Научная статья на тему 'Значение гражданско-правовой ответственности органов внутренних дел в механизме возмещения вреда, причинённого жизни сотрудников полиции России'

Значение гражданско-правовой ответственности органов внутренних дел в механизме возмещения вреда, причинённого жизни сотрудников полиции России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1046
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / POLICE OFFICER / COMPENSATION OF HARM / CIVIL-LAW RESPONSIBILITY / MEASURES OF SOCIAL PROTECTION OF POLICE OFFICERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гиль Е. В.

Исследуются вопросы роли гражданско-правовой ответственности в механизме возмещения вреда, причиненного жизни сотрудника полиции России и разграничения в рамках данных правоотношений мер гражданско-правовой ответственности и мер социальной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гиль Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF CIVIL-LAW RESPONSIBILITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN THE MECHANISM OF COMPENSATION OF THE HARM CAUSED TO LIFE OF POLICE OFFICERS OF RUSSIA

Article is devoted to research of a role of civil-law responsibility in the mechanism of compensation of the harm caused to life of the police officer of Russia and differentiation within these legal relationship of measures of civil-law responsibility and social protection.

Текст научной работы на тему «Значение гражданско-правовой ответственности органов внутренних дел в механизме возмещения вреда, причинённого жизни сотрудников полиции России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

ЗНАЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В МЕХАНИЗМЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ РОССИИ

Е.В. Гиль,

адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03-гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право E-mail: lenaw-gil@yandex.ru

Аннотация: Исследуются вопросы роли гражданско-правовой ответственности в механизме возмещения вреда, причиненного жизни сотрудника полиции России и разграничения в рамках данных правоотношений мер гражданско-правовой ответственности и мер социальной защиты.

Ключевые слова: сотрудник полиции, возмещение вреда, гражданско-правовая ответственность, меры социальной защиты сотрудников полиции.

VALUE OF CIVIL-LAW RESPONSIBILITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN THE MECHANISM OF COMPENSATION OF THE HARM CAUSED TO LIFE OF POLICE OFFICERS OF RUSSIA

E.V. Gil,

graduated in a military academy of chair of civil law and process of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. Article is devoted to research of a role of civil-law responsibility in the mechanism of compensation of the harm caused to life of the police officer of Russia and differentiation within these legal relationship of measures of civil-law responsibility and social protection.

Keywords: police officer, compensation of harm, civil-law responsibility, measures of social protection of police officers.

Возникновение имущественной ответственно- семей вследствие причинения вреда их жизни или сти Министерства внутренних дел России или иных здоровью, а также относительно момента возникно-ответственных лиц по вопросам возмещения вреда, вения гражданско-правовой ответственности вино-причиненного жизни сотрудников полиции зависит вных в причинении такого вреда лиц, что нередко от множества различных факторов. Современное приводит к умалению прав членов семей погибших гражданское законодательство не дает подробных (умерших) сотрудников полиции. комментариев относительно наличия форм защиты В гражданско-правовом механизме возмещения

нарушенных прав сотрудников полиции и членов их вреда, причиненного жизни сотрудника полиции, от

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

наличия либо отсутствия гражданско-правовой ответственности, а также иных форм восстановления имущественного положения пострадавших лиц зависит жизнеспособность всего механизма возмещения вреда. С определением этих составляющих на практике связано немало проблем.

Исходя из правовой позиции выраженной в законодательстве, вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в полиции, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064-1101) Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ), если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В соответствии с данным Кодексом вред, который причинен сотруднику полиции или членам его семьи должен быть возмещен только при наличии в деянии причинителя вреда состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причи-нителя вреда и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда1. Эти элементы традиционно присутствуют в гражданско-правовом институте деликтных обязательств. Как правило, обязанность возместить вред в рамках данного правового института является мерой гражданско-правовой ответственности.

Данные правила применимы ко всем гражданам, независимо от рода их деятельности и профессии, что подтверждается также выводами, сделанными в Постановлении Конституционного суда № 13-П2. В данном Постановлении Конституционный суд разъяснил, что, согласно положениям главы 59 ГК РФ, возникновение обязанности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел за счет государственной казны связывается только с моментом установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда.

Если же вина государственных представителей в причинении вреда жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел отсутствует, то по указанным в данной главе основаниям обязанность по его возмещению на государство не возлагается и выплаты в соответствии с ГК РФ, в том числе ежемесячные денежные компенсации не производятся.

Таким образом, согласно нормам ст. 1084 ГК РФ необходимость соответствующих выплат в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудника полиции при условии исполнения им служебных обязанностей, предполагается со стороны государственных органов или их должностных лиц в качестве меры гражданско-правовой ответственности, только в тех случаях, когда эти органы выступают в роли причинителей такого вреда.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что обязанность государства возместить вред, причиненный жизни или здоровью сотрудника полиции, исходя из общих оснований наступления гражданско-правовой ответственности, возникает лишь при наличии установленной вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.

Однако впоследствии, в решениях Конституционного суда № 18-П3 и 7-П4, было установлено право членов семей погибших сотрудников на получение не только причитающихся им в связи со смертью кормильца страховых выплат, единовременного пособия, но и ежемесячных денежных компенсаций, даже несмотря на отсутствие установленной вины государственных органов и их должностных лиц. Указанные выплаты были установлены с целью восполнения таким гражданам имущественных потерь, причиненных смертью кормильца и с тем, чтобы те выплаты, которые причитаются им по законодательству, не были бы в совокупности меньше части заработка (денежного довольствия) погибшего сотрудника, которая приходилась на долю каждого из них при его жизни.

Указанные нормы многих ввели в заблуждение посредством того, что были восприняты в качестве мер, направленных на увеличение гражданско-правовой ответственности государства по отношению к такой категории как сотрудники правоохранительных органов5. На самом же деле, при более тщательном изучении очевидным становиться тот факт, что эти меры носят не столько гражданско-правовой, сколько социальный характер.

И действительно, из проанализированных судебных решений по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел России6 можно сделать вывод о том, что суды при решении спорных вопросов исходят из того, что нормами специального законодательства предусматривается право сотрудников органов внутренних дел на возмещение вреда, а также на получение дополнительных гарантий восполнения имущественных потерь в случае причинения вреда их жизни или здоровью и выплаты эти предусматриваются на условиях, не зависимых от наличия общих оснований возникновения гражданско-правовой от-ветственности7. Для осуществления такой выплаты достаточно только одной составляющей наступления ответственности - самого факта причинения вреда при исполнении служебных обязанностей.

На основании вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что при отсутствии виновности органов государства или их должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью сотрудников полиции, у государства, как у органа публичной

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

власти возникают соответствующие обязательства по предоставлению дополнительных социальных гарантий как сотрудникам полиции, так и членам их семей, которые находятся за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда.

На первый взгляд, может показаться, что нет никакого практического значения, будет ли это возмещение строиться как мера социальной защиты или как мера гражданско-правовой ответственности. Но разная суть этого возмещения по-разному будет предопределять и весь механизм возмещения вреда. Если мы имеем дело с мерами социальной защиты, то в данном контексте возмещение имеет компенсационный характер или характер восстановления нарушенных прав. Если же перед нами меры гражданско-правовой ответственности, то при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью кроме компенсационной функции, реализуется также карательная и превентивная функции гражданско-правовой ответственности. И обязанность учитывать данный факт вытекает из необходимости предотвратить причинение подобного вреда как правонарушения в будущем8.

В работах С.С. Алексеева мы находим еще одно важное отличие между мерами ответственности и мерами защиты, которое заключается не только в их функциях, но и в их основании. Юридическая ответственность, по мнению ученого, наступает за правонарушение (виновное, осуждаемое обществом деяние, приносящее вред обществу), а потому ее главная функция штрафная, что и определяет наложение на правонарушителя определенных об-ременений. Для мер защиты основание ограничивается самим фактом нарушения права и интереса управомоченного, вина в их фактическое основание не входит. А потому функция мер защиты сводится к восстановительным задачам: чтобы обеспечить исполнение юридической обязанности и защиту права9. О.А. Красавчиков также связывает возложение гражданско-правовой ответственности с наличием вины у субъекта правонарушения, в мерах же защиты возложение обязанностей на правонарушителя не связывается с субъективным моментом10.

Применительно к механизму возмещения вреда, причиненного жизни сотрудников полиции, такое разделение генерирует двойственную систему правового регулирования: публично-правовое (социальное) и гражданско-правовое.

Так, в соответствии с современным законодательством, в случае гибели (смерти) сотрудника полиции при осуществлении служебных обязанностей, или в течение одного года после увольнения со службы в связи с получением травмы, увечья или иного повреждения здоровья, связанного с прохож-

дением службы, в объем возмещаемого вреда входят следующие выплаты:

1) единовременное пособие в размере, равном 120-кратному размеру оклада денежного содержания сотрудника полиции, установленного на день выплаты пособия11;

2) выплаты по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудника12;

3) пенсия по случаю потери кормильца13;

4) ежемесячная доплата в размере 1000 рублей14;

5) детям погибших сотрудников - ежемесячное пособие в размере 1500 рублей, выплачиваемое до достижения ими возраста 18 лет (для ставших инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до конца обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет15;

6) оплата расходов на погребение16.

7) ежемесячная денежная выплата, при недостаточности выплачиваемых сумм, предназначенных для восполнения дохода, который члены семьи погибшего сотрудника полиции получали при жизни кормильца ( п. 5.2 Постановления Конституционного суда от 20 октября 2010 г. № 18-П; п. 3.2 Постановления Конституционного суда от 27 марта 2012 г. № 7-П).

Государство обязано выплатить их независимо от наличия либо отсутствия установленной вины в причинении такого вреда, так как данная система выплат обусловлена специально созданным публично-правовым механизмом возмещения вреда членам семьи сотрудника полиции, погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей либо погибшего в результате получения травмы (ранения, увечья, контузии), полученной при исполнении служебных обязанностей. Предназначением данного механизма является компенсация главного источника постоянного дохода семьи сотрудника полиции — того денежного довольствия, которое было утрачено в результате гибели (смерти) сотрудника полиции, даже в тех случаях, когда у самих членов семьи погибшего (умершего) сотрудника полиции в силу несовершеннолетия, нетрудоспособности, занятости воспитанием малолетних детей и т.п. не имеется возможности восполнить утраченный доход собственными усилиями.

Естественно, что для пострадавшей стороны важно чтобы причиненный ему вред был возмещен и несущественно как будет названа обязанность должника. Но здесь-то и кроется главная проблема. В данных гражданско-правовых отношениях институт гражданско-правовой ответственности постепенно подменяется компенсационными мерами. Тогда как назначение гражданско-правовой ответ-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

ственности в отражении негативного отношения общества и государства к совершенному деянию, она помимо воли правонарушителя существенно вторгается в его частную сферу и ущемляет его права, осуществляя тем самым воспитательную, превентивную функцию, а не только компенсационную.

В будущем такая ситуация может привести к возникновению серьезных препятствий в защите своих прав сотрудниками полиции или членами их семей. В связи с этим одним из приоритетных направлений развития современной полицейской системы России должно стать совершенствование существующего гражданско-правового механизма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудника полиции, в котором будет недопустима замена приоритета ценности человека, его жизни и здоровья, приоритетом имущественных благ.

Литература

1. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - 2-е изд. - М.: Статут, 2001. — С. 298-300; Вологина Ж.Ю. Гражданско-правовая ответственность: проблемы и пути решения // Мировой судья. - № 8. — М., 2010. — С. 16-17; Крашенинников Е.А. Понятие гражданско-правовой ответственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - № 5. — М., 2012. — С. 6-11; Мозолин В.П. Гражданско-правовая ответственность в системе российского права // Журнал российского права. - № 1. — М., 2012. — С. 33-40.

2. Постановление Конституционного суда РФ от 15 июля 2009 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 закона Российской Федерации «О милиции» и статьи 1084 гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода» // Российская газета. - № 142 (4966). — 4 августа 2009 г.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 октября 2010 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 1084 Гражданского кодекса РФ в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан»// Российская газета. - № 5325.- 29 октября 2010 г.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2012 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 29 Закона РФ «О милиции» и пункта 1 части 3 статьи 43 ФЗ «О полиции» в связи с запросом Железнодорожного районного суда города Пензы» // Российская газета. - № 5749.- 6 апреля 2012 г.

5. Международный полицейский форум: Граж-

данско-правовая ответственность. Как фиксируется причинение ущерба? // http://www.police-russia.ru/ showthread.php?t=9195.

6. Кассационное определение Ульяновского областного суда г. Ульяновск от 24 января 2012 г. № 33-274/2012 по иску Дылдина М.И.; Определение Верховного Суда РФ от 19 ноября 2011 г. № 19-В10-15 по иску Яковлева О.С.; Определение Верховного Суда РФ от 30 апреля 2010 г. № 83-В10-1 по иску Толочко А.И.

7. К такому специальному законодательству относится утвержденная Приказом МВД № 590 от 18 июня 2012 г. Инструкция «О порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам» // Российская газета. - № 5859.- 15 августа 2012 г.

8. Туршук Л.Д. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина. Дисс. ... к.ю.н., СПб, 2003. — С. 173.

9. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. — М., Статут. 2005. — С. 279.

10. Красавчиков О.А. Ответственность, меры защиты и санкции в советском гражданском праве // Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. — М., Статут. 2005. - С. 256 — 262.

11. Согласно ч. 3 ст. 43 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. - 8 февраля 2011 г. - № 5401.

12. Согласно ст. 5 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» // [электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «Гарант-студент 2011» // http://www.base.garant.ru/12111156/.

13. Согласно ст. 36 ФЗ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Российская газета. — 5 марта 1993 г.

14. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 18 февраля 2005 г. № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» // Российская газета. — 22 февраля 2005

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

г. - № 2705.

15. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 29 октября 2009 г. № 1219 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)» // Российская газета. - 3 ноября 2009 г. - № 5032.

16. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» // Внесение изменений. Российская газета.

— 2 марта 2012 г. - № 5719.

1 См: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав.

- 2-е изд. - М.: Статут, 2001. - С. 298-300; Вологина Ж.Ю. Гражданско-правовая ответственность: проблемы и пути решения // Мировой судья. - № 8. — М., 2010. — С. 16-17; Крашенинников Е.А. Понятие гражданско-правовой ответственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - № 5. -М., 2012. - С. 6-11; Мозолин В.П. Гражданско-правовая ответственность в системе российского права // Журнал российского права. - № 1. - М., 2012. - С. 33-40.

2 Постановление Конституционного суда РФ от 15 июля 2009 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 закона Российской Федерации «О милиции» и статьи 1084 гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода» // Российская газета. - № 142 (4966). — 4 августа 2009 г.

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 20 октября 2010 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 1084 Гражданского кодекса РФ в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан»// Российская газета. - № 5325.- 29 октября 2010 г.

4 Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2012 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 29 Закона РФ «О милиции» и пункта 1 части 3 статьи 43 ФЗ «О полиции» в связи с запросом Железнодорожного районного суда города Пензы» // Российская газета. - № 5749.- 6 апреля 2012 г.

5 Международный полицейский форум: Гражданско-правовая ответственность. Как фиксируется причинение ущерба? // http:// www.police-russia.ru/showthread.php?t=9195.

6 См: Кассационное определение Ульяновского областного суда г. Ульяновск от 24 января 2012 г. № 33-274/2012 по иску Дылди-на М.И.; Определение Верховного Суда РФ от 19 ноября 2011 г. № 19-В10-15 по иску Яковлева О.С.; Определение Верховного Суда РФ от 30 апреля 2010 г. № 83-В10-1 по иску Толочко А.И.

7 К такому специальному законодательству относится утвержденная Приказом МВД № 590 от 18 июня 2012 г. Инструкция «О порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, при-

чиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам» // Российская газета. - № 5859.- 15 августа 2012 г.

8 Туршук Л.Д. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина. Дисс. ... к.ю.н., СПб, 2003. — С. 173.

9 Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. — М., Статут. 2005. — С. 279.

10 Красавчиков О.А. Ответственность, меры защиты и санкции в советском гражданском праве // Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. — М., Статут. 2005. - С. 256 — 262.

11 Согласно ч. 3 ст. 43 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. - 8 февраля 2011 г. - № 5401.

12 Согласно ст. 5 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» // [электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «Гарант-студент 2011» // http:// www.base.garant.ru/12111156/.

13 Согласно ст. 36 ФЗ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Российская газета. — 5 марта 1993 г.

14 Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 18 февраля 2005 г. № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» // Российская газета. — 22 февраля 2005 г. - № 2705.

15 Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 29 октября 2009 г. № 1219 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)» // Российская газета. - 3 ноября 2009 г. - № 5032.

16 Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» // Внесение изменений. Российская газета. — 2 марта 2012 г. - № 5719.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.