Гиль Е.В. К вопросу о структуре гражданско-правового механизма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции...
E.B. Гиль
Гиль Елена Владимировна — адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД
России
E-mail: lenaw-gil@yandex.ru
К вопросу о структуре гражданско-правового механизма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции в Российской Федерации
В статье раскрывается содержание понятия механизма гражданско-правового регулирования отношений в сфере возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции Российской Федерации, автором проанализированы основные элементы и структура данного механизма, показана его специфика применительно к исследуемым отношениям.
The article reveals content of concept civil-law regulation mechanism regulating legal relationships, connected with compensation of the harm caused to life or health of employees to police bodies of Russia. The Author has analysed basic elements and structure, indicated features of civil-law regulation mechanism.
Одной из наиболее значимых форм обеспечения гарантий личной безопасности сотрудникам полиции является наличие эффективно функционирующего механизма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью. Изучение данного механизма, а также выявление его структуры позволяет не только установить специфику функционирования механизма, но также выявить способы взаимодействия его структурных компонентов и выделить особенности российской правовой традиции.
Традиционно под механизмом в отношении к правовым и социальным институтам принято понимать некую систему или устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Во всяком механизме, писал Л.А. Тихомиров, — «сила тратится на две задачи: на преодоление инерции, трения и других препятствий и на полезную работу, ту, которая составляет цель механизма»1. Можно с уверенностью отметить, что механизм тем более совершенен, чем выше процент силы, идущей на полезную работу. То есть построение эффективных правовых механизмов должно основываться на создании и внедрении правовых предпосылок функционирования данных механизмов в обществе и только потом на последовательном и качественном воздействии на общественные отношения.
Для решения задачи системного исследования гражданско-правового механизма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции, необходимо установить, что понимается под механизмом гражданско-правового регулирования в юридической науке. При этом исходным положением для исследования механизма гражданско-правового регулирования как особой методологической категории является исследование категории правового регулирования.
Наиболее распространенным и устоявшимся в общей теории государства и права является определение правового регулирования как особой формы воздействия права на общественные отношения с помощью системы специальных юридических средств2.
С.С. Алексеев полагает, что «правовое регулирование — это осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.), результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения и развития в соответствии с общественными потребностями»3.
Определяя суть правового регулирования,
В.Н. Протасов приходит к выводу о том, что оно заключается в «установлении целесообразных отношений между субъектами в определенной социальной сфере через предоставление им субъективных юридических прав и возложение субъективных юридических обязанностей с тем, чтобы вызвать нужное поведение»4. К подобной позиции склоняются и некоторые представители отраслевых наук5.
Исходя из данных положений общей теории права, можно сделать вывод о том, что отраслевая специфика правового регулирования выражается в наличии особых средств правового регулирования, в наличии специфических субъектов и объекта правового воздействия в соответствующей сфере правоотношений. Таким образом, под гражданско-правовым регулированием общественных отношений понимается формирование правовыми способами, приемами и средствами объемов возможного и должного поведения, установление правовых форм и предпосылок рационального участия в гражданском обороте, а также определение
характера и круга мер защиты и ответственности субъектов гражданских правоотношений. Определяющей же чертой гражданско-правового регулирования является тот факт, что «оно имеет свой, специфический механизм»6.
В самом общем виде механизм правового регулирования определяется как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Данное определение является устоявшимся в науке, но стоит отметить, что многими учеными оно трактуется с различных позиций.
Так, В.Б. Исаков рассматривает механизм правового регулирования в виде технологической схемы правового регулирования. По мнению ученого, «зная механизм, юрист может представить себе, какие звенья пройдет процесс воплощения нормы права в жизнь, какие остановки и сбои могут произойти в этом процессе. А значит, он в состоянии предложить научно обоснованный план повышения эффективности правового регулирования за счет укрепления его основных звеньев»7. Механизм здесь предстает как сложная система, рассматриваемая как нечто подвластное области механики, звенья в системе составляют структурную цепь, система начинает функционировать для достижения поставленной цели и в случае неполадок (препятствий к достижению целей), слабый элемент системы вычленяется и заменяется на качественно новый либо укрепляется в своей структуре.
В теории права механизм правового регулирования рассматривается некоторыми авторами и как сложная система, состоящая из правовых средств, субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность, и юридически значимых результатов их деятельности8. С приведенным определением вряд ли можно согласиться. Такое широкое понимание механизма правового регулирования «размывает» его сущность и не позволяет в достаточной степени точно определить его назначение.
Более обоснованной представляется позиция
С.С. Алексеева, согласно которой «понятие механизма правового регулирования позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности, участвующие в правовом воздействии, и обрисовать их как целостность, но и представить их в работающем, системно-воздействующем виде, что характеризует результативность правового регулирования, а также высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие»9. С.С. Алексеев в данном определении опирается на позиции системного анализа и приходит к выводу о необходимости рассматривать данное правовое явление как некую систему, что, во-первых, позволит выявить результативность механизма и, во-вторых, позволит установить существенные связи механизма и степень взаимодействия его структурных компонентов.
Анализ основных позиций по вопросу о природе и специфике категории механизма правового регулирования позволил нам выявить ряд основополагающих положений, позволяющих выработать понятие механизма как правовой конструкции. Для этого механизм правового регулирования должен представлять собой системно воздействующую на конкретные общественные отношения правовую и организационную целостность, со свойственной ей специфическими субъектом и объектом правового воздействия, особыми средствами правового регулирования и способами правового воздействия.
С учетом данных особенностей механизм гражданско-правового регулирования отношений, возникающих в связи с причинением вреда жизни или здоровью сотрудника полиции следует понимать как систему специфических правовых средств регулирования (норм права, нормативно-правовых актов, актов толкования права, юридических фактов и т. д., характерных только для данного вида правоотношений), информационных, организационных и иных средств, обретающих в процессе реализации права правовую форму, при помощи которых осуществляется эффективное правовое воздействие на гражданские правоотношения в области возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудника полиции, и достижение цели правового регулирования — возмещение вреда, причиненного полицейскому или его близким родственникам (в случае гибели полицейского), в полном объеме.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с причинением вреда жизни или здоровью сотрудников полиции, характеризуется определенным механизмом правового регулирования, предполагающим определенный набор средств правового регулирования. Средства, используемые в рамках регулирования данных отношений, многоплановы и разнообразны, что предопределено, с одной стороны, спецификой рассматриваемых отношений, а с другой — сложностью достижения представленной цели и задач, стоящих перед данным институтом. Речь здесь идет не только о собственно правовых средствах, но и об иных средствах (организационных, информационных), приобретающих в результате действия норм права правовую форму.
Организационные средства в данном случае имеют приоритетное значение и опосредуют документальный порядок осуществления процедуры возмещения вреда. Так, Инструкцией, утвержденной Приказом МВД от 15 октября 1999 года № 80510 (далее — Инструкция), непосредственно устанавливается процедура и порядок возмещения вреда, Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 12311 — процедура прохождения военно-врачебной экспертизы полицейским, получившим травму, увечье и т. д.). Их применение, как правило, основывается на императивном методе регулирования.
В рамках регулирования отношений, возникающих в связи с возмещением вреда сотруднику
Гиль Е.В. К вопросу о структуре гражданско-правового механизма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции...
Гиль Е.В. К вопросу о структуре гражданско-правового механизма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции...
полиции, необходимо отдельно выделить информационные средства, направленные прежде всего на защиту интересов самого сотрудника полиции. Так, в статье 4 Инструкции закреплено положение, согласно которому сотрудник подает рапорт (информирует) руководителю органа (организации, подразделения), в котором сотрудник проходит службу, для принятия решения о выплате единовременных пособий либо о денежной компенсации, в статье 5 Инструкции закреплено правило, согласно которому в случае гибели (смерти) сотрудника кадровым подразделением в десятидневный срок направляются уведомления членам семьи об их праве на получение установленного единовременного пособия и т. д.
Среди средств правового регулирования обозначенных отношений, безусловно, особое место занимают правовые средства, рассматриваемые в качестве элементов механизма правового регулирования. Выделение основных элементов механизма позволяет выяснить главные специфические функции, выполняемые средствами правового воздействия, их роли в процессе правового регулирования.
Поскольку механизм гражданско-правового регулирования предполагает установление юридической конструкции в качестве общеобязательного правила, очевидно, что это возможно лишь посредством правовых норм, так как «нормы права есть нормативно-текстуальное выражение юридических конструкций»12. Следовательно, первым элементом являются юридические нормы, посредством которых закрепляется соответствующая юридическая конструкция в правовом поле и становится общеобязательным правилом поведения.
В рамках исследования отношений, возникающих в связи с причинением вреда жизни или здоровью сотрудника полиции, можно выделить следующие группы правовых норм:
1. Нормы, установленные федеральными законами.
В данном перечне следует указать наиболее значимые для исследования природы и специфики данных отношений федеральные законы:
1) Гражданский кодекс РФ13, в главе 59 которого установлены основные принципы возмещения вреда, причиненного гражданам;
2) Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЭ «О полиции»14, в котором изложены основные страховые гарантии сотрудникам полиции и нормы о выплатах в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей;
3) Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»15, прописывающий процедуру регулирования отношений, связанных с пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел, медицинским обслуживанием сотрудников и членов их семей, затрагивающий некоторые вопросы страхового обеспечения;
4) Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»16, устанавливающий гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел;
5) Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»17, определяющий условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел России.
2. Нормы, установленные Постановлениями Правительства РФ.
Среди данных актов нужно обозначить Постановление Правительства Российской Федерации от 25феврапя 2003 года № 123 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе»18, устанавливающее процедуру прохождения медицинской экспертизы сотрудниками полиции, Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1197 «О внесении изменений в перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»19, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»20.
3. Нормы, установленные приказами Министерства внутренних дел РФ:
1) Приказом МВД РФ от 15 октября 1999 года № 805 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких»21, непосредственно устанавливающим процедуру и порядок возмещения вреда;
2) Приказом МВД РФ от 16 декабря 1998 года № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России»22, предусматривающим порядок проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел;
3) Приказом МВД РФ от 24 сентября 2007 года № 824 «Об организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы»23, устанавливающим перечни учетной документации по количеству погибших, раненых сотрудников, членов их семей.
Указанные юридические нормы представляют собой основу регулирования отношений в области возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции России. В данных нормах, кроме того, предусматриваются все те последующие юридические средства, которые образуют иные элементы данного механизма.
По мнению С.С. Алексеева, вторым важным элементом будут являться индивидуальные предписания применения права, являющиеся объективными результатами властных действий судов и иных компетентных органов24.
Примером индивидуальных предписаний применения права в исследуемой области служат Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»25, а также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»26. Не менее важными для механизма регулирования отношений, возникающих вследствие причинения вреда жизни или здоровью сотрудников, являются решения районных судов, постановления Конституционного и Верховного Судов РФ, разрешающие конкретные споры между сотрудником МВД России и Министерством внутренних дел РФ.
Для реализации определенной программы, установленной существующими нормами права, необходимо, чтобы происходили события или субъекты права совершали какие-либо действия, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а соответственно и правоотношений. Таковыми в рассматриваемых правоотношениях можно назвать следующие: получение сотрудником полиции увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей; гибель (смерть) сотрудника органов внутренних дел, наступившая в связи с выполнением служебных обязанностей; смерть гражданина Российской Федерации, наступившая в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей; подача рапорта сотрудником полиции на имя руководителя органа внутренних дел для принятия решения о выплате единовременного пособия в возмещение вреда, причиненного здоровью; выне-
сение заключения ВВК о наличии причинной связи увечья или иного повреждения здоровья с выполнением служебных обязанностей и др.
Третьим элементом механизма правового регулирования следует рассматривать правоотношение (как правовую категорию, характеризующую субъектов права).
Правоотношения являются важнейшим шагом в реализации общих программ поведения, заложенных в нормах. В механизме правового регулирования отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции, они выполняют три основные функции: во-первых, устанавливают круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие данных юридических норм (сотрудник полиции, члены его семьи, лица, находившиеся на иждивении, близкие родственники и др.); во-вторых, закрепляют конкретное поведение, которому должны или могут следовать эти лица; в-третьих, являются условием для возможного приведения в действие специальных юридических средств обеспечения реализации субъективных прав и исполнения обязанностей.
Четвертый элемент механизма правового регулирования выступает результатом взаимодействия первых трех и выражен в актах реализации прав и обязанностей. Здесь действие механизма гражданско-правового регулирования завершается, происходит перевод общих предписаний юридических норм в то фактическое, реальное поведение, на которое направлена воля законодателя. Основными формами реализации прав и обязанностей являются: использование предоставленных нормами права возможностей; исполнение обязывающего правового предписания; соблюдение правовых запретов. В ряде случаев государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (осуществляет правосудие, назначает выплату единовременного денежного пособия в целях возмещения вреда, назначает выплату ежемесячной денежной компенсации).
Таким образом, структуру (систему) механизма гражданско-правового регулирования отношений, возникающих вследствие возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции, образуют следующие элементы:
1) специфические юридические нормы, в которых закреплены правила поведения участников гражданских правоотношений (сотрудников полиции России, их близких родственников, Министерства внутренних дел РФ и т. д.), возникающих вследствие причинения вреда жизни или здоровью сотрудника полиции России;
2) индивидуальные предписания применения права в области возмещения вреда, причиненного сотруднику полиции (постановления Пленума ВС РФ, постановления Конституционного суда РФ, определения районных судов, разрешающие конкретные споры между сотрудником МВД России и Министерством внутренних дел РФ);
Гиль Е.В. К вопросу о структуре гражданско-правового механизма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции...
Гиль Е.В. К вопросу о структуре гражданско-правового механизма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции...
3) конкретные правоотношения, возникающие вследствие причинения вреда жизни или здоровью сотрудника полиции России;
4) акты реализации прав и обязанностей, предусмотренные специфическими для данного рода правоотношений юридическими нормами (назначение выплаты единовременного денежного пособия в целях возмещения вреда, назначение выплаты ежемесячной денежной компенсации и др.).
Примечания
1. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. — СПб., 1992. — С. 145.
2. См.: Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. — М., 1998. — С. 435—436.
3. Алексеев С.С. Теория права. — М., 1995. — С. 209.
4. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. — М., 1995. — С. 22.
5. См.: Чеговадзе Л.А. О сущности гражданского правоотношения: новый взгляд на старую проблему // Законодательство. — 2002. — № 6. — С. 28.
6. Алексеев С.С. Теория права. — М., 1995. — С. 150.
7. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования. Проблемы теории государства и права / Под. ред. С.С. Алексеева. — М., 1987. — С. 226.
8. См.: Теория государства и права: Учебник / Под. ред. С.А. Чибиреева. — М., 1998. — С. 146—152.
9. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. — М., 1982. — Т. 2. — С. 10.
10. В связи с тем, что данный приказ является действующим, но фактически не применяемым на практике, автор статьи ссылается на него лишь в той части, в
которой он не противоречит проекту «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты единовременных пособий в случае гибели (смерти) или причинения увечья и иного повреждения здоровья сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации, ежемесячной денежной компенсации в случае причинения ему увечья или иного повреждения здоровья, а также сумм в возмещение вреда, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации или его близких родственников» от 29 декабря 2011 года // www.mvd.ru/mvd/documents/archive/ show_100525
11. СЗ РФ. — 2003. — № 10. — Ст. 2444.
12. Тарасов Н.Н. Юридические конструкции в праве и научном исследовании (методологические проблемы) // Российский юридический журнал. — 2000. — № 3. — С. 26—27.
13. СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
14. Российская газета. — 2011. — 8 февраля.
15. Российская газета. — 2011. — 21 июля.
16. Российская газета. — 2011. — 7 декабря.
17. См.: www.base.garant.ru/12111156/
18. СЗ РФ. — 2003. — № 10. — Ст. 2444.
19. Российская газета. — 2012. — 13 января.
20. См.: base.garant.ru/182595/
21. См.: www.base.garant.ru/12117196/
22. См.: www.base.garant.ru/12111156/
23. См.: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 1256700/
24. См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В2 т. — М., 1982. — Т. 2. — С. 27.
25. Российская газета. — 2010. — 5 февраля.
26. Российская газета. — 2011. — 18 марта.
О.А. Иванова
Иванова Оксана Александровна — соискатель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России
E-mail: natka22008@yandex.ru
Экономический кризис как обстоятельство, способствующее невыплате заработной платы
В статье рассматриваются криминологические проблемы, связанные с причинами роста задолженности по заработной плате в период кризиса российской экономики. Автором со ссылкой на статистические показатели проанализированы основные факторы роста задолженности по заработной плате в период кризисных экономических явлений.
The article deals with criminological problems
associated with the causes of the growth of wage arrears in the Russian economy during the crisis. The author with reference to the statistics analyzed the main factors of growth of wage arrears in the period of crisis of economic phenomena.
Масштабные социально-экономические ре- к сожалению, нередко влекут за собой негативные
формы, которые переживает современная Россия, последствия. Не будет, пожалуй, преувеличением