Научная статья на тему 'Школьная социальная работа в Австрии'

Школьная социальная работа в Австрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В АВСТРИИ / SOCIAL WORK IN AUSTRIA / ШКОЛА / SCHOOL / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Павел Алексеевич

Рассматривается история становления и развития школьной социальной работы в Австрии, представлены теоретические модели школьной социальной работы и основные методологические подходы к ней. Особое внимание уделено специфике организации школьной социальной работы в контексте федеративного устройства Австрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social school work in Austria

The issues of legal regulation of school social work in Austria are considered. The author points at features of given professional activities, its dependency on government policies along with ethical and legal basis of social work organization.

Текст научной работы на тему «Школьная социальная работа в Австрии»

Материалы Международного семинара Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 4 (28), с. 121-124

УДК 316

ШКОЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В АВСТРИИ

© 2012 г. П.А. Яковлев

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

paulrus 17 @yandex. т

Поступила в редакцию 05.04.2012

Рассматривается история становления и развития школьной социальной работы в Австрии, представлены теоретические модели школьной социальной работы и основные методологические подходы к ней. Особое внимание уделено специфике организации школьной социальной работы в контексте федеративного устройства Австрии.

Ключевые слова: социальная работа в Австрии, школа, правовое регулирование, социальная педагогика.

Необходимо преодолеть трудности в области школьной социальной работы, определить перспективы ее развития. Предстоит выработать непростые законы и правила для школ. Инновацией должно стать привлечение опыта школьных социальных педагогов. Достичь этого можно путём снижения уровня школьной бюрократии и усиления организации и демократизации самой школы. Свою роль здесь должна сыграть школьная психологическая служба (оказание консультационной поддержки учителям), особенно в отсутствие в школе социального работника. С другой стороны, предусматривается кооперация с молодёжными детскими организациями - такими, как, например, основанная в 1952 году Венская культурно-спортивная школа (КСШ), которая вносит значительный вклад в школьную социальную работу.

Рассмотрим проекты, основанные в целом на социальной работе, и отметим проблемные места школьной социальной работы в Австрии.

Распространение организационных форм и профилей и востребованности школьной

социальной работы в Австрии В Вене работают коммуникационные центры в четырёх центральных профессиональных школах, существует социально-педагогическая поддержка в трёх школах, имеется три профессиональные школьные библиотеки.

В Нижней Австрии социальная работа проводится только в одной школе. Специальный институт по предотвращению конфликтных ситуаций был основан в 2001 году и предлагает школьную социальную поддержку на разных

уровнях обучения. Похожие проекты существуют для молодёжи с ограниченными возможностями в объединении «Молодёжная культура» в венском Нойштате, в профессиональном училище Нидеростеррайх в Бадене, в молодежном центре в Вайтхоффене и школе «Молодёжная инициатива» в Бердорфе. Эти проекты финансируются, как правило, общинами при поддержке местной администрации. Минимальная длительность проекта составляет 3 года, с тем чтобы проект мог укорениться в школе. Естественно, актуальна поддержка не только от местного руководства, очень важна финансовая помощь федеральных властей.

В Верхней Австрии поддерживается ведущая школа в Нанкпуххайм - социальное объединение «Новый старт», школьная социальная работа распространяется на высшую школу Линца. Следует отметить, что поддержку школьная социальная работа получает от Департамента здравоохранения городского совета Линца. Земельный парламент (предложение 1684/2008 гг.) потребовал от руководства области разработать концепцию внедрения и развития школьной социальной работы.

В Форальберге с января 2009 г. школьная социальная работа ведется в политехнической школе Бригенса. В Тироле с сентября 2008 г. проводит свою работу «Объединение охраны детства Тироль». В Штаермарке в районах Грац, Брук, Фольцберг, Хальберг и Юденбург проводится более 10 школьных праздников при помощи социальных работников. В Зальцбурге работа организована объединением «Новый старт». В Кэрнтене в 2007-2008

учебном году при поддержке земельного правительства реализовывался проект организации «Друзья детей», финансирование было ограничено тремя годами и распределено по 10 школам.

О значительных различиях между педагогическими требованиями действительным воспитанием Серьезные успехи в укоренении школьной социальной работы были достигнуты в Нижней Австрии. Поддержка там оказывается при возникновении кризисных ситуаций в школах, объединениях, в ходе реализации молодёжных проектов. При этом руководствуются следующими принципами: добровольность, превен-тивность, воспитательная работа, непредвзятость, стремление к справедливости. Эти концептуальные требования хорошо обоснованы, так как они соответствуют требуемым качествам в социальной работе, играют решающую роль в воспитательной практике.

Конфликтные ситуации успешно разрешаются с помощью преподавателей и родителей. Групповая работа проводилась с 169 группами. При разделении исследуемых на группы особо выделялась возрастная группа с 11 до 15 лет с чётко выраженными возрастными самооценками: мальчики 12 лет - 14%; 13-летние юноши -33%; 14-летние мальчики - 26%, подростки -6%. Чем старше становились исследуемые, тем меньше они нуждались в плотной опеке, но, несмотря на это, консультационная поддержка проводилась в полном объёме.

Работа школьных социальных организаций направлена на то, чтобы ученики в старших классах решали возникающие между ними споры и конфликтные ситуации, не обращаясь за помощью к школьному социальному работнику, самостоятельно искали выход в сложившейся ситуации. Чтобы этого достигнуть, необходимо сократить различия между теорией и практическим подходом к реальным молодёжным отношениям.

Психологические проблемы преподавательского состава в кризисных ситуациях и его ожидание помощи школьной социальной работе Школьная социальная работа реализуется только тогда, когда принимаются во внимание объективные социальные и теоретические предпосылки, которые сотрудникам социальной службы и преподавательскому составу дают понимание общих целей, содержания социальных и организационных форм школьной соци-

альной работы. Должна быть принята во внимание и систематизирована школьная социальная программа и концептуальная работа в школьной социальной деятельности.

Во-первых, требуется понимание того, с какими психосоциальными проблемами сталкиваются. Исследования дали такие результаты: плохое воспитание (902 случая), плохое обращение с детьми (634), насилие в семье (463), беспризорность (447), алкоголизм/наркомания (354), финансовые проблемы в семье (336), интернет-зависимость и игромания (259), недоедание (257) и сексуальное злоупотребление (176).

Обозначение проблемы не тождественно ее решению. Учителя хотят получить помощь (57% обязательно) через совместную работу с другими специалистами (790 случаев, в 123 из которых оказали помощь школьные психологи и социальные работники); через повышение квалификации или дополнительное образование (700); через более тесное взаимодействие с родителями (123); консультирование учителей (49); более полную информацию об учреждениях (24).

Большинство социальных работников хотело бы совершенствовать свои педагогические знания и более тесно сотрудничать с другими специалистами, другая же часть социальных работников думает о расширении специализации в области социальной работы. В то время как представление преподавательского состава о школьной социальной работе совпадает с общепринятым, представления о профессиональном профиле школьной социальной работы бывают ограничены реальной, практической ситуацией конкретной школы.

Школьная социальная работа в проекте «Реформа образования как социальная реформа»

В Австрии (как и в Германии) существует представление, что с особым вниманием нужно относиться к группе риска, которая имеет ярко выраженные признаки трудности в получении современного профессионального образования. Это соответствует взгляду действующего Федерального правительства. Оно принимало активное участие в двух больших проектах: расширение основ консультаций и создание социального проекта «Новая общеобразовательная школа». Оба проекта следует рассматривать как реализацию стремления преодолеть недостаток образования путём пошагового преодоления трудностей образовательной политики, что связано с улучшением социальной политики как таковой. В отношении социальной работы в

Школьная социальная работа в Австрии

123

школе это даст возможность создать школу продленного дня и новую среднюю школу, которые будут соответствовать новым условиям и способствовать улучшению школьной социальной работы.

Расширение гибких форм учебного процесса и цикла обучения

В 2006-2007 гг. по инициативе родителей был поставлен вопрос об организации факультативных занятий. В 2007 г. Федеральное министерство образования культуры и искусства издало справочник «Рекомендации для работы школьных организаций». Реализация представленной в нем концепции в среднесрочной перспективе приведёт к значительным изменениям в отношениях между школой и социальной работой.

Общая нагрузка в общих школах и высших школах, включая факультативные занятия, составляет минимально от 16 до 18 часов. Опыт начальной школы создает предпосылки для внедрения этой системы обучения также в политехнических и специализированных школах. Система охватывает время учебного процесса и индивидуальных занятий, а также обеденное время, но не контролирует свободное время учащихся. Общая программа содержит два центральных социальных педагогических вопроса: 1) учет заинтересованности родителей в выборе профессии их ребенком; 2) реализация интересов самих детей в сфере досуга. Здесь речь идёт о двойной стратегии: первая её часть заключается в ограничении чрезмерной нагрузки на детей, другая направлена на усиление учебного процесса, что порождает противоречие, так как обе стратегии нельзя проводить одновременно. Чтобы снять данное противоречие, необходимо развивать в учащихся интерес к учебному процессу, активно применяя в старших классах консультативную работу.

Для того чтобы соблюсти баланс между интересы учащихся и нуждами учебного процесса предлагается учитывать при работе следующие положения:

1. Хорошие школы - это всегда здоровые школы, поэтому в них практикуется активное информирование учащихся в борьбе с наркоманией, всеобъемлющая профилактика здорового образа жизни.

2. Современный образ жизни, приводит взрослеющее молодое поколение к гиподинамии. Занятия физкультурой должны стать источником чувства самодостаточности и позитивного настроения. Результатом спортивных занятий должно стать улучшение здоровья.

3. В наше время молодёжь может расширить горизонты познания и жизненного опыта, который пригодится ей в повседневной жизни. Новая информация создаёт фундамент для возможности вести дискуссии по значимым ключевым проблемам (война и мир, бедность и богатство, техника и природа, культурные различия, мужественность и женственность).

4. При переходе от детства к юности возникают вопросы по различным общечеловеческим проблемам. Молодые люди хотели бы получить обоснованные и ясные ответы на вопросы, касающиеся смысла жизни, смерти и возможной жизни после неё; хотели бы узнать о Боге и Божественном, о том, какое значение имеют любовь и жизненные потери, как все это отражается на судьбе одного человека и общества в целом.

5. Художественное и музыкальное образование даёт возможность школьной молодёжи активно проводить своё свободное время (так как в учебных планах эстетическое воспитание занимает небольшое место). Здесь впрочем, следует обращать внимание на то чтобы школьники и молодёжь занимались необходимым самообразованием, могли изменить архитектуру обучения, оборудовать школьные классы по своему вкусу.

6. Наличие социальной составляющей в воспитании нравственности играет большую роль в формировании ответственности в обучении. Особенно это важно для школ, в которых практикуются факультативные занятия, можно расширить спектр возможностей посредством организации школьного совета, праздников, фестивалей и др.

7. Представленная концепция социального ориентирования, которое включает в себя определенное жизненное направление, создаёт системную связь между школой и социальной работой: в этом смысле в школах требуются специалисты, информированные о повседневной жизни учеников. Они должны быть в курсе дел, которые происходят в школе. На основе социальной информации создаются формы кооперации и координации. Это означает, что для преподавательского состава и педагогов внешкольной работы приоритетным является создание тесного сотрудничества между школой и родителями. Контакты и формы совместной работы в учебных заведениях продленного дня должны охватывать многие направления (совместная работа с различными учреждениями: ведомство по делам молодежи, отделение здравоохранения, школьное ведомство); партнерская кооперация может помочь в проведении молодёжью свободного времени, организации летних лаге-

рей, различных кружков и т.д. Такая всеобъемлющая работа должна поддерживаться и дополняться школьной социальной работой. В общем и целом совместная работа школы и социальной работы помогает преодолеть трудности, которые возникают в воспитании детей и молодёжи в школах.

Новая «средняя школа» как решение проблем системы образования

К сожалению, правительственная коалиция не смогла договориться об общей и всем доступной программе «Новая средняя школа». Но, несмотря на это, начались массовые попытки руководства школ качественно улучшить систему обучения. Эксперимент начался с 2008 учебного года в 67 школах пяти федеральных земель; в 2009-2010 учебном году он охватил 244 населенных пункта (801 класс). Для продолжения программы следует учитывать следующее:

- региональное распределение (экспериментальные регионы из разных федеральных земель);

- социально-экономическая характеристика экспериментального региона (различия социально-культурных особенностей и структуры системы образования);

- педагогическая концепция (концепция возможностей и разработка педагогической реформы).

Последнее особенно касается кризисных ситуаций, возникающих в экспериментальной работе педагогов.

Многосторонняя педагогическая работа должна учитывать преподаваемый предмет, возраст учеников, взаимопонимание среди учащихся, материал, который преподаётся. При этом не должно происходить покушение на индивидуальность учеников.

Формы мотивации учеников должны быть расширены, и в то же время нельзя разделять класс по уровню успеваемости.

Преподавание дисциплин из области искусства и культуры должно опираться на интерес учеников к преподаваемому предмету.

Работа преподавательского состава должна осуществляться командой единомышленников, которая имеет многолетний опыт работы.

При реализации этих программ должна осуществляться административная и педагогическая поддержка всех школ. В то же время нужно экономить выделенные средства при проведении программ в школьных объединениях.

Необходимо использовать учебники, которые разработаны на основе новых педагогических реформ.

Требуются расширение возможностей для реализации на практике разработок и концепций, а также поддержка преподавательского состава на основе стандартов системы образования.

Не менее важно систематическое вовлечение в повседневную школьную жизнь квалифицированных специалистов (школьный психолог, социальный работник, воспитатель, представитель культуры), а также родителей. Это - не перечисление выдуманных желаний, а список необходимых мер. В их осуществлении социальные работники ограничены, но они смогут многого достичь, если им удастся применить в повседневной школьной работе свои знания и дополнить школьную работу своими инициативами.

Список литературы

1. www.neustart

2. www.stvg.at

3. www.bmukk.gv.at

SOCIAL SCHOOL WORK IN AUSTRIA P.A. Yakovlev

The issues of legal regulation of school social work in Austria are considered. The author points at features of given professional activities, its dependency on government policies along with ethical and legal basis of social work organization.

Keywords: social work in Austria, school, legal regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.