Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения пожарной безопасности жилого сектора и пути их решения'

Проблемы обеспечения пожарной безопасности жилого сектора и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1080
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖИЛОЙ СЕКТОР / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / FIRE SAFETY / RESIDENTIAL / TECHNICAL REGULATION / REGULATORY FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков B. В., Цопов C. В.

Показаны основные изменения нормативной правовой базы и особенности технического регулирования пожарной безопасности жилых зданий. Выявлена основная проблема обеспечения пожарной безопасности жилых зданий и показаны пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новиков B. В., Цопов C. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MAINTENANCE OF FIRE SAFETY OF RESIDENTIAL SECTOR AND WAYS OF THEIR SOLUTION

The main changes of the regulatory base and the particular technical regulation of fire safety of residential buildings are shown. The main problem of fire safety of residential buildings are identified and the ways to solve this problem are shown. From the analysis of data of Emercom of Russia it can be concluded that each year, on the average, about 70 % of the fires occur in the residential sector (including up to 50 % in residential buildings), the share of those killed and injured in fires in the housing exceeds 80 %. In residential buildings, in the fires of people perished in the main from poisoning by toxic products of combustion and from the impact of high temperatures. Problem: how to reduce the number of fires in the residential sector and the proportion of dead and injured people in the fire. Goal: to raise the qualitative level of security of people in the residential sector. The early detection of fire in residential buildings, to organize the safe evacuation of people and use of primary fire extinguishing means used to fight the fire at the initial stage of its development.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения пожарной безопасности жилого сектора и пути их решения»

B. В. НОВИКОВ, канд. воен. наук, доцент, доцент кафедры теории и практики управления, ФГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет (Россия, 127051, г. Москва, ул. Сретенка, 29; e-mail: [email protected])

C. В. ЦОПОВ, заместитель начальника Территориального пожарно-спасательного отряда № 2, ГКУ "Пожарно-спасательный центр" (Россия, 123308, г. Москва, просп. Маршала Жукова, 79; e-mail: [email protected])

УДК 614.842:005.69.032.21

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЛОГО СЕКТОРА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Показаны основные изменения нормативной правовой базы и особенности технического регулирования пожарной безопасности жилых зданий. Выявлена основная проблема обеспечения пожарной безопасности жилых зданий и показаны пути ее решения.

Ключевые слова: пожарная безопасность; жилой сектор; техническое регулирование; нормативная правовая база.

По статистической информации МЧС России в 2012 г. произошло 162 975 пожаров, при которых погибло 11635 и получили травмы 11962 чел. На жилой сектор из них пришлось 112 976 пожаров, или 69,3 %. Прямой материальный ущерб от пожаров составил 4 398 194 руб.

Назовем основные причины возникновения пожаров:

1) неосторожное обращение с огнем — 36,34 %, в том числе шалость детей с огнем — 1,72 %;

2) нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов — 25,06 %;

3) неисправность и нарушение правил эксплуатации печного отопления — 16,59 %;

4) поджоги — 10,18 %;

5) неустановленные и прочие причины пожаров -11,94%.

Статистика МЧС России показывает, что больше всего от пожаров страдают:

• жилой сектор — жилые дома, общежития, дачи, садовые домики, надворные постройки и т. п.;

• транспортные средства — железнодорожный подвижной состав, морские, речные и воздушные суда и т. д.;

• склады, базы и торговые помещения;

• производственные здания и складские помещения производственных предприятий;

• административно-общественные здания. Таким образом, в результате анализа данных МЧС

России можно сделать вывод, что ежегодно в среднем около 70 % пожаров происходит в жилом секторе (в том числе до 50 % — в жилых зданиях), доля погибших и травмированных при пожарах в нем превышает 80 %. Причиной гибели подавляющего

© Новиков В. В., Цопов С. В., 2013

числа людей при пожарах в жилых зданиях является отравление токсичными продуктами горения и воздействие высоких температур.

В связи с этим возникает проблема, как уменьшить количество пожаров в жилом секторе и число погибших и травмированных при пожаре людей?

Цель решения данной проблемы—качественное повышение уровня защищенности людей в жилом секторе. Но ее решение тесно связано с другими задачами, такими как своевременное обнаружение пожара в жилых зданиях; организация безопасной эвакуации людей; применение первичных средств пожаротушения для борьбы с пожаром на начальной стадии его развития.

Какое решение данной проблемы предусматривается в нормативной базе? Для ответа на вопрос рассмотрим, какие изменения были внесены в последнее время в нормативную базу для повышения пожарной безопасности в жилом секторе.

В целях защиты жизни и здоровья людей, сохранения имущества физических и юридических лиц от пожаров разработаны нормы, правила и общие требования в области пожарной безопасности. В соответствии с данными требованиями каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (п. 3 ст. 5 Федерального закона№ 123-ФЗ [1]).

Приведем определения основных понятий [1].

Система предотвращения пожара — комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты.

Система противопожарной защиты — комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).

Пожарная сигнализация — совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.

Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

Для своевременного обнаружения возгорания необходимо иметь систему и (или) комплекс соответствующих технических средств.

Федеральным законом № 117 [2] внесены изменения в ст. 54 [1], касающиеся систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), которые должны:

• обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта;

• устанавливаться на объектах, воздействие опасных факторов пожара на которые может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Ст. 91 [1] в редакции [2] определяет порядок оснащения помещений, зданий и сооружений, оборудованных системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения:

1. Помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

2. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Для достижения поставленных целей необходимо точно выявить очаг возгорания и незамедлительно оповестить о том, в каком месте возникла угроза пожара. От того, насколько быстро будет обнаружено возгорание, зависит спасение человеческих жизней и предотвращение материального ущерба. Решить задачу своевременного обнаружения пожара можно с помощью систем пожарной сигнализации.

Система пожарной сигнализации — совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.

Федеральным законом № 117 [2] внесены изменения в ст. 83 [1] относительно требований к системам пожарной сигнализации (СПС):

• автоматические установки пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке;

• автоматические установки пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием;

• автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок;

• пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечивалось своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения;

• ручные пожарные извещатели должны устанавливаться на путях эвакуации в местах, доступных для их включения при возникновении пожара;

• требования к проектированию автоматических установок пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

Третьим ключевым изменением в Федеральный закон № 123 [1] стало ужесточение требований к живучести объектовых систем противопожарной защиты, в частности требований к автоматическим установкам пожарной сигнализации (ст. 103): "Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону" [2].

Время огнестойкости систем должно быть больше общего времени обнаружения пожара и эвакуации людей с учетом времени выполнения системами всех своих функций:

Время Время

обнаружения + эвакуации пожара людей

При этом согласно ГОСТ Р 53325-2009 время обнаружения пожара должно составлять от 3 до 14 мин (время срабатывания извещателя по результатам огневых испытаний), а время эвакуации — рассчитываться в соответствии с методикой расчета пожарного риска.

Кроме того, требования к системам пожарной сигнализации в жилых зданиях и перечень объектов изложены в СП 5.13130.2009 [3]. В нем предусмотрена и обязательная установка пожарной сигнализации в жилых зданиях высотой более 28 м (выше 10 этажей), и оборудование квартир автономными дымовыми пожарными извещателями, и установка в прихожих квартир тепловых пожарных извещателей для открывания клапанов и включения вентиляторов подпора воздуха и дымоудаления. Аналогично в СП 3.13130.2009 [4] изложены требования к построению систем оповещения для жилых зданий.

Однако на практике все оказывается не так просто. Проблема заключается в том, что в большинстве действующих зданий (скажем, меньшей этажности) такие системы попросту отсутствуют, а там, где они есть, в ряде случаев находятся в неработоспособном состоянии. Здесь вина как обслуживающих организаций, так и самих жителей (даже в новых квартирах, где они установлены): их часто снимают при первом же ремонте, чтобы "не портили" интерьер.

Основной элемент системы пожарной сигнализации — пожарный извещатель.

Пожарный извещатель — техническое средство, предназначенное для формирования сигнала о пожаре.

От правильного выбора типа пожарного извеща-теля для конкретного объекта в большой мере зависит эффективность и слаженность работы всей системы пожарной безопасности в целом.

Сегодня на рынке пожарной сигнализации представлено множество видов извещателей: дымовые, газовые, пламени, тепловые, аспирационные. Каждый из них имеет подвиды (линейные, точечные и т. д.). Умножив их на сотни производителей, получим огромное количество предложений. Как в такой ситуации не растеряться и сделать правильный выбор?

Для определения подходящего типа извещателя проектировщики обращаются к СП 5.13130.2009 [3], в котором приведен перечень видов помещений и типы пожарных извещателей, рекомендуемые к применению на конкретных объектах защиты. Рассмотрим типы пожарных извещателей и область их применения.

Дымовые извещатели. Их действие основано на регистрации параметров воздуха на объекте защиты способом оптического слежения. Согласно п. 13.1.1 [3] выбор точечного дымового пожарного извеща-теля рекомендуется производить в соответствии с его чувствительностью к дыму различных типов. Однако реалии таковы: несмотря на то что эти изве-щатели имеют сертификаты на соответствие требованиям [1], большинство из них не проходит огневые испытания. А ведь именно такие испытания могут дать представление о способности приборов максимально быстро выполнять свою функцию в условиях реального пожара. Применение эффективных дымовых пожарных извещателей сдерживается курением в жилых помещениях и фактором "пригоревших котлет" на кухне.

Тепловые извещатели. Действие извещателей основано на анализе температуры окружающей среды. Роль чувствительного элемента выполняет тер-мистор-резистор, у которого сопротивление зависит от температуры. Согласно п. 13.1.4 [3] тепловые пожарные извещатели следует применять, если в зоне контроля на начальной стадии развития пожара предполагается тепловыделение, а также если применение извещателей других типов невозможно.

Как было показано выше, наиболее распространенные причины пожаров — неосторожное обращение с огнем, нарушение правил эксплуатации электрооборудования и печного отопления, поджоги. Очень часто возгорание сопровождается открытым пламенем. Для обнаружения возгорания на городских объектах, как правило, применяются дымовые и тепло-

Время работоспособности систем

вые извещатели. Но, как показывают неутешительные данные статистики, для полной защиты объекта применения только дымовых и тепловых извещателей недостаточно.

Таким образом, следуя СП 5.13130.2009 [3] (приложение М), мы соблюдаем нормы пожарной безопасности, но жизни людей при этом остаются под угрозой. Однако необходимо отметить, что данное приложение определяет лишь общие подходы к выбору типов пожарных извещателей и носит рекомендательный характер, а конкретное решение принимается проектной организацией.

Пожарные извещатели пламени. Действие извещателей данного типа основано на мгновенной реакции на появление открытого пламени. Особенно они эффективны для площадей, по которым может быстро распространяться пожар. Согласно п. 13.1.2 [3] пожарные извещатели пламени следует применять, если в зоне контроля на начальной стадии развития пожара предполагается появление открытого пламени.

В отличие от дымовых извещателей, инерционность которых составляет от 3 до 5 мин (а тепловых и того больше), извещатель пламени срабатывает менее чем за 30 с. С учетом изменений в нормативной базе в области пожарной безопасности ([3], приложение М) перечень помещений, для защиты которых рекомендуется применять извещатели пламени, расширяется. Область применения извещателей пламени давно уже не ограничивается производственными объектами, поэтому устройства приобретают эстетичный вид, компактные размеры, с легкостью вписываются в интерьер жилых и административных зданий, широко используются на железнодорожном транспорте (в вагонах пригородных электропоездов, железнодорожных вагонах).

Таким образом, свод правил [3] не запрещает контролировать одну зону различными типами пожарных извещателей. Оптимальным решением в большинстве случаев считается сочетание дымовых из-вещателей и извещателей пламени. Наличие различных типов пожарных извещателей даст возможность своевременно обнаружить очаг возгорания и запустить системы оповещения и пожаротушения.

Ключевые изменения в Федеральный закон № 123 [1], внесенные Федеральным законом № 117 [2], касаются защиты жилого сектора и заключаются в следующем:

1) введение обязательного требования по оснащению системами пожарного мониторинга социальных объектов;

2) введение нового требования по дополнительному оснащению зданий медицинских организаций и учреждений социальной защиты персональными устройствами оповещения о пожаре.

В настоящее время вопрос об оснащении объектов системами пожарного мониторинга на слуху у всех специалистов, связанных с проектированием, монтажом и обслуживанием пожарной сигнализации. Причиной тому является требование [1], обязывающее оснащать системами мониторинга целый ряд объектов.

Для обеспечения безопасности людей при пожаре необходимо решить первоочередную задачу — своевременно обнаружить пожар, для чего необходим мониторинг состояния объектов защиты с передачей информации с объектов в подразделения пожарной охраны.

В соответствии с [2] с 13 июля 2014 г. п. 7 ст. 83 [1] будет изложен в следующей редакции:

"7. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 — с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации ".

Под указанные объекты попадают следующие категории зданий:

• Ф1.1 — здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений;

• Ф1.2 — гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;

• Ф4.1 — здания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

• Ф4.2 — здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. СП5.13130.2009 [3] сучетомизм. 1 требуетобя-

зательного применения подобных систем:

"На объектах класса функциональной опасности Ф1.1 и Ф4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.

При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме".

На других объектах аналогичное требование является рекомендуемым.

Перечисленные выше документы обязывают передавать сигналы в подразделения пожарной охраны или пожарную часть. Соответственно, в подразделениях пожарной охраны необходимо обеспечить прием этой информации с помощью пультового оборудования.

Федеральным законом [1] предусматривается дополнительное оснащение зданий медицинских организаций и учреждений социальной защиты персональными устройствами оповещения о пожаре.

В соответствии с [2] с 13 июля 2014 г. ст. 84 [1] будет дополнена частью 12 следующего содержания:

"Здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым".

Примером персонального устройства оповещения о пожаре и вызова медицинского персонала является Браслет-Р, который входит в состав беспроводной системы охранно-пожарной сигнализации и оповещения "Стрелец". Устройство представляет собой наручный браслет, имеющий функции вибровызова, звуковой и световой индикации, персонального подтверждения доставки сигнала пациенту, вызова медперсонала, управления доступом в помещения. Браслет-Р может работать без замены батарей один год.

При обнаружении пожара информация от пожарного извещателя поступает на приемно-контроль-ный прибор, который отправляет сигнал "Тревога" на устройство "Браслет-Р".

Повсеместное внедрение таких устройств персонального оповещения, как Браслет-Р, позволит обеспечить качественно новый уровень безопасности людей в зданиях медицинских организаций и учреждениях социальной защиты.

Существует еще одна проблема — обеспечения возможности подъезда к месту пожара специальной техники для спасения людей и ликвидации пожара. С принятием [2] утратила силу ст. 67 [1], но содержащиеся в ней требования пока не включены в нормативные документы, в том числе требования к обеспечению подъезда или проезда пожарных автомобилей к зданиям жилого назначения. Согласно ст. 90 [1] (в ред. [2]) для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Москва пытается решить эту проблему. С этой целью не так давно в Москве были выделены и обозначены специальные площадки для пожарной техники. Ну и что? На них спокойно припаркованы личные автомобили.

Внимание! В этом случае нарушаются требования ст. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации [5], которая запрещает использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

Существуют также проблемы, связанные с наличием в жилых зданиях огнетушителей.

В СП 9.13130.2009 [6] дано определение огнетушителя, а также приводится информация о том, какие огнетушители в настоящее время выпускаются и какие требования предъявляются к их эксплуатации: "Огнетушитель: переносное или передвижное устройство, предназначенное для тушения очага пожара оператором за счет выпуска огнетушащего вещества, с ручным способом доставки к очагу пожара, приведения в действие и управления струей огнетушащего вещества.

переносной огнетушитель: Огнетушитель с полной массой не более 20 кг, конструктивное исполнение которого обеспечивает возможность его переноски и применения одним человеком.

передвижной огнетушитель: Огнетушитель с полной массой не менее 20 кг, но не более 400 кг, смонтированный на колесах или на тележке.

водный огнетушитель: Огнетушитель с зарядом воды или воды с добавками, расширяющими область эксплуатации и применения огнетушителя (концентрация добавок поверхностно-активных веществ не более 1 % об.).

воздушно-пенный огнетушитель: Огнетушитель, заряд и конструкция которого обеспечивают получение и применение воздушно-механической пены низкой или средней кратности для тушения пожаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воздушно-эмульсионный огнетушитель: Разновидность воздушно-пенного огнетушителя, в заряд

которого входит большое количество поверхностно-активных веществ (концентрация от 1 до 100 % об.), антифриз, органические и неорганические добавки, расширяющие область применения огнетушителя и позволяющие получение водной эмульсии (кратность менее 4) для тушения пожаров.

порошковый огнетушитель: Огнетушитель, в качестве заряда которого используется огнетушащий порошок.

углекислотный огнетушитель: Закачной огнетушитель высокого давления с зарядом жидкой двуокиси углерода, находящийся под давлением ее насыщенных паров.

хладоновый огнетушитель: Огнетушитель с зарядом огнетушащего вещества на основе галоген-производных углеводородов".

Ст. 34 Федерального закона № 69-ФЗ [7] обязывает граждан:

• иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.

В соответствии с [2] первичные средства пожаротушения — это средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром на начальной стадии его развития.

В ст. 60 [2] к первичным средствам пожаротушения в зданиях и сооружениях предъявляются следующие требования:

• здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями;

• номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала. В 2012 г. взамен ППБ 01-03 были введены "Правила противопожарного режима в Российской Федерации" [5], которые устанавливают правила безопасности на производственных объектах, на объектах с массовым пребыванием людей (в больницах, детских садах, школах, летних лагерях), в жилых домах, на транспорте.

В значительной степени новые правила [5] коснулись и собственников индивидуальных жилых домов: они должны позаботиться об установке на своем участке емкости (бочки) с водой или иметь огнетушитель. Бочки для хранения воды должны иметь вместимость не менее 0,2 м3 и комплектоваться ведрами (п. 483 [5]).

При выборе типа огнетушителя необходимо руководствоваться гл. XIX и пп. 465-480 Правил [5]. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.

Пункт 71 Правил [5] требует при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.):

• немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

• принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара.

В Правилах [5] регламентирован и порядок применения газовых баллонов при установке их в жилых домах. В частности, в помещении можно установить только один баллон вместимостью не более 5 л, подключенный к газовой плите заводского изготовления, а газовые баллоны для бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок) должны располагаться вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 м от входов в здание, цокольные и подвальные этажи.

Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также предупреждающие надписи "Огнеопасно. Газ". У входа в индивидуальные жилые дома, а также в помещения зданий и сооружений, в которых применяются газовые баллоны, размещается предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью "Огнеопасно. Баллоны с газом".

Подводя итоги вышесказанного, сформулируем проблемные вопросы, с которыми придется столкнуться специалистам при выборе объектовых систем противопожарной защиты и повышения пожарной безопасности:

1) устойчивая работа системы в условиях пожара с учетом расчетного времени эвакуации людей;

2) высокие затраты и технические сложности с прокладкой огнестойких кабельных линий;

3) электромагнитная устойчивость систем противопожарной защиты;

4) уменьшение количества пожаров, числа погибших и травмированных людей в зданиях Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) и Ф1.4 (одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные);

5) обеспечение первичными средствами пожаротушения зданий и сооружений (особенно огнетушителями);

6) использование для стоянки личных автомобилей и автомобилей организаций специальных пло-

щадок, предназначенных для пожарно-спасатель-ной техники.

Пути решения обозначенных проблем следующие:

1. На основе анализа практики реализации Правил противопожарного режима в Российской Федерации [5] организовать подготовку и внесение соответствующих изменений и дополнений в постановление Правительства РФ.

2. С целью выполнения требований Технического регламента [1] широко применять профессиональные беспроводные адресно-аналоговые системы пожарной сигнализации с двухсторонним протоколом обмена.

3. Вместо ст. 67, которая была отменена Федеральным законом [2], подготовить соответствующий распорядительный документ и утвердить его постановлением Правительства РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федер. закон РФ от 22.07.2008 г. № 123-Ф3; принят Гос. Думой 04.07.2008 г.; одобр. Сов. Федерации 11.07.2008 г. // Российская газета. —2008. — № 163.

2. О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности": Федер. закон РФ от 10.07.2012 г. № 117-Ф3; принят Гос. Думой 20.06.2012 г.; одобр. Сов. Федерации 27.06.2012 г.; введ. 12.07.2012 г. // Российская газета. —13.07.2012 г. —Федер. вып. № 5832. URL: www.rg.ru/2012/07/13/reglament-dok.html(датаобращения: 05.05.2013 г.).

3. СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования: приказ МЧС России от 25.03.2009 г. № 175; введ. 01.05.2009 г. — М. : ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2009. — 103 с.

4. СП3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности: приказ МЧС России от 25.03.3009 г. № 173; введ. 01.05.2009 г. — М. : ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2009.

5. Правила противопожарного режима в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 // Российская газета. — 2012. — № 93.

6. СП 9.13130.2009 г. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации : приказ МЧС России от 25.03.2009 г. № 179; введ. 01.05.2009 г. — М. : ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2009.

7. О пожарной безопасности : Федер. закон от 21.12.94 г. № 69-Ф3; принят Гос. Думой 18.11.94 г.; введ. 26.12.94 г. // Собр. законодательства РФ. — 1994. —№ 35, ст. 3649.

Материал поступил в редакцию 13 мая 2013 г.

— English

PROBLEMS OF MAINTENANCE OF FIRE SAFETY OF RESIDENTIAL SECTOR AND WAYS OF THEIR SOLUTION

NOVIKOV V. V., Candidate of Military Sciences, Docent, Associate Professor of Theory and Practice of Management Department, Moscow City Psychological and Pedagogical University (Sretenka St., 29, Moscow, 127051, Russian Federation; e-mail address: [email protected])

TSOPOV S. V., Deputy Head of Territorial Rescue and Fire Fighting Group No. 2, Rescue and Fire Fighting Center (Marshala Zhukova Avenue, 79, Moscow, 123308, Russian Federation; e-mail address: [email protected])

ABSTRACT

The main changes of the regulatory base and the particular technical regulation of fire safety of residential buildings are shown. The main problem of fire safety of residential buildings are identified and the ways to solve this problem are shown.

From the analysis of data of Emercom of Russia it can be concluded that each year, on the average, about 70 % of the fires occur in the residential sector (including up to 50 % in residential buildings), the share of those killed and injured in fires in the housing exceeds 80 %. In residential buildings, in the fires of people perished in the main from poisoning by toxic products of combustion and from the impact of high temperatures.

Problem: how to reduce the number of fires in the residential sector and the proportion of dead and injured people in the fire.

Goal: to raise the qualitative level of security of people in the residential sector. The early

detection of fire in residential buildings, to organize the safe evacuation of people and use of primary

fire extinguishing means used to fight the fire at the initial stage of its development.

Keywords: fire safety; residential; technical regulation; regulatory framework.

REFERENCES

1. Technical regulation on fire safety requirements: Federal Law of the Russian Federation on 22.07.2008 No. 123. Rossiyskaya gazeta — Russian Newspaper, 2008, no. 163 (in Russian).

2. About modification of the Federal Law "Technical regulation on fire safety requirements". Rossiyskaya gazeta — Russian Newspaper, 13.07.2012, no. 5832. Available at: www.rg.ru/2012/07/13/regla-ment-dok.html (Accessed 5 May 2013) (in Russian).

3. Set of Rules 5.13130.2009. System of fire-prevention protection. Installation of fire alarm and automatic fire extinguishing. Norms and rules of designing. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of Emercom of Russia Publ., 2009. 103 p. (in Russian).

4. Set of Rules 3.13130.2009. Systems of fire protection. System of annunciation and management of human evacuation atfire. Requirements of fire safety. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of Emercom of Russia Publ., 2009 (in Russian).

5. Rules of the fire prevention regime in the Russian Federation. Rossiyskaya gazeta — Russian Newspaper, 2012, no. 93 (in Russian).

6. Set of Rules 9.13130.2009. Fire engineering. Fire extinguishers. Requirements to operation. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of Emercom of Russia Publ., 2009 (in Russian).

7. On fire safety. Federal Law on 21.12.94 No. 69. Sobraniye zakonodatelstva RF— Collection of Laws of the Russian Federation, 1994, no. 35, art. 3649 (in Russian).

Издательство «П0ЖНАУКА»

Представляет книгу

ОГНЕТУШИТЕЛИ.

УСТРОЙСТВО. ВЫБОР. ПРИМЕНЕНИЕ

Д. А. Корольченко, В. Ю. Громовой

В учебном пособии приведены классификация огнетушителей и конструкции основных их типов, средства тушения, используемые для зарядки огнетушителей, виды огнетушителей и правила их применения для ликвидации загораний различных веществ, рекомендации по расчету необходимого количества огнетушителей для разных объектов, по их размещению, хранению и техническому обслуживанию.

Рекомендации, содержащиеся в книге, разработаны на основе современных нормативных документов, регламентирующих конструкцию, условия применения, правила эксплуатации и технического обслуживания огнетушителей.

Учебное пособие рассчитано на широкий круг читателей: инженерно-технических работников предприятий и организаций, ответственных за оснащение объектов огнетушителями, поддержание их в работоспособном состоянии и своевременную перезарядку; преподавателей курсов пожарно-технического минимума и дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" в средних и высших учебных заведениях; частных лиц, выбирающих огнетушитель для обеспечения безопасности квартиры, дачи или автомобиля.

121352, г. Москва, а/я 43; тел./факс: (495) 228-09-03; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.