УДК 343.8:342.7 НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ВОЛКОВ,
ББК 67.409.01 кандидат философских наук, доцент
В67 (Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области),
e-mail: [email protected] © Волков Н. А., 2015
КОНТРОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
(НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Реферат: в статье анализируются некоторые проблемы соблюдения прав осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы на примере Кемеровской области, выявленные региональным уполномоченным по правам человека, а также взаимодействие омбудсмана с прокуратурой в работе по восстановлению нарушенных прав. Международно-правовые акты в области соблюдения прав человека и обращения с осужденными занимают особое место как в системе уголовно-исполнительного правового регулирования, так и в деятельности региональных уполномоченных по правам человека. Анализ условий содержания осужденных в исправительных учреждениях Кемеровской области кузбасским омбудсманом проводится посредством работы над обращениями граждан, находящихся в местах лишения свободы, и их родственников, посещения исправительных колоний и ознакомления с условиями проживания, материального, медицинского обеспечения, взаимодействия с органами прокуратуры и общественными организациями. Региональный уполномоченный по правам человека постоянно принимает участие в работе коллегии ГУФСИН России по Кемеровской области. Нормативное регулирование участия региональных уполномоченных по правам человека в контроле за соблюдением прав осужденных требует дальнейшего совершенствования как на федеральном, так и на ведомственном нормативном уровне. В 2013 г. участились случаи обращения обвиняемых и осужденных с жалобами на нарушение их права на ознакомление с протоколом судебного заседания и материалами уголовного дела. Осужденные продолжали обращаться с жалобами на несправедливые, с их точки зрения, отказы в условно-досрочном освобождении и в замене им наказания более мягким видом. С целью общественного контроля за работой административных комиссий приказом ГУФСИН России по Кемеровской области исправительным учреждениям поручено включить в состав административных комиссий исправительных учреждений представителей органов государственной власти, наблюдательных советов, религиозных и общественных организаций в количестве не менее 5-6 человек. В состав административных комиссий ряда исправительных учреждений входят и общественные помощники уполномоченного по правам человека в Кемеровской области, которые действуют на территории всех муниципальных образований.
Ключевые слова: региональный уполномоченный по правам человека, права осужденных, исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система, взаимодействие, права человека, Кемеровская область, прокуратура, омбудсман, нарушенные права.
Международно-правовые акты в области соблюдения прав человека и обращения с осужденными, такие как Минимальные стандартные правила обращения с осужденными, принятые на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. [1], Европейские пенитенциарные правила от 12 февраля 1987 г. [2], Рекомендации Совета Европы для тюремных стандартов, занимают особое место как в системе уголовно-исполнительного правового регулирования, так и в деятельности региональных уполномоченных по правам человека.
Анализ условий содержания осужденных в исправительных учреждениях Кемеровской области кузбасским омбудсманом проводится посредством работы над обращениями граждан, находящихся в местах лишения свободы, и их родственников, посещения исправительных колоний и ознакомления с условиями проживания, материального, медицинского обеспечения, взаимодействия с органами прокуратуры и общественными организациями.
Региональный уполномоченный по правам человека постоянно принимает участие в работе коллегии ГУФСИН России по Кемеровской области. Вся деятельность по контролю за соблюдением прав осужденных в уголовно-исполнительной сис-
теме основывается на соглашении, подписанном между региональным омбудсманом и начальником управления 1 июня 2011 г. Вместе с тем нормативное регулирование участия региональных уполномоченных по правам человека в контроле за соблюдением прав осужденных требует дальнейшего совершенствования как на федеральном, так и на ведомственном нормативном уровне [3, с. 93].
В состав уголовно-исполнительной системы Кемеровской области входят 4 следственных изолятора и 22 исправительных учреждения. В их числе 1 воспитательная колония для несовершеннолетних, 2 колонии для женщин, 4 лечебно-исправительных учреждения, 5 колоний-поселений, в которых осужденные занимаются сельским хозяйством и обработкой леса.
По состоянию на 31 декабря 2013 г. в исправительных учреждениях области содержалось 18 479 человек, на 31 декабря 2014 г. - 18 030 чел., в том числе:
- в исправительных колониях - 15 815 чел. в
2013 г., 15 535 осужденных в 2014 г.;
- в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, - 2577 чел. в 2013 г., 2495 обвиняемых, подозреваемых и осужденных в 2014 г.
Кроме того, осужденных без изоляции от общества под надзором 45 филиалов уголовно-исполнительной инспекции за 2013 год состояло 34 953 человек, на 1 января 2014 г. - 17 436 чел., за
2014 г. - 34 425 осужденных без изоляции от общества, на 1 января 2015 г. - 16 556 чел.
Таким образом, количество подследственных и осужденных на территории Кузбасса является довольно значительным, но в целом стабильным, с некоторой тенденцией к уменьшению.
В 2013 г. уполномоченный посетил 12 исправительных учреждений, в том числе 6 учреждений совместно с членами комиссии по вопросам помилования на территории Кемеровской области. В 2014 г. региональный омбудсман проверил 14 учреждений УИС, в том числе 7 - совместно с членами комиссии по помилованию. В ходе посещений уполномоченный обращал особое внимание на условия содержания осужденных, на материально-бытовое, продовольственное, вещевое, медицинское, санитарно-гигиеническое обеспечение.
В 2013 г. в адрес уполномоченного поступило 229 обращений от лиц, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях ФСИН России на территории Кемеровской области (в 2012 г. - 259 обращений).
Тематика обращений распределилась следующим образом:
- на условия содержания - 30 (13,1 %);
- неправомерные действия сотрудников УИС -60 (26,2 %);
- низкое качество медицинской помощи - 15 (6,5 %);
90 обращений осужденных (39 %) содержат жалобы на условия отбывания наказания и неправомерные действия сотрудников исправительных учреждений. Следует отметить, что большинство жалоб, особенно на неправомерные действия сотрудников учреждений, не находят подтверждения. Вместе с тем значительная часть обращений осужденных об условиях их содержания в той или иной степени подтверждается.
Контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы осуществляется уполномоченным в тесном взаимодействии с прокуратурой.
Так, в июне 2013 г. аппарат уполномоченного и Кемеровская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях провели проверку исполнения уголовно-исполнительного законодательства в части соблюдения нормы жилой площади осужденных в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области. Установлено, что в нарушение ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) в колонии не соблюдается норма жилой площади (2 м2) на одного человека.
В сентябре были выявлены нарушения условий содержания осужденных в лечебно-исправительном учреждении № 42 (г. Ленинск-Кузнецкий) в части материально-бытового, медико-санитарного обеспечения осужденных, охраны труда и техники безопасности. Здесь также в нарушение требований ст. 99 (УИК РФ) не соблюдается норма жилой площади на одного осужденного (не менее 3 м2). Недостаточно вспомогательных помещений -гардеробных, сушилок для одежды и обуви. Оконное остекление и количество раковин для умывания не соответствуют установленным нормам. По результатам проверки прокуратурой внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.
В ноябре было установлено, что администрация исправительной колонии № 44 также не в полном объеме исполняет требования ст. 99, 101 УИК РФ в части материально-бытового и санитарно-гигиенического обеспечения осужденных. Не соблюдается норма жилой площади на одного осужденного, в общежитиях отсутствуют необходимые хозяйственно-бытовые помещения. Выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм в жилых помещениях, банно-прачечном комбинате, магазине, медицинской части, столовой, пекарне и производственных объектах. Имеет место также привлечение осужденных к работам без оплаты
труда. По итогам проверки за ненадлежащее исполнение законодательства 10 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Анализ обращений обвиняемых и осужденных к уполномоченному позволил выявить еще одну проблему, которая связана с нарушением их прав. В 2013 г. участились случаи обращения обвиняемых и осужденных с жалобами на нарушение их права на ознакомление с протоколом судебного заседания и материалами уголовного дела. Так, к уполномоченному обратилась И. (вх. № И-565), содержащаяся в ФКУ СИЗО-4, с жалобой на нарушение ее права на ознакомление с материалами уголовного дела. Осужденная И. утверждала, что в июле 2013 г. подала ходатайство в Беловский городской суд об ознакомлении с протоколами судебных заседаний. Однако ознакомлена была частично. По данному обращению уполномоченным был направлен запрос председателю Беловского городского суда. В полученном ответе председатель суда сообщил, что И. не была ознакомлена с протоколами судебных заседаний в связи с многократным неэтапированием ее из СИЗО-4 в ИВС г. Белово.
Уполномоченным был направлен запрос в ГУФСИН России по Кемеровской области. В ответе начальника управления сообщается, что постановление Беловского городского суда о доставлении И. в суд для ознакомления с протоколами судебных заседаний на 15 октября 2013 г. поступило в ФКУ СИЗО-4 7 октября 2013 г. Однако в связи с невозможностью размещения спецконтингента в ИВС г. Белово из-за недостатка мест этапирована она была только 30 декабря 2013 г.
21 октября 2013 г. в аппарат уполномоченного вновь поступила жалоба осужденной И. на неознакомление ее с материалами судебных заседаний. Уполномоченный был вынужден обратиться в прокуратуру области с ходатайством о проведении проверки.
Мы считаем, что в данной ситуации нарушение прав осужденной И. произошло в результате формального отношения, несогласованности, нескоор-динированных действий суда, сотрудников ГУФСИН и ГУ МВД России по Кемеровской области, отсутствия должного взаимодействия между этими структурами.
Не до конца решенной остается в настоящее время и проблема с условно-досрочным освобождением, предусмотренным действующим законодательством. Осужденные продолжали обращаться с жалобами на несправедливые, с их точки зрения, отказы в условно-досрочном освобождении и замене им наказания более мягким видом.
При подготовке в учреждениях УИС характеризующих материалов в суд имели место случаи со-
ставления неполной или необъективной характеристики на осужденного. Например, в тех случаях, когда осужденный отбывал наказание в разных колониях, в характеристиках не оценивается поведение осужденного по прежнему месту отбывания наказания. Необъективная подготовка характеризующих материалов в ряде случаев привела к освобождению недостаточно изученных осужденных, которыми впоследствии были совершены новые преступления.
Мнение учреждений не всегда совпадает с решениями судов. Так, по информации ГУФСИН России по Кемеровской области, с отрицательными характеристиками освобождено 155 осужденных, отказано в досрочном освобождении 42 положительно характеризующимся осужденным.
По нашему мнению, практика условно-досрочного освобождения характеризуется отсутствием единообразного подхода к признанию осужденного не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания. Пробелы в законодательном регулировании снижают эффективность этого института уголовного права. Об этом свидетельствует то, что уровень рецидива среди условно-досрочно освобожденных практически сопоставим с теми, кто освобождается по отбытии полного срока наказания. Это значит, что функцию исправления осужденных институт УДО не выполняет.
Для реализации права осужденных на условно-досрочное освобождение и оценки степени исправления при рассмотрении ходатайств осужденных в учреждениях Кемеровской области созданы административные комиссии.
С целью общественного контроля за работой административных комиссий приказом ГУФСИН России по Кемеровской области от 29 апреля 2011 г. № 272 «Об использовании системы социальных лифтов» исправительным учреждениям поручено включить в состав административных комиссий исправительных учреждений представителей органов государственной власти, наблюдательных советов, религиозных и общественных организаций в количестве не менее 5-6 человек. В состав административных комиссий ряда исправительных учреждений входят и общественные помощники уполномоченного по правам человека в Кемеровской области, которые действуют на территории всех муниципальных образований.
Серьезную озабоченность вызывает также проблема, связанная с нарушением права осужденных на помилование.
Данная проблема поднималась уполномоченным по правам человека в Кемеровской области еще в 2008 г., когда по обращению кузбасского омбудсмана аппаратом уполномоченного по пра-
вам человека в Российской Федерации был проведен мониторинг эффективности работы комиссий по вопросам помилования на территории субъектов РФ, нашедший отражение в аналитических обзорах «Мониторинг соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений».
Результаты мониторинга выявили тенденцию резкого сокращения количества ходатайств о помиловании, поступающих от осужденных. Это вызвано рядом причин, в том числе крайне низким количеством помилованных осужденных. Так, за период с 2005 г. по настоящее время Президентом Российской Федерации помилован всего 1 осужденный из учреждений УИС, расположенных на территории Кузбасса. При этом за указанный период комиссией по вопросам помилования на территории Кемеровской области проведено более 100 заседаний, на которых рассмотрено более 3000 ходатайств о помиловании. В 2014 г. проведено 12 заседаний комиссии по вопросам помилования, из них 8 выездных. В течение года в комиссию поступило 306 обращений с ходатайствами о помиловании, в том числе 292 - непосредственно от осужденных и 14 - от родственников и других лиц. Всего рассмотрено 291 ходатайство, в том числе 86 - с участием осужденных. Членами комиссии было рекомендовано помиловать 18 человек, из них 6 - помиловать полностью, 12 - сократить срок отбывания наказания. Материалы по ходатайствам своевременно изучены и направлены на рассмотрение Президенту РФ. Однако ни к одному осужденному акт о помиловании не был применен.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что мнение региональных комиссий о применении акта о помиловании практически не учитывается при рассмотрении ходатайств осужденных.
Не вызывает сомнений, что решение о применении помилования или отказе в нем является исключительной прерогативой Президента РФ. Вместе с тем возможность просить о помиловании или смягчении наказания - конституционное право каждого человека, гарантированное Конституцией РФ. В связи с этим можно сделать вывод о том, что
деятельность региональных комиссий по вопросам помилования как этап, предусмотренный законодательством при применении акта о помиловании, фактически не играет существенной роли. Это позволяет говорить о безуспешной работе комиссий в значительной степени, оказывает негативное влияние на членов комиссий по помилованию в субъектах РФ, выполняющих свою общественную миссию с чувством высокой гражданской ответственности.
Негативное влияние такая работа оказывает и на осужденных, подрывая их веру в действенность и эффективность института помилования.
Таким образом, в результате контроля за соблюдением прав человека в учреждениях УИС уполномоченным только одного региона наряду с выявлением отдельных нарушений, требующих их точечного разрешения на месте, нами сформулированы и некоторые системные проблемы, для решения которых необходимы усилия всего государства, законодательных, исполнительных и судебных органов, координация деятельности всех заинтересованных структур.
Основными путями их решения, на наш взгляд, являются:
- выделение дополнительных средств на проведение реформы УИС и приведение норм содержания осужденных в соответствие с международными стандартами;
- урегулирование участия региональных уполномоченных по правам человека в контроле за соблюдением прав осужденных как на федеральном, так и на ведомственном нормативном уровне;
- улучшение согласованности и координации в работе различных структур - суда, прокуратуры, уголовно-исполнительной системы, полиции, аппаратов уполномоченных по правам человека и др.;
- выработка единых подходов и требований к функционированию института условно-досрочного освобождения, исключающих субъективизм сотрудников УИС в период подготовки документов и судей при принятии решения;
- повышение эффективности института помилования.
Список литературы
1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на I Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.). URL: http://base.garant.ru/1305346/#ixzz3S4cpMGug.
2. Рекомендация Комитета министров Rec (2006) 2 государствам - членам Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах. URL: http://base.garant.ru/70170038/#ixzz3SAS8IRdY.
3. Гришко А. Я. Проблемы защиты прав осужденных региональным омбудсменом // Уголовно-исполнительная политика, законодательство и право: современное состояние и перспективы развития : сб. материалов круглого стола / под науч. ред. В. И. Селиверстова, В. А. Уткина. М., 2014. С. 86-93.
NIKOLAYALEKSEEVICH VOLKOV,
candidate of philosophical sciences, the associate professor, (Commissioner for human rights in the Kemerovo region),
e-mail: [email protected] © Volkov N. А., 2015
CONTROL OF OBSERVING THE RIGHTS OF CONVICTS IN THE PENAL SYSTEM BY REGIONAL COMMISSIONERS FOR HUMAN RIGHTS (ON THE EXAMPLE OF KEMEROVO REGION)
Annotation: the article analyzes some problems of the rights of convicts in correctional facilities of the penal system on the example of the Kemerovo region identified by the regional Commissioner for Human Rights as well as the interaction of the ombudsman with the prosecutors in the work of restoring the violated rights. International legal acts in the field of human rights and treatment of prisoners hold a special place both in the system of penal legal regulations, and in the activities of regional Commissioners for Human Rights. The analysis of the living conditions of convicts in correctional facilities of the Kemerovo region is carried out by the Kuzbass ombudsman by working with the prisoners, and their relatives, visiting correctional colonies and getting acquainted with the living conditions, material and medical support, interacting with prosecutors and public organizations. The regional Commissioner for Human Rights constantly participates in the work of the board of Head department of the FPS of Russia on the Kemerovo region. Standard regulation of participation of regional Commissioners for Human Rights in monitoring the observance of the convicts' rights requires further improvement on both federal, and departmental standard level. In 2013, complaints of the accused and the convicted persons of violating their right to be acquainted with the court records and the materials of the criminal proceedings became more frequent. The convicts continued to complain about unfair, in their view, denial of parole and of replacement of their sentence with a milder punishment. For the purpose of public control over the work of the administrative commissions, by the order of the FPS of Russia for the Kemerovo Region, the correctional facilities are assigned to include five to six representatives of public authorities, supervisory boards, religious and public organizations in the structure of the administrative commissions of correctional facilities. Administrative commissions of some correctional facilities also include public assistants of the Commissioner for Human Rights in the Kemerovo region who act on the territory of all municipalities.
Key words: regional Commissioner for human rights, rights of the condemned, correctional facilities, penal system, interaction, human rights, Kemerovo region, prosecutor's office, ombudsman, the violated rights.
References
1. Minimal'nye standartnye pravila obrashhenija s zakljuchennymi (prinjaty na I Kongresse OON po pre-duprezhdeniju prestupnosti i obrashheniju s pravonarushiteljami 30 avgusta 1955 g., odobreny Jekonomiches-kim i Social'nym Sovetom na 994-om plenarnom zasedanii 31 ijulja 1957 g.) [Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners (adopted by the First United Nations Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders, August 30, 1955, approved by the Economic and Social Council at the 994th plenary meeting of 31 July 1957)]. Available at: http://base.garant.ru/1305346/#ixzz3S4cpMGug.
2. Rekomendacija Komiteta ministrov Rec (2006) 2 gosudarstvam - chlenam Soveta Evropy o Evropejskih peni-tenciarnyh pravilah [The Committee of Ministers Recommendation Rec (2006) 2 Member States of the Council of Europe on the European Prison Rules]. Available at: http://base.garant.ru/70170038/#ixzz3SAS8IRdY.
3. Grishko A. Ja. Problemy zashhity prav osuzhdennyh regional'nym ombudsmenom [Problems of protection of the rights condemned by the regional ombudsman]. Sbornik materialov kruglogo stola «Ugolovno-ispolnitel'naja politika, zakonodatel'stvo i pravo: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija» [Proc. the materials of a round table «Criminal and executive policy, legislation and right: current state and prospects of development»]. Under the editorship of V. I. Seliverstov, V. A. Utkin. Moscow, 2014, рр. 86-93.