили травмы 13 067 чел. (в I полугодии 2011 г. - 6684 чел.);
- прямой ущерб от пожаров составил 450 млрд руб. (в I полугодии 2011 г. - 5, 74 млрд руб.)4.
В 2011 г. пожары начались в ряде регионов России еще в апреле месяце. Большинство из них имели природное происхождение, однако существенное их число возникало в результате неосторожного обращения людей с огнем, а также умышленных неправомерных действий.
Стихийность распространения лесных пожаров в 2010 г. создала реальную угрозу для значительной части исправительных учреждений Республики Мордовия, где в 17 подразделениях содержалось более 15 тыс. осужденных; в опасной близости от очага возгорания оказалось одно подразделение Республики Марий Эл, где было более 1 тыс. осужденных. Так как исправительные учреждения указанных республик находятся в лесистой местности, то на их начальников была возложена задача по приведению в готовность сил и средств к экстренной эвакуации в безопасные места спецконтингента, обеспечению его надлежащей охраны при перевозке на автомобильном и железнодорожном транспорте. Кроме того, в отдельных субъектах РФ (Республика Коми, Архангельская, Кировская, Свердловская области, Пермский край) преобладающее большинство жилых и производственных зданий исправительных колоний выполнены из деревянных конструкций, отличающихся высокой степенью пожароопасности.
Следует отметить, что при возникновении пожара в исправительном учреждении создается обстановка чрезвычайного характера, которая влечет за собой:
- реальную угрозу жизни и здоровью всех лиц, находящихся как непосредственно на объекте, так и вблизи от него, поскольку опасность исходит не только от открытого пламени, но и от задымления, возникающего в результате возгорания;
- дезорганизацию нормальной деятельности учреждения, призванного обеспечивать надежную изоляцию спецконтингента от общества, соблюдение порядка отбывания наказания. В рамках чрезвычайной ситуации в подразделении происходит осложнение оперативной обстановки, возникает паника среди осужденных, возможны неправомерные действия с их стороны, групповые неповиновения, массовые беспорядки, побеги;
- причинение материального ущерба не только имуществу учреждения, но и личному имуществу осужденных и персонала.
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
Особое место в работе по предупреждению пожаров, а также повышению уровня пожарной безопасности в учреждениях ФСИН России занимают подразделения ведомственной пожарной охраны (далее - ВПО). В настоящее время функции по осуществлению пожарного надзора выполняются личным составом ВПО численностью 6017 единиц, которые круглосуточно несут службу в 746 пожарных подразде-лениях5 .
В учреждениях и органах УИС проводится работа по обеспечению на подведомственных объектах пожарной безопасности, укрепляется их техническая оснащенность, совершенствуется деятельность по предупреждению и тушению пожаров. На объектах учреждений и органов УИС в 2010 г. зарегистрировано 45 пожаров, материальные потери от которых составили 12,6 млн руб. В результате погибли 2 чел., получили травмы различной степени тяжести 6 чел. По сравнению с аналогичными показателями 2009 г. количество пожаров в УИС возросло на 18 %, материальный ущерб увеличился в 11,2 раза. Однако большая часть пожаров была ликвидирована на начальной стадии, что позволило спасти от гибели и увечий свыше 100 чел., материальных ценностей на сумму более 50,7 млн руб. В 53 территориальных органах ФСИН России пожаров допущено не было6.
В 2010 г. пожарные подразделения УИС свыше трех тысяч раз принимали участие в тушении пожаров, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий на объектах и населенных пунктах, не относящихся к ведению ФСИН России. Чаще всего к данным работам привлекались подразделения ВПО Владимирской, Ивановской, Кемеровской, Кировской, Нижегородской, Тамбовской, Саратовской, Свердловской областей.
На долю подразделений шести субъектов РФ приходится 47 % всех произошедших пожаров, в том числе: ГУФСИН (УФСИН) России по Свердловской(7 случаев), Архангельской(5), Самарской, Кемеровской областям, Республике Коми (по 3).
Преобладающее количество пожаров было зафиксировано в административно-бытовых и производственных зданиях. Их доля от общего числа пожаров составляет по 44,4 %. Наибольший материальный ущерб от общего количества пожаров по УИС также приходится на административно-бытовые здания (61,6 %) и объекты производственного назначения (17,6 %).
Для укрепления противопожарной защиты объектов УИС, повышения боеготовности под-
разделений ВПО, их оснащенности пожарной техникой и пожарно-спасательным оборудованием территориальными органами и учреждениями УИС в 2010 г. израсходовано более 42 млн руб. на приобретение 87 мотопомп, 39,4 тыс. огнетушителей, 10,5 тыс. штук напорных пожарных рукавов, обработку огнезащитным составом деревянных конструкций зданий и сооружений общей площадью 1487,4 тыс. м2. В целях пожаротушения оборудовано55 пожарных водоемов общей емкостью 4,6 тыс. м3, установлено 50 пожарных гидрантов, 655 внутренних пожарных кранов, снесено 357 ветхих и самовольно возведенных строений.
Вместе с тем в процессе осуществления надзорной, организационной и координирующей деятельности подразделения ВПО УИС сталкиваются с целым рядом факторов, значительно затрудняющих реализацию нормативных предписаний и принимаемых решений в части обеспечения пожарной безопасности. Например, остро стоит проблема комплектования и подготовкиквалифицированных кадров. На 1 января 2011 г. штатная численность ВПО составляла 5908 человек, некомплект- 2,1 %. По сравнению с 2010 г. она сокращена на 1,9 % (109 единиц), наибольшее сокращение допущено в учреждениях УИС Красноярского (25 единиц), Пермского (17) краев, Ивановской (7), Новосибирской (10), Псковской (6), Рязанской (14), Свердловской (18), Тульской (10) областей. До настоящего момента не решена проблема размещения подразделений ВПО УИС и создания необходимыхусловий для несения службы личным составом. Около 70 % эксплуатируемых пожарных депо представляют собой приспособленные здания и помещения, которые не отвечают техническим и санитарным требованиям, а более 28 % - требуют срочного капитального ремонта.
Проводимое инспектирование противопожарного состояния учреждений и органов УИС свидетельствует о том, что отдельные их объекты не отвечают условиям безопасного пребывания людей. В них не обозначены пути эвакуации знаками пожарной безопасности, нередко допускается их загромождение, двери запасных выходов блокируются, в оконных проемах устанавливаются металлические решетки. Коридоры, лестничные клетки, вестибюли облицовываются сгораемыми материалами, что способствует быстрому распространению пожара. В отдельных случаях на объектах с массовым пребыванием людей отсутствуют либо находятся в неисправном состоянии сис-
темы автоматической пожарной сигнализации оповещения о пожаре, что затрудняет своевременную эвакуацию людей, а это может привести к их гибели.
Почти повсеместно в подразделениях не выполняются мероприятия, требующие капитальных затрат. Несмотря на нахождение в рабочем состоянии, сроки эксплуатации пожарных автомобилей превышают нормативный в несколько раз, остается низкой их оснащенность пожарно-техническим вооружениеми пожарными рукавами.
Сфера защиты от пожаров и обеспечение на территории России личной безопасности человека как приоритетная задача государства должна, по нашему мнению, представлять собой усовершенствованную совместную деятельность государственных и общественных структур, сосредоточеннуюна организационно-правовых мерах.
Таким образом, противопожарная безопасность в УИС - это комплекс мероприятий, проводимых администрацией учреждений УИС, ведомственной пожарной службой в целях недопущения и профилактики пожаров, обеспечения высокого уровня защищенности спецконтин-гента, персонала, иных граждан, материальных ценностей от пожаров. Она зависит от ряда как внутренних, так и внешних факторов.
Фактор - это двигатель возможности. Он или развивает тенденцию, заложенную в явлении, или тормозит, исключает ее возникновение. Люди способны вызывать к действительности те возможности, которые им желательны, и устранять нежелательные.
Уголовно-исполнительная система подвержена воздействию как общих, так и специальных (внутрисистемных) факторов. Общие по отношению к ней выступают как внешние, а специальные - как внутренние.
В плане пожарной безопасности по отношению к УИС внешними выступают следующие факторы, действующие в обществе:
- состояние экономики общества;
- территориально-географическое (природное положение);
- развитие науки и техники;
- выполнение федерального законодательства, ведомственных правовых актов Минюста России, ФСИН России, территориальных органов УИС;
- состояние правопорядка.
Данные факторы отражают наиболее крупные сферы общественной жизни, то есть многообразные явления окружающей УИС реальности, и влияют на пожарную безопасность ее органов и учреждений.
Производными от внешних являются факторы, действующие внутри уголовно-исполнительной системы. Они несут на себе отпечаток местных условий, в которых функционирует конкретное учреждение. Вместе с тем внутренним факторам присущи общие черты. С этих позиций их можно рассматривать применительно ко всем учреждениям УИС, учитывая, что в каждом из них они проявляются по-своему.
К числу внутренних факторов, обусловливающих пожарную безопасность, можно отнести:
- состав осужденных (их уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристики);
- укомплектованность подразделений ВПО специалистами;
- техническая оснащенность подразделений ВПО;
- профессиональная подготовкасотрудников пожарных подразделений УИС;
- профилактическая работа по недопущению пожаров на объектах УИС.
Учет этих факторов может улучшить состояние противопожарной безопасности объектов ФСИН России, обеспечить безопасность персонала, осужденных, лиц, содержащихся под стражей, объектов уголовно-исполнительной системы.
1 См.: Елагин А.Г. Теоретические основы исследования состояния и проблем обеспечения пожарной безопасности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2GG5. С. 3.
2 См.: О Федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в РоссийскойФедерации на период до 2012 года: ПостановлениеПравительства Рос. Федерации от 29 декабря 2GG7 г. N° 972 // Собр. законодательства Рос. Федерации 2008. № 3. Ст. 180.
3 См.: О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ // Там же. 1994. № 35. Ст. 3649.
4 См.: Данные Министерства РоссийскойФедерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 2 марта 2010 г. // http: www.mchs.gov.ni
5 См.: Данные официального сайта ФСИH России от 9 августа 2010 г. // http:www. fsin.ru.
6 См.: О пожарах и пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИИ России в 2GG9 году: обз. ФСИH России от 25 марта 2010 г. № iG/1-1004.
Уголовно-исполнительное право