Научная статья на тему 'Роль социальных сетей в системе воспитания школьников'

Роль социальных сетей в системе воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4905
553
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ШКОЛЬНЫЙ САЙТ / ТЬЮТОР / МЕНТОР / EDUCATION / SOCIAL NETWORKS / SCHOOL SITE / TUTOR / MENTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Нина Алексеевна

В статье раскрывается потенциал социальных сетей в системе коллективного воспитания личности школьника. Анализируются существующие социальные сети, осуществляется их классификация, рассматриваются возможности школьного сайта как основы для проектирования социальной сети и необходимое ресурсное обеспечение, включающее материально-техническое, организационное и кадровое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social networks in the education of pupils

The article reveals the potential of social networks in the system of collective education of the individual student. Analyzes Existing social networks have been analyzed, classified and the possibility of the school site as a basis for designing a social network has been considered.

Текст научной работы на тему «Роль социальных сетей в системе воспитания школьников»

УДК 373.1 ББК 74.200 П-81

Пронина Нина Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми ГОУ ВПО МО «Академия социального управления», (89150441257), e-mail.:ninavid@rambler.ru.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

(рецензирована)

В статье раскрывается потенциал социальных сетей в системе коллективного воспитания личности школьника. Анализируются существующие социальные сети, осуществляется их классификация, рассматриваются возможности школьного сайта как основы для проектирования социальной сети и необходимое ресурсное обеспечение, включающее материально-техническое, организационное и кадровое.

Ключевые слова: воспитание, социальные сети, школьный сайт, тьютор, ментор.

Pronina Nina Alexeevna, Candidate of Pedagogics, senior researcher of the Department of Scientific and Methodological Support of Work with Gifted Children, SEIHPO "Academy of Social Management”, tel.: 89150441257, e-mail.: ninavid@rambler.ru.

THE ROLE OF SOCIAL NETWORKS IN THE EDUCATION OF PUPILS

The article reveals the potential of social networks in the system of collective education of the individual student. Analyzes Existing social networks have been analyzed, classified and the possibility of the school site as a basis for designing a social network has been considered.

Keywords: education, social networks, school site, tutor, mentor.

Задача воспитания - одна из важнейших задач современной школы. Однако к её решению в разное время подходят по-разному. Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, принятый большинством школ, считается приоритетным и обоснованным. Такой же точки зрения придерживаются и некоторые известные педагоги. В работах Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белухина, П.И. Пидкасистого [1, 2, 3] проблема коллектива и коллективного воспитания не поднимается вовсе. «Индивидуально-ориентированная педагогика признаёт внутреннюю сложность и автономию человеческой личности и противостоит коллективизму, где главная роль отводится влиянию на человека социальной группы...». Практика коллективного воспитания в настоящее время считается атрибутом советской педагогики и не входит в инновационную концепцию современной школы.

Однако коллективное воспитание нельзя рассматривать только лишь как метод тоталитарной системы. В XVIII веке в детских приютах идеи коллективного воспитания использовал Й.Г. Песта-лоцци, в XIX-XX вв. на необходимость поддержки детских сообществ указывали П.Ф. Каптеров, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Большую роль в развитии учения о коллективе сыграл А.С. Макаренко, его опыт изучается и используется во многих странах. Как бы ни были неоднозначны оценки коллектива в процессе воспитания, игнорировать его влияние на личность ребёнка нельзя. Каждый ребёнок должен иметь актуальную сферу самореализации, попробовать себя в роли лидера и исполнителя, привыкнуть к дисциплине и ответственности, научиться взаимодействовать с различными людьми. Всё это происходит в коллективе, в социуме.

Понятие «коллектив» и «социум» в современной педагогике довольно близки. Примером этого могут служить следующие определения. Социум - коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.[4] Коллектив определяется как социальная группа. Идея группы отражает представление о равенстве входящих в её состав лиц, о её целостности и внутреннем единстве [5]. В социуме формируются отношения между различными людьми, между отдельным человеком и группой, между группами. Для воспитания школьников особое значение имеют отношения, сложившиеся между педагогами и детьми, а также отношения, сложившиеся между детьми. Отношения можно определить как форму и содержание взаимодействий объектов в пространстве и времени, которые сопровождаются возникновением определённых эмоциональных и сознательных оценок и самооценок, оказывающих большое влияние на формирование личностных и коллективных действий участников [6]. Личность, согласно этому подходу, определяется как совокупность отношений к окружающему миру и к

себе. Содержание, характер и структура этих отношений оказывают влияние на процесс и результат воспитания. А.С. Макаренко считал, что воспитание есть формирование отношений (воспитанника к миру).

Итак, отношения зарождаются и формируются в коллективе. Помимо создаваемых с воспитательной целью коллективов большое влияние на формирование личности имеют неформальные коллективы -группы людей, добровольно объединившиеся на основе общих интересов, личных симпатий, обоюдной пользы. Независимо от типа коллектива коллективные отношения характеризуются следующими признаками: коллективистское самоопределение - сознательный выбор членом коллектива своей позиции в противовес выбору, мотивом которого является конформизм или нонконформизм (подчинение/неподчинение мнению большинства вне зависимости от его объективности); коллективистская идентификация - процесс неосознаваемого отождествления себя с коллективом, его целей и ценностей со своими; характер мотивации межличностных выборов в процессе общения и взаимодействия - подлинно коллективистские отношения строятся не только на эмоциональной, но и на ценностно-ориентационной основе; высокая референт-ность межличностных отношений членов коллектива - избирательное отношение к партнёрам по коллективному взаимодействию, основанное на признании их авторитета, значимости их позиций и мнений [7].

Современные ученики в процессе обучения в школе ставят цели самоопределения, образования и достижения успеха, что мало соответствует идее формирования и развития школьного коллектива в целом. В некоторых школах действуют научные общества или иные объединения учащихся, способствующие формированию коллективной деятельности индивида, однако подавляющее большинство школьников индифферентно к школьной жизни, а активное общение между сверстниками осуществляется опосредовано, в коммуникационных сетях, в которых и формируются детские неформальные сообщества.

В настоящее время большой популярностью у молодёжи пользуются социальные сети, которые во многом формируют её коммуникационную культуру. К сожалению, школа не смогла предложить подросткам никакой альтернативы социальным сетям. В настоящее время процесс использования учениками социальных сетей школой просто игнорируется. Можно утверждать, что в образовании социальные сети лишь создали предпосылки для привлечения школьников к целенаправленным сетевым проектам и в значительной степени заменили неформальные коллективы. Социальные сети не имеют аксиологической направленности и привлекают подростков возможностью самовыражения и виртуального общения. Педагогические коллективы в подавляющем большинстве не ставят перед собой цель образовать школьную социальную сеть. Действительно, создание сетевого образовательного ресурса, который объединил бы педагогов, учащихся, программистов, ученых и методистов, задача сложная и многоплановая. Сетевое образовательное сообщество на базе социальной сети - виртуальная образовательная среда, необходима, прежде всего, детям, испытывающим затруднения в непосредственном общении или нуждающимся в дополнительных знаниях и умениях, которые школа не может предоставить. Итак, с одной стороны, школа не предоставляет обучаемым современных технологий межличностного виртуального общения и образования, а с другой стороны, очевидна потребность у молодёжи в разнообразных телекоммуникационных технологиях. Разрешение этого противоречия вылилось в то, что большинство учащихся среднего и старшего школьного возраста являются пользователями известных социальных сетей, например, ВКонтакте, а школьные администраторы компьютерных сетей закрыли доступ к этому ресурсу. Это привело к тому, что педагоги просто-напросто отгородились от неформального общения школьников в компьютерных сетях, которое происходит в основном на домашних компьютерах. Такому положению дел способствует также и недостаточный уровень ИКТ-компетенций у большинства учителей-предметников. Таким образом, на воспитуемых школьников оказывает влияние не только школа, семья, СМИ или ближайшее окружение, но также и виртуальное окружение социальных сетей, не контролируемое взрослыми. Дети создают разнообразные сообщества, которые в свою очередь формируют их стихийную коллективную деятельность. Виртуальная жизнь полна событий, но оказываемое ею воспитательное воздействие в подавляющем большинстве случаев не является материалом для анализа педагогами и психологами. То есть в настоящее время перед школой встаёт проблема - выяснить, какое воздействие на учеников оказывают социальные сети, минимизировать отрицательное влияние и сформировать целенаправленное воспитательное воздействие с использованием социальных сетей.

Социальные сети - это интернет-ресурсы, которые помогают пользователям глобальной сети находить друг друга и общаться, обмениваясь различными видами контента (текстовыми сообщениями, фото, видео или аудио-файлами). Они представляют собой базу пользовательских аккаунтов (профилей), связанных между собой. По своему усмотрению пользователь может добавить или удалить какие-то связи своего аккаунта с другими (добавить или удалить «друзей»). Обычно пользователи общаются посредством электронной почты или сервисов мгновенного обмена сообщениями. Социальные сети первоначально воспринимались только как средство для общения с друзьями, близкими, знакомыми, бывшими одно-

классниками, однокурсниками и т.д. Однако это понятие расширило свои границы. Со временем стали появляться тематические сети, рассчитанные на более узкую аудиторию, которая объединяется не столько по факту личного знакомства, сколько по общим интересам или сфере деятельности. Такие сети создаются с целью наладить полезные связи, найти работу и др. Самые популярные сети - это сети широко профиля, в них общаются люди различных возрастных групп и всех слоев населения.

Имеющиеся в Интернете социальные сети можно классифицировать по различным признакам: по характеру сетевого взаимодействия - открытые и закрытые. В открытые сетевые сообщества может вступить любой пользователь Интернета. Закрытые сетевые сообщества, как правило, создаются профессионалами, и вступить в них можно только по приглашению кого-либо из этого сообщества;

по целевой аудитории - сети для поиска друзей, знакомых и общения с ними; корпоративные сети - для сотрудников одной организации; сети, ориентированные на деловые контакты; профессиональные сети; сети, предназначенные для детей и родителей; сети по интересам;

по значимости в Интернете - сети, входящие в «ядро» (часто посещаемые), и сети, находящиеся на «периферии»;

по территориальному признаку - международные, действующие в одной стране, региональные, городские.

Социальную сеть можно рассматривать также как универсальную модель самой действительности в её динамическом проявлении. В определении понятия «социальная сеть» можно выделить два подхода: прикладной и теоретический. В первом случае социальная сеть определяется как некое неформальное объединение, противопоставляемое официальным взаимодействиям любого уровня, основанным на административно-территориальном принципе. Сеть противопоставляется иерархии, а отношение координации - субординации. Второй подход направлен на создание универсальной сетевой модели общества. В общем виде социальная сеть определяется как особый тип связей между узлами сети, которые формируются в зависимости от целей построения конкретной сети. Математическим базисом сетевого анализа является теория графов.

Социальную сеть нужно отличать от несвязанного множества, где нет связей между элементами, и от иерархической организации. Сеть - это не группа несвязанных людей, и в отличие от иерархических отношений в сети нет начальников и подчиненных. Существенным отличительным признаком социальной сети является наличие взаимосвязи между её узлами. Взаимосвязь следует понимать в двух смыслах: как связь позиций - структурообразующий фактор социальной сети, и как связь конкретных индивидов -капитал социальной сети. Узел сети называют актором. Это понятие в настоящее время трактуется неоднозначно. Под актором понимается сам индивид, участвующий в социальном взаимодействии или позиция, место индивида в социальной структуре с определенными атрибутами и ролями. Наличие взаимосвязи отличает сеть от объединения типа «аудитория». В аудиторию люди объединены общим предметом своего внимания, но они не имеют связи между собой. В социальной сети, как правило, образуются сообщества. В сообществе группа не только объединена связями и потоками ресурсов, но и действует сообща для достижения общей цели. Формой существования сообщества кроме взаимосвязи становится реальная совместная деятельность в определённой предметной области. Сообщество при определённых обстоятельствах может быть зоной пересечения виртуальной и реальной действительности.

Социальная сеть, чтобы функционировать, должна постоянно воспроизводить себя и расширяться. Постоянно должна осуществляться взаимосвязь, чтобы не перейти к «аудитории» или не распасться на несвязанное множество. То есть перед администраторами социальной сети стоит задача оставить посетителя на сайте как можно дольше. Для этого одного только его подробного профиля мало, нужно вовлечь его в коллективную и индивидуальную деятельность или игру на сайте, предоставлять ему разнообразные сервисы. В среде разработчиков социальных сетей кроме взаимодействий для характеристики сети используется понятие «поток ресурсов». В социологическом контексте ресурс - это капитал, который может быть использован акторами для реализации своих интересов. Социальный капитал - это связи между людьми, которые человек может использовать для достижения своих целей. Социальный капитал трудноопределим, и конечно, назвать его «знакомствами» - это значит упростить его суть. Современные экономисты рассматривают социальный капитал преимущественно как накопление чужих обязательств. Источником капитала может являться альтруизм «доноров» - добровольная деятельность отдельных членов сообщества. Причем, социологи отмечают, что в выигрыше здесь на самом деле оказываются доноры связей, а не реципиенты. Ещё один источник социального капитала - общая судьба, проблема, беда. Здесь социальный капитал - это солидарность. Благодаря этому, малая группа инициаторов может рассчитывать на массовую поддержку.

То есть, объём и разнообразие потока ресурсов способствует, с одной стороны, укреплению и расширению социальной сети, а с другой стороны, формирует новые формы деятельности для пользователей сети. Таким образом, социальная сеть представляет собой объединение трех составляющих: совокупности позиций; отношений между позициями; потоков ресурсов.

В социальной сети каждый пользователь может выступать как от собственного имени, так и от имени придуманного героя. Для виртуального общения с учениками педагоги тоже должны стать участниками социальной сети. Но можно ли использовать имеющиеся социальные сети для виртуального общения с учениками с учебно-воспитательными целями? Популярные социальные сети имеют нежелательную для учебно-воспитательного процесса информацию, рекламу; цели, для которых создавались имеющиеся социальные сети, не совпадают с педагогическими. Имеющиеся социальные сети находятся под мониторингом различных организаций и компаний, преследующих собственные цели, и дети должны находиться вне зоны подобных мониторингов для охраны их конфиденциальных данных. Следовательно, для виртуального общения педагогов, учеников, родителей необходимо использовать собственный, специально разработанный ресурс. Казалось бы, что такую функцию может выполнить школьный сайт. Однако, как показал анализ школьных сайтов, их отличают следующие признаки: малая посещаемость, редкая обновляемость информации, иерархический принцип администрирования сайта, отсутствие свободного доступа к публикации информации любым инициативным посетителем сайта. Информация на сайте систематизирована исключительно тематически, содержит официальные документы, информацию о различных школьных мероприятиях, отчеты об участии в олимпиадах, расписание уроков и т.д. Структурной единицей образовательного сайта является текст, многие сайты не предоставляют пользователю даже возможности зарегистрироваться. К недостаткам школьных сайтов следует отнести также наличие посторонней информации: реклама, устаревшая информация, несодержательные записи в гостевых книгах и форумах. Имеющиеся в Интернете школьные сайты - это пока лишь первый шаг школы в Интернет пространство. Можно предположить, что следующим этапом развития школьного сайта будет преобразование его в многофункциональный сайт, к основным характеристикам которого относится: содержание сайта - единство всех основных элементов образовательной информации (текстовых и графических, звуковых, видео), существующей и выраженной в виде веб-страниц или веб-сайтов, а также единство связей этих основных элементов; дизайн сайта - результат выбора и организации графических компонентов с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической, либо иметь функциональную подоплеку, а зачастую преследовать обе эти цели; техническая реализация сайта - выбор компонентов, интегрирование технологий, программных продуктов и технических средств для донесения образовательной информации до пользователя и предоставление пользователям возможности активных действий на сайте (блоги, форумы, комментарии).

Организованный с учётом вышеперечисленных требований школьный сайт сможет стать проводником сетевых проектов для учащихся. Но не только посредством собственного сайта школа может принимать участие в различных Интернет проектах. Для организации своей школьной или районной социальной сети у школы, может быть, недостаточно ресурсов, но она может присоединиться к имеющейся сети, созданной специально для учеников, их родителей и учителей, независимо от того, где находится эта школа в крупном промышленном городе или отдалённом улусе.

Рассмотрим возможность создания такой сети и условия её функционирования. Примером технологии, которая создана для формирования сетевого сообщества по типу социальной сети, является технология Web 2.0. Особенностью этой технологии является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента (аналогично Википедии). Но речь идёт о наполнении информацией ресурса без учёта её достоверности. Это основная причина, по которой до настоящего времени Web 2.0 не получила широкого распространения среди образовательных учреждений для реализации образовательных программ. Неудобство в организации сетевых образовательных сообществ по технологии Web 2.0 связано также с необходимостью аренды сервиса и дискового пространства у сторонней компании, с возможной уязвимостью конфиденциальных данных. Хотя вики-проект Летописи.ру, созданный в 2006 году в рамках программы «Обучение для будущего», получил широкую известность и привлёк к сетевым сообществам педагогов и школьников из различных регионов, которые получили возможность рассказать о своём крае, городе, поселке. Но этот проект в содержательной части решает узкую задачу - привлечение школьников к краеведению, при этом необходимо признать целенаправленное воспитательное воздействие проекта, выраженное в его содержательном компоненте. Технология Web 3.0, позиционируемая как высококачественный контент и сервисы, объединяющие профессионалов, но построенные по сетевому, полицентрическому принципу на технологической основе Web 2.0, также не учитывает специфики образовательной деятельности учебных заведений. И с дидактической точки зрения мало отличается от Web 2.0.

Организация социальных сетей учебных заведений требует ресурсного обеспечения: кадрового, программного, технического, технологического, организационно-правового и финансового. Частично эти ресурсы могут быть результатом становления самоорганизующейся системы сетевого сообщества, так как сетевое образовательное сообщество социальной сети формирует виртуальную образовательную среду, включающую программный и технологический компоненты, и способствующую росту квалификации кадрового состава. Сетевое образовательное сообщество, созданное на базе социальной сети, может также принять участие в обсуждении организационно-правовых и финансовых вопросов, но принятие окончательного решения в этом направлении осуществляется вне рамок сетевых сообществ.

Для организации процесса обучения и воспитания школьников в социальной сети необходимы специалисты: педагоги, психологи, методисты, тьюторы, менторы. Тьютор - ключевая фигура педагогической деятельности социальной сети. Он управляет процессом воспитания и обучения как деятельностью и старается обеспечить запланированные результаты. К функциям тьютора относят реализацию индивидуального подхода для каждого учащегося - члена социальной сети; ведение переписки с детьми, выяснение их затруднений, психологическая поддержка; оперативное выяснение и разрешение всех спорных ситуаций, возникших в ходе обучения и общения. Тьютор должен обеспечить поддержку своим ученикам, если у них появляются технические трудности в использовании сервисов сети, в обучении и общении, а также помочь осваивать электронные учебные материалы, формируя у детей новые образовательные и социальные компетенции.

Таким образом, совокупность базовых компетенций тьютора социальной сети существенным образом отличается от компетенций традиционного учителя, профессионализм не переносится в сетевое сообщество, а требует специальной подготовки. Эта подготовка в значительной степени может быть осуществлена за счет информационных ресурсов самого образовательного сообщества. Более опытные тьюторы в своих блогах и постерах обычно делятся опытом, на форумах тьюторов сообщества можно обсуждать возникающие проблемы и искать решения. Таким образом, в сетевом образовательном сообществе может сложиться единый стиль работы тьюторов и система общественной экспертизы их деятельности. Кроме тьюторов в сетевые образовательные сообщества должны входить менторы. Ментор -это наставник, друг и помощник для каждого члена сообщества или отдельной группы. В организации образовательных сетевых проектов социальной сети ментор может помочь распределить роли, объединить школьников, зажечь их какой-то идеей, помочь составить план работы, может дать экспертную оценку полученных результатов, ввести в курс сложной теории, подсказать, как можно применить её к разрабатываемому проекту. К обязанностям ментора относится также забота о разрешении внутригрупповых конфликтов, ментор своими оценочными суждениями формирует благоприятную воспитательную среду, которая в свою очередь оказывает воздействие на школьников - участников сетевых проектов.

Любой практикующий учитель знает, что проблема воспитания школьника лежит значительно глубже - в семье. Социальная образовательная сеть должна стать местом открытой беседы как учеников с учителями, так и учителей с родителями, а также детей с родителями. Возможность представить себя под вымышленным именем сохраняет конфиденциальность и позволяет всем участникам социальной сети обсудить свои проблемы общения со специалистами-психологами. Таким образом, социальная сеть через определённое время может стать средством создания коллектива, в который входят школьники, учителя, психологи, тьюторы, менторы, ученые, родители. Потребность в таком коллективе есть в каждой школе. Чтобы стать коллективом социальное сообщество должно пройти определенный путь качественных преобразований: становление и развитие. Педагогическое требование - способ воздействия на учащихся с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности в социальной сети. Это требование должно быть целесообразным, определённым, посильным, понятным и приниматься всем сообществом. Коллектив из школьной социальной сети формируется на основе определённых принципов, сформулированных А.С. Макаренко:

• принцип педагогической целесообразности - отбор видов деятельности должен быть обусловлен целями и задачами воспитания;

• принцип перспективных линий - весь коллектив и каждый его член должен быть увлечен определённой целью (перспективой), осуществление которой потребует приложения усилий, но вместе с тем принесёт радость достижения;

• принцип активной целеустремлённости;

• принцип целостности системы воспитания,

• принцип ответственной зависимости (каждый ответственен перед коллективом, а коллектив перед каждым своим членом).

Таким образом, образующиеся в настоящее время и пользующиеся большой популярностью у молодёжи различные сообщества и социальные сети можно рассматривать как некий базис в вирту-

альной реальности, который при целенаправленном развитии может стать коллективом для заинтересованных участников учебно-воспитательного процесса.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. 496 с.

2. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Ч. 1. М.; Воронеж, 1996. 318 с.

3. Педагогика: учеб. пособ. для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидка-систого. М., 1996. 602 с.

4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособ. для инженерно-пед. ин-тов и инженерно-пед. техникумов. Екатеринбург, 1996. С. 246.

5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. URL: http://www.classes.ru.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1989. Т. 1. С. 401.

7. Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Методика изучения курса «Найди свой путь»: технология оптимального самоопределения для предпрофильной подготовки / под ред. Г.К. Селевко. М., 2007. 288 с.

8. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.