References
1. Antonov, T. G., Zhuravleva, E. A. Ischislenie sroka lishenija svobody pri zachete vremeni soderzhanija lica pod strazhej v srok nakazanija [Calculation of the term of deprivation of liberty in the calculation of the time of detention of a person during the sentence period] // Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2018, no. 4 (37), p. 18-21.
2. Zezyulina, T. A., Gorshkova, N. A. Zachet vremeni soderzhanija pod strazhej v srok nakazanija: novelly ugolovnogo zakonodatel'stva [Set-off of the time of detention during the sentence period: innovations of criminal legislation] // Bulletin of Vladimir Law Institute, 2018, no. 3 (48), p. 82-83.
3. Osipov, S. Yu. Nekonstitucionnost' st. 72. Ischislenie srokov nakazanij i zachet nakazanija Ugolovnogo kodeksa RF i jekonomicheskij jeffekt ot ee otmeny [Unconstitutional article 72 of the Criminal Code of the Russian Federation "Calculation of sentences and setoff of punishment" and economic effect of its abolition] // Juridicheskij fakt [Law Fact], 2017, no. 20, p. 84-86.
4. Otvety na voprosy, postupivshie iz sudov, po primeneniju polozhenij stat'i 72 UK RF [Replies to questions received from the courts on the application of the provisions of article 72 of the Criminal Code of the Russian Federation]: Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation, 7/31/2019) // Help legal system "ConsultantPlus".
5. Schesler, A. V. Ugolovno-pravovaja politika [Criminal Law Policy]. Novokuznetsk, 2017. 64 p.
Сведения об авторе
Алфимова Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Alfimova Olga Alexandrovna: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the chief of the Chair of Criminal Law, candidate of law, associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 343.81
В. В. Бочкарев
БЕЗОПАСНОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ОБЪЕКТЫ, УГРОЗЫ, СРЕДСТВА И СУБЪЕКТЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В статье рассматриваются виды объектов обеспечения безопасности УИС. Изучение теоретических и практических аспектов учреждений и органов УИС позволяет автору выделить основные и главные угрозы безопасности объектов УИС, к которым относятся криминальные угрозы. Автор также классифицирует криминальные угрозы безопасности УИС по разным основаниям. Угрозы непосредственным образом формируют правовые средства обеспечения безопасности УИС, среди которых — уголовные, административные, уголовно-исполнительные и дисциплинарные средства безопасно-
© Бочкарев В. В., 2020 © Bochkarev V. V., 2020
сти УИС. Анализ объектов, угроз, средств и субъектов обеспечения безопасности УИС позволяет автору предложить понятие криминальной безопасности УИС. Применение методов индукции, дедукции, анализа и синтеза позволило сформулировать обоснованные выводы. Сравнительно-правовой метод был использован при выявлении особенностей и пробелов в правовом регулировании, а также при разработке предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство.
Ключевые слова: безопасность УИС; персонал; осужденные; подозреваемые; обвиняемые; лица находящиеся на территории учреждений и органов УИС; учреждения и органы УИС и порядок их функционирования.
V. V. Bochkarev
SECURITY OF THE PENAL SYSTEM: OBJECTS, THREATS, MEANS AND SUBJECTS OF ITS SECURITY
The article discusses the types of objects for ensuring the security of the penal system. Studying the theoretical and practical aspects of the institutions and bodies of the penal system allows the author to identify the main and main threats to the security of the objects of penal systems, which include criminal threats. The author also classifies criminal threats to the penal system security for various reasons. Threats directly form the legal means to ensure the security of the penal system, including criminal, administrative, penal and disciplinary security penal systems. The analysis of objects, threats, means and subjects of ensuring the security of penal system allows the author to propose the concept of criminal security of penal system. The use of methods of induction, deduction, analysis and synthesis made it possible to formulate sound conclusions. The comparative legal method was used to identify features and gaps in legal regulation, as well as to develop proposals for amendments and additions to the legislation.
Keywords: security of the penal correction system; personnel; convicts; suspects; accused; persons located on the territory of penal institutions and bodies; penal institutions and bodies and the procedure for their functioning.
Одним из особых условий существования и развития общества является «состояние защищенности». Данное условие являлось и является базовой потребностью человека, государства и общества.
Человек, государство и общество как основные объекты обеспечения безопасности современной России на правовом уровне были закреплены 5 марта 1992 г. в Законе РФ «О безопасности». Указанные объекты являются наиболее значимыми и важными с позиции законодателя, что подтверждается положениями Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Преемственность правого регулирования в области обеспечения безопасности прослеживается и в более позднем
Федеральном законе «О безопасности», предусматривающем основные объекты обеспечения безопасности в виде государства, общества и личности.
Для стратегического планирования в области безопасности РФ был предусмотрен Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», объединяющий обозначенные объекты безопасности РФ в более общую категорию «национальная безопасность Российской Федерации». Также к признакам понятия «национальной безопасности Российской Федерации» законодатель отнес качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, государственную и территориальную целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации».
Для непосредственного обеспечения объектов безопасности Российской
Федерации была определена категория «стратегические национальные приоритеты РФ», или виды безопасности, среди которых — безопасность в области обороны, экономики, здравоохранения, технологий, а также государственная и общественная безопасность и др. Указанные виды безопасности сформировались по сферам деятельности государства, при наличии соответствующих угроз.
В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» государственная и общественная безопасность предполагает стабильное функционирование системы правоохранительных органов в области предупреждения правонарушений, где последние являются угрозами.
Особое значение категория «безопасность в области предупреждения правонарушений» имеет для деятельности уголовно-исполнительной системы (далее — УИС).
В то же время объекты безопасности УИС могут подвергаться угрозам не только криминального, но и иного характера, что также обусловливает необходимость обеспечения безопасности УИС. С данной позиции предмет работы будет значительно широк, поэтому в рамках данной работы будем говорить о криминальной безопасности УИС.
Формирование положений безопасности УИС следует начинать с определенной последовательностью:
- объекты обеспечения безопасности УИС;
- угрозы безопасности УИС (поскольку они формируют субъекты и средства), а также причины и условия их возникновения;
- субъекты и средства обеспечения безопасности УИС.
Объекты, угрозы, средства и субъекты обеспечения безопасности УИС находятся во взаимосвязи. Логика подсказывает, что сначала определяется объект, затем в процессе выявляются возможные угрозы, и только после этого определяются те или иные правовые средства обеспечения безопасности и субъекты, их
реализующие. Нарушение указанной последовательности приведет к хаосу, трате сил и средств в тех направлениях, где этого не нужно, или наоборот — необеспеченности безопасности в том месте, где это требуется.
Специфика деятельности учреждений и органов УИС позволяет выделить следующие объекты обеспечения безопасности УИС:
- жизнь и здоровье персонала учреждений и органов УИС: сотрудники, рабочие и служащие;
- жизнь и здоровье лиц, осуществляющих должностные или общественные полномочия в учреждениях и органах УИС;
- жизнь и здоровье подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащиеся в следственных изоляторах УИС;
- жизнь и здоровье осужденных, отбывающих уголовные наказания в учреждениях и органах УИС;
- учреждения и органы УИС, а также порядок их функционирования.
Каждый из обозначенных объектов обеспечения безопасности УИС находится под постоянной защитой. Тем не менее, существуют различные криминогенные угрозы и опасности обозначенных объектов УИС.
Так, за 2019 г. общее число зарегистрированных преступлений среди лиц, содержащихся в исправительных колониях (далее — ИК), составило 1171, в тюрьмах зарегистрировано 3 преступления, в воспитательных колониях — 5 преступлений, в помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, — 6 преступлений, в лечебно-профилактических учреждениях — 7 преступлений, в лечебно-исправительных учреждениях — 48 преступлений, в следственных изоляторах — 142 преступления [4, с. 19]. Данные преступления представляют значительный блок угроз безопасности в области правонарушений.
Рассматривая показатели в динамике, стоит отметить, что за последние 10 лет в ИК уровень преступности вырос с показателя 1,58 до 2,34. Данное обстоятельство
свидетельствует о том, что безопасность объектов УИС не всегда обеспечена, что крайне негативно сказывается на достижении целей наказания и уголовно-исполнительного законодательства.
Структура преступлений в ИК представляется следующей: приобретение и сбыт наркотических средств — 193 преступления (20 %), побегов — 109 преступлений (11 %), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 26 преступлений (3 %), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью — 24 преступления (3 %), уклонений от отбывания лишения свободы — 14 преступлений (1 %), иных преступлений — 589 преступлений (61 %).
Совершенные преступления свидетельствуют, что объекты УИС подвергаются опасности, и система безопасности УИС не всегда может ее обеспечить, в особенности в последние годы.
Данное обстоятельство также подтверждается статистикой совершения преступлений осужденными, поставленными на различные виды профилактического учета, контроль за которыми должен быть усиленным. Тем не менее, за 2019 г. указанными осужденными совершено 335 преступлений.
Менее опасными для УИС являются совершаемые осужденными нарушения установленного порядка отбывания наказания. Анализ состояния дисциплины и дисциплинарной практики за 2019 г. показывает, что уровень нарушений порядка отбывания наказания в расчете на 1000 осужденных вырос и составил 1370,5 (610947 нарушений установленного порядка отбывания наказания).
Наиболее опасными для УИС в рамках нарушений установленного порядка отбывания наказания являются злостные нарушения, которых на 1000 осужденных составило 39,47 (17596 злостных нарушений). Речь идет о таких злостных нарушениях, как: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ — 419 фактов; неповиновение представителям администрации ИУ или их оскорбление — 1423 факта; изготовление, хранение или
передача запрещенных предметов — 6466 фактов и др.
За 2019 г. зафиксировано 300 случаев применения насилия в отношении персонала учреждений в связи с осуществлением ими служебной деятельности, в том числе 86 случаев с причинением вреда здоровью.
Не менее опасными угрозами для УИС в области правонарушений является доставка запрещенных предметов в учреждения и органы УИС. В указанном аспекте следует подчеркнуть, что данные правонарушения совершают разные субъекты, среди которых осужденные, подозреваемые, обвиняемые, родственники осужденных, подозреваемых, обвиняемых, иные лица и персонал учреждений и органов УИС.
В ходе обыскных мероприятий за 2019 г. в ИК, ЛИУ, ЛПУ, ВК, тюрьмах и следственных изоляторах было изъято: 3 229,9 тыс. руб. (из них 84,95 % — при доставке); 1 790,7 л алкогольных напитков промышленного производства (99,17 % — при доставке); 33 686,2 л спиртных напитков кустарного производства, 70 087,625 г наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (99,75 % — при доставке); 54 807 единиц средств связи (57,94 % — при доставке); 9 416 единиц колюще-режущих предметов (2,97 % — при доставке).
Определенное представление угроз для деятельности учреждений и органов УИС дает анализ актов прокурорского реагирования (22597 актов за 2019 г.). При этом нельзя говорить обо всех актах прокурорского реагирования, речь идет об актах, касающихся мер по профилактике преступлений против жизни и здоровья (125 актов), касающихся непринятия мер по профилактике побегов (60 актов), непринятия мер по обеспечению охраны учреждений и органов УИС (68 актов); неправомерного применения физической силы и специальных средств (22 акта), непринятия мер по обеспечению режима и надзора (3260 актов).
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что по умолчанию законодатель предполагает безопасное функцио-
нирование УИС, где уже самим фактом существования специальных учреждений и органов УИС, правовых мер безопасности в деятельности УИС исключены причины и условия совершения правонарушений. Тем не менее возможность совершения различных правонарушений сохраняется, что дает почву для проведения дальнейших исследований в данной области.
Угрозы безопасности УИС или совершаемые правонарушения в сфере деятельности УИС можно классифицировать по разным основаниям.
Во-первых, по субъектам создания угроз:
- угрозы, создаваемые осужденными, подозреваемыми или обвиняемыми;
- угрозы, создаваемые иными лицами, как на территории, так и за пределами территории учреждений и органов УИС;
- угрозы, создаваемые персоналом учреждений и органов УИС.
Как известно, основная часть правонарушений совершается осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми, о чем свидетельствует официальная статистика. Тем не менее, определенное количество правонарушений совершается иными лицами и персоналом учреждений органов УИС, что значительно усиливает потенциальные угрозы для УИС.
Во-вторых, по отраслевому объекту правовой охраны угрозы могут быть:
- уголовно-исполнительными;
- уголовно-правовыми;
- административно-правовыми;
- дисциплинарными (проступки персонала).
В-третьих, по степени опасности угрозы могут быть:
- наиболее опасными угрозами;
- опасными угрозами.
Отметим, что последняя классификация небесспорна, тем не менее, к наиболее опасным угрозам для УИС можно отнести доставку в учреждения и органы УИС большого количества алкогольной продукции, средств сотовой связи, холодного оружия и др. Данные угрозы с
позиции отраслевой принадлежности относятся к административному законодательству, предполагающие ответственность, отличную от уголовной, однако для УИС в данных случаях возникают наибольшие опасности.
Наличие криминальных угроз безопасности УИС предполагает формирование правовых средств безопасности и субъектов их реализующих.
Уголовно-исполнительный Кодекс РФ (далее — УИК РФ) закрепляет ряд статей, регулирующих безопасность объектов УИС:
- ст. 13 УИК РФ закрепляет право осужденных на личную безопасность;
- ст. 82 УИК РФ предусматривает обеспечение личной безопасности осужденных и персонала в качестве требования режима в исправительных учреждениях;
- ст. 86 УИК РФ регламентирует применение непосредственных императивных мер безопасности, такие как физическая сила, специальные средства и оружие.
Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривает обязанность учреждений и органов УИС по обеспечению безопасности лиц находящихся на их территориях. Более того, в качестве основных средств обеспечения безопасности закон выделяет осуществление охраны учреждений и органов УИС и конвоирования спецконтингента. Также законодатель предусмотрел возможность создания при территориальных органах УИС специальных подразделений обеспечения безопасности объектов ФСИН России.
Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» закрепляет специфические задачи. Одной из задач Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) является обеспечение безопасности осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы,
должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов.
Подзаконные нормативные правовые акты Министерства юстиции и ФСИН России в области осуществления охраны учреждений и органов УИС, обеспечения надзора, организации и проведения обыскных и досмотровых мероприятий, инженерно-технического обеспечения закрепляют обеспечение безопасности объектов УИС в качестве приоритетных направлений деятельности.
В отношении персонала учреждений и органов УИС могут применяться различные меры дисциплинарной ответственности за действия либо бездействия, связанные с возникновением угроз для объектов УИС.
Административное законодательство предусматривает виды ответственности за доставку в учреждения и органы УИС тех или иных запрещенных предметов и веществ, а также неповиновение законному распоряжению сотрудника органа и учреждения УИС.
Анализ указанных нормативных правовых актов позволяет отметить, что безопасности УИС уделяется некоторое внимание, но только как отдельному элементу, работающему в качестве условия реализации более важных правовых категорий и направлений (например, исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений). Отсутствие на законодательном уровне сущностных признаков понятия «безопасность УИС» — тому подтверждение.
В то же время практика реализации деятельности учреждений и органов УИС свидетельствует об актуализации значения безопасности УИС, повышении ее роли в процессе функционирования учреждений и органов УИС. Подтверждают обозначенный факт также различные обзоры ФСИН России, свидетельствующие о необходимости усиления безопасности криминального характера объектов УИС.
Для обеспечения безопасности объектов УИС субъекты могут реализовы-
вать средства обеспечения безопасности УИС, к которым относятся:
- организация планирования и подготовки деятельности подразделений и служб в сфере обеспечения безопасности объектов УИС;
- осуществление контроля за деятельностью учреждений и органов УИС в целях обеспечения безопасности объектов УИС;
- осуществление надзора в учреждениях и органах УИС в целях обеспечения безопасности объектов УИС;
- осуществление охраны учреждений и органов УИС в целях обеспечения безопасности объектов УИС;
- применение инженерно-технических средств охраны и надзора в учреждениях и органах УИС для обеспечения безопасности объектов УИС;
- проектирование учреждений и органов УИС с учетом обеспечения безопасности объектов УИС;
- применение физической силы, специальных средств и оружия для обеспечения безопасности объектов УИС;
- осуществление конвоирования осужденных, подозреваемых и обвиняемых с учетом обеспечения безопасности объектов УИС;
- организация кинологической службы УИС;
- организация работы подразделений и служб учреждений и органов УИС в условиях чрезвычайных обстоятельств;
- подготовка материалов и реализация мер ответственности в отношении правонарушителей и др.
Обозначенные средства при их реализации в текущем порядке непосредственным образом стремятся устранить угрозы объектов УИС, а также причины и условия для их формирования. Поэтому недостатки в их реализации формируют различные условия угроз для безопасности объектов УИС.
Учитывая организационно-штатную структуру УИС, определим непосредственные субъекты, реализующие обозначенные средства обеспечения безопасности УИС:
- службы охраны учреждений и органов УИС, обеспечивающие изоляцию осужденных, недопущение проникновения запрещенных предметов на территорию учреждений, безопасность учреждений от воздействия внешних угроз;
- службы безопасности (режима) учреждений и органов УИС, которые обеспечивают установленный нормативными правовыми актами режим в учреждениях и органах, предупреждение и пресечение противоправных действий спецконтингента, тем самым решают вопросы обеспечения безопасности объектов УИС;
- оперативные аппараты учреждений и органов УИС, для которых обеспечение безопасности является одной из основных задач, подлежащих исполнению;
- отделы специального назначения территориальных органов УИС.
- иные службы учреждений и органов УИС;
- правоохранительные органы, в частности, прокуратура, суд и др.
Таким образом, «безопасность УИС» имеет специфические особенности, непосредственно характерные для УИС, к которым относятся:
- объекты обеспечения безопасности УИС;
- угрозы безопасности объектов УИС;
- правовые средства обеспечения безопасности УИС;
- субъекты обеспечения безопасности УИС.
Понимание указанных выше категорий позволяет детализировать и охарактеризовать процесс обеспечения безопасности УИС, выделить его сущностные признаки, выявить недостатки и предложить пути решения.
В общем смысле понятие «безопасный» предполагает неопасный, не угрожающий опасностью, не могущий причинить зла или вреда кому- или чему-нибудь, создание такого состояния, при котором отсутствуют сама угроза опасности и возможность причинения вреда жизни, здоровью и иным ценностям.
С другой стороны, опасность предполагает возможность наступления указанных последствий, в результате которых может быть нанесен вред определенным ценностям.
В уголовно-исполнительной сфере впервые предпринял попытку дать определение этому явлению А. П. Иванов. При этом автор рассматривал безопасность только исправительных учреждений. Под безопасностью исправительных учреждений А. П. Иванов понимал систему общественных отношений, регулируемых нормами права и устанавливаемых в интересах предупреждения или ликвидации вредных последствий для жизни, здоровья осужденных, персонала и имущества учреждений, вызываемых стихийными силами природы, источниками повышенной опасности или неправильным поведением людей в сферах деятельности, где требуется особое внимание и осторожность [2, с. 18-19].
Несколько по-иному безопасность исправительных учреждений понимает А. Г. Перегудов, который полагает, что она состоит из системы отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения, в целях обеспечения спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья сотрудников, осужденных и иных лиц, нормального труда и отдыха, а также нормального функционирования учреждения в целом и его подразделений [6, с. 15-16].
М. А. Громов полагает, что обеспечение безопасности исправительных учреждений предусматривает осуществление комплекса организационно-правовых, режимных, оперативно-профилактических, материально-технических и иных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение опасных посягательств на персонал УИС или учреждение в целом [1, с. 115].
О. В. Ощепкова, изучая специфику обеспечения безопасности сотрудника УИС, определила ее как состояние защищенности и уверенности в условиях объективной минимизации опасностей и рисков на основе мобилизационной готовности к эффективному осуществлению
профессиональной деятельности [5, с. 170-173].
М. В. Лопина и В. Г. Чураков полагают, что под безопасностью УИС следует понимать нормативно обусловленную степень состояния уголовно-
исполнительных правоотношений, устанавливающих нормальное функционирование учреждений УИС [3, с. 158-162].
Р. З. Усеев полагает, что к угрозам безопасности (одного из объектов УИС) исправительных учреждений относятся не только опасности в области правонарушений, исходящие от разных субъектов, но и опасности производственного, санитарно-гигиенического, коммунально-бытового, экологического, природного и иного характера [7, с. 97-65].
Анализ законодательных основ и понятий безопасности в УИС, а также ряда других аналогичных понятий позволяет резюмировать, что к объектам безопасности относятся осужденные, подозреваемые, обвиняемые, иные лица и учреждения. При этом, учитывая предлагаемые угрозы безопасности и меры по их устранению, авторы к угрозам безопасности объектов УИС относят производственные, санитарно-гигиенические, экологические, природные, криминогенные и иные.
Каждый вид угроз деятельности УИС имеет специфические особенности и характеристики. Данное обстоятельство непосредственно касается криминальных угроз безопасности УИС по ряду обстоятельств.
Во-первых, угрозы безопасности УИС создаются в специфичной среде, которая порождена необходимостью государства в лице УИС реагировать на совершенные правонарушения.
Во-вторых, криминальные угрозы безопасности УИС формируют свои причины и условия их возникновения.
В-третьих, криминальные угрозы УИС, как правило, непосредственно направлены на подрыв безопасности УИС, в то время как некриминальные угрозы могут быть направлены как на безопасность УИС, так и на безопасность объектов вне УИС.
В-четвертых, как правило, правовые средства, рожденные криминальными угрозами УИС, их и устраняют, так как они не могут быть реализованы вне УИС.
В-пятых, количественно-качественная характеристика угроз криминального характера значительно отличается от иных угроз безопасности УИС. Данное обстоятельство обусловливается следующим:
- в деятельности УИС участвует большое количество лиц, уже однажды совершивших преступления;
- в процессе реализации деятельности УИС большое количество лиц допускают совершение новых правонарушений, а также стремятся втянуть в противоправную деятельность иных участников, среди которых — сотрудники учреждений и органов УИС, родственники, знакомые осужденных и иные лица, таким образом создавая в данной сфере все новые и новые угрозы.
Итак, криминальные угрозы для объектов безопасности УИС имеют особенности, что существенно отличает данные угрозы от угроз некриминального характера. Поэтому для деятельности правоохранительных органов, в том числе учреждений и органов УИС, предупреждение правонарушений является основным видом деятельности, направленным на устранение одноименных угроз безопасности УИС.
Тем не менее, иные угрозы безопасности УИС имеют место, они могут создавать трудности и проблемы обеспечения безопасности объектов УИС, но их объем и характер менее значителен.
Проведенный анализ позволяет сформулировать, что основным видом безопасности УИС является криминогенная безопасность УИС, под которой следует понимать состояние защищенности жизни и здоровья персонала УИС, осужденных, подозреваемых, обвиняемых, иных лиц, находящихся на территории объектов УИС, порядка их функционирования от действий противоправного характера, обеспечиваемое специальными субъектами путем реализации системы правовых средств безопасности.
Указанное понятие логически вписывается в ст. 12 Закона РФ № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Более того, закрепление более полного перечня средств безопасности УИС в рамках в данной статьи позволит сформировать более полное представление о процессе обеспечения безопасности УИС. К таким средствам следует отнести:
- организация планирования и подготовки деятельности подразделений и служб УИС;
- осуществление контроля за деятельностью учреждений и органов УИС;
- осуществление надзора в учреждениях и органах УИС;
- осуществление охраны учреждений и органов УИС;
- применение инженерно-технических средств охраны и надзора в учреждениях и органах УИС;
- проектирование учреждений и органов УИС;
- применение физической силы, специальных средств и оружия;
- осуществление конвоирования осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
- организация кинологической службы УИС;
- организация работы подразделений и служб учреждений и органов УИС в условиях чрезвычайных обстоятельств;
- подготовка материалов и реализация мер ответственности в отношении правонарушителей.
Литература
1. Громов, М. А. Организация безопасности в исправительных учреждениях : учебное пособие. — Рязань: Академия ФСИН России, 2005. — 240 с.
2. Иванов, А. П. Общественный порядок и общественная безопасность в ИТУ. — Рязань, 1981. — 94 с.
3. Лопина, М. В., Чураков, В. Г. Безопасность как основа «нормального» функционирования учреждений УИС // Вестник Воронежского института ФСИН России. —
2019. — № 2. — С. 158-162.
4. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России: январь-декабрь 2019 г. : информационно-аналитический сборник. — Тверь,
2020. — 359 с.
5. Ощепкова, О. В. Обеспечение личной безопасности сотрудника УИС в контексте зарубежного опыта // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — В 2 ч. — Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. — С.170-173.
6. Перегудов, А. Г. Понятие обеспечения безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ. — Уфа, 1994. — 50 с.
7. Усеев, Р. З. Императивные средства обеспечения безопасности в исправительных учреждениях: сущность, механизм реализации, проблемы правового выражения // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 1 (26). — С. 97-105.
References
1. Gromov M. A. Organizacija bezopasnosti v ispravitel'nyh uchrezhdenijah [Organization of security in correctional facilities]. Ryazan, Academy of the FPS of Russia, 2005. 240 p.
2. Ivanov, A. P. Obshhestvennyj porjadok i obshhestvennaja bezopasnost' v ITU [Public order and public safety in correctional facilities]. Ryazan, 1981. 94 p.
3. Lopina, M. V., Churakov, V. G. Bezopasnost', kak osnova «normal'nogo» funkcion-irovanija uchrezhdenij UIS [Security as the basis of the "normal" functioning of the penal institutions] // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii [Bulletin of the Voronezh Institute of the FPS of Russia], 2019, no. 2, p. 158-162.
4. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy FSIN Rossii: janvar'-dekabr' 2019 g. [The main performance indicators of the penitentiary system of the Federal Penitentiary Service of Russia, January-December 2019]: Information and analytical collection. Tver, 2020. 359 p.
5. Oshchepkova, O. V. Obespechenie lichnoj bezopasnosti sotrudnika UIS v kontekste za-rubezhnogo opyta [Ensuring the personal safety of a penal system officer in the context of foreign experience] // Penitenciarnaja bezopasnost': nacional'nye tradicii i zarubezhnyj opyt [Prison security: national traditions and foreign experience] : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, in 2 pts. Samara, Samara Law Institute of the FPS of Russia, 2019. P. 170-173.
6. Peregudov, A.G. Ponjatie obespechenija bezopasnosti, porjadka ispolnenija i otbyvanija nakazanija v ITU [The concept of ensuring security, the procedure for the execution and serving of sentences in correctional facility]. Ufa, 1994. 50 p.
7. Useev, R. Z. Imperativnye sredstva obespechenija bezopasnosti v ispravitel'nyh uchrezhdenijah: sushhnost', mehanizm realizacii, problemy pravovogo vyrazhenija [Imperative means of ensuring security in correctional institutions: essence, implementation mechanism, problems of legal expression] // Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2016, no. 1 (26), p. 97-105.
Сведения об авторе
Бочкарев Владимир Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Bochkarev Vladimir Viktorovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the Chair of Operational-Search Activity and the Organization of the Execution of Punishments in the Penal System, candidate of law. E-mail: [email protected]
УДК 343.82
А. С. Воробьева
ОСОБЕННОСТИ ЯВКИ С ПОВИННОЙ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Статья посвящена особенностям явки с повинной лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. Автором изучены содержание, адресат явки с повинной, процедура ее принятия и оформления в условиях следственного изолятора и исправительного учреждения, проанализирована проблема толкования элемента добровольности явки с повинной подозреваемых, обвиняемых и осужденных, рассмотрены непосредственная и опосредованная явки с повинной. Исследуются научные точки зрения по рассматриваемой проблеме
© Воробьева А. С., 2020 © Vorobyova A. S., 2020