Научная статья на тему 'Организация социальной защиты сотрудников ФСИН России в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы'

Организация социальной защиты сотрудников ФСИН России в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1813
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов А. А.

В статье рассматриваются некоторые аспекты и направления деятельности, связанные с организацией учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы социальной защиты своих сотрудников. Анализируется влияние различных факторов на данную деятельность в условиях реформирования системы исполнения наказаний, в том числе проблемы обеспечения согласованной работы всех субъектов социальной защиты, соблюдения субъективных прав и выполнения обязанностей, осуществления контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация социальной защиты сотрудников ФСИН России в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.83

Организация социальной защиты сотрудников ФСИН России в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы

■ А.А. ПОПОВ - адъюнкт кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

В статье рассматриваются некоторые аспекты и направления деятельности, связанные с организацией учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы социальной защиты своих сотрудников. Анализируется влияние различных факторов на данную деятельность в условиях реформирования системы исполнения наказаний, в том числе проблемы обеспечения согласованной работы всех субъектов социальной защиты, соблюдения субъективных прав и выполнения обязанностей, осуществления контроля.

Ключевые слова: социальная защита; сотрудник уголовно-исполнительной системы; реформирование.

Organization of social protection of employees of the Federal Penal Service of Russia in the conditions of reforming the penal system

■ A.A. POPOV - Adjunct of the Department of administrative and legal disciplines of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article discusses some aspects and activities related to the organization of institutions and bodies of the penal system of social protection of their employees. It analyses the influence of various factors on this activity in the conditions of reforming the penal system, including problems of coordinated work of all the subjects of social protection, respect for the subjective rights and responsibilities, monitoring.

Key words: social protection; employees of the penal system; reforming.

Обеспечение должного уровня социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования является одной из основных задач, предусмотренных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.1

С учетом необходимости интеграции нашего государства в международное право-

вое поле, соблюдения международных стандартов и правил обращения с заключенными, обеспечения престижа службы становится актуальной задача, связанная с реализацией мер по соблюдению социальных гарантий, предусмотренных для сотрудников системы действующим законодательством.

Повышение социального статуса сотрудников, помимо концепции, предусмотрено

государственной программой Российской Федерации «Юстиция», участником которой является Федеральная служба исполнения наказаний.

Как следует из доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2015-2017 гг., в рамках кадрового обеспечения предусмотрен ряд мер, направленных на повышение статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение социальных гарантий, в том числе выделение жилья сотрудникам и членам их семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, применение практики материального и морального стимулирования и т.д.2

Основным нормативным правовым актом, призванным решить поставленные перед уголовно-исполнительной системой задачи в сфере обеспечения социальных гарантий сотрудников, стал федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-Ф33, в рамках которого был принят ряд подзаконных актов, касающихся выплат на санаторно-курортное лечение, подъемного пособия и суточных при переезде на новое место службы в другой населенный пункт, выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением обязанностей, жилищного обеспечения и т.д.

К примеру, в законе Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-14 правовой защите и социальной поддержке сотрудников уголовно-исполнительной системы посвящена гл. VI. До изменений, внесенных федеральным законом о социальных гарантиях, в ней отсутствовала ст. 33.1, устанавливающая данные гарантии и соответствующую нормативную базу5.

В деятельности управомоченных субъектов системы можно выделить несколько функций, связанных со сбором и анализом информации о состоянии социальной защищенности сотрудников, с подготовкой и принятием различных управленческих решений по данным вопросам, внесением изменений в законодательные акты.

Одним из направлений работы по обеспечению социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы является обязательное государственное страхование жизни и здоровья. Ежегодно Федеральная служба исполнения наказаний заключает государственный контракт со страховой компанией в пользу выгодоприобретателей - сотрудников. Размер страховых сумм при наступлении страхового случая уста-

новлен п. 2 ст. 5 федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ6. В частности, в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) сумма выплат составит 200 тыс. руб., при получении легкого увечья - 50 тыс. руб. Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции. Вместе с тем на практике возникает немало проблем, связанных с отказом страховых компаний осуществлять выплаты по различным причинам как объективного (наступление страхового случая является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью), так и необъективного (связанного с моментом наступления страхового случая и моментом направления документов в компанию) характера. В итоге сотруднику приходится отстаивать свои законные интересы в судебном порядке.

Обеспечение выплат на санаторно-курортное лечение в медицинских организациях Федеральной службы исполнения наказаний сотруднику и членам его семьи, а также лицам, находящимся на иждивении сотрудника, также является одним из основных направлений реализации политики в сфере социальной защиты личного состава пенитенциарной системы. Размер таких выплат установлен приказом ФСИН России от 31.01.2013 г. № 447 и составляет для сотрудников и пенсионеров системы 25% от стоимости путевки (12000 руб.), то есть 3000 руб. Для членов семей сотрудников и пенсионеров системы, а также лиц, находящихся на иждивении сотрудника и проживающих совместно с ним, - 50% от стоимости путевки.

Выплата подъемного пособия и суточных при переезде сотрудников уголовно-исполнительной системы на новое место службы в другой населенный пункт регламентирована приказом ФСИН России от 09.04.2013 г. № 1748. Подъемное пособие выплачивается в размере одного месячного оклада денежного содержания на сотрудника и одной четвертой части месячного оклада на каждого члена его семьи, переехавшего в населенный пункт по новому месту службы, либо в близлежащий от нового места службы населенный пункт, либо в другой населенный пункт в связи с отсутствием жилого помещения по новому месту службы сотрудника. Вместе с тем выплата суточных авансом данным документом не предусмотрена, а также в нем разъяснено, что сотруднику и членам его семьи, из-за отсутствия жилого

помещения по новому месту службы проживающим в близлежащих населенных пунктах, получившим подъемное пособие при переезде в эти пункты, а затем переехавшим в населенный пункт по новому месту службы, подъемное пособие не выплачивается. В остальном размер, расчет, особенности выплаты суточных и подъемного пособия такие же, как и для сотрудников органов внутренних дел.

Другим направлением реализации мер социальной защиты является обеспечение выплат, связанных с проездом к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год. Стоит отметить, что данный вид выплат затрагивает лишь ограниченную категорию сотруд-ников9. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что по своей правовой природе указанная мера является социальной льготой, право на которую непосредственно из Конституции РФ не вытекает, а потому как само ее введение, так и определение оснований предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также их изменение представляют собой дискрецию законодателя10.

Решение жилищной проблемы также является одним из основных и, наверное, самым актуальным направлением деятельности управомоченных субъектов уголовно-исполнительной системы. Так, сотрудник может реализовать свое право на получение единовременной социальной выплаты, которая, как правильно отметила О. Фурагина, законодателем сохранена, в том числе и за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение данной выплаты11. При наличии определенных условий сотрудники вправе рассчитывать на предоставление жилого помещения в собственность, предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма. Не имеющие жилого помещения по месту службы могут реализовать свое право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилья или предоставление помещений специализированного жилищного фонда.

В настоящее время в Федеральной службе исполнения наказаний остро стоит вопрос обеспечения жильем вновь принимаемых на службу молодых сотрудников, в

том числе выпускников образовательных организаций уголовно-исполнительной системы, которые не имеют помещений для постоянного проживания и не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Рассчитывать на получение единовременной социальной выплаты таким сотрудникам не приходится ввиду обязательности наличия десятилетнего стажа (общей продолжительности) службы. Получается, что данная категория сотрудников в большей степени остается социально незащищенной.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении сотрудников, переводимых в другой территориальный орган и не обеспеченных помещениями для постоянного проживания по новому месту службы.

Наличие у учреждений и органов уголовно-исполнительной системы помещений специализированного жилищного фонда лишь частично способствует решению данной проблемы. Так, доля обеспеченности служебными жилыми помещениями сотрудников в 2014 г. составила 5,4%12.

Рассмотренные направления работы являются лишь частью социальных и правовых гарантий, реализуемых управомочен-ными субъектами пенитенциарной системы в рамках выполнения своих обязательств, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации в сфере социальной защиты сотрудников правоохранительных органов.

Помимо рассмотренных направлений к мерам социальной защиты, указанным в федеральном законе от 30.12.2012 г. № 283-Ф3, относятся выплата денежного довольствия, оказание медицинских услуг, предоставление денежных компенсаций за установку квартирных телефонов, услуги местной телефонной связи, топливо для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, и другие компенсации и гарантии. Стоит отметить, что с принятием названного закона наметилась позитивная тенденция перехода с подзаконного уровня регулирования социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы на уровень федерального законодательства.

Как отмечает С.П. Матвеев, сам факт введения в действие законов, устанавливающих социальные гарантии для сотрудников правоохранительных органов, свидетельствует о понимании законодателем высокой значимости вопросов социальной защиты государственных служащих13.

Таким образом, организация социальной защиты сотрудников уголовно-исполни-

тельной системы в условиях ее реформирования зависит от многих факторов, связанных с согласованной деятельностью всех субъектов социальной защиты, взаимодействием и сотрудничеством Федеральной службы исполнения наказаний, ее органов

и учреждений между собой, осуществлением грамотного контроля за реализацией данных функций, а также обеспечением соблюдения субъективных прав и выполнения обязанностей сотрудниками в обозначенной сфере.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

2 См.: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ DROND%202015-2017.pdf

3 См.: Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7608.

4 См.: Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

5 См.: Заболонкова О. Социальные гарантии сотрудникам УИС, ФПС, органов наркоконтроля, таможенных органов с 2013 года // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 4. С. 55-66.

6 См.: Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» // Российская газета.1998. № 67.

7 См.: Приказ ФСИН России от 31.01.2013 г. № 44 «Об определении стоимости путевки и установлении размера платы за санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета. 2013. № 92.

8 См.: Приказ ФСИН России от 09.04.2013 г. № 174 «Об утверждении Порядка выплаты подъемного пособия и суточных при переезде сотрудников уголовно-исполнительной системы на новое место службы в другой населенный пункт» // Российская газета. 2013. № 96.

9 См.: Приказ ФСИН России от 24.04.2013 г. № 207 «Об утверждении Порядка оплаты проезда сотруднику уголовно-исполнительной системы, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно» // Российская газета. 2013. № 125.

10 См.: Шальман О.В. Споры о компенсации расходов северян на оплату стоимости проезда воздушным транспортом к месту отдыха и обратно // Комментарий судебной практики / Под ред. К.Б. Ярошенко. М., 2014. Вып. 19. С. 132-156.

11 См.: Фурагина О. Решение жилищной проблемы в новом законе № 283-ФЗ для сотрудников УИС, ФПС, органов наркоконтроля, таможенных органов // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 3. С. 67-76.

12 См.: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ DROND%202013-2014.pdf

13 См.: Матвеев С.П. Современные тенденции модернизации социальной защиты государственных служащих в рамках административной реформы // Административное право и процесс. 2013. № 6. С. 52-56.

1 Sm.: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 14.10.2010 g. № 1772-r «O Koncepcii razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // SZ RF. 2010. № 43. St. 5544.

2 Sm.: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ DR0ND%202015-2017.pdf

3 Sm.: Federal'nyj zakon ot 30.12.2012 g. № 283-FZ «O social'nyh garantijah sotrudnikam nekotoryh federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7608.

4 Sm.: Zakon RF ot 21.07.1993 g. № 5473-1 «Ob uchrezhdenijah i organah, ispolnjajushhih ugolovnye nakazanija v vide lishenija svobody» // Vedomosti SND i VS Rf. 1993. № 33. St. 1316.

5 Sm.: Zabolonkova O. Social'nye garantii sotrudnikam UIS, FPS, organov narkokontrolja, tamozhennyh organov s 2013 goda // Silovye ministerstva i vedomstva: buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie. 2013. № 4. S. 55-66.

6 Sm.: Federal'nyj zakon ot 28.03.1998 g. № 52-FZ «Ob objazatel'nom gosudarstvennom strahovanii zhizni i zdorov'ja voennosluzhashhih, grazhdan, prizvannyh na voennye sbory, lic rjadovogo i nachal'stvujushhego sostava organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii, Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby, organov po kontrolju za oborotom narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshhestv, sotrudnikov uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» // Rossijskaja gazeta.1998. № 67.

7 Sm.: Prikaz FSIN Rossii ot 31.01.2013 g. № 44 «Ob opredelenii stoimosti putevki i ustanovlenii razmera platy za sanatorno-kurortnoe lechenie v medicinskih organizacijah (sanatorno-kurortnyh organizacijah) Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij» // Rossijskaja gazeta. 2013. № 92.

8 Sm.: Prikaz FSIN Rossii ot 09.04.2013 g. № 174 «Ob utverzhdenii Porjadka vyplaty pod#emnogo posobija i sutochnyh pri pereezde sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy na novoe mesto sluzhby v drugoj naselennyj punkt» // Rossijskaja gazeta. 2013. № 96.

9 Sm.: Prikaz FSIN Rossii ot 24.04.2013 g. № 207 «Ob utverzhdenii Porjadka oplaty proezda sotrudniku ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, prohodjashhemu sluzhbu v rajonah Krajnego Severa, priravnennyh k nim mestnostjah i drugih mestnostjah s neblagoprijatnymi klimaticheskimi ili jekologicheskimi uslovijami, v tom chisle otdalennyh, ili v uchrezhdenijah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, dislocirovannyh v sub#ekte Rossijskoj Federacii, vhodjashhem v Ural'skij, Sibirskij ili Dal'nevostochnyj federal'nyj okrug, libo za predelami territorii Rossijskoj Federacii, a takzhe odnomu iz chlenov ego sem'i k mestu provedenija osnovnogo (kanikuljarnogo) otpuska po territorii (v predelah) Rossijskoj Federacii i obratno» // Rossijskaja gazeta. 2013. № 125.

10 Sm.: Shal'man O.V. Spory o kompensacii rashodov severjan na oplatu stoimosti proezda vozdushnym transportom k mestu otdyha i obratno // Kommentarij sudebnoj praktiki / Pod red. K.B. Jaroshenko. M., 2014. Vyp. 19. S. 132-156.

11 Sm.: Furagina O. Reshenie zhilishhnoj problemy v novom zakone № 283-FZ dlja sotrudnikov UIS, FPS, organov narkokontrolja, tamozhennyh organov // Silovye ministerstva i vedomstva: buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie. 2013. № 3. S. 67-76.

12 Sm.: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ DROND%202013-2014.pdf

13 Sm.: Matveev S.P. Sovremennye tendencii modernizacii social'noj zashhity gosudarstvennyh sluzhashhih v ramkah administrativnoj reformy // Administrativnoe pravo i process. 2013. № 6. S. 52-56. H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.