Научная статья на тему 'Актуальные вопросы применения физической силы, специальных средств сотрудниками УИС'

Актуальные вопросы применения физической силы, специальных средств сотрудниками УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1455
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК УИС / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / ГУМАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / PENAL OFFICER / SECURITY MEASURES / IMPACT MUNITIONS / PHYSICAL FORCE / HUMANIZATION OF THE CONDITIONS OF IMPRISONMENT / PERSONAL SECURITY / PROCEDURE FOR APPLICATION / IMPROVEMENT OF LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашибадзе Александр Георгиевич

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации представляет собой систему из организационно и экономически взаимосвязанных управляемых объектов, которые предназначены для исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. К данным объектам можно отнести все учреждения и органы УИС России, деятельность которых обеспечивается сотрудниками УИС. В настоящее время в местах лишения свободы отбывают наказания 602 тыс. 176 человек (это на 27,9 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2017 г.). Это обусловливает необходимость осуществления постоянного контроля администрацией учреждений ФСИН России за поведением осужденных в период их пребывания в исправительных учреждениях. При этом в случаях нарушения норм и правил пребывания в местах лишения свободы к осужденным в зависимости от характера совершенного правонарушения применяется уголовная, административная, материальная или дисциплинарная ответственность. В свою очередь, для предотвращения противоправных действий осужденных в отношении других граждан, представителей администрации учреждения, самих себя, сотрудники исправительных учреждений вправе применять определенные средства воздействия на осужденных, которые именуются мерами безопасности. Ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к ним относит физическую силу, специальные средства и оружие. Личная безопасность сотрудника УИС определяется условиями и порядком применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, которые регламентируются ст. ст. 28 30, 31.1-31.4 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», с учетом всех принятых изменений. Актуальность исследования проблемы применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств заключается в том, что от правомерности их использования во многом зависит реализация механизма соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов осужденных, персонала УИС, поддержание дисциплины, законности и правопорядка в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. С этим связана и п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кашибадзе Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF APPLICATION OF PHYSICAL FORCE, SPECIAL MEANS BY PRISON PERSONNEL

The Penal system of the Russian Federation is a system of organizational and economical interconnected controlled objects, which are intended for the execution of criminal penalties in the form of imprisonment. These objects include all the institutions and bodies of the Penal system of Russia. The activities of these institutions and bodies are provided by the staff of the penal system. At present 602.176 people are serving sentences in correctional institutions (this is 27.9 thousand people less than on January 1, 2017). For this reason it is necessary to monitor the inmates at the time of their imprisonment by the administration of the correctional institutions belonging to the FPS of Russia. In addition, in places of deprivation of liberty in cases of rules and regulations violation the criminal, administrative, material or disciplinary liability are applied to convicts according to the nature of the offense. In its turn, to prevent illegal actions of convicted persons against other citizens, representatives of the administration of the correctional institution, themselves, penal officers have the right to apply certain special means on convicted persons, which are called security measures. According to the Article 86 of the Penal code of the Russian Federation it may be physical force, impact munitions and weapons. The personal security of a penal officer is determined by the conditions and procedure for the use of physical force, impact munitions and firearms, that are regulated by art. 28-30, 31.1-31.4 of the Federal Law of the Russian Federation «Concerning Institutions and Bodies which Carry out Criminal Punishments in the Form of Imprisonment» taking into account all the changes. The urgency of the research concerning the use of physical force and impact munitions by the penal staff is that observance and protection of the rights, freedoms and legal interests of convicted persons, penal staff, maintenance of discipline, law and order in all correctional institutions depends largely on legality of their use. The problem of clear legal regulation of the legislation is also connected with this.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы применения физической силы, специальных средств сотрудниками УИС»

УДК 340

Кашибадзе Александр Георгиевич Aleksandr G. Kashibadze

gреподаватель кафедры физической и тактико специаль- Lecturer of the Department of physical and tactical special training, ной подготовки, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Самарский юридический институт ФСИН России, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

e- mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

СОТРУДНИКАМИ УИС

Аннотация. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации представляет собой систему из организационно и экономически взаимосвязанных управляемых объектов, которые предназначены для исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. К данным объектам можно отнести все учреждения и органы УИС России, деятельность которых обеспечивается сотрудниками УИС.

В настоящее время в местах лишения свободы отбывают наказания 602 тыс. 176 человек (это на 27,9 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2017 г.). Это обусловливает необходимость осуществления постоянного контроля администрацией учреждений ФСИН России за поведением осужденных в период их пребывания в исправительных учреждениях. При этом в случаях нарушения норм и правил пребывания в местах лишения свободы к осужденным в зависимости от характера совершенного правонарушения применяется уголовная, административная, материальная или дисциплинарная ответственность.

В свою очередь, для предотвращения противоправных действий осужденных в отношении других граждан, представителей администрации учреждения, самих себя, сотрудники исправительных учреждений вправе применять определенные средства воздействия на осужденных, которые именуются мерами безопасности. Ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к ним относит физическую силу, специальные средства и оружие. Личная безопасность сотрудника УИС определяется условиями и порядком применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, которые регламентируются ст. ст. 28 30, 31.1-31.4 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», с учетом всех принятых изменений.

Актуальность исследования проблемы применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств заключается в том, что от правомерности их использования во многом зависит реализация механизма соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов осужденных, персонала УИС, поддержание дисциплины, законности и правопорядка в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. С этим связана и проблема четкой правовой регламентации законодательства, в соответствии с которым должен действовать сотрудник УИС.

Ключевые слова: сотрудник УИС, меры безопасности, специальные средства, физическая сила, гуманизация условий содержания лиц, личная безопасность, порядок применения, совершенствование законодательства.

TOPICAL ISSUES OF APPLICATION OF PHYSICAL FORCE, SPECIAL MEANS

BY PRISON PERSONNEL

Summary. The Penal system of the Russian Federation is a system of organizational and economical interconnected controlled objects, which are intended for the execution of criminal penalties in the form of imprisonment. These objects include all the institutions and bodies of the Penal system of Russia. The activities of these institutions and bodies are provided by the staff of the penal system.

At present 602.176 people are .serving sentences in correctional institutions (this is 27.9 thousand people less than on January 1, 2017). For this reason it is necessary to monitor the inmates at the time of their imprisonment by the administration of the correctional institutions belonging to the FPS of Russia. In addition, in places of deprivation of liberty in cases of rules and regulations violation the criminal, administrative, material or disciplinary liability are applied to convicts according to the nature of the offense.

In its turn, to prevent illegal actions of convicted persons against other citizens, representatives of the administration of the correctional institution, themselves, penal officers have the right to apply certain special means on convicted persons, which are called security measures. According to the Article 86 of the Penal code of the Russian Federation it may be physical force, impact munitions and weapons. The personal security of a penal officer is determined by the conditions and procedure for the use ofphysical force, impact munitions and firearms, that are

© 2018 Кашибадзе А. Г.

regulated by art. 28-30, 31.1-31.4 of the Federal Law of the Russian Federation «Concerning Institutions and Bodies which Carry out Criminal Punishments in the Form of Imprisonment» taking into account all the changes.

The urgency of the research concerning the use ofphysical force and impact munitions by the penal staff is that observance and protection of the rights, freedoms and legal interests of convicted persons, penal staff, maintenance of discipline, law and order in all correctional institutions depends largely on legality of their use. The problem of clear legal regulation of the legislation is also connected with this.

Keywords: a penal officer, security measures, impact munitions, physical force, humanization of the conditions of imprisonment, personal security, procedure for application, improvement of legislation.

Ухудшение криминогенной ситуации в России привело к значительному увеличению количества отбывающих наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, к повышению уровня рецидивной преступности, к увеличению числа социально деградировавших осужденных. Сотрудникам УИС приходится сталкиваться с неприязненным отношением, проявлением агрессии, неуправляемым поведением, открытым сопротивлением со стороны осужденных. Сама специфика служебной деятельности сотрудников УИС содержит факторы угрозы их безопасности.

По состоянию на 1 января 2018 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 602 тыс. 176 человек (это на 27,9 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2017 г.). В частности, в 2017 г. в исправительных колониях отбывало наказание почти 495 тыс. человек (на 24,5 тыс. меньше), в том числе 2014 преступников, осужденных к пожизненному лишению свободы (за год поступило девять человек) и в колониях-поселениях - порядка 35 тыс. человек. В следственных изоляторах (СИЗО) содержалось более 104 тыс. заключенных (почти на 3000 меньше). Согласно статистическим данным в 2017 г. в России уголовному преследованию было подвергнуто почти 1 млн 94,6 тыс. граждан (на 52 тыс. больше, чем в 2016 г.).

Это обусловливает необходимость осуществления контроля администрацией учреждений ФСИН России за поведением осужденных в течение всего времени их пребывания в исправительных учреждениях. В случаях нарушения норм и правил пребывания в местах лишения свободы к осужденным в зависимости от характера совершенного правонарушения применяется уголовная, административная, материальная или дисциплинарная ответственность.

Одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами. Вместе с тем нельзя не принимать во внимание тот факт, что большинство осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, зачастую неприязненно относятся к представителям администрации и способны применить по отношению к сотрудникам физическое насилие.

В свою очередь, для предотвращения противоправных действий осужденных в отношении других граждан, представителей администрации учреждения, самих себя, сотрудники исправительных учреждений вправе применять определенные средства воздействия на осужденных, которые именуются мерами безопасности. Порядок применения указанных мер определяется главой V Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями) и ст. ст. 43-47, 86 Закона Российской Федерации от 15.08.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Статистические данные свидетельствуют, что за период с 2005 по 2018 г. сотрудниками УИС в отношении осужденных физическая сила применялась 25 134 раз [1]. Так, в 2017 г. сотрудниками УИС специальные средства и газовое оружие применялось по отношению к осужденным 1631 раз (2016 г. - 1954 раза), из них аэрозольные средства 143 раза, резиновые палки 259 раз; физическая сила применялась 2075 раз. По сравнению с 2016 г., применение физической силы и специальных средств снизилось на 323 случая (или на 16,5 %).

Так, 6 октября 2017 г. в 19.01 в ФКУ СИЗО-1 по Калужской области для ремонта оконной рамы в камере № 72 был выведен в камеру временного содержания обвиняемый Б. 1991 г. рождения. При следовании обвиняемый Б. нанес удар ведром в область головы сопровождавшему его младшему инспектору 2-й категории дежурной смены сержанту внутренней службы Ж.

В 19.02 с целью пресечения неповиновения открытой формы и противодействия законным требованиям сотрудника УИС к обвиняемому Б. была применена физическая сила, а для ограничения действий - наручники, после чего он был сопровожден в боксы сборного отделения для проведения полного обыска и профилактической беседы [2].

Личная безопасность сотрудника УИС определяется условиями и порядком применения физической силы, специальных средств, которые регламентируются ст. ст. 28-30, 31.1-31.4 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» и вступивших в силу с 9 января 2017 г.

Внесенные изменения в первую очередь помогают на практике минимизировать вред здоровью осужденных в случае применения мер безопасности, конкретизировать порядок применения таких мер, уточнить право применения сотрудниками УИС подручных средств в определенных случаях. Считаем позитивным решение законодателя о закреплении в ст. 28 Закона об учреждениях и органах УИС возможности применения указанных силовых мер не только на территории ИУ, СИЗО и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, но и на охраняемых объектах УИС, при исполнении обязанностей по конвоированию.

Кроме того, Закон об учреждениях и органах УИС конкретизирует случаи применения сотрудником УИС физической силы; расширяет перечень случаев применения спецсредств; дополняет перечень видов специальных средств; устанавливает дополнительные ограничения, связанные с применением специальных средств (включая ограничения на применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия, а также на нанесение человеку ударов палкой специальной в отдельные области тела и т. п.) [3].

С 9 января 2017 г. сотрудники УИС вправе применять физическую силу уже при возникновении опасности противодействия со стороны осужденных, а не просто при неповиновении. Кроме того, действие Закона об учреждениях и органах УИС сужено до применения именно силы, а не насильственных действий. Ст. 30 Закона об учреждениях и органах УИС предусматривает новые виды специальных средств, которые минимизируют вред от их применения: электрошоковые устройства, светошоковые устройства, специальные газовые средства, средства принудительной остановки транспорта. Применение указанных спецсредств призвано пресечь незаконные действия осужденных, применяя более гуманные методы, имеющие, скорее, психологическое воздействие, чем физическое, не причиняющие вред здоровью и не приводящие к серьезному и долговременному расстройству организма человека.

Однако определенные недостатки имеют место в содержании правовых положений об основаниях и порядке применения физической силы, специальных средств сотрудниками УИС. Например, ч. 4 ст. 30 Закона об учреждениях и органах УИС содержит одно из новых оснований применения специальных средств, а именно «для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья». Не совсем понятно, с чем соотносится словосочетание «связанных с угрозой...» и далее по тексту, ввиду чего возможно двойное толкование нормы права. По нашему мнению, оно относится и к противодействию (например, сотрудников УИС не пускают в камеру, где одни осужденные избивают другого осужденного), и к неповиновению (например, осужденный отказывается вернуть выданный ему на работе колюще-режущий инструмент).

Сегодня в условиях реформирования УИС РФ становится актуальным внесение ряда изменений в нормативно-правовые документы. Указанные изменения позволят существенно снизить риск при применении физической силы, специальных средств, исключить двусмысленные и непонятные формулировки и повысить эффективность ведомственного и межведомственного контроля за действиями сотрудников.

Следует отметить, что фактором успеха деятельности любой организации является уровень подготовленности ее персонала. Стратегической задачей развития УИС в современных условиях становится подготовка кадров новой формации, характеризующихся высоким уровнем профессиональной правовой культуры, способных решать возросшие задачи по исполнению уголовных наказаний.

При неправомерном применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России при исполнении своих должностных обязанностей, а равно при превышении пределов их правомерного применения, субъекты совершения противоправного деяния подлежат предусмотренной законодательством РФ ответственности, которая, в зависимости от характера правонарушения и наступивших последствий, может быть дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной.

Необходимо отметить, что в случаях, когда сотрудники УИС превышают пределы необходимой обороны, применяя при этом физическую силу, специальные средства, их действия подлежат уголовно-правовой квалификации в соответствии со ст. ст. 108 и 114 УК РФ в зависимости от

объекта посягательства и характера наступивших последствий. Функционально-правовая сущность рассматриваемых уголовных норм заключается в более мягком характере ответственности, чем специальные уголовные нормы об убийстве и причинении вреда здоровью, что обусловлено определенными обстоятельствами обстановки совершения преступного деяния.

В случаях применения физической силы и специальных средств, а также любых иных подручных средств сотрудниками УИС в состоянии крайней необходимости причиненный вред при превышении пределов его причинения подлежит квалификации по общим нормам УК РФ, предусматривающим ответственность за умышленное причинение смерти, вреда здоровью или имуществу и т. п.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что законодателю необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в уголовное или ведомственное законодательство относительно расширения поля правовой защиты сотрудников УИС при возникновении обстоятельств, исключающих преступность деяния. Кроме того, важно подчеркнуть, что подобное расширение правовых норм должно происходить с учетом того, что сотрудники УИС при невозможности применения мер безопасности без нарушения внутриведомственного законодательства координируют свои действия в нарушение тех пунктов, которые представляются наименее значимыми при оценке возможных последствий их применения исходя из принципа минимизации причиненного вреда.

В целях обеспечения правомерности действий сотрудников УИС России, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, следует не только исследовать и совершенствовать действующее законодательство, регулирующее общественные отношения в этой сфере. Важно, чтобы исправительные учреждения ФСИН России были обеспечены квалифицированными кадрами, которые бы руководствовались в своей профессиональной деятельности духовно-нравственными ценностями [4, с. 20].

В связи с вышесказанным нужно отметить еще один проблемный вопрос - это законность применения специальных средств и физической силы к осужденным с психоневрологическими заболеваниями. Во всем мире происходит рост числа психически больных людей. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 г. психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности. В России показатели хуже, чем среднемировые. Во всем мире около 15 % нуждаются в психиатрической помощи, а в России их число достигает 25 %. Следовательно, сотрудники ФСИН России должны знать и понимать этиологию данных заболеваний, определять явные клинические проявления, организовать правильную тактику действий при агрессивных состояниях и обострениях психоневрологических заболеваний, оценивать возможность общения с такими гражданами, при этом не теряя чувства опасности и не нарушая закон.

Указанная выше нормативная документация, на первый взгляд, определяет полный порядок действий по применению оружия, специальных средств и физической силы. Следует отметить, что клинические проявления психоневрологической патологии многогранны и разнообразны, и определить визуально симптоматику, указывающую на патологию крайне трудно. Особенно в периоды стойких ремиссий (вне обострения основного заболевания). Но все же при знании достоверных признаков и симптомов определить, что осужденный испытывает зрительные, слуховые, тактильные галлюцинации, вполне возможно. Такой больной будет вести разговор с самим собой, пытаться смахивать что-то, не видимое нам, с себя, пытаться пройти сквозь стену (при этом не чувствуя боли при попытках это сделать) либо убегать от кого-то и т. д. Также не составит труда определить больного эпилепсией в момент классического эпиприступа, который характеризуется потерей сознания, тоническими, клоническими судорогами, непроизвольным мочеиспусканием, выделением пены изо рта.

В связи с высоким болевым порогом, отсутствием адекватной реакции на происходящее вокруг и непредсказуемым криминальным поведением, внезапно проявившимся, больные представляют чрезвычайную опасность, в связи с чем сотрудникам УИС необходимо знать, как действовать в данной ситуации. Нормы и порядок применения физической силы, специальных средств и оружия будут не в полной мере уместны к осужденным с явными признаками психических расстройств. В данном случае необходимо произвести экстренную фиксацию психоневрологических больных.

Во время фиксации руки и ноги больного выпрямляют в физиологическом направлении, при этом между ремнем и фиксированной конечностью должен оставаться зазор 1-1, 5 см (между ремнем и фиксируемой конечностью больного свободно проходит палец). Все это позволяет избежать травматизации и нарушения кровообращения. При проведении фиксации надо действовать осторожно, чтобы не причинить боли и не нанести повреждений осужденному. Необходимо

следить, чтобы конечности не свешивались через край кровати, так как возможен перелом. Нельзя садиться на ноги, а тем более на грудь и живот больного, прижимать его конечности коленями.

В качестве основных требований сотруднику УИС в данной ситуации предъявляется необходимость прохождения инструктажа по охране и безопасности труда и ознакомления с правилами проведения фиксации, которые проводятся медицинским персоналом учреждения при поступлении на службу и далее два раза в год.

Подводя итоги, отметим, что для обеспечения правомерности применения сотрудниками УИС России физической силы, специальных средств и оружия, необходимо создать в образовательных и исправительных учреждениях ФСИН России благоприятные педагогические условия для закрепления у них основ порядка применения физической силы и специальных средств, а также духовно-нравственных ценностей и обогащения их такими профессионально значимыми качествами, которые бы способствовали становлению целостной личности, достойной высокого звания сотрудника УИС России, знающего цену слова, ценящего честь мундира и при этом готового применять действующие нормативные документы и уверенно действовать в рамках возложенных на него должностных обязанностей.

Библиографический список

1. Обзор о недостатках режима и обеспечения надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в исправительных учреждениях и следственных изоляторах в 2017 г. от 26.02.2018 исх .№ 03-12891.

2. О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в исправительных учреждениях и следственных изоляторах в 2017 г.: информационное письмо ФСИН России от 26 февраля 2018 г. № 03-12891.

3. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 28.12.2016) // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

4. Кирьянова Е. Н. Проявление риска в деятельности специалистов опасных профессий: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 20 с.

References

1. Obzor o nedostatkah rezhima i obespecheniya nadzora za podozrevaemymi, obvinyaemymi i osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah i sledstvennyh izolyatorah v 2017 g ot 26.02.2018 iskh. № 03-12891 [Review of shortcomings in the treatment and supervision of suspects, accused and convicted persons in correctional institutions and remand centres] [in Russian].

2. O nedostatkah v organizacii rezhima i obespechenii nadzora za podozrevaemymi, obvinyaemymi i osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah i sledstvennyh izolyatorah v 2017 g. [About shortcomings of the organization of the mode and ensuring supervision of suspects, defendants and convicts of correctional facilities and pretrial detention centers in 2017]. Informacionnoe pis'mo FSIN Rossii ot 26 fevralya 2018 g. № 03-12891 [Information letter of the Federal penitentiary service of Russia from February 26, 2018 No. 03-12891] [in Russian].

3. Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody: Zakon RF ot 21.07.1993 N 5473-1 (red. ot 28.12.2016) [On institutions and bodies executing criminal punishments in the form of deprivation of freedom: Law of the Russian Federation No. 5473-I of 21 July 1993]. Vedomosti s"ezda narodnyh deputatov i Verhovnogo soveta RF [Sheets of the Congress of people's deputies and the Supreme Council of the Russian Federation], 1993, no. 33, st. 1316 [in Russian].

4. Kir'yanova E. N. Proyavlenie riska v deyatel'nosti specialistov opasnyh professij. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk [Manifestation of risk in the activities of specialists of dangerous professions. Extended of candidate's of Psychology thesis]. Moscow, 2003, 20 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.