DOI 10.37523/SUI.2021.43.79.004 УДК 343.85
Грязева Надежда Викторовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Кубанов Валерий Викторович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Nadezhda V. Gryazeva
Candidate of Law,
Assistant Professor of the Criminal Procedure and Criminalistics Department,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
Valeriy V. Kubanov
Candidate of Law, Associate Professor,
Assistant Professor of the Criminal Procedure and Criminalistics Department,
Samara Law Inst itute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ОПЫТ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО -ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОБЕГОВ
Аннотация. В структуре деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы по предупреждению побегов первое место традиционно занимают меры общей и специальной профилактики, реализуемые в рамках оперативной деятельности и режимных мероприятий посредством воздействия на лиц, склонных к совершению рассматриваемых преступлений. Немаловажная роль в рассматриваемом механизме отводится техническим средствам и новациям, внедряемым в деятельность учреждений УИС. Осознание того, что средства контроля в непрерывном режиме осуществляют постоянный мониторинг деятельности учреждения, постепенно формируют у осужденных, подозреваемых и обвиняемых убежденность в бесперспективности попыток совершения преступлений, в том числе побегов.
В статье анализируются вопросы использования опыта учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, в профилактике побегов. Охарактеризован комплекс мероприятий по предупреждению побегов из мест лишения свободы и из-под стражи, показана специфика общепрофилактического воздействия. Выявлены существенные недостатки в организации взаимодействия частей и служб отдельных учреждений и территориальных органов ФСИН России при осуществлении профилактической работы по предотвращению побегов. Сделан вывод о необходимости качественного научно-технического обеспечения деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов.
На основе обобщения положительного опыта работы органов и учреждений ФСИН России выделены основные направления деятельности, в наибольшей степени влияющие на предупреждение побеговой активности осужденных и лиц, содержащихся под стражей: использование средств электронного мониторинга в отношении отдельныых категорий осужденных; использование видеосистем и биометрических технологий в деятельности учреждений УИС; повышение качества патрулирования на режимной территории.
Ключевые слова: исправительное учреждение, профилактическая деятельность, пенитенциарная преступность, побег из мест лишения свободы и из-под стражи, пенитенциарная криминология, видеорегистрация, системы биометрического контроля.
EXPERIENCE IN THE PENAL INSTITUTIONS' WORK FOR THE ESCAPES PREVENTION
Summary. In the structure of the penal institutions activities for the escapes prevention, the first place is traditionally occupied by measures of general and special prevention, implemented within the framework of operational activities and regime measures, by influencing persons who are inclined to commit the crimes in question. An important role in the mechanism under consideration is given to technical means and innovations introduced into the penal institutions activities. The realization that the means of control continuously monitor the institution activities, gradually form the conviction of convicts in the futility of attempts to commit crimes, including escapes.
The article analyzes the issues of using the experience of institutions that provide isolation from society in the escapes prevention. The article describes a set of measures to prevent escapes from places of liberty deprivation and from custody, and shows the specifics of the general preventive effect. Significant shortcomings in the organization of parts interaction and services of individual institutions and territorial bodies of the Federal Penitentiary
© 2021 Грязева H. В., Кубанов В. В.
Service in the implementation of preventive work to prevent escapes were identified. The conclusion is made about the need for high quality scientific and technical support for the activities of correctional institutions and pretrial detention centers.
Based on the generalization of the positive penal experience, the main areas of activity that most affect the prevention of escape activity of convicts and persons in custody are identified: the use of electronic monitoring tools in relation to certain categories of convicts; the use of video systems and biometric technologies in the activities of penal institutions; improving the quality of patrolling in the restricted territory.
Keywords: correctional institution, preventive activities, penitentiary crime, escape from places of liberty deprivation and from custody, penitentiary criminology, video registration, biometric control systems.
Побеги из учреждений уголовно-исполнительной системы являются наиболее специфичными уголовно наказуемыми деяниями, совершаемыми осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми в период отбывания наказания и применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
В 2020 г. общее число зарегистрированных преступлений среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, составило 1184, из них 98 побегов из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ). По количеству преступлений побеги занимают вторую позицию после преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их удельный вес в общей структуре пенитенциарной преступности превышает 8% [1].
Проведенный Федеральной службой исполнения наказаний анализ сложившейся ситуации позволил установить, что предпринимаемые территориальными органами меры по профилактике побегов имеют ряд системных недостатков. Последующее устранение их, особенно в отношении совершения побегов из-под надзора, позволило в 2020 г. снизить количество фактов самовольного оставления мест лишения свободы осужденными. Несмотря на это, за последние 3 года прослеживается положительная динамика количества возбужденных уголовных дел по делам рассматриваемой категории дел к числу поступивших сообщений об обнаружении отсутствия осужденных [2].
Профилактическая деятельность, направленная на борьбу с пенитенциарной преступностью в целом и побегами в частности, требует повышения эффективности работы всей системы правоохранительных органов, в рамках которой учреждения ФСИН России являются основным структурным звеном, отвечающим за внутреннее взаимодействие служб уголовно -исполнительной системы и внешнее взаимодействие с органами внутренних дел, традиционно ответственных за предотвращение преступной деятельности.
Как справедливо указывают Ю. М. Антонян и А. И. Гришко, профилактическая деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, предполагает, во -первых, выявление причин, порождающих эти деяния, и, во-вторых, выявление условий, способствующих их совершению, с последующей разработкой мер по устранению названных обстоятельств [3, с. 18].
Качественная организация комплекса мероприятий по предупреждению побегов имеет существенное значение для реализации задач, стоящих перед уголовно -исполнительной системой и другими правоохранительными органами, что не представляется возможным без качественного теоретического и научно-технического обеспечения деятельности отдельно взятых учреждений УИС.
Изучение способов совершенных из исправительных учреждений побегов указывает на недостаточный уровень взаимодействия частей и служб как отдельных учреждений, так и территориальных органов ФСИН России при осуществлении профилактической работы по предотвращению побегов. Кроме формального подхода к организации качественного надзора за осужденными, совершенные побеги и допущенные в изолированных участках исправительных колоний преступления указывают также на недостаточный уровень оснащенности учреждений уголовно -исполнительной системы необходимым техническим оборудованием.
Большинство исследователей в области пенитенциарной криминологии указывают в качестве наиболее эффективного направления общепрофилактического воздействия оперативно -розыскную деятельность. В то же время постоянное совершенствование технических средств, появление новых технологий идентификации личности, основанных на биометрических параметрах, становятся незаменимым элементом предупредительной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Обобщив положительный опыт работы органов и учреждений ФСИН России, направленный на предупреждение побеговой активности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, можно выделить несколько направлений, в наибольшей степени влияющих, по нашему мнению, на достижение указанной цели.
1. Использование средств электронного мониторинга в отношении отдельных категорий осужденных. Федеральным законодательством закреплено право использования учреждениями уголовно-исполнительной системы аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля для обеспечения надзора и предупреждения преступлений, а также получения необходимой информации о поведении подконтрольных лиц. Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ) является техническим средством обеспечения режима и, по сути, представляет одну из разновидностей автоматизированных систем правоохранительных органов. Основной целью функционирования СЭМПЛ является обеспечение в территориальных органах ФСИН России надзора за осужденными, а также контроля лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. В то же время использование средств электронного мониторинга имеет существенное профилактическое значение.
В отдельных учреждениях эксперимент по применению средств электронного мониторинга в отношении осужденных, проходящих лечение в учреждениях муниципального здравоохранения, а также трудоустроенных на малочисленных выездных объектах, признан эффективным. В КП-2 и КП-3 УФСИН России по Московской области с 01.09.2014 по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации внедрена практика использования средств электронного мониторинга в надзоре за осужденными, проходящими лечение. Таким образом, была решена проблема профилактики побегов, неоднократно совершенных осужденными в первом полугодии [4].
2. Использование систем видеонаблюдения и биометрических технологий в деятельности учреждений УИС. Согласно международной классификации идентификационных методов под биометрией (англ. biometrics) в настоящее время принято понимать автоматизированный процесс отождествления физических лиц, основанный на их поведенческих и биологических характеристиках. В настоящее время во многих странах активно ведутся исследования в области идентификации личности на основе биометрических параметров. К таковым относятся устойчивые анатомические и физиологические признаки личности, в процессе анализа которых реализуется процедура установления тождества. К биометрическим параметрам относят папиллярные узоры пальцев рук, рисунок радужной оболочки глаза, рисунок кровеносных сосудов сетчатки глаза, геометрия кисти руки. Среди них идентификация личности по изображению лица представляется наиболее приемлемой для массового применения в исправительных учреждениях. Данная задача может быть реализована посредством функционирования систем видеоконтроля, предназначенных для контроля за запретными зонами. Указанные системы относятся к важнейшим элементам комплексной системы безопасности УИС.
А. В. Щербаков справедливо указывает, что использование систем видеонаблюдения в деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, обладает психологическим эффектом, стимулирующим к снижению количества правонарушений в среде осужденных и улучшению служебной дисциплины среди сотрудников учреждений [5, с. 478]. Таким образом, техническое средство осуществления надзора оказывает существенное профилактическое воздействие посредством влияния на правосознание осужденных.
Согласно результатам экспертного опроса, проведенного сотрудниками НИИ ФСИН России, 75 % опрошенных сотрудников УИС отмечали видеорегистраторы в качестве наиболее эффективных средств осуществления надзора в системе профилактики преступлений осужденных; 65,4 % респондентов - системы видеонаблюдения; 26,3 % - системы контроля и управления доступом; 15,8 % - светозвуковые сигнализации [6, с. 61].
Участвующие в экспертном опросе осужденные в большинстве своем (66,8 %) отмечали, что установка камер видеонаблюдения в учреждениях УИС способствует соблюдению правил внутреннего распорядка, положительным образом влияет на обеспечение их безопасности. Однако многие осужденные, в том числе не придерживающиеся такой точки зрения, отмечали наличие у камер «слепых зон».
По мнению 54,9 % осужденных ограждения запретных зон и инженерно -технические средства охраны и надзора являются основным препятствием для совершения побегов, тогда как возможность применения оружия часовым в качестве такого средства отметили 31,8 % опрошенных [7, с. 12].
Однако в настоящее время следует учитывать то, что в ст. 83 УИК РФ установлено право применения администрацией технических средств обеспечения режимных требований, но не обязанность. В то же время существуют апробированные на практике рекомендации для предотвращения случаев провокации со стороны осужденных и иных лиц:
- при выявлении случаев нарушения законности оператор поста видеонаблюдения незамедлительно фиксирует его, в том числе с помощью скриншотов экрана, и применяет меры к копированию видеозаписи за период несения службы, когда произошло нарушение законности;
- дежурному помощнику начальника учреждения необходимо перед заступлением на службу лично контролировать готовность к работе видеорегистраторов и уровень заряда устройства;
- видеозаписи с регистраторов дневной и дежурной смен младших инспекторов необходимо помимо просмотра на персональном компьютере дежурного или его помощника дублировать в архив до одного года на дополнительном устройстве ПК для предотвращения возможности их утраты.
По состоянию на 2019 г. системами биометрической идентификации личности оборудовано 182 СИЗО и тюрем, а также 275 исправительных учреждений, в том числе 28 колоний -поселений (далее - КП) и 27 участков колоний-поселений (далее - УКП). Для контроля за осужденными в КП и УКП установлено 113 стационарных считывателей биометрической идентификации личности.
Биометрические считыватели устанавливаются на контрольно -пропускных пунктах (далее - КПП) по пропуску людей на территорию учреждения УИС, в дежурных частях, столовых для осужденных, карантинных отделениях, на объектах производственных и жилых зон. Наряду с этим, в 23 учреждениях внедрено в практику использование переносных комплектов биометрической идентификации личности в надзоре за осужденными, трудоустроенными на выводных рабочих объектах [8].
Анализ сложившейся ситуации по использованию биометрических систем в исправительных учреждениях позволяет сделать вывод о том, что применение систем контроля доступа (СКДЛ Синергет, Втат!^, BioSense, Faceинтеллект), а также автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем (АДИС «Папилон») эффективно в целях охраны и поддержания режима на территории учреждений. Данные технические средства в сочетании с программным обеспечением зарекомендовали себя как надежные и проверенные системы для отслеживания любых перемещений лиц и транспорта на вверенной территории, а также отождествления личности. Аппаратный видеоанализ изображений посредством алгоритмов, основанных на использовании нейросетей (машинного обучения) позволяет добиться принципиально нового качества детекции, трекинга и распознавания объектов в реальных условиях. По сравнению с системами видеоанализа предыдущего поколения (на базе математических моделей) достигнут целый ряд важных преимуществ: 1) видеоаналитика уверенно работает в условиях больших скоплений людей (что характерно для ИУ), даже когда объекты частично закрывают друг друга; 2) не требуется калибровка параметров съемки (задание точных данных о ракурсе, углу поля зрения, высоты установки камер и пр.), что максимально сокращает время на запуск систем в эксплуатацию; 3) видеоанализ способен работать в случае подвижного фона - имеется возможность детекции и трекинга объектов (алгоритмы видеоанализа предыдущих поколений были основаны на выделении подвижных объектов относительно стационарного фона); 4) максимальная невосприимчивость к потенциальным источникам ложных срабатываний - снегу, дождю, мерцанию света, теням, свету фар. Простой пользовательский интерфейс биометрических систем облегчает несение службы часового КПП по пропуску людей, упрощая процедуру идентификации лиц. Кроме того, автоматически ведется электронный журнал событий с длительным периодом хранения информации.
Наименьшую вероятность ошибки имеет биометрическая система «Синергет СКДЛ», так как использует для идентификации два параметра (геометрия лица и отпечаток пальца), то есть является мультимодальной. Также перспективной биометрической системой, предназначенной для оборудования КПП по пропуску людей на объектах УИС, может стать комплекс, позволяющий осуществлять поиск по двум параметрам: фотографическому изображению лица и голосу [9].
3. Повышение качества патрулирования часовыми, несущими службу по охране учреждений уголовно-исполнительной системы. Для повышения качества несения службы, устранения ©мертвых зон» на режимной территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области для обзора часовых, несущих службу способом патрулирования, в калитке маскировочного ограждения
на стыке 2-3 участка установлено смотровое окошко, позволяющее устранить «мертвые зоны» для обзора режимной территории. Это позволяет повысить эффективность часовых при патрулировании и оперативность действий резервных групп караула по предотвращению перебросов запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения.
Смотровое окошко в калитке ограждения внешней запретной зоны также целесообразно использовать при выдвижении на преследование бежавших преступников с целью осмотра режимной территории и предотвращения возможного нападения на сотрудников учреждения при выходе из калитки. Данная разработка практически не требует финансовых затрат [10].
Обобщая опыт учреждений уголовно-исполнительной системы по предупреждению побегов, следует отметить, что в структуре рассматриваемой деятельности первое место традиционно занимают меры общей и специальной профилактики, реализуемые в рамках оперативной деятельности и режимных мероприятий, посредством воздействия на лиц, склонных к совершению рассматриваемых преступлений. Немаловажная роль в рассматриваемом механизме отводится техническим средствам и новациям, внедряемым в деятельность учреждений УИС. Осознание того, что средства контроля в непрерывном режиме осуществляют постоянный мониторинг деятельности учреждения, постепенно формируют у осужденных, подозреваемых и обвиняемых убежденность в бесперспективности попыток совершения преступлений, в том числе побегов.
Полагаем, что использование обобщенного положительного опыта работы органов и учреждений УИС позволит более эффективно реализовывать меры, направленные на предупреждение побеговой активности из учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.
Библиографический список
1. Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (2-УИС) // Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь-декабрь 2020г.): информационно-аналитический сборник. Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2021.
2. О состоянии работы по профилактике побегов из-под надзора в 2020 г: аналитический обзор // Информационное письмо ФСИН России (документ официально опубликован не был).
3. Пенитенциарная криминология: учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. Рязань: Академия ФСИН России, 2009. 567 с.
4. О недостатках в деятельности учреждений и органов УИС по профилактике и недопущению побегов из-под надзора в 2014 г. // Обзор ФСИН России от 15.12.2014 исх. 07-60999 (документ официально опубликован не был).
5. Щербаков А. В. Инженерно-технические средства обеспечения режимных требований безопасности уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26(1-4). №4. С. 476-481.
6. Хабаров А. В. Соблюдение прав осужденных и персонала уголовно-исполнительной системы в условиях применения технических средств обеспечения безопасности // Человек: преступление и наказание. 2011. № 3. С. 59-63.
7. Щербаков А. В. Отдельные аспекты обеспечения безопасности на объектах уголовно-исполнительной системы: практ. рек. / А. В. Щербаков, Л. Ю. Буданова, В. П. Киреев. Псков: Псков. филиал Академии ФСИН России, 2020. 21 с.
8. О состоянии режима и надзора в исправительных учреждениях и следственных изоляторах территориальных органов ФСИН России в 2018 г.// Информационное письмо ФСИН России от 28 марта 2019 г. исх. 03-22260 (документ официально опубликован не был).
9. Кутаков Н. Н. Применение биометрических систем распознавания личности на контрольно-пропускных пунктах охраняемых объектов уголовно-исполнительной системы: аналит. обзор с предложениями / Н. Н. Кутаков, С. А. Денисьев. Рязань: Академия ФСИН России, 2018. 29 с.
10. Предупреждение и пресечение побегов из-под охраны. Оборудование в ограждении внешней запретной зоны смотрового окошка для наблюдения за прилегающей территорией: обзор передового опыта ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области от 17.05.2016 (документ официально опубликован не был).
References
1. Otchet o sostoyanii prestupnosti sredi lic, soderzhashchihsya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (2-UIS) [Report on the state of crime among persons held in institutions of the penitentiary system (2-UIS)]. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy FSIN Rossii (yanvar' - dekabr' 2020 g.): informacionno-analiticheskij sbornik [Key performance indicators of the penitentiary system (January-December 2020): information and analytical collection]. Tver, 2021 [in Russian].
2. O sostoyanii raboty po profilaktike pobegov iz-pod nadzora v 2020 godu: analiticheskij obzor [On the state of work on the prevention of escapes from surveillance in 2020: an analytical review]. Informacionnoe pis'mo FSIN Rossii (document oficial'no opublikovan ne byl) [Information letter of the Federal Penitentiary Service of Russia] [in Russian].
3. Penitenciarnaya kriminologiya: uchebnik [Penitentiary Criminology]. Ryazan, 2009, 567 p. [in Russian].
4. O nedostatkah v deyatel'nosti uchrezhdenij i organov UIS po profilaktike i nedopushcheniyu pobegov iz-pod nadzora v 2014 g. [About shortcomings in the activities of institutions and bodies of the Criminal Justice System for the prevention and prevention of escapes from supervision in 2014]. Obzor FSIN Rossii ot 15.12.2014 iskh. 07-60999 (document oficial'no opublikovan ne byl) [Review of the Federal Penitentiary Service of Russia from 15.12.2014 ex. 07-6099] [in Russian].
5. Shcherbakov A. V. Inzhenerno-tekhnicheskie sredstva obespecheniya rezhimnyh trebovanij bezopasnosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Engineering and technical means of ensuring the regime requirements of the security of the penal system]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: Crime and Punishment], 2018, t. 26 (1-4), no. 4, p. 476-481 [in Russian].
6. Habarov A. V. Soblyudenie prav osuzhdennyh i personala ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v usloviyah primeneniya tekhnicheskih sredstv obespecheniya bezopasnosti [Observance of the rights of convicts and the staff of the penitentiary system in the conditions of the use of technical means of ensuring security]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: Crime and Punishment], 2011, no. 3, p. 59-63 [in Russian].
7.Shcherbakov A. V. Otdel'nye aspekty obespecheniya bezopasnosti na ob"ektah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: prakticheskie rekomendacii [Certain aspects of ensuring security at the facilities of the penitentiary system: practical recommendations]. Pskov, 2020, 21 p. [in Russian].
8. O sostoyanii rezhima i nadzora v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah i sledstvennyh izolyatorah ter-ritorial'nyh organov FSIN Rossii v 2018 g. [About the state of the regime and supervision in correctional institutions and pre-trial detention centers of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia in 2018]. Informacionnoe pis'mo FSIN Rossii ot 28 marta 2019 g. iskh. 03-22260 (document oficial'no opublikovan ne byl) [Information letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated March 28, 2019 ex. 03-22260] [in Russian].
9. Kutakov N. N., Denis'ev S. A. Primenenie biometricheskih system raspoznavaniya lichnosti na kontrol'no-propusknyh punktah ohranyaemyh ob"ektov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: analit. obzor s predlozheniyami [Application of biometric identity recognition systems at checkpoints of protected objects of the penitentiary system: analit. overview with suggestions]. Ryazan, 2018, 29 p. [in Russian].
10. Preduprezhdenie i presechenie pobegov iz-pod ohrany. Oborudovanie v ograzhdenii vneshnej zapretnoj zony smotrovogo okoshka dlya nablyudeniya za prilegayushchej territoriej: obzor peredovogo opyta FKU IK-1 UFSIN Rossii po Kostromskoj oblasti ot 17.05.2016 (document oficial'no opublikovan ne byl) [Prevention and suppression of escapes from protection. Equipment for fencing the external restricted area of the observation window for monitoring the adjacent territory: review of the best practices of the FKU IK-1 of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Kostroma region from 17.05.2016] [in Russian].