Материалы Международного семинара Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 4 (28), с. 84-92
УДК 316
ШКОЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ГЕРМАНИИ: ОБЩИЕ УСЛОВИЯ, КОНЦЕПЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
© 2012 г. Кристиане Лаупихлер
Университет Дуйсбург-Эссен, Германия
www.uni-due.de
Поступила в редакцию 02.04.2012
Анализируются тенденции развития школьной социальной работы в Германии, и в частности особенности практики в земле Северный Рейн - Вестфалия за последние десятилетия. Подчёркиваются позитивные и негативные стороны положения специалистов социальной работы в школах.
Ключевые слова: школьная социальная работа, концепции, практики, особенности в различных землях Германии.
Школьная социальная работа в Германии существует с 1960-х - начала 70-х годов. Развитие школьной социальной работы необходимо рассматривать в контексте реализации образовательно-политических реформ. Чтобы преодолеть неравенство в области образования, начался процесс пересмотра концепции единой школы с использованием пилотных проектов.
Молодые учителя сталкивались с очень разными школьниками. Единая школа выбрала своей целью правило одной трети («Drittelrege-Ы^»): в отдельных классах должны быть представлены школьники, которые в будущем смогли бы закончить любую форму школ (основную школу, среднее общее образование, профессиональную высшую школу и абитур). Единые школы располагались чаще всего в социально неблагополучных районах, а потому учителя, перед которыми стояла задача интеграции, сталкивались с сильнейшей дифференциацией школьников, которая накладывалась также на различия в семейном статусе, что зачастую приводило к возникновению проблем, с которыми они не могли сами справиться.
В этом контексте и следует рассматривать возникновение школьной социальной работы, которое происходило не на основе предварительных концептуальных размышлений, а по причине практической необходимости. Образовательное неравенство не могло быть устранено исключительно с помощью школьных концепций. С лежащими в его основе социальными, физическими и эмоциональными конфликтами должны были работать профессионалы. Первые социальные работники располагались на территории школ, чтобы работать прежде всего с
возникавшими критическими ситуациями и организовывать досуг школьников. В то время не было никаких концептуальных наработок, образование социальных работников и социальных педагогов на базе профессиональной высшей школы само находилось в процессе становления. В таких условиях начался долгий изнурительный путь внедрения школьной социальной работы, который в разных странах выглядел по-разному и до сегодняшнего времени еще не завершился.
Школьная социальная работа в связи с отсутствием собственных концепций (как раньше, так и в настоящее время) лишь используется школой: замещение учителя, наблюдение на переменах, вмешательство в кризисные ситуации, помехи. «Социально-педагогический инструментарий» был менее востребован, так как руководство школ в большинстве случаев обладало и до сегодняшнего дня обладает широкими директивными полномочиями, а школьные социальные работники имеют очень ограниченное право самостоятельного принятия решений и находятся в очень непростых трудовых отношениях. С профессиональной точки зрения их неустойчивое положение, особенно касающееся содержания работы, приводит к низкой готовности идти на компромисс. Из-за этого страдал и сам процесс развития концепции.
В литературе, вплоть до сегодняшнего дня, пишут об отсутствии единой концепции школьной социальной работы. Необходимость применения адресной социальной работы в школьном контексте с учетом планирования потребности редко принимается во внимание в рамках ведущихся дискуссий.
Определение понятий
В практике социальной работы можно все-таки выделить некую общепризнанную концепцию, отражающуюся в положениях земельных подзаконных актов (см.: NRW 2008). Конкретные задачи и акценты определяются в каждой школе самостоятельно в соответствии с проводимым анализом потребностей.
Представить себе содержание школьной социальной работы в Германии можно, процитировав Карстена Шпека (2007, S.28ff): «Под школьной социальной работой понимаются мероприятия в рамках помощи молодежи, когда социально-педагогический персонал постоянно работает на территории школы, сотрудничает с учителями на основе обязательных договоренностей и на равных правах, чтобы содействовать подросткам и молодежи в их индивидуальном, социальном, школьном и профессиональном развитии и тем самым осуществлять вклад в предотвращение и снижение образовательного неравенства, консультировать по вопросам защиты детей и молодежи и поддерживать учителей, родителей и лиц, их заменяющих, в процессе воспитания, а также способствовать со-
зданию приятных и удобных для школьников условий».
Перечень основных социально-педагогических услуг и помощи включает:
- сопровождение отдельных школьников;
- социально-педагогическую групповую работу;
- сотрудничество и консультации учителей, родителей и лиц, их заменяющих;
- доступные каждому мероприятия, позволяющие налаживать контакты, общаться, организовать досуг;
- содействие в рамках проектов преподавания в школьных комитетах;
- сотрудничество с коммуной.
Концептуальные размышления
Школьная социальная работа представляет собой многогранную сферу деятельности внутри социальной работы. Развитие её концепции происходит на чужом рабочем поле: школьная социальная работа должна представлять свои концепции, методы и шаги к действию перед школьной общественностью, то есть руководством школы, коллегией, родителями, школь-
Таблица 1
Школьная социальная работа:
профилактика + вмешательство в кризисных ситуациях, обязательство неразглашения информации, добровольность
Консультирование
Работа в проектах
Педагогика организации свободного времени
Сотрудничество
Управление/ организация
Конференции по вопросам успеваемости, предоставления консультаций, осуществления руководства классом, совещания учителей.
Помощь в конкретном случае
Для школьников, родителей и учителей. Работа с группой Вмешательство в кризисной ситуации. Социальный тренинг и тренинг сохранения спокойствия. Тренинг уверенного поведения.
Тренинг концентрации Помощь в выполнении домашних заданий. Case+Management. Работа по построению сети: сотрудничество с внешкольными организациями
Интеграция 5 кл. Например, игры для знакомства, школьное ралли «Социальное обучение». Приключенческие проекты Управление конфликтами 7 кл. Проекты по предупреждению моббинга в 8 кл. Работа в проектах на социально-педагогические темы.
Организация проектных дней по специфическим
Команда продленного дня
Организация досуга в рамках продленных групп (например, игровая педагогика, педагогика переживаний, веселый спорт, спорт с приключениями). Организация добровольческой деятельности.
Кружки по интересам
Кружки девочек. Кружки мальчиков. Группа приключений.
Организация классных поездок и походных дней. Участие в организации школьных праздников. Участие в городских праздниках_
Внутришкольные коллегии. Коммунальная социальная служба (KSD).
Консультационные пункты: Каритас, Диакония, благотворительный фонд рабочего движения. Региональные консультации для мигрантов (RAA). Консультации для лиц с наркотической зависимостью.
Детские и подростковые терапевты. Социально-педиатрические центры (SPZ). Профессиональные высшие школы / университеты_
Финансы. Концептуальные разработки. Работа в городских кварталах. Документация. Организация практики студентов и годовая практика после окончания обучения
Рис. 1. Школьная социальная работа
никами, чтобы позиционировать себя и способствовать признанию и прозрачности своей деятельности.
На практике школьная социальная работа складывается из консультирования, проектной работы, организации досуга, налаживания вне-и внутришкольного сотрудничества, управления и организации. В ее функции входит как профилактическая работа, так и вмешательство в кризисных ситуациях. Но ни в коем случае нельзя понимать школьную социальную работу только как инструментарий для кризисного вмешательства, так как получение всех предоставляемых ею услуг происходит на добровольной основе. Клиент должен обладать готовностью к изменению, иначе не может эффективно применяться никакая педагогическая помощь. В этой связи, предоставляя консультации в соответствии с § 203 Уголовного кодекса (StGB), специалист обязуется не разглашать полученную им конфиденциальную информацию. Исключение составляют лишь ситуации, согласно § 8a восьмого Социального кодекса (SGB VIII), когда жизнь и здоровье ребенка подвергаются опасности. В таблице 1 подробно представлено
описание отдельных составляющих школьной социальной работы.
То как могла бы, например, выглядеть организация школьной социальной работы в рамках второй ступени школы (распределение мероприятий по классам), представлено на рис. 1.
С целью профилактики кризисных ситуаций необходимо, начиная уже с 5 класса, вовлекать школьников в проекты, организуемые школьной социальной работой. Особенно это касается введения правил и ритуалов. Школьная социальная работа может внести в этот процесс большой вклад и уже заранее обратить внимание школьников на предлагаемые ею консультации и предложить себя в качестве контактного лица и партнера. Классные проекты на темы «Социального обучения» в 5 классе при сотрудничестве с преподавательским составом могут способствовать также улучшению атмосферы в школе. Продолжение работы в последующих классах укрепляет данный процесс.
Концепции и методы школьной социальной работы, согласно Галюске (Galuske 1999) и Кильб (КЛЬ 2009), представлены в табл. 2. В принципе возможно общее разделение методов
Таблица 2
Концепции и методы школьной социальной работы
Клиентоориентированные методы и подходы
Ориентированные на профессию методы и подходы
Индивидуальные и первичные методы
Групповые и ориентированные на социальное пространство_
Методы, ориентированные на организацию
Методы, ориентированные
на личность
Индивидуальная социальная помощь
(ученики, родители, учителя)
• социально-педагогическое консультирование (например, вмешательство в кризисных ситуациях);
• коучинг;
• укрепление потенциала (активизация ресурсов, самоменеджмент);
• клиентоориенти-рованное консультирование;
• системное консультирование, ориентированное на результат;
• индивидуальная опека клиента (курирование);
• помощь в процессе переход от учебы к работе;
• улаживание конфликтов
Социальная групповая работа
(ученики, родители, учителя)
Инструменты:
• тренинг социальных компетенций;
• консультирование школьных классов (например, по вопросам моббинга);
• тренинг для родителей;
• повышение квалификации учителей;
• информационные мероприятия.
Методы:
• воспитание - просвещение - когнитивно-поведенческие подходы;
• подходы, ориентированные на изменение поведения (планы укрепления);
• тематическое взаимодействие;
• методы сопоставления и противопоставления;
• диверсификационный менеджмент (менеджмент многообразия - интеграционная работа);
• педагогика свободного времени;
• игровая педагогика;
• педагогика переживаний;
• воспитание с помощью СМИ;
• улаживание конфликтов.
Работа с общиной:
• организация сотрудничества в городском квартале;
• проведение конференции городского квартала
Социальный менеджмент
• развитие организации и менеджмент;
• разработка концепции;
• работа с общественностью.
Ориентация на социальное пространство
Организация сотрудничества между общественными и частными организациями помощи молодежи (индивидуальная опека клиента (курирование))
• коучинг;
• супервизия / коллегиальное консультирование в отношении конкретного случая;
• сотрудничество с другими школьными социальными работниками (на уровне города и области);
• обучение \ повышение квалификации;
• самоэвалюирование
и подходов на ориентированные на клиента или ориентированные на самоё профессию. К методам, ориентированным на клиента, относятся индивидуальная социальная помощь, работа с группой и с общиной или ориентация на социальное пространство. Эти методы подразделя-
ются на отдельные технологии, причем зачастую внедряются с применением смежных методик. Методы, ориентированные на профессию, подразделяются на те, которые направлены на самоё личность социального работника или на организацию. Школьный социальный
Таблица 3
Число специалистов и рабочих мест школьных социальных работников в учреждениях, финансируемых на уровне земли (распределение в зависимости от типа школы) и численность самих школ на 25.01.2011 (без учета 593 специалистов, работающих в рамках гибкого подготовительного этапа начальной школы)
Типы школ Число школь- Число ставок Число школ, имеющих в штате соци-
ных социальных школьного социаль- альных педагогов, в скобках - общее
работников ного работника количество школ по различным типам
Начальная школа 28 18.06 24 (из 3.127)
Основная школа 428 328.62 390 (из 633)
Реальная школа 38 30.63 37 (из 511)
Гимназия 13 11.93 13 (из 513)
Объединенная 304 264.27 189 (из 207)
школа
Про фессиональный 82 73.26 75 (из 261)
колледж
Колледж перепод- 14 11.64 13 (из 47)
готовки
Вспомогательная 32 23.41 32 (из 646)
школа
939 761.82 773 (из 5.766)
По данным министерства молодёжной политики земли Северный Рейн - Вестфалия [1].
работник использует социальный менеджмент и за счет различных технологий, таких как супер-визия или повышение квалификации, поддерживает свой профессионализм.
Распространение школьной социальной работы в земле Северный Рейн - Вестфалии: статистические данные (NRW) В Германии школьная социальная работа за последние 40 лет получила значительное распространение, что подтверждают имеющиеся статистические данные. В будущем мы рассчитываем, что школьная социальная работа будет развиваться, причем, возможно, в направлении задействования каждой школе. Наряду с семьей школьная социальная работа приобретает все большее значение как важнейший институт социализации, в последнее время значительно возросло число школ продленного дня. Социализация происходит не за счет когнитивной передачи знаний, а за счет содействия в приобретении эмоциональных и социальных компетенций. Для этого необходимы не только учителя, но и представители других профессиональных групп - такие, как социальные работники. Школа находится в процессе «открытия». Очередная акция в данном направлении может рассматриваться в контексте содействия образованию и участию. В этой связи выделенные федеральным правительством финансовые пакеты были использованы, в том числе, и для организации в школах временных рабочих мест для школь-
ных социальных работников. Вопрос о продлении этих мероприятий на 2013 год еще обсуждается. Школьная социальная работа воспринимается в качестве инструмента по снижению образовательного неравенства.
Имеющаяся статистика земли Северный Рейн - Вестфалия показывает преимущественное распространение школьной социальной работы в основных и единых школах. Причем численно единые школы лучше всего обеспечены соответствующими специалистами. Данные статистики четко указывают на наличие потребности в социально-педагогическом персонале, так как лишь в 773 из 5766 школ в Северной Рейн - Вестфалии работают школьные социальные работники (табл. 3). Процесс развития понемногу распространяется и на гимназии.
Правовые основы
Школьная социальная работа не имеет специального законодательства, ее деятельность не закреплена ни в постановлениях, касающихся школы, ни в директивах помощи молодежи. Имеются лишь распоряжения на уровне земли, как это организовано, например, в Северной Рейн - Вестфалии.
Несмотря на это, обоснование школьной социальной работы можно найти в восьмом Социальном кодексе (БвВ VIII). § 8 а данного кодекса (Защита ребенка в случаях, угрожающих его жизни и здоровью) обязывает местные организации, в том числе и школу, к активному сотрудничеству в случаях, угрожающих жизни и
Рис. 2.
здоровью ребенка. В § 11 восьмого Социально-
Принадлежность учреждений
го кодекса (Работа с молодежью) предписано способствовать молодежи в её развитии за счет предложения услуг организациями, работающими с молодежью. Школьная социальная работа как раз и является такого рода услугой для всех школьников и не должна адресоваться только детям и молодежи, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
§ 13 данного кодекса регулирует социальную работу с детьми и молодежью, которым необходима поддержка в их развитии. Школьная социальная работа предпринимает попытки компенсировать неравенство, вызванное особенностями развития и социализации. Кроме того, за счет проектов школьная социальная работа охватывает и такие важные вопросы, как моббинг, кибермоббинг и разного рода зависимости - в соответствии с § 14 восьмого Социального кодекса (защита детей и молодежи). За счет предлагаемых консультаций социально-педагогический персонал в школе вносит свой вклад в содействие общему воспитательному процессу внутри семьи в соответствии с § 16 данного кодекса. Кроме того, § 81 БОБ VIII обязывает к сотрудничеству со всеми существующими государственными и общественными организациями и учреждениями. Школьная социальная работа благодаря своему профессионализму активно способствует организации социального взаимодействия всех социальных учреждений в рамках ближайшего социального пространства [2, 8. 36]. Причем особое значение при этом имеют отдельные договоры о сотрудничестве между школой и учреждениями помощи молодежи.
Школьная социальная работа в Германии может реализовываться различными учреждениями (рис. 2).
В исследованиях предпочтение отдается учреждениям помощи молодежи (хотя при этом речь идёт не только об их преимуществах, но и о недостатках). Предпочтение в отношении данных учреждений обосновывается следующим:
- независимость от школьной иерархии;
- наличие профессиональной компетенции;
- наличие правовых основ.
В Северной Рейн - Вестфалии большинство школьных социальных работников приняты на работу школой и потому и подчиняются школе (табл. 4, 5).
Возможно, в других федеральных землях данное распределение будет выглядеть несколько иначе.
Административная принадлежность школе предполагает также и непосредственное подчинение руководству школы, которое, с профессиональной точки зрения, является профессионально чуждой структурой для школьной социальной работы. Именно поэтому обсуждается опасность инструментализации школьной социальной работы в соответствии со школьными интересами (тренинги, подмена учителей в случае болезни, надзор во время пауз и т.д.). В качестве положительного подчеркивают принадлежность к школе называют лучшую интеграцию в школьную систему.
Важнейшие общие условия
В рамках общественной дискуссии, в профессиональной литературе, а также внутри
Таблица 4
Специалисты и рабочие места школьной социальной работы в Северной Рейн - Вестфалии в зависимости от административной принадлежности
Финансирование школьной социальной работы Специалисты (чел.) Число мест
Земля Северный Рейн - Вестфалия (NRW) 939 762
Коммуны, независимые организации помощи молодежи и т.д. 413 326
Всего школьных социальных работников в Северной Рейн - Вестфалии 1352 1088
Данные на 25.01.2011 г. Данные о первой половине школьного 2010-2011 учебного года - по состоянию на момент опроса (14.02.2011 г.).
Таблица 5
Численность школ, где представлена школьная социальная работа (распределение по формам школ и в соотношении к общей численности школ каждого типа). Сравнение школьной социальной работы, финансируемой землей или из средств местного бюджета [1]
Общественные школы, всего (1) Земельное финансирование Местное финансирование
Число школ % Число школ %
Начальная школа 3127 24 0.8 % 104 3.3 %
Основная школа 633 390 61.6 % 124 19.6 %
Реальная школа 511 37 7.2 % 38 7.4 %
Гимназия 513 13 2.5 % 18 3.5 %
Объединенная школа 207 189 91.3 % 14 6.8 %
Профессиональный колледж и колледж переподготовки 308 88 28.6 % 37 12.0 %
Вспомогательная школа 646 32 4.9 % 109 16.9 %
5.766 773 444
самой профессиональной группы называются следующие условия, которые являются приоритетными для осуществления социально-педагогической работы в школе:
- размещение социально-педагогического персонала в школе;
- обеспечение самостоятельной и нерегла-ментированной работы (то, что касается методов, содержания и рабочего времени);
- обеспечение важных для работы условий, таких как отдельное помещение, оснащение техникой, телефон и т.д.;
- поддержание доверительных взаимоотношений с учащимися;
- привлечение для решения педагогических вопросов и проблем, связанных с девиантным поведением;
- заключение договоров о сотрудничестве со всеми участниками процесса об услугах, целях и общих условиях.
Заключительные размышления Несмотря на то что нет исследований, касающихся эффективности школьной социальной работы, за последние 40 лет эта профессиональная деятельность получила большое признание и заметно повысился интерес школы к трудоустройству социально-педагогического персонала. Представляется достаточно трудным найти подходящий исследовательский инструментарий, так как сложно оценить рост эмоциональной компетенции и эффективность профилактики и кризисной интервенции. Частично значимость школьной социальной работы можно измерить ежедневной посещаемостью школьного социального работника его клиентами и его включенностью в школьную повседневную жизнь. Причем на первом месте должна быть не эффективность, а именно качество работы по построению взаимоотношений. В терапевтиче-
Таблица 6
ской работе взаимоотношения пациента и терапевта считаются важнейшим показателем эффективности. И в этом есть сходство со школьной социальной работой: школьники учатся у своих учителей или, другими словами, они показывают стремление измениться, если они воспринимаются всерьез со стороны школьного социального работника.
Представляется логичным, что школа является не только местом, где можно приобрести когнитивные навыки. Социализация происходит не только в семье. Школа, как социальный институт, несет большую ответственность за то, чтобы вносить эффективный вклад в общественно-экономическую эффективность, так как низкий уровень социальных и когнитивных компетенций оказывает влияние на дееспособность общества (например, на численность психических отклонений).
Подготовка школьных социальных работников на факультете образовательных наук в университете Дуйсбург-Эссен
Университет Дуйсбург-Эссен предлагает обучающимся по профилю социальной работы или социальной политики в рамках практико-теоретического проекта, рассчитанного на два семестра (3-й и 4-й), подготовить себя к работе
в качестве школьного социального работника (табл. 6).
В течение 3-го семестра в рамках специализированного семинара и занятий студенты проходят подготовку к их практической деятельности в 4-м семестре. Содержательно студенты осваивают теорию, в том числе темы, связанные с разработкой концепции, основы теории развития и научения, теорию консультирования, груп-по-динамические подходы и презентационные возможности. В рамках практических занятий студенты разрабатывают отдельные тематические блоки (например, блок, посвященный содействию в получении социальных компетенций). Применяя ролевые игры, они учатся проводить консультации. Собственные проектные идеи обсуждаются и оцениваются. Практическая деятельность сопровождается участием в семинарах, посещением занятий и дополнительно -заседаниями супервизии. Именно супервизия предоставляет учащимся возможность развития профессионального самопознания за счет использования саморефлексивных методик.
Список литературы
1. LWL - Zandesjugendamt, Westfalen, Jugendhilfe aktuelle, 2/2011.
2. Pötter S. (2009): Profession Schulsozialarbeit. VS Verlag für Sozialwissenschaften Wiesbaden.
3. Baier F., Deinet. U. (2011): Praxisbuch Schulsozialarbeit, Methoden, Haltungen und Handlungsorientierungen für eine professionelle Praxis, Verlag Barbara Budrich Opladen.
4. Jugendhilfe aktuell (2/2011): Schwerpunktthema: Schulsozialarbeit. LWL-Landesjugendamt Westfalen.
5. Schulsozialarbeit an der Gesamtschule (2000). Arbeitsgruppe Gesamtschule. Neue Deutsche Schule Essen.
6. Speck K. (2006): Qualität und Evaluation in der Schulsozialarbeit, VS Verlag für Sozialwissenschaften Wiesbaden.
7. Speck K. (2007): Eine Einführung. Ernst Reinhardt Verlag München Basel.
SCHOOL SOCIAL WORK IN GERMANY: GENERAL CONDITIONS, CONCEPTS AND PRACTICAL EXPERIENCE
C. Laupichler
The tendencies of school social work in Germany are being analyzed, particularly, the features of social work practice in the Land of North Rhine-Westphalia over the past decades. Positive and negative aspects of social workers' position in schools are emphasized.
Keywords: school social work, concepts, practices, features of different Lands of Germany.