УДК 343.848 ББК 67.409.18 Г69
СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА ГОРКИНА,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры управления и организации деятельности УИС (Академия ФСИН России), Е-тай: [email protected].
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ НА ПРИМЕРЕ УФСИН РОССИИ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Реферат: предмет статьи составляют правовые, организационные и практические проблемы взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (УИС) и органов региональной власти по вопросам социальной адаптации осужденных. Цель - предложить нормативные и организационно-методические меры, направленные на повышение эффективности взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по вопросам социальной адаптации осужденных.
Основной целью пенитенциарной системы Российской Федерации является исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Ее можно добиться лишь в случае, если по отбытии срока наказания и возвращении осужденного в нормальные жизненные условия он будет способен правильно воспринимать ограничения по действующему законодательству и обеспечит свое положительное существование в обществе.
Процесс социальной адаптации очень сложный и многогранный. Для сохранения и развития социально полезных связей считаем целесообразным: во-первых, нормативно закрепить права лиц, заключенных под стражу в следственном изоляторе (СИЗО), на свидание с женами (мужьями), состоящими с ними в гражданском браке; во-вторых, обеспечить переход от системы разрешительного типа организации свиданий с указанными лицами к уведомительному типу, при которой правомочное должностное лицо направляет в следственный изолятор (ПФРСИ) исчерпывающий перечень лиц, с которыми свидания заключенным запрещены; в-третьих, учитывать при решении вопроса о месте отбытия наказания осужденным либо о его переводе из одного пенитенциарного учреждения в другое социально полезные связи; в-четвертых, обеспечить совместное проживание с детьми в возрасте до трех лет матерей, которые имеют от администрации положительную характеристику по итогам пилотного проекта, направленного на достижение целей наказания.
Предложен комплекс нормативно-правовых и организационно-практических мероприятий по совершенствованию взаимодействия учреждений и органов пенитенциарной системы с региональными органами власти, а именно: 1) скорректировать Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и УИК РФ таким образом, чтобы определить порядок и направления взаимодействия учреждений пенитенциарной системы России со Службой пробации; 2) ФСИН России внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ, в соответствии с которыми заключение, подготовленное Службой пробации ФСИН России, подлежало бы обязательному учету органами следствия, прокуратуры и суда при избрании (продлении) меры пресечения, а также при назначении наказания или при освобождении от наказания; 3) дополнить название Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76 ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением нрав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» словами «и при осуществлении пробации», а также возложить на общественные наблюдательные комиссии функцию общественного контроля за соблюдением прав человека при осуществлении пробации по заявлениям лиц, проходящих пробацию, либо сотрудников Службы пробации ФСИН России; 4) принять закон о социальной реабилитации лиц, освобожденных от наказания в виде лишения свободы, и выделить в нем организационно-правовой механизм получения пособия лицами, которые не имеют средств к существованию.
Ключевые слова: взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов региональной власти, социальная адаптация осужденных, социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, патронатные (попечительские) службы, службы пробации, общественные наблюдательные комиссии.
Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации «Юстиция» от 4 апреля 2013 г. № 517-р, где обращается внимание на активизацию взаимодействия УИС с заинтересованными органами власти по вопросам социальной адаптации осужденных и лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации идет процесс разработки, принятия и утверждения региональных программ социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы (68 субъектов Российской Федерации реализуют 186 региональных нормативных правовых актов, которые регулируют вопросы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также вопросы их трудоустройства, квотирования рабочих мест на предприятиях, обеспечения жильем, оказания им медицинской и иной помощи). Большое внимание данному направлению уделяется в УФСИН России по Астраханской области в период подготовки осужденных к освобождению, с ними проводятся беседы о жизненных планах, предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устройстве на работу, характере взаимоотношений с родственниками.
В Астраханской области разработана и функционирует отраслевая долгосрочная целевая программа «Социальная защита населения Астраханской области на 2012-2016 гг.», включающая в себя подпрограмму «Социальная реабилитация граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, в Астраханской области на 2012-2016 гг.», утвержденную постановлением Правительства Астраханской области от 29 августа 2011 г. № 326-П. Данной программой на территориальный орган ФСИН России возложено исполнение мероприятий по представлению в органы местного самоуправления, органы внутренних дел и Агентство по занятости населения Астраханской области сведений о лицах, освобождаемых из мест лишения свободы, для последующего решения вопросов об их регистрации и учете, проверке возможности проживания по указанному адресу.
При Министерстве социального развития и труда Астраханской области функционируют социальный центр кризисной реабилитации женщин и центр социальной адаптации, пребывание в которых возможно в течение шести месяцев. В г. Астрахани действует отделение ночного пребывания центра социальной адаптации (ночлежка), пребывание в которой возможно до 30 дней в году (суммарно), выдаются сухие продовольственные пай-
ки, куда принимают также лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
В целях более эффективного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения осужденных, не имеющих постоянного места жительства, УФСИН России по Астраханской области заключены несколько соглашений, а именно:
- 26 июля 2012 г. с Центром социальной адаптации - о сотрудничестве по оказанию помощи осужденным, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- с агентством по занятости населения Астраханской области и о взаимном сотрудничестве, которое предусматривает оказание ряда услуг в отношении осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы;
- 8 декабря 2009 г. № 425 с Министерством социального развития и труда Астраханской области, которое предусматривает взаимодействие указанных ведомств в решении вопросов социальной реабилитации и адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, отбывающих наказание без изоляции от общества, осужденных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, УФСИН России по Астраханской области был разработан план действий по социальной адаптации граждан, освобождающихся из подконтрольных ему исправительных учреждений УФСИН России по Астраханской области и допускавших немедицинское употребление наркотиков в 2013 г.
Основными исполнителями мероприятий плана являются: УФСИН России по Астраханской области, Агентство по занятости населения Астраханской области, РУФСКН России по Астраханской области, Министерство социального развития и труда Астраханской области, Областной наркологический диспансер Астраханской области, Министерство здравоохранения Астраханской области. Реализация данного плана позволяет скоординировать действия всех заинтересованных ведомств в решении вопросов социальной адаптации лиц, освобождающихся из исправительных учреждений.
Условия жизни человека быстро меняются, и он постоянно должен приспосабливаться к тем или иным ситуациям и событиям: учеба в школе, экзамены, поступление в институт, окончание учебного заведения, создание семьи и т. д. - все это происходит в обществе, он не изолирован, а принимает условия существования в нем. После освобождения из мест лишения свободы бывшему осужденному снова приходится приспосабливаться к нормальным, кардинально отличающимся от условий исправительно-
го учреждения условиям свободы. При этом он обязательно сталкивается с проблемами различного характера, в том числе социального, поэтому ему необходимо вовремя принимать решения и стараться на первоначальных этапах решать их.
Социальная адаптация будет считаться успешной только тогда, когда социально полезные связи лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в основных сферах жизнедеятельности четко установлены и не имеют существенных отклонений (создание семьи и поддержание нормальных отношений с близкими, наличие квартиры, регистрации по месту жительства, устройство на работу, участие в общественной жизни коллектива, полезное проведение досуга, стремление повысить общеобразовательный и культурный уровень и т. д.). При правильной социальной адаптации освобожденный из мест лишения свободы разрывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает нарушений порядка социального общежития.
Проблемными аспектами в социальной адаптации лиц, отбывших наказание являются: их профессиональная ориентация и трудоустройство на свободе, благоприятная семейная обстановка, общение с родственниками, друзьями и знакомыми. Как отмечалось, в большинстве случаев у бывшего осужденного складываются напряженные отношения с окружающими, как правило, он сталкивается с равнодушием при приеме на работу, с нежеланием вступать с ним в социально полезные связи.
Анализ статистических данных итоговых отчетов социологических исследований по данной проблематике наглядно показывает остроту затронутой темы, поэтому в различных регионах России эффективно работают 202 центра социальной реабилитации. Уровень рецидивной преступности составляет 3,5-4 % среди бывших осужденных, которые получили соответствующую социальную помощь в таких центрах, что непосредственно подтверждает эффективность их деятельности. Проведенный эксперимент доказывает необходимость создания целостной системы реабилитации для граждан, освобожденных из мест лишения свободы, и закрепление этой инициативы в нормативно-правовом порядке [1, с. 29]. Назрела необходимость принятия специальных мер на законодательном уровне, и в первую очередь тех, которые гарантируют соблюдение прав лиц, отбывших уголовные наказания, активную профилактическую работу с ними. В связи с этим, наверное, стоит вспомнить опыт деятельности ювенальных судов и инспекций, попечительских служб.
В стране с трудом, но все же возникают и начинают действовать центры, фонды и комитеты, цель которых - не оставить без заботы и внимания лиц, освобожденных от наказания [2, с. 119].
С точки зрения новых направлений деятельности предлагается в отношении ряда категорий освобожденных из мест лишения свободы организовать работу через центры социальной адаптации в случаях, когда отсутствует необходимость осуществлять контроль за их поведением. В то же время за лицами, которые не подпадают под административный надзор, отрицательно характеризуются во время отбывания наказания в виде лишения свободы или допускают нарушения или преступления после освобождения из мест заключения, надо организовать общественное наблюдение, инициатором которого должен выступить совет центра социальной адаптации [3, с. 37-38].
Рассматривая проблемы социальной адаптации осужденных, нельзя не отметить усилия церкви, ее бесспорный вклад в период отбывания уголовного наказания осужденными, направленный на восстановление общепринятых норм и ценностей. Взаимодействие с религиозными конфессиями в комплексе с проводимыми администрацией пенитенциарных учреждений воспитательными мероприятиями способствует нормализации морально-психологического климата в среде осужденных и их законопослушному поведению после освобождения. Процесс возвращения в общество лица, совершившего преступление, очень сложен и многогранен, начинается при отбытии наказания в исправительном учреждении и заканчивается после его полной адаптации к условиям существования в нормальной социальной среде общества [4, с. 142].
Для сохранения и развития социально полезных связей считаем целесообразным:
а) нормативно закрепить права лиц, содержащихся в СИЗО, на свидание с женами (мужьями), состоявшими в гражданском браке, для чего необходимо разработать основные критерии того, кого можно считать гражданскими супругами;
б) обеспечить переход от системы разрешительного типа организации свиданий с лицами, содержащимися под стражей, к уведомительному типу, при которой дознаватель, следователь или суд направляет в следственный изолятор (ПФРСИ) исчерпывающий перечень лиц, с которыми свидания лицам данных категорий запрещены;
в) необходимо учитывать семейные и иные социально полезные связи осужденных, когда решается вопрос о месте отбытия наказания либо о переводе из одного учреждения пенитенциарной системы России в другое;
г) обеспечить совместное проживание с детьми в возрасте до трех лет матерей, которые имеют от администрации положительную характеристику по итогам эксперимента, показавшего, что такое проживание способствует достижению целей наказания [5, с. 10-12].
Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативной правовой базы и практики осуществления взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с региональными органами власти в условиях ее развития - многогранный и сложный процесс. Для повышения его эффективности следует:
- скорректировать Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и УИК РФ таким образом, чтобы определить организационно-правовой механизм взаимодействия учреждений пенитенциарной системы России со Службой пробации ФСИН России;
- внести изменения в УПК РФ, в соответствии с которыми заключение, подготовленное Службой пробации ФСИН России, подлежало бы учету органами следствия, прокуратуры и суда при избрании (продлении) меры пресечения, а также при назначении наказания или освобождении от наказания и носило обязательный характер;
- принять закон о социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и в нем выделить организационно-правовой механизм получения пособия лицами, которые не имеют средств к существованию;
- Министерству труда и занятости населения по регионам направлять в места лишения свободы предложения о трудоустройстве (вакансии) не позже, чем за два месяца до дня освобождения; не расценивать как препятствие при постановке на жилищный учет сам факт нахождения в местах лишения свободы; в случае утраты осужденным жилого помещения в связи с осуждением бесплатно предоставлять ему жилое помещение по норме предоставления жилой площади на праве социального найма; осужденным в период отбытия наказания в виде лишения свободы разрешить оплачивать только отопление жилого помещения в объеме себестоимости (может предоставляться отсрочка платежа до трех лет после освобождения); на местном уровне управления создать подразделения, в компетенцию которых будут входить вопросы обеспечения или сдачи принадлежащего осужденному на период пребывания в местах лишения свободы жилого помещения в аренду.
Список литературы
1. Доклад о результатах и основных направления деятельности Федеральной службы исполнения наказаний : материалы коллегии ФСИН России. М., 2013. 96 с.
2. Коломытцев Н. А., Одинцова Л. Н. Проблемы социальной адаптации освобождаемых из учреждений уголовно-исполнительной системы России // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 119-124.
3. Терехин В. И., Чернышов В. В. Принципы и концептуальные основы инструментария оценки эффективности деятельности органов и учреждений УИС // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1. С. 36-39.
4. Юсуфов Р. Ш. Проблемы медико-санитарного обеспечения и социальной адаптации лиц, отбывающих наказание и освобождающихся из мест лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 142-143.
5. Комментарии ФСИН России к утверждениям и рекомендациям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему «Гражданское участие в реформе уголовно-исполнительной системы». М., 2013. 78 с.
SVETLANA ALEKSANDROVNA GORKINA, PhD, associate professor,
deputy head of the department of management and organization of the penal system
(Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia)
E-mail: [email protected].
INTERACTION OF INSTITUTIONS AND BODIES OF THE CORRECTIONAL SYSTEM AND REGIONAL AUTHORITIES FOR THE SOCIAL ADAPTATION OF CONVICTS THE EXAMPLE OF THE DFPS OF RUSSIA IN THE ASTRAKHAN REGION
Annotation: the article deals with institutions and bodies of the correctional system and regional authorities on resettlement of prisoners. The goal - to offer regulatory and organizational and methodological measures
aimed at improving the efficiency of interaction between institutions and bodies of the correctional system on resettlement of prisoners.
The main aim of the penitentiary system of the Russian Federation is to fix the prisoners and prevent the commission of new crimes. It is noted that this goal can only be achieved if, after serving their sentence and return the convicted person in the normal living conditions, he will be able to correctly perceive the restrictions in force and ensure its positive existence in the society.
The process of social adaptation is complex and multifaceted. In order to preserve and develop socially useful links find it convenient: first, regulatory secure the rights of prisoners to meet with their wives and husbands in a civil marriage; secondly, to ensure the transition from the system of allowing the type of organization of meetings with persons detained in isolation ward to the notification type, in which the authorized official person sends to the detention facility (PFRSI) an exhaustive list of persons with whom the appointment of these categories is prohibited; thirdly, to consider when deciding whether to place a sentence to be transferred from one prison to another socially useful links; Fourth, to ensure coexistence with children aged up to three years of mothers who are from the administration of a positive response on the results of a pilot project aimed at achieving the goals of punishment.
The complex legal and organizational and practical measures to improve the interaction between institutions and bodies of the penitentiary system with regional authorities (1 correct FZ of 15.07.1995 № 103-FZ "On the detention of persons suspected or accused of committing crimes" and the Criminal Enforcement Code thus, to determine the order and direction of the interaction of the penitentiary system in Russia with probation Service; 2 to amend the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, in accordance with which the report prepared by the Probation Service FSIN of Russia would be subject to mandatory registration authorities of the investigation, prosecution and trial in the election (extension) a preventive measure, as well as in sentencing or release from punishment; 3 supplement name of the Federal Law of 10.06.2008 № 76 of the Federal Law «On public control over the disposition rights in places of detention and assistance to persons in places of detention, the words and in the implementation of probation» and must be entrusted to public monitoring commissions function of social control over the observance of human rights in the implementation of probation by the statements of people receiving probation or a probation officer FSIN of Russia; 4 adopt a law on social rehabilitation of persons exempted from the penalty of deprivation of liberty, and it singled out the legal mechanism for obtaining benefits by persons who have no means of livelihood.
Key words: interaction of institutions and bodies of the correctional system and regional authorities, social adaptation of convicts, social rehabilitation of persons released from prison, patronage (care) services, probation officers, public monitoring commissions.
References
1. Doklad o rezul'tatah i osnovnyh napravleniya deyatel'nosti Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij: ma-terialy kollegii FSIN Rossii [Report on the results and main activities of the Federal Penitentiary Service: Materials college FSIN of Russia]. Moscow, 2013, p. 96.
2. Kolomyttsev N. A., Odintsov L. N. Problemy social'noj adaptacii osvobozhdaemyh iz uchrezhdenij ugo-lovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii [Problems of social adaptation released from the penitentiary system in Russia]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penitentiary Law, 2012, no. 2, pp. 119-124.
3. Teriokhin V. I., V. V. Chernyshev Principy i konceptual'nye osnovy instrumentariya ocenki ehffektivnosti deyatel'nosti organov i uchrezhdenij UIS [Principles and framework tools performance assessment bodies and agencies MIS]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 1, p. 36-39.
4. Yussufov R. Sh. Problemy mediko-sanitarnogo obespecheniya i social'noj adaptacii lic, otbyvayushchih nakazanie i osvobozhdayushchihsya iz mest lisheniya svobody [Problems of health care and social reintegration of persons who are serving and released from prison]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya - Applied legal psychology, 2013, no. 4, p. 142-143.
5. Kommentarii FSIN Rossii k utverzhdeniyam i rekomendaciyam Soveta pri Prezidente Rossij skoj Federacii po razvitiyu grazhdanskogo obshchestva i pravam cheloveka po itogam special'nogo zasedaniya na temu «Grazhdanskoe uchastie v reforme ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» [Comments FPS of Russia to the statements and recommendations of the Council under the President of the Russian Federation for Civil Society Institutions and Human Rights on the basis of the special session on «Civic participation in the reform of the penal system»]. Moscow, 2013, p. 78.