Научная статья на тему 'Проблемы теории и практики деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации'

Проблемы теории и практики деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1677
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОСУЖДЕННЫЙ / THE CCOMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS / THEORY AND PRACTICE / HUMAN RIGHTS / CONDEMNED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ищук Владимир Григорьевич

В данной статье проведен анализ нормативноправового обеспечения, регламентирующего деятельность уполномоченного по правам человека. Отражены коллизии теоретических и практических аспектов деятельности уполномоченных по правам человека в части защиты прав осужденных, рассматриваются вопросы детального урегулирования в сфере взаимодействия института омбудсмена с органами прокуратуры суда и исправительными учреждениями.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ищук Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the analysis of normative and legal support, regulating the activities of the Commissioner for human rights. From expression of a conflict of theoretical and practical aspects of the authorized on human rights in protecting the rights of prisoners considers the issues detailed regulation in the sphere of cooperation of the ombudsman with the bodies of Prosecutor’s office of the court and the guard governmental institutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы теории и практики деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

УДК 342.72/.73

Ищук Владимир Григорьевич Vladimir G. Ishchuk

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права

Московский университет МВД России (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12)

graduated in a military academy of department of the constitutional and municipal right Moscow university of the Ministry of internal affairs of Russia (12 Akademika Volgina st., Moscow, 117437)

E-mail: valdemar130@ya.ru

Проблемы теории и практики деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Problems of theory and practice of the commissioner for human rights of the Russian Federation

В данной статье проведен анализ нормативно-правового обеспечения, регламентирующего деятельность уполномоченного по правам человека. Отражены коллизии теоретических и практических аспектов деятельности уполномоченных по правам человека в части защиты прав осужденных, рассматриваются вопросы детального урегулирования в сфере взаимодействия института омбудсмена с органами прокуратуры суда и исправительными учреждениями.

Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, теория и практика, права человека, осужденный.

In this article the analysis of normative and legal support, regulating the activities of the Commissioner for human rights. From expression of a conflict of theoretical and practical aspects of the authorized on human rights in protecting the rights of prisoners considers the issues detailed regulation in the sphere of cooperation of the ombudsman with the bodies of Prosecutor's office of the court and the guard governmental institutions.

Keywords: the ccommissioner for human rights, theory and practice, human rights, condemned.

В Российской Федерации сложились предпосылки для создания системы обеспечения взаимодействия гражданина и государства, отвечающей международным стандартам. В условиях политической, экономической и социальной модернизации в государстве происходит формирование эффективной системы защиты прав человека как основного элемента правового государства и гражданского общества. Наличие основных прав, неотъемлемых по своей природе, является определяющим условием существования человека в демократическом государстве.

В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию отмечено, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без стро-

ительства эффективного государства, без развития демократии, без формирования дееспособного гражданского общества.

Впервые в российской практике создается система обеспечения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также сотрудников и вольнонаемных работников УИС, для чего в территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) введены должности помощников начальников УФСИН России по соблюдению прав человека и справедливости.

В условиях развития гражданского общества, а также в период, связанный с реформированием уголовно-исполнительной системы [1], а именно с гуманизацией условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повы-

© Ищук В.Г., 2017

шения гарантий соблюдения их прав и законных интересов, с учетом принципов социальной справедливости, законности, уважения прав человека актуальность исследования рассматриваемой проблемы не вызывает сомнений.

Особое место в деятельности по совершенствованию законодательства занимает взаимодействие уполномоченного по правам человека с Конституционным Судом РФ. Одной из мер реагирования омбудсмена является обращение в Конституционный Суд РФ, важнейшей функцией которого является защита прав и свобод человека и гражданина, с жалобой на неконституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Конституционный Суд РФ, исходя из признания приоритета прав и свобод человека, обеспечивает единство законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина.

Известно, что в управлениях ФСИН России в регионах введена такая должность, как помощник начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС. Однако в законе ни слова не сказано о подобной должности, получается, что деятельность помощника можно считать не регламентированной нормативными правовыми актами.

Представляется, что в компетенции уполномоченного по правам человека должен находиться вопрос о введении таких уполномоченных в каждом исправительном учреждении.

Подобная мера способствовала бы улучшению психологического климата в местах изоляции, предотвращению нарушений со стороны как персонала, так и осужденных, что, в свою очередь, привело бы к нормализации порядка и условий отбывания наказания в виде лишения свободы.

Определенные попытки по созданию ведомственного «тюремного омбудсмена» предприняты во ФСИН России путем введения должности помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека, однако его функционирование обусловлено рядом трудностей, одной из которых является его непосредственная подчиненность по службе руководителю территориального органа ФСИН России и отсутствие реальных полномочий по устранению выявленных нарушений в сфере защиты прав человека [2, с. 454].

Деятельность уполномоченного по правам человека по восстановлению справедливости, защите прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы, имеет социальную направленность, поскольку в центре ее внимания — человек.

Его деятельность можно также рассматривать как профилактику совершения повторных преступлений. Человек, когда закон не работает в полной мере по защите его прав и интересов, теряет веру, а потеряв ее, сам не чтит закон.

Анализ обращений лиц, содержащихся в местах лишения свободы, непосредственное ознакомление с положением дел в исправительных учреждениях выявили еще одну проблему, во многом провоцирующую нарушение прав человека.

Лица, находящиеся в местах лишения свободы, ограничены в реализации прав и свобод, но не должны быть ограничены в правовых средствах своей защиты.

Именно из этого принципиального положения исходил законодатель, когда установил, что жалобы, обращения к уполномоченному по правам человека лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не подвергаются цензуре.

В целях повышения эффективности деятельности уполномоченного по правам человека и стабилизации сложной обстановки в УИС, на наш взгляд, следует:

— разработать и подписать соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и уполномоченным по правам человека;

— посвятить самостоятельную главу закона контролю уполномоченного по правам человека за учреждениями и органами, исполняющими наказания; выделить предмет и формы контроля; законодательно определить алгоритм посещения мест лишения свободы;

— наделить уполномоченного по правам человека правом рассматривать жалобы осужденных на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих без предварительного обжалования этих действий в судебном либо административном порядке;

— создать специальный орган, призванный защищать права человека в местах лишения свободы. В компетенции уполномоченного по правам человека должен находиться вопрос о назначении на должность помощников начальников УФСИН России по соблюдению прав человека в УИС в каждом субъекте, а также в ИУ;

— законодательно закрепить право доступа уполномоченного по правам человека ко всем документам, имеющим отношение к жалобе заключенного;

— создать систему общественного контроля за следственными изоляторами и местами лишения свободы;

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)

255

— создать единый центр в системе ФСИН России, в рамках которого осуществлялись бы совместные с аппаратом уполномоченного по правам человека исследования по проблемам защиты прав и свобод граждан.

Отметим, что проблемам взаимодействия омбудсменов и судебных органов в последнее время уделяется много внимания, они являются предметом дискуссий на конференциях и встречах омбудсменов, ученых-исследователей, органов государственной власти.

Обратимся к проблемам взаимодействия уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с органами прокуратуры, относящимся к несудебной системе обеспечения прав и свобод человека. Прокуратура [3] в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителям коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, омбудсмен и органы прокуратуры имеют схожие задачи: устранять нарушения закона и прав граждан, причем в доступной и оперативной форме, являясь механизмами, обеспечивающими законность от имени общества и в публичных интересах.

Конституционное введение института омбуд-смена — уполномоченного по правам человека в РФ — стало важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление правового статуса личности [4, с. 62—75].

Непрекращающийся поток индивидуальных и коллективных жалоб на нарушения прав человека свидетельствует о большом поле деятельности органов государственной власти, уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации, правозащитных организаций по приведению правоохранительной и уголовно-исполнительной систем России

в соответствие с требованиями международных стандартов.

Идея высшей ценности человека, его достоинства, прав и свобод, независимо от каких-либо различий, может стать мировоззренческой основой общественного согласия, залогом гражданского мира, внутриполитической стабильности. Права человека как объединяющий элемент национальной идеи могут обеспечить правопорядок и национальную безопасность России [5, с. 78].

Примечания

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г № 1772-р // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43, ст. 5544.

2. Оленев М.Г О некоторых аспектах взаимодействия Уполномоченного по правам человека в РФ с органами и учреждениями УИС // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1.

3. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г № 2202-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8.

4. Хазов Е.Н. Возникновение и развитие концепции конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина // Образование и право. 2010. № 3 (7).

5. Соблюдение прав осужденных и консультативная помощь администрации в российских пенитенциарных учреждениях: материалы Российско-британской конференции. М., 2010.

Notes

1. The concept of development criminally-executive system of the Russian Federation until 2020: appr. by order of the Government of the Russian Federation of 14 October 2010 № 1772-R // Collection of legislative acts of the RF. 2010. № 43, art. 5544.

2. Olenev G.M. Some aspects of the interaction of the Commissioner for human rights in Russia with the bodies and institutions of the penal correction system // Actual problems of Russian law. 2009. № 1.

3. On the procuracy of the Russian Federation: federal law of 17 January 1992 № 2202-I // Bulletin of the Congress of people's deputies and the Supreme Soviet of the Russian Federation. 1992. № 8.

4. Khazov E.N. The emergence and development of the concept of constitutional guarantees of rights and freedoms of man and citizen // Education and law. 2010. № 3 (7).

5. The rights of prisoners and advice to management in the Russian penitentiary institutions: proceedings of a Russian-British conference. Moscow, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.