Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1822
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРЕВЫШЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ / ИСКЛЮЧАЮЩИХ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ / PHYSICAL FORCE / SPECIAL MEANS / EMPLOYEE OF THE PENAL SYSTEM / SECURITY / EXCEEDING THE LIMITS OF CIRCUMSTANCES THAT EXCLUDE THE CRIMINALITY OF THE ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Насреддинова Кристина Александровна, Сластунин Иван Алексеевич

Статья посвящена рассмотрению проблем правомерности применения сотрудниками исправительных учреждений и следственных изоляторов физической силы и специальных средств. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как при применении физической силы и специальных средств осуществляется посягательство на жизнь и здоровье осужденных (обвиняемых и подозреваемых), а ценность данных общественных отношений подлежит безусловной защите, что закреплено и в Конституции РФ, и в Уголовном кодексе РФ. С другой стороны, любой сотрудник исправительного учреждения или следственного изолятора обладает профессиональной виктимностью в связи с осуществлением своих должностных полномочий, связанных с обеспечением безопасности лиц, находящихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах. Соответственно каждый день он сам может стать жертвой насильственного преступления, совершенного уже по отношению к нему. Поэтому выработка знаний, умений и навыков у сотрудников УИС по правомерному применению физической силы и специальных средств является важной задачей, которая стоит перед Федеральной службой исполнения наказания на сегодняшний день. В статье проанализированы официальные статистические данные о количестве фактов применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС, а также о количестве случаев привлечения их к уголовной ответственности за данные деяния. Кроме того, исследованы случаи, когда сотрудники вынуждены безусловно применить физическую силу или специальные средства, а именно факты совершения против них преступлений, предусмотренных ст. 321 УК РФ. Анализ статических данных, а также уголовных дел, научной литературы, правоприменительной практики позволил представить основные детерминанты неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС и обобщить основные меры профилактики: предложены как организационно-управленческие решения рассматриваемой проблемы, так и меры, направленные на совершенствование механизма реализации существующих правовых норм, которые регламентируют основания и порядок применения физической силы и специальных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Насреддинова Кристина Александровна, Сластунин Иван Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF THE USE OF PHYSICAL FORCE AND SPECIAL MEANS BY PENAL OFFICERS OF THE PENITENTIARY SYSTEM

The article is devoted to the problems of legality of the use of physical force and special means by penal officers of correctional institutions and pre-trial detention facilities. The urgency of this topic doesn’t cast doubt, as the use of physical force and special means endangers the life and well-being of convicted (accused and suspected) persons. And the values of these public relations are subject to absolute protection that is enshrined in the Constitution of the Russian Federation and in the Criminal Code of the Russian Federation. On the other hand, any penal officer of a correctional institution or pre-trial detention facility has enhanced professional victimization from the performance of their official powers related to ensuring the safety of persons in correctional institutions and pre-trial detention facilities. As a consequence, every day he can become a victim of a violent crime committed against him. Therefore, the development of knowledge, skills and abilities of the employees of the penitentiary system on the legal use of physical force and special means is an important task facing the Federal penitentiary service of Russia today. The article analyzes official statistical data that make it possible to understand the number of facts of the use of physical force and special means by employees of the penitentiary system, as well as the number of cases of bringing them to criminal responsibility for these acts. In addition, we analyzed cases when employees are forced to use physical force or special means, namely, the facts of committing crimes against them under article 321 of the Criminal Code of the Russian Federation. Statistical data analysis as well as criminal cases, scientific literature, law enforcement practice is allowed to present the main determinants of unlawful use of physical force and special means by the staff of the Penal System and summarize the main measures of prevention. Both organizational and managerial solutions to the problem under consideration were proposed, as well as measures aimed at improving the mechanism for implementing existing legal norms that regulate the grounds and procedure for the use of physical force and special means.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ»

DOI 10.37523/SUI.2020.40.4.021 УДК 343.8

Насреддинова Кристина Александровна

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail uiuipsuifsin@yandex.ru

Kristina A. Nasreddinova

Candidate of Law, Associate Professor,

Head of the Department of the criminal and penal law,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: uiuipsuifsin@yandex.ru

Сластунин Иван Алексеевич

курсант 3 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: slastunin.ivan@mail.ru

Ivan A. Slastunin

3 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: slastunin.ivan@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблем правомерности применения сотрудниками исправительных учреждений и следственных изоляторов физической силы и специальных средств. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как при применении физической силы и специальных средств осуществляется посягательство на жизнь и здоровье осужденных (обвиняемых и подозреваемых), а ценность данных общественных отношений подлежит безусловной защите, что закреплено и в Конституции РФ, и в Уголовном кодексе РФ. С другой стороны, любой сотрудник исправительного учреждения или следственного изолятора обладает профессиональной виктимностью в связи с осуществлением своих должностных полномочий, связанных с обеспечением безопасности лиц, находящихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах. Соответственно каждый день он сам может стать жертвой насильственного преступления, совершенного уже по отношению к нему. Поэтому выработка знаний, умений и навыков у сотрудников УИС по правомерному применению физической силы и специальных средств является важной задачей, которая стоит перед Федеральной службой исполнения наказания на сегодняшний день. В статье проанализированы официальные статистические данные о количестве фактов применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС, а также о количестве случаев привлечения их к уголовной ответственности за данные деяния. Кроме того, исследованы случаи, когда сотрудники вынуждены безусловно применить физическую силу или специальные средства, а именно факты совершения против них преступлений, предусмотренных ст. 321 УК РФ. Анализ статических данных, а также уголовных дел, научной литературы, правоприменительной практики позволил представить основные детерминанты неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС и обобщить основные меры профилактики: предложены как организационно-управленческие решения рассматриваемой проблемы, так и меры, направленные на совершенствование механизма реализации существующих правовых норм, которые регламентируют основания и порядок применения физической силы и специальных средств.

Ключевые слова: физическая сила; специальные средства; сотрудник уголовно-исполнительной системы; обеспечение безопасности; превышение пределов обстоятельств, исключающих преступность деяния.

THE MAIN PROBLEMS OF THE USE OF PHYSICAL FORCE AND SPECIAL MEANS BY PENAL OFFICERS OF THE PENITENTIARY SYSTEM

Summary. The article is devoted to the problems of legality of the use ofphysical force and special means by penal officers of correctional institutions and pre-trial detention facilities. The urgency of this topic doesn't cast doubt, as the use ofphysical force and special means endangers the life and well-being of convicted (accused and suspected) persons. And the values of these public relations are subject to absolute protection that is enshrined in the Constitution of the Russian Federation and in the Criminal Code of the Russian Federation. On the other hand, any penal officer of a correctional institution or pre-trial detention facility has enhanced professional victimization

© 2020 Насреддинова К. А., Сластунин И. A.

from the performance of their official powers related to ensuring the safety of persons in correctional institutions and pre-trial detention facilities. As a consequence, every day he can become a victim of a violent crime committed against him. Therefore, the development of knowledge, skills and abilities of the employees of the penitentiary system on the legal use ofphysical force and special means is an important task facing the Federal penitentiary service of Russia today. The article analyzes official statistical data that make it possible to understand the number offacts of the use of physical force and special means by employees of the penitentiary system, as well as the number of cases of bringing them to criminal responsibility for these acts. In addition, we analyzed cases when employees are forced to use physical force or special means, namely, the facts of committing crimes against them under article 321 of the Criminal Code of the Russian Federation. Statistical data analysis as well as criminal cases, scientific literature, law enforcement practice is allowed to present the main determinants of unlawful use of physical force and special means by the staff of the Penal System and summarize the main measures ofprevention. Both organizational and managerial solutions to the problem under consideration were proposed, as well as measures aimed at improving the mechanism for implementing existing legal norms that regulate the grounds and procedure for the use of physical force and special means.

Keywords: physical force, special means, employee of the Penal System, security, exceeding the limits of circumstances that exclude the criminality of the act.

Обеспечение безопасности лиц, содержащихся под стражей, и осужденных, а также иных лиц, находящихся на территориях СИЗО и ИУ, на прилегающих к учреждениям территориях, является приоритетной задачей всех сотрудников, потому что достичь ее возможно только путем комплексных мероприятий, которые включают в себя оперативно-розыскные, управленческие, правовые, тактические и специально-превентивные меры. Обеспечение безопасности всех лиц, находящихся на территориях СИЗО и ИУ, а также на прилегающих к учреждениям территориях, достигается в том числе с помощью специально предусмотренных мер безопасности - применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств.

Сотрудники УИС имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных гл. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [1].

Сотрудник УИС при применении физической силы и специальных средств всегда обязан действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

Анализ правоприменительной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев действия сотрудников УИС соответствуют требованиям законодательства. Представленные в статье данные были получены путем анализа информационно-аналитических сборников «Основные показатели деятельности УИС» за последние 5 лет [2, 3, 4, 5, 6, 7], а также выявлены в ходе проведения личного исследования.

Таблица 1

Количество случаев применения к осужденным физической силы, специальных средств и газового оружия в ИК, ЛИУ, ЛГТУ

Критерии 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Количество случаев применения к осужденным физической силы 1837 1960 2075 1881 1610

Количество случаев применения к осужденным специальных средств и газового оружия 1791 1954 1631 1232 928

Анализ показателей, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод, что за последние пять лет количество случаев применения физической силы сотрудниками УИС существенно не изменяется, в отличие от случаев применения специальных средств, количество которых в 2019 г. по сравнению с 2015 г. уменьшилось в два раза, но за январь 2020 года мы видим уже рост и в

фактах применения физической силы и специальных средств. При этом можно отметить, что, например, в 2019 г. в следственных изоляторах было зафиксировано 3975 фактов применения специальных средств ( в исправительных учреждениях - всего 949 случаев).

Основания и порядок применения физической силы и специальных средств строго регламентированы действующим законодательством.

По фактам неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудники УИС были привлечены к различным видам ответственности (табл. 2, 3).

Таблица 2

Количество сотрудников ПК, ЛИУ, ЛПУ, КП, привлеченных к ответственности за нарушение законодательства

Основания привлечения к ответственности 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Применение специальных средств и газового оружия 1 2 0 1 29

Применение физической силы 1 12 0 4 23

Неслужебные связи 76 94 61 46 64

Таблица 3

Из них были привлечены к уголовной ответственности

Основания привлечения к ответственности 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

При применении специальных средств 1 6 0 0 1

и газового оружия

При применении физической силы 1 5 0 3 23

За неслужебные связи 31 35 34 26 24

Согласно вышеприведенным данным, количество случаев привлечения сотрудников УИС к уголовной ответственности именно за применение физической силы и специальных средств в целом не такое большое, по сравнению со случаями привлечения сотрудников УИС за неслужебные связи, но с учетом их общественной опасности они остаются актуальными для уголовно-исполнительной системы, тем более что можно констатировать увеличение количества привлечения сотрудников к ответственности за случаи неправомерного применения физической силы и специальных средств.

Применение физической силы или специальных средств сотрудниками УИС всегда происходит в случае применения к ним насилия или угрозы его применения со стороны осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Поэтому необходимо проанализировать количество неправомерных действий, связанных с применением насилия со стороны указанных лиц, совершенных в отношении сотрудников УИС (табл. 4, 5, 6).

Таблица 4

Количество совершенных фактов дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества

Вид исправительного учреждения 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Исправительные колонии для взрослых 13 8 6 13 17

Тюрьмы и СИЗО 5 1 1 1 1

Таблица 5

Количество случаев применения насилия в отношении персонала учреждений, в том числе с причинением вреда здоровью

Критерии 2019 г. 2020 г. (январь-март)

Количество случаев применения насилия в отношении сотрудников УИС 300 98

В том числе с причинением вреда здоровью 22 22

Таблица 6

Количество случаев применения насилия с использованием колюще-режущих предметов

Критерий 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Количество случаев применения насилия с использованием колюще-режущих предметов 4 9 7 8

Следует отметить, что определенные случаи нападения осужденных (подозреваемых, обвиняемых) на персонал учреждения сопровождаются применением предметов, используемых в качестве оружия, что значительно повышает степень общественной опасности данного деяния и риск причинения здоровью сотрудников. Для определения основных детерминант неправомерного применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств необходимо представить данные об обстоятельствах совершения указанных фактов: месте нападения на сотрудника, времени совершения данного деяния, а также характере выполняемых служебных обязанностей сотрудниками УИС (табл. 7, 8, 9).

Таблица 7

Результаты анализа мест применения осужденными насилия в отношении сотрудников УИС за период 2015-2019 гг.

шизо, пкт, ЕПКТ, ОК Камеры (карцеры) СИЗО и тюрем Помещения дежурных частей, в том числе служебные помещения Общежития

60% 18% 7% 15 %

Таблица 8

Нападение осужденных на сотрудников УИС во время проведения мероприятий за период 2016-2019 гг.

Проведение обыска Проверка наличия осужденных Обход и проведение других мероприятий распорядка дня

56% 24% 20%

Таблица 9

Нападение осужденных на сотрудников различных отделов и служб за период 2016-2019 гг.

Сотрудники отдела безопасности ИУ Сотрудники воспитательной службы ИУ Сотрудники оперативного отдела ИУ Сотрудники иных отделов и служб

83 % 7% 8% 2%

Отмечаем, что наиболее часто подвергались нападению сотрудники отделов безопасности (режима и надзора) и дежурных служб.

Соответственно профилактические мероприятия со стороны руководства ИУ и СИЗО должны быть в первую очередь сосредоточены на сотрудниках этих отделов и служб, с учетом особенностей выполнения ими служебных задач, вида учреждения и оперативной обстановки в нем.

Анализ материалов служебных проверок позволяет выделить наиболее типичные случаи неправомерного применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств. В первую очередь, это связано с нарушением сотрудниками УИС действующего законодательства, которое регламентирует основание и порядок применения физической силы и специальных средств (это касается как знания сотрудниками УИС норм федерального закона, так и ведомственных приказов, регламентирующих их поведение во время проведения конкретных режимных мероприятий). В этой же связи можно говорить и о нарушении сотрудниками УИС своих должностных требований, которые напрямую связаны с применением физической силы и специальных средств. В-третьих, сотрудники УИС при применении физической силы и специальных средств очень часто превышают пределы обстоятельств, исключающих преступность деяния (например, крайней необходимости, или причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление). И, конечно, нельзя оставить без внимания существующие факты (о чем свидетельствуют уголовные дела, возбужденные в отношении конкретных сотрудников УИС) применения физической силы и специальных средств умышленно (или по неосторожности), с целью причинения вреда осужденному (подозреваемому или обвиняемому).

Таким образом, можно выделить следующие основные детерминанты неправомерного применения физической силы или специальных средств сотрудниками УИС:

1) конфликтные ситуации между сотрудниками УИС и осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми), которые происходят в виду провокационного поведения со стороны последних, что связано с их характеристиками личности и тех преступлений, за которые они или отбывают наказания или содержатся под стражей;

2) достаточно часто невыполнение осужденными (подозреваемыми, обвиняемыми) законных требований сотрудников УИС и в целом нарушения установленного порядка отбывания наказания;

3) сам сотрудник, в силу профессиональной виктимностью, особенно в учреждениях с осложненной оперативной обстановкой, своими действиями иногда напрямую может спровоцировать конфликтную ситуацию, которая приведет к применению физической силы или специальных средств. Очень часто это связано с его профессиональным «выгоранием», отсутствием навыков самоконтроля (самообладания). Здесь особую роль играет осуществление качественной кадровой политики по подбору персонала УИС, когда на службу должны приниматься лица, способные по всем своим показателям качественно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности;

4) профессиональная подготовка личного состава к действиям при различных ситуациях, в том числе при осложнении обстановки в учреждении, безусловно, всегда сказывается на том, на сколько сотрудник уверен в своих действиях, не боится применять физическую силу

или специальные средства, знает основания и порядок их применения. Соответственно некачественное проведение в конкретном исправительном учреждении или следственном изоляторе профессиональной подготовки приводит к тому, что сотрудники, даже зная законные основания и порядок применения, не всегда готовы и могут применять физическую силу и специальные средства в определенной ситуации или обстановке. И, как результат, или сами становятся жертвами преступления, или нарушают правомерность своих действий;

5) некачественная подготовка сотрудниками учреждения первоначальных материалов, связанных с применением физической силы или специальных средств, когда не выясняются все обстоятельства произошедшего, не устанавливаются и не опрашиваются очевидцы, не направляются в следственные органы видеофайлы противоправных действий осужденных, что в совокупности имеет существенное значение для принятия законного и обоснованного процессуального решения, влечет за собой отказ в возбуждении уголовного дела в отношении осужденного, применившего насилие в отношении сотрудника. Данное обстоятельство в свою очередь формирует у осужденного чувство безнаказанности, провоцирует его на совершение еще более тяжкого преступного деяния в дальнейшем, что и приводит к факту применения физической силы и специальных средств и возможного их превышения.

Кроме того, анализ литературы и правоприменительной практики позволяют выделить следующие факторы, способствующие незаконному применению физической силы и специальных средств:

- неоднозначная интерпретация норм законодательства со стороны контрольно-надзорных органов (прокуратуры, ОНК и иных общественных правозащитных организаций) по вопросам применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС, а именно с точки зрения соблюдении законности в территориальных органах ФСИН России;

- наличие в законодательстве, регламентирующем порядок и основания применения физической силы и специальных средств, «размытых» формулировок, которые порождают у сотрудников УИС неуверенность в законности своих действий.

Анализируя основные детерминанты неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками ИУ и СИЗО, можно отметить, что меры профилактики можно условно разделить на общие и индивидуальные.

К общим мерам предупреждения, на наш взгляд, относится деятельность руководства ФСИН России и руководителей территориальных органов ФСИН России, направленная:

- на решение социально-бытовых проблем сотрудников учреждений УИС, обеспечение им достойных условий для несения службы;

- техническое оснащение каждого исправительного учреждения и следственного изолятора современными средствами видеоконтроля, как стационарными так и переносными, увеличение количества у сотрудников УИС, которые непосредственно осуществляют работу с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми), видеорегистраторов;

- исключение возможности безнаказанного применения насилия или угрозы применения насилия со стороны осужденных (подозреваемых и обвиняемых) в отношении сотрудников УИС, с обязательным привлечением указанных лиц к ответственности (уголовной, дисциплинарной), при этом обеспечить возможность видеофиксации указанных случаев в каждом исправительном учреждении и следственном изоляторе.

Отдельного внимания в рамках мероприятий, направленных на предупреждение превышения пределов применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС заслуживает оценка деятельности оперативных аппаратов учреждений и органов УИС и территориальных органов ФСИН России.

Именно они в большей степени осуществляют деятельность, направленную на своевременное выявление негативных тенденций среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также причин и условий, которые могут стать предпосылками к противоправному поведению подозреваемых, обвиняемых и осужденных и повлечь применение физической силы и специальных

средств. Здесь руководители как территориальных органов, так учреждений и органов УИС должны в полной мере реализовывать комплекс мер в отношении осужденных и лиц, заключенных под стражу, склонных к совершению противоправных действий в отношении сотрудников ИУ и СИЗО, а именно своевременно изолировать нарушителей в помещения строгой изоляции; переводить на тюремный вид режима; максимально полно использовать институт обжалования постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам применения насилия в отношении сотрудников УИС. Кроме того, в каждом территориальном органе ФСИН России должна быть организована профилактическая работа, направленная на устранение причин и условий превышения применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС.

К индивидуальным мерам предупреждения, которые в большой степени направлены на работу с конкретными сотрудниками УИС, сталкивающимися с применением физической силы и специальных средств, относится в первую очередь повышение правовой грамотности и самосознания сотрудников УИС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не превышать пределы применения физической силы и специальных средств может только сотрудник УИС, который четко знает и умеет применять в своей служебной деятельности требования законодательства, регламентирующего порядок применения физической силы и специальных средств, а также указания и распоряжения ФСИН России в данной сфере.

Этого можно достичь только в случае, если каждый территориальный орган будет серьезно подходить к обучению личного состава учреждений и органов УИС в системе служебной подготовки, принимать участие в разработках методик и алгоритмов действий сотрудников в различных стрессовых ситуациях, а также в обязательном порядке контролировать факты их практической отработки сотрудниками подразделений, которые сталкиваются с применением физической силы и специальных средств.

В зависимости от оперативной обстановки в каждом территориальном органе или даже учреждении можно организовать проведение дополнительных занятий с сотрудниками оперативных и режимных служб (в том числе посредством видеоконференц-связи) по сбору и оформлению материалов, направляемых в следственные органы по фактам совершения противоправных действий со стороны подозреваемых, обвиняемых, сопряженных с применением насилия либо угрозой его применения в процессе осуществления ими служебной деятельности. В ходе данных мероприятий сотрудники получат возможность обсудить проблемные вопросы, которые возникают у них при реализации данных действий.

В этой связи надо отметить работу, которую осуществляет руководство ФСИН России с целью восполнения пробелов и «размытых» формулировок в законодательстве, разрабатывая методические рекомендации для сотрудников УИС. Так, методические рекомендации ФСИН России от 2018 г. «Действия сотрудников в различных стрессовых ситуациях при противоправных действиях обвиняемых и осужденных, в том числе при применении физической силы и специальных средств» помогают разобраться сотрудникам УИС в случаях, когда необходимо применять физическую силу или специальное средство. Существует еще ряд положений, которые вызывают вопросы у контролирующих органов в части оценки правомерности применения физической силы или специальных средств сотрудниками УИС. Например, положения п. 8 ст. 30 «Применение специальных средств» Закона Российской Федерации № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [1] предусматривают ситуацию, когда сотрудники при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, могут применить специальное средство, если лицо своим поведением дает основание полагать, что намерено совершить побег либо причинить вред окружающим или себе. Здесь возникает вопрос, что согласно закону может дать сотруднику основание полагать, что осужденный или обвиняемый может совершить правонарушение? Считаем, что у сотрудника УИС в качестве правомерных оснований полагать, что осужденный или обвиняемый намерен

совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, может быть наличие следующих возможных обстоятельств: лицо состоит на профилактическом учете как склонный к побегу (самоубийству и т. д.); сотрудники оперативного отдела (начальник отряда и т. д.) располагают информацией, что это лицо планирует совершить какое-то из правонарушений, и сообщили об этом в надлежащем порядке; поведение лица (которое фиксируется на видеорегистратор) во время конвоирования свидетельствует о его намерениях совершить какое-либо правонарушение.

Выход из сложившейся ситуации видится в разработке методических рекомендаций для сотрудников УИС, в которых будет предложен порядок действий сотрудников исправительного учреждения, следственного изолятора при применении физической силы и специальных средств. При этом данные методические рекомендации будут учитывать все акты прокурорского реагирования по всем территориальным органам ФСИН России на неправомерные действия сотрудников УИС, а также все особенности обстоятельств применения физической силы и специальных средств: количество осужденных (обвиняемых), количество сотрудников, место применения (замкнутое пространство, лестница и т. д.) и др. В рамках взаимодействия между правоохранительными органами эффективным результатом было бы согласование данных методических рекомендаций с Генеральной прокуратурой РФ. В этом случае они бы учитывались при оценке правомерности поведения сотрудников УИС не только со стороны руководства ФСИН России, но и в рамках прокурорского надзора, что исключило бы различную трактовку норм законодательства со стороны контрольно-надзорных органов и, самое главное, обеспечило бы уверенность в правомерности действий у сотрудников УИС.

Библиографический список

1. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации № 5473-1 21 июля 1993 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.09.2020).

2. Основные показатели деятельности УИС: Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2015.

3. Основные показатели деятельности УИС: Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2016.

4. Основные показатели деятельности УИС: Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2017.

5. Основные показатели деятельности УИС: Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2018.

6. Основные показатели деятельности УИС: Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2019.

7. Основные показатели деятельности УИС: Тверь: НИИИТ ФСИН России, январь-июнь 2020 г.

References

1. Ob uchrezhdenijah i organah, ispolnjajushhih ugolovnye nakazanija v vide lishenija svobody: Zakon Rossijskoj Federacii no. 5473-1 21 ijulja 1993 g [On institutions and bodies executing criminal penalties in the form of deprivation of liberty: Law of the Russian Federation no. 5473-1 July 21, 1993]. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: www.pravo.gov.ru (Accessed: 21.09.2020) [in Russian],

2. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti UIS: informacionno-analiticheskij sbornik [Key performance indicators of penal enforcement system: information and analytical collection], Tver, 2015 [in Russian].

информационно- -анал итиче ский сборник.

информационно- -анал итиче ский сборник.

информационно- -анал итиче ский сборник.

информационно- -анал итиче ский сборник.

информационно- -анал итиче ский сборник.

информационно- -анал итиче ский сборник.

3. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti UIS: informacionno-analiticheskij sbornik [Key performance indicators of penal enforcement system: information and analytical collection], Tver, 2016 [in Russian].

4. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti UIS: informacionno-analiticheskij sbornik [Key performance indicators of penal enforcement system: information and analytical collection], Tver, 2017 [in Russian].

5. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti UIS: informacionno-analiticheskij sbornik [Key performance indicators of penal enforcement system: information and analytical collection], Tver, 2018 [in Russian].

6. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti UIS: informacionno-analiticheskij sbornik [Key performance indicators of penal enforcement system: information and analytical collection], Tver, 2019 [in Russian].

7. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti UIS: informacionno-analiticheskij sbornik [Key performance indicators of penal enforcement system: information and analytical collection], Tver, January-June 2020 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.