ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Civil law
УДК 369
https://doi. org/10.53993/2078-3914/2022/2(51)/158-171
Д. В. Хильман
О СИСТЕМЕ СТРАХОВЫХ ГАРАНТИЙ И ИНЫХ ВЫПЛАТ СОТРУДНИКАМ УИС В ЦЕЛЯХ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ИХ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ
В статье анализируется система страховых и социальных гарантий в целях возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников уголовно-исполнительной системы. Выявляются проблемы законодательного регулирования и практической реализации материальных компенсаций в целях возмещения вреда их жизни и здоровью сотрудников УИС. Проводится сравнительный анализ размеров компенсаций и иных условий возмещения вреда по одинаковым основаниям из различных источников правового регулирования. Делаются выводы о пересечении действия страховых и социальных гарантий, наличии правовых коллизий в нормативном регулировании и организационном обеспечении. Оцениваются различные научные мнения по поводу выявляемых проблем. Предлагается внедрение ряда взаимосвязанных мер для построения действенной организационно-правовой системы гарантий сотрудникам УИС в целях возмещения вреда, причиненного их жизни и здоровью.
Ключевые слова: страховые гарантии; социальные гарантии; принцип справедливости; компенсационные выплаты в целях возмещения вреда жизни и здоровью сотрудников УИС; социальное обеспечение сотрудников ФСИН России.
Для цитирования: Хильман Д. В. О системе страховых гарантий и иных выплат сотрудникам УИС в целях возмещения вреда их жизни и здоровью // Вестник Кузбасского института. 2022. № 2 (51). С. 158-171. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/2(51)/158-171.
D. V. Khilman
ABOUT THE SYSTEM OF INSURANCE GUARANTEES AND OTHER PAYMENTS TO EMPLOYEES OF THE UIS IN ORDER TO COMPENSATE FOR HARM TO THEIR LIFE AND HEALTH
The article analyzes the system of insurance and social guarantees in order to compensate for the harm caused to the life and health of employees of the penitentiary system. The problems of legislative regulation and practical implementation of material compensations in order to compensate for harm to their life and health of employees of the penal system are identified. A comparative analysis of the amount of compensation and other conditions of compensation for damage on the same grounds from various sources of legal regulation is carried out. Conclusions are drawn about the intersection of insurance and social guarantees, the presence of legal conflicts in regulatory regulation and organizational support.
© Хильман Д. В., 2022 © Khilman D. V., 2022
Various scientific opinions on the identified problems are evaluated. It is proposed to introduce a number of interrelated measures to build an effective organizational and legal system of guarantees to the employees of the penal system in order to compensate for the harm caused to their life and health.
Keywords: insurance guarantees; social guarantees; the principle of justice; compensation payments for the purpose of compensation for harm to the life and health of employees of the Penal Service; social security of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia.
For citation: Khilman D. V. About the system of insurance guarantees and other payments to employees of the uis in order to compensate for harm to their life and health. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2022, no. 2 (51), p. 158— 171. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/2(51)/158-171.
Многие сотрудники УИС зачастую ошибочно полагают, что в случае причинения вреда здоровью сотрудника в связи с выполнением им служебных обязанностей в качестве компенсации он должен выбрать между страховой выплатой по обязательному государственному страхованию, единовременным пособием или ежемесячной денежной компенсацией. Такие ошибки становятся возможными ввиду некоей запутанности правового регулирования указанных общественных отношений.
Постараемся последовательно разобраться в юридическом механизме, обеспечивающем реализацию установленных отечественным законодательством правовых гарантий в целях возмещения вреда жизни и здоровью сотрудников УИС. Попытаемся определить возможные противоречия и проблемы этого механизма, оценить справедливость устанавливаемых правил.
Ст. 33.1 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 69 и 70 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» (далее — ФЗ «О службе в УИС»)
предусмотрены страховые гарантии сотрудникам УИС, а также иные выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением ими служебных обязанностей, которые выражены в ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «О социальных гарантиях»).
Все правовые гарантии, вытекающие из содержания ст. 12 ФЗ «О социальных гарантиях», можно разделить на два независимых друг от друга вида гарантий.
В первую очередь закон выделяет страховую гарантию возмещения вреда жизни и здоровью сотрудников УИС (ч. 1 ст. 12 ФЗ «О социальных гарантиях»). Она осуществляется на основании заключения договора обязательного государственного страхования за счет соответствующих страховых фондов.
Вторым видом гарантий закон устанавливает социальные гарантии в форме денежных выплат в целях возмещения вреда жизни и здоровью, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей (ч. 2, 4, 5 ст. 12 ФЗ «О социальных гарантиях»). Эти выплаты осуществляются не на основе обязательного государственного страхования, а за счет
отдельно выделяемых средств федерального бюджета (т. е. за счет лимитов бюджетных обязательств).
Страховая гарантия и социальные гарантии имеют существенные отличия, поэтому следует четко различать их между собой. Так, можно выделить несколько ключевых отличий страховой гарантии от социальных гарантий.
Во-первых, эти гарантии отличаются по правовой природе.
Страховая гарантия представляет собой возмещение вреда как меру частноправового характера, вытекающую из заключенного гражданско-правового договора обязательного государственного страхования (т. е. гражданско-правовое денежное обязательство по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудника).
Социальные гарантии являются денежными выплатами публично-правового, обеспечительного бюджетного характера (мерами социального обеспечения) и не относятся к гражданско-правовым.
Во-вторых, эти гарантии отличаются основными источниками правового регулирования.
Так, отношения из реализации страховой гарантии регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об обязательном государственном страховании»).
Отношения из реализации социальных гарантий регулируются Федераль-
ным законом от 30.12.2012 № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «О социальных гарантиях»).
В-третьих, эти гарантии реализуются из разных правовых оснований (юридических фактов).
Обязательства по страховым выплатам возникают при наступлении страхового случая на основании заключенного со страховой организацией государственного контракта на оказание услуг по осуществлению обязательного государственного страхования.
Выплаты по социальным гарантиям возникают при наступлении указанных в законе случаев на основании решения специально создаваемой комиссии о производстве выплаты.
В-четвертых, эти гарантии осуществляются за счет различных видов финансовых средств.
Выплаты по страховой гарантии осуществляются за счет частных средств страховой организации, с которой заключен государственный контракт (нужно отметить при этом, что сам государственный контракт об обязательном государственном страховании заключается за счет бюджетных ассигнований).
Выплаты по социальным гарантиям осуществляются за счет отдельно выделяемых на эти цели государственных лимитов бюджетных обязательств, установленных органу (учреждению), в котором сотрудник проходил службу (замещал последнюю должность).
В-пятых, эти гарантии отличаются условиями возмещения.
Так, выплаты по социальным гарантиям возможны, только если увечье застрахованным лицом было получено именно при непосредственном исполнении им своих профессиональных служебных обязанностей.
Страховые же выплаты возмещаются, если увечье застрахованным лицом было получено в период прохождения службы (т. е. действия контракта о службе в УИС), но не обязательно при исполнении своих служебных обязанностей.
В-шестых, эти гарантии отличаются по моменту реализации.
Выплаты по социальным гарантиям возможны только в результате смерти сотрудника либо если сотрудник получил увечье или иное повреждение здоровья, исключающие возможность дальнейшего прохождения службы в УИС.
Страховые же выплаты возмещаются при полученном повреждении здоровья, равно как если оно исключает возможность дальнейшего прохождения службы в УИС, так и если оно не исключает возможности дальнейшего прохождения службы в УИС.
В-седьмых, эти гарантии предусматривают различные формы выплат.
Страховая гарантия реализуется в форме исполнения гражданско-правового денежного обязательства по возмещению вреда. Размеры такого возмещения устанавливаются условиями государственного контракта на оказание услуг по осуществлению обязательного государственного страхования (определяемыми нормативными правовыми актами).
Социальные гарантии реализуются в двух формах. К первой форме относятся единовременное пособие сотруднику при получении повреждения здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, а в случае гибели сотрудника — указанным в законе лицам. Второй формой является денежная компенсация, выплачиваемая гражданину Российской Федерации, уволенному со службы, при установлении инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы. Размеры
единовременного пособия и денежной компенсации определяются законом.
Таким образом, страховая и социальные гарантии являются различными по своей правовой природе юридическими конструкциями материальной компенсации, которые имеют разное предназначение, разные источники формирования, разные условия применения и пр.
Несмотря на существенную конструктивную разницу между указанными гарантиями, основания их реализации, согласно действующему законодательству, в некоторых случаях могут совпадать. Такое положение и вызывает путаницу при осуществлении своих прав сотрудниками и иными, указанными в законе лицами.
Разберем подробно все подобные случаи совпадения оснований для получения страховых и социальных выплат, а также сравним размеры этих выплат.
Во-первых, при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, он имеет право на страховое возмещение в размере 296 846 руб. 40 коп. при получении тяжелого увечья и 74 211 руб. 60 коп. при получении легкого увечья.
В качестве социальной гарантии по указанному основанию, сотрудник имеет право на получение единовременного пособия в размере 2 080 000 руб.
Во-вторых, при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, он имеет право на страховое возмещение в размере 2 226 348 руб. 4 коп. в случае получения инвалидности I группы; 1 484 232 руб. 3 коп. в случае
получения инвалидности II группы; 742 116 руб. 2 коп. в случае получения инвалидности III группы.
По тому же основанию такой бывший сотрудник в качестве социальной гарантии вправе получать ежемесячную денежную компенсацию. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания (с перерасчетом при повышении оклада) и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы, принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы — 1; в отношении инвалида II группы — 0,5; в отношении инвалида III группы — 0,3.
В-третьих, в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, либо смерти бывшего сотрудника, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах некоторые члены семьи сотрудника (супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти), родители погибшего (умершего), несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего)
или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами), имеют право на страховое возмещение в размере 2 080 000 руб.
В качестве социальной гарантии указанные лица имеют право на получение единовременного пособия в размере 3 120 000 руб. в равных долях.
Какими же гарантиями вправе воспользоваться сотрудник или иное указанное в законе лицо при совпадении оснований для их получения? Как видится из сравнения, размер выплат в качестве социальных гарантий во всех случаях значительно превышает размер выплат страховых (за исключением ежемесячной денежной компенсации по инвалидности, если не брать в расчет длительность выплаты этой компенсации).
Ч. 8 ст. 12 ФЗ «О социальных гарантиях» гласит, что при одновременном возникновении в случаях, предусмотренных данной статьей, нескольких оснований для получения выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации выплаты осуществляются по одному из оснований по выбору получателя.
Таким образом, управомоченные лица могут выбрать только один вид получаемой гарантии, но не вправе получить их обе.
Представляется, что лишение упра-вомоченных лиц возможности получения социальной гарантии при выплате им страховой (и наоборот) не в полной мере обеспечивает реализацию прав сотрудников и указанных в законе лиц, поскольку противоречит принципу справедливости, а также существенно снижает объем государственной социальной защиты федеральных служащих.
По верному мнению А. И. Мачкасо-ва, при буквальном толковании данной нормы (т. е. части 8 ст. 12 ФЗ «О социальных гарантиях» — прим. авт.) следу-
ет вывод о том, что в случае причинения вреда жизни и здоровью сотрудника в связи с выполнением им служебных обязанностей он должен выбрать между страховой выплатой по обязательному государственному страхованию, единовременным пособием или ежемесячной денежной компенсацией, что существенным образом ограничивает спектр социальных гарантий сотрудника. В ранее действовавшем Законе РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» формулировка аналогичной нормы была более конкретной и сводилась к выбору оснований для выплат указанных в ст. 29 Закона единовременных пособий. В действующем Федеральном законе № 283-ФЗ законодатель вкладывает тот же смысл в рассматриваемую норму, что и ранее, однако формулировка последней не дает однозначного толкования. Подобную точку зрения разделяют и другие авторы (см., напр.: [8, с. 103; 4, с. 13]).
Стоит признать, что ввиду различной правовой природы социальные и страховые гарантии не взаимозависимы. Страховая гарантия не заменяет социальную, поэтому каждая из них должна быть реализована при наличии соответствующих условий.
Исходя из смысла норм Федерального закона № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании» и ст. 12 Федерального закона № 283-ФЗ «О социальных гарантиях», в случае причинения вреда жизни и здоровью сотрудника, предусмотренного указанными законодательными актами, при исполнении им своих служебных обязанностей последний имеет право на получение страховой выплаты, а также единовременного пособия или ежемесячной денежной компенсации (определение Верховного Суда РФ от 18.04.2014 № 18-КГ14-28) [4, с. 12].
Можно предположить вывод, что социальные гарантии, выплаты по которым возможны только если сотрудник
погиб или получил вред здоровью, исключающий возможность дальнейшего прохождения службы, являются естественным дополнением гарантий страховых, тем самым усиливая меры социальной защиты жизни и здоровья сотрудников УИС.
Однако не все так однозначно. При анализе выплат по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов выясняется, что бюджетные средства по этим кодам во многих учреждениях ФСИН России не расходуются годами. Частично это объясняется тем, что случаев получения травм в служебное время с последующим увольнением со службы гораздо меньше по сравнению с их общим количеством, но вместе с тем играют роль и другие факторы. К ним относится низкая правовая грамотность получивших вред сотрудников и иных управомоченных лиц, не имеющих представление о наличии иных выплат помимо страховых, что подтверждается другими авторами [2, с. 94, 95]
Может иметь место как слабая квалификация, так и нежелание некоторых должностных лиц подразделений, занимающихся вопросами социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы, афишировать наличие социальных гарантий помимо страховых. Процедура оформления оснований для выплаты единовременных пособий и денежных компенсаций сложнее и хлопотнее, чем оформление страховых документов.
Помимо слабой практической реализации социальных гарантий, проявляются и недостатки государственной финансовой политики в сфере материальной защиты жизни и здоровья сотрудников.
Проанализированные случаи, при которых основания для получения как страховых, так и социальных выплат совпадают, неизбежно порождают вопрос, для чего же законодатель предусматривает дублирующие расходы бюд-
жета из разных кодов на одни и те же нужды.
Представляется, что имеющаяся система обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в финансовом плане создана в первую очередь для уменьшения размера бюджетных расходов. Так, страховое возмещение осуществляется за счет финансов страховой организации, а бюджетные средства тратятся только в качестве страховой премии по государственному контракту. При этом законодатель сохранил социальные гарантии в качестве прямых выплат из федерального бюджета помимо механизма страхования. Однако цель уменьшения бюджетной нагрузки не выполняется ввиду того, что основания для осуществления страховых и социальных выплат совпадают. Логичнее в финансовом плане выглядела бы ситуация, в которой основания для получения страховых и социальных выплат бы не пересекались.
Еще одним элементом системы страховых гарантий и иных выплат сотрудникам УИС в целях возмещения вреда их жизни и здоровью являются правила о материальной компенсации, предусмотренные Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее — ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов»).
Данный закон также предусматривает как страховые, так и социальные гарантии защиты права на жизнь и здоровье сотрудников уголовно-исполнительной системы, но основывается на иных подходах и принципах. Так, материальные компенсации выплачиваются только если вред жизни и здоровью возник в связи с осуществлением служебной деятельности. Кроме того, размер страховых выплат определяется
не конкретной суммой, равной для всех категорий сотрудников, а в зависимости от размера среднемесячного денежного содержания. Также стоит обратить внимание на то, что в ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов» прямо указывается, что компенсации по социальным гарантиям осуществляются без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию (ч. 6, 7 ст. 20).
Основания реализации компенсационных выплат по ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов» также имеют совпадения с соответствующими основаниями из ФЗ «Об обязательном государственном страховании» и ФЗ «О социальных гарантиях».
Попытаемся последовательно сравнить определяемые вышеуказанными законами размеры выплат из страховых гарантий и социальных гарантий по совпадающим основаниям.
Во-первых, при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда их здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, согласно п. 3 ч. 2 ст. 20 ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов» он вправе получить страховую выплату в размере, равном 12-кратному размеру месячного денежного содержания.
Чтобы детальнее сравнить объем выплат, для примера возьмем самый низкий размер месячного денежного содержания сотрудника УИС — оклад курсанта, рядового внутренней службы, который составляет 12 475 рублей, 7051 руб. (размер месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью) + 5424 руб. (размер месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием). Согласно ФЗ «О
защите судей и должностных лиц правоохранительных органов» курсант вправе получить страховую выплату в размере 149 700 руб.
В подобном же случае, но согласно абз. 7 п. 2 ст. 5 ФЗ «Об обязательном государственном страховании», любой сотрудник, независимо от размера оклада его денежного содержания, вправе получить страховую выплату в размере 74 211 руб. 60 коп.
Во-вторых, при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда его здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, согласно п. 2 ч. 2 ст. 20 ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов» он вправе получить страховую выплату в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячного денежного содержания. На примере курсанта данная сумма будет составлять 449 100 руб. Кроме того, согласно ч. 6 ст. 20 упомянутого закона, в качестве социальной гарантии сотруднику должна ежемесячно выплачиваться компенсация в виде разницы между его месячным денежным содержанием и назначенной ему в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.
В подобном же случае, но согласно абз. 7 п. 2 ст. 5 ФЗ «Об обязательном государственном страховании», любой сотрудник, независимо размера оклада его денежного содержания, вправе получить страховую выплату в размере 296 846 руб. 40 коп. при получении тяжелого увечья и 74 211 руб. 60 коп. при получении легкого увечья.
В подобном же случае, но согласно ч. 4 ст. 12 ФЗ «О социальных гарантиях», любой сотрудник, независимо размера оклада его денежного содержания, имеет право на получение единовременного пособия в размере 2 080 000 руб.
В-третьих, в случае гибели (смерти) сотрудника в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, согласно п. 1 ч. 2 ст. 20 ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов» наследники такого сотрудника вправе получить страховые выплаты в размере, равном 180-кратному размеру месячного денежного содержания сотрудника. На примере курсанта размер такой выплаты будет составлять 2 245 500 руб.
Кроме того, согласно ч. 7 ст. 20 упомянутого закона в качестве социальной гарантии нетрудоспособным членам семьи сотрудников, находившимся на их иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью месячного денежного содержания погибшего и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части месячное денежное содержание погибшего делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.
В подобном же случае, но согласно абз. 2 п. 2 ст. 5 ФЗ «Об обязательном государственном страховании», правопреемники любого погибшего сотрудника, независимо от размера оклада его денежного содержания, вправе получить страховую выплату в размере 2 968 464 руб. 40 коп.
Однако получить такую страховую выплату смогут не любые наследники застрахованного лица, а только те, кто прямо указан в ФЗ «Об обязательном государственном страховании». Кроме того, возможность получения возникает только если смерть бывшего сотрудника наступила не более чем в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах УИС.
В подобном же случае, но согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ «О социальных гарантиях», правопреемники любого погибшего сотрудника, независимо размера оклада его денежного содержания, имеют право на получение единовременного пособия в размере 3 120 000 руб.
Однако получить такую социальную выплату смогут не любые наследники застрахованного лица, а только те, кто прямо указан в ФЗ «О социальных гарантиях». Кроме того, возможность получения возникает только если смерть бывшего сотрудника наступила не более чем в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах УИС.
Таким образом, складывается ситуация, в которой система компенсационных гарантий сотрудникам УИС в целях возмещения вреда их жизни и здоровью регулируется тремя основными федеральными законами. При этом неизбежно возникают правовые и организационно-финансовые коллизии, поскольку законодательство устанавливает два вида страховых гарантий, а также два вида социальных гарантий, которые не только пересекаются между собой по одинаковым основаниям, но еще и имеют различные формы и размеры возмещения, условия реализации, а также источники финансирования. Подобное мнение разделяется и другими авторами [3, с. 81, 82].
Высказывается мнение, что подход законодателя, используемый при определении размеров страховых выплат согласно Федеральному закону № 52-ФЗ (т. е. ФЗ «Об обязательном государственном страховании» — прим. авт.), в полной мере соответствует современным тенденциям развития обязательного страхования согласно Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р. Более того, указанный подход согласуется с принципом
социальной справедливости, поскольку определение размеров страховых выплат никоим образом не зависит от должности, занимаемой сотрудником УИС, и его специального звания. Федеральный закон № 45-ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов» при наступлении страхового случая ставит в неравное положение различные категории сотрудников УИС, что нарушает вышеуказанный принцип и не соответствует современным тенденциям развития обязательного страхования [8, с. 292].
Представляется, что в данном случае принцип справедливости не нарушается. Как следует из приведенных выше данных сравнительного анализа, в части случаев выплаты по одним и тем же основаниям, предусмотренные ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов», в разы больше даже в отношении сотрудника с самым низким окладом денежного содержания по сравнению с выплатами, предусмотренными ФЗ «Об обязательном государственном страховании» и ФЗ «О социальных гарантиях» в отношении любого сотрудника независимо от занимаемой должности. Кроме того, дополнительные условия получения страховых и социальных выплат, установленные ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов», в большинстве случаев более выгодны. Это, безусловно, улучшает правовое положение сотрудников УИС и усиливает меры их государственной социальной защиты. Не стоит также забывать, что страховые гарантии, предусмотренные ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов», реализуются только в связи с исполнением сотрудником своих должностных обязанностей, поэтому привязка размера выплат к размеру денежного содержания имеет смысл ввиду выполнения большего количества и качества служебных функций на более высокой должности. Кроме того, преду-
смотренные ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов» страховые и социальные гарантии в случае смерти сотрудника распространяются на любых наследников, в соответствии с правилами ГК РФ, в отличие от ФЗ «Об обязательном государственном страховании» и ФЗ «О социальных гарантиях», которые уменьшают количество возможных выгодоприобретателей.
Нельзя также согласиться с высказыванием о том, что «к отношениям по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС применяются нормы Федерального закона № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании», что подтверждается материалами судебной практики. Вместе с тем сохраняется ситуация, при которой одновременно с указанными нормами действуют и нормы Федерального закона № 45-ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов», однако применению не подлежат» [5, с. 293].
Исходя из анализа действующего российского законодательства, к отношениям по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников УИС применяются как нормы ФЗ «Об обязательном государственном страховании», так и нормы ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов», которые в еще большей мере обеспечивают государственную социальную защиту этих сотрудников наряду с гражданами, занимающими должность судьи.
Однако материальные компенсации, предусмотренные ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов» в отношении сотрудников УИС России, в практической деятельности вообще не применяются. Это вызвано тем, что государственный контракт на оказание услуг по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, заключается ФСИН России на условиях, определяемых только ФЗ «Об обязательном государственном страховании», а также приказом Минюста России от 13.04.2006 № 114 «Об утверждении Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». Реализация социальных гарантий регулируется приказом ФСИН России от 05.08.2013 № 439 «Об утверждении Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей», который также принят во исполнение только ФЗ «О социальных гарантиях».
В литературе имеется заслуживающее внимание мнение, что «реализация норм Закона о государственной защите [ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов»] в части мер социальной защиты охраняемых лиц на практике осуществляется по аналогии с порядком и правилами, предусмотренными для обязательного государственного страхования в рамах федерального закона № 283-ФЗ [ФЗ «О социальных гарантиях»]. По нашему мнению, данная ситуация является недопустимой, поскольку результаты вышеприведенного исследования показали, что в данных законах существуют противоречия в понятийно-терминологическом аппарате, различии в подходах установления оснований назначения и размерах страховых выплат, основаниях отказа в выплатах, определении наследников и т. д.» [3, с. 82].
Стоит согласиться с выводами авторов статьи по содержанию, но следует уточнить по технике, что меры социаль-
ной защиты охраняемых лиц на практике не осуществляется по аналогии с ФЗ «О социальных гарантиях». Меры социальной защиты, предусмотренные ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов», на практике не осуществляются вообще никак, что, безусловно, говорит об имеющемся долгие годы пробеле в правоприменении.
По настоящее время для применения в уголовно-исполнительной системе не разработана соответствующая подзаконная нормативная правовая база под реализацию имеющихся страховой и социальных гарантий, предусмотренных ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов», что не дает возможности осуществления более качественного уровня государственной социальной защиты жизни и здоровья сотрудников.
Таким образом, налицо несовершенство действующей государственной системы страховых гарантий и иных социальных выплат сотрудникам УИС в целях возмещения вреда их жизни и здоровью.
Отсутствие возможности применения более высоких стандартов страховой и социальной защиты, предусмотренных ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов», безусловно, понижают престиж и привлекательность службы в уголовно-исполнительной системе.
Имеющиеся совпадения в основаниях социальных и двойных страховых выплат по одним и тем же страховым случаям влекут увеличение расходов государственного бюджета, а также отсутствие реализации средств по отдельным кодам бюджетной классификации.
Непоследовательное, тройственное регулирование правовой защиты сотрудников в рассматриваемой сфере влечет за собой бесконечную путаницу как в действиях сотрудников кадровых подразделений и подразделений по работе с личным составом, так и самих выгодоприобретателей.
О. В. Кириловский и Н. А. Мельникова высказывают мнение о решении данной проблемы посредством разработки и принятия ведомственного нормативного правового акта (приказа), утверждающего порядок и правила возмещения вреда [3, с. 82]. Однако думается, что такое предложение не сможет в полной мере исправить все имеющиеся коллизии различных правовых норм, а также решить организационно-финансовые проблемы бюджетного обеспечения.
Для устранения выявленных недостатков предлагается коренное изменение сложившейся организационно-правовой системы с помощью принятия нижеперечисленных мер.
Во-первых, в целях уменьшения финансовой нагрузки на федеральный бюджет предлагается удаление социальных гарантий в форме единовременных пособий (ч. 2 и ч. 4 ст. 12 ФЗ «О социальных гарантиях»). Взамен рекомендуется разделить страховые выплаты в ФЗ «Об обязательном государственном страховании» на выплаты по поводу компенсации вреда жизни и здоровью сотрудника, не связанные с исполнением им своих служебных обязанностей, и выплаты по поводу компенсации вреда жизни и здоровью сотрудника, связанные с исполнением им своих служебных обязанностей.
Соответственно, размер выплат, связанных с исполнением служебных обязанностей, должен быть установлен на несколько порядков выше размера выплат по основаниям, не связанным с исполнением служебных обязанностей. Представляется, что стоит отказаться от системы установления размеров страховых выплат пропорциональных размеру оклада денежного содержания при страховых случаях, связанных с исполнением служебных обязанностей, но при вышеуказанном условии высокого единого размера таких выплат.
Таким образом, государство обеспечит должную материальную защиту своих сотрудников по сравнению с обычными гражданами вне исполнения ими трудовых функций, что будет способствовать повышению привлекательности службы, а, кроме того, в соответствии с принципом справедливости усилит страховую гарантию защиты пострадавших при исполнении своего служебного долга.
Во-вторых, не стоит забывать о том, что страховые организации являются частными лицами, которые, несмотря на обязанность иметь резервные фонды, в любой момент могут быть признаны несостоятельными и тем самым затруднить обеспечение государством гарантированной защиты своих служащих. Во избежание такой ситуации предлагается внести в Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» нормы об обязанности членов профессионального объединения страховщиков сформировать перестраховочный пул на условиях пропорционального облигаторного перестрахования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также дополнительно детально определить общий порядок передачи страхового портфеля.
В-третьих, предлагается в качестве дополнительных мер защиты сотрудников к страховым гарантиям оставить социальные гарантии, обеспечиваемые за счет отдельных кодов классификации расходов бюджетов в форме ежемесячных денежных компенсаций (на примере ч. 5 ст. 12 ФЗ «О социальных гарантиях», а также на примере ч. 6 и 7 ст. 20
ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов»).
В-четвертых, во избежание непоследовательности правового регулирования предлагается все нормы о страховых гарантиях сотрудников прописать в ФЗ «Об обязательном государственном страховании», а в ст. 12 ФЗ «О социальных гарантиях» предусмотреть отсылочную норму к правилам ФЗ «Об обязательном государственном страховании» по поводу страховой гарантии. Все нормы о социальных гарантиях сотрудников предусмотреть только в ФЗ «О социальных гарантиях», исключив дублирующие нормы из ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов».
В-пятых, думается, что в отношении круга управомоченных лиц, имеющих право на получение как страховых, так и социальных выплат в случае смерти (гибели) сотрудника, законодателю стоит придерживаться правил определения наследников, устанавливаемых Гражданским кодексом Российской Федерации, во избежание уменьшения количества возможных выгодоприобретателей. Также по примеру правил ФЗ «О защите судей и должностных лиц правоохранительных органов» не следует ограничивать возможность получения таких выплат только одним годом, в котором наступила смерть сотрудника, после увольнения со службы в учреждениях и органах УИС.
Представляется, что внедрение предлагаемых изменений позволит создать надежную, эффективную, справедливую, логически выстроенную, непротиворечивую и менее обременительную для государственного бюджета двухуровневую систему страховых и социальных гарантий в целях достойного имущественного возмещения вреда жизни и здоровью сотрудников УИС.
Литература
1. Андриченко, Л. В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. — 2016. — № 9. — С. 5-17.
2. Демидов, О. Г., Михайлова, О. Е. К вопросу о правовом регулировании возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: реалии и перспективы развития: материалы II Международной научно-практической конференции. — Псков, 2020. — С. 91-96.
3. Кириловский, О. В., Мельникова, Н. А. Правовое регулирование мер социальной защиты в отношении защищаемых лиц из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы и пути его совершенствования // Вестник Пермского института ФСИН России. — 2020. — № 2 (37). — С. 78-83.
4. Мачкасов, А. И. К вопросу о разграничении обязательного государственного страхования и института возмещения вреда, причиненного сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти // Юрист. — 2015. — № 21. — С. 9-14.
5. Мачкасов, А. И. Сравнительный анализ правовых норм, регулирующих обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы // Сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции: Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития. — В 6 т. — 2020. — С. 290-294.
6. Михайлова, О. Е., Красников, А. П. Актуальные вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы // Материалы Межвузовского научно-практического семинара «Проблемы возмещения вреда в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». — Псков, 2019. — С. 51-54.
7. Смирнова, И. Н., Тойкин, Н. Г. Правовое обеспечение деятельности института возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников уголовно-исполнительной системы // Государственная служба и кадры. — 2020. — № 4. — С. 75-77.
8. Титова, О. В. Необходимость разграничения института государственного личного страхования с родственным институтом возмещения ущерба в статье 43 Федерального закона «О полиции» // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. — 2011. — № 1 (20). — C. 102-105.
References
1. Andrichenko L. V. Problemy sudebnoj zashhity social'nyh prav grazhdan Rossijskoj Federacii [Problems of judicial protection of social rights of citizens of the Russian Federation]. Zhurnal rossijskogoprava [Journal of Russian Law], 2016, no. 9, p. 5-17.
2. Demidov O. G., Mikhailova O. E. K voprosu o pravovom regulirovanii vozmeshhenija vreda, prichinennogo zhizni i zdorovju sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii [On the issue of legal regulation of compensation for harm caused to the life and health of an employee of the penal system of the Russian Federation]. In: Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: realii i perspektivy razvitija [Penal system: realities and prospects for development]. Materials of the II International Scientific and Practical Conference. Pskov, 2020. P. 91 -96.
3. Kirilovsky O. V., Melnikova N. A. Pravovoe regulirovanie mer social'noj zashhity v otnoshenii zashhishhaemyh lic iz chisla sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy i
puti ego sovershenstvovanija [Legal regulation of social protection measures against protected persons from among the employees of the penal system and ways to improve it]. Vestnik Permskogo instituta FSIN Rossii [Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia], 2020, no. 2 (37), p. 78-83.
4. Machkasov A. I. K voprosu o razgranichenii objazatel'nogo gosudarstvennogo strahovanija i instituta vozmeshhenija vreda, prichinennogo sotrudnikam nekotoryh federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti [On the issue of delimitation of compulsory state insurance and the institution of compensation for harm caused to employees of some federal executive bodies]. Jurist [Lawyer], 2015, no. 21, p. 9-14.
5. Machkasov A. I. Sravnitel'nyj analiz pravovyh norm, regulirujushhih objazatel'noe gosudarstvennoe strahovanie zhizni i zdorovja sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Comparative analysis of legal norms regulating compulsory state insurance of life and health of employees of the penal system]. In: Sbornik tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Ugolovno-ispolnitel'naja sistema na sovremennom jetape i perspektivy ee razvitija [Collection of theses of speeches and reports of participants of the International Scientific and Practical Conference: The penal system at the present stage and prospects for its development]. In 6 vol. 2020. P. 290-294.
6. Mikhailova O. E., Krasnikov A. P. Aktual'nye voprosy vozmeshhenija vreda, prichinennogo zhizni i zdorovju sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Actual issues of compensation for harm caused to the life and health of an employee of the penitentiary system]. In: Materialy Mezhvuzovskogo nauchno-prakticheskogo seminara Problemy vozmeshhenija vreda v dejatel'nosti uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Materials of the Intercollegiate Scientific and Practical Seminar "Problems of Compensation for Harm in the Activities of Institutions and Bodies of the Penitentiary System"]. Pskov, 2019. P. 51-54.
7. Smirnova I. N., Toikin N. G. Pravovoe obespechenie dejatel'nosti instituta vozmeshhenija vreda, prichinennogo zhizni i zdorovju sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Legal support of the Institute for Compensation for Harm Caused to Life and Health of Employees of the Penitentiary System]. Gosudarstvennaja sluzhba i kadry [State Service and Personnel], 2020, no. 4, p. 75-77.
8. Titova O. V. Neobhodimost' razgranichenija instituta gosudarstvennogo lichnogo strahovanija s rodstvennym institutom vozmeshhenija ushherba v stat'e 43 Federal'nogo zakona "O policii" [The need to distinguish between the institute of state personal insurance and the related institute of compensation for damage in Article 43 of the Federal Law "On Police"]. Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata [Scientific works of the Russian Academy of Lawyers and Notaries], 2011, no. 1 (20), p. 102-105.
Сведения об авторе
Хильман Дмитрий Вадимович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Information about the author
Khilman Dmitriy Vadimovich: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the lecturer of the Chair of Civil Law Disciplines. E-mail: [email protected]