Материалы Международного семинара Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 4 (28), с. 119-120
УДК 316
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШВЕЙЦАРИИ
© 2012 г. Я.И. Мизиковская
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
misikowskaj [email protected]
Поступила в редакцию 04.04.2012
Представлены законодательные основы организации школьной социальной работы в Швейцарии. Особое внимание уделено уровням управления школьной социальной работой и системе ее государственного регулирования.
Ключевые слова: школа, школьная социальная работа, школьная социальная работа в Швейцарии, правовые основы школьной социальной работы.
Федеральные законодательные акты, закрепляющие основные положения о социальной работе
Основы функционирования школьной социальной работы косвенно закреплены в действующем Гражданском кодексе Швейцарии.
Гражданский кодекс Швейцарии, статья 302:
«II. Воспитание.
1. Родители должны воспитывать детей в подходящих для этого условиях, поддерживать и защищать нравственное, психическое и физическое развитие детей.
2. Если у вас есть ребёнок, особенно слабый в физическом или психическом плане, ему необходимо получить общее и профессиональное образование, насколько это возможно соответствующее его способностям и склонностям.
3. С этой целью вы должны совместно работать со школой и, когда это оправдано обстоятельствами, со службами поддержки молодёжи».
Гражданский кодекс Швейцарии, статья 317:
«IX. Совместная работа для поддержки молодёжи.
Кантоны обеспечивают через соответствующие положения целенаправленную совместную работу органов власти и служб, работающих в области защиты детей, уголовного преследования несовершеннолетних и остальных служб поддержки молодёжи».
Роль Федерального Совета Швейцарии в создании школьной социальной работы
Парламент может посоветовать кантонам создать службы школьной социальной работы, так как подобные решения могут приниматься толь-
ко на местах, чтобы не ограничивать политическую независимость общин.
В 2010 году Федеральный совет принял «Швейцарскую стратегию по борьбе с бедностью». Федерация обратилась к кантонам и общинам со следующими рекомендациями: «Федеральный совет советует кантонам и большим общинам построить школьную социальную работу так, чтобы она могла взять на себя работу по улучшению интеграции социально обездоленных детей. Школьная социальная работа должна активно проводить профилактическую деятельность, чтобы можно было распознать на ранних этапах социальные проблемы обездоленных детей. В этом случае школьная социальная работа берёт на себя связующую функцию между школой и родителями. С помощью такого активного участия можно предотвратить проблематичное течение обучения ребёнка в школе».
Роль кантона в создании школьной социальной работы Социальный работник действует в рамках правовых документов, изданных кантоном. Каждый кантон создаёт свою собственную законодательную базу для школьных социальных работников.
Самые структурированные законы - в кантоне Базель-Ланд. В качестве примера приведем «Распоряжения о школьной социальной службе в средней школе I и II ступени от 16 марта 2004 года».
Роль общины в создании школьной социальной работы Решение о внедрении школьной социальной работы на местах принимается непосредственно общиной.
120
Я.И. Мизиковская
Список литературы
1. Baier F., Schurr S. Schulische und schulnahe Dienste: Angebote, Praxis und fachliche Perspektiven. Bern. Haupt Verlag, 2008.
2. Baier F., Deinet U. Praxisbuch Schulsozialarbeit. Verlag Barbara Budrich, 2011. S. 57-81.
3. «Школьная социальная работа» // Википедия. -URL: http://de.wikipedia.org/wiki/Schulsozialarbeit#In_ der_Schweiz (дата обращения 10.03.2012).
LEGAL BASIS OF SCHOOL SOCIAL WORK IN SWITZERLAND Y.I. Mizikovskaya
Legal basis of school social work organization is presented in the article. Special attention is drawn to levels of school social work management and to the system of its government regulation.
Keywords: school, school social work, school social work in Switzerland, legal basis of school social work.