Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения прав и свобод осужденных в исправительных учреждениях России: по материалам докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации'

Проблемы обеспечения прав и свобод осужденных в исправительных учреждениях России: по материалам докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2684
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ / INTERNATIONAL STANDARDS OF PRISONERS' TREATMENT / ОСУЖДЕННЫЕ / ОБРАЩЕНИЯ / ЖАЛОБЫ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE HUMAN RIGHTS COMMISSIONER OF RUSSIA / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / FOREIGN CITIZENS OR APATRIDES / CONVICTS / CLAIMS / REQUESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коробова Ирина Николаевна, Хван Татьяна Сергеевна, Васильева Елизавета Борисовна

Существует ряд острых проблем в учреждениях уголовно-исполнительной системы, связанных с соблюдением прав и свобод осужденных, такие как: неправомерное применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы и специальных средств к осужденным; ненадлежащее медицинское обеспечение осужденных; неудовлетворительные условия содержания в исправительных учреждениях; перевод в исправительное учреждение, расположенное поблизости от места проживания до осуждения или проживания родственников.В целях недопущения неправомерного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в декабре 2016 г. были внесены существенные изменения в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также вступил в силу в 2017 г. приказ Минюста России «Об утверждении Порядка ношения и применения огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы». Данные нововведения регламентируют достаточно жесткий порядок применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, также обращается внимание на алгоритм и сроки действий после применения таковых. Для надлежащего медицинского обеспечения и привлечения более широкого круга специалистов по различным профилям в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы апробируется механизм дистанционного лечения.Внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и введение в действие новых Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений направлено на гуманизацию условий содержания в исправительных учреждениях России с учетом международных стандартов.Проблемы содержания осужденного в исправительном учреждении, расположенном поблизости от места его проживания до осуждения или проживания его родственников, либо содержание осужденного иностранного гражданина в исправительном учреждении муниципального образования Российской Федерации, находящегося рядом с дипломатическим представительством и консульским учреждением, ближайшего к границе с государством, гражданином которого он является (в котором постоянно проживал), либо ближайшего к аэропорту, имеющему прямое воздушное сообщение с государством гражданства или постоянного проживания, могут быть решены путем создания во всех субъектах РФ исправительных учреждений гибридного типа с несколькими видами режима, то есть единого учреждения со смешанным режимом отбывания наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коробова Ирина Николаевна, Хван Татьяна Сергеевна, Васильева Елизавета Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CONVICTED PERSONS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA: PROCEEDINGS OF THE HUMAN RIGHTS COMMIS- SIONER OF RUSSIA

There are a number of urgent problems in penal system institutions related to the observance of the rights and freedoms of convicted persons, such as: illegal use of physical force and special means by penal system staff; inadequate medical care of convicted persons; unsatisfactory conditions of detention in correctional institutions; transfer to a correctional institutions located near the place of residence of a convict or residence of his relatives.In order to prevent the illegal use of physical force, special means and firearms in December 2016 they have made significant changes in federal law of the Russian Federation “On institutions and bodies executing criminal penalties of imprisonment” and in 2017 res judicata order of the Ministry of Justice of Russia “On approval of the procedure for the carrying and use of firearms by the penal system staff”. These innovations regulate a rather strict procedure for theuse of physical force, special means and firearms by the penal institution, and the authors also pay attention to the algorithm and terms of actions after the use of these means... There are a number of urgent problems in penal system institutions related to the observance of the rights and freedoms of convicted persons, such as: illegal use of physical force and special means by penal system staff; inadequate medical care of convicted persons; unsatisfactory conditions of detention in correctional institutions; transfer to a correctional institutions located near the place of residence of a convict or residence of his relatives.In order to prevent the illegal use of physical force, special means and firearms in December 2016 they have made significant changes in federal law of the Russian Federation “On institutions and bodies executing criminal penalties of imprisonment” and in 2017 res judicata order of the Ministry of Justice of Russia “On approval of the procedure for the carrying and use of firearms by the penal system staff”. These innovations regulate a rather strict procedure for theuse of physical force, special means and firearms by the penal institution, and the authors also pay attention to the algorithm and terms of actions after the use of these means.To provide adequate medical care and to attract a wider range of specialists in various fields in correctional institutions the mechanism of remote treatment is being tested in the penal system.The amendments to the Penal code of the Russian Federation and the introduction of new internal regulations of correctional institutions are aimed at humanization of detention conditions in correctional institutions of Russia in accordance with international standards.Problems of detention of a convicted person in a correctional institution located near the place of his residence before the conviction or the residence of his relatives, or detention of a foreign convicted person in a correctional institution of the Russian Federation located near the diplomatic mission and the consular office not far from the border with his native state, or not far from the airport having a direct air communication with the state of citizenship or permanent residence of a convict, can be solved by creating of correctional institutions of a hybrid type with several types of regime in all subjects of the Russian Federation, that is a single institution with a mixed regime of punishment. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения прав и свобод осужденных в исправительных учреждениях России: по материалам докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

УДК 343.8

ИРИНА НИКОЛАЕВНА КОРОБОВА,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];

ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА ХВАН, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];

ЕЛИЗАВЕТА БОРИСОВНА ВАСИЛЬЕВА, курсант 4-го курса юридического факультета, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ ДОКЛАДОВ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для цитирования

Коробова, И. Н. Проблемы обеспечения прав и свобод осужденных в исправительных учреждениях России: по материалам докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / И. Н. Коробова, Т. С. Хван, Е. Б. Васильева // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 14(1-4), № 2. - С. 168-173.

Аннотация. Существует ряд острых проблем в учреждениях уголовно-исполнительной системы, связанных с соблюдением прав и свобод осужденных, такие как: неправомерное применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы и специальных средств к осужденным; ненадлежащее медицинское обеспечение осужденных; неудовлетворительные условия содержания в исправительных учреждениях; перевод в исправительное учреждение, расположенное поблизости от места проживания до осуждения или проживания родственников.

В целях недопущения неправомерного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в декабре 2016 г. были внесены существенные изменения в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также вступил в силу в 2017 г. приказ Минюста России «Об утверждении Порядка ношения и применения огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы». Данные нововведения регламентируют достаточно жесткий порядок применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, также обращается внимание на алгоритм и сроки действий после применения таковых.

© Коробова И. Н., Хван Т. С., Васильева Е. Б., 2018

Для надлежащего медицинского обеспечения и привлечения более широкого круга специалистов по различным профилям в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы апробируется механизм дистанционного лечения.

Внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и введение в действие новых Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений направлено на гуманизацию условий содержания в исправительных учреждениях России с учетом международных стандартов.

Проблемы содержания осужденного в исправительном учреждении, расположенном поблизости от места его проживания до осуждения или проживания его родственников, либо содержание осужденного - иностранного гражданина в исправительном учреждении муниципального образования Российской Федерации, находящегося рядом с дипломатическим представительством и консульским учреждением, ближайшего к границе с государством, гражданином которого он является (в котором постоянно проживал), либо ближайшего к аэропорту, имеющему прямое воздушное сообщение с государством гражданства или постоянного проживания, могут быть решены путем создания во всех субъектах РФ исправительных учреждений гибридного типа с несколькими видами режима, то есть единого учреждения со смешанным режимом отбывания наказания.

Ключевые слова: права и свободы человека, международные стандарты обращения с заключенными, осужденные, обращения, жалобы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании. Более 20 лет назад начал функционировать институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, одним из направлений деятельности которого является надзор за соблюдением прав осужденных и заключенных.

Институты несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина призваны дополнить существующий судебный механизм и способствовать комплексному решению этой проблемы.

В соответствии с рекомендациями ООН в последние годы развитию несудебной защиты прав человека уделяется повышенное внимание как на международном, так и на национальном уровне.

В пенитенциарной системе Российской Федерации имеется много нерешенных задач, особенно в части создания приемлемых условий содержания в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и обязательствами, взятыми на себя Россией при вступлении в Совет Европы.

В основном круг поднимаемых заявителями проблем неизменен: нарушение прав на жизнь, личную безопасность, на свободу от пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, на медицинскую помощь и судебную защиту.

На основе анализа докладов Уполномоченного по правам человека в РФ за последние 5 лет нами был сформирован круг проблемных вопросов, которые выявлены исходя из обращений, заявлений, жалоб осужденных и их представителей. Прослежено, какие шаги для решения указанных проблем уже сделаны в настоящее время и определены направления дальнейшего совершенствования.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Очевидно, что Уполномоченный по правам человека в РФ является одним из субъектов обеспечения прав осужденных.

Один из способов информирования общества о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ - его ежегодные доклады.

На основании анализа докладов Уполномоченного по правам человека в РФ за последние три года в УИС можно выделить ряд проблем, связанных с соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание. Наиболее острые из них следующие:

1) неправомерное применение сотрудниками УИС физической силы и специальных средств к осужденным;

2) ненадлежащее медицинское обеспечение осужденных;

3) неудовлетворительные условия содержания в исправительных учреждениях;

4) перевод в исправительное учреждение, расположенное поблизости от места проживания до осуждения или проживания родственников.

В то же время часть вышеперечисленных проблем на сегодняшний день находят свое решение.

Что касается неправомерного применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств к осужденным, то в декабре 2016 г. были внесены изменения в гл. V Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также вступил в силу приказ Минюста России от 30 октября 2017 г. № 215 «Об утверждении Порядка ношения и применения огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы».

Медицинское обеспечение осужденных также совершенствуется. Так, подследственные московского СИЗО-1 стали участниками пилотного проекта «Телемедицина», когда за полтора месяца гражданские врачи дистанционно дали рекомендации по лечению 24 подследственных. Показательно, что это случилось еще до официального вступления в силу закона, который регламентирует механизм дистанционного лечения в России. До настоящего времени консультации проводились в режиме «врач - врач», однако в дальнейшем предусмотрена возможность для личного общения врачей с заключенными [4]. Диагностика социально значимых заболеваний в ряде случаев организуется при участии специализированных региональных медицинских организаций субъектов Российской Федерации с использованием предоставляемого ими медицинского оборудования (передвижные диагностические комплексы) в рамках заключенных соглашений о взаимодействии и совместных программ профилактики и лечения социально значимых заболеваний. Показатель впервые выявленной заболеваемости среди осужденных за период 2014-2016 гг. снизился на 4,9 %, что свидетельствует о достоверной положительной динамике состояния здоровья. Кроме того, зафиксировано снижение показателя смертности от заболеваний на 12 %.

По условиям содержания в исправительных учреждениях (ИУ) был внесен целый ряд изменений в УК РФ, в том числе введены в действие новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений [4]. Так, увеличилось время прогулки для осужденных к пожизненному лишению свободы, к тому же им предоставлено право длительного свидания; осужденным женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, а также мужчинам, являющимся единственным родителем ребенка до 14 лет, могут предоставляться дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни вне пределов ИУ, а также дополнительное длительное свидание осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания.

Наиболее остро стоит вопрос о переводе осужденных в исправительное учреждение, расположенное поблизости от места их проживания до осуждения или проживания их родственников. Эта проблема была указана в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ еще в 2015 г., что послужило толчком к поиску ее решения.

Так, в сентябре 2015 г. по инициативе Уполномоченного по правам человека в РФ распоряжением Правительства РФ в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция развития УИС) было включено требование, касающееся выработки алгоритма направления и перевода осужденных к лишению свободы с учетом состояния здоровья и других обстоятельств в исправительные учреждения, расположенные по месту жительства осужденного на момент совершения преступления.

Таким образом, согласно Концепции развития УИС одним из направлений развития УИС является «оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников». Однако эта проблема до сих пор не решена.

При этом количество жалоб по данному вопросу в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ в 2016 г. увеличилось (если на 2015 г. их было 450, то на 2016 г. -уже 531). К тому же, согласно официальным статистическим данным ФСИН России за 2017 г., одним из основных вопросов является перевод в исправительное учреждение ближе к месту жительства, количество обращений осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их родственников составляет 7283 [4].

Международные правовые акты, регулирующие вопросы распределения заключенных по пенитенциарным учреждениям и их последующей реабилитации, устанавливают, что принятие решения о распределении не должно создавать необоснованных трудностей для заключенных и их семей, включая детей заключенных, которые нуждаются в доступе к ним [2]. Все они должны содержаться как можно ближе к месту жительства или иному месту, которое наилучшим образом подходит для их социальной реабилитации.

Анализ правоприменительной деятельности позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на закрепление в российском законодательстве принципа отбывания наказания по месту жительства, имеется ряд нарушений в сфере его реализации. Данные факты порождают массу жалоб как самих осужденных, так и их родственников на неправомерность отбывания наказания в субъектах, отдаленных от места их проживания или осуждения. Отбывание осужденными наказания за несколько тысяч километров от дома нарушает их права и законные интересы, так как практически лишает их возможности свидания с родственниками. Кроме того, в данной ситуации абсолютно не учитываются социально-экономические условия нашей страны, а также уровень жизни основной массы населения.

В наихудшем положении находятся осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства, которые отбывают наказание в виде лишения свободы на всей террито-

рии Российской Федерации, а иногда в достаточной отдаленности от дипломатических представительств и консульских учреждений, муниципального образования Российской Федерации, ближайшего к границе с государством, гражданами которого они являются (в котором постоянно проживали), либо ближайшего к аэропорту, имеющему прямое воздушное сообщение с государством гражданства или постоянного проживания, что отрицательно сказывается на поддержании социально полезных связей с осужденными [6, с. 211]. Одним из решений этого вопроса может стать создание во всех субъектах РФ исправительных учреждений гибридного типа с несколькими видами режима, то есть единого учреждения со смешанным режимом отбывания наказания. Тем более, как отметил В. А. Уткин, ни в одних международных документах не содержатся конкретные модели, стандарты построения тюрем, колоний-поселений, а есть лишь наиболее общие принципы построения и функционирования пенитенциарных учреждений [5, с. 9]. По мнению Д. А. Горбаня, наличие гибридных учреждений позволит: сократить затраты на строительство в регионах исправительных учреждений различных видов и режимов;

уменьшить затраты по перевозке осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создать условия для сохранения социально полезных связей осужденных, наилучшим образом реализовать права на длительные и краткосрочные свидания;

создать более благоприятные условия для общения и уменьшить расходы родственников; привлечь родственников и близких к участию в исправлении осужденных и оказанию положительного воздействия на них, особенно на нарушителей условий отбывания наказания;

облегчить ресоциализацию осужденных после освобождения от отбывания наказания [1]. Однако, несмотря на эффективность создания таких учреждений, данный процесс весьма затратный и длительный. В связи с этим в настоящее время для решения проблемы отбывания наказания осужденными по месту жительства родственников, по нашему мнению, необходимо использовать положения уже действующего законодательства, в частности ст. 74 УИК РФ, в которой предусмотрено создание изолированных участков с различными видами режима: изолированных участков, функционирующих как тюрьма (ч. 3 ст. 74 УИК РФ); в лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях - колония-поселение (ч. 8 ст. 74 УИК РФ); в воспитательных колониях -колония общего режима (ч. 9 ст. 74 УИК РФ). Названные изолированные участки могут образовываться или ликвидироваться на основании приказа Минюста России от 11 февраля 2015 г. № 33 «Об утверждении Порядка создания, функционирования и ликвидации изолированных участков в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы».

При исправительных учреждениях могут также создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные центры (ч. 3 ст. 60.1 УИК РФ), порядок учреждения которых определен приказом Минюста России от 8 апреля 2014 г. № 67 «Об утверждении Порядка создания при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы изолированных участков, функционирующих как исправительные центры». Осужденные к лишению свободы содержатся в изолированном участке на условиях, соответствующих виду режима исправительного учреждения, назначенному судом [3].

Исправительное учреждение с изолированными участками с различными видами режимов - это не что иное, как мультирежимное (гибридное или комплексное) учреждение. Таким образом, количество материальных затрат на строительство новых учреждений может быть сведено к минимуму.

В течение нескольких последних лет в России отмечается тенденция к сокращению числа исправительных колоний. Так, в 2011 г. было ликвидировано 22 учреждения, в 2012 - 12, 2013 - 19, 2014 - 19, 2015 - 15, в 2016 г. - 3. Это привело к необходимости перемещения осужденных в другие исправительные учреждения, часто находящиеся в других субъектах Российской Федерации.

Кроме того, необходимо предусмотреть в приказе Минюста России от 26 января 2018 г. № 17 «Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое» такое основание перевода осужденных - письменное заявление осужденного и (или) его родственников о переводе по месту жительства родственников, что в конечном счете будет способствовать решению данной проблемы.

В целом рассмотренные направления совершенствования правового положения осужденных полностью отвечают требованиям развития УИС на среднесрочную перспективу, что отражено в разделе IV Концепции развития УИС. В частности, в подразделе «Обеспечение прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей» обозначено, что в целях обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предусматривается:

совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере соблюдения прав, законных интересов и человеческого достоинства лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил;

создание условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил;

пересмотр ведомственных нормативных правовых актов с грифом ограничения доступа к документу в целях исключения указанного грифа из актов, затрагивающих права и обязанности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, либо исключения этих положений из указанных актов.

Библиографический список

1. Горбань Д. В. Комплексные исправительные учреждения в пенитенциарной системе России на современном этапе ее реформирования // Актуальные вопросы борьбы с преступностью. 2015. № 1. С. 38-43.

2. Комментарий к тексту Европейских пенитенциарных правил Rec(2006)2. URL : http:// www.refworld.org.ru/docid/55c36e8b4.html (дата обращения: 17.03.2018).

3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. А. А. Крымова; науч. ред. А. П. Скибы. М., 2018. 759 с.

4. Официальный сайт ФСИН России. URL : httpV/фсин.рф (дата обращения: 17.03.2018).

5. Уткин В. А. Гибридные исправительные учреждения и международные стандарты // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 7-11.

6. Хван Т. С. Международные стандарты обращения с осужденными - иностранными гражданами и лицами без гражданства // Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 13(1-4). № 2. С. 93-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.